Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Нижневартовска

ДЕТСКИЙ САД №15 «Солнышко»

Проведение занятий по актерскому мастерству

с детьми старшего дошкольного возраста

с использованием игровых упражнений

Методическая разработка

Андреева Наталья Васильевна,

воспитатель

г. Нижневартовск

2014 год.

Аннотация.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.

Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются.

Один из видов игры – актерское мастерство – это игра на сцене.

Данная разработка посвящена проблеме использования игровых упражнений на занятиях по актерскому мастерству со старшими дошкольниками. Как игра может помочь усвоению правил и основ другой игры?

В разработке приведены примерные планы занятий по актерскому мастерству в студии актёрского мастерства.

Данная разработка может быть полезна руководителям дошкольных театров, педагогам дополнительного образования, работающим в этом направлении.

Введение

стр. 3

Основная часть.

стр. 4

стр. 5

стр.6

стр. 7

III.

Заключение.

стр. 9

стр.10

Приложение.

стр. 11

  1. Введение.

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрского мастерства, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Являясь одним из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей.

В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогают игровые упражнения по актёрскому мастерству.

Воспитательные возможности актёрского мастерства огромны. Участвуя в театральном действии, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, движения, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Разностороннее влияние игровых упражнений актёрского мастерства на личность ребёнка позволяет использовать их как одно из эффективных педагогических средств.

Вместе с тем, именно в театральных коллективах применение именно игровых упражнений сопряжено с необходимостью четкого разделения понятий «игра актера» и «игра как метод обучения». Строго говоря, в театральном коллективе необходимо с помощью игры научить детей играть. Именно это противоречие и послужило причиной создания данной методической разработки.

Цель методической разработки – описание методики проведения занятий по актерскому мастерству с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых упражнений в студии актёрского мастерства.

  1. Основная часть.
  1. Особенности дошкольного возраста.

В период «дошкольного возраста» качественно изменяется способность детей к произвольной регуляции поведения. Происходящая «утрата детской непосредственности» характеризует новый уровень развития мотивационно – потребностной сферы: появляется смысловая ориентировочная основа поступка – интеллектуальный момент между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Совсем маленькие дети, если вдруг им предложить принять участие в театрализации, либо делают это спонтанно, либо отказываются делать вообще. Бытует мнение, что никакой, даже самый гениальный актер, не способен на сцене переиграть животных и детей. Хотелось бы уточнить еще раз: не всех детей. Есть дети, которые в принципе не способны играть на сцене.

Но! Именно начиная с определенного возраста и именно благодаря тому, что появляется смысловая ориентировочная основа поступка, каждого ребенка, в большей или меньшей степени можно научить актёрскому мастерству.

Еще один немаловажный аспект, позволяющий учить детей дошкольного возраста актерскому мастерству, - дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Кроме того, эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. И этот опыт ребенок уже способен осмысливать и переживать. Важно научить детей обобщать переживания, делать из них выводы

Все доступные источники утверждают, что ведущее значение в старшем дошкольном возрасте приобретает учение.

Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Однако не стоит забывать, что в дошкольном возрасте его ведущая деятельность - игра. Да, он хочет знать и уметь как можно больше. Да, он не желает быть хуже, чем его сверстники. Да, в дошкольном возрасте формируется самооценка. Но не что иное, как игра, дает ему силы для учения, позволяет проявить себя. Отдохнуть. Что-то понять.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
  2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. Игра – нормативная и равноправная деятельность младших школьников, меняющих свои цели по мере взросления.
  4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
  5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
  6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. То же самое можно сказать и об игре актера. Это процесс переживаний, который вызван действиями.

  1. Игровые педагогические технологии.

Технология - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности [ 2 ] .

Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь цели обучения и управлять этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Педагогических технологий существует великое множество [ 7 ] . Равно как и их классификаций.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы методов и приемов. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Для дошкольников наилучшие педагогические технологии - это игровые педагогические технологии.

Педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

Понятие "игровая педагогическая технология" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

Игровые педагогические технологии включают в себя специальные актерские техники и игровые упражнения.

Игровые упражнения и методика их проведения готовит детей к определенным видам деятельности и социальным ролям, разрешает конфликтные ситуации, развивает эмоционально- волевую сферу, предупреждает агрессию, страхи, замкнутость, сложности в общении, осуществляет налаживание внутригрупповых отношений.

3. Игра в игре. Задачи, которые нужно решать на занятиях актерским мастерством со старшими дошкольниками.

Актерское мастерство – тоже технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная. И, если с верой и наивностью (как необходимыми условиями органичного сценического существования) у дошкольников все в порядке, то с самоконтролем (еще одним необходимым условием) дела обстоят не так хорошо. Значит, занятия по актерскому мастерству со старшими дошкольниками (для достижения наилучшего результата) должны этот самоконтроль развивать. Таким образом, одна из ключевых задач применения игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству в театральной студии – воспитание у детей самоконтроля эмоциональной сферы.

Следующая задача, которую нужно и можно решать при помощи игровых технологий – развитие креативности, раскрепощенности детей. Здесь также есть проблема: чем взрослее становится ребенок, тем больше от него требуется соответствия общепринятым в социуме нормам. Не только поведения, но и мышления. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают стараться быть «как все». Вот тут существенную помощь может оказать именно актерское мастерство. Потому что при создании образа (любого, пусть даже совсем крохотного) приветствуется как раз внутренняя свобода от стереотипов. Хвалят за то, за что зачастую ругают в школе. Важно (повторюсь), чтобы процесс фантазирования осуществлялся под собственным контролем ребенка и не перерастал в хаотичное буйство, разрушающее все вокруг.

Еще одна задача – в процессе игры, как нельзя лучше, реализуется на практике главный принцип театра – «Театр – искусство коллективное». Игра обычно приносит радость от совместных действий. Не зря игру называют школой общения. Ребенок, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для создания образа и, конечно, для жизни в обществе.

В этом определении подчеркнуто наличие:

  • Самостоятельности. (Проба сил всегда сопряжена с неудачей. Поэтому пробы во взрослых деятельностях практически невозможны; никто не даст ребенку какого-либо дела, практически обреченного на неудачу.) «Возможной действительности» (иной реальности);
  • Личных интересов каждого участника;
  • Возможность действий в этой действительности (исследования);
  • Диалога (в тексте работы автор уточняет, что более точным было бы понятие «полилога»).
  • Группы (включенность в общение);
  • Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству дошкольников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить - в очень многих областях жизни.

А теперь представим себе, что в определении вместо слова «игра» написано слово «театр». Далее можно ничего не менять. Совпадение – стопроцентное.

Итак, выделим задачи, которые необходимо решать на занятиях по актерскому мастерству в театральной студии с детьми старшего дошкольного возраста:

  1. Воспитание самоконтроля эмоциональной сферы;
  2. Развитие креативности, творческого мышления, свободного от стереотипов;
  3. Принятие детьми аксиомы «Театр – искусство коллективное», формирование навыков общения.

Эти, а также бессчетное количество иных задач для развития личности и актерских способностей детей старшего дошкольного возраста, эффективно решаются при помощи игровых упражнений.

Занятия «по актерскому мастерству » включают в себя:

  • упражнение на артикуляцию;
  • упражнения на развитие речи;
  • развитие мимики;
  • творческие упражнения;
  • упражнения на воображение;
  • упражнения на развитие пластической выразительности;
  • актерские этюды.
  1. Примерная структура занятия по актерскому мастерству
  1. Завязка. (Начало занятия) (7 минут)
  1. Приветствие.
  2. Разминка:
  • Упражнение на расслабление мышц тела: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения;
  • Упражнение для голоса: артикуляционная гимнастика;
  1. Развитие действия (10 Минут)
  • Упражнения на развитие речи;
  • Творческие упражнения;
  • Упражнения на воображение;
  • Упражнения на развитие пластической выразительности;
  1. Кульминация (8 минут)
  • Актерские этюды;
  1. Развязка (3 минуты)
  • Упражнения на развитие мимики;
  1. Финал (окончание занятия) (2 минуты)
  1. Заключение.

Использование игровых упражнений на занятиях по актерскому мастерству со старшими дошкольниками в студии актёрского мастерства дает хорошие результаты, потому что:

  • Игровая деятельность – одна из ведущих у дошкольников;
  • Актерское мастерство и игра имеют одинаковую природу;
  • С помощью игры можно максимально добиться раскрепощенности;
  • Игровые упражнения позволяют воспитать у детей эмоциональный самоконтроль.

И в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован при проведении занятий по актерскому мастерству.

  1. Список используемой литературы.
  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.Е. Антипина, - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
  2. Большой энциклопедический словарь [Текст] /Под ред. И. Лапиной , Е. Маталиной , Р. Секачев а, Е. Троицкаой, Л. Хайбуллиной , Н. Яриной , - М.: АСТ , Астрель , 1248 стр.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский, - СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
  4. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств Тренинг творческой психотехники [Текст] / С. В. Гиппиус, - СПб.: Веды, 2010, 23 с.
  5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе - М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
  6. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет [Текст] / И.О. Карелина, - М.: Академия Развития, 2006. - 144 с.
  7. Современные педагогические технологии как объективная потребность. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html
  8. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст] / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г.Вечкановой /. СПб., Издательско-полиграфический центр "КАРО" , 2009. – 252 с.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст] : Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. М: Генезис 1998 - 160 с.

  10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] / А.В. Щеткин,- М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 120 с.
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры. http://qame.ru/book/age_psychology/psihologiya_igri_elk
  12. Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. [Текст] / А. В. Эфрос / 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 1. 318 с.

V. Приложение.

Игровые упражнения, используемых на занятиях

со старшими дошкольниками в студии актёрского мастерства

«Капитошка».

  • Упражнение «Созвездия». Дети свободно ходят по аудитории. Они - маленькие летающие звездочки. Задача: по команде педагога собраться в «Созвездия», выполняя при этом определенное задание. Например: «По трое, сидя на полу спинами друг к другу» Та группа, которая выполнит задание быстрее прочих, поднимает вверх сцепленные руки и кричит «Хэй!».
  • Упражнение « Я – скульптура». Нужно с помощью собственного тела изобразить какое-либо качество или чувство. Сначала, вытягивая заранее приготовленные карточки («Обида», «Смелость», «Восторг» и.т.п.) Потом придумывать чувства самостоятельно. Остальные – угадывают. Побеждает тот, чью скульптуру разгадало больше всего народу.
  • Упражнение «Пластилин». «Скульптор» лепит из «пластилина» (полностью расслабленного человека) скульптуру, соответствующую, на его взгляд, звучащей музыке. Когда все скульптуры готовы, им по очереди говорят «Живи!». «Пластилин» начинает действовать так, как он это понял, исходя из своей вылепленной позы. (Во время упражнения нельзя разговаривать)
  • Упражнение «Волшебный сундук» [ 9 ] Детям предлагается представить, что в центре круга стоит большой волшебный сундук. (Поставьте воображаемый сундук и покажите, как он открывается.) Поскольку сундук волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Любой может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "вытащить". Он должен будет без слов, т.е. одними движениями и жестами, показать всем, что он вытащил, что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Тот, кто догадается, какой предмет был извлечен из волшебного сундука, присоединяется к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли. Чем больше человек присоединится к показывающему, тем лучше.
  • Игра «Носорог». Один ребенок – спящий носорог. Он ложится на живот, прячет лицо, уткнувшись в руки. Ему на спину кладут монетку. Фоном звучит спокойная музыка. Играющие жестами договариваются об очередности попыток. Задача – взять монетку, не разбудив носорога. Если носорог что-то почувствовал, он вправе проснуться и схватить охотника.
  • Упражнение «Действие – противодействие». Паре учащихся называется пара противоположных действий (например, «Пройти – не пустить», «Уговаривать – отказываться», «Подбадривать – бояться» Без подготовки они должны сыграть этюд, в котором каждый будет выполнять одно действие. Единственное, о чем позволяется договориться перед началом этюда – кто какое действие исполняет и обстоятельства места.
  • Игра «Аплодисменты по кругу». Нужно объявить, что сегодняшнее занятие прошло хорошо, и каждый заслужил аплодисменты. Все дети становятся в общий круг. Один начинает: он подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего человека, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Андреева Наталья Васильевна

МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко»


Педагогическое развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность.

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин).

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Работая в течение ряда лет воспитателем в логопедической группе, я заметила, что дети плохо усваивают программный материал. Проанализировав причины, пришла к выводу: плохая речь, неустойчивое внимание дошкольников, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия, помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь? Ответ прост – играть! Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта ребенка.

Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия и, в первую очередь, это необходимо детям логопедической группы. Исходя из этого, мною была разработана дополнительная модифицированная программа «Театр Маленького Актера», целью которой является развитие речи, артистических способностей детей через театрализованную деятельностью. Отсюда решаются следующие задачи:

  • формирование выразительности речи;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • развитие эмоционального словаря;
  • создание атмосферы творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому ребенку высказаться в процессе игры;
  • поощрение импровизации, умения свободно чувствовать себя в роли;
  • развитие координации движений;
  • формирование коммуникативных навыков.

Принципы данной программы:

  1. гармоничное развитие личности ребенка;
  2. доступность;
  3. систематичность и последовательность;
  4. игровой принцип;
  5. обеспечение эмоционального благополучия.

Дополнительная модифицированная программа «Театр Маленького Актера» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».

В чем же состоит актуальность данной программы? Не секрет, что ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Первая тенденция - театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть хорошим «артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

Вторая тенденция - невмешательство взрослого . Правда, на практике оно перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети представлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок персонажей сказок.

Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем, музыкальный руководитель предлагает к очередной «знаменательной» дате новый сценарий спектакля…Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем уже не осталось… Противоречия между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки практико-ориентированной педагогической технологии. Таковы исходные теоретические положения, вывод из которых: нужна специальная программа по театрализованной деятельности со спецификой целей, задач и содержанием работы воспитателя с детьми.

Автор программы стремилась к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не надо заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену. Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы. Надо, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные и танцевальные импровизации. «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или импровизируемые ими в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» – М., Просвещение, 1991).

Работа по театрализованной деятельности строится по трем направлениям:

  1. Куклотерапия;
  2. Азбука актерского мастерства;
  3. Социоигры.

Эффективная система работы с использованием различных видов кукольного театра позволяет сфокусировать внимание педагога на развитие личности каждого ребенка. В «куклотерапии» используются самые разнообразные виды театров: наряду с традиционными (би-ба-бо, настольный, фланелегреф), «в ходу» театры, изготовленные своими руками: варежковый, перчаточный с головками-шариками от пинг-понга, марионеточный, пальчиковый, театр на прищепках, теневой, а также «Сказки из ведерка», персонажи которых изготовлены из баночек и бутылочек от детского питании.

Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение. Ребенок смотрит на себя как бы со стороны, а что может быть более наглядным и действенным в воспитании! Важно также и то, что театральная кукла является своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем, особенно у детей логопедических групп (трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). Ребенок как бы прячется за куклу и таким образом чувствует себя более защищенным. Для многих детей кукольные герои становятся настоящими помощниками: помогают снять психическое напряжение, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому.

Занятия «по актерскому мастерству » включают в себя:

  • упражнение на артикуляцию;
  • упражнения на развитие речи;
  • развитие мимики;
  • творческие упражнения;
  • упражнения на воображение;
  • упражнения на развитие пластической выразительности;
  • актерские этюды;
  • развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.

На эту деятельность отводится 30 занятий по разработанным конспектам (28 основных и 2 занятия итоговых). Часто дети поначалу совершенно не владеют своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: гнев, удивление, страх. «Проигрывая» эмоциональное состояние через персонажей театра, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие формы работы: мимическое упражнение «Антошка» (под знакомую песню дети показывают эмоциональное состояние Антошки), беседа «Гномики» (по карточкам-пиктограммам придумывают сказки или рассказы о внутреннем состоянии братьев-гномов), этюд «Колобки» (на изображение колобка, у которого есть только нос, дети накладывают брови, глаза, рот, объясняя при этом, какого колобка придумали они и что их колобок чувствует). детям начинают подчиняться мышцы лица и они с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого. Развитию воображения способствуют игры: «Сказочный салат», игра с использованием полифункционального макета «Проведи своего героя по разным сказкам», сочинение сказок, в которых ребенок отождествляет себя с неодушевленным предметом, природой: «Если бы я был пуговицей», «Если бы я была катушкой от ниток», «Я-подснежник», «Я-обломанная ветка» и т.д. На занятиях театрализованной деятельности исполняются музыкально-ритмические упражнения (разные группы детей под звуки одной мелодии выполняют движения своих персонажей, например, :под музыку «Танец маленьких утят» одни дети должны двигаться как котята, другие – как обезьянки, третьи – как медвежата, четвертые – как лягушата и т.д.), развивающие слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.

В социоиграх (составлен сборник из 60 игр) развиваются:

Есть игры-разминки, которые используются, как физминутки («Человек к человеку», «Четыре стихии», хороводные игры) для того, чтобы настроить детей на рабочий лад; сконцентрировать внимание детей можно предложив игры «Встань по пальцам», «Эхо», «Замри», «Двадцать»; для творческого самоутверждения подойдут игры «Костюм-превращение», «Рассказ по карточкам», «Дровосек», «Стихи по ролям» и т.д.

Программа ТМА рассчитана на 2 года обучения театрализованным играм (старшая и подготовительная). Начиная с 5 лет и до выпуска из детского сада, дети последовательно знакомятся с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Когда дети освоят приемы кукловождения, приступаем к постановке кукольного спектакля.

Параллельно в каждой возрастной группе идет обучение детей «основам актерского мастерства». Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций и настроений, черт характера. Начиная со П полугодия в старшей группе идет объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в драматизации. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизацию).

Но в подготовительной группе дети уже освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх, не «прячась за куклу», поэтому роль кукольного театра уменьшается, а сами драматизации отличаются более сложными характеристиками героев, сложными мизансценами.

Таким образом, организация работы по программе «Театр Маленького Актера» будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Количество занятий в старшей группе

Основы актерского мастерства

Кукольный театр

Театрализованные игры

Количество занятий в подготовительной группе

Основы актерского мастерства

Кукольный театр

Театрализованные игры

Занятия по театрализованной деятельности проводятся во второй половине дня, продолжительность каждого занятия 25-30 минут. «Занятия по актерскому мастерству» и «кукловедение» рекомендую проводить по предложенным мною занятиям, театрализованные игры - по разработанным занятиям коллектива авторов Петровой Т.И., Сергеевой Е.С., Петровой Е.С. («Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М., «Школьная пресса», 2004) игры на развитие эмоциональной сферы по пособию Карелиной И.О. («Эмоциональное развитие детей 5-10 лет», Ярославль, Академия развития, 2006). На занятиях хорошо использовать музыкальное сопровождение (для чего необходимо иметь фонотеку и магнитофон. Следует учитывать следующее:

  1. максимальную активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  2. сотрудничество детей друг с другом и со взрослым;
  3. подготовленность и заинтересованность воспитателей.

В.И. Новикова

Формирование навыков сценической речи у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

»

Методическое пособие

Николаевск-на-Амуре

Министерство образования и науки Хабаровского края

Николаевский-на-Амуре педагогический колледж коренных малочисленных народов Севера-филиал краевого государственно бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

В.И. Новикова

Формирование навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

ПМ 6 вариативная подготовка в области театрализованной деятельности

МДК 6.3 «Основы актёрского мастерства»

для специальности 050144 « Дошкольное образование »

Утверждено в качестве учебного пособия

научно-методическим советом НнАПК КМНС – филиала КГБОУ СПО ХПК

Николаевск-на-Амуре

2013

В.И. Новикова

Артилякуционная работа с дошкольниками. - Учебное пособие: НнАПК КМНС – филиала КГБОУ СПО ХПК,2013 .

Актуальность учебного пособия « Артикуляционная работа с дошкольниками » по ПМ 6 вариативная подготовка в области театрализованной деятельности МДК 6.3 «Основы актёрского мастерства» для специальности 050144 « Дошкольное образование предопределена необходимостью помочь студентам, воспитателям работающими с детьми над развитием речи. В учебное пособие включены основные понятия содержания и методики работы над сценической речью с дошкольниками, предложены упражнения, тренинги для самостоятельной работы студентов.

Учебное пособие адресовано студентам специальности 0050144 преподавание Дошкольное образование

Издательство НнАПК КМНС - филиала КГБОУ СПО ХПК, 2013

Осанка…………………………………………………..

Дыхание………………………………………………….

Резонирование…………………………………………..

Артикуляция, артикуляционные упражнения...............

Дикция, дикционные упражнения……………………….

Скороговорки……………………………………………….

Пальчиковая гимнастика………………………………..

Диапазон, упражнения на расширение диапазона……

Развитие фонематического слуха………………………..

Литература………………………………………………….

Особое значение в детских образовательных учреждениях уделяется театрализованной деятельности которая решает комплекс задач стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Сценическая речь, как и пластика, относится к внешним выразительным средствам актёра. Какие чувства бы ни были у исполнителя роли, как бы он ни переживал. Зритель должен слышать, что говорят со сцены, понимать, о чём говорят, голос не должен быть отталкивающим, визгливым, неприятным.

Преподавание сценической речи в детском театральном коллективе воспитывает технику речи.

Работая над сценической речью, воспитывается полноценно развитая личность, усваивается богатство, и многообразие русской речи обогащается словарный запас. Работа с текстами развивает память, образное мышление, обогащает ребёнка эмоционально.

В предмете сценическая речь для развития речевого голоса выделены следующие разделы:

  • Резонирование,

    артикуляция дикция,

    расширение диапазона

    речь в движении.

    пальчиковая гимнастика.

    развитие фонематического слуха-

Эти разделы обязательны во всех возрастных групп детей.

Пальчиковая гимнастика. Развитие фонематического слуха - дополнительные разделы, предназначены для развития речи дошкольников.

Внимание – важная составляющая всех упражнений.

Все разделы обучения не могут быть представлены в

« чистом» виде. Одно и то же упражнение, может развивать в ребёнке и внимание, и фонематический слух. Поэтому деление упражнений по некоторым разделам условно.

В дошкольном возрасте основной метод проведения занятий – игры.

Занятия могут проводиться всей группой или делится на подгруппы С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

ОСАНКА.

Это первый раздел с которого начинается обучение речи. Лишь с хорошей осанкой возможна выработка хорошо поставленной речи. В хорошо поставленной осанке развиваются и функционируют правильное дыхание, хорошее звучание. ОСАНКА,

Это первый раздел с которого начинается обучение речи. Лишь с хорошей осанкой возможна выработка хорошо поставленной речи. В хорошо поставленной осанке развиваются и функционируют правильное дыхание, хорошее звучание.

Упражнения на осанку.

Для детей 4-6 лет.

    Красивые спинки.

И,п.сидя. Сначасла нужно потянуться, сидя на стульчиках. Руки вверх, позевать. Взять « волшебную палочку» и сказать « пойду посмотрю, у кого нужно подправить сломанную спинку. Пройтись и слегка поправить палочкой спинку. нахваливая « О, какие вы все красивые» детям это очень нравится.

2 Тянемся к солнышку .

И,п стоя. Встать на цыпочки, руки вверх. Представить,что башеньки, небоскрёбы, а может, деревья. Вдруг налетел ветер, и ломает вас, рушит ваши дома, деревья. И вот вы стоите покалеченные. Я беру волшебную палочку- хлопушку и иду вас лечить. Фиксация выровненного положения -10 секунд.

ДЫХАНИЕ.

Дыхание наиважнейший раздел для постановки речевого голоса. От того, как мы дышим, и звучание нашего инструмента: сила, красота, мелодичность. На занятиях тренируем смешанно - диафрагматическое дыхание, в котором работает диафрагма, мышцы грудной клетки и брюшного пресса

Правила дыхании:

    На занятиях тренируют носово е дыхание и долгий выдох Очень важно научить детей брать дыхание носом и распределять выдох.

    Многие упражнения лучше делать лёжа на ровной, твёрдой поверхности и – обязательно в хорошо проветренном помещении..

Упражнения на дыхание.

(для детей 4-6лет)

    Бегемотики.

И.п. лёжа на коврике. Выровнятся. Представьте, что вы- бегемотики. Вы лежите на солнышке, вам хорошо. Вокруг поют птички, благодать. Вы расслаблены, лежите и дышите., наполняем воздухом животик.

Бегемотики лежали

Бегемотики дышали

Вот животик поднимается

Вот животик опускается.

Дети сосредоточены на процессе дыхания. Что бы проверить правильно ли дети дышат, можно положить лёгкую игрушку и покачать его как на качелях

Качели вверх

Качели вниз

Крепче дружок держись.

2 Бегемотики (сидя)

То же упражнение, но уже сидя.

В этом положении труднее удерживать осанку выровненной.

Упражнение тренирует и внимание детей.

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

Вот животик поднимается,

Вот животик опускается

3 . Полоска бумаги.

И.п. стоя. небольшую продолговатую полоску бумаги держим перед ртом. Нужно подуть на неё не сильно, но так, чтобы она отклонялась.

Не нужно торопиться. Важно удерживать полоску наклонённой некоторое время. Следить чтобы не было толчков. Нельзя на неё слишком сильно дуть, так, чтобы она совсем легла на руку.

4. Ищи ветра .

Подражать шуму ветра- тянуть длинный звук « С-С-С…..)

То же со звуком –« ш-ш-ш…, з-з-з…., ж-ж-ж-…..,щ-щ-щ…..)

Каждый раз оправдывая, что шумит в данном конкретном случае. Либо комар, шум листвы и т.д

5. Фырканье.

Длинное фырканье, когда вибрируют обе губы.

Задача- удлинить выдох. Это упражнение хорошо тренирует диафрагму.

дыхание носом и распределять выдох.

Многие упражнения лучше делать лёжа на ровной, твёрдой поверхности и – обязательно в хорошо проветренном помещении.

РЕЗОНИРОВАНИЕ.

Резонирование – максимальная концентрация звуковых волн.(из «Сценической речи» под ред. Козляниновой, Промптовой)

К резонаторам относится:

    грудная клетка,

  • твёрдое нёбо,

  • полость рта и носа

    придаточные полости,

Для тренировки используют сонорные звуки- м,н, л, р.

Начинать работу нужно со «стона»., « мычания»

Упражнения на резонирование

И.п. стоя. Постонать, помычать на звуке « м», как будто больны. Следить за расслабленностью шеи, гортани. Позвоночник выровнен. Голова безвольно спадает вниз, вбок. Губы сомкнуты.Проверяйте ощущение свободы, расслабленности

АРТИКУЛЯЦИ.

Чёткость речи напрямую зависит от владения артикуляционным аппаратом, в результате появляется хорошая дикция.

Артикуляционный аппарат - это:

    ротовая полость,

    мягкое нёбо,

    полость глотки(глотка похожа на трубку, начинающуюся у основания черепа и заканчивающаяся у пищевода),

    Твёрдое нёбо,

    зубы, губы

    нижняя челюсть.

При соприкосновении артикуляционных поверхностей возникают щели, пустоты в некоторых местах. По ним проходит выдыхаемый воздух, и произносятся различные звуки. Насколько разработан артикуляционный аппарат, настолько качественна дикция.

Артикуляция бывает внешней (движения нижней челюсти, языка и губ) и внутриглоточной (глотка, хрящи гортани, мягкое нёбо, корень языка).

Внешняя и внутриглоточная артикуляции взаимосвязаны. Поэтому на занятиях необходимо тренировать оба вида артилякуации.

В упражнении важно чередовать напряжение и расслабление.

Для работы с дошкольниками используется наглядные пособия- рыбки с нарисованными на них упражнениями.

Всегда, особенно на первых порах, для контроля за правильностью положения языка и губ используются зеркальце. Зеркала используются во всех возрастных группах.

Работа над выработкой правильной артикуляции начинается с артикуляционной гимнастики.

Правила.

    Почаще зевайте с удовольствием. Это позволит опустить корень языка. И поднять мягкое нёбо- т.е. создаёт условия для хорошего звучания.

    Говорите, открывая рот - это позволит зазвучать гласные звуки и придаст певучесть речи

Артикуляционные упражнения.

Здесь лучше дать рисунки детей, делающих каждое из этих упражнений0

Сделать подряд несколько зевков. Позевать. С открытым ртом, а потом с закрытым ртом.

Упражнения для губ.

1. Слоник(для звуков Б,П,В,Ф,)

Губки вытянуть вперёд.

2.Лягушечка(для звуков Б,П,В,Ф,)

Губки растянуть в стороны.

3 .Чередование Слоника и Лягушечки.(для звуков Б.П.В.Ф.)

Часто менять положение губ под хлопок.

4. Поднимаем верхнюю губку, как будто тянем за ниточку.

5 . Опускаем нижнюю так же

6. Чередование 4и 5 упражнений.

Упражнения для языка.

    Лопата.

Плоский расслабленный язычок лежит на нижней губе.

2.Иголочка.

Тоненький острый язычок тянется вперёд.

3.Чашечка (тренирует звуки Р.Ш. Ж. Щ. Ч.)

Края и кончик языка загибается вверх, края ровные, язык не должен подрагивать.

4. Дудочка.(тренирует С.З.Ц.Ш.Ж.Щ.Ч.)

Язычок сворачиваем в трубочку: кончик остаётся на месте, а боковые края загибаются вверх. Если у ребёнка не получается, то нужно подуть по языку и, через некоторое время, струя воздуха поможет язычку сложится в желобок.

5. Киска сердится(тренирует С.З. Ц)

Кончик языка за нижними зубами, спинка выгибается вверх. Язык похож, на парус. Сделать несколько движений туда-сюда.

6. Лошадка.(тренирует Л.Р. Ш. Ж. Щ. Ч.)

Поцокать язычком.

7. Барабан.(тренирует звук Р)

Кончиком языка упереться в верхние передние зубы и одновременно произнести звук « Д» Потом ещё раз. Постепенно быстрее. Бьём как в барабан. « Д-д-д-д….д-д-« Звук чёткий, звонкий.

8. Качели(тренирует звуки Л.Р.Ш.Ж.Щ.Ч)

Открыть рот. Кончиком языка упереться в основание передних верхних зубов.Затем опустить язык и дотронуться до нижних зубо. И так несколько раз.

9. Часики

Открыть рот. Тоненький язычок « смотрит» то налево, то направо. И так несколько раз. Темп увеличивать.

10. Язычком описывать круги по дёснам с внешней стороны кругов в одну сторону, 10 кругов в другую(в этом упражнении расслабляется корень языка)

11 .Попробовать языком дотянуться до носа, до подбородка.

ДИКЦИЯ.

Когда артикуляционный аппарат размят можно переходить к дикции.

Трудности встречающиеся у дошкольников.

Дети не умеют:

    Формировать мысль

    Пропуски звуков

    Обилие жаргона

    Зажатость челюсти

    Проглатывание окончаний

    Отсутствии правильного темпа речи

    Дефекты произношения отдельных звуков.

Дикционные упражнения.

    Кидаем друг другу звуки.

И,п. сидят в полукруге на стульях. Воспитатель в центре круга. Посылать каждому чёткие звуки, задача ребёнка повторить этот звук также чётко и ясно. Оценивать когда звук не долетел, объяснить почему так получилось.

Можно повторять в парах.

    Красим забор звуками .(на звуконапевных гласных)

Вверх, вниз проводим ладошкой, как будто красим забор кисточкой. Тянуть при этом каждый гласный звук. Т-Э-А-0-У-Ы.

    Спрашивай- отвечаю .

–И-А-О-У-Ы?

И-А-О-У-Ы.

    Упражнение с пробкой

Ставим пробку поперёк рта. Зажимаем зубами. И проговариваем чистоговорки. Произносить нужно четко, чтобы донести смысл собеседникам.

СКОРОГОВОРКИ.

Сев в такси, спросила такса за проезд какая такса?

А таксист ответил так: возим такс мы просто так.

Во лесу лозу вяжу, на возу лозу везу.

Коза лозу не лежи - накажу!

На мели мы лениво ловили налима.

На мели мы лениво ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

но туманы лимана манили меня.

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!"

****

Пекарь Петр пек пироги.

Говорит попугай попугаю: "Я тебя попугай, попугаю!"

Попугаю в ответ попугай: "попугай, попробуй, попугай!"

Сыворотка из-под простокваши.

Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.

Проворонила ворона вороненка.

Около кола колокола.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Ложечка моя желобоковыгибистая, да с переповыподвертом.

Мышки сушек насушили,

Мышки кошек пригласили.

****

Рима рано чистит рану, рядом Рома моет раму.

Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала.

****

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

******

Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

****

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича.

*****

Говорили про попа, про Прокопья про попа, про Прокопьевича.

Стоит поп на копне, колпак на попе,

*****

Копна под попом, поп под колпаком.

******

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

******

От топота копыт пыль по полю летит.

****

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

*****

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

*****

Свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

****

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

Осип орет, Архип не отстает - кто кого переорет. Осип осип, Архип охрип.

****

Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой.

Идет коза с босым козлом,

Идет коза с косым козлом.

****

Добр бобр для бобрят.

Это ты Илья, или я Илья?

****

Дед Данила делил дыню. Дольку - Диме, дольку - Дине.

****

Повар Петр и повар Павел,

Петр пек, а Павел парил,

Парил Павел, Петр пек,

Повар Петр и повар Павел.

Скороговорки ( с прито­пами и прихлопами.)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку

******

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи просто так покачались в гамаке.

*******

Ты, сверчок, сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

******

На дворе трава, на траве дрова.

******

Вёз корабль карамель,

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА,

Развитие речи тесно связана с развитием мелкой моторики – пальчиков рук. Развивая одно, мы косвенным образом затрагиваем и другое поэтому и развмвая речь ребёнка, необходимо в процесс обучения, назвываемые – пальчиковая гимнастика. Кроме того, эти упражнения развивают и внимание, и воображение, рождают видения, отношение к произносимому тексту. Интонация озвучивает разных персонажей. Стихотворный текст легко запоминается, с удовольствием повторяется кроме того, необходимо следить и за чёткостью речи- ведь мы произносим звуки..

Практика показала, что не надо гнаться за количеством разных упражнений достаточно ограничится хотя бы 5 упражнений, добиваться высокого уровня выполнения.

Каждый раз придумывать новый характер для персонажа, новый, пусть маленький штришок, нюанс в исполнении, в интонации. Самое главное- интерес ребёнка.

Правило

Подогревайте в ребёнке желание творить!

Не давайте ему скучать!

Упражнение «По грибы».

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик - в лес пошел,

Этот пальчик-гриб нашел,

Этот пальчик – чистить стал,

Этот пальчик - жарить стал,

А вот этот всё съел,

Оттого и потолстел!

Сгибать и разгибать пальчики на обеих руках. На ударный слог - сгибаем, на безударный – разгибаем. Слово « два» - исключение.

Попеременно сгибать (или разгибать) пальцы на правой

(или левой) руке, начиная с мизинца.

Показываем большой палец. Хлопаем в ладоши.

Упражнение «Мы капусту рубим».

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Упражнение «Печем пироги».

Тесто мнем, мнем, мнем! (ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмем, жмем, жмем! (малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно)

Пироги мы испечем! (руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

Упражнение «Замочек».

На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев) Потянули, (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)

Постучали , (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли ! (расцепляем пальцы)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Гости

Мама, мама!

Что, что, что?

Гости едут.

Ну и что.

Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок.

- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца

ДИАПАЗОН

ДИАПАЗОН (гр. dia pason (chordon) - через все (струны)) - совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом.

Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса

РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА,

Скажи как...

Цели:

    проговаривать фразу с необходимым тембром голоса.

* * *

1 вариант

Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Воспитатель показывает маску или куклу (на­ пример, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.

2 вариант

Воспитатель. А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый дол­ жен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.

Скажи тихо-громко...

Цели:

* * *

Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит ребенка по­вторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, воспитатель в процессе проговаривания вы­кладывает фишки-опоры.

Например: оо-оо-ла-ла - острая пила.

Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

Воспитатель. А сейчас скажи тихо, вот так: оо-оо-ла-ла - острая пила.

Скажи медленно-быстро...

Цели:

    учить менять темп речи;

    работать над темпом речи.

* * *

Воспитатель произносит чистоговорку и просит ребенка по­вторить ее с той же скоростью.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, воспитатель «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соот ветствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистого ворка, тем больше расстояние между фишками.

Например:

о о о о - медленно;

ла ла - острая пила;

о о о о - быстро;

ла ла - острая пила.

Колыбельная для вьюгокрута

Цель: развивать высотный диапазон голоса.

* * *

Чтобы помочь Зимушке найти волшебный снежок, нужно отыскать Вьюгокрута.

Воспитатель. Давай споем ему колыбельную песенку. По­смотри на волшебные снежинки. Они показывают, как поднима­ется и опускается голос. Споем песенку с помощью гласных.

Сделать вдох, на выдохе пропеть гласный [а], изменяя высоту голоса.

Поющие игрушки

Цель : расширять высотный диапазон голоса.

* * *

На картинке нарисована елка с игрушками, на которых изображены гласные буквы.

У о

О а

А у

Воспитатель . Посмотри на елочку. Она украшена необычны­ ми игрушками. Прочитай гласные буквы, написанные на игрушках. Давай попробуем спеть «Песенку елочки». Будем произносить все гласные на одном выдохе. Чем ниже на елочке расположена игруш­ ка с буквой, тем ниже будет наш голос.

Чем выше игрушка с буквой - тем выше звучит голос.

Сначала воспитатель поет «Песенку елочки» с повышением голоса. Следует сделать вдох, а на выдохе пропевать гласные с постепенным по­вышением голоса, с одновременным движением руки от игрушки к иг­ рушке вверх по елочке:

И

У


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Фон-речь, звук.

Фонематический слух- способность различать и воспринимать звуки речи.

Дикционные упражнения развивают речевой слух, ребёнок контролирует звучание своего и чужого голоса.

Он развивается у детей всех возрастов- дети внимательно следят за интонацией, дикционной правильностью. В данном разделе предложены упражнения для дошкольников.

Дети учатся на них делать звуковой анализ слова.

Развиваем фонематический слух таким образом:

    Сначала дети учатся слышать первый звук в слове и называть его;

    Потом последний;

    Потом называется любой звук, и ребёнку надо определить, есть ли вообще заданный звук в слове.

Необходимо помнить, что мы играем в ЗВУКИ, а не в буквы. Читается начало фразы - дети придумы­вают окончание:

Ра-ра-ра - начинается (игра)

Лы-лы-лы - забиваем мы (голы)

Жа-жа-жа - есть иголки у (ежа)

Са-са-са - под кустом сидит (лиса) Ма-ма-ма - на дворе сейчас (зима) Ша-ша-ша - мама моет (малыша)

Усь-усь-усь - на лугу пасется (гусь)

Та-та-та - у нас в доме (чистота)

Оч-оч-оч - наступила (ночь)

Упражнения такого плана подбираются спе­циально для развития слуха и для улучшения дикции - выделения окончаний.

Кидаем одному из детей мяч и называется любое простое слово. Просим назвать первый звук в нем. Допустим, кидаем мяч и называем слово: «Дом». Называем так, чтобы ребенок сразу услышал первый звук:

Д-д-д-дом.

Ребенок возвращает мяч и называет этот первый звук: «Д». Кидаем другому и на­зываем уже другое слово. Таким образом, по- одному обходим всех, со всеми перекидываемся мячом.

Если ребенок неправильно назвал звук, на­пример, вместо звука «Й» в слове яблоко, он назвал «А», то нужно громко, утрируя ошибку, про­изнести: яблоко!

Тогда малыш внимательнее прислушива­ется, чувствует, что ошибся. Пытается испра­виться.

    Играем в цвета.

Дети очень любят игру «В цвета» (или она еще называется «Светофор»), Можно ее пере­делать и усложнить, применительно к разви­тию фонематического слуха.

Прави­ла игры : дети сидят на стульях, ведущий отво­рачивается и называет любой цвет, допус­тим - зеленый. Он объявляет: «Зеленый». Де­ти, у которых есть этот цвет в одежде, подбе­гают к ведущему, который уже повернулся к ним, и дотрагиваются пальчиком до детали зе­леного цвета на своей одежде - это может быть бантик, цветочек, что угодно. Но еще и называют первый звук в слове зеленый - «ЗЬ». Кто первый правильно назвал звук, становится ведущим. А можно продолжать игру и в преж­нем порядке.

    Когда дети хорошо угадывают первый звук в слове, попросит назвать последний.

    Если дети справляются и с этим задани­ем, то можно усложнить его. Говорим:

- Послушайте внимательно, есть ли в сло­ве, которое я скажу, звук «А»? «В-а-а-агон».

6 . А какие предметы в этой комнате начи­наются на звук «С»? (стулья, стол, стена). А какие имена есть на звук «С»? (Саша, Со­фия.) Нельзя назвать Сеня - потому что это уже мягкий звук «СЬ», а не твердый «С

С дошкольниками занятия проходят в играх, подбирать которые нужно последовательно из разделов:

1. Осанка.

В этом разделе представлены 5 упражнений для детей 4-6 лет и 8 упражнений 6-7 лет.

    Пальчиковая гимнастика

Начинать занятие лучше с этого раздела, так дети в этом упражнении говорят все вместе разминают пальчики. Интонацию можно менять. Объяснять детям непонятные слова

    Развитие дыхания.

Для развития дыхания можно использовать начальные простейшие упражнения по Стрельниковой - « Ладошки». « Насос», упражнения Савковой.

4.Речь в движении.

Кидаем мяч об пол и одновременно говорим стихотворение « Мяч» и др.

5.Артикуляция м дикция.

6.Развитие фонематического слуха.

Занятия проходят лучше. когда строго не придерживаешься заданного плана, а реагируешь на новую ситуацию, настроение, идущее от детей.

ЛИТЕРАТУРА.

Алифанова ЕА., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001. Алфёрова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. СПб., 2003.

Алфёрова Л.Д., Васильева Л.Н. Нормативное сценическое произношение в условиях диалектного окружения. Петрозаводск, 2005.

Васильев Ю.А. Тренинг сценической дикции. СПб., 1997.

Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.

Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. М., 1990.

Иртлач С. Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л., 1990.

Куликовская Т. Скороговорки и чистоговорки. (Практикум по улучшению дикции). М., 2000.

Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников. СПб., 1994.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1972.

Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера. Л., 1989.

Смирнова М.В. 2500 скороговорок. М., 2003.

Сценическая речь: Учебное пособие / под ред. И.П. Козляниновой. М., 1976.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1993.

Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993. Ястребова А.В. Коррекция заикания. М., 1999

Наша система обучения актерскому мастерству основана на принципах классических образовательных программ, которые преподаются в лучших отечественных и зарубежных театральных вузах и проверена временем. Мы используем техники К. Станиславского, М. Чехова, а также Ли Страсберга и И. Чаббак. Наши преподаватели успешно выступают на театральных подмостках России и Европы, приняты в международные труппы и гастролируют по всему миру.

Профессиональные театральные курсы для начинающих

Хотите жить в ярком свете софитов? Никогда не выступали перед большой аудиторией, потому что испытываете липкий страх? Позвольте себе осуществить желания и избавиться от застарелых фобий! Мы докажем, что Вы можете блистать на сцене, а не скромно прятаться за кулисами. Наши преподаватели курсов актерского мастерства в Зеленограде помогут в этом.

Уроки актерского мастерства для начинающих в нашей Школе строятся как увлекательная игра. Это абсолютно свободный творческий процесс, в котором каждый ученик ощущает собственный потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию в области сценического таланта. Такой метод преподавания зарекомендовал себя как оптимально раскрывающий задатки актера. Он дает возможность выявить у наших учеников нереализованный творческий потенциал, а также помогает провоцировать на открытость, контактность, позитивное отношение к себе, друг к другу и окружающему миру.

Если Вы или Ваши дети мечтаете оказаться на театральных подмостках, преподаватели помогут раскрыть сценический талант и освоить актерское мастерство для начинающих. Мы внимательно следим за успехами каждого ученика, способствуем достижению поставленной цели.

Из чего состоит курс?

Первый курс по предмету «Актерское мастерство» в Школе мюзикла делится на три части:

  • внимание и воображение;
  • память эмоциональная и физическая;
  • контактная импровизация.

Мы научим Вас в совершенстве владеть собственным телом, голосом, эмоциями. Вы освоите искусство убеждения, выступления перед большой аудиторией, станете лучше понимать свое внутреннее состояние и контролировать его. Занятия по актерскому мастерству помогают расширить рамки и избавиться от стереотипов, побороть комплексы и стать счастливее. У Вас есть уникальная возможность создать себя заново, примерить любой образ и с легкостью прожить сотни жизней.

Наши курсы актерского мастерства для детей и взрослых предоставляют возможность за небольшое время открыть в себе разностороннюю творческую, но при этом гармоничную личность. Вы найдете свои не всегда явные положительные стороны и усилите их. Мы используем техники и методики, которые обучают ораторскому искусству, помогают найти решение в сложной жизненной ситуации, формируют свежий взгляд на привычные вещи.

Задачи театральных занятий:

  • развитие внимания и воображения;
  • развитие ПФД (памяти физических действий) и эмоциональной памяти;
  • навыки коллективного существования;
  • раскрытие природного потенциала, раскрепощение и «пробуждение энергии»;
  • овладение эмоциями, чувство правды и вера;
  • взаимодействие с партнером, импровизационные этюды;
  • обучение первоначальным навыкам работы над ролью.

Наши актерские занятия рассчитаны на тех, кто делает первые шаги в этом виде творчества. Навыки, полученные у нас на тренингах, помогут не только раскрыть в себе актера, но и значительно облегчат ежедневные коммуникации с самыми разными людьми. Обучение на курсах станет отличным дополнением к карьере не только публичных людей, но и руководителя, специалиста по кадрам, менеджера, педагога, хостес и т.д.

Уроки актерского мастерства для детей

На наших театральных занятиях дети знакомятся со сценой, осваивают теоретические материалы, проходят психологическую подготовку. Мы уделяем внимание каждому маленькому ученику, развитию его индивидуальности, воображения. Помогаем увидеть потенциал собственного тела, воплотиться в роль. Каждое занятие в Школе - это активное участие в постановках, этюдах, работа в группе и парах, приобретение навыков выступления перед аудиторией.

Навыки и умения, которые дети получают на наших курсах актерского мастерства, помогают им стать раскрепощенными, уверенными в себе, целостными личностями без комплексов и страхов. Помогите своему ребенку стать именно таким! Сделайте вместе с ним первый шаг к яркой, интересной жизни творческого человека, приходите на индивидуальные и групповые занятия к нам в Школу!

Стоимость обучения

Месячный абонемент на 8 посещений - 3000 руб .

Индивидуальное занятие с мастером - 1500 руб.

Пробный урок - 250 руб.

Разовое посещение - 500 руб.

Подробнее с ценами можно ознакомиться .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь