Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Многие родители озадачены дошкольным образованием малыша. И это понятно хочется, чтобы отпрыск пошел учиться в первый класс уже подготовленный. Тем не менее, в связи с этим появляется масса вопросов и один из них, как научить ребёнка запоминать цифры.

Как научить ребенка запоминать цифры

Нередко родители делают ошибку в подходе к занятиям. Они забывают о юном возрасте учащегося, а этого делать не стоит.

Приступая к обучению, и решая проблему, как выучить с ребёнком цифры, помните, что малыш в дошкольном возрасте не может быть долго сосредоточенным на чем-то одном.

Если вы будете проводить обучение в форме игры, малышу понравится, и он будет сам просить вас позаниматься с ним.

Рассмотрите несколько вариантов занятий, которые смогут увлечь карапуза:

  1. Достаньте яркие кубики, на которых изображены цифры. Показывайте их крохе и озвучивайте каждое число. Возьмите сначала диапазон чисел от одного до пяти. На первое время этого достаточно. Потом постепенно вы дойдёте до десяти.
  2. Показывайте цифры, не только нарисованными. Чтобы лучше запомнить, малышу нужно потрогать, взять их в руками. Вырежьте из картона цифры и дайте рассмотреть крохе поближе. Спросите, как он думает, на что похожа та или иная цифра.
  3. В вопросе, как обучить ребёнка цифрам, главное терпение и понимание, что перед вами не взрослый человек, а малыш, который ещё не знает что такое счёт вообще.
  4. Прежде чем познакомить ребёнка с цифрами, нужно дать ему основные знания о величинах. Карапуз должен представлять, что такое ‘меньше”, а что “больше”, как разделить предметы поровну.
Через какое-то время, когда малыш уже будет знать цифры от одного до десяти, вы можете сделать пазлы из картонных чисел. Вырежьте яркую цифру. Пусть это будет пять. Разрежьте её на четыре части и предложите крохе собрать цифру и назвать её. С течением времени задачу можно усложнить.
Помните старую пословицу “Повторение мать учения”? Эта поговорка именно для решения задачи, как научить ребёнка цифрам в 5 лет.

Пройденный материал нужно повторять ежедневно. Это совсем не значит, что вам нужно посадить малыша и устроить ему опрос по теме. Нет. Обращайте его внимание на те числа, которые встречаются вам на прогулке, или когда вы стоите на остановке и ждёте транспорт. Пусть малыш сам называет ту цифру, на которую вы ему укажите. Это может быть номер дома, номер трамвая и другое.

Кто из родителей откажется, чтобы в тетрадке их маленького школьника цифры были аккуратными, как оловянные солдатики? Стройные шеренги, плечом к плечу, а внизу оценка учителя – «Молодец! Отлично!». Как научить ребенка цифрам, чтобы видеть эти прекрасные слова в родной тетрадке как можно чаще?

В чем причина трудностей при изучении цифр?

Если буквы знать до школы желательно, то цифры обязательно. Почему запомнить цифры так трудно? Чаще всего, ребенку кажется, что они похожи: 3 и 2, 1 и 7, 9 и 6 – согласитесь, есть что-то общее в написании их элементов.

Другая причина – дошкольник не понимает смысла изучаемого материала: для чего нужны цифры? Что они значат? Почему он должен их учить? Как выучить с ребенком цифры в таком случае? Изучить состав чисел и привязать цифры к количеству совсем не трудно, если есть в запасе время и десять счетных палочек. На нашем сайте есть достаточно материалов на эту важную тему.

А вот как быть с написанием цифр, их названием и внешним видом? Об этом немного позже…

План изучения цифры

Как научить ребенка запоминать цифры? Основное правило – начинайте медленно. Как и алфавит, цифры не стоит заучивать одновременно.

  • Попросите ребенка отсчитать необходимое количество предметов. При этом выкладывайте их в шеренгу.
  • Расскажите малышу, что это число обозначается цифрой…
  • Рассмотрите цифру, обсудите ее, подберите ассоциацию. Если в дальнейшем малыш не сможет назвать имя цифры, не спешите ему подсказать, а напомните о той ассоциации, которую вызвала данная цифра. Набор ассоциаций меняться не должен.
  • Повторите упражнение несколько раз: отсчитываем, показываем и называем цифру. Этот прием позволит установить взаимосвязь между числом и цифрой, а также активизирует несколько видов памяти (звуковую, речевую-артикуляционную, двигательную память рук и зрительную)
  • В дальнейшем повторяйте эту цифру и предыдущие, пока карапуз не почувствует себя уверенно.

На первый взгляд этот план выглядит довольно скучно и сурово. На самом деле, каждый его пункт – это веселая динамичная игра.

Мы сегодня не скучаем – цифры с мамой изучаем!

Чего только стоит такой совет, как научить ребенка различать цифры с помощью ассоциаций! Вот что можно сказать малышу:

  • 0 – колесо от машины
  • 1 – столбик с клювом
  • 2 – гадкий утенок
  • 3 – заячьи уши
  • 4 – оттопыренный локоток
  • 5 – животик с шапкой
  • 6 – бублик с флажком
  • 7 – полочка
  • 8 – матрешка
  • 9 — качели

Как еще можно учить цифры с ребенком, играя? Очень хороши магазинные игры с цифрами:

  • домино
  • игры-бродилки
  • детские карты
  • цифровые сортеры

Есть и самодельные игры, которые ничего не стоят для бюджета. Для их изготовления понадобятся лишь ножницы и цветная бумага.

Упражнения для обучения цифрам

Узнай цифру

Чтобы обучить ребенка цифрам с помощью этой игры, потребуется такая наглядность, как цифры, которые малыш уже знает и трафарет такого же размера, как и карточка с цифрой. Вырежьте в трафарете несколько отверстий. Это могут быть небольшие круги, прямоугольные прорези и даже фигурки животных. Накройте цифру трафаретом и покажите карапузу. Его задача – угадать цифру.

Кто спрятался?

На альбомном листе нарисуйте большую цифру и согните ее как угодно: пополам, на четыре части, отогните уголок и т.д. Задача дошкольника – узнать цифру по ее части.

Какую цифру я загадала?

У Вас в руках – стопка карточек со счетным материалом. Перед ребенком лежат цифры. Вы показываете карточку, а ребенок быстро находит цифру, которая соответствует числу изображенных предметов. Если он ответил правильно, скажите ему, что он самый настоящий волшебник!

Цифра-соседка

Такая игра, как «Цифра-соседка» учит ребенка не только цифрам, а и работает над повторением числового ряда. Вы говорите такую фразу: » Я загадала число меньше 8, но больше 6, угадай число и найди цифру!».

Паровозик

Сделайте плоскую модель паровоза с необходимым количеством вагонов. Вагоны можно сцеплять и расцеплять (закрепите на них разогнутые скрепки). Пусть малыш поработает машинистом и соберет свой поезд – по количеству точек на вагонах пронумерует их (подберет цифры) и укомплектует по порядку.

Для изучения цифр подойдет любая игра, с помощью которой учат буквы. Ведь цифра – тоже знак, а вот запомнить его значительно легче. Меняйте игры, и занятия никогда не утомят малыша!

Вконтакте

Развитие малыша – это интересное и плодотворное занятие для любящих родителей. Их умственные и психические процессы настолько подвижны, а жажда познать мир столь велика, что в обучении дошколят можно достичь невероятных результатов. Знать, как научить ребёнка запоминать цифры – важная задача родителей.

Среди общих развивающих задач для детей дошкольного возраста запоминание цифр должно быть увлекательным процессом. Для этого нужна правильная методика раннего развития, помогающая заинтересовать малышей и сделать эффективным этот процесс.

Множество наглядных материалов и игровая форма – это главные составляющие продуктивного обучения ребенка. Это должны быть развивающие игры, несущие информацию о показателях числа. В счете узнавание цифр является начальным этапом обучения.

Вот некоторые заметки для родителей, которые помогут им в процессе образования их ребенка:

  1. Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем.
  2. Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания.
  3. Научить детишек цифрам нисколько не труднее, чем помочь им освоить буквы алфавита или название животных и растений.
  4. Какая бы методика ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность.
  5. Наши крошки намного логичнее, чем мы думаем.

Условия для запоминания и обучения

Они неограниченны. Это не только специально подготовленные уроки, но и обучение в повседневной жизни. Стоит родителю проявить свою творческую способность, и обнаружатся безмерные возможности окружающего мира для этого обучения.

Можно считать любые окружающие предметы, гуляя на улице, покупая продукты в магазине. Запоминание чисел будет успешнее, если для этого заготовить карточки с цифрами и носить их с собой. Ожидая с малышом очереди в поликлинике, можно с пользой провести время: считать людей, стоящих впереди и сзади, сверяя их количество с карточками. Будет еще лучше, если сравнивать число очередных детей до и после, соотнося их с карточками. Так же весело будет сравнивать, у кого больше пуговиц на одежде: у мамы или ребенка.

Самое простое — счет пальчиков при помощи считалочки с их одновременным разгибанием: «Раз, два, три, четыре, пять; пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять; будем радоваться вместе» Можно положить стишок на любую мелодию и пританцовывать пальчиками. Эта методика поможет ребенку запомнить цифры, начиная с младенческого периода. Через два-три года можно будет увидеть результат, малыш запомнит цифровую последовательность. Здесь задействована и слуховая и зрительная память.

Научить маленького различать цифры можно и через запланированные коротенькие пятиминутки, которые должны быть регулярными. Распространенное занятие: карточки, на которых изображены числа. Нужно быстро показывать карточки с обозначением цифр и кружков, обозначающих состав данного числа. Одновременно должно называться это число. Занятие продолжается, пока малыш внимателен. Постепенно он будет понимать цифры и соответствующие им числа. Позднее можно усложнить занятие, раскладывая карточки в разброс и прося ребенка подавать любую из них, по названию числа, которое он слышит.


Занимательные циферки

Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах. Их запоминание будет легче, если просить малыша принести столько, к примеру, фасолинок, сколько изображено на картинке, спрятанной на дверце, внутри шкафа или на потолке в спальне. Неожиданные задания вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры и соответствующий ей состав числа. Даже просто висящие в разных местах на уровне их глаз разноцветные яркие цифровые знаки обеспечат их запоминание.

Магниты на холодильник – большое подспорье для родителей. С магнитными цифрами можно играть, проявляя много фантазии.

Можно делать из конструктора паровозик , в вагонах которого будут кататься цифры, обозначающие порядковый номер вагончика. А вырезанные из мягкого материала шуточные цифры могут танцевать, оживляя детское восприятие и запоминание. Для желающих совершенствовать своего ребенка в математическом плане полезным будет чтение детских обучающих книжек и просмотр мультфильмов по счету. Это очень наглядное обучение.

Необходимо научить малыша, что цифра «говорит» о количестве чего-то. Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Цифра два «говорит» о том, что башню нужно построить из двух кубиков, а пять требует для башни пять штук. После этого ребенку весело будет это сооружение уронить.

Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр и элементов, входящих в их состав, дадут толчок для творчества и постижения науки о цифрах и счете.


Научить можно в любом возрасте

Малыш 1-3 лет проявляет живой интерес к цифрам. Важно поддерживать и развивать это любопытство, произнося их вслух, показывая наглядно, прося повторять за взрослыми. Дети от трех до пяти уже могут узнавать цифры и владеть последовательным счетом.

В этом полезном деле важно помнить уникальность каждого ребенка и характерные особенности его психических процессов. Его нельзя сравнивать с другими детьми, а необходимо понимать, какая ведущая память у малыша, слуховая или зрительная, и использовать это в научении. Родители должны ценить и одобрять его усилия по освоению цифр. Такой индивидуальный подход, постоянство и заинтересованность родителей в скором времени помогут ему запомнить все цифры и оперировать ими в жизни.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Не буду длинно и подробно рассказывать о том, как важно научить ребенка цифрам: о раннем развитии сегодня не говорит только ленивый. Сразу перейду к практике. Все эти способы мы опробовали вместе с дочками, начиная почти с рождения. Старшей Тане сейчас 5 лет, младшей Лене – 2, и мы продолжаем запоминать цифры в игровой форме. Эти игры по большей части рассчитаны на детей до 3 лет. Но в ближайшее время я расскажу о еще 7 занятиях-играх для изучения цифр с детьми от 3 до 5 лет.

1. Карточки в руки

Про систему Глена Домана слышали многие. С ее помощью можно научить ребенка цифрам раньше, чем он начнет говорить. Во всяком случае, так пишут. К тому же сейчас в магазинах полно разных комплектов карточек с точками и цифрами для обучения малышей с пеленок. Все очень просто: когда ребенок бодр и готов играть, вы быстро показываете ему карточки. Со временем ребенок научится различать цифры и числа-количества, не пересчитывая точки.

Мы пробовали так играть, изучая цифры с Леной, но вскоре, когда дочке надоело просто смотреть на карточки (ей к тому времени было года полтора), она стала просить меня разложить перед ней все многообразие картинок, чтобы потом подавать мне ту или иную цифру или карточку с точками по моей просьбе. Это было закрепление и повторение материала.

Карточки я делала сама на толстом картоне из упаковочных коробок из-под «Агуши». Научить ребенка цифрам таким образом под силу каждой маме.


2. Цифры в доме

Дети не любят долго сидеть на одном месте. Им нравится ползать, бегать, прыгать, поэтому, как только ребенок поползет-пойдет, можно развесить карточки по дому на уровне глаз ребенка: на шкафах, стенах, дверях… Ребенок, пробегая мимо, видит изображение цифры и количества и запоминает их.

Впервые я попробовала этот способ, когда мы с Танюшкой изучали цифры. И ничего не получилось. Она не могла запомнить ни одной, хотя при этом давно уже рассказывала наизусть «Муху-Цокотуху» К.И. Чуковского и уверенно считала до десяти. Я решила, что метод этот – полная чушь и так научить ребенка цифрам просто невозможно. А еще где-то глубоко в подсознании очень расстроилась, и у меня появились претензии к ребенку… Как это так?? Она чего-то не может…

Глупая я была тогда! Потом, наблюдая и думая, я поняла простую вещь: у Тани ведущая память слуховая, и запоминание зрительных образов дается ей сложнее. В 4 года она еще путала часть цифр. А вот Лена уже в 2 года знает все цифры, потому что ее ведущая память – зрительная. Зато она еще пока не говорит… Так вот с ней мы активно используем цифры в доме.

Расклеив карточки в разных уголках квартиры, мы играем в прятки с цифрами. Надо найти то пятерку, которая, повиснув на балконной двери, прячется за шторой, то восьмерку, которая любит затаиться в ванной, то цифру «четыре», скрывающуюся на дверях шкафа-купе. Оказывается, так просто научить ребенка цифрам в игре.




И еще одно интересное замечание: запомнив зрительный образ, дочка стала внимательнее слушать! Если мы в разговоре упоминаем какую-то цифру, она тут же идет к карточке и показывает: вот, мол, вы говорили про «шесть» или про «один». Я сама удивлена!

Но что же все-таки делать, если у ребенка слуховая память ведущая? Не использовать «Цифры в доме»? Все равно, мне кажется, нужно играть так, только наклеить не все десять цифр сразу, а только одну или две. Потом, когда ребенок запомнит их, можно добавлять по парочке новых карточек.

А еще в магазинах продаются всевозможные комплекты с цифрами на магнитах. Поселив их на холодильнике, можно научить ребенка цифрам, играя на кухне: строя паровозики или домики, в которых живут Единица, Тройка, Девятка…




3. Поэтические цифры

Если ваш ребенок любит слушать стихи, если у него ведущая слуховая память, разучите вместе с ним, например, строки С.Я. Маршака о цифрах:

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

А потом вместе можно даже поставить небольшое представление и показать, как пляшет цифра «пять» и какие акробатические номера показывает цифра «девять». Так в игровой форме вы сможете научить ребенка цифрам.

4. Книжки для юных математиков

Математических книжек в магазинах сейчас полным полно. Было бы желание научить ребенка цифрам, читая и играя вместе с ним. В нашем доме очень прижились книжки «Учимся считать» из серии «Уроки для дошколят» и «Изучаем цифры» вместе со Смешариками. Девчонки любят слушать их и перед сном, и в дороге, когда мы куда-нибудь едем, и просто так почитать, когда есть свободное время. А старшая вообще выучила их наизусть, и порой читает младшей по памяти, если я бываю занята.




5. Цифры и башенки

Ребенок обязательно должен понимать, что цифра – это не просто картинка, это обозначение того или иного количества предметов. Поэтому предлагаю вам простую игру, чтобы помочь ребенку запомнить цифры и понять их связь с количеством.

Небольшое поле расчертите на десять квадратов или прямоугольников и каждый из них подпишите цифрой. Задача ребенка: построить на поле башенку из кубиков: двух, пяти, восьми… Все зависит от того, какая цифра написана в квадрате. Понятно, что вначале он будет строить башенки так, как ему это больше нравится, но постепенно начнет понимать, что «два» — это два кубика, а «пять» — пять. А как потом здорово эти башенки ломать!!

В нашей семье сейчас эта игра – хит сезона: каждый день играем не по разу. Ленка достает поле, и это знак каждому: будем строить башенки. Пока получается не все, и дочка хочет на «пять» поставить шесть кубиков, а на «восемь» — один, но это все придет со временем.


6. Аппетитная цифра

Цифру можно съесть, если она, например, выложена из макарон или творога. Можно испечь вкусные «арифметические» печеньки и научить ребенка цифрам, поедая вместе с ним «тройки» и «девятки» с чаем или молоком. А еще рассказать ребенку обеденную сказку, где главным героем будет лебедь Двойка или Восьмерка-неваляшка.

Честно признаюсь, с Леной я еще не пробовала так запоминать цифры. А вот Таня этот способ не оценила: ей больше нравится есть просто творог, а не творожную шестерку. Но может быть, вашему малышу понравятся аппетитные цифры. Попробуйте.


7. Портретная мастерская

Если вы хотите научить ребенка цифрам, откройте портретную мастерскую и создавайте портреты разных цифр. Выберите то, что больше нравится малышу. Цифры можно

  • рисовать (на бумаге, песке, снегу);
  • лепить из пластилина;
  • выкладывать фасолью или счетными палочками;
  • вырезать ножницами;
  • собирать из конструктора на липучках или любого другого конструктора;
  • делать аппликации или поделки из природного материала. Например, на берегу реки вы можете выложить цифру из камушков, а в лесу – из шишек. Чаще именно такие неформальные способы помогают научить ребенка цифрам (и не только цифрам) быстро и легко.

Конечно, малышу в юном возрасте сложно одному рисовать, вырезать, лепить, поэтому что-то может делать и мама, а ребенок будет рядом: смотреть и помогать. Например, мама вырезает цифры из цветной бумаги, а потом вместе с малышом делает цифровую аппликацию, или мама выкладывает цифры из шишек, а ребенок эти шишки собирает и смотрит, какая красота получилась…

Этот способ мы пока используем не очень часто: Ленчик предпочитает рисовать травку, чтоб накормить ей лошадку, а из пластилина ей нравится еж и гусеницы в моем исполнении… Цифр в доме хватает и без рукотворчества. Танюшка же с трудом что-то делает руками: мелкая моторика развита у нее не очень, но мы над этим работаем… Вот, например, аппликация: единичку вырезала дочка, а пятерку – я. Приклеивали и рисовали вместе!



Все эти способы помогут вам научить ребенка цифрам. До 3 лет или чуть позже, не так уж и важно. Многие из этих игр можно использовать и с ребенком постарше: есть цифры-печеньки, рисовать, читать математические книжки… Например, с Таней мы порой «занимаемся» по книжке «Считаю и решаю» для детей 5-6 лет из серии «Ломоносовская школа». Но есть и другие занятия-игры для изучения цифр с детьми от 3 до 5 лет. Какие? Расскажу в следующий раз…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь