Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Человек может передавать информацию не только с помощью слов, но и при помощи, специльного языка жестов. Ведь жесты всегда красноречивее слов и являются одним из самых древних, простых и понятных способов общения.

Особенно актуально это во время путешествия, когда используя международный язык жестов, можно поймать такси, купить продукты или узнать как добраться до нужного места.Но, к сожалению, иногда возникают трудности с переводом казалось бы абсолютно привычных и понятных жестов, которое в разных уголках мира имеют совершенно разное, а иногда абсолютно противоположное значение.

Хит-парад наиболее употребляемых и в то же время разнообразно трактуемых жестов:

Жест «большой палец вверх»


Однако в Таиланде он является знаком осуждения. Хотя сам жест скорее детский, подобно высовыванию языка, его стоит избегать.

В Иране, это является оскорбительным жестом, эквивалентом которого является выставленный средний палец.


Жест два пальца «Победа»


Жест «Виктория», который показывается указательным и средним пальцем руки в виде буквы V, во многих странах означает победу или мир.

Однако если при этом ладонь обращена к человеку, то в Великобритании, Ирландии и Австралии V-образный жест приобретает оскорбительный жест, который является невербальным эквивалентом фразы «отвали!»

Жесты ладонями («мунца»)


Протянутая вперед ладонь, которая часто используется для того, чтобы сказать «остановись», в Греции приобретает другой смысл.

Ладони, направленные в строну собеседника, называемые «мунца» являются оскорбительным жестом, который применяют в случае, когда хотят выразить крайнее возмущение или грубо говоря «послать» собеседника. Этот жест остался с византийских времен, когда по лицу преступника размазывали гарь, чтобы сделать его объектом насмешек.

Манящий жест указательным пальцем


Подзывающий знак указательным пальцем, говорящий «подойди ко мне» является табу в азиатских странах.

На Филиппинах этот жест уместен только в отношении собак и говорит о том, что вы считаете собеседника ниже себя. К тому же использование этого жеста может привести к аресту в этой стране.

Жест «Окей»


Кольцо из большого и указательного пальцев «ОК», означающее «все в порядке!» или «правильно», во Франции означает «ноль» или «никчемный».

В Греции и Турции этот жест является очень вульгарным, имеющий значение похожего отверстия в теле человека или служит намеком на гомосексуальность. В некоторых странах Среднего Востока, например, Кувейте, «ОК» означает дурной глаз.

Жест «Фига»


Жест «фига», «шиш» или «кукиш» имеет не совсем безобидный характер, и часто используется в случае отказа или несогласия.

В Бразилии это более благожелательный жест, который используют для пожелания удачи и защиты от сглаза.

В Турции он имеет агрессивный и грубый характер, эквивалентом которого является средний палец.

Жест левой рукой



Во многих странах люди не обращают внимание на то, какой рукой они предлагают что-то другим людям.

Однако в Индии, Шри-Ланке, Африке и на Среднем Востоке, левая рука считается «грязной», предназначенной для подтирания в туалете. Даже левше стоит есть правой рукой, так как только она считается подходящей для принятия пищи. Тоже касается пожатия рук и передачи предметов.

В Японии, вежливым считается дарение обеими руками, в то время как жест одной рукой может предполагать пренебрежение.

Скрещивание пальцев


Во многих западных странах люди скрещивают указательный и средний пальцы на удачу или от сглаза.

Во Вьетнаме же этот жест является оскорбительным, особенно, если вы при этом смотрите или адресуете это другому человеку. Считается, что скрещенные пальцы представляют собой женские половые органы.

Развивается в значительной степени на основе слуха. Речь формируется по подражанию - ребенок слышит речь и, повторяя ее раз за разом, закрепляет навыки говорения, усваивая орфоэпические и грамматические нормы языка.

У ребенка, лишенного слуха, звуковая речь по непроизвольному подражательному принципу развиваться не может. И в этом случае для обучения речи необходимы специальные условия.

Генетическая потребность общения с окружающими людьми, декомпенсируется в жестовую речь, (причем, в случае запрета, ребенок придумывает язык, как бы создает его заново).

Жестовый язык представляет собой систему ручных знаков. И если звучащее слово является мощным орудием воплощения мысли, то для глухого не менее мощным выражение мысли является жест, выступающий в качестве эквивалента слова, значения, понятия.

А.Н. Радищев, высказывая мысли о своеобразии развития людей, лишенных слуха, отмечает, что неслышащие общаются между собой жестами, и что «мысли свои заключают в знаках, подлежащих зрению», тем самым подчеркивая естественность формирования коммуникативной и мыслительной деятельности на основе жестовой речи, языка. Жестовая речь неслышащего ребёнка, попавшего в среду глухих, активно развивается, обогащается новыми жестами, понятиями так же, как это происходит у слышащих детей в звуковой языковой среде.

Жестовая речь для человека с нарушением слуха является средством общения, понимания, нормальным средством коммуникации, т.е. выполняет определенные функции языка : выступает как средство общения, мышления, воплощения мысли.

Следовательно, жестовый язык есть специфический язык глухих людей, имеющий со словесным звуковым языком одну общую и главную функцию - быть средством общения людей.

Жестовая речь служит своеобразной компенсацией отсутствия восприятия словесной речи, является средством, позволяющим людям с нарушениями слуха (глухим, слабослышащим, позднооглохшим, слепоглухим) общаться между собой и с окружающими их людьми.

Необходимо остановиться на термине жестовая речь.

Системы общения глухих

В коммуникации глухих используются две, совершенно различные, системы общения - дактилология (дактильную речь) и жестовая речь. Главное, что объединяет эти системы - визуально-кинетический способ передачи и восприятия информации.

Дактильная (пальцевая) речь (дактильное письмо) - это особая кинетическая система, в которой конфигурации пальцев, движения рук обозначают не слова и явления, а буквы алфавитов национальных языков.

Единица дактильного письма - дактилема

Равно как буквы являются элементами слов (единиц письменной речи) мельчайшей частью слова, не имеющими самостоятельного значения, так и дактилемы имеют буквенный эквивалент и не несут самостоятельного значения. По своей структуре дактильная речь - это речь при помощи условной комбинациии пальцев руки обозначающих буквы. Используя набор дактильных знаков, говорящий «пишет пальцами» слова звукового языка, следуя грамматике словесного языка.

Таким образом, дактильная речь есть своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации.

Жестовая речь

Система жестового общения глухих имеет сложную структуру и включает две разновидности жестовой речи: калькирующую жестовую речь и разговорную жестовую речь.

Калькирующая тестовая речь (КЖР) - вторичная знаковая система общения, калькирующая лингвистическую и морфологическую структуру словесного языка, где жесты являются эквивалентами слов.

КЖР используется, главным образом, на телевидении, в сфере образования, конференциях, собраниях и т.п. КЖР применяется в официальной сфере как при общении неслышащих друг с другом, так и при обслуживании лиц с нарушениями слуха. КЖР используют для общения слабослышащие, поздно оглохшие и глухие, владеющие русской устной или письменной речью. КЖР активно применяется в сфере культуры .

Разговорная жестовая речь (РЖР) - эта система общения базируется на национальном жестовом языке и представляет собой особую полноценную лингвистическую систему, отличающуюся от звукового языка, как любой иностранный язык. Г. Л. Зайцева, доктор педагогических наук, профессор эту разновидность жестовой речи глухих обозначила как «русская жестовая речь». РЖР применяется в сфере непринужденного, неофициального межличностного общения глухих. При помощи РЖР ведутся беседы в основном на бытовые темы. Устная словесная речь при таком общении не используется. РЖР характерна для глухих, не владеющих (или слабо владеющих) звуковой устной и письменной речью.

Общность двигательно-визуальной субстанции жестовых систем общения - одна из причин наличия в некоторых странах одинаковых или похожих жестов. Например, жест дом встречается в русском и американском жестовом языке, а также в системе жестового общения индейцев. Ладони рук здесь складываются так, как будто моделируют крышу дома, которая чаще всего устроена одинаково. Именно поэтому одинаковые жесты встречаются в национальных жестовых языках глухих. В их грамматике также выявлены некоторые общие универсалии (закономерности).

Но жестовая речь не универсальна: лингвистические исследования, широко развернувшиеся во многих научных центрах Европы и Америки, показали, что жестовые языки разных стран отличаются своеобразием лексики и грамматического строя.

Международный жестовый язык Помимо национальных жестовых систем существует международный язык жестов, называемый жестуно. Это своего рода эсперанто. Задача жестуно - облегчить общение между неслышащими представителями разных стран при проведении мероприятий, организуемых Всемирной федерацией глухих (ВФГ). Международным комитетом, состоящим из представителей нескольких стран, был подготовлен и опубликован словник, содержащий около 1500 жестов, отобранных из национальных жестов, частично - вновь сконструированных, сгруппированных по темам. В жестуно отсутствует грамматика и жесты выстраиваются либо по законам национального языка, либо следуя грамматике английского языка.

В настоящее время на международных форумах глухих используется система общения, получившая название международный жестовый язык. Неслышащие участники международных мероприятий частично заимствуют жесты из жестуно, частично используют изобразительные движения, естественные жесты, пантомиму. Грамматика международного жестового языка основана на морфологических и синтаксических универсалиях, общих для многих национальных жестовых языков. На этом языке ведутся и неофициальные встречи, беседы, общение. Недоразумений, как правило, не возникает.

Таким образом, специфика жестового языка (жестовой речи) заключается:

В его носителях - в отличие от устной и письменной речи общение посредством жестовой речи ограничено узким кругом людей, имеющих нарушения слуха и речи;

В иной физической основе - состоит в отличие от звукового языка не из звуков (фонем) и букв (графем), а дактилем (пальцевых и ручных знаков) и жестов (движений рук) и воспринимается зрительно.

Устная речь есть результат деятельности артикуляционного и акустического комплексов, жестовая речь - результат деятельности артикуляционного и двигательного комплексов. Словосочетания «русский жестовый язык» и «русская жестовая речь» используются для названия системы общения глухих на русском языке.

Жест и слово

Словесная звуковая речь - аудиальная форма коммуникации;

Жестовая незвуковая речь - визуально - кинетическая форма коммуникации.

В аудиалъной речи участвует речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

В жестовом языке главный «инструмент» - руки, зрение.

Это главные различия жеста и слова.

Слово состоит из фонем, которые выполняют различительные функции: каждая фонема (звуковая единица) в определенном слове может противопоставляться фонемам других слов, например: бал-зал, бел - был, был - бык.

Специфика структуры жеста заключена в своеобразии связей между его компонентами: они воплощаются в жесте одновременно, и в этом его принципиальное отличие от слова, в котором фонемы реализуются последовательно во времени.

Выделяют три главных компонента, из которых (как и слово из фонем!) формируется жест: конфигурация, локализация (пространственное положение) и движение руки (рук).

Конфигурация - в одноручных жестах - это положение пальцев и кисти руки (обычно правой), в двуручных - положение пальцев и кистей рук и их взаимным расположением.

Локализация - (пространственное положение) - характеризуется местом исполнения жеста (локализацией);

Движение - характеризуется направлением и качеством движения.

Одноручные, двуручные жесты, немануальные компоненты жеста

Жесты, выполняющиеся одной рукой, называют одноручными, жесты, выполняющиеся двумя руками - двуручными. Двуручные жесты являются симметричными, если форма обеих рук совпадает и руки движутся одинаково, либо зеркально повторяют движение друг друга. В несимметричных двуручных жестах одна рука, как правило, остается неподвижной или малоподвижной - ее называют пассивной, в то время как другая рука выполняет сложное движение и является активной - в основном, форма и движение этой руки определяют значение жеста . Активной рукой у правшей является правая, у левшей - левая. В особых обстоятельствах говорящий может "поменять руки", сделав активной ту. что была пассивной, например, если так ему удобнее будет описывать расположение объектов и их взаимодействие в реальной ситуации (свидетелем которой он был или является).

Фундаментальную роль в формировании лексики жестовых языков играет иконичность (сходство между физическими характеристиками объектов реального мира и физическими характеристиками руки (форма, траектория движения и пр.). которая выполняет жест, обозначающий данные объекты). В РЖЯ Г.Л. Зайцева выделяет следующие типы иконичсских жестов [Зайцева 2000: 42]:

а) "рисующие" жесты: жест обрисовывает контур обозначаемого предмета (например, ШЛЯПА: две руки, двигаясь параллельно от центра лба к вискам, "обрисовывают" поля шляпы);

б) "пластические" жесты: жест даст пластическое изображение денотата (например, СТУЛ: жест выполняется одной рукой, указательный палец и мизинец выпрямлены вверх, большой, средний и безымянный пальцы сложены вместе и расположены под прямым углом к ладони. Такая конфигурация руки иконически изображает спинку и сиденье стула):

в) жесты, имитирующие действия (например, ЛЕЗТЬ: руки попеременно двигаются вверх-вниз, пальцы разжимаются и сжимаются, как будто человек хватается за перекладины лестницы или ветки дерева).

Диахронические исследования жестовых языков (например ) показали, что со временем под влиянием различных лингвистических и социолингвистических процессов жесты могут терять иконичность, становиться более абстрактными. Несмотря на это, иконичность играет существенную роль в образовании жестов, что представляет серьезную проблему для разных областей лингвистической теории. Например, как замечено в работе , это ставит под сомнение возможность составления фонологического инвентаря жестового языка, подобного тому, какой может быть составлен для звучащих языков. По мнению исследователей, фонология должна опираться на ограниченное число элементов и правил их сочетания, иметь в своей основе как бы цифровой код . В то же время иконичность представляет собой недискретную форму отображения действительности (один жест передает целое понятие), что соответствует аналоговому коду.

Жестовая речь разворачивается в пространстве, поэтому естественно, что для описания физических объектов и событий используются их пространственные характеристики, а абстрактные сущности часто выражаются через метафорическое или метонимическое сходство с физическими сущностями. Например, смыслы, для выражения которых в русском используются собирательные существительные, в РЖЯ выражаются несколькими жестами с конкретным значением: "мебель" - СТОЛ СТУЛ КРОВАТЬ РАЗНЫЙ; "овощи" - КАРТОФЕЛЬ КАПУСТА ОГУРЕЦ РАЗНЫЙ [Зайцева 2000; 44].

В РЖЯ, как и в других жестовых языках, нет специальных жестов для обозначения того, что всегда присутствует при разговоре, например, частей тела человека. При необходимости говорящий просто указывает на соответствующую часть тела рукой. 1

Немануальный компонент - характеризуется мимикой, пантомимикой и
Пример: жест «БАБУШКА»: конфигурация «А»; локализация - лицо, пальцы по щеке; движение круговое.

Изменение одного или нескольких компонентов жеста позволяет лексико-семантически (бал - зал) и грамматически (дерево - деревья) изменять слова.

ТЕМА 3. ДАКТИЛОЛОГИЯ

Дактилология как коммуникативная система и форма словесной речи является одним из специфических средств общения неслышащих людей.

Понятие о дактилологии.

Термин дактилология происходит от древнегреческого dactilos + logos (палец + слово, учение) и означает пальцевая азбука.

Дактилология - это знаковая система. Этот термин широко используется в отечественной и зарубежной литературе и точно отражает природу и специфику данной формы языка. Дактилологию также называют ручной или пальцевой азбукой, поскольку каждая буква слова имеет эквивалент определенным положением пальцев одной (одноручная дактилология) или обеих рук (двуручная дактилология).

Дактилъный алфавит, дактильная буква, или дактилема- это дактилируемая буква алфавита.

Дактильная речь - это коммуникация (общение) при помощи дактилологии.

Таким образом, термин дактилология служит для обозначения системы пальцевых знаков как средства общения.

Каждый дактильный знак (дактилема) соответствует определенной единице устной речи. Процесс общения с помощью дактилологии иногда еще называют письмом в воздухе (Л.С. Выготский, А.Г. Геранкина). В отличие от идеографического письма дактильное письмо отражает звуковую форму слова.

Дактильная речь позволяет воспроизводить не только общий смысл сообщения, но и его дословное содержание. Посредством дактильных знаков, следующих друг за другом в определенном порядке, можно составить и передать любые слова, предложения, фразы. Дактильная речь позволяет передавать любые сообщения в процессе непосредственного общения с глухими, слабослышащими, поздноглохшими, слепоглухими людьми.

Дактильная и письменная речь - сходство и различие

Главное сходство дактильной, устной и письменной речи заключается в их коммуникативной функции. При этом и дактильные знаки, звуки и буквы, различные между собой по способу и месту образования, являются элементами единой системы коммуникации - языка слов.

Дактильная речь во многом отражает характерные особенности устной и письменной речи, но с письменной речью ее роднит происхождение. В любом языке каждый дактильный знак образован по принципу: общее подобие от соответствующей буквы в алфавите. Число дактилем равно числу графем. Дактильная речь строится по нормам правописания, иногда ставят между ними знак равенства.

Дактильная речь подчиняется в основном, правилам письменной речи. Воспроизведение словесной речи посредством дактильного алфавита происходит не по орфоэпическим, а орфографическим нормам, при которых соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса данного языка.

Отличие дактильной речи (в т.ч. и жестовой речи) от словесной заключается в том, что она воспринимается зрительно: при дактилировании происходит не слушание речи, а зрительное чтение ручных изображений буквенного состава слова. При этом дактильная форма речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи. При дактилировании видны только отдельные буквенные знаки. Дактильный знак исчезает из поля зрения после появления следующего знака. И сколько бы раз мы ни повторяли дактилирование одного и того же слова, мы никогда не увидим его в целом: слово всегда нужно мысленно составить из суммы продактилированных букв.

Дактильная речь в своей основе - речь письменная. В непосредственном общении она выступает в форме устной речи и наделена ее характерными признаками: обращена прямо к собеседнику, ситуационна, не фиксируется.

Дактилология используется во всех иностранных жестовых языках. Дактильные алфавиты, как правило, соответствуют числу букв, имеющихся в алфавите национальных письменностей. В работах российских сурдопедагогов описаны 43 дактильных алфавита, используемые в 59 государствах мира.

Разработан международный (латинский) дактильный алфавит, который с 1963 г. используется Всемирной федерацией глухих при проведении различных международных форумов.

Особенности дактильной азбуки

Основные способы воспроизведения в дактильной азбуке алфавитов национальных языков, основаны на «принципе сходства». Но существует классификация дактилем, предложенная И.Ф. Гейльманом (1981), которая построена по принципу различия и общности известных в мире дактильных систем, которые объединены в схему, названную типологической. Данная схема показывает тип каждой пальцевой азбуки, ее особенности в зависимости от различных признаков, и основывается на использовании трех критериев: состава, способа образования и принципа обозначения.

По составу дактилология может быть одноручной, двуручной, комбинированной (т.е. одни дактилемы показываются одной рукой, другие - обеими руками).

По способу образования дактильные знаки делятся на указательные (в их числе: ладонные, мнемонические - по названию частей тела, первой букве, пространственные - по направлению пальцев, движению кисти руки), копирующие и вариантные (указания или имитация).

По принципу обозначения дактилемы делятся на буквенные, слоговые и совмещенные (буквенно-слоговые).

Согласно этой классификации, например, русская, испанская, французская и другие дактильные азбуки являются одноручными, копирующими и буквенными, поскольку в них просматривается сходство дактилемы с буквой. Английская дактильная азбука - двуручная (кроме буквы С), копирующая и буквенная; югославская - комбинированная (20 дактилем двуручных, 10 - одноручных), копирующая, буквенная; корейская - одноручная, копирующая, слоговая, как и японская.

А вот китайский дактильный алфавит в этой классификации определяется как комбинированный, вариантный и совмещенный. В современном виде он представляет собой как бы два набора дактилем: первый набор для согласных начального слога, второй набор - для пальцевых обозначений конечных слогов. При дактилировании слова одновременно движутся обе руки: левая рука воспроизводит начальный слог, правая - конечный. Как видно, китайская, а также японская и некоторые другие дактильные системы построены не на основе сходства дактилем с буквами, а на принципах, отражающих особенности национальной письменности.

Существуют также специальные дактильные алфавиты для слепоглухих людей, в основе которых лежат национальные дактильные алфавиты, различные по типологии. Например, американская-одноручная, английская норвежская - двуручные. Если американская - копирующая, то английская - вариантная (согласные - копирующие, гласные-указательные).

Для международной пальцевой азбуки за основу был принят латинский алфавит и соответственно дактильные знаки, употребляемые в большинстве стран Европы и Америки (официальные языки ВФГ - английский и французский, имеющие латинскую письменность). Существует и международный дактильный алфавит для слепоглухих

В большинстве стран мира применяется одноручная пальцевая азбука. Неслышащие предпочитают использовать ее как более рациональную, простую и удобную, хотя некоторые научные исследователи утверждают, что двуручные дактилемы распознаются лучше. В целом отчетливо наблюдается тенденция перехода от двуручной дактилологии к одноручной. Это явление наблюдается даже там, где двуручная пальцевая азбука традиционна (Великобритания, Югославия и др.).

Изучение дактильных знаков, их конфигурации и сходства с буквами выявляет их общность для развития языков, лингвистических групп и семей, что создает возможность объединения дактилем по генеалогическому признаку. Генеалогия (родословная) каждой дактилемы связана с письмом, поэтому в дактильных знаках полностью отражается история и география письменности. Например, дактилология для русского, украинского, белорусского языков - общая, поскольку они относятся к единой восточнославянской группе, где принята письменность на основе русского алфавита. Просматривается сходство французской, румынской, испанской дактилологии (а вместе с ними - аргентинской, бразильской, мексиканской, чилийской и других дактильных систем стран Южной Америки, где говорят на испанском языке), так как в их основе лежит латинский алфавит, являющийся общим не только для романской, но и германской (немецкий, английский, датский, норвежский, шведский языки), а также кельтской (ирландский, шотландский и др.) языковых групп. Отсюда видно, что проявление общности дактилем тем больше, чем ближе их языковое родство.

Распространенность дактильного общения зависит от уровня речевого развития глухих. У глухих детей навыки дактильной коммуникации развиваются с раннего дошкольного возраста в качестве исходной формы словесной речи, затем в школе - в качестве вспомогательного средства обучения и общения, способствующего усвоению программного материала, формированию письменной и устной речи, словесному общению с окружающим миром, что указывает на необходимость и жизненность этой формы речи.

Русская дактильная азбука

Как было сказано выше, по составу русская дактилология - одноручная, по способу образования - копирующая, по принципу обозначения-буквенная. Все русские дактильные знаки в своей основе являются изображением буквы, и конфигурация пальцев повторяет ее очертание.

В русской ручной азбуке 33 дактильных знака, т.е. ровно столько, сколько букв в русском алфавите (см. приложение). Каждая дактилема (буква) соответствует своей графеме и передается конфигурацией (положением) пальцев и движением кисти руки.

Большинство букв (их 25) изображаются только конфигурацией пальцев (без движения руки): А, Б, В, Г, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ч, Ш, Ы, Э, Ю, Я.

Другие буквы (их 8) - сочетанием конфигурации и движением руки: Д, Е, 3, И, Ц, Щ, Ъ, Ь. Необходимость движения обусловливается в основном подобием конфигурации указательных дактильных знаков: Д- Ц, Е - Е, И - Й, Ш - Щ. Движения кисти руки, выполняющие различительную функцию, разнотипны: кисть либо поворачивается в запястье (Е, И, Ъ, Ь), либо опускается вниз (Ц, Щ), либо описывает контур буквы (3, Д).

Дополнительные движения при дактилировании букв Б и К являются анахронизмом.

Для изображения 33 букв русского алфавита имеется всего 25 различных конфигураций пальцев, из них 20 только для одной конкретной буквы: А, Б, В, Ж, 3, К, Л, Н, О, Р, С, Т, У, Ф, X, Ч, Ы, Э, Ю, Я.

Для остальных 13 букв используется пять подобных конфигураций пальцев: Г-Ъ - Ь, Д - П - Ц, Е - Е, И - Й, М - Ш - Щ.

Различие дактильных знаков заключается в направлении пальцев или движении. Например, при воспроизведении дактильной буквы М - пальцы направлены книзу; при воспроизведении букв ШшЩ- пальцы направлены кверху, но, если Ш обозначается только конфигурацией, то Щ- конфигурацией и движением (опусканием) кисти руки.


  • у одних дактильных знаков проявляется достаточно полное сходство с графическим изображением букв: А, Г, Е, Е, Л, М, О, П, С, Т, Ц. Ш, Щ, Э;

  • другие дактилемы сохраняют частичные очертания букв: Б, И, Й, К, У, Ф, X, Ю;

  • остальные - обозначают отдельные элементы букв: В, Ж, Н, Р, Ч, Ъ, Ь, Ы, Я или описывают их: Д, 3.
Для устной или письменной речи существуют правила языковых, литературных норм, затрагивающих сторону произношения (орфоэпии) и правописания (орфографии). Для дактильной речи так же существуют определенные нормы, требования и правила, которые необходимо соблюдать при общении с глухими (см. приложение).

Важно отметить, что успешное освоение дактильного письма и соблюдение правил дактилирования важно еще и потому, что, значительное число дактилем входит в структуру речевых жестов. Специфичность этого явления состоит в трансформации дактильного знака в жестовый, т.е. наблюдается переход знака из одной языковой системы (языка слов) в другую (язык жестов).

Исключительно дактильный речевой акт наблюдается редко. Как правило, дактилирование сочетается с устной и жестовой речью. Тем не менее, дактильная система, являясь зрительным аналогом устной речи, в условиях глухоты стала полноценным средством коммуникации слышащих с глухими и глухих между собой.

Правила дактилирования


  1. Общепринято дактилировать одной рукой - правой (если привычно, можно левой рукой).
К дактилированию левой рукой прибегают в случаях использования ее как средства для оживления дактильной ррчи, усиления выразительности, интонации. Смена руки, обычно неожиданная для собеседника, привлекает его внимание и делает дактильную речь как бы «звучнее».

  1. Кисть руки должна быть обращена к говорящему тыльной стороной руки, к собеседнику-ладонью.
Необходимо учитывать, что только при дактилировании дактильных знаков Г, Л, М, Т кисть руки в запястье требуется сгибать так, чтобы кончики пальцев опустились книзу. Практически кисть руки при показе этих знаков наклоняют слегка: это сохраняет плавность дактилирования и ускоряет его темп.

  1. Рука должна быть согнута в локтевом суставе и слегка вынесена вперед; кисть руки должна находиться на уровне плеча и держаться свободно, без напряжения, не прикрывая рот говорящего.
Такое положение руки позволяет вести дактильный разговор в течение длительного времени и дает возможность собеседнику воспринимать дактильную речь одновременно с артикуляцией.

  1. Во время дактилирования рука остается неподвижной, в движении находится лишь кисть руки, передающая дактильные знаки.
Такое положение руки позволяет собеседнику концентрировать свое внимание на главном - движении пальцев, меняющих конфигурацию при обозначении дактилем. Для лучшего восприятия дактильной речи на расстоянии (более двух метров) применяется довольно простой, но очень эффективный прием: говорящий слегка, как при письме, сдвигает кисть руки в сторону, каждый дактильный знак становится отчетливым, и читающий видит ясное, плавное дактильное письмо. Чтобы оно не было зеркальным, кисть руки следует смещать влево.

  1. Дактилирование ведется плавно и слитно. Как в устной и письменной речи, где звуки и буквы сливаются в речевой поток, один дактильный знак плавно переходит в другой.
Как и при скорописи, когда каждая буква, сохраняя свое начертание, пишется в слове слитно с другой буквой, дактилемы следуют друг за другом в плавном движении пальцев. Слитное дактилирование обеспечивает высокий темп речи, синхронность арткуляции, меньше утомляет руку и зрение, способствует лучшему пониманию.

  1. Дактилирование ведется в соответствии с нормами правописания.
Письмо предполагает знание и соблюдение правил орфографии и

пунктуации. В отличие от письменной речи при дактилировании соблюдается только орфография, а пунктуация не обозначается. Исключения имеют место, например, на учебных занятиях: при передаче письменного текста, упражнения и т.п..


  1. Обозначение дактильных знаков должно быть точным и четким.
Как неправильное произношение или нечеткое написание букв

затрудняет понимание сообщения, так и неточный показ дактилем ведет к смешению, искажению передаваемой информации. Например, смешение близких по контуру дактильных букв М-Т, Ж-Ф, Л-П из-за нечеткости или небрежности их воспроизведения осложняет взаимопонимание. Тогда в этом случае, например, слова мир, жара, лень будут восприняты как тир, фара, пень. Поэтому неточность дактилирования недопустима.


  1. Дактилирование сопровождается артикуляцией, одновременно с проговариванием сообщения .
Дактильное общение подобно устному общению и потому требует проговаривания. Оральные образы звуков воспринимаются неслышащим собеседником зрительно-по артикуляции, поэтому рот говорящего никогда не должен заслоняться дактилирующей рукой. В этом случае речь становится видимой, как и дактильная. Одновременная передача сообщения с использованием дактилологии и артикуляции повышает степень восприятия, облегчает общение, способствует развитию устной речи и открывает неслышащим более широкие возможности коммуникации.

  1. При дактилировании между словами должны соблюдаться паузы (интервалы).
Слитность дактилирования не отменяет членения сообщения на большие или меньшие части. В дактильной речи, как и в устной, такое разделение обозначается паузой. Перерывы в дактилировании делаются между самостоятельными значимыми единицами речи - словами (а также сегментами и фразами). Пауза между словами имеет делимитативную (разделительную) функцию, в то время как остановки дактилирования между сегментами важны для усвоения логической связи слов и между фразами для понимания сообщения. Паузы между словами при дактилировании допускаются между словами минимальные, соответственно артикуляционным.

10. В конце фразы делается пауза (остановка).

Остановки дактилирования обусловлены двумя факторами: 1) физиологическим, требующим определенного ритма речевого дыхания при проговаривании сообщения и периодического расслабления мышц рук (для их отдыха); 2) семасиологическим, имея в виду, что от правильности членения речевого потока зависит уровень понимания сообщения.

Как правило, дактилирование применяется в сочетании с устной и жестовой речью и выступает в различных взаимосвязях. При переводе на жестовую речь ведущим коммуникативным средством являются жестовые знаки. Дактилирование используется только при передаче имен собственных, различных терминов, лексики, не обозначаемой жестом (иноязычные слова, абстрактные понятия для полноты соответствия и приема информации и т.д.).

Необходимо учитывать, что дактилология способствует построению фразы по типу словесной речи. Так фразы: Апрель будет теплый и В апреле будет тепло - в жестовом обозначении одинаковы и неразличимы. Сочетание жеста с дактильным знаком позволяет передать и принять их более точно: апрель-жест, будет-жест, теплый - жест (тепло) и дактилемы (ы-й). Таким образом, жесто-дактильная коммуникация дает возможность передачи слов и фраз в соответствии с их морфологической и синтаксической конструкцией. В этом случае жест выступает как бы в качестве обозначения основы (корня) слова, а дактильные буквы передают окончание (суффикс) или служебные слова (предлог, союз, частица, междометие). Очень часто способ жесто- дактильной коммуникации используется переводчиками, работающими в области образования глухих (в школах, колледжах, техникумах, центрах образования, вузах и т.д.).

ТЕМА 4. МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА Вопросительные слова. Структура вопросительных предложений

В вопросительных предложениях, вопросительное слово, как правило, ставится в конце предложения.

Помимо вопросительных слов: кто, что где, какой и т.д. для передачи вопросительных высказываний очень важны «вопросительное» выражение лица, движение головой вверх, выражение глаз, поднятие бровей.


  • общий вопрос (ответ «да - нет»):
При передаче общего вопроса подбородок поднимается вверх, брови становятся «домиком», глаза округляются.

«Ты купил хлеб?» Хлеб купить все?


  • специальный вопрос:
«Почему он не пришел?» указательный жест + мужчина пришел нет почему?

«Кто этот человек?» указательный жест + откуда/ указательный жест + кто?

При передаче специального вопроса так же важен немануальный компонент. Почти всегда вопросительное слово ставится в конце высказывания.


  • альтернативные вопросы (или - или):
«Ты будешь чай или кофе?» Чай? Кофе?+ жест «или».

«Кто родился у твоей сестры - сын или дочь?» Сестра ты родить сын?

Для обозначения альтернативы (кофе-чай, сын-дочь) меняется немануальный компонент.

Способы выражения значений времени

Временные значения выражаются двумя основными способами. Во- первых - жестами БЫЛО, ЕСТЬ, БУДЕТ. При этом жест ЕСТЬ для сообщения о том, что действие относится к настоящему времени, как правило, не употребляется. Чтобы передать значения "работаю", "работал", "буду работать", используются соответственно жест-номинатив РАБОТАТЬ: РАБОТАТЬ БЫЛО и РАБОТАТЬ БУДЕТ. Во-вторых, к жесту-номинативу присоединяются жесты, обозначающие время: ВЧЕРА, ЗАВТРА, ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ и т. д.

В случае, когда действие оценивается как происшедшее очень давно или, наоборот, сравнительно недавно, вместо жеста БЫЛО употребляются специальные жесты ДАВНО и НЕДАВНО. В РЖЯ есть также специальные средства для выражения таких тонких временных значений, как "ближайшее будущее", "одновременность протекания некоторого действия с момента разговора". В первом случае в высказывание включается жест "ближайшее будущее". Высказывание: ВЗГЛЯД В ОКНО ПОТЕМНЕТЬ БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ ДОЖДЬ - следует перевести «небо потемнело, с минуты на минуту пойдет дождь».

Во втором случае используется жест "в это самое время". Например, на вопрос: «Что делает мама?» - ответ: СЕЙЧАС ПЯТЬ ЧАСОВ СОБАКА ГУЛЯТЬ В ЭТО САМОЕ ВРЕМЯ.

Способы выражения субъективно-объективных отношений

Субъективно-объективные (субъектно-объектные) отношения (т. е. сообщение о том, является ли говорящий, так сказать, «подлежащим» или «дополнением» высказывания) также выражаются способом исполнения жеста . Различные (по направлению) характеристики движения позволяют дифференцировать роли субъекта и объекта (движение от себя: ПОМОГАЮ, СМОТРЮ; движение к себе: ПОМОГАЕТ МНЕ, СМОТРИШЬ НА МЕНЯ и др.). Таким образом распределяются роли субъектов и объектов при исполнений многих жестов: УЧИТЬ, УВАЖАТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ, ПОМОГАТЬ, СМОТРЕТЬ, СВЯЗЫВАТЬСЯ и др. Жесты, которые способны передавать различные морфологические значения при помощи изменения способа исполнения (локализации, направления и качества движения), часто образуют парадигмы. В парадигму входит ряд жестов с одинаковой конфигурацией, имеющих некоторое общее основное значение, но отличающихся по способу исполнения. Рассмотрим, например, парадигму жеста, начальная форма которого СМОТРЕТЬ (рис. 34). Варианты жеста представлены на рисунках 35-37. В эту парадигму входят как одноручные, так и двуручные жесты - при выражении значения "множественность", отличающиеся направлением движения: СМОТРЕТЬ, СМОТРЮ (рис. 34) - движение от себя, этот жест совпадает с его начальной формой; СМОТРИШЬ, СМОТРИТ НА МЕНЯ (рис. 35) - движение к себе; СМОТРЯТ ДРУГ НА ДРУГА, СМОТРИТЕ ДРУГ НАДРУГА(рис. 36) - движение двух рук навстречу друг другу; ОСМАТРИВАЮ (рис. 37) - рука совершает круговое движение слева направо или движение сверху вниз.

Парадигма жеста СМОТРЕТЬ отнюдь не исчерпана перечисленными выше жестами. Каждый из этих жестов может включить движение определенного качества, что, как ты уже знаешь, дорогой читатель, релевантно, т. е. имеет существенное значение для выражения ряда морфологических значений. Названные жесты исполняют или резко, однократно и обозначают, например в жесте на рисунке 34 - "я посмотрела", "взглянула" и т. п., или замедленно, с некоторой задержкой, с большей амплитудой и тогда обозначают, скажем, в жесте на рисунке 35 - "долго смотрят на меня" или "смотрят на меня в течение длительного времени". Таким образом передаются, как вы тоже знаете, аспектуальные значения, противопоставляются однократность - многократность действия и т. д.

Кроме того, локализация жестов непосредственно зависит от конситуации общения. Например, жесты (рис. 34, 35) располагаются или в нейтральном пространстве, справа, или слева - в зависимости от того, где находится реальный собеседник. Эти жесты могут исполняться сверху вниз: "я смотрю на кого-то или нечто внизу" - в жесте на рисунке 34, "ты смотришь на меня сверху вниз" - в жесте на рисунке 35 или снизу вверх ("я смотрю на что-то вверху" и т. д.). Конситуация, «вплавляясь» в же-стовую речь, обусловливает конкретные способы исполнения жеста.

Итак, в парадигму жеста СМОТРЕТЬ входят жесты, имеющие некоторое общее основное значение. Конфигурация таких жестов одинакова, но они отличаются по способу исполнения движения (локализацией, направлением и качеством) и, таким образом, передают различные морфологические значения.

Как мы с вами установили, возможность изменения способа исполнения жеста обусловлена его кинетической субстанцией (особенности субстанции) и тесной связью высказываний РЖЯ с конситуацией (специфика функционального назначения РЖР).

Возможность изменения способа исполнения жеста и его способность к образованию парадигм, представляющих комплекс, где двигательно- пространственные характеристики жестов и их конситуационные значения взаимосвязаны и взаимообусловлены, - важнейшая особенность морфологии РЖЯ.

Способы выражения значения принадлежности

Значение "принадлежность" выражается тремя способами. Во-первых, используется специальный жест ПРИНАДЛЕЖАТЬ (ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ) (рис. 14.). Высказывания: КНИГА, ДЕВОЧКА ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ и ЗАВОД ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЛА ГЕРЬ выражают: "книга девочки", "заводской лагерь" и т. д. Во-вторых, в РЖЯ имеются жесты МОЙ, ТВОЙ, ВАШ, СВОЙ и т. д. В-третьих, в РЖЯ есть способ выражения так называемой потенциальной принадлежности, т. е. особый способ выражения отношений к ситуации, когда отношение принадлежности между объектом и субъектом еще предстоит реализовать, как, например, "подарок для мамы", "игрушки детскому саду" и т. д. Эти значения передаются при помощи специального жеста ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (рис. 15).

Порядок следования жестов в высказываниях с этим жестом может быть различным: ПОДАРОК МАМА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ; ИГРУШКИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД и др.

Подчеркнем одно важное обстоятельство. Место исполнения, локализация таких жестов, как ТВОЙ, ЕГО, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, зависит от конситуации общения. Жест обычно обращен в ту сторону, где реально находится собеседник (напротив говорящего, справа или слева от него). Если собеседник отсутствует, жест исполняется обычно правее нейтрального пространства, передавая тем самым значение «третьего лица».

Значения качества, значения количества выражение степени сравнения


  • изменения жеста: красивый, красивее, супер красивый (о предмете, например, о платье);

  • добавление жеста: красный, очень красный, супер красный (наиболее насыщенный красный цвет);

  • изменение характера движения: белый, белейший (более ярко выраженный белый цвет).
Важнейшим элементом для правильного выражения степеней сравнения является немануальный компонент (выражение лица).

В жестовом языке существуют степени сравнения не только прилагательных, но и глаголов: бежать, очень быстро бежать, лететь сломя голову и т.д., здесь меняется характер движения, само исполнение жеста, т.е. используются дополнительные классификаторы.

Для выражения количественных и временных значений в жестовом языке используются, так называемые жесты-склейки: три года - (о возрасте); три года (назад); три килограмма; один рубль, два, три и т.д. - десять рублей; три штуки; два часа(о времени встречи); два часа (о продолжительности действия); пять минут; четыре месяца; два человека (двое) и т.д.

Есть группа жестов, обозначающих количество, причем каждая подгруппа, обозначающая единицы (1, 2 ...), количества от 11 до 19 (11, 12 ...), десятки (10, 20 ...), сотни (100, 200 ...), при общности или схожести соответствующих конфигураций (3, 13, 30, 300 и т. п.), отличается характером движения: направлением, качеством (рис. 27-30).

Интересно, что в одной лексической подгруппе характер движения в жесте совпадает, а характер движения в жестах, входящих в разные подгруппы , различен. Таких подгрупп-парадигм в группе несколько, например в группе "время" - семь (3 года, 3 месяца, 3 недели и т. д.). Отметим, то характером движения отличаются также жесты, обозначающие возраст и отрезок времени в годах, определенный момент времени (сейчас 3 часа) и отрезок времени в часах; стоимость; вес и т. д.

Словообразование в жестовом языке. Глаголы, формы глагола,

отглагольные части речи С функциональной точки зрения в РЖЯ существуют категории имени и глагола. Помимо жестов, которые могут функционировать и как имена, и как глаголы (ЕХАТЬ-НА-ВЕЛОСИПЕДЕ / ВЕЛОСИПЕД / ВЕЛОСИПЕДИСТ), в состав лексики РЖЯ входят жесты, которые обозначают только неизменяемые во времени сущности, объекты, являющиеся участниками какого-либо действия, и, таким образом, являются именами (например, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА); а также жесты, которые всегда используются для выражения ситуации, изменяющейся во времени, и представляют собой глаголы (ИДТИ, ЛЕЗТЬ).

Глагол изменяет форму таким образом, что движение в нём производится от локуса подлежащего к локусу дополнения. Например, в глаголе «дать» движение будет направлено от того, кто даёт, к тому, кому что-то дают.

Список используемой литературы:


  1. Базоев В.З., Паленный В.А.. Человек из мира тишины. - М.: Академкнига, 2002.

  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

  3. Боскис Р. М. Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей. - М, 1953.

  4. Выготский П.С. Мышление и речь. М, 1996.

  5. Дайхес Н. А. Понятия и термины аудиологии и сурдологии: отравочник. - М.: Медицина, 2004. - 104 с.

  6. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выгодским о проблемах современной сурдопедагогики. // Дефектология, 1998, № 2.

  7. Зайцева Г.Л. Жест и слово. Научные и методические статьи. - М., 2006. - 631 с.

  8. Зайцева Г.Л. Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих учащихся: дисс. д-ра. пед. наук. М., 1988.

  9. Зайцева Г.Л. Педагогическая система «Билингвистическое обучение глухих» // Московские педагогические чтения: актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. - М., 1999.
10.Зайцева Г.Л. Различные подходы к интеграции глухих в современной сурдопедагогике. // Социальная и профессиональная реабилитация в системе специальных учреждений. - Новосибирск, 1998.

    1. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Академия, 2005. - 303 с.

    2. Копнина О.О. Развитие педагогической культуры родителей детей с ограничениями слуха в условиях неформального образования: дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01; 13.00.08 - Ставрополь, 2008.
13.Медико-социальная работа с различными категориями населения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2005 г. - Орел: ОГУ, 2006. - 200

1 Прозорова Е. В. Российский жестовый язык как предмет лингвистического исследования// Вопросы языкознания. - М., 2007. - № 1. - С. 44-61.

Природа уже давно сыграла с людьми злую шутку, внеся недопонимание с помощью языкового барьера. И, казалось бы, как всё просто, на помощь всегда может прийти язык жестов! Один из самых древних, простых и понятных способов общения. Но на деле всё оказывается намного сложнее…

Разберёмся потщательнее. Каждый народ в силу своей уникальности развивался по-своему. Разные традиции, разная культура, разный менталитет… И язык жестов, как ни удивительно, тоже притерпевал изменения в зависимости от местности. Проще говоря, сейчас знойный итальянец вряд ли сможет адекватно понять аккуратного японца, показывающего ему пальцы, сложенные колечком… Почему? Ответ смотрим чуть ниже.

Итак, перед нами хитпарад наиболее употребляемых и в то же время разнообразно трактуемых жестов.

В России и США обозначает «OK».

В Бразилии – неприличный жест,

Во Франции и Германии – ноль (по отношению к человеку может считаться оскорбительным),

В Японии – деньги,

В Тунисе – «Я тебя убью»,

В Сирии – «Иди к чёрту»

В США – «Всё отлично».

В Греции – «Заткнись».

В мусульманских странах – неприличный жест.

В Саудовской Аравии (большой палец совершает вращательные движения) – «Катись отсюда»

В Италии – вопрос, призыв к объяснениям,

В Мексике – требование денег

В Италии – средство от сглаза.

Во Франции – «Ты рогоносец»

В России – «Фигушки».

Во Франции – неприличный жест, равнозначный жесту с вытянутым средним пальцем.

В Японии и Таиланде – сексуальный подтекст

В России – деньги, а в странах Ближнего Востока – просьба не торопиться, предупреждение об опасности

Вот так, друзья, путешествуя по разным странам, не покажите своим «танцем рук» чего-нибудь лишнего!)) И помните внимание – это всегда ключ к пониманию!

запредоставленную информацию спасибо rb.ru

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь