Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Правильному произношению каждый человек обучается с самого раннего детства.
Дети часто имеют проблемы с правильной артикуляцией всех букв. Чаще всего проблемы возникают с правильным произношением звуков «ш», «р» и «л».
Обусловлено это несовершенством детского речевого аппарата, которому не хватает тренировки.

Первое, что могут сделать родители для того, чтобы малыш быстрее научился правильно выговаривать слова, — это перестать «сюсюкать» с ним. Взрослые, умиляясь при общении с ребенком, часто искажают слова. Ребенок воспринимает это и позже начинает воспроизводить эти «неправильные» выражения. Следите за своей речью, старайтесь произносить слова громко, четко и внятно. Поворачивайтесь лицом при разговоре с малышом, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию.

Занятия с логопедом.



При сильно выраженной проблеме с произношением на помощь придет логопед. Эти специалисты знают все о дефектах речи и помогут их устранить. Нередко случается, что нужна только консультация логопеда. При встрече специалист сделает оценку уровня дефектной речи ребенка, посоветует специальные упражнения для выполнения в домашних условиях или назначит следующую встречу с малышом, если дефективность очень велика, и нет возможности самостоятельно решить проблему.

Причиной неправильного произношения могут служить индивидуальные особенности физиологического строения детского речевого аппарата, например, малыш может иметь недостаточную длину языка или слишком короткую уздечку. В случае причин физиологического характера малыш должен будет пройти ряд медицинских процедур или перенести операцию.
Неоценимую помощь в обучении правильному произношению звуков несет артикуляционная гимнастика.
Подробнее об артикуляционной гимнастике смотрите

Советы.



Занятия необходимо проводить в легкой игровой форме, которая не нагружает малыша. Выполняйте упражнения для правильной постановки языка, улучшения его подвижности вместе со своим ребенком.

Лучше всего выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть, как двигается его язык и мог сравнить с языком мамы.

Сначала демонстрируйте правильное исполнение упражнения, а затем уже просите малыша повторить его.

1. Расположите язык у края верхнего зубного ряда и попросите малыша повторить.
Малыш должен выполнить упражнение, задержав язычок на пятнадцать-двадцать секунд.
Сделайте перерыв и повторите задание еще два-три раза. Данное упражнение поможет сделать подъязычную связку более гибкой, что поможет в произношении проблемных букв.

Буква «Р» очень трудно дается многим детям. Для исправления произношения также существуют специальные упражнения.
Одним из них является задание «Дятел» , когда ребенок должен с силой ударять кончиком языка по верхним зубам и одновременно произносить букву «Д». Малыш тренирует кончик языка и правильную артикуляцию.

Помочь в произношении звука «Р» могут слова с «Т» и «Д». Все эти буквы требуют, чтобы кончик языка упирался в верхнее небо у самого края верхнего зубного ряда. Буквы «Д» и «Т» редко вызывают проблемы в своем произношении. Логопеды используют это для обучения правильной артикуляции звука «Р». Старайтесь повторять с ребенком побольше слов, в которых «Р» следует за «Т» или «Д», например, трактор или дрова.
Упражнение "Моторчик" : ТРР-ТРР-ТРР или "Автомат" ДРР-ДРР-ДРР

Необходимо также запастись терпением, потому что криками и руганью можно лишь отбить у малыша охоту вообще чему-то учиться. Спокойный уравновешенный тон родителя и четкая дикция помогут правильно воспринимать буквы на слух. Малыш составит себе звуковую картину слова и будет стараться подражать правильному произношению.



Можно использовать в обучении игрушки, на которых изображен алфавит, или повесить красивую яркую алфавитную таблицу в детской комнате. Любимые мультипликационные герои, которые «прячутся» за буквами на стене, возбудят интерес ребенка и помогут в обучении.
Можно сделать обучающую игру самостоятельно. Для этого вырежьте из картона карточки и наклейте или нарисуйте на них буквы. Предложите малышу нарисовать какой-нибудь предмет, название которого начинается именно на эту букву. Затем просто доставайте карточки и громко произносите букву, подкрепляя произношение примерами названий предметов, например, «Л», как «ЛАМПА» или «И», как «ИГЛА». Старайтесь использовать простые и односложные слова.

Научить ребенка правильно выговаривать буквы не так сложно, достаточно запастись терпением. Главное, проводить занятия регулярно, чтобы тренировать речевые навыки и совершенствовать произношение.

Разговаривайте с ребенком

Многих молодых мам беспокоит вопрос, как научить ребенка правильно говорить различные буквы и звуки? Стоит учесть, что методика обучения малыша связной и правильной речи в первую очередь основывается на его возрасте. Именно от этого зависит выбор тех или иных приемов и методов, благодаря которым у ребенка в кратчайшие сроки формируется быстрая и правильная речь. Если эти принципы не соблюдаются, то в итоге это может привести к замедленному развитию не только речи, но и к тому, что ребенок будет медленно развиваться умственно, замедлиться развитие письма, а также малыш будет неправильно произносить некоторые звуки, например, л, р, ж и прочие. Поэтому молодым родителям стоит придерживаться некоторых правил. Перейдем к практике как научить ребенка правильно говорить такие буквы как л, р, ж, ш. Так же ниже вам будет представлена техника упражнений позволяющая быстро научить вашего малыша произносить буквы и звуки.

Как научить малыша говорить

Первые признаки речи возникают у малыша еще в возрасте 4 месяцев. Именно в этот период маленький ребенок начинает издавать звуки, которые принято называть гулением. Изначально они непродолжительные. Постепенно у ребенка появляется уверенность и он начинает издавать более продолжительные звуки. Конечно же, речь в этом возрасте лишена смысла. Это больше является признаком того, что малыш в прекрасном настроении. Рекомендации и для развития речи и что бы научить малыша говорить в этот период заключаются в следующем:

  1. Чаще общайтесь с ребенком.
  2. Добивайтесь его ответа любым звуком или же смехом.
  3. Завладевайте вниманием малыша при помощи игрушек, произнося при этом четко их название.

В восемь месяцев у ребенка начинают формироваться отдельные слоги. Это можно сравнить с лепетом. В этом возрасте дети уже способны подражать определенным звукам. Также малыш способен сделать интонацию своей речи более выразительной.

В этом возрасте дети произносят слова на разный лад, при этом ударение и интонация произвольно видоизменяется. Чтобы научить ребенка говорить, именно в этот период необходимо чаще общаться с ребенком, показывать ему игрушки и предметы, четко произносить их название, а также рассказывать про животных и объяснять различные действия. Все нужно делать четко и ясно, чтобы ребенок точно понял о чем вы говорите. Стоит побуждать малыша совершать определенные действия, например, открыть рот, подать игрушку. Не стоит заменять название предметов более упрощенными, так как это только замедляет развитие речи. Эти мелкие советы помогут вам научить ребенка правильно говорить слова и звуки со временем.

Совместные игры

Конечно, не стоит в этот период использовать те слова, которые сложны для восприятия. В полтора года малыш уже способен изъясняться словами. Его словарный запас в этом возрасте должен состоять, как минимум, из сорока слов. При этом основная нагрузка ложится на собеседника, так как он должен тщательно описывать окружающий мир, животных и предметы, применяя в своей речи глаголы, прилагательные и прочие части речи. Также следует указывать на взаимосвязь между отдельными частями речи, например: «Посмотри, котик играет с солнечным зайчиком». В этом возрасти наступает момент, когда необходимо обращаться к малышу уже с более сложными просьбами, например, попросите его принести ручку или открыть . В этот период следует сделать акцент на увеличение запаса слов у ребенка. К двухлетнему возрасту словарный запас малыша должен составлять не менее 300 слов. В три года малыш должен уже уметь использовать придаточные предложения. В этом возрасте необходимо стимулировать свое чадо к изменению окончаний отдельных слов, а также согласование их в предложении. Чтобы ребенок почувствовал уверенность, необходимо поощрять его стремление говорить. Перейдем к следующим советам как научить правильно говорить ребенка и произносить слово мама, папа и разные звуки такие как ш, л, р, ж.

Как научить ребенка говорить мама, ш, л, р, ж

Большинство родителей хочет, чтобы первым словом их ребенка было «мама». Однако у многих детей первое четко произнесенное слово – это «дай». Но как научить ребенка правильно говорить слово «мама»? самая главная ошибка родителей заключается в том, что они не учитывают всю специфику запоминания малышом отдельных слов. Ведь ребенок первым произносит именно то слово, которое слышит намного чаще остальных. Чтобы ребенок запомнил слово «мама» не нужно говорить его постоянно. Достаточно просто комментировать, например, мама сделала то и то, мама взяла то. Играя с малышом необходимо стимулировать его к произношению этого слова по слогам и четко. Многим детям нравится повторять слова по слогам вместе со взрослыми.

Как научить малыша говорить звук л

Как научить ребенка правильно говорить букву «л», необходимо делать с ним определенные упражнение. Нередко дети заменяют этот звук звуком «в». В такой ситуации ощущается нарушение воздушных потоков и недостаточная подвижность языка. Для того что бы научить ребенка говорить букву «л» в такой ситуации подойдут такие упражнения, как «Лошадка тихо едет» и «Лошадка». При выполнении таких упражнений и техник ребенок звонко и тихо должен цокать языком. Чтобы убрать нарушение воздушных потоков, можно выполнять упражнение для моторики речи ребенка «Дует ветерок». При выполнении упражнения что бы ребенок научился говорить ребенок должен выдувать струйки воздуха.

Как научить ребенка говорить букву ш

Читайте вместе с ребенком

Также для многих детей проблематично произношение звука «ш». Для того что бы научить ребенка говорить букву ш необходимо освоить такое упражнение, как «Чашечка». Для этого необходимо, чтобы ребенок приложил к нижней губе язык, приподняв при этом его кончик и боковые стороны. В итоге должен получится желобок. Также можно выполнять жевательные движения, болтушку языком и упражнение для растягивания губ.

Упражнения как научить ребенка произносить букву р

Практически третья часть детей не правильно произносит букву «р». Ведь это самый сложный звук. Так как правильно научить ребенка говорить звук «р»? Ребенок может его заменять буквой «л» или вообще не произносить. Чтобы устранить эту проблему, следует стимулировать ребенка к проговариванию слов, в которых имеется этот звук, например, кар-кар, рыба, ворона, рука и прочие. Также необходимо показать малышу правильную артикуляцию. Иными словами, то, как располагаются губы и язык во время произношения звука «р». Неплохим занятием может стать проговаривание скороговорок и стихов.

Произношение ребенком звука ж

Если ребенок не произносит букву «ж», то при его постановке необходимо делать упор на слова, где имеется этот звук. Проговаривать их следует медленно. Также можно просто пожужжать с малышом, подражая жукам.

Развитие у детей ранней речи

Внятная и понятная ранняя речь у ребенка, как правило, формируется у детей к трем годам. Если же родителе хотят, чтобы их ребенок начал говорить намного раньше, а это, конечно же, ускоряет процесс интеллектуального развития, то им следует изменить кардинально подход ко всем процессам обучения речи. Итак, как научить ребенка правильно говорить в год. Речевой навык является ранним, если он сформировался уже к одному году. Ведь в этот период ребенок намного лучше воспринимает неоднократно повторенные краткие предложения, содержащие всего одну идею. Конечно, некоторые термины могут быть непонятны малышу, чтобы он лучше вас понял, необходимо прояснять ситуацию, подключив воображение, а также начав обучать ребенка мышлению и равнению.

Например, если ваше чадо кушает печенье, то можете попросить охарактеризовать его форму и вкус, указать название. В основном стоит поддерживать во время разговора только те темы, которые будут интересны вашему малышу. Так вы сможете быстрее увеличить словарный запас ребенка, развивая при этом воображение и интуицию. Разговаривайте с ребенком о собственных действиях. Так вы сможете его научить сопоставлять их со словами и идентифицировать. В этот период весьма актуальны пальчиковые игры, аппликации, рисование и другие игры, направленные на развитие мелкой моторики. Ведь именно она влияет на развитие речи. Единственные верный путь для формирования правильной речи у ребенка – это общение. Теперь можно перейти к просмотру видео урока как научить ребенка правильно говорить в раннем возрасте.

Виде как научить ребенка правильно говорить буквы и звуки

Что делать, если ребенок мало говорит для своего возраста или говорит неразборчиво? В какие игры играть, чтобы помочь малышу? Нужен ли специалист или достаточно занятий с мамой? Как помочь разговориться двойняшкам или малышу-билингву? На самые популярные вопросы мам о развитии речи отвечает логопед-дефектолог, эксперт нашего курса «Онлайн школа развития речи», мама 3-летнего сыночка Анна Маковей.

Ребенок не хочет разговаривать

Сын (1,7) говорит только «мама», «папа», «баба», «кыка» (книжка), «лала» (поет так), звуки машин и животных разных. Не старается повторять, даже на «своем» не говорит, визжит или мычит, недавно стал говорить «уу» очень эмоционально (при виде чего -то для него интересного). Что можно сделать для развития речи речи? Может быть, какие-то игры, упражнения?

Немного статистики. При хорошем понимании ребенком обращенной речи, наличии в словаре 50 слов (включая лепетные и звукоподражания), их активном использовании, а также наличии простых предложений из 2 слов («ляля бах»,«мама ди») считается, что речь развивается нормально.

Но необходимость обратить на нее внимание есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали, а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку «разговориться».

Что Вы можете сделать, чтобы немного форсировать события:

1. Все занятия проводите в игровой форме, обыгрывайте давно известные сказки. Прочитайте, обыграйте с куклами или вырезанными из старой книжечки фигурками, можете из картона вырезать или слепить из пластилина. Поиграйте в «запоминай-ку»: спрячьте одного из героев и спросите ребенка, кого не хватает. В знакомой ситуации сказки ребенок чувствует себя намного увереннее и быстрее начнет называть героев, да и сами действия сопровождать словами.

2. Игры на расширения словаря (показ карточек, например) тоже обыграйте: пусть карточки прячутся, порой в самые неожиданные и смешные места (мой сын очень любил, когда картинка пряталась под хвостиком у спящей кошки).

3. Больше вопросов! Папа приходит с работы и обязательно расспрашивает: «Где гуляли сегодня? Что видели? Кого встретили? Что купили?» и т.п. Сначала отвечайте за ребенка: «Давай папе расскажем! Гуляли на площадке. Качались на качелях. Собачку видели! Собачка лаяла! А еще мы птичек кормили. Мы насыпали зерно. Птички прилетели и клевали зернышки» и т.п. Повторяйте «расспросы» каждый день, ребенок привыкнет к процедуре и будет стараться сам отвечать.

4. Вводите в речь больше глаголов, они ускорят появление новых существительных и прилагательных, а также позволят конструировать простые предложения из 2 слов.


Сыну 2 года 4 месяца, не разговаривает, педиатр сказал, что все в порядке, нужно ждать. Посоветуйте какие-нибудь занятия, что поможет ему разговориться.

Думаю, целесообразно:

1. Сходить на консультацию к неврологу (если еще не были).

2. Сходить на консультацию к детскому психологу (он выяснит, есть ли особенности эмоционального развития мальчика, которые тоже могут повлиять на время появления речи)

3. Сводить ребенка на консультацию к логопеду (не хочу ничего сказать про педиатра, но в 2,4 уже пора посерьезнее вещи говорить).

Процедура диагностики у всех специалистов не страшная и безболезненная. С малышом поиграют, в игровых заданиях специалист выяснит объем умений и навыков, словарного запаса (активного и пассивного), умение выполнять задания по речевой инструкции, особенности строения артикуляционного аппарата. Не думайте, что я нагнетаю обстановку и пытаюсь Вас запугать. Очень хочу помочь! Поэтому сходите к вышеозначенным специалистам.

Развитие речи у ребенка-билингва

Подскажите пожалуйста, есть ли особенности развития речи у детей, находящихся в другой языковой среде. Ребенку 1,5 года и она практически ничего не говорит. Живем сейчас в Польше, дома разговариваем на русском языке, на улице на польском. Понимает все и на русском, и на польском.

Существует мнение, что маленький ребенок склонен к изучению одного языка, т.е. он по природе монолингв. Если так сложилось, что в семье каждый из родителей говорит на своем языке (или семья говорит на русском, а социальное окружение — дети во дворе, педагоги в детском саду — на польском), то ребенок на практике постепенно начинает понимать, что это разные языки, и это помогает ему преодолеть путаницу. Замечено также, что раннее усвоение двух языков, практически всегда, приводит к некоторой задержке усвоения каждого из языков. Самая сложная ситуация для ребенка, когда один и тот же человек говорит с ним на двух языках (дома — на русском, на улице — на польском). Ребенок не может понять, где заканчивается один и начинается другой язык.

Могу предположить, что малышка пока находится в стадии накопления словаря и пока не может определиться, на каком же ей языке разговаривать. Старайтесь относиться к этому реально. Конечно, Вы при ребенке будете говорить с окружающими на польском. Потом проблем не будет, малышка сама начнет с Вами говорить на русском, с друзьями на польском, легко переходя от одного к другому. Ну а пока вы с ней только на русском, дома только на русском. Переводить окружающих не надо. Возможно и будет небольшая задержка, зато — сразу полиглот. Удачи вам!


Как разговорить двойняшек

Я папа двойняшек 2 года 4 месяца, мы до сих пор не разговариваем. Отдельные слова: «мама», «папа», «няня», «дай», «неа», «да-да», «так». Все остальное выражаем мычанием с жестами или на своем тарабарском. Понимание у детей с нами полное, все знают, понимают, что и как делается, сами едят, одеваются. Семья говорливая, песни поем, стихи и книги читаем. Есть ли повод волноваться, или ждать по советам врачей? Что посоветуете предпринимать?

Двойняшки — тема особая) Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью. И научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за... (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой.... кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Ребенок говорит на своем «тарабарском»

Доче 1,11. Много болтает, повторяет, но я переживаю, что она стала больше болтать на своем «тарабарском».

С увеличением словарного запаса и повышением речевой активности произношение отходит на десятый план. Ребенку кроме правильного проговаривания есть чем заняться. Столько все нужно Вам сказать! Ведь молчала она больше года!

В процессе самостоятельного говорения и слушания речи взрослых малышка постепенно поймет, что некоторые звуки произносит не так, и исправится сама. Можете поправлять, но ненавязчиво («Кто это спрятался? — Ки! — Да, это киса!»). По своему материнскому опыту могу сказать, что период «тарабарского» языка пройдет довольно быстро (мой сын говорил так много и так непонятно, что руки опускались; прошло три месяца и человек очень прилично изъясняется).

Следите тщательно за своей речью. Говорите четко, размеренно, выразительно. Проговаривайте окончания. Когда хотите привлечь внимание ребенка к какому-либо слову, присядьте, чтобы ваши лица были на одном уровне. Так девочка быстрее скопирует правильную артикуляцию.

Если Вас что-то беспокоит в развитии речи Вашего ребенка, не пускайте это на самотек. Психика малыша до 3 лет очень пластична, и все ваши усилия, игры и занятия дадут наибольший эффект.

Как научить ребенка правильно разговаривать в 4 года?

Специалисты уверены, что к 4-5 годам ребенок обязан уметь хорошо строить предложения. Проще говоря, у детей в этом возрасте должна быть «чистая речь». Однако многие родители не обращают на это внимание и считают, что со временем их малыш сам начнёт хорошо говорить. И это большая ошибка взрослых. Логопеды настоятельно рекомендуют исправлять ребенка в словах в 3-4 года. Ведь в 6 - 7 лет это сделать практически нереально.

Очень важна правильная постановка звуков

Как показывают статистические данные, у детей чаще всего вызывает затруднение в произношении звуков. Например, для некоторых достаточно сложно произнести слово с шипящими звуками (щука, жужжит, щавель, шар, чайка). Многие не могут произнести слова с сонорными согласными: рыба, солнце. Но больше всего тех детей, которые не могут сказать предложения со свистящими согласными. А именно: сельдь, заготовка, цапля. Разумеется, с постановкой таких звуков должен заниматься логопед. Он сможет дать рекомендации, а также покажет, какие делать упражнения. И после нескольких занятий, ребенок спокойно может произносить, на первый взгляд, трудные слова.

Только тут всё зависит ещё от родителей. Специалист «поставит» звук, но его ведь ещё нужно «удержать». Проще говоря, чтобы малыш не забыл, как правильно выговаривать слова, надо постоянно с ним заниматься по 30-40 минут в сутки.

Нужна ли артикуляционная гимнастика?

Логопеды настоятельно рекомендуют всем родителям показывать детям артикуляционные упражнения, которые помогут правильное произносить нужное слово. Специальные движения может показать логопед или же можно посмотреть в интернете. Запомнить его не трудно, главное — это правильно выполнять. Выделили 5 упражнений, которые наиболее эффективно помогают добиться той самой «чистоты» речи.

«Лошадка» - так называется второе упражнение. Тут ребенок должен представить, как будто где-то скачут лошади. Затем нужно попросить его, чтобы он издал звук, когда лошадь цокает копытами.

А вот упражнение «Вкусное варенье», по-моему, понравится всем малышам. Нужно попросить ребенка, чтобы он представил, как будто он съел варенье. Однако остатки вкуснятины остались у него на губе. Потом надо сказать малышу, чтобы он облизывал губу по всей её поверхности.

И, наконец, последнее упражнение «Иголка». Тут ребенок должен открыть рот и высунуть язык. Затем представить, как будто язык - это иголочка и постараться его сузить. Удерживать язычок в таком положении придётся около 15 секунд.



Вообще каждый профессиональный логопед обязан дать рекомендации родителям для занятий по технике речи.

Во-первых, нельзя нервничать, если ребенок произносит слово неправильно. Он это чувствует. И при следующем разе может просто побояться сказать то, о чём его попросили.

Во-вторых, не следует слишком сильно критиковать малыша. Многие привыкли говорить: «Ты не правильно произносишь», «Глупый, так не говорят!». Иначе в другой раз ребенок будет делать артикуляционную гимнастику с меньшей охотой.

В- четвертых, занимаясь с ребенком, садиться напротив друг друга.

В-пятых, для занятия лучше купить какие-нибудь игрушки. Например, кубики из слов или детское лото. Там есть слова, которые ребенок будет произносить вслух и в то же время запоминать.

Также в занятиях хорошо помогает зеркало. Можно строить разные рожицы и показывать язык. Это и является артикуляционная гимнастика, которая помогает малышу правильно разговаривать и не «съедать» звуки. Главное - это терпение и огромное желание научить своё чадо правильно говорить. И тогда всё обязательно получится!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь