Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Важными являются приемы договаривания (воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова; воспитатель вовремя помогает ему).

К сожалению, этот проект, проведенный в то время Научно-технической миссией Министерства культуры, не увенчался успехом. Ссылки, обозначенные Людовиком Ле Драулеком в его статье на этом сломанном будущем портале. Ибо по ощущениям будут построены его первые представления о мире, которые затем будут уточнены языком.

От 7 до 12 месяцев ребенок понимает простые и знакомые приказы, сопровождаемые жестом. Это также период смешанного лепета: дети начинают произносить слова в лепке. Он все чаще и чаще использует жесты и изменения интонации, чтобы придать смысл своим «прото-словам». Постепенно эти жесты, которые поддерживают прото слова, будут исчезать и оставлять место для слов.

Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи детей.

Звуковая культура речи

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Но между 11 и 13 месяцами его отношение радикально меняется, потому что ребенку удается указать указательный палец для обозначения желаемого объекта. Этот простой жест заставляет ничего и не что-то в ментальном мире другого. Фактически, когда ребенок указывает пальцем, это потому, что он понял принцип речи и должен только научиться делать определенные «звуковые жесты» своим ртом и языком, вместо того чтобы указывать его палец. Указатель индекса, таким образом, является обязательным прохождением к первым словам.

Природа и культура в языке. В этом эссе обсуждается структура, происхождение, развитие и нейронные основы человеческого языка с особым упором на дилемму древней природы. Человеческий язык основан на врожденных способностях, которые не характерны только для языка находятся в одной области мозга, в частности, он основан на механизмах внимания, памяти и социальных отношений, которые, хотя и менее развиты, присутствовали у других приматов до того, как язык развился. Поскольку язык основан на широком спектре навыков, он расположен в различных областях мозга, но не все из них имеют одинаковую важность.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи» 2 .

Учитывая объем этих результатов и скорость, с которой мы приходим к ним, некоторые теоретики утверждают, что факультет языка должен находиться непосредственно в человеческом мозге и способен расти как рука или почка. По мнению других, у человека есть язык, потому что у него мощный мозг, способный многому научиться и потому, что он необычайно социальный живот, для которого общение важнее всего.

Или язык перерождается в каждом поколении, поскольку он представляет собой лучшее решение для наших самых важных проблем, проблем, которые могут решить только люди? Это те вопросы, на которые веками изучали науки, изучающие язык. Они также представляют собой вариации более общих дискуссий о природе ума и процессе, посредством которого он строится у детей.

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Врожденный подход основан на предположении, что знание рождается от человеческой природы. Он объясняет связь между его концепцией неестественного языка и первоначальной позицией Платона о природе ума таким образом. Как мы можем интерпретировать предложение Платона в современных терминах?

Свою научную жизнь Хомский посвятил разработке фундаментальной грамматической теории, описывающей универсальные свойства под грамматикой всех языков мира. Конечно, Хомский признает, что французские дети учатся французским словам, китайским детям китайские слова и т.д.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Мы начнем с определения различных уровней языковой системы и опишем позже, как каждый из этих уровней обрабатывается нормальными взрослыми, приобретенными детьми и представленными в мозге. Язык как звук: фонетика и фонология. Изучение языковых звуков можно разделить на два поля: фонетику и фонологию.

Фонетика - это изучение звуков речи, означающих физические и психологические события. Он охватывает обширную область исследований акустических свойств языка и взаимосвязи между этими акустическими характеристиками и тем, как человек воспринимает и переживает сам язык. В области фонетики лингвисты работают вместе со звукорежиссерами, экспериментальными психологами, компьютерными учеными и биомедицинскими исследователями. Фонология - это совсем другая дисциплина, которая изучает абстрактные представления, основанные на языке, как в восприятии, так и в произведении, в человеческих языках и между самими языками.

Поскольку эта теория сильно повлияла на современную лингвистику и психолингвистику, важно прояснить, что значит быть врожденным для Хомского. Мы все согласны с тем, что человеческий мозг обладает чем-то уникальным, что делает язык возможным. Однако, в отсутствие доказательств, свидетельствующих об обратном, это может быть не что иное, как то, что наш мозг - гигантский многофункциональный компьютер, с тысячами миллиардов элементов обработки. Версия теории врожденности Хомского намного сильнее, чем версия «большого мозга» и основана на двух предположениях логически и эмпирически различающихся: язык врожденный, а наш мозг содержит специализированное специализированное обучающее устройство, которое развивается исключительно для языка.

Консультация для воспитателей

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Хомяк Лариса Александровна,
учитель - логопед МДОУ д/с №13
г.Алексеевки Белгородской области

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами) .

Второе предположение, которое является наиболее противоречивым, является частью доктрины, известной под разными названиями: доктриной о специфике господства, доктрине автономии, доктрине модульности. Другая позиция заключается в том, что поддерживается эмпиризмом: знание исходит из окружающей среды и приходит к человеку через чувства. У людей есть способность языка, потому что у них есть время, возможность и навыки обработки, необходимые для изучения тысяч слов и ассоциаций, которые связывают эти слова.

С 1950-х годов многие лингвистические, психолингвистические и нейролингвистические исследования пытался доказать, что Скиннер ошибался, указывая, что дети и взрослые выходят за рамки полученных ими данных, создавая новые фразы и производя определенные ошибки, которые никогда не ощущались раньше.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.) , элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.) , связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты) , а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) . Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Сам Хомский жестоко критиковал поведенческий подход и обвинял тех, кто считал, что язык можно научиться быть «гротескно неправильным». Критически критикуя поведенческий подход, неестественные люди иногда смешивают эмпиризм Скиннера с совершенно другим подходом, называемым интеракционизмом или конструктивизмом или эпигенетическим подходом. Идея гораздо сложнее, чем врожденный или эмпиризм, и его исторические корни менее ясны. Совсем недавно эта концепция появилась в новом подходе к обучению мозга и развитию мозга, называемому связностью, распределенной параллельной обработкой или теории нейронных сетей и в ее теории развития, вдохновленной нелинейными динамическими системами современной физики.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Чтобы понять эту трудную, но важную концепцию, мы должны различать два разных типа взаимодействия: простое взаимодействие и возникновение форм. В теории возникающих форм решение проблемы предполагает определенный профиль по причинам, которые не являются ни очевидными, ни предсказуемыми из любого из исходных исходных данных самой проблемы. Пиаже утверждал, что логика и знания возникают именно так, от последующих взаимодействий между сенсорной двигательной активностью и структурированным миром. Аналогичный аргумент был представлен для объяснения рождения грамматик, которые представляют собой класс возможных решений проблемы соответствия богатому набору значений ограниченному лингвистическому каналу, сильно ограниченному пределами памяти, восприятия и программирования логика и грамматика не даны в мире, но даже не найдены в генах.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Люди раскрывают принципы, которые включают логику и грамматику, поскольку эти принципы представляют собой наилучшее возможное решение конкретных проблем, которые другие виды им было все равно, и они все равно не смогли его решить. Однако может быть что-то реальное мы очарованы великим и сложным мозгом, который развился для достижения сложных целей общества и человеческой культуры. Другими словами, язык - это новая машина, построенная со старыми частями и перестраиваемая, начиная с этих компонентов, от каждого ребенка.

Таким образом, сегодня дебаты в центре изучения языка не касаются контраста между природой и культурой, но «природа природы», то есть, является ли язык тем, что мы делаем с имперским устройством языка, или же оно является результатом умения, которое не является являются языковыми. На следующих страницах мы проанализируем текущие знания в области психологии, неврологии и развития языка с этой точки зрения. Мы рассмотрим эту проблему на разных уровнях системы, от речевых звуков до более широких коммуникативных структур сложного языкового производства.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Мы начнем с определения различных уровней языковой системы и опишем позже, как каждый из этих уровней обрабатывается нормальными взрослыми, приобретенными детьми и представленными в мозге. Язык как звук: фонетика и фонология. Изучение языковых звуков можно разделить на два поля: фонетику и фонологию.

Фонетика - это изучение звуков речи, означающих физические и психологические события. Он охватывает обширную область исследований акустических свойств языка и взаимосвязи между этими акустическими характеристиками и тем, как человек воспринимает и переживает сам язык. В области фонетики лингвисты работают вместе со звукорежиссерами, экспериментальными психологами, компьютерными учеными и биомедицинскими исследователями. Фонология - это совсем другая дисциплина, которая изучает абстрактные представления, основанные на языке, как в восприятии, так и в произведении, в человеческих языках и между самими языками.

Поскольку эта теория сильно повлияла на современную лингвистику и психолингвистику, важно прояснить, что значит быть врожденным для Хомского. Мы все согласны с тем, что человеческий мозг обладает чем-то уникальным, что делает язык возможным. Однако, в отсутствие доказательств, свидетельствующих об обратном, это может быть не что иное, как то, что наш мозг - гигантский многофункциональный компьютер, с тысячами миллиардов элементов обработки. Версия теории врожденности Хомского намного сильнее, чем версия «большого мозга» и основана на двух предположениях логически и эмпирически различающихся: язык врожденный, а наш мозг содержит специализированное специализированное обучающее устройство, которое развивается исключительно для языка.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Фонологи ищут набор правил или принципов, которые могут объяснить аналогию этот тип и попытаться распространить их на новые случаи формирования слов на определенном языке. Поэтому фонология - это своего рода интерфейс между фонетикой и другими закономерностями, которые составляют человеческий язык, установленный на определенном расстоянии от звука, означаемого как физическое событие. Некоторые теоретики утверждают, что фонология не должна существовать как дисциплина сама по себе и что обобщения, обнаруженные фонологами, следует объяснять исключительно физическими и психофизическими терминами.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
  2. Звуковысотный слух;

    Слуховое внимание;

    Восприятие темпа и ритма речи.

  3. Формировать произносительную сторону речи:
  4. Учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

    Это, по сути, эпигенетический подход, а другие считают, что фонология представляет собой совершенно независимый уровень анализа, законы которого не могут быть отнесены к какой-либо комбинации физических событий. Неудивительно, что это подход, применяемый интриганами, особенно теми, кто которые считают, что язык имеет свою собственную специализированную нейронную машину. Независимо от конкретной позиции, принятой в ходе этих прений, ясно, что фонетика и фонология - это не одно и то же. Если вы анализируете звуки речи с фонетической точки зрения, основываясь на разных звуках, которые могут быть созданы человеческим фонетическим аппаратом, мы получаем около 600 возможных звуковых контрастов, которые могут использоваться языками.

    Развивать артикуляционный аппарат;

    Работать над речевым дыханием;

    Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

    Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

    Фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

    Однако на большинстве языков люди не используют более 40 контрастов для построения слов. Чтобы объяснить этот момент, рассмотрим следующую разницу между английским и французским языками. На английском языке звук сосания, обозначенный буквой, используется фонологически, например, чтобы указать разницу между и шляпой. Французские ораторы вполне способны излучать эти звуки, но контраст, создаваемый присутствием или отсутствием устремления, не используется для обозначения систематической разницы между словами.

    Аналогично, английский язык имеет двоичный контраст между звуками, указанными и используется для обозначения системных контрастов, таких как мелодия и дюны. Разница заключается в том, что тайский язык использует этот третий контрастный фонологический подход, в то время как английский использует его только фонетически, поскольку он позволяет произносить целевые фонемы, быстро переходя от одного слова к другому. Язык и значение: семантика и лексика.

  5. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  6. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
  2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
  3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) ;
  4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.) .

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

Дидактические игры («Чей домик?»)

Подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

Дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

Метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

Образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

Краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

Утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова) ;

Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок) ;

Хоровые и индивидуальные повторения;

Обоснование необходимости выполнить задание педагога;

Индивидуальная мотивировка задания;

Совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца) ;

Оценка ответа или действия и исправления;

Образная физкультурная пауза;

Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

Литература:

  1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
  2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь