Сложность композиции зависит только от фантазии. Главное, очень аккуратно сшить все кусочки друг с другом. Именно поэтому новичкам будет легче работать с крупными квадратами. Узоры обычно строятся из блоков: ты сшиваешь маленькие лоскуты вместе так, чтобы стал виден узор (например, звезда или многоугольник), и повторяешь получившийся блок несколько раз. Продумав узор, сложи один блок, не сшивая его, и посмотри еще раз внимательно: пока еще сочетание тканей можно изменить.
Сложи лоскуты лицевой стороной внутрь и сшей их друг с другом на машинке. Затем прогладь лоскутки и швы. Будь аккуратна, ткань ни в коем случае не должна топорщиться.
Приступай к разметке для стежки. Обычно ее делают твердым карандашом H2. Стежка может быть ориентирована на блоки, а может не зависеть от них и изгибаться сложным контуром.
Отверни припуски нижней части и приметай их к утеплителю. Это нужно для того, чтобы при последующей стежке тебе не мешали волокна флизелина и не сыпалась ткань. Стежка может быть ручной и машинной. Машинная сделает одеяло более рельефным, плотным и не очень пластичным. При ручной стежке одеяло получается более мягким и пышным.
Каждое лоскутное изделие уникально: повторить его в точности просто невозможноЕсли посмотреть многочисленные фото или видео, где изображены лоскутные вещи в интерьере, диву даешься – такая рукотворная красота однозначно украшает любой дом. Для начинающих мастериц пэчворк – техника, в которой можно найти себя, и начинать украшать дом своими руками. И первой же работой может стать одеяло в стиле пэчворк, или покрывала в той же технике.
Начать нужно с повторения чужих ошибок. Правда, повторения теоретического. Нередко такая огромная, сложная работа заканчивается разочарованием – что-то рукодельнице в одеяле не нравится.
От простого к сложному: если вы новичок в данной технике, лучше начать с составления простых блоков
Итак, главные ошибки начинающих:
Любой мастер-класс пересмотрите, перечитайте несколько раз. Не обделите вниманием и схемы: схемы позволяют не запутаться.
Сначала, конечно, стоит собрать все необходимые инструменты и материалы воедино. Убедитесь, что все необходимое у вас есть.
А именно:
Для работы с тканью своими руками, прежде всего, необходимо подготовить рабочее место со всем необходимым
Прежде чем начинать резать ткань, важно определиться с расцветкой и орнаментом
Касательно квадратов: чтобы упростить работу, используйте схемы на бумаге. На схему вы выкладывайте квадраты (количество их от 48 и больше), и так вы не собьетесь, что с чем сшивать. Сделайте фото такой выкладки, которое тоже вам будет служить ориентиром.
Мастер-класс дополнят и подсказки для начинающих о том, как выбрать цвета для одеяльца, сшитого своими руками. Для такого покрывала из квадратов нужно подбирать лоскутки, которые хорошо сочетаются.
Рассмотрим комбинации самых популярных цветов:
Если вы не хотите сделать слишком пестрое одеяло, три цвета – золотая середина. Детское одеяльце может быть более пестрым, и лоскутные частички в нем могут быть со смешными и веселыми рисунками.
Грамотно подобранная цветовая гамма позволит лоскутному одеялу стать важным элементом интерьера
Прежде чем начинать работу, лоскутки необходимо выстирать и отутюжить
А теперь совет для начинающих, как своими руками украсить такие одеяла. К примеру, вы делаете одеяло из квадратов в подарок ребенку. Сегодня стало традицией дарить одеяльце-пэчворк новорожденному. Своими руками на одном из квадратов можете сделать праздничную вышивку. Пожелания, дату рождения малыша или авторскую подпись.
Для начинающих мастеров важно показать класс: украсить одеяло можно оригинальной тесьмой, или же сделать лоскутную вставочку из какой-то особенной ткани. Часто в одеяльца переделываются старые детские вещи, с которыми подольше не хочется расставаться.
Считается, что вещи, созданные своими руками из старых вещей, несут особую энергию. Так что вы можете сделать одеяльце-оберег или для ребенка, или для взрослого.
Любую работу в пэчворке, созданную своими руками, или снимайте на видео в процессе изготовления, или делайте фото. Это поможет вам в дальнейшем, и может быть, для кого-то еще станет подсказкой.
Пэчворк – искусство превращения маленьких, самих по себе ничего не значащих лоскутков во что-то цельное, весомое, большое. Галерея фото таких работ вдохновляет мастериц на свои открытия в этой технике, а вещи служат долго и могут даже передаваться из поколения в поколение.
Технику шитья из кусочков ткани называют пэчворком и признают одним из видов декоративно-прикладного искусства. Он уже не считается сугубо утилитарным направлением, когда неимущие слои общества использовали отходы материи, чтобы изготовить лоскутное одеяло своими руками или другую необходимую в хозяйстве вещь. Пэчворк превратился в искусство - из него делают постельные и кухонные принадлежности, занавески, брендовую одежду и даже красочные панно.
Техника изготовления вещей из лоскутков может называться квилтингом. Начинающие мастерицы не всегда могут разобраться, чем он отличается от пэчворка.
Хоть техники и похожи между собой, существуют отличия. Пэчворк - узкое понятие, он подразумевает собственно лоскутное шитье. Квилтинг в дословном переводе с английского означает «стежка» (прошивание). Он объединяет две или несколько техник, в том числе вышивку. Изделия получаются объемными благодаря стежке. Так что пошитое из кусочков ткани своими руками одеяло, даже самое простое, все-таки выполнено в технике квилтинг, включающей в себя пэчворк.
Из лоскутков ткани можно сшить что угодно, например, исключительно практичные вещи, или воплотить свои самые смелые идеи, отпустив фантазию в свободный полет. Одна из техник пэчворка так и называется - «крейзи» («безумный»), правда, для начинающих мастериц она слишком сложна.
Шить из лоскутков своими руками непросто. Работа требует времени, усидчивости и аккуратности.
Для пэчворка нужен определенный набор инструментов. Ниже приведен исчерпывающий список , возможно, что-то вам не потребуется:
Это только кажется - произвольно нарезаем куски ткани и шьем из лоскутков своими руками что угодно. Шаблоны в пэчворке играют ту же роль, что и выкройка при создании одежды. Именно с их изготовления начинается работа над изделием.
Одни и те же шаблоны могут использоваться многократно, поэтому для их создания берут прочный материал, лучше всего прозрачный пластик, через который можно видеть рисунок ткани. Сначала вычерчивается нужный элемент (квадрат, ромб, треугольник), затем добавляется припуск на шов и проводится второй контур.
Готовый шаблон похож на рамочку. По его наружному контуру вырезают детали будущего изделия, а по внутреннему сшивают.
Необязательно использовать для рукоделия специальную ткань для пэчворка - подойдет любая понравившаяся. Возможно, необходимые материалы найдутся дома - кусочки, оставшиеся после пошива одежды или старые, но не ветхие вещи. У каждой ткани свои особенности:
В качестве прокладки (среднего слоя) используют синтепон или ватин.
Любую ткань нужно подготовить перед кроем , иначе в процессе эксплуатации изделие может полинять, дать усадку, перекоситься:
Пэчворк - довольно сложное искусство. Здесь нельзя «взять и сделать». Нужно все четко спланировать, соблюдать последовательность действий и не нарушать правила. Интересно, что начинать лучше с изготовления крупных вещей. Пошить покрывало гораздо проще, чем, скажем, кухонную прихватку, а время на работу уйдет одинаковое.
В продаже есть наборы для пэчворка, состоящие из минимального набора инструментов, кусочков ткани, готовых схем и подробной инструкции. Но стоят они дорого, да и придумать узор самостоятельно гораздо интереснее. Если не пользоваться готовыми комплектами, можно получить эксклюзивную вещь, одновременно разгрузив дом от ненужных лоскутков и старой одежды.
Существует множество техник пэчворка, например:
Идеи можно придумать самостоятельно, подсмотреть, работая в интернете или с фотографиями. Одеяло из лоскутков своими руками сделать легче всего. К тому же оно пригодится в хозяйстве, поразит окружающих, да и мастерица сможет понять, стоит ли заниматься пэчворком или лучше переключиться на что-то другое.
Сначала нужно создать эскиз. С подбором цветов может помочь цветовой круг. На первых порах лучше выбрать несложный узор из квадратов, использовать ткани одинаковой фактуры нескольких принтов. Лучше всего вырезать один блок лоскутков, разложить на белой простыни и проверить, гармонично ли сочетаются цвета.
Затем рисуется схема, на которой будут обозначены форма и размеры деталей, проставлены номера, закрепленные за каждой группой лоскутков. Исходя из этого подсчитывается количество деталей.
Начинающим мастерицам легче всего будет шить лоскутное одеяло из элементов, одинаковых по форме и размеру - квадратов, прямоугольников, треугольников. Чтобы изделие выглядело аккуратным, все фрагменты должны быть равновеликими. Именно для этого нужны шаблоны.
Лекало накладывается на ткань, границы очерчиваются мелом или мылом. Вырезать деталь нужно по внешнему краю, сшивать - по внутреннему.
Величина припуска на шов зависит от типа ткани - чем она плотнее (тонкая шерсть, джинс) или сложнее в крое (шелк), тем больший нужен отступ. Драп, толстую шерсть кроят сразу по внутреннему краю шаблона. Если детали сшивать, получится утолщение, способное испортить внешний вид готового изделия. Такая ткань строчится «зигзагом» встык, но лучше предварительно «посадить» фрагменты на кусочки флизелина и стачать края.
При крое обязательно учитывается направление долевой нити - у квадратов она должна быть параллельной одной из сторон, у треугольников - перпендикулярной основанию. Если пренебречь этим требованием, готовое изделие перекосится.
Сборка сложных изделий обязательно проводится так: сначала пришиваются мелкие детали, затем крупные. Это позволит сохранить узор, избежать перекосов и деформации.
Большинство поделок в технике пэчворк состоят из блоков. Например, в составленном из квадратов или треугольников одеяле сначала сшивают фрагменты полосами, а затем уже объединяют их в большое изделие.
Лоскуток к лоскутку приметывают по внутреннему краю разметки нитками или скрепляют булавками. Затем кусочки сшивают на машинке. После этого припуски заутюживаются. Только потом блоки сшивают в единое полотно.
Проутюживание сшитых фрагментов важнейший этап сборки , пренебречь им - значит испортить изделие:
От горячего утюга синтепон портится. Его гладят при низкой температуре, используя парогенератор или влажную ткань.
Завершающим этапом при пошиве объемных вещей, предусматривающих наличие подкладки и утеплителя, является стежка. Она прочно соединяет три слоя изделия, не дает ему перекоситься при стирке или чистке, сбиться ватину или синтепону. Узоры стежки могут быть очень сложными, выполняться разноцветными нитями.
Подкладку и утеплитель выкраивают по возможности из цельного куска ткани, добавив к размеру лицевого полотна около 5 см с каждого края. Сначала стегают верхнюю и внутреннюю часть, затем соединяют с изнанкой. Это делается для того, чтобы избежать деформации готового изделия.
Стегать можно на машинке или вручную в такой последовательности:
Для изготовления первого изделия в стиле квилтинг можно воспользоваться мастер-классом с пошаговой инструкцией. Сшить лоскутное одеяло своими руками легче всего в технике быстрых квадратов. Готовое изделие будет иметь размер 220х200 см, раппорт - 20х20 см, материал - ситец.
Одеяло готово!
Сшить хорошее одеяло своими руками – работа не из особо сложных, но кропотливая. Привлекательно с ней то, что, сэкономив немалую сумму, даже начинающая мастерица сможет получить вещь, буквально во всем превосходящую покупные, и к тому же уникальную. Попробуйте определить, где на рис. дорогое фабричное одеяло. И как оно смотрится в сравнении с остальными.
Все самоделки на рис. выполнены в разных видах техники лоскутного шитья, и недаром. Большинство самодельных одеял именно лоскутные. Сшить лоскутное одеяло своими руками отнимет немало времени, но даст большие возможности для творческого самовыражения и означает дополнительную экономию: если вы и не профессиональная швея-надомница и у вас не накапливаются обрезки ткани, то ее отходы можно приобрести на любом швейном производстве на вес и недорого. В магазинах «Умелые руки», «Все для творчества» и т.п. продаются уже рассортированные по цветам, расцветке и видам ткани наборы лоскутов специально для шитья в технике пэчворк; стоят они дороже производственных отходов, но не в разы. Поэтому большая часть материала статьи посвящена именно лоскутным одеялам, хотя мы задержимся также на гладкокрытых, модульных и плетеных.
Поскольку сделать кровать к одеялу или подогнать ее к нему, понятное дело, трудно, то пошив одеяла ведется под размер кровати. Если ваша кровать(и) фабричная покупная(ые), то к ней/к ним подойдут одеяла какого-то из следующих размеров:
Размеры одеяла к существующей кровати подбираются так, чтобы его края (бахрома, кружево, оборка, рюш) на застеленной кровати без лежащих не доставали до пола на 12-15 см, иначе кромка одеяла будет пачкаться. Также одеяло на свободной кровати не должно сбиваться в ногах или головах, не то утеплитель поползет. По размеру одеяла определяют количество необходимых для пошива материалов.
Сшить одеяло элементарно просто только на первый взгляд, и это касается не только его простегивания, о котором далее пойдет особый разговор. Вы не пробовали стирать пропотевшее одеяло? Скажем, после загрипповавшего? Если да, то знаете, что в машинку оно не всегда влезает и как тяжела его ручная стирка. И во что после нее может превратиться ваша работа, потребовавшая, возможно, нескольких месяцев плотно занятых вечеров. Так что давайте посмотрим, как лучше сшить одеяло, чтобы с ним потом хлопот было поменьше и пореже.
Одеяло, как известно, состоит из подбоя (испода), утеплительного вкладыша и покрышки. Чтобы утеплитель не полз и не сбивался, весь пирог или простегивается, или же подбой с покрышкой образуют пододеяльник, в который помещается вкладыш. Последний вариант вследствие стараний рекламщиков, проталкивающих дорогую продукцию, в последнее время не особо в ходу, но для самодельного одеяла из лоскутков его желательно рассмотреть в первую очередь, т.к. в таком случае большинство проблем со стиркой одеяла и заменой вкладыша отпадает. Вкладыш изнашивается всегда быстрее покрышки, а стирка без него покрышки с исподом равнозначна стирке 2-х простыней. Если окно под вкладыш в середине покрышки нежелательно по соображениям дизайна, то в ногах можно сделать из ткани подбоя широкую пройму с внутренним карманом-подворотом, как в наволочке. Это, кстати и полностью снимает проблему выворотного шва; любая швея сразу поймет, насколько упрощается пошив.
В одеяле со сменным вкладышем всего одно «но»: если кровать без изножья, то вкладыш выперет карман и ткань подбоя окажется на виду. Избежать этого, не прибегая к тоже заметным и твердым застежкам любого рода, можно с помощью широкой каймы и/или выбора соответствующего материала подбоя (см. далее). И еще раз кстати, одеяло с вставным вкладышем может быть и летним не утепленным. Но мы опять уперлись в материалы.
На подбой чаше всего пускают х/б полотно, сатин или саржу; в дорогих моделях шелк. Х/б текстиль всем хорош, кроме того, что легко пачкается, преет пропотевший и довольно быстро протирается. Поэтому х/б подбой делают в одеялах для детей и младенцев, появившихся на свет в теплое время года; на подбой одеяльца для зимнерожденного лучше брать бязь или байку. В эпоху памперсов проблема влагостойкости изнутри, слава богу, не актуальна.
Сатин, саржа и шелк легки, прочны, абсолютно паропроницаемы, не накапливают в себе грязь. Но – скользки. Кому-то нравится, когда одеяло ласкает тело, а кто-то, наоборот, и в пижаме под таким ворочается, пытаясь все-таки заснуть. Кроме того, одеяла со скользким подбоем не рекомендованы соням-вертячкам: сползают, сбиваются.
В таком случае оптимальным выбором будет бамбуковое полотно: х/б или вискоза с добавкой тончайших волокон бамбука. То, что пишут о его якобы чудодейственных для здоровья и уникальных теплотехнических свойствах – вранье несусветное. Что поделаешь, маркетологи народ, мягко говоря, своеобразный. Если им босс строго-настрого запретит приукрашивать под угрозой пожизненного отлучения от корпоративов и бонусов, у них просто дыхание прервется и не откроется снова. Однако у бамбукового полотна и без насильственного проталкивания и так немало реальных достоинств:
Утепляют одеяла чаще всего синтетическими волокнистыми материалами: синтепоном (основа – силикон, поз. 1 на рис.) или холлофайбером (основа пропиленовая, поз. 2). Подушечки модульных одеял (см. далее) удобно набивать синтепухом, поз. 3. Это тот же синтепон, только не листами, а в виде лохматых гранул. Для утепления одеял листовой синтепон и холлофайбер берут плотностью 150-200 и толщиной 5-8 мм.
Одеяло с утеплителем из синтепона легче и дешевле, чем из холлофайбера, но от стирки синтепон слеживается быстрее. Оба эти материала теплы, необычайно легки, безвредны, в т.ч. для маленьких детей, но собственная влагоемкость у них невелика, т.е. они легко отпотевают и отсыревают. Т.к. материалы нетканые, одеяла с вкладышами из них обязательно нужно простегивать, иначе утеплитель быстро собьется в ком. А стежка одеяла на синтепоне требует особых приемов работы, т.к. он сколький и ползет между подбоем и покрышкой, но при этом охотно цепляется за иглу и нить.
Вкладыш одеяла из флиса, того самого, из которого шьют куртки и теплое белье, (поз. 4), несколько тяжелее и дороже, но взамен имеет массу достоинств. Флис – ткань, так сказать, для наружного применения, прочная, теплая и стойкая. Паро- и влагопроницаемость его неоднородна: от пушистой стороны к плотной хорошая, а наоборот низкая, т.е. пот он поглотит и выпустит наружу, а пролитому на одеяло кофе просочиться к телу будет трудно.
Флис не ползет и почти не тянется. Вкладыш в одеяло из него можно сделать сменным и не мучиться с простегиванием или же простегать одеяло с несменным вкладышем по упрощенной, на порядок менее трудоемкой схеме, см. далее. В последнем случае одеяло можно будет стирать безо всякого: флис, как тканый материал, стирке подлежит вполне.
Автор данной публикации прошлой осенью взял, да и заменил жаккардовое верблюжье одеяло вкладышем из бельевого флиса (он дешевле курточного); понадобилось только сшить отрезы вдоль и сделать оверловку. И что же? Одеяло стало легче, но зимой грело не хуже. А в межсезонье, когда отопление было уже отключено, кондиционер включать еще рано было и температура в квартире скакала от ниже санитарной нормы до +27, под одеялом с флисовым вкладышем было одинаково комфортно. И к сведению: жаккардовое одеяло из натуральной шести хакасских верблюдов размером 210х250 по теперешним ценам обойдется где-то в 3000 евро. Хотя сносу ему, конечно, нет и не предвидится в любых мыслимых и немыслимых условиях эксплуатации.
Лоскутное одеяло издавна шили себе в приданое девушки на выданье, и отнюдь не по бедности, а как свидетельство своих усидчивости, трудолюбия, мастерства и художественного вкуса; пошивом одеял из лоскутков занимались и боярышни с принцессами. На Западе последние уже в замужестве частенько также ткали гобелены, с чем вошла в историю супруга Вильгельма Завоевателя: на ее творении запечатлена история покорения Англии норманнами.
С началом советской власти лоскутным одеялам была объявлена война такая же нещадная, как и церквям. С подачи небезызвестных тов. Инессы Арманд и Александры Коллонтай. Причину такой нетерпимости можно понять, если вспомнить «теорию стакана воды» последней и следующий из нее известный лозунг 20-х годов прошлого века: «Комсомолка не должна отказывать комсомольцу!». В чем – тт. Коллонтай и Арманд ханжески умалчивали, но безобразные комсомольские оргии ведут начало именно с тех времен.
К слову, и товарищи убежденные партийцы своего не упускали. На любом партсобрании актив с серьезными лицами, но со жгучим нетерпением в душе ждал «шестого вопроса». Принято было «по бумажке» на одном парсобрании рассматривать 5 вопросов, а «шестой вопрос» это была пьяная вакханалия после.
К «рассмотрению шестого вопроса» частенько привлекались и «перспективные» комсомольские активистки, были бы в наличии. Из теперешних деятельниц откровенно-нацистского толка можно выискать не менее 10 разной степени известности, во время оно подвизавшихся в данной ипостаси и свято веривших в великое светлое будущее. Свое уж точно и только на своих естественных данных, безо всяких там выдающихся способностей, великих трудов и свершений. А потом вдруг на тебе – перестройка, разоблачения, перелом и полный облом карьеры. Ну как тут не остервенеть вконец? Однако покончим с тем, что под одеялом иной раз творится и вернемся к одеялам как таковым.
Наиболее трудоемки, но и ценятся больше всего одеяла, сшитые из каких попало лоскутов и обрывков. На работу уходили годы, а чтобы собрать этот хаос так, чтобы смотрелось, нужны недюжинные способности. За лоскутное одеяло в стиле хаоса (поз. 1 на рис.) в Англии, напр., ценители отдают до 8000 фунтов и более.
От раскроя чаще всего остаются клинья и полосы. Первые как сами собой просятся в спиральную композицию (поз. 2), а из полос шьют лоскутные одеяла в стиле зебра или ручеек, поз. 3. Последние ценятся почти наравне с хаотическими, как несколько менее трудоемкие, но более зрелищные.
Модульные (блочные) лоскутные одеяла отличаются от «настоящих беспорядочных» тем, что лоскуты сшиваются в геометрически правильные модули, которые затем обрезаются по шаблону (см. рис. справа). Это упрощает и ускоряет работу в разы, но и ценность изделия в глазах знатоков снижается, т.к. определяется уже преимущественно художественными достоинствами одеяла. Поэтому блоки чаще всего шьют квадратные. 5-ти, 6-угольники и др. совместимые без зазоров фигуры сильно усложняют работу, а зрелищно одеяло если и выигрывает, то немного.
Одеяла в стиле «блочного хаоса», поз. 4 на рис. выше, более любительские, т.к. их трудоемкость относительно невелика. На аукционах в среднем ценовом сегменте хорошо расходятся блочно-сборные лоскутные одеяла в стиле пашня (поз. 5) и огород, поз. 6. Названы они так потому, что несколько похожи на аэрофотоснимки местности данного типа. Также средне, но повыше, котируются одеяла в стиле лоскутного меандра, поз. 7, блочно-геометрическом, поз. 8 и 9, а также шахматном, поз. 10, если они выполнены со вкусом и выдумкой.
Примечание: все блочно-сборные лоскутные одеяла могут шиться т. наз. выворотными, с поперечными, продольными или теми и другими швами между блоков на лице, поз. 11.
Блочно-модульное лоскутное шитье – это уже зарождение техники пэчворк и ее разновидности квилтинга (не путать с квиллингом из бумаги!). В сборном пэчворке модули (блоки) сшиваются друг с другом, как в простом лоскутном шитье, а при квилтинге нашиваются на сплошную основу. Принципиально пэчворк отличается от простого лоскутного шитья тем, что лоскуты заранее подбираются и готовятся под изделие. Напр., в наборах для пэчворка лоскуты нередко уже обрезаны в размер и продаются комплектами для конкретной вещи с приложением схем пошива блоков и сборки.
Техника пэчворк недаром завоевала мировую популярность: в ней можно в домашних условиях создавать поистине шедевры швейного искусства практически в любом национальном и/или традиционном стиле; некоторые образцы см. на фото. Чаще всего используется геометрическая сборка из блоков правильной формы, но возможны также варианты зебры, ручейка, волны и др. Зримого хаоса пэчворк не приемлет, его узор всегда смысловой и определенным образом организован. Если простое лоскутное шитье ближе к абстракционизму в изобразительном искусстве, то пэворк это уже полноценный модерн.
Абстракционизм не лишен глубокого смысла, но ему, кроме выдающего мастера, нужен и не менее сведущий зритель-ценитель. Поэтому абстракция легко подделывается пустопорожними бездарями. Модерн также лишен жестких канонов, но показывает свою суть явно и отличить в нем успех от никчемных потуг способен почти каждый. Это вторая важная причина популярности пэчворка.
Стандартные размеры блока пэчворка от 10х10 до 30х30 см с шагом в 5 см. Простые схемы блоков пэчворка, как, напр. угловая спираль и лесенка, можно составлять самостоятельно на клетчатой бумаге, см. рис.; цифрами обозначаются номера расцветок тканей согласно выбранным образцам. Размер блока получается исходя из наименьшей допустимой ширины элемента узора по лицу, равной 1,5 припускам на подвертку, т.е. для большинства тканей 15 мм (см. далее, о технике шитья).
В поиске по запросам «лоскутное шитье блоки», «пэчворк блоки», «блоки для лоскутного шитья», «блоки для пэчворка» вываливается множество образцов. Но это будут или упрощенные схемы с буквенным указанием уровней (верхняя часть на рис.), или просто образцы элементов узора (внизу на рис.), на основе которых нужно разработать выкройки в размер и сделать раскладку наличных лоскутов по расцветке.
Разработка полной схемы швейного изделия в технике пэчворк производится поэтапно следующим образом:
Последний пункт – камень преткновения для начинающих любительниц/любителей пэчворка, его часто просто упускают из виду. А потом оказывается, что «кось попёрла» (косить пошло по геометрии и по цвету), и найти, где таится зачаток огреха в сумятице этих простых вроде фигурок очень трудно.
К разработке схем детских вещей в технике пэчворк предъявляются дополнительные требования, обусловленные особенностями еще не вполне сложившегося детского зрения и психики. Лоскутное детское одеяло, напр., нужно разрабатывать следующим образом:
Пример правильного построения схемы детского одеяла – пэчворк дан на рис. Модуль – 10х10 см. Полный размер (170х130 см) рассчитан на вырост. Рисунок значащих блоков может быть и другим, удовлетворяющим указанным выше требованиям.
Это подготовительная, но весьма трудоемкая и ответственная операция; припуск нужно давать не менее 7,5 мм, иначе потом швы покрышки расползутся. Для обрезки лоскутов в размер и по форме в магазинах (швейных, «Для творчества», «Умелые руки») продаются резаки и доски с самозатягивающимся покрытием; на их лицевую сторону нанесена координатная сетка. Покрытие шероховатое, ткань на нем держится.
Резак еще можно заменить лезвиями безопасной бритвы (3-5 на одеяло), но, если вы шьете лоскутное одеяло в стиле хаос или из хаотически набранных блоков, то замену «самозарастающей» дощечке найти трудно. Ножницами точно получается только у опытных закройщиц, а фанера и картон быстро исчеркиваются резаком до полной непригодности.
Если вы работаете в технике пэчворк, когда для одной вещи требуется довольно много одинаковых фрагментов, дело проще. Тут самое время припрячь благоверного, если только он не прилип намертво к пиву с футболом: шаблоны для резки нужно вырезать из фанеры в виде 2-х совершенно одинаковых половин с крыльями на припуск. Лоскут-заготовка вкладывается между ними (слева на рис.), и половинки совмещаются. Это нетрудно, т.к. края половинок шаблона легко прощупываются сквозь ткань. Затем шаблон сжимается пальцами или малой столярной струбциной.
Специальный резак (недешевый, между прочим) к такому шаблону не нужен: даже очень тонкая и «тянучая» ткань совершенно точно обрезается бритвенным лезвием. К примеру, всего одного такого составного шаблона достаточно, чтобы нарезать лоскутов для весьма эффектного одеяла в стиле флик-фляк (справа на рис.).
Сшивка лоскутов между собой и пошив покрышки одеяла из блоков, как и его окантовка, существенных отличий от других швейных работ не имеют. Величина припуска и минимально допустимый размер заготовки указаны выше; простейший способ окантовки – косая бейка. Обо всем прочем для начинающих предлагаем подборку видео:
Простежка теплого одеяла с несменным вкладышем – операция еще более ответственная и трудоемкая, чем подготовка фрагментов. О фигурной стежке (волна, листья, чешуя и т.п.) начинающим лучше и не вспоминать. Фигурная стежка одеял производится на весу: заготовку-пирог распяливают горизонтально в раме, а по размеченным заранее на покрышке швам все 3 слоя материалов фиксируют булавками. Лучше всего простые прямые булавки. На их острия накалывают кусочки пробки, они крепко держат пирог и предохраняют от уколов.
Когда-то фигурную стежку делали вручную, сейчас для нее используются специальные швейные машины без стола и с длинными, подвижными в 2-х направлениях консолями. Занимает такой агрегат большую комнату. Нам же желательно обойтись обычной швейной машинкой. Лучше, конечно, машинка с шагающей лапкой, но такие дороги. Гораздо дешевле будет купить или сделать самому (ему, не вам) специальную лапку для простежки к обычной швейной машинке, см. напр. след. ролик:
В любом случае рабочие приемы при простегивании одеяла следующие:
Примечание: нить для простегивания одеяла нужно брать гладкую и прочную полиэстерную №40 или №50.
Стеганое одеяло – пэчворк обычно простегивают т. наз. свободной стежкой, см. напр. видеоурок:
Вообще же для скользких вкладышей из синтепона и холлофайбера с использованием обыной швейной машитны рекомендована схема линейно-диагональной стежки (слева на рис. ниже):
Линейно-диагональная стежка не избавляет от огрехов, неизбежных при стежке на обычной машинке, но сгоняет их к краям и углам, где пирог можно обрезать. Поэтому, если одеяло простегивается таким способом, его окантовка и окаймление производятся в последнюю очередь. Если же в одеяле вкладыш из флиса, то дело опять-таки значительно упрощается: тогда оделяло можно простегать конвертом (справа на рис.); шаг расширения прямоугольников – от 10 до 25 см (для флиса).
Обыкновенное одеяло для новорожденного нужно шить, как сказано выше: размер 120х120 см, летний подбой х/б полотно; зимний – фланель, бязь или байка. Покрышка из плащевки, утеплитель однозначно синтепоновый: холлофайбер грубоват, флис тяжеловат, а синтепон до 2-3 лет продержится. Простежка обязательна, но технологическая «вредность» синтепона в данном случае особо не навредит, т.к. вещь небольшая и не напоказ.
На волне всеобщего увлечения трасформируемостью (эх, вот если бы еще – огрызок огурца в полный стакан… шутка) «продвинутые» мамы активно интересуются и одеялами для новорожденных – трансформерами. Но что тут интересно, оригинальная публикация (см. рис.) начинается словом «теоретически», а далее подчеркивается, что смысл этого новшества преимущественно экономический.
Что же помешало автору идеи блеснуть энтузиазмом? Застежки-молнии. Представьте себе, что на вашем одеяле сбоку и в головах молнии. И вы просыпаетесь с из отпечатками на боку. Или, что никак не лучше, замочек сдвинулся и защемил вам волосы или что-то еще. А каково в таком случае будет маленькому с его тонкой нежной кожицей?
В общем, не тот это случай, когда эргономикой можно жертвовать ради функциональности. Не говоря уже о моральном значении вещи. Есть патенты на обручальные кольца с щипчиками для ногтей и ключом для пивных пробок, но смысла-то в них? Если уж так хочется на рождении малыша малость сэкономить или руки ради его вещей приложить, то лучше будет сшить самый обычный конверт на выписку из роддома; выкройка дана на рис. Его можно будет сохранить и показать потом ребенку: смотри, вот сюда ты когда-то весь помещался.
Как устроено и шьется/вяжется модульное одеяло, показано на рис. Его достоинство – технологическая простота, никаких выворотных швов, точного раскроя и подгонки. Но вообще-то это вариант более покрывала на диван: если в спальне холодно, то по промежуткам между подушечками и тело холодит.
И напоследок еще одно одеяло: из помпонов. Оно относится к типу плетеных одеял. Требует довольно много пряжи, но эффектно, тепло, хорошо «дышит» и очень просто технологически, даже шить или вязать не надо уметь. Сработать одеяло из помпонов можно за вечер.
Как делается одеяло из помпонов понятно из рис. К нему можно добавить, что для теплых вещей нитей на пересечениях нужно по 80-120, т.е. по 50-60 в каждом поперечном и продольном пучке. Соответственно, гвозди должны выступать не менее чем на 100 мм. Больше нитей в пучке делают для одеяла и коврика, тогда расстояние между гвоздями нужно брать 3,5-4 см. Для пледа шаг забивки гвоздей увеличивают до 5-7 см, а нитей в пучки навивают по 40-50.
Плести одеяло из помпонов лучше всего на раме, а не на доске: удобнее перевязывать перекрестья ветвей, а раму можно разобрать и спрятать. На доске в городской квартире можно сплести разве что накидку на табурет, а на раме в обычной жилой комнате и двуспальное одеяло.
Хвостики узелков, связывающих перекрестья пучков нитей, оставляют с лицевой стороны (где будут помпоны). Обычно на основу оставляют 1/4-1/3 пучка, т.е., навив 12-20 нитей, переходят на другой цвет. Перерезают соответственно 3/4-2/3 пучка, так и образуются помпоны. Краевые пучки перерезают последними, когда полностью сформировано полотнище.
Часто бывает так, что нам жалко выбрасывать старую одежду, которую мы не носим, хотя она еще не износилась, и хранить ее не хочется, ведь она занимает много места. Дальновидные хозяйки решают эту проблему очень просто: пускают эту ткань на пэчворк и изготавливают из нее лоскутное одеяло.
Пэчворк – это направление в рукоделии, в рамках которого из лоскутов и разноцветных обрезков ткани создаются различные вещи, начиная от маленьких поделок и декоративных подушечек и заканчивая одеялами и пуфиками. Название этого вида рукоделия говорит само за себя: оно произошло от английского слова «patchwork», где «patch» – это заплатка, «work» – работа.
Лоскутное одеяло является самым популярным изделием в пэчворке, особенно для начинающих мастеров и любителей рукоделия. Одеяло в этом стиле может иметь различные узоры и орнаменты или изображать конкретные предметы, все зависит от техники исполнения и воображения мастера.
Сейчас пэчворк превратился в целое стилистическое направление, в рамках которого работают также и профессиональные дизайнеры квартир. И все же лучшие работы в пэчворке принадлежат мастерам-любителям, которые сделали это занятие своим хобби и вдохнули в него жизнь и любовь.
Культура пэчворка настолько самобытна, что подходит для декора комнат с совершенно разными по стилю интрерьерами, а не только для помещений в деревенском или Кантри стиле, как обычно думают обыватели. Лоскутные стеганые одеяла и подушки вполне гармонично дополнят и дизайны в стиле Хай-тек и Лофт.
Несомненным плюсом одеял в стиле пэчворк является их доступность. Их часто можно встретить в магазинах, а при необходимости и сшить самостоятельно. Материалы очень просты и доступны, их можно найти в любом доме – достаточно заглянуть в шкаф и перебрать старые вещи. В остальном хозяйке поможет пара простых схем-техник пэчворка, швейная машинка и капелька воображения.
Создание любого изделия в пэчворке предполагает поэтапное выполнение алгоритма, который зависит от той или иной техники. Техника определяет, какие шаблоны и выкройки необходимо будет использовать мастеру для пошива изделия:
Разновидностью традиционного пэчворка является техника «американский квадрат». Здесь также используются прямоугольные и квадратные формы ткани, но выстроены они по определенной схеме.
Более опытные рукодельницы не ограничиваются перечисленными техниками и придумывают свои. Лоскутки можно комбинировать абсолютно в любом порядке, поэтому четких законов и запретов для этого вида рукоделия нет. Можно творить, как душе угодно!
Считается, что вещи в пэчворке используются в простых стилях типа Прованс . Однако интерьер с акцентами на текстиле из лоскутков может быть выполнен не только в деревенском, но и в ряде современных стилей типа Лофт, Кантри, Арт-деко, морском или этно . Лоскутные вещи не упростят их, а наоборот, смягчат и станут ярким придающим уют акцентом.
Для обывателей лоскутное одеяло ассоциируется с чем-то русским и простым, однако это глубокое заблуждение. Рисунок пэчворка может быть выстроен в виде мозаики или аппликации. К тому же лоскутные одеяла могут повторять не только русский национальный орнамент, но и этно-узоры разных народов мира.
В пэчворке нет определенных установок насчет выбора ткани. Изначально этот вид рукоделия задумывался как способ практичного использования старых вещей. Поэтому в одном изделии можно комбинировать ткани разных фактур и форм – это только добавит ему самобытности. Так что при создании одеяла из лоскутков можно использовать обрезки любых тканей, которые придутся вам по душе.
Другое дело, что не любая ткань податлива в использовании. Мастера по пэчворку уверены: лучший материал для лоскутного одеяла – это ситец. Все потому, что хлопчатобумажную ткань легче резать, по бокам ситцевых лоскутков не будут торчать нитки, на такой ткани сложно поставить затяжку, ее легко гладить. Машинная строчка на такой ткани не поползет и выйдет ровной.
Можно выбрать лоскутки из любых старых вещей:
Лоскутное одеяло должно быть не только красивым, но и теплым. Особенно если оно используется не в качестве покрывала, а в как полноценное одеяло. В этом случае материал должен быть теплым и приятным на ощупь. Такими характеристиками обладают шерсть и драп:
Лоскутное одеяло может быть как тонким, больше походя на покрывало, так и утепленным. Создать теплое одеяло просто – главное, найти и вшить между внешней и нижней лоскутной частями будущего изделия греющий материал. К слову, таких материалов может быть несколько:
В некоторых случаях выбор набивки зависит от типа внешнего материала одеял. Например, для более тонких и неподатливых материалов типа шелка больше подойдет тонкий поролон или ватин, потому что они изготавливаются пластами, а значит, придадут толщину и форму бесформенному изделию.
Размеры любого (и в том числе лоскутного) одеяла определяются исходя из размеров спального места, параметров его владельца, его активности во время сна и личных предпочтений.
Так, расчет размерной сетки одеяла на односпальную кровать будет варьироваться от 180-190 см по длине и до 130 см по ширине. Для детских кроватей длина одеяла будет достигать не более 160 см.
Для полутороспальных кроватей подойдут как крупные размеры одеял, так и средние. Все зависит от потребностей человека. По длине одеяло для полуторки также остается в пределах 190-200 см, тогда как по ширине колеблется от 140 до 180 см. Места под таким одеялом будет настолько много, что в него можно будет укутаться целиком.
Спецификой двуспальных кроватей и кроватей в королевском размере являются их огромные габариты. Хорошим решением для таких кроватей станет объемное лоскутное одеяло, значительно превышающее стандартные размеры. Длина таких одеял может достигать 200 и более см, а ширина – от 2 до 4 метров.
Существуют нестандартные размеры кроватей, одеяло для которых может достигать 5-ти метров. Однако таких моделей относительно немного, поэтому постельное белье и одеяла для них обычно изготавливаются на заказ.
Традиционным, а заодно и самым распространенным узором для лоскутных изделий в стиле пэчворк является геометрия. Обычно классические схемы в пэчворке делятся на две категории:
Различные схемы из обычных квадратов, прямоугольников, ромбов, треугольников и многоугольных фигур пользуются большой популярностью, однако есть и другие варианты рисунков для лоскутных одеял.
Пэчворк не ограничивает мастеров в выборе рисунка. Помимо привычной геометрии, можно создавать целые аппликации из ткани. К примеру, можно расположить на одеяле изображения героев любимых книг и фильмов. Для детских одеял можно использовать изображения любых мультяшных героев. Ребенку такое креативное полотно непременно понравится.
Неплохим подарком будет лоскутное покрывало, созданное в виде мозаики или коллажа с фотографиями. Такое одеяло обязательно поднимет настроение его владельцу, ведь милые сердцу кадры всегда будут перед глазами.
К созданию лоскутного одеяла можно подойти креативно и сделать его тематическим. Например, в аппликации можно использовать новогодние или рождественские мотивы, изобразив нарядную елку со звездочкой на верхушке. Также можно приурочить тему полотна ко Дню рождения или Дню Святого Валентина. Можно пофантазировать на тему Хеллоуина или Пасхи. При желании любую идею можно воплотить в пэчворке.
Насчет цветовой палитры никаких правил нет: можно использовать любые оттенки любого цвета. Это могут быть пестрые синтетические лоскутки с разными принтами и расцветками, а могут быть и однотонные обрезки в пастельных тонах.