Светлана Тюлякова
Нормы в детском саду
Часто родителей волнует вопрос о нормах по количеству детей в группах, по уборке и проветриванию помещений детского сада, но они не всегда знают где можно найти нужную им информацию. Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми нормами существующими в детском саду.
Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666
п. 32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:
от 2 месяцев до 1 года – 10 детей;
от 1 года до 3 лет – 15 детей;
от 3 лет до 7 лет – 20 детей.
В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;
любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей.
33. В группах компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – 12 детей;
для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей – 6 и 8 детей;
для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей;
для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет – 8 детей;
для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей;
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей.
34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
для детей с туберкулезной интоксикацией – 10 и 15 детей;
для детей, часто болеющих, – 10 и 15 детей;
35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:
до 3 лет – 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
старше 3 лет:
10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
«Типовое положение» также определяет, что «дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выполнение функций, определенных уставом;…». Таким образом, чтобы установить нормативы конкретного детского сада, следует поговорить с его администрацией и попросить показать их устав, в котором должны быть оговорены все функции. Если они не соблюдаются, Вы имеет полное право требовать ответа перед законом у данного учреждения. Не показать Вам устав не имеют права. Исходя из того же «Типового положения»: «При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.»
По правилам, в группе должно работать двое воспитателей: один – с утра до тихого часа, второй – с тихого часа и до вечера. Кроме того, воспитателям полагается помощник – няня т. е. три человека на группу. Но, к сожалению, реальность такова, что детским учреждениям просто не хватает кадров. Зарплата у нянечек и воспитателей далеко не сказочная, идти работать по этим профессиям желающих мало, поэтому приходится «укрупнять» группы, превышая нормативы.
Также, кроме воспитателей, если это группы компенсирующей направленности, с детьми работают различные специалисты (учителя-логопеды, учителя -дефектологи, медсестры по массажу и др.)
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10)
Проветривание комнат должно осуществляться «ежедневно и неоднократно в отсутствие детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит о температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. Широкая аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).» Все помещения с постоянным пребыванием детей нуждаются в проветривании. В «Требованиях» есть подробная таблица с кратностью свежего воздуха в зависимости от помещения, возрастной группы и местоположения детского сада.
Уборка помещения (как и территории) детского сада регламентирована «Требованиями». Таким образом, влажная уборка должна проводиться дважды в день, клеенчатые и другие моющиеся поверхности обрабатываются горячей водой с мылом, ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой (или выколачивают) ковры (а раз в год им положена химчистка). «Влажную уборку в спальнях проводят после дневного и ночного сна, в групповых – после каждого приема пищи. Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств. Окна снаружи и изнутри моют в соответствии с загрязнением, но не реже двух раз в год (весной и осенью).»
Сколько и как гулять с детьми, также подскажет упомянутый в предыдущем абзаце документ. «Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4.5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда, и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
При температуре воздуха ниже -15 и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре ниже -20 и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).» Также обозначается, что во время прогулки с детьми нужно проводить различные игры и физические упражнения.
Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666 количество воспитателей в детской саду, не нормируется. Но, есть Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»», в которое есть четкое описание количества воспитателей на одну группу. Так, один воспитатель работает с утра и до тихого часа, а второй воспитатель работает с детьми после тихого часа и до вечера. При этом, к каждому воспитателю прикрепляется помощник – нянечка, которая занимается вопросами уборки помещения, а также ухода за детьми.
В Письме Минобразования РФ от 30.03.1994 N 212/19-12 указывается на то, что ребенка кроме родителей из детского сада могут забирать иные лица, основным условием является то, что...
Количество детей в группе в детском саду не зависит от воспитателя. Практически все родители дошколят наслышаны или испытали на себе трудности получения места в детские сады. Однако, наше правительство радостно докладывает, что проблема решается, а в некоторых регионах очередей в детсады уже нет. Каким же образом, не строя новые здания, удается устроить всех желающих в группы? Очень просто – увеличив количество детишек в группах. Хотя немного помогают частные детские сады, но далеко не каждая семья может себе это позволить.
Нормы наполняемости группы малышами регулирует один документ – СанПиН, сокращение расшифровывается как санитарные правила и нормы.
По указаниям СанПина составляется Типовое положение о ДОУ. Эти документы содержат гигиенические требования, регулируют вопросы санитарного состояния, питания и воспитания наших детей.
Раньше считалось нормой, если в списке детей до года было 10 человек, с года до трех – 15, а с трех до семи лет – 20 детишек. Учитывая, что дошколята довольно часто болеют, фактически в группах детей было меньше, что давало возможность воспитателям подобрать «ключик» к каждому ребенку, обратить внимание на его плохое настроение или выслушать радостные новости, то есть поработать с каждым индивидуально.
Но 1 октября 2010 года вышел СанПиН в новой редакции, который почти решил проблему очередей в детский сад. По новым нормам рекомендуется принимать детей до тех пор, пока в группе фактически их будет 20-25, а что касается списочного состава, то он может доходить даже до 45 человек.
Нормы количества детей в группе детского сада рассчитываются в квадратных метрах: у малышей по 2,5 метра на человечка, у детей с трех лет – и того меньше, 2 метра. А значит, если площадь группы 60 кв.м, вместе со всей находящейся в ней мебелью, пособиями, игрушками в ней может одновременно находиться 30 детей. Количество воспитателей и нянь при этом осталось неизменным.
Конечно, хорошо, что места в детском саду получают почти все желающие, но о каком воспитании и, тем более, обучении детей может идти речь, когда воспитателю сохранить бы их целыми и здоровыми, уследить, чтобы не дрались и не толкались.
Места для игр в группах остается мало, ведь кроме игровой мебели нужно найти место стульям и столам, за которыми дети едят и занимаются. И хорошо, если из 40 детей, содержащихся в списке группы, одновременно ходят 25-30 детей, а если они придут все сразу? Обедать в две смены? А спать по двое на одной кроватке?
Из-за невозможности двигаться в группе, на прогулке малыши стараются возместить недостаток двигательной активности, а воспитатель должен уследить за каждым, чтобы не залез высоко, не прыгнул далеко, не ушибся или что-нибудь себе или другу не сломал.
Но главное ведь, что все дети пристроены в садики, можно рапортовать в верха о ликвидации очередей в отдельном городе. А воспитателей и родителей волнует, что количество детей в группе детского сада по СанПиН сводит всю работу с ними к охране здоровья и жизни, что, конечно, является самой главной целью, но о внимании педагога к каждому малышу приходится забыть. Ему бы их одеть-раздеть, накормить-уложить.
Некоторые родители, не получив места в желаемое время, добиваются своего через суд. Для родителей в детском саду идут на уступки, им «создают место» в группе, в которой и так 40 детей, не хватает кроватей и шкафчиков для одежды, ведь спальни и раздевалки не растягиваются. Однако они довольны, добились своего, а удобства ребенка, по-видимому, их уже мало волнуют.
К сведению родителей, которые слишком заняты собой – есть такое понятие, как . Если оно вам не известно, то имейте в виду, что при наступлении этого состояния, ребенок может получить психологическую травму на всю жизнь.
Дети страдают не только от неудобств. Они переутомляются от постоянного крика и толкотни, слабая, еще только формирующаяся нервная система малышей начинает давать сбои: ребенок чаще болеет, плохо спит ночами, разговаривает или кричит во сне, не хочет идти в детсад.
Не надо думать, что только взрослые устают на работе и нуждаются в отпуске. Детям он тоже необходим.
Детский сад для них – тоже работа, они там и учатся, и работают, и устают больше мамы и папы. Поэтому ребенку два-три раза в месяц надо устраивать дополнительные выходные: отвести его на день к бабушке или оставить дома со старшей сестрой или тетей.
Не спешите после праздников «сдавать» малыша в детсад, если вы сами остаетесь дома. Вам хочется полежать на диване, или погрузиться в мир компьютерной игры, вместо того, чтобы заниматься сыном или дочкой. А ребенку хочется побыть дома с мамой или папой, отдохнуть от суматошных праздников, и тесноты и криков сверстников в группе, от режима и вынужденного невнимания взрослых. Берегите нервы вашего малыша, ему они еще пригодятся.
Воспитатель в детском саду, как правило, старается сделать жизнь детей веселой и интересной, но не всем удается собрать под крыло одновременно 30 человек с разным настроением и интересами.
Поэтому, если в вашем саду дела с количеством детей в группе обстоят именно так, помогите своему ребенку и педагогам, забирайте его из сада пораньше и обязательно возьмите с собой в отпуск.
Самые важные, по мнению ЯрМалыша, положения нового (вступающего в силу 1 октября 2010 г.) СанПиН для детских садиков.
Для ДОУ общеразвивающей направленности.
Ясельный возраст:
Дошкольный возраст:
В комбинированных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности количество детей регулируется отдельно.
После болезни ребёнок принимается только при наличии справки от педиатра, в которой должны содержаться следующие сведения: диагноз, длительность болезни, лечение, сведения об отсутствии контакта с инфекционными больными, рекомендации по индивидуальному режиму ребёнка на первые 10-14 дней.
Запрещённые в детсадах продукты:
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.
Посуда может быть только из фаянса и фарфора (не битая, без сколов), а столовые приборы — из нержавеющей стали. Не допускается использование пластмассовой посуды и алюминиевых столовых приборов.
Места для настольных игр и занятий должны быть оборудованы с учётом предпочтения ребёнком правой или левой руки (для левшей освещение правостороннее).
При организации занятий детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
Максимально допустимый объём занятий:
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной — трех. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.
Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 — 3 раз в неделю.
Количество дополнительных занятий (кружков, секций, студий и т.п.) в неделю:
Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 — 7 лет — 15 мин. Продолжительность уменьшается после перенесённого ребёнком заболевания.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.
Эти занятия не могут проводиться вместо сна или прогулки.
Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.
Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 — 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет занимает не менее 3-4 часов.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 — 4,5 чаа.
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
При температуре воздуха ниже минус 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15° С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 — 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20° С и скорости ветра более 15 м/с.
Продолжительность дневного сна:
Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Все помещения убирают влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день (и обязательно после каждого приёма пищи) при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли.
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выколачивают на специально отведенных для этого площадках, затем чистят влажной щеткой. Один раз в год их подвергают сухой химической чистке.
В теплое время года с целью предупреждения залета насекомых следует засетчивать окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений можно использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки), а также химические средства по борьбе с мухами.
Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных организаций в присутствии детей.
Игрушки моют или стирают ежедневно в конце дня, а в ясельных группах — 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения.
Смену постельного белья, полотенец проводят по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом на поверхности пола. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 ° С.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Уход за ними осуществляется только персоналом. Дети могут поливать растения.
Территория детского сада должна быть огорожена не только забором, но и зелёными насаждениями (кустами и деревьями). Ни в коем случае у них не должно быть колючек и ядовитых плодов. Озеленённая территория должна составлять не менее 50% от площади, свободной от застройки.
Площадь игровой площадки группы должна составлять из расчёта 7,2 м 2 для яселек и 9 м 2 для остальных. На площадке каждой группы должен быть теневой навес. В нашем климатическом районе он должен иметь три стены.
В группах кратковременного пребывания, семейных дошкольных группах без организации питания и сна пребывание детей не должно превышать 3-4 часов, а без организации сна и с возможностью организации однократного приема пищи — 5 часов.
Пребывание детей в таких группах возможно более 5 часов.