Мнемотехника (Мнемоника) - техника запоминания, система приёмов и способов, облегчающий запоминание материала и увеличивая объём памяти путём создания искусственных ассоциаций. Мнемотехника пользуется естественными механизмами памяти головного мозга и позволяет контролировать процесс запоминания, хранения и припоминания информации. (Козаренко, 2007, с. 6).
Изначально мнемотехника была частью риторики. Она предназначалась для того, чтобы запоминать длинные речи. В современном мире мнемотехника продвинулась во всех планах. Теперь стало возможным не только фиксировать в памяти последовательность материала, но и правильно, без ошибок запоминать любую точную информацию, которую очень сложно запомнить, кто-то считает, что даже невозможно: номера телефонов, хронологическая последовательность исторических дат, тексты, в которых много терминологии, стихи в прозе, таблицы систем исчисления и тому подобное.
Чтобы освоить мнемотехнику, нужно прикладывать усилия, выполнять определённые упражнения, чтобы освоить навык. Освоив эти навыки, можно использовать её для запоминания, также её можно не затрагивать. Но никакая информация не будет запоминаться сама по себе. Чтобы её запомнить, нужно будет использовать уже сформированный навык - последовательность определённых действий, которые приведут к фиксированию информации в мозге.
Длительность хранения информации можно контролировать. Можно запомнить информацию как на несколько часов, так и на всю жизнь. Также можно контролировать запомненные сведения: их можно сознательно стереть, заполнив их место новой информацией.
Мнемическая деятельность - это человеческий феномен, потому что для человека запоминание - специальная цель, а учение материала, его запечатление в памяти - сознательная деятельность. Мнемическая деятельность носит избирательный характер, так как человек должен отделить нужный ему материал от ненужных ему впечатлений.
Современная мнемотехника даёт возможность накапливать в памяти человека огромное количество достоверной информации без больших затрат времени, потому как мнемотехнический процесс конролируем. Плюсы мнемотехники в том, что то, что было выучено не придётся учить заново, так как вся информация сохраняется в памяти. Она способствует развитию и тренировке мышления и повышает обучаемость любым дисциплинам.
Виды мнемотехники:
· народная
· классическая
· педагогическая
· эстрадная
· спортивная
· современная
В народную мнемотехнику вошли те приёмы, которые прочно втёрлись в нашу жизнь, что мы просто на просто не замечаем. Это приёмы заложенные нам в детстве воспитателями, родителями, учителями. Каждый человек подсознательно вырабатывает для себя технику запоминания. Используемые приёмы данного вида мнемотехники не осознаются, так как имеют низкую эффективность. Но несмотря на это, информация запоминается. Ведь каждый из нас помнит определённое количество дат дней рождений, номеров телефона и адресов. Всё это запоминается благодаря народной мнемотехнике.
Классическая мнемотехника - самая древнейшая, она предлагает запоминать информацию, заранее преобразовав ее в зрительные образы. Эти образы делятся на группы: 1) дополнительные образы для того, чтобы зафиксировать последовательность; 2) образы, в которых кодируется информация, которую необходимо запомнить. Классическая мнемотехника заострила внимание на том, что образы можно не только запоминать, но и стирать, то есть, процесс контролируем.
Педагогическая мнемотехника отказалась от использования визуальных образов. Она основывается на тщательном разборе, «пережёвывании» материала, необходимого к запоминанию. Это зубрение, многократное перечитывание, переписывание, организация учебного процесса в виде игры. Методы педагогической техники используются в современном образовании.
Особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка кодирования информации. Это могут быть слова, жесты, мимика лица и прочее, которые передаются от ассистента к фокуснику. Так что все иллюзии основываются на хорошо натренированной памяти.
У спортивной мнемотехники есть свои особенности. Во-первых, любой участник соревнования, хоть и может запомнить большой объем информации, но, как правило, заостряет свое внимание на чем-нибудь одном. Некоторые устанавливают рекорды в запоминании чисел, некоторые являются чемпионами по запоминанию игральных карт.
Таким навыком к запоминанию на таких соревнованиях никого не удивишь. Ведь человеку, который не умеет запоминать, там делать нечего.
В таких соревнованиях мнемонисты соревнуются по двум показателям. Первый - скорость запоминания информации. Второе - объем запоминаемой информации.
Отличительной чертой современной мнемотехники является теоретическая основа. На базе теории памяти приёмы, которые были известны раньше, запоминания значительно дорабатываются и переходят в одну четкую систему запоминания, которая направлена на решение определённых задач.
Основные приёмы мнемотехники:
Ш Ассоциации. Впечатляющие ассоциации, соединяющиеся с информацией, необходимой к запоминанию;
Ш Созвучие. Для запоминания иностранных слов обычно используют ранее знакомые созвучные словосочетания;
Ш Буквенный код. Образование фраз, связанных по смыслу из начальных букв, которое связано с информацией, необходимой к запоминанию;
Ш Метод римской комнаты. Каждому запоминаемому объекту мы присваиваем определённое место в комнате, которую мы хорошо знаем;
Ш Рифмы. Создание рифмованных словосочетаний или текстов с запоминаемой информацией.
Человеческий мозг мыслит образами. Когда человек в фантазии объединяет некоторое количество визуальных образов, мозг укрепляет данную взаимозависимость. Далее, припоминая один образ, человек вызывает к жизни и остальные. Более важны для запоминания первые минуты - в это время лучше произносить информацию вслух либо про себя. Через час произносить еще раз. В дальнейшем повышайте промежуток времени, через который необходимо повторять информацию, постоянно в три раза, то есть через 3 часа, через 9 часов, через день и так далее. Если такой возможности нет, то следует повторить информацию трижды: сразу, через час и перед сном.
Приемы мнемотехники позволяют просто запоминать трудные фамилии людей, огромные тексты, даты, количества, иностранные слова и др. Превосходство их в том, что не нужно прикладывать огромных усилий, чтоб извлечь из памяти нужную информацию, довольно представить несколько вещей-образов, которые сообразно цепочке сами актуализируют нужные сведения.
МБОУ гимназии № 69
Мнемонические приёмы запоминания языкового материала
Слова "мнемотехника" и "мнемоника" обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого " mnemonikon " – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом " mnemonikon " по имени древнегреческой богини памяти Инемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Вот как звучит определение мнемотехники в современном энциклопедическом словаре:
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА
1) то же, что мнемоника;
2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания ("отгадывание" чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.
МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, что значительно повышает обучаемость человека.
Итак, что же такое современная мнемотехника?
Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг надо постоянно тренировать.
Все мы помним рифмованную «запоминалку», которую учили на уроках математики:
Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам или Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Каждый из нас использует мнемонический прием при воспроизведении расположения названий цветов радуги. Помните, какой? Да, верно:
К – Каждый
О – Охотник
Ж – Желает
З – Знать
Г – Где
С – Сидит
Ф – Фазан
А как, например, воспроизвести названия планет Солнечной системы в правильном порядке? Оказывается, запомнить порядок планет можно по первым буквам слов во фразе:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Но мы хотим представить вашему вниманию мнемонические приемы запоминания языкового материала при изучении предмета Русский язык, многие из них вам, возможно, уже известны, но надеемся, что вы откроете новые для вас мнемонические правила, которые впоследствии будете использовать в своей деятельности.
Слова с непроверяемыми написаниями, слова, с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей (особенно, детям младшего школьного возраста) сложно, ведь если такое слово "зазубрить", то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
грамматических понятий
Ø при изучении падежей
Иван
Родил Родители Рубил Родионович,
Девчонку, Дали, Дрова, Дайте
Велел
Тащить Топтыжкой Топила Трубку
Пелёнку Прозвали Печь Покурить
Ø для запоминания звонких и глухих согласных
ФоКА ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ? (все согласные глухие)
Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа! (все согласные звонкие)
ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе? +Й (все согласные звонкие)
Ø при изучении спряжения глаголов
Для верного определения начальной формы глагола:
вид не менять, - СЯ не терять.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть,
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть ,
И зависеть, и вертеть ,
И обидеть , и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на - ить,
Исключая брить, стелить .
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Ø при запоминании алфавита
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Ø при изучении наречия
Вопросы, на которые отвечают наречия:
где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Рифмованные мнемофразы для запоминания орфографического материала
Ø безударная гласная в корне
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
ТрОлль шёл по трОтуару, кОт съел кОтлету.
По моей ВИНЕ ВИНЕ грет в ВИНЕ .
ГАЛ ки ГАЛ дели на ГАЛ лерее.
ОПАЛИ цветы в ПАЛИ саднике.
СобИРА ть, стИРА ть, задИРА –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя ИРА,
Значит, в корне буква И .
Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, БлИ стА ть.
Ø непроизносимые согласные в корне
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
ЧУВ илин ЧУВ ствует, что ему соЧУВ ствуют.
Сверстник вырастет с версту
Рос ровеСН ик всю веСН у.
Ø удвоенные согласные
Количество С в слове искусство:
На первом месте – одно, на втором – два.
МошеНН ик у тружеН ика одну Н украл!
Ø гласные после шипящих и Ц
У девчонки чужой парчовый башмачок – нехорошо.
Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку.
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц».
Ø дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
Либо, кое, ка, нибудь, -
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из .
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Ø правописание наречий
Уж замуж невтерпеж.
Рифмованные мнемофразы для запоминания орфоэпического материала
Ø ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свёкла!
В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свёкла!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Ø лексическая сочетаемость
Надеваю одежду, одеваю – Надежду
надеть (что?) одежду, одевать (кого?) Надежду
Ø образование правильной формы слова
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Хочется также отметить, что прекрасным мнемоническим приемом может служить придумывание различных ассоциаций, порой совсем неожиданных:
§ аромат вспоминаем популярное сейчас словосочетание арома - терапия
§ При запоминании словарного слова карикатура вспоминаем, что карикатура – это рисунок или можно назвать картиной.
§ При запоминании словарного слова параллельный выясняем, что такое пара (два предмета), поэтому надо писать удвоенное л , а также две безударные гласные а.
§ При запоминании словарного слова пессимист можно использовать такую фразу: Пес – пессимист!
§ При запоминании словарного слова дивизия может помочь следующая фраза: Ди визия – потому что там де вушек нет!
Надеемся, что представленный материал поможет педагогам при подготовке к урокам русского языка и облегчит обучение наших любимых учеников. Удачи!
Мнемоника
Техника запоминания исторических дат - одна из наиболее простых в мнемотехнике. Для чтения картинок из своего воображения достаточно вспоминать картинки приблизительно. Если вы можете прочитать точную дату по припоминаемой ассоциации (спутник - чай, лед, арбуз), значит, вы вспоминаете образы достаточно четко. Обратите внимание, что ваша память не воспроизводит написание слов или чисел, но хорошо воспроизводит образы и звучание слов и фраз. Например, вы не видите написание буквами «Капитолийская волчица» - символ Рима, но когда вспоминаете её зрительный образ, вы легко можете вспомнить его название без специального запоминания. Таким образом, мнемоника активно использует свойство нашей памяти быстро связывать с образами слова и короткие фразы (в виде звуков речи, но не в виде букв и цифр).
Техника запоминания исторических дат обеспечивает пожизненное запоминание. Но информация каждый раз вспоминается в виде картинки, ассоциации (общий вид карточки, невидимая шпаргалка), читается из воображения точно так, как вы читаете образы, видимые на карточке на экране.
Методы кодирования чисел в зрительные образы - достаточно сложные. Поэтому в современной мнемонике даётся заранее составленный справочник образных кодов чисел, выполненный в виде фотографий на карточках.
Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» - приемом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов в частями одного образа).
При использовании одинаковых образов для чисел, названий месяцев и других часто повторяющихся элементов информации, возможен быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами. Например, элемент «лед» - октябрь. Если представить образ «лед», память покажет все картинки, в которых есть этот образ: 12 октября 1492 г. - открытие Америки Колумбом; 14 октября 1066 г. - битва при Гастингсе; 4 октября 1957 года - запуск первого ИСЗ… В мнемотехнике описываются и другие интересные эффекты памяти. Например, образы можно перезаписывать в памяти. Если вы запомнили дату с ошибкой, её можно перезаписать. Для этого на тот же центральный образ (спутник), на те же его части нужно запомнить другие образы. Старые образы будут затерты.
Объём запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи). Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» - невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.
Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.
Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон : «Knowledge itself is power», «Знание само по себе - сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно . В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции) , желая выяснить - откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.
Суть его заключается в том, что каждой цифре ставятся в соответствие какие-то буквы. Алфавитов таких известно несколько.
0 . конечно же, буквы Н и Л в слове «Н оЛ ь».
1 . Р от слова «Р аз».
2 . Д - «Д ва» и Г , так как эта цифра больше всего напоминает данную маленькую букву.
3 . Т от «Т ри» и 3 - по внешнему сходству.
4 . Ч от слова «Ч етыре» (и, кстати, напоминает внешним видом), но более часто К от слова «Квадрат».
5 . П - «П ять» и Б , по схожести звучания (и по внешнему виду).
6 . Ш - «Ш есть» и Ж , тоже по схожести звучания.
7 . С - «С емь», и, обычно этого хватает, так как С - очень распространённая буква.
8 . В - «В осемь» (внешнее сходство тоже сильное) и, иногда, сходное по звучанию Ф .
9 . Здесь сложнее. Можно М от слова «M ного», так как 9 самая большая цифра.
Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память . Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приемы особо эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими видами памяти.
Многим знакома ситуация, когда возникала проблема получить связанные с каким-нибудь зрительным образом некие недавно образованные ассоциации, связи. Например, вспомнить фамилию человека. Если фамилия как-то помечалась (особенно, если как-то запоминательно - с какими-либо значимыми, примечательными событиями, эпизодами, дизайнами и т. п.), то достаточно взглянуть на место записи (например, классный журнал), как нужная фамилия сразу вспоминается. Но если известно, что такого «костыля» для мозга под рукой может не оказаться, лучше сделать его заранее «искусственно». Уж он всегда будет «под рукой».
Приём Смысловой рисунок : создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.
Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации. Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р - растущая, иначе С - стареющая (вариант: Р - ребёнок, С - старик). Аналогичное правило есть и во французском языке: p - premiere (первая четверть), а d - derniere (последняя четверть).
Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать звуковую память
Можно использовать и «принцип сюжета» - сочинить рассказ (сюжет), в котором задействованы запоминаемые слова. Например, чтобы запомнить последовательность слов: «Слон, домик, телевизор», - придумываем: «Слон шёл к себе в домик смотреть телевизор» .
Исключения второго спряжения (звучат в фильме Плюмбум, или Опасная игра):
1) Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть. 2) Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и вертеть, и смотреть, и ненавидеть, и обидеть, и терпеть. 3) «Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и терпеть, И зависеть и вертеть. Вы запомните, друзья. Их на -Е спрягать нельзя.» 4) Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключенья: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть .
5)Смотреть, все слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.
(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
«И ван (Ирина) Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку». «И мя Р ебёнку Д али, В инни Т оптыжку П розвали». «И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу». «И ван Р убил Д рова, В арвара Т опила П ечь». «И ван Р оманов Д ал В ите Т етрадь П одержать». «И звините Р одители Д айте В анюше Т аблеток П окушать». «И ван Р одной Д ай В одицы - Т ётя П росит». «И ваниха Р одила Д евочку В ерочку, Т олстенькую, П узатенькую». «И ра Р одила Д евочку В алюшу, Т олстенькую, П узатенькую». «И Р одила Д арья В аньку Т олстого, П узатого». «И ван Р оманович, Д айте В ашу Т рубку П окурить». «И ван Р ешил Д орогую В азу Т ане П одарить».Спектральные классы звёзд: O, B, A, F, G, K, M
Для двойного векторного произведения справедлива формула Лагранжа,
которую можно запомнить по мнемоническому правилу «бац минус цаб» .
К возрасту совершеннолетия в нашем мозгу образовались миллионы нервных путей, которые помогают быстро обрабатывать поступающую информацию, решать знакомые проблемы и выполнять стандартные задачи, прилагая минимум умственных усилий. Но если всегда пользоваться только этими «проторенными дорожками», мозг не будет получать стимуляции, в которой он нуждается для дальнейшего развития. Время от времени вам и вашему мозгу необходима встряска.
Память, как мышцы, требует ежедневной тренировки. Если ей не пользоваться, она ухудшается. Чем больше вы будете загружать мозг и заставлять его работать, тем лучше вы сможете анализировать и запоминать информацию. Лучшие упражнения для мозга нарушают умственную рутину и способствуют образованию и развитию новых путей в мозге. Упражнения «тренировки для ума» могут быть любыми, но должны соответствовать следующим критериям:
Использование мнемонических приемов облегчает запоминание
Мнемоника (греч. Mnēmoniká – искусство запоминания) – это совокупность различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций – визуальных или словесных.
Мнемонический прием |
|||
Визуальный образ |
Ассоциируйте визуальный образ со словом или именем, чтобы запомнить их лучше. Позитивные изображения, яркие, красочные и трехмерные запомнить легче. |
Чтобы запомнить имя «Роза Паркс» и то, чем она известна, представьте себе женщину, сидящую на скамейке в парке в окружении цветущих роз. |
|
Акростих (или предложение) |
Придумайте предложение, в котором первая буква каждого слова является частью или инициалом того, что вам нужно запомнить. |
Всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – это акростих для запоминания семи цветов радуги в порядке уменьшения длины волны: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. |
|
Акроним – это слово, которое образовано первыми буквами всех ключевых слов или идей, которые вы должны запомнить. |
Слово «ГОМЕВ» может использоваться для запоминания названий Великих озер: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее. |
||
Рифмы и аллитерация |
Рифмы и аллитерации (повторяющийся звук или слог), и даже шутки – отличный способ запомнить менее интересные факты и цифры. |
Например, для запоминания последовательности первых знаков числа «пи» используют такой стишок: «Чтобы нам не ошибаться, надо правильно прочесть – 3, 14, 15, 92 и 6». |
|
Фрагментирование |
Большой объем цифровой или словесной информации разбивается на меньшие фрагменты, которые легче запомнить. |
Чтобы запомнить 10-значный номер телефона, разбейте его на три части: 555-867-5309. |
|
Метод мест |
Мысленно разместите элементы информации, которую необходимо запомнить, вдоль хорошо известного вам маршрута или в конкретных местах в знакомой комнате или здании. |
Составляя список покупок, представьте себе бананы в подъезде вашего дома, лужу молока на диване, яйца на лестнице и хлеб на кровати. |
Как улучшить способность вспоминать и запоминать: несколько советов
Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники . Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают. В этой статье мы поговорим, что такое мнемотехника , на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать , а также обсудим некоторые особенности различных приемов .
В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации . Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.
Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий : для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте : использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник .
Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике , оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.
Разберемся, как в принципе работает данная система запоминания. Вкратце суть мнемотехники можно передать следующим образом: нам сложно запомнить абстрактные и/или разрозненные данные (цифры, списки слов и иные последовательности, пункты речи и другие единицы информации) и легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации, наше эмоции по отношению к чему-либо и т.д. Иными словами, намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты . По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать . Именно на этом и построена большая часть приемов мнемотехники.
Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы. Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы . Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания , а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем . Звучит сложно? На самом деле, когда вы освоите ту или иную методику на должном уровне, это будет происходить практически на автомате.
Может возникнуть вопрос, а зачем вообще городить этот огород? Давайте запоминать то, что надо, а не какие-то коды! Однако, как мы говорили, запомнить связи (в самом широком смысле этого слова) намного проще, а для абстрактных единиц информации иным образом (кроме как кодирования – раскодирования) их не создать. Кроме того, мнемотехника унифицирует процесс создания связей
, ее использование становится неким навыком, который можно натренировать
(иными словами, перевести процесс на автоматический уровень, о чем мы говорили выше), а это существенно ускоряет запоминание
.
Также мнемотехника позволяет вам использовать те образы и связи между ними, которые ближе именно вам, а следовательно, держать их в памяти будет намного легче.
Как долго мы можем хранить в голове такие «зашифрованные» послания? В целом – столько, сколько нужно . Использование мнемотехники помогает запомнить речь к презентации, список покупок или 50 слов на спор – то есть то? что надо один раз уложить в памяти и потом один раз воспроизвести (как правило, через непродолжительный промежуток времени). Однако аналогичные приемы могут использоваться и для того, что вы хотите сохранить на долгое время. При этом если вы будете более или менее часто воспроизводить данную информацию, то это наверняка приведет к тому, что она «врежется» в вашу память, то есть будет доступна без декодирования и вообще без мнемотехник. Таким образом, эти приемы помогут вам перевести те или иные сведения в долгосрочную память , выступая неким буфером. Однако пока они туда не перенеслись, время от времени вспоминайте, что вы закодировали, и воспроизводите необходимую информацию (подробнее чуть ниже). Для наглядности разберем на практике, как использовать приемы мнемотехники на основе описанной выше теории.
Главным образом, запоминание в мнемотехнике происходит на основе визуального мышления : мы представляем образы и придумываем связи между ними. Впрочем, сразу заметим, что «главным образом» не значит «только так» – существуют и приемы другого рода. Однако пока остановимся на визуальном мышлении, так как на нем основаны многие известные методики, в том числе дворец памяти или дорога Цицерона.
Например, чтобы запоминать длинные числа, мы можем присвоить каждой цифре в этом числе образ и связать их в определенной последовательности . Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета и т.д. – выбирайте то, что ближе вам. Как правило, 10 образов (по одному для каждой цифры) придумываются заранее, а затем используются для запоминания любых чисел. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.
Если 5 – это ладонь или кулак (5 пальцев), а 0 – это площадь (внешняя форма), то 1350 – это подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч, и прямо сейчас он устанавливает гигантскую статую в форме кулака Халка на центральной площади.
Представьте подъемный кран, в кабине сидит Змей Горыныч, он дергает за рычаги, а на металлическом тросе висит кулак Халка, который надо установить точно по центру площади. Если 1350 – пин-код от банковской карты, то при упоминании этой карты в голове должна всплывать описанная выше картинка. Чтобы лучше привязать ее к пин-коду, можно представить, что на кабине нарисовано большое изображение этой карты.
Чем более живой будет картинка в вашей голове, тем лучше – тем проще будет воспроизвести эти образы . Попробуйте добавить эмоций (Змей Горыныч уже третий час пытается попасть в центр площади, но все никак), движения («рассмотрите», как наш герой двигает рычаги, как покачивается висящая статуя), характеристики («потрогайте» холодную статую, натянутый трос от подъемного крана и т.д.). Считается, что движение и некая последовательность событий запоминается лучше, чем нечто статическое, кроме того, многие лучше запоминают необычные, смешные/печальные, даже абсурдные образы. Чтобы понять, что лучше работает в вашем случае, – надо поэкспериментировать и попробовать все.
Если число состоит из большого количества цифр (например, это номер банковской карты или номер телефона), то такое число имеет смысл разделить на части, а связи между образами превратить в рассказ. Например, от подъемного крана (1), которым управлял Змей Горыныч (3), оторвался кулак Халка (5), а по площади (0) в это время шел лебедь (2). Хорошо, что он успел отпрыгнуть – прямо на радугу (7). Он съехал по ней, как по горке (4), и внизу его встретила матрешка (8). И так далее.
Существует аналогичная техника запоминания и для нечисловой информации – знаменитые дворец памяти, римская комната и дорога Цицерона. В рамках этих приемов запоминаемая информация делится на смысловые части, которые так же привязываются к неким образам (так называемым опорным пунктам) . Дорога Цицерона позволяет запомнить последовательность, поэтому ее имеет смысл использовать, когда вам нужно запомнить, например, список покупок или тезисы некоего выступления (собственно, эти мнемотехники были разработаны и активно использовались в Древней Греции, которая славилась отличными ораторами и развитым ораторским искусством). В свою очередь, дворец памяти с последовательностями не связан и помогает запомнить те или иные сведения вне зависимости друг от друга.
Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение . Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память). Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам. Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.
Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память »), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга , в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.
В заключение несколько советов – они будет полезны и для тех, кто только планирует овладеть мнемотехникой, и для начинающих, и для тех, кто уже практикует различные приемы и хочет усовершенствовать их использование.
Если ваша цель – активное использование какого-либо приема мнемотехники для бытовых или рабочий целей, возьмите на заметку главное правило: впечатляющих результатов можно добиться только путем многочисленных тренировок
. Запоминание с помощью мнемотехники (особенно на скорость или надолго) – это навык. Любой навык нужно развить и довести до автоматизма, чтобы выполнять те или иные действия легко и
непринужденно и чтобы этот навык не подвел в нужный момент. Причем тренировать важно оба процесса – и декодирование, и расшифровку
.
Фактически, чтобы развивать мнемотехнику, ее надо просто использовать. Сначала на чем-то не слишком длинном и важном, с течением времени ставьте перед собой задачки посложнее . В качестве упражнений может послужить все, что угодно. Например, если вы хотите запоминать цифры, используйте номера телефонов, кредитных карт, удостоверений. Придумывайте длинные числовые пароли – и аккаунты защитите, и мнемотехнику разовьете. Хотя в начале своего пути, конечно, не забывайте о подстраховке : записывайте пароли или ставьте напоминания о том, кого когда надо поздравить.
Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно тренироваться на книгах, но рекомендуем выбирать нехудожественную литературу. В художественной, как правило, есть сюжет, а сюжет – это логическая (в той или иной степени) последовательность связанных событий. Наличие связей делает использование мнемотехники в данном случае «нечестной игрой». Вспомните лучше те области знаний, которые вы всегда хотели изучить (физика, история, география и т.д.), и совместите погружение в эту науку (в том числе на научно-популярном уровне) с тренировкой мнемотехник. Еще вариант – выделите во дворце памяти комнату для всей информации о коллегах: домашние животные, количество и имена детей и т.д. Это позволит вам при случае поддержать беседу и/или наладить взаимоотношения.
Для достижения наилучших результатов необходимо найти наиболее подходящий метод запоминания . Для этого имеет смысл попробовать каждый и потренироваться на нем, и затем выбрать наиболее эффективный и удобный. Кроме того, можно модифицировать классические методы, чтобы получить то, что лучше всего подойдет под ваш тип мышления и восприятия . Скажем, дворцы памяти или дороги Цицерона в принципе рассчитаны на людей, у которых лучше развита визуальная память. Значит ли это, что тем, у кого она развита слабо, лучше даже не браться за мнемотехники? Нет, важно просто модернизировать исходный вариант так, чтобы он стал удобнее для вас.
Например, используйте в качестве подобия опорных пунктов не только зрительные образы, но и музыку, запахи или тактильные ощущения . Скажем, вам нужно запомнить речь для презентации. Разделите текст выступления на части и привяжите к песням в хорошо знакомом вам музыкальном альбоме, а собственно произнося речь перед аудиторией, мысленно переходите от трека к треку. Конечно, можно пойти и более сложным путем – сначала развить визуальную память, а потом осваивать мнемотехнику. Выбор за вами, однако тонко намекнем, что одно другому никак не мешает.
Также важно понять, какой принцип подбора образов к опорным пунктам и какая связь между образами для вас наиболее эффективны
. Кому-то проще всего представить более или менее реальные предметы; кому-то легче запомнить комичные, контрастные образы, расположенные в явно неположенных местах; для кого-то важнее всего эмоциональная привязка или ассоциации с происходившими с ними в реальности аналогичными событиями. Некоторые предпочитают, чтобы
связанные образы так или иначе взаимодействовали, но для кого-то это не так принципиально, главное – чтобы образы были в движении.
Обратим ваше внимание и на то, что в некоторых источниках рекомендации слишком однозначны: представлять надо так-то, объекты должны быть такие-то, делать с ними надо то-то. На наш взгляд, столь суровые директивы можно использовать только в качестве опорных точек, чтобы понять, от чего отталкиваться. Преобразование исходной информации в образы – процесс в некотором роде личный , опирающийся на наш опыт, ассоциации и т.д., а они у всех разные. Скажем, кому-то может быть проще запомнить розового бегемота, потому что в детстве у него была такая любимая игрушка, а кому-то ближе паук размером с небоскреб, потому что он любит ужастики. Понять, что лучше для вас, можно, выполняя первый пункт – практикуясь.
Учиться, особенно поначалу, стоит в максимально спокойной обстановке (с эмоциональной точки зрения). Это значит, что практиковаться можно хоть в метро, если вы способны полностью абстрагироваться от окружающей обстановки. Пока вы только приноравливаетесь к тому или иному методу, не позволяйте непрошенным эмоциям (в том числе стрессу, тревоге и т.д.) и ассоциациям влиять на этот процесс. Во-первых, так сложнее понять, подходит вам тот или иной метод или нет, во-вторых, его использование в дальнейшем может быть связано с этими ассоциациями, что иногда мешает эффективному запоминанию.
Не забывайте время от времени воспроизводить то, что вам что-то надо запомнить на долгий срок , но что вы не слишком часто это используете. Повторяйте фразы-запоминалки, ходите по дворцам памяти и дорогам Цицерона и т.д. Таким образом, вы покажите памяти, что это сведения для вас актуальны и от них рано избавляться, кроме того, они не будут задвинуты в самый дальний конец вашей памяти, откуда вам будет сложнее их достать.
Одна из ошибок новичков – закодировать информацию, пару раз ее повторить в ближайшие два дня, а потом благополучно забыть – и образы, и то, что за ними скрывалось. И в нужный момент вдруг выясняется, что дорогу Цицерона завалило, а половина дворца памяти обрушилась. Чтобы этого не произошло, тренируйтесь выуживать из памяти в том числе ту информацию, которую вы положили туда довольно давно (если она вам еще нужна). Этот навык будет полезен не только для мнемотехники, но и для общего укрепления памяти.