Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ответ очев и ден - заниматься указанными уп р ажнениями.

Как известно, пр оц есс дыхания состоит из вдоха и выдоха и совершается подсозн ат ельно. Но, когда мы находимся у микро фо на, дыхание должно подчиняться нашей воле, следо ва тельно, нам нужно научиться управлять им. Важно нау чи ться набирать воздух в большем количестве, чем об ыч но, уметь задерживать воздух, экономно его р асх одовать, чтобы хватило до логической паузы, во вр ем я которой пополняется запас воздуха. Если же ды ша ть произвольно, неумело, чтение текста может ок аз аться лишенным эмоционального и смыслового звучания. Оч е нь важно также, чтобы речевое дыхание было бес шу мным, а запас воздуха пополнялся б ыс тро.

Фонационное дыхание - это дыхание во в р емя речи. Главные мышцы вдоха это д и афрагма, т.е. мышца, которая разделяет грудную полость с брюшной и гр уп па мышц, которые управляют рёбрами гру дн ой клетки. Наиболее естественно для лю бо го человека - дыхание в положении л ёж а на спине при расслаблении мышц. Лягте на с пи ну, положите руку на живот, а другую на грудь. Вдо хн ите так, чтобы рука на груди была неподвижной, а рука на ж ив оте, поднялась. Затем выдохните. Нужно доб ит ься, чтоб движения при брюшном дыхании сове рш ались легко, без нап ря жения. Теперь встаньте и сд ел айте тоже самое. Чтоб сделать нижнее дыхание пр ив ычкой, надо систематически делать упражнения. Зани м аться лучше по утрам.

Техника речи. Положение тела

Попробуем ощ ут ить - как работают дыхательные мышцы. Для этого найдём ну ж ное положение тела. В положении стоя начните сут ул ится, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, г ру дь и, откиньте его назад, т.е. "наденьте" на поз вон очник. Спина прямая укрепилась, шея, р ук и, плечи - свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский - "те л о на колок" - должно стать естественным, пр и вычным, не только в период работы н а д речью, фонационным дыханием, но и во о бще в жизни.

Упражнение - "свеча". Ровный интенсивный выдох

Берём полоску бу ма ги. Примерно 15 см. на 4 см. Подносим полоску ко р ту на 5 - 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на п ол оску бумаги. Следим, чтоб угол нак л она полоски был одинаков на протяжении всего выдоха.

Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании. Диктору нужно доб ит ься ровного выдоха. Если выдох будет преры ви стый - бумажка начнёт подниматься, опускается, дрожать. При ро вн ом выдохе - бумажка будет наход ит ься в одном положении - отклонившись. Как бы поло ж или пламя свечи и держим его в таком положении. Сл ед ует обратить внимание на лёгкое напряжение в об ла сти межрёберных мышц и диафрагмы. "Дых ате льный поясок" сохраняет ровность выды ха емой струи.

Упражнение - "проколотый мяч". Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

Имити руй те мяч, который прокололи шилом, звукопод ра жанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно в ыш е. Нажимайте на "мяч" ладонями легко, бе з усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упра жне ние выполняйте легко, без напряжения в звуке. М ед ленно сходятся руки, ощущая небольшое сопр оти вление "мяча". И также долго, медленно вы хо дит воздух на звуке "с". Чем меньше воздуха ост ал ось в мяче, тем ближе руки. И в конце лад о ни сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке "с" ост авш ийся воздух. Это упражнение для постановкид ых ания проделайте несколько раз. Выполнять его сл еду ет легко, без напряжение в зв уке, в руках.

Упражнение "звукоподражание" (различный выдох: плавный, спокойный, энергичный)

Вспомните зв у ки природы и воспроизведите их:

Свист ветра: ССССССС...

Шум леса: ШШШШШШШ...

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче
ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу - при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки - в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть - вслух, семь, восемь - мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом - не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться - как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 - 3 - 3
Второй день 3 - 4 - 3
Трет
и й день 3 - 5 - 3
Четвертый день 3 - 5 - 4
Пят
ы й день 3 - 5 - 5
Шестой день 4 - 5 - 5
Сед
ь мой день 5 - 5 - 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра
жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:


5 - 5 - 6
5 - 5 - 7
5 - 5 - 8
5 - 5 - 9
5 - 5 - 10
6 - 5 - 10
7 - 5 - 10
8 - 5 - 10
9 - 5 -
10
10 - 5 - 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение "гекзаметр"

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. "Илиаду", либо "Оди сс ею". Например:

" Он же пошел ка ме
Через лесистые горы, туда, как Аф
и на сказала,
Где божест
ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более
вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св
ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме
ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он.
В не бытность хозяина двор тот
Огородил
дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп
р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб
о р тот высокий из камня " .


Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:


Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива


Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки - эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г
ор ы, туда, как Афина сказала,


Потом три ст ро чки:


Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые
гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве
нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на э"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ..

Органы артикуляции

Ознакомимся с устройством речевого аппарата. Полость рта спереди и с боков ограничена зубами, сверху нёбом, снизу - языком. Эти органы речевого аппарата и участвуют в образовании членораздельных звуков. Сзади твердого нёба слизистая оболочка формирует складку - мягкое нёбо. ..

Скороговорки, сборник

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией ...

Школа телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ» приглашает на мастерскую по технике речи!

Если вы ищете по-настоящему эффективные курсы дикции в Москве, то делаете абсолютно правильный выбор, останавливаясь на мастерской по технике речи Школы телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ», это настоящая школа ораторского искусства в Москве! Ведь у нас не просто курсы дикции, а глубокая и разносторонняя проработка всех возможностей речевого аппарата, направленная на постановку голоса, тренировку дыхания, работу над эмоциональностью и выразительностью речи, расширением словарного запаса и речевых оборотов, - вот чем конкретно занимается наша школа ораторского искусства в Москве. И это делает наши курсы по технике речи одними из лучших в столице!


Развитие ораторского искусства во все времена происходило по классической схеме: мастер (он же педагог), добившийся больших успехов в ораторском деле, передавал свои знания ученикам или вольным слушателям, собиравшимся на встречи. Мы не стали отходить от этой традиции, поэтому каждое занятие будет проходить в группе, а проводить его для вас будет опытный педагог - настоящий мастер ораторского искусства, к тому же профессионал, состоявшийся в одной из публичных профессий, непосредственно связанных с безупречным качеством речи. Это телевидение, радио или актерство.

Наши курсы техники речи - это то, что действительно важно каждому: дикция, речь, дыхание, голос, коммуникация. Над всем этим вы будете работать в мастерской. Каждое упражнение можно будет отработать в паре, наблюдать собственный прогресс от занятия к занятию и продуктивно коммуницировать.

Описание курса:

Курс предназначен:

Для людей, в профессиональной жизни которых присутствуют переговоры, публичные выступления, презентации и т.п.

Возможные места работы
после окончания курсов:

Любые сферы деятельности, где требуются навыки профессионального общения и ораторского искусства.

Срок обучения:

1,5 месяца

День занятий:

Вторник, четверг

Время занятий:

19.00-22.00

Дата занятий:

Группы формируются по мере набора. О дате оповещаем за одну неделю до начала занятий по телефону и e-mail

Количество человек в группе:

до 15

Документ об окончании:

Сертификат об окончании курсов "Речевой имидж и техника речи" Школы телевидения Останкино ТВ

С помощью слова человек выражает свои мысли, а значит, если его речь путаная, значит и в голове у него бардак? Так? Не совсем, но именно такое впечатление рождается о говорящем у его собеседника. Некоторые люди просто не умеют красиво говорить, хотя их внутренний мир очень даже богат. Причин для такой неприятности может быть много: стеснение и комплексы, нарушенная дикция, неприятное звучание голоса, тихий или громкий звук, отталкивающая манера повествования (занудство, навязывание, недоброжелательность, угрюмость).

Если на первой встрече вам будет достаточно говорить общие фразы, говорить ни о чем, отшучиваться или мило улыбаться, то на последующих встречах этого будет уже не достаточно. От вас будут ждать глубину мысли, содержательности темы разговора, широты кругозора, интересной подачи, разносторонности взглядов. Также наметилась тенденция спроса на чтение стихов противоположному полу. Многие молодые люди учат огромные фрагменты литературных работ Шекспира, чтобы покорить их прочтением свою спутницу. «Приправленные» актерским мастерством романтические строки покоряют с первого звука.

Уроки постановки голоса и речи в Москве

В этом и многих других случаях будут полезны занятия сценической речью. Еще ораторы древнего мира проходили обучение технике речи в самых экстремальных условиях. Они репетировали, стоя на краю скалы, перекрикивая шум волн и крики чаек. Красивой речи обучались все аристократы. Сейчас умение говорить грамотно и красиво перестало быть сверхъестественным даром. Это просто необходимость, если вы хотите быть успешным, поэтому мы настоятельно рекомендуем курсы постановки техники речи в Москве, за 8 занятий!

Каждый день нам нужно готовить презентации, выступать на совещаниях, общаться с клиентами и коллегами. Поэтому занятия и уроки сценической техники речи не кажутся такой уж прихотью «буржуев». Жители столицы с волнением ищут курсы постановки голоса и речи в Москве.

Занятия по технике речи и постановке голоса

Опираясь на тот факт, что публика больше реагирует на то как вы говорите, чем что, и видя, как на некоторых выступлениях монотонный голос оратора усыпляет, в основе тренингов публичных выступлений в первую очередь лежит работа над голосом.

Но и тут не все так просто. Дело в том, что звучание голоса зависит от дыхания, артикуляции и даже психоэмоционального фона говорящего. Публичная речь и ораторское искусство постигается через изучение того, как происходит звукоизвлечение, как следует артикулировать, как правильно дышать . Это ежедневная работа над голосом, проговаривание скороговорок и выполнение специальных актерских упражнений. Работа эта для самостоятельного изучения не простая, поэтому так востребованы курсы сценической речи в Москве.


Педагоги отмечают, что последнее время многие ученики обращаются с проблемой быстрой речи. Ее причина кроется в волнении говорящего, иногда она воспринимается как желание закрыть скорее тему или откровенное вранье. Также быстрая речь очень сложна для восприятия, она быстро утомляет и отталкивает.

На курсах постановки голоса и техники речи не стоит торопиться с результатом. Следует понимать, что работа эта кропотливая, регулярная и упражнений достаточно много. На мастер — классах вы узнаете о существовании отдельных упражнений для дыхания, дикции, артикуляции, звучания.

Изучение риторики начинается с азов : с правил построения речи, ее подготовки, проведения и ответов на вопросы по ней. Благодаря практическим урокам на сцене, вы приобретете уверенность и вам будет легче выступать перед незнакомыми людьми.

Многие бояться публичных выступлений по причине последующих «щекотливых» вопросов. Следует помнить, что поставить вас в тупик может лишь тот вопрос, на который вы не знаете ответ, поэтому готовьтесь к публичным выступлениям. Придумывайте ответы на все вопросы и обвинения, с которыми на вас могут обрушиться и тогда вам удастся намного меньше волноваться перед выходом к публике.

Искусство речи, риторика и ораторское мастерство помогут вам завести новые знакомства, познакомиться с более влиятельными людьми, подняться по карьерной лестнице, выделиться среди коллег, стать душой кампании.

Высокая культура речи и ораторское искусство покоряется лишь тем, кто не боится пробовать и ошибаться. Чем больше в театральных курсах актерского мастерства публичных выступлений, тем быстрее вы научитесь говорить красиво, а манера поведения на сцене свободнее и привлекательнее.

Дерзайте: под лежачий камень вода не течет!

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться этому искусству. Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.


Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.


Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.


Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.


Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Это кинесика. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.


Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!

Чтобы научиться красиво говорить , кроме пра в ильного дыхания, диктору тр ебу ется мышечная свобода фонационных путей и ощ ущ ение резонанса, которое нео бх одимо развить. Существует два т ип а резонаторов: верхний (головной), ниж ний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены вы ш е нёбного свода, в лицевой части головы.

Г руд ной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощу щ ения в груди и в области головного резона то ра помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр гол оса диктора, будет содержать об ер тоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резона то рах. Звонкость, полётность, яркость, ка че ство голоса диктора достижима только тогда, когда правильно сф ор мирован исходный тембр, на который от ве чает головной резонатор. Для этого диктору необходимо вы по лнять упражнения для постановки голоса, к о торые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощ ущ ением резонанса этого звука в л иц евой части головы.

Итак, диктору требуется на учи ться расслаблять мышцы, а начинать на до с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для э тог о лягте и поочерёдно расслабьте вс е мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом прос лед ите за руками. Далее расслабьте м ыш цы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мы шц ы живота и спины. В таком полож е нии полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело св об одным. Проследите, чтоб ни одна группа мы шц не была в напряжении. Чтоб голос св обо дно рождался и "пел", нужно выработать чув ств о свободы мышц фонационных путей. Для этого есть упражнение "стон".

Упражнение "стон"

Чтобы вы по лнить это упражнение сядьте на стул, сохраняя полож ени е тела "на колок", не откидывайтесь, держите спину пр ив ычно в прямом положении. Это поможет работе дыха те льного аппарата. Представьте, что у вас болит го ло ва или горло. И начинайте негромко стонать, ч то б "успокоить боль". Но, не кряхтите. Т.к. при кряхтении голос п олу чается глухой, звук короткий, связки напряжены. Вс ё свободно: мышцы шеи, лица, рук, ног. Плечи опу ще ны. Шея так свободна, что голова накло ни лась в сторону или вниз.

Теперь начи на йте двигать головой влево, вниз, в пр аво… Двигайте медленно, проверяйте свободу мышц. Продолжайте сто нать. Голос не зажимайте. Свободный стон, на "с ред ней ноте" вашего голоса. Рот при этом - закрыт, губы сомкнуты не пло тно, а соединены слегка. Как при пр ои знесении "м". После того, как добьётесь точности выполнения упра жне ния, ощутите свободное звукотечение. С то н - это звук, беспрепятственно выходящий из го рт ани. Продолжая стонать, сохраняя по ложение тела, медленно, без напряжения сл егка опускаете нижнюю челюсть: "Мма…" - и тут же закр ыв аете рот:


мма-м
м а-мма…

"А" произн оси тся мягко, мышцы губ и нижней челюсти своб од ные. Ровный выдох, который не ослабевает в момент открытия рта. Это упражн ен ие проделайте несколько раз. Самое гла вн ое - это мышечная свобода. Работать должен только ды ха тельный аппарат. А теперь, про дол жая стонать, слитно, как одно слово, п ро изнесите голосом фразу "Мам, мёду нам ". Открывая рот, сейчас ж е мягко возвращайте его в исходное полож ени е на стон. Т.к. фраза произносится на стоне, то согл ас ные звуки "м", "н" удваиваются:

мамм-м ёд унн-намм…

Далее упр аж нение "стон" сопровождайте тренировкой в прои зн есении сонорных согласных, т.к. они придают голосу звонкость, усиливая ре зо наторную функцию носовой п ол ости. На стоне тр ен ируйте различные сочетания сонорных с огл асных с гласными:


Мм-мУ-м
м- мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…

Мм-нУ-мм-мнО-мм-мнА-мм -мн Э-мм-мнИ-мм-мнЫ-мм…

Мм-нУли-мм-мнОли-мм-м н Али-мм-мнЭли-мм-мнИли-мм-мнЫли-мм…

РлУрм-мм-РлОрм-мм-РлАрм-м м- РлЭрм-мм-РлИрм-мм-РлЫрм-мм…

Соно рн ые - это согласные, наиболее звучные - м, н, л, р. Стон и те монотонно, слитно, негромко. Не тревожьте горло. Рот при звучании глас ны х свободно открывается, но не ш и роко. Внимание направлено на сонорные согласные "н", "м", ", "л". Далее, достигнув сво бо ды звучания, постепенно переходите к повы ш ению, а потом и к понижению голоса на каждой строчке. Но не бо ле е как на два-три тона от средней ноты. С ох раняйте свободу фонационных путей. В упражнение на со но рные согласные постепенно вводим эле менты речевого способа произношения с опорой. Вначале произнесите с лит но на стоне, полунапевно: м


мам
ма ммаммамм…


Потом три раза сли тн о на стоне, а четвёртый разговорно - зовём маму:

Ммамма мм ам-мАм!

В речевом апп ар ате ничего не меняется. Так же свободно, мягко в о бласти глотки. Только диафрагма на "мам" вздрогнула - оп ёрл а звук. Следует доб ив аться, чтоб характер звучания голоса изменял и ха р актер дыхания. Чтоб была верная опора голоса, зависимость д ых ания от звучания. На стоне произнесите зн ако мую фразу:

Ммам мё дуннамм


И здесь же - каждое сло во отрывисто:

мАм! мЁ ду! нАм!

Проследите, чтоб пр и речевом произнесении не было чрезмерной активности, ч то б сохранялась свобода и лёгкость, как и при стоне. Трени ру йте знакомые сочетания:

ммУ! м м О! ммА! ммЭ! ммИ! ммЫ!

мнУли! мнОли! мнАл и ! мнЭли! мнИли! мнЫли!

РлУрм! Рл Орм! РлАрм! РлЭрм! РлИрм! РлЫрм!

Упражнения "произнесение гласных"

После того как вы прод е лали упражнения на сочетания сонорных соглас ны х с гласными, переходим к работе по достижению свобод ы ф онационных путей и во время произн ош ения каждого гласного отдельно от согласных. Тут важно учесть, ч т о именно гласные, которые

создают мелодию голоса, являются основой звучности, столь необходимой диктору. Вначале разберём с ущ ность атаки звука - начала звучания голоса диктора. Ат ака звука - это момент, когда голосовые связки устан ав ливаются на определённую ноту звучания пр и их смыкании в соответствии с силой воздушной струи. Разл ич ают твёрдую, придыха тел ьную и мягкую атаку звука.


Твёрдая атака - это к огд а голосовые связки до начала выд ох а плотно смыкаются и только под сильным давлением воздушной ст руи размыкаются. Это как п рор ыв воздуха через плотно сомкнутые губы. При этом часто происходит пер ес мыкание связок, т.е. когда с в язки находят одна на одну. При очень твёрдом их смыкании и резком то лч ке воздушной струи голос будет звучать з в учит жёстко, резко, и потеряет интонационную подвижность.

Придыхательная атака - это когда ча сть воздуха, которая не принимает уча стия в голосообразовании, выходит до момента см ык ания связок и далее присоединяется к г ол осу как призвук сипоты.

Диктор должен с тре миться к мягкой атаки , которая наиболее ха рак терна для естественного формирования голоса. При этом с мы кание связок совпадает с началом вы до ха, и связки сближаются так, что обеспечивается сво бо дное колебание. При мягкой атаке голос буд ет наилучшего тембра. Он будет рождаться плавно, без тол чк а и придыхания. Нужно науч ить ся распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока атака зву ка не освоена, пока вы не чувствуете мышечно м яг кого начала звука и не ощущаете отражения атаки в го ло се, нельзя идти дальше в воспитании голоса. Достичьмягкой атаки, пом ога ет известное нам упражнение "стон" с его вариантами.

Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан

Упражнение "колыбельная".

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а...
о-о- о- о-о-о-о...
у-у -у- у-у-у-у...
э-э-э- э-э -э-э-э...


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока".

Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.

Упражнение "диктовка".

Неторо пл иво, чётко диктуйте:

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую щий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо".

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.

Упражнение "гудок".

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не
по тропе,
а около к
ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп
е, а около!

Металлические звуки

Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.


Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ых ание Ыу Иу
Вторая ст
роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ых ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

Труднопроизносимые, сложные слова для дикторов - предмет особый. Появление их в тексте, особенно в прямом телеэфире, вызывает дополнительное напряжение, неуверенность. И в конечном счёте может привести к "спотыканию", ритмической "сбивке", а иногда и к заиканию. ..

Исправление дефектов речи

Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть. Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто ...

Самые сложные скороговорки

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь