Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербург
Статья
Тема:
«Мнемотехника и её виды».
Заметным положительным эффектом на состояние когнитивных функций является движение, физические упражнения. Согласно исследованиям Института психогертологии Университета Эрлангена, Германия, сочетание обучения памяти и психомоторной подготовки явно противоречит процессу старения, улучшает память, укрепляет самодостаточность, улучшает и замедляет процесс деменции. Обучение памяти также выигрывает от слабо нарушенной функции мозга, а упражнения по движению поддерживают улучшение кровообращения в мозг.
Наиболее выгодным является то, что тренировка памяти следует физическому упражнению, когда мозг достаточно окровавлен, а тренировка памяти легче сделать. Точно так же хорошее влияние на интеллектуальную функцию также имеет танец и пение. Следует использовать любую возможность использовать память. Не пишите никаких заметок, старайтесь хранить все в памяти. Мы разрабатываем различные задачи для обучения нашей памяти.
Подготовила:
Воспитатель
Денисюк Татьяна Петровна
Санкт-Петербург
2015
Что такое мнемотехники?
Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Это и позволяют сделать мнемотехники. Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание, как бы увеличивая объем памяти. Задача мнемотехники - связать запоминаемое понятие с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Для лучшего запоминания информации выгодно использовать разные стратегии, например. Разделение на более мелкие единицы - например, чтобы запомнить несколько цифр, мы делим число на более мелкие части, и мы идентифицируем их с известным числом; эти части всего числа должны быть уложены в какую-то историю, и мы их помним.
Сознательное повторение - мы стремимся к максимальному вниманию и концентрации, а именно к обучению. Создание ассоциаций - наглядные пособия, ситуации, истории и т.д.; делая ассоциации более «особенными», тем лучше они помнят. Категоризация - разбивка элементов для запоминания в небольших группах, например, с помощью некоторой общей функции; Когда мы попытаемся выяснить, что происходит, мы рассмотрим созданные нами категории, и элементы будут намного легче вспомнить.
Кому нужны мнемотехники?
В жизни . Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы привыкли все это записывать в электронные или записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или планшете. Вы не сможете потерять информацию. Это очень удобно - помнить все, что нужно. Иногда в память записать и найти там информацию гораздо быстрее.
Затем мы снова проходим пространство, и сохраненная информация уже является автономной. Для лучшего запоминания лучше сохранить информацию о треке в довольно необычных местах. Мнемонические инструменты - инструменты, которые помогут запомнить. Сметана в том порядке, в котором он сочинил. Группа в периодической таблице - Хелена поцеловала в отдел надежного путешествия в Францию.
Струны на гитаре - вы сможете охотиться за рейнджером и электростанцией. Логика - например, разница между выпуклым и вогнутым углом - вогнутая содержит часть слова кофе, кофе выливается в чашку, так что вогнутый всегда является углом, на который кофе будет идти теоретически.
Ораторам . Без этого ораторское искусство вообще не имеет смысла. Профессиональные ораторы изучают мнемотехнику, поэтому их речи льются так плавно.
Школьникам и студентам . Мнемотехника позволит лучше запомнить информацию. На экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может сохраняться в вашей памяти надолго. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области. Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам.
Когда память информации объединяется с каким-то эмоциональным переживанием, система мозга активирует лимбическую систему, что имеет большое значение для запоминания информации, особенно для компонента оборудования. Чтобы лучше запомнить некоторую информацию, желательно сделать «порядок» в них, сгруппировать их в определенные единицы или строки, использовать маркеры выделения цвета, подчеркнуть важные моменты и т.д.
Для получения достаточной информации для перехода от краткосрочной памяти в долгосрочную, требуется достаточный сон. Память изображения лучше, чем словесная. Интернет уже является одним из важнейших источников информации и стал важной коммуникационной связью. Управлять легко, но пожилые люди иногда беспокоятся об этом. Существуют интернет-кафе, специализирующиеся на пожилых людях, где люди могут либо бесплатно, либо за небольшую плату учиться, доступны для квалифицированных и терпеливых лекторов.
Преподавателям . Когда преподаватель заглядывает в конспект - это не добавляет ему уважения. Запомнив материал лекции, вам больше вообще никогда не придется тратить время на подготовку.
Деловым людям . У бизнесменов обширный круг контактов. Благодаря мнемотехникам вы можете лучше запомнить информацию о людях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.
Если у вас проблемы с памятью, хорошо писать заметки с заметками, но важно держать их в одном месте, чтобы вы не хотели долго искать каждую карту. Для приготовления пищи, например, полезно приготовить все необходимые ингредиенты, посуду и посуду, которые вам понадобятся для кухни. Также желательно вести подробный дневник и записывать все, что вы планировали иметь в виду. Даже для вас, обучение памяти очень важно, чтобы ваше состояние не ухудшалось быстро, и вы можете жить как можно дольше независимо от своего окружения.
Если вы чувствуете душевную усталость, вы чувствуете, что вы «не думаете», идите на прогулку, вздремните или выполните совершенно разные действия, просто сделайте дистанцию. Затем вернитесь к первоначальной активности, и вы увидите, что будет намного лучше. Кроме того, например, после еды мозг работает немного медленнее.
Для сохранения здоровья . Все, что мы не используем в организме, рано или поздно атрофируется. Представьте себе человека, который пролежал в гипсе целый год. Что случится с его мышцами? Они станут тонкими и слабыми. А что произойдет с человеком, который не пользуется своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память в отличной форме до преклонных лет.
Мнемотехника из греческой мнемы и техников из техники - все это разные способы улучшения памяти, облегчения запоминания и усвоения знаний с помощью ассоциаций. Мнемотехника - это разные методы памяти, методы с поддержкой памяти, методы памяти. Их можно сравнить с интеллектуальными трюками, целью которых является улучшение любой памяти. Они привлекают воображение, стимулируют творчество и фокусируют внимание.
Эти методы обычно основаны на сортировке материала, который нужно запомнить в соответствии с принятым принципом. Каковы характеристики мнемотехники? Важнейшим элементом быстрого и эффективного приобретения новых знаний является создание изображений неизвестной информации и связывание их с тем, что уже известно. Речь идет о способности создавать удивительные, смешные, абсурдные ассоциации, которые бывают быстрыми в уме.
Виды мнемонической информации
В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида:
К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы, к речевой - воспринимаемая устная речь и читаемые тексты.
К точной информации относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения.
Как быстро учиться с изображениями? Использование следующих правил позволит вам быстро получить новые знания. Мнемоники сокращают время получения новых сообщений, и получение информации более эффективно. Такая форма передачи знаний означает, что ученики учатся как развлечение.
Изучение польского правописания чрезвычайно сложно из-за множества правил, двусмысленности правил и большого количества исключений. Мнемотехника облегчает приобретение знаний в этой области, поскольку они привлекают воображение, позволяют объединять изображения с информацией, которая будет получена.
Чем они отличаются друг от друга? Почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий - точные сведения - у многих людей очень плохо запоминаются, если не применять специальную технику?
Образная информация. Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Любой человек может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.
Каждый компонент представлен здесь как единственное звено в цепочке в сочетании с предыдущим и следующим элементом. Вся серия на заключительном этапе - это история. Таким образом вы можете создавать интересные истории, увеличивая количество слов для усвоения и повышения уровня их сложности. Здесь важно зафиксировать первое слово в списке, так как его перекодировка из памяти должна позволять всей цепочке конотации автоматически запускаться.
Интересное упражнение в технике «цепи ассоциаций» - загадки воображения. Интересно представить в виде описания данной ортограммы, представленной пятью чувствами. Студенты делятся на команды. Каждая группа рисует одну ортограмму, а затем описывает ее с пятью чувствами, основанными только на воображении. Другие группы угадывают, что описал это слово.
Речевая (текстовая) информация . Далеко не любое воспринимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в образ. Воссоздающее воображение рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении (это служебные части речи, предлоги, глаголы и прилагательные).
На вид - может быть длинным или коротким. Со слухом - не вызывает шума, возможно, перемещая его. С запахом - не пахнет. Со вкусом - несъедобен. Цепной метод ассоциации стимулирует мозговые полушария мозга. Левый отвечает, например, за способность разумно связывать факты, говорить и писать, а закон позволяет, среди прочего. воображая что-то.
В словах: тег и защелка, в качестве исключения - эти слова. Наконец, пусть никто не вылупится в глаголе частиц - это. Учитель дает слова: лягушка, зубр, скульптор, кровельщик, фазан, каменщик, ежик, доктор. У студентов есть задача группировать их в соответствии с критерием.
Воссоздающее воображение - это процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Это и обеспечивает понимание речи.
Почему же речь запоминается хуже, чем образы?
Здесь, как и везде, возможны исключения, у некоторых людей слуховые анализаторы развиты лучше, чем зрительные.
Эта мнемоника фокусируется на объединении запоминающейся информации с известными местами, например, ходить в школу, гуляя по лесу. Вы должны представить себе комнату, в которой отдельные элементы соединяются с информацией для фиксации, создавая интересную историю, которая облегчает ее вспоминать позже.
Мы просим учеников представить кухню в их доме и обменять все, что в ней, и получить письмо ч от их имени и рассказать смешную историю, связанную с ними. Студенты должны продемонстрировать творческое мышление и выбор информации здесь. Мнемотехнические методы играют очень важную роль в процессе обучения, но они также играют важную образовательную роль, поскольку они позволяют учащимся чувствовать себя более уверенно в школе, минимизировать стресс, активировать свои действия. Стоит использовать эти методы, поскольку они позволяют быстрее и эффективнее приобретать знания, а также более длительное хранение.
ТЕСТ
Точная информация . Она представляет особый интерес для мнемотехники. Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы, и аппарат мышления оказывается «выключенным». Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.
Обучение становится забавным, и, следовательно, это приятно. Хранение и вызов другой информации. Название «мнемотехника» происходит от греческого слова «мнем», что означает «память» и техник, что означает «сделано по искусству». Создателем мнемотехники является Симонид Кеоса, который первым применил стратегию - дворец памяти или иной системы мест. Мнемонист, или очень высокий уровень памяти, может быть любым, кто освоил стратегии памяти. Что такое быстрое обучение на основе обучения памяти?
Каждый день люди используют некоторый метод запоминания различной информации. Вам нужно запомнить множество номеров, дат, деталей, номеров телефонов. Некоторые люди аккуратно хранят календарь, другие пишут заметки или делают заметки, другие сохраняют напоминание о своих мобильных телефонах.
Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в повседневной жизни. Школьники и студенты решают их с помощью шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения по молчаливому согласию давно считается нормой.
Еще одна альтернатива, увеличение диапазона, долговечность памяти и творческий потенциал - это мнемотехника. Тем не менее, они требуют терпения и усилий, чтобы оценить их эффективность с течением времени. Некоторые утверждают, что стратегии памяти могут быть полезны только студентам или студентам, но это неверно - эффективное использование памяти улучшает качество жизни для каждого человека.
Память - это процесс, ответственный за запись, хранение и воспроизведение. Средний человек часто недооценивает возможность своего собственного мозга, в то время как древние греки и римские сенаторы, основанные на их воображении и ассоциациях, использовали различные методы запоминания, чтобы стать мастерами риторики. Уже создатель мнемотехники - Симонида Кеоса - увидел, что основным требованием для эффективного запоминания является порядок и, следовательно, способность правильно структурировать материал для запоминания.
Приемы мнемотехники
Ассоциация.
Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация затрагивает, как-то связывается с уже знакомой. Эти процессы присущи всем людям и называются ассоциациями. Главная задача для запоминания– создать ассоциацию. И чем смешней, комичней и нереальней она будет, тем больше вероятность, что она запомнится, и быстрее и легче она в нужный момент возникнет в Вашем сознании. Муж моей подруги, собираясь в аптеку за лекарством под названием «5нок», нарисовал в голове образ. Но что-то у него, вероятно, не дорисовалось в памяти. В итоге, придя в аптеку, он попросил: «Мне нужно лекарство… что-то там про окорочка…»
Многие школы или образовательные центры рекламируют на рынке, которые предлагают множество методов памяти и обеспечивают потрясающие результаты, такие как результаты в школе. Что люди на самом деле предлагают, чтобы догнать память? Способы обучения и запоминания часто основаны на латерализации полушарий головного мозга, т.е. на разделении функций и действий между левым и правым полушариями. Чтобы запоминать слова, строки цифр или последовательностей, они занимают левое полушарие, которое специализируется на логическом мышлении и вербальных функциях.
Пример 1: Через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей или друзей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?
Создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.
В этом примере Вы не забудете и обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада?
Решение: Вы должны представить себе, что находитесь у окошка кассы, где продают билеты, и получаете от кассира «гору» шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь - кассира, подающего вам в окошко «гору» шоколада. Когда спустя неделю вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором предстанет большое количество шоколада и заставит вспомнить о покупке.
Пример 2: Вам нужно не забыть положить в дорогу в дорогу станок или эпилятор, ну или мужу электробритву. Как не забыть положить её?
Решение: Быстро представьте себе, что Вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.
Поначалу старайтесь удерживать в памяти придуманную картину в течение 20-30 секунд. Позже Вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Подумайте о том, что Вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (Вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые Вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т. д.) Таким образом, Вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят Вам о том, что и в какой последовательности Вы должны сделать.
Варианты метода ассоциаций:
Цепочка - это самый сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом при помощи образов.
Пример: у Вас список продуктов: кофе, масло, ветчина, цыпленок, капуста, яйца, хлеб.
Решение: Исходя из первого же образа, который приходит в голову придумываем ассоциации. Допустим цыпленок, клюющий кофейные зерна. Пусть он вылупляется из яйца, которое находится в капусте, листья которой представляют собой бутерброды с маслом и ветчиной. Запомнив такой сюрреалистический образ, Вы совершенно точно купите все, что хотели.
Метод «мест». При подготовке своих речей древнегреческие и римские ораторы использовали именно этот метод. Они вспоминали все объекты, которые они видели по дороге, по которой часто ходили в город. А потом к каждому «месту» они «привязывали» какой-то тезис или аргумент своей речи. Например, первый тезис соответствовал какой-то лавочке, второй – фонарю и т.д. А, произнося речь, они мысленно «проходили» этой дорогой и «забирали» у каждого объекта свою часть. С таким же успехом этот прием можно использовать и со списком покупок или дел на завтра.
Символизация.
Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон.
Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона»), что-то бьющееся «Рюмка» и многие другие.
При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?»
Метод группировки
Человеческая кратковременная память не может удержать, как уже говорилось выше, больше 5-9 элементов. По этому если нужно удержать в памяти информацию мозг её непроизвольно будет делить на части так, чтобы не превысить допустимую норму. Т.е. номер банковской карты 30637402710 в памяти будет разделен 30 63 740 27 10.
Метод акронимов – очень распространенный и простой прием, основанный на составлении сокращенных названий из первых букв слов. Этот метод в частности используется в названии многих организаций – ЮНЕСКО, ООН, РОО
Акростихи – это стихи, первые буквы каждого слова которых образуют слово, фразу или соответствуют первым буквам каких-то других слов.
Схематизация – изображение чего- либо в виде схем, чертежей, таблиц. Это не всегда упрощение, это может быть и обобщением информации.
Запоминание имен и лиц
Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Для воспитателя это наиболее актуальная тема. Все мы знаем, что первый способ расположить к себе человека – это улыбнувшись, назвать его по имени – отчеству. Мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.
Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.
Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.
Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.
Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.
Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.
Тренируем память на работе
Упражнение 1. В начале рабочего дня, спросите себя: «Что я должен(а) сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.?» Если вам не удается в полном объеме ответить на этот вопрос, мысленно воспроизведите страницу ежедневника или электронного календаря, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу, заполненную на следующий день.
Упражнение 2. Разбейте ваш рабочий день на четыре равных промежутка. В каждом из этих промежутков постарайтесь мысленно «сфотографировать» какую-либо конкретную рабочую ситуацию или лицо одного из ваших коллег. Делать это нужно следующим образом. При возникновении определенной ситуации на рабочем месте мысленно «поместите» ее в рамку, наподобие той, что имеют фотографии. Удерживайте ситуацию в «рамке» в течение 3-5 секунд. По прошествии каждого из четырех временных промежутков снова воспроизведите ключевую ситуацию, а затем все события, которые имели место за это время. На следующий день, чтобы вспомнить о своих задачах, вам достаточно будет воспроизвести вчерашнюю ключевую ситуацию. «Ключом» может являться также мысленный портрет одного из ваших коллег.
Упражнение 3. На своем рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило вас впоследствии обратить на них активное внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое вы должны совершить в скором будущем.
Мнемоника
Техника запоминания исторических дат - одна из наиболее простых в мнемотехнике. Для чтения картинок из своего воображения достаточно вспоминать картинки приблизительно. Если вы можете прочитать точную дату по припоминаемой ассоциации (спутник - чай, лед, арбуз), значит, вы вспоминаете образы достаточно четко. Обратите внимание, что ваша память не воспроизводит написание слов или чисел, но хорошо воспроизводит образы и звучание слов и фраз. Например, вы не видите написание буквами «Капитолийская волчица» - символ Рима, но когда вспоминаете её зрительный образ, вы легко можете вспомнить его название без специального запоминания. Таким образом, мнемоника активно использует свойство нашей памяти быстро связывать с образами слова и короткие фразы (в виде звуков речи, но не в виде букв и цифр).
Техника запоминания исторических дат обеспечивает пожизненное запоминание. Но информация каждый раз вспоминается в виде картинки, ассоциации (общий вид карточки, невидимая шпаргалка), читается из воображения точно так, как вы читаете образы, видимые на карточке на экране.
Методы кодирования чисел в зрительные образы - достаточно сложные. Поэтому в современной мнемонике даётся заранее составленный справочник образных кодов чисел, выполненный в виде фотографий на карточках.
Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» - приемом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов в частями одного образа).
При использовании одинаковых образов для чисел, названий месяцев и других часто повторяющихся элементов информации, возможен быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами. Например, элемент «лед» - октябрь. Если представить образ «лед», память покажет все картинки, в которых есть этот образ: 12 октября 1492 г. - открытие Америки Колумбом; 14 октября 1066 г. - битва при Гастингсе; 4 октября 1957 года - запуск первого ИСЗ… В мнемотехнике описываются и другие интересные эффекты памяти. Например, образы можно перезаписывать в памяти. Если вы запомнили дату с ошибкой, её можно перезаписать. Для этого на тот же центральный образ (спутник), на те же его части нужно запомнить другие образы. Старые образы будут затерты.
Объём запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи). Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» - невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.
Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.
Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон : «Knowledge itself is power», «Знание само по себе - сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно . В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции) , желая выяснить - откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.
Суть его заключается в том, что каждой цифре ставятся в соответствие какие-то буквы. Алфавитов таких известно несколько.
0 . конечно же, буквы Н и Л в слове «Н оЛ ь».
1 . Р от слова «Р аз».
2 . Д - «Д ва» и Г , так как эта цифра больше всего напоминает данную маленькую букву.
3 . Т от «Т ри» и 3 - по внешнему сходству.
4 . Ч от слова «Ч етыре» (и, кстати, напоминает внешним видом), но более часто К от слова «Квадрат».
5 . П - «П ять» и Б , по схожести звучания (и по внешнему виду).
6 . Ш - «Ш есть» и Ж , тоже по схожести звучания.
7 . С - «С емь», и, обычно этого хватает, так как С - очень распространённая буква.
8 . В - «В осемь» (внешнее сходство тоже сильное) и, иногда, сходное по звучанию Ф .
9 . Здесь сложнее. Можно М от слова «M ного», так как 9 самая большая цифра.
Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память . Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приемы особо эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими видами памяти.
Многим знакома ситуация, когда возникала проблема получить связанные с каким-нибудь зрительным образом некие недавно образованные ассоциации, связи. Например, вспомнить фамилию человека. Если фамилия как-то помечалась (особенно, если как-то запоминательно - с какими-либо значимыми, примечательными событиями, эпизодами, дизайнами и т. п.), то достаточно взглянуть на место записи (например, классный журнал), как нужная фамилия сразу вспоминается. Но если известно, что такого «костыля» для мозга под рукой может не оказаться, лучше сделать его заранее «искусственно». Уж он всегда будет «под рукой».
Приём Смысловой рисунок : создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.
Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации. Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р - растущая, иначе С - стареющая (вариант: Р - ребёнок, С - старик). Аналогичное правило есть и во французском языке: p - premiere (первая четверть), а d - derniere (последняя четверть).
Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать звуковую память
Можно использовать и «принцип сюжета» - сочинить рассказ (сюжет), в котором задействованы запоминаемые слова. Например, чтобы запомнить последовательность слов: «Слон, домик, телевизор», - придумываем: «Слон шёл к себе в домик смотреть телевизор» .
Исключения второго спряжения (звучат в фильме Плюмбум, или Опасная игра):
1) Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть. 2) Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и вертеть, и смотреть, и ненавидеть, и обидеть, и терпеть. 3) «Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и терпеть, И зависеть и вертеть. Вы запомните, друзья. Их на -Е спрягать нельзя.» 4) Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключенья: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть .
5)Смотреть, все слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.
(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
«И ван (Ирина) Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку». «И мя Р ебёнку Д али, В инни Т оптыжку П розвали». «И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу». «И ван Р убил Д рова, В арвара Т опила П ечь». «И ван Р оманов Д ал В ите Т етрадь П одержать». «И звините Р одители Д айте В анюше Т аблеток П окушать». «И ван Р одной Д ай В одицы - Т ётя П росит». «И ваниха Р одила Д евочку В ерочку, Т олстенькую, П узатенькую». «И ра Р одила Д евочку В алюшу, Т олстенькую, П узатенькую». «И Р одила Д арья В аньку Т олстого, П узатого». «И ван Р оманович, Д айте В ашу Т рубку П окурить». «И ван Р ешил Д орогую В азу Т ане П одарить».Спектральные классы звёзд: O, B, A, F, G, K, M
Для двойного векторного произведения справедлива формула Лагранжа,
которую можно запомнить по мнемоническому правилу «бац минус цаб» .