Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

31. Публицистический стиль речи.

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Публицистический стиль стал отдельным стилем в середине 18-го века. Он относится к трем вариантам. В отличие от других литературных стилей, публицистический стиль имеет устное разнообразие - ораторский подтип. Остальные два подтипа - это статьи эссе и журналистики в газетах, журналах и журналах.

Книжные рецензии в журналах, газетах и ​​журналах, а также брошюры, как правило, включены в эссе. Общая цель публицистического стиля - повлиять на общественное мнение, убедить читателя в том, что интерпретация писателя является единственно правильной и заставить читателя воспринимать точку зрения автора не только посредством логической аргументации, но и через эмоциональную привлекательность.

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Эта функция наиболее эффективна в ораторском искусстве, где задействован самый мощный инструмент убеждения, человеческого голоса. Из-за его характерного сочетания логической аргументации и эмоциональной привлекательности, публицистический стиль имеет черты, сходные со стилем научной прозы, с одной стороны, и с эмоциональной прозой, с другой. Его последовательная и логическая синтаксическая структура с расширенной системой связок и ее тщательным абзацем делает ее похожей на научную прозу. Отдельный элемент, существенный для стиля художественной литературы, как правило, отсутствует здесь.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще-ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Однако способ представления идей приближает этот стиль к стилю художественной литературы, т.е. к эмоциональной прозе, так как это в определенной степени индивидуально. Несомненно, очерки и речи имеют большую индивидуальность, чем статьи в газетах и ​​журналах, где обычно ограничиваются требованиями стиля.

Публицистический стиль характеризуется краткостью выражения. В некоторых вариантах этого стиля он становится ведущей особенностью, важным лингвистическим средством. В эссе краткость иногда становится эпиграмматической. Прямой контакт со слушателем позволяет сочетать синтаксические, лексические и фонетические особенности как письменных, так и устных разновидностей языка. Однако в своих главных особенностях ораторский стиль принадлежит к письменному разнообразию языка, хотя он модифицируется устной формой высказывания и использованием жестов.

Логичность,
- образность,
- эмоциональность,
- оценочность,
- призывность

И соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Здесь можно использовать некоторые особенности разговорного языка. Этот стиль проявляется в выступлениях по политическим и социальным проблемам дня, в выступлениях и обращениях в торжественных случаях, в проповедях и дебатах. Сфера применения ораторского искусства ограничивается призывом к аудитории. Но неоправданное значение, придаваемое форме, может привести к преувеличенному использованию этих устройств, к украшению.

Как отдельная форма английской литературы эссе датируется концом 16-го века. Это литературный состав умеренной длины по философскому, социальному, эстетическому или литературному предмету, но он просто затрагивает поверхность. Личное отношение к теме и естественная манера выражения - две из ее наиболее очевидных характеристик.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью . Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность . Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

В то время были написаны эссе по темам, связанным с моралью и этикой, а также по политическим и философским проблемам. 18-й век - это большой век сочинения сочинений. Предметные статьи обычно публикуются в газетах, особенно в еженедельниках и воскресных изданиях. Их часто пишут один и тот же писатель или журналист, который культивировал свой индивидуальный стиль.

Наиболее характерными языковыми особенностями эссе остаются. Сокращение экспрессии, использование единственного лица 1-го лица, которое оправдывает личный подход к рассмотренным проблемам: довольно расширенное использование связок, которые облегчают процесс понимания взаимосвязи идей, обильное использование эмоциональных слов; использование сравнений и устойчивые метафоры как средство познавательного процесса. Настоящая тайна суб-стиля эссе заключается в взаимосвязи этих составляющих. В зависимости от индивидуальности писателя эссе написаны очень эмоционально, напоминая стиль эмоциональной прозы, другие похожи на научную прозу.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства , прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи .

Современное эссе часто биографически. Его словарь прост, и его логическая структура и аргументация. Но он все еще сохраняет все ведущие черты публицистического стиля. По сравнению с ораториальным стилем, эссе нацелено на более продолжительный и, следовательно, более медленный эффект. Эпиграммы, парадоксы и афоризмы сравнительно редко встречаются в ораторском искусстве. У читателя есть возможность изучить как содержание, так и форму высказывания.

Основное различие между эссе и речами заключается в том, что эссе стремится к прочному - и речь - немедленный эффект. Ключом к эссе является его личность. Журналистская статья. Независимо от характера журнала и расхождения предмета все уже упомянутые особенности публицистического стиля можно найти в любой статье. Слова эмоционального значения мало, если таковые имеются, например, в научно-популярных статьях. Экспозиция более последовательна, и система связок более расширяется в таких статьях, чем в сатирической статье.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

Язык политических журнальных статей мало отличается от языка газетных статей. Но в публицистических статьях чаще встречаются такие элементы публицистического стиля, как редкие и книжные слова, неологизмы, традиционные словосочетания и круглые скобки. Литературные обзоры стоят ближе к эссе по их содержанию и их лингвистической форме. В них используются более абстрактные слова логического значения, они часто прибегают к эмоциональному языку и реже к традиционным наборам выражений.

Публицистический стиль речи

Исследование лингвистических особенностей антитезы в политических выступлениях на английском и вьетнамском языках. При произнесении речи язык является важным средством передвижения. Поэтому ораторы часто очень осторожны в использовании языка для создания художественного качества для своих выступлений. Чтобы охарактеризовать вещь или явление с определенной точки зрения, может потребоваться не находить точек сходства или ассоциации между ним и некоторыми другими вещами или явлениями, а находить точки резкого контраста, то есть устанавливать один против другого.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Именно по этой причине стилистическая оппозиция, которой дается особое имя, термин антитеза уже давно является излюбленным устройством совершенных ораторов. Независимо от того, кем мы являемся и какой вид работы у нас есть, нам может потребоваться выступить с речью на публике в один прекрасный день. Антитез - одно из стилистических устройств, которые играют важную роль в успешной речи. Однако удивительно, что этому устройству уделяется меньше внимания, несмотря на то, что он представляет собой большой потенциал для обучения языку учащимся.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

Хотя антитеза упоминается в некоторых соответствующих книгах, до сих пор сравнение антитезиса на английском и вьетнамском языках не принималось во внимание. Сравните аргументационную силу антитезиса, стилистические особенности риторических устройств в антитезе и интерпретируйте сходства и различия антитезиса на двух языках.

Предложите некоторые последствия для преподавателей и учащихся, переводчиков, а также для тех, кто интересуется политическими речами. Антитеза может быть исследована в различных аспектах. Исследование пытается ответить на следующие вопросы. Несомненно, что антитеза представляет собой большой потенциал для обучения учащихся тому, как сделать впечатляющую, убедительную речь. Однако один удивительный факт заключается в том, что меньше внимания уделяется антитезам. Несмотря на то, что в учебные планы включены, антитеза лишь кратко представлена ​​в учебниках стилистики.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).

Е. а также повышению способности учащихся создавать убедительные речи в периоды выступлений, сделать убедительное устное выступление или написать впечатляющее задание. Кроме того, антитеза является эффективным инструментом для переводчиков, если они могут найти и хорошо использовать контрастные пары. А именно, переводчики могут угадать смысл некоторых слов или фраз, не тратя время на просмотр их в словаре.

Наконец, тезис также идентифицируется как очень полезный для тех, кто может воспользоваться антитезой, чтобы сделать незабываемую, убедительную и впечатляющую публичную речь. Глава 1, Введение, состоит из обоснования, целей и задач, сферы исследования, вопросов исследования и определения терминов.

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

В главе 2 «Обзор литературы и теоретическая предыстория» приводится краткий обзор литературы и теоретическая основа для изучения. В главе 3 «Проектирование и методология исследований» представлены методы исследований, исследовательские процедуры, а также методы сбора и анализа данных.

Глава 5, Заключение, обобщает вопрос, изученный в диссертации, последствия и предложения для дальнейшего изучения. Антитеза: основана на относительном сопротивлении, которое возникает из контекста путем расширения объективно контрастных пар. Антоним: хорошо установлен в семантике, чтобы ссылаться на контраст смысла слова, главным образом в прилагательном, но также существительные, а иногда и глаголы.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Аргументация: это словесная деятельность, чаще всего на обычном языке. В аргументации люди используют слова и предложения, чтобы спорить, заявлять или отрицать и т.д. Повторение: это выразительное средство языка, используемое, когда оратор находится под стрессом сильной эмоции.

О понятии "публицистический стиль "

Риторический вопрос: это особое синтаксическое стилистическое устройство, суть которого заключается в изменении грамматического значения вопросительного предложения. Другими словами, вопрос уже не вопрос, а заявление, выраженное в виде вопросительного предложения.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

Метафора: это связь между словарем и контекстуальными логическими значениями, основанными на сродстве или сходстве определенных свойств или признаков двух соответствующих понятий. Антитез - стилистическое устройство, которое содержит в себе особые характеристики. Однако в какой-то степени антитеза неправильно и систематически исследована.

На самом деле, некоторые лингвисты, такие как Деннис Фриборн, Сара Торн, цитируют, просто бросают некоторые строки, давая определение, поскольку они имеют дело с этим стилистическим устройством. Хотя противоположная структура и функция частично упоминаются Гальперином, большинство лингвистов не предоставляют системной теории относительно антитезиса. Однако большинство из этих исследователей глубоко не изучают антитезу в политических речах. Имея дело с термином антитеза, лингвисты выдали множество определений.

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Иностранный язык

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Культурологии и русского языка

«Публицистический стиль, сфера его применения и особенности»

Выполнил: Студент 3го курса 9021 гр

Файсханов Артем

Санкт- Петербург

1. О понятии "публицистический стиль "

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газе-тах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).

Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

"Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы совре-менной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в ее величии и малости, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе". Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1971. Т. 6. Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.

В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение:

"Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в следующих формах:

    словесной (письменной и устной),

    графически изобразительной (плакат, карикатура),

    фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

    театрально-драматургической,

    словесно-музыкальной.

Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. (Советский энциклопедический словарь. - М.,1990. С. 1091).

Понятия публицистика и публицистический стиль, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

2. Функции публицистического стиля

Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая.

Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю речи, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного, всестороннего описания того или иного явления. Публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля - функции воздействия . Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции .

Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей , именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.

Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты "Округа" от 4.08.2001 под названием “"Князя Владимира" ссылают в провинцию”. Заметка имеет подзаголовок "Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя". Она информирует о закупке правительством Москвы и городской думой шведских автомобилей "Вольво". В то же время заметка воздействует на читателя, формируя определенное отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя.

В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:

    коммуникативную;

    экспрессивную;

    эстетическую.

3. Общие функции языка в публицистическом стиле

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории . Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым, стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь - ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съемке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.

Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков:

"Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями", "Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией", "Грибник ошибается один раз", "Верной дорогой везете товарища! Три часа социализма на Трех вокзалах" . Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.

Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическим чувствам адресата.

4. Требования культуры речи, вытекающие из функций публицистического стиля речи

Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля.

    Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.

    Функция воздействия связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.

    Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи, как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.

    Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.

    Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора.

5. История публицистического стиля речи

Кратко остановимся на истории формирования публицистического стиля. В России прообразом газеты были рукописные известия под названием "Вестовые письма, или Куранты" (наиболее ранний экземпляр относится к 1621 г.). Первая печатная газета появилась в 1702 г. Это были "Ведомости" Петра I. В XIX в. возникли провинциальные и частные газеты. Первым русским журналом было приложение к газете "Санкт-Петербургские ведомости" - "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях" (1738 - 1842). В середине XIX в. появились отраслевые журналы (экономические, агрономические, лесоводческие и др.). Созданный по инициативе М.В. Ломоносова журнал Академии наук "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" состоял из научной и литературной частей. "Трудолюбивая пчела" (1759) А.П. Сумарокова была первым частным журналом с сильным элементом сатиры, политической злободневности и ярко выраженным литературным характером. В журналах 2-й половины XVIII в. вырабатывался русский литературный язык. В XIX в. журналы стали играть важную роль в развитии русской литературы. Выдающиеся произведения русских писателей И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого до выхода отдельными изданиями большей частью сначала печатались на страницах литературных журналов, вызывали критические отклики в газетах и в журнальных отделах критики. Журналы, издававшиеся литературными обществами, почти всегда имели определенное политическое направление.

Наиболее длительное время из числа журналов XIX в. существовали "Вестник Европы" (1802-1830, 1866-1918), "Русский вестник" (1808-1824, 1856-1906), "Сын Отечества" (1812-1852), "Отечественные записки" (1818-1830, 1839-1884), "Современник" (1836-1866).

На страницах журналов XIX в. шла острая полемика по литературным и социально-политическим вопросам, волновавшим общество. Это определило стилистические особенности публицистики:

    стремление к образности, выразительности;

    поиск новых языковых средств;

    огромная роль ключевых слов, характерных для определенной эпохи или идейного направления;

    широкое использование устоявшихся речевых оборотов.

Регулярное радиовещание началось в России с 1924 г. В советское время радиовещание осуществлялось "Всесоюзным радио", с 1990 г. стали появляться частные радиостанции, большая часть которых занимается музыкальным вещанием. В советские годы к дикторам радио предъявлялись очень строгие требования в части соблюдения норм оформления речи, содержательная сторона текстов определялась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического однообразия и шаблонности речи.

Телевизионное вещание началось в России с 1939 г., однако широкое распространение оно получило только в 60-е гг. XX в. Речевые особенности телепередач советского времени определялись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст. Современное телевидение стремится максимально использовать прямой эфир, что ставит перед участниками передач более трудную речевую задачу и сразу же выявляет уровень их языковой компетенции.

Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля . Общественная роль газеты (исторически первичной и по-прежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы:

    сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,

    обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,

    давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,

    динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики.

Газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, чтобы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования . Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, дает человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. В зависимости от функционального назначения газеты делятся:

    на общеполитические;

    отраслевые;

    по территории распространения - на федеральные, региональные и местные;

    по времени выпуска - на утренние и вечерние;

    по периодичности - на ежедневные и еженедельные.

Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее постоянную программу.

Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:

    она может быть первичной: статьи, очерки, художественные произведения и пр.;

    вторичной: обзоры, рефераты и др.;

    оригинальной и переводной.

Журнал , в отличие от газеты, ориентирован не на оперативную, а на обобщающую, аналитическую информацию, он имеет возможность рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном. Журнал может быть активным средством повышения квалификации специалистов, широкой трибуной научного, художественного, научно-технического творчества. В зависимости от читательского адреса журнала определяется степень и характер использования специальной терминологии, соотношение средств публицистического и научного или официально-делового стилей.

Массово-политическая литература предназначена для подробного разъяснения широкому кругу читателей программ политических партий, основных понятий политологии, истории политических учений, для ознакомления массового читателя с научным анализом общественных явлений.

Газета - печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

Журнал - печатное периодическое издание, посвященное специальной тематике: литературно-художественной, общественно-политической или научной.

Коммуникативность публицистического стиля речи - свойство публицистического стиля, которое заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории.

Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации.

Стиль речи публицистический - исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и т.д.

Функция воздействия - важнейшая функция публицистического стиля, которая определяет такие его свойства, как открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, стремление публициста доказать правильность своей позиции.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь