Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Диктант - какое страшное слово для многих школьников. Казалось бы, что может быть трудного в написании диктанта. Оказывается, за этим маленьким словом прячется, наверное, самый трудный и часто используемый вид проверки грамотности наших школьников.

Диктант - не самая приятная работа, но без нее никак. Уже начиная с первого класса школьники пишут диктанты. Сначала буквенные, затем слоговые, а потом появляется много разных видов диктантов: и выборочные, и объяснительные, и обучающие, и контрольные. Как подготовить ребенка к диктанту и помочь ему справиться со страхом перед этой работой?

К сожалению, подготовиться к диктанту за один день невозможно. Любой диктант - это результат продолжительной работы и тренировки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок писал диктанты правильно, надо приготовиться к длительной работе. Но не переживайте. Не так страшен волк, как кажется. Работа, конечно, будет длительной, но не очень трудной.

Для начала, надо отметить, что чем больше , тем лучше он справляется с этим видом работ. Следовательно, начинать подготовку к диктантам надо с чтения книг. Существует много различных упражнений, развивающих орфографическую зоркость человека, т.е. умение замечать и запоминать как пишется слово. Человек, обладающий орфографической зоркостью, пишет слова правильно, не задумываясь о правилах языка, автоматически. При этом большое значение имеет и , которую тоже можно успешно развивать разными игровыми упражнениями.

Навык письма под диктовку надо развивать и закреплять. А для этого нужно чаще писать небольшие диктанты самостоятельно дома. При этом совсем не обязательно покупать специальные сборники диктантов, можно воспользоваться учебником русского языка. Выбираете упражнение, которое ребенок еще не проходил или прошел уже давно и успел забыть. И диктуете, а ребенок записывает.
Почему удобно использовать учебник? Потому, что там используются слова на изученные орфограммы и предложения определенного уровня сложности. Вы закрепляете знание орфограмм, словарных слов и тренируете ребенка в написании диктанта.

При написании диктанта, взрослый сначала читает весь текст, чтобы ребенок имел представление о том, что будет писать. Если пишете не текст, а просто отдельные предложения, тогда читаем по предложению. Затем читаем одно предложение и начинаем записывать. При этом для 1- начала 2 класса лучше акцентировать внимание ребенка на каждом слове: "Первое слово - Наступила". Когда ребенок написал, - "Следующее слово - холодная". "Следующее слово - зима. Предложение закончилось". Так вы обращаете внимание ребенка, что слова пишутся отдельно и "напоминаете", что в конце предложения надо поставить точку. Кроме этого, проговаривая слова для первоклассников, надо говорить их так, как пишется, а не так, как мы говорим. Будем диктовать: "КОрОва даёт мОлОкО. ВОрОн сел на дуБ."

Когда ребенок записал все предложения, нужно проверить диктант. Вы диктуете все сначала, а ребенок проверяет каждую букву и слово. Чтобы он лучше это сделал, можно предложить, чтобы ребенок представил, что это чужая тетрадь и внимательно проверял каждую букву.

Для учеников 2-4 класса уже отделять слова не нужно, но желательно, чтобы ребенок посчитал слова при вашем чтении. Если есть предлоги и союзы, то надо отметить, что есть маленькие слова-помощники.
Важно, что при написании диктанта . Письмо с проговариванием помогает избежать многих ошибок и учит ребенка контролировать свою работу. Во 2-4 классах, когда дети уже изучают правила написания слов, нужно, чтобы ребенок объяснял написание сомнительных букв и устно подбирал проверочные слова.

Возможно, сейчас вам кажется, что это долго и трудно. Трудно может быть первые 2-3 раза. Затем ребенок научится, привыкнет и это войдет в привычку, кстати, очень полезную.

Не все слова русского языка можно проверить правилами. есть словарные слова, написание которых надо просто запомнить. И таких слов немало. Как запоминать словарные слова, расскажу в следующий раз.
А пока попробуйте писать диктанты с комментированием и результаты не заставят себя ждать.

Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее. В чём суть диктанта? Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины: ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям); каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки); при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя; после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости. Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников. С какого возраста следует обращать внимание на грамотность? Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене. Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами. Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок? Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности. Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик: 1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать. 2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов. 3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будет научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов). 4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка. 5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил. 6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов. Умение грамотно писать отличает всех интеллектуально развитых людей. Но это умение редко у кого является природным даром. Чаще всего грамотность – результат кропотливой работы педагогов и родителей. Причём заслуга мамы и папы ничуть не меньше, особенно если они предпринимают регулярные попытки заниматься с ребёнком, придумывая для этого разнообразные формы.

Инструкция

Требуйте тщательной проверки написанного. Это должно быть не быстрое прочтение, а внимательное, слоговое, с уточнением всех непонятных моментов.

Проверьте у ребенка знание всех правил написания слов, изучаемых в данном классе. Формируйте умение применять их на письме. Просите ребенка не только сказать, какую букву следует писать в каком-либо , но и обосновать ее написание.

Пишите предупредительные диктанты . Диктуйте предложение сначала целиком, потом словосочетаниями. Перед написанием ребенок должен объяснить что, как и почему он будет писать.

Времена слишком изменились: раньше дети обучались письму перьевыми ручками, и учителям волей-неволей приходилось обучать их правильному держанию такого инструмента потому, что неправильно зажатая в пальцах перьевая ручка просто не писала или ломалась. Обучение каллиграфии занимало всю – 3 года.
С появлением шариковых ручек убыстрилось максимально. В ученикам раздаются прописи с примерами написания букв, под каждую из которых отводится три строки. Оценки не ставятся.

Естественно, ребенок старается как можно быстрее заполнить три строки, чтобы потом заняться своими делами. В результате, ручку он держит, как попало, буквы пишет небрежно, а затем закрепляется неправильный навык письма.
Позже, когда на уроках нужно будет много писать, у ребенка быстро будет уставать рабочая рука, и скорее всего, письмо станет вызывать неприязнь. Отдуваться, в любом случае, придется родителям, поэтому выделите время на обучение письму еще до школы.

Прежде всего, покажите ребенку, как правильно зажимать в пальцах ручку. Детей, усвоивших неправильный навык держания в руке инструмента при рисовании, штриховке, письме печатными буквами, переучить потом очень трудно.

Сначала ручка кладется сгиб между верхним и средним фалангами пальца, затем сверху ручка закрепляется подушечками указательного и большого пальцев. Расстояние от кончика пишущего инструмента до указательного пальца около 2 см. Объясните, что держать ручку нужно легко, без напряжения. При письме кисть опирается на мизинец и движется лишь она, локоть остается в неподвижном состоянии.

Присмотритесь, как держит письменный прибор ваш ребенок. Неправильный навык можно распознать по следующим моментам: ребенок держит ручку «щепотью» или в кулаке. Ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце. Большой палец расположен на ручке ниже указательного или перпендикулярно к нему. Слишком высоко или слишком низко к кончику зажат инструмент для письма. Кисть в момент письма практически неподвижна; слишком слабый или слишком сильный нажим при письме.

Переучить можно следующими способами: поставьте маркером точку на среднем пальце ребенка в том месте, где должна лежать ручка. Им же проведите черту на ручке, ниже которой пальцы ребенка располагаться не должны. Если кисть ребенка слишком фиксирована, рисуйте и закрашивайте вместе с ним крупные фигуры на альбомном листе. Следите, чтобы ребенок не поворачивал лист в разные стороны: поворачиваться должна именно кисть.

Развивайте мелкую моторику. Лепите буквы из пластилина, вырезайте их ножницами из бумаги, делайте из теста, рисуйте на песке и снегу, складывайте из веточек. Здесь вы можете увидеть, какие именно буквы хуже даются вашему ребенку, и помочь в их усвоении.
Так же хорошо развивают ручки сооружение поделок из бумаги, шнурование, сжатие и катание по столу пальчиками мелких и мягких шариков или бусин, рисование, раскрашивание картинок и любые другие занятия, где требуется захват предмета пальцами.

Обучение письму специалисты советуют начать до 4 лет: к этому возрасту у ребенка уже должен установиться навык правильно держать ручку. Обучение должно быть ежедневным, но 20 минут за один подход.

Видео по теме

Обратите внимание

Умение писать, соблюдая при этом грамотность и красивый почерк, - непростая задача для любого ребенка. Но если не упустить нужный момент и вовремя начать заниматься, то проблемы в будущем исчезнут сами собой. Эффективные способы о том, как научить ребенка писать красиво и грамотно, а также как заинтересовать его этим занятием, мы обсудим в нашей статье.

Полезный совет

Как научить ребенка писать. Для подготовки к самостоятельным занятиям письмом ребенку нужно дать бумагу и карандаш, а также выделить место, где бы он мог рисовать и писать. Поощряйте его, если, оставшись в одиночестве, он рисует. Научите его рисовать человечков, домики и т.п. Если малыш увидит, как рисуют и пишут дети постарше, он станет им подражать. Алфавит.

Связанная статья

Источники:

  • статья

Дисграфия – проблема многих школьников. Связана она с устной речью. Ребенок должен умет различать отдельные звуки, по-разному их соединять и произносить. Письмо – более сложный способ передать речь, поэтому, если ребенок не умеет определять структуру слова и выделять из него отдельные звуки, соотносить эти звука с буквами, то сформировать правильное письмо будет трудно.

Инструкция

Для правильного выведения письменных букв на листе, ребенку нужно развивать мелкую моторику. Организуйте игру с пластилином или красками, где вы вместе будете лепить или рисовать отдельные элементы букв или целые . Чтобы разработать кисть руки, рисуйте вместе с ребенком его пальчиками по другой руке или ноге закорючки, затем дайте в руки кисть и пусть он обводит предварительно нарисованные вами на листе ватмана , петли, круги, линии.

Только после этого можно давать ручку и прописи. Покажите, держать ручку. Сейчас продаются специальные насадки на ручку, в которой пальцы лежат всегда . Затем покажите, как выводить элемент в прописи, в каком направлении вести ручку. Делайте это . Затем вручите ее ребенку, поставьте его пальцы, и ведите ручкой по бумаге, постепенно ослабляя свою хватку. Так, сам того не замечая, ребенок начнет выводить закорючки самостоятельно.

Самый главный принцип при обучении ребенка письму – это научить его понимать то, что он пишет: соответствие звуков и букв. В этом ему в первую очередь помогут диктанты. Возьмите небольшой текст, без сложных слов. Диктуйте их очень медленно, проговаривая все по отдельности. Затем, продиктуйте первое предложение и проконтролируйте, чтобы ребенок повторил все слова. Записывая сова, ребенок должен вслух проговаривать то, что он пишет. Подобным образом надо выполнять все домашние упражнения с текстами.

Помимо диктантов, используйте любые речевые игры, азбуку для выкладывания различных слов. Ему сначала надо научиться произносить отдельные звуки и запоминать, с какими буквами они ассоциируются на .

Особенностью дисграфиков является то, что они очень хорошо запоминают зрительно, поэтому у них перед глазами всегда должны быть только правильно написанные слова. Не делайте с ними работу над ошибками, показывая неправильное написание.

Так, сочетая заботу, любовь, настойчивость и регулярность занятий, вы увидите, что ваши усилия не пропали даром.

Видео по теме

Диктант – это одна из наиболее распространенных работ, относящихся к урокам русского языка, причем не только в школах. Как же правильно писать диктант? Как проверять написанное? Эти вопросы мы сейчас и разберем. Это поможет не только школьникам, но и абитуриентам.

Инструкция

Экзаменатор с выражением читает весь текст диктанта. Ваша задача на этом этапе диктанта проста – прослушать текст. Услышав непонятные слова, обязательно узнайте у экзаменатора их значение после того как он прочитает текст. Постарайтесь понять текст, вникнуть в его смысл.

Проверить написание слов вы можете, произведя орфографический каждого «проблемного» слова. Выполняйте исправления ручкой: тонкой косой линией зачеркните неправильную букву, а затем сверху аккуратно напишите правильную.

Источники:

  • диктанты написать

Во время учебного процесса педагог не только дает знания учащимся, но и проверяет степень их усвоения. Диктанты на уроках русского языка несут в себе обе эти функции, т.е. делятся на обучающие и контрольные. Их цель заключается в формировании орфографического слуха. Но методика проведения имеет свои особенности.

Инструкция

Определите цель диктанта, который вы хотите провести:
- усвоение и закрепление материала (выборочный, распределительный, творческие диктанты с устным , свободный, восстановленный, диктант по аналогии, предупредительный, самодиктант (письмо по памяти), объяснительный);
- проверка знаний (диктант с грамматическим заданием, контрольный диктант);
- умение пользоваться языковыми средствами, конструкциями, закрепление , расширение запаса слов (все виды творческих диктантов);
- повторение и обобщение материала (комбинированный творческий).

Выберите вид диктанта, исходя из его цели. Подберите необходимый материал (текст, слова и словосочетания, репродукции картин для творческих диктантов и т.д.).

Укажите в плане-конспекте урока, на каком этапе используете диктант, и ограничьте время. Например, предупредительный диктант с показом текста на доске занимает 10-15 мин и проводится до записей в тетрадях, для проверки домашнего задания или актуализации знаний.

На уроке перед началом диктанта объясните, для чего вы его проводите задание учащимся предстоит выполнять. Например: целью выборочного диктанта может быть закрепление нового материала или проверка пройденного; заданием к нему – под распределить в тетрадях (или на обороте доски задание выполняют двое учащихся) слова по .

Диктуйте предложения (слова, словосочетания) в зависимости от возможностей и сложности выполняемого задания. Например, в творческих диктантах могут быть задания на распространенные предложения, запись диктанта от другого лица (учитель диктует от , а учащиеся записывают от первого лица), заменить записанные на доске слова на и т.п.

Дайте время на проверку диктанта без заданий. Если диктант с грамматическим заданием, после диктовки сразу его озвучьте. В этом случае учащиеся распределят время и на выполнение задания, и на проверку всего диктанта.

Видео по теме

Проблема качества письма встает перед всеми школьниками. Сама система образования сейчас направлена не на понимание, а на вызубривание правил, текстов. Сама по себе зубрежка полезна, но далеко не во всех случаях. Дети, которые прекрасно знают правила русского языка, делают ошибки в диктантах и сочинениях. Поэтому уповать на школу как на оплот знаний не стоит. Возьмите грамотность своего ребенка в свои руки.

Инструкция

Первое основное правило - не указывайте ребенку на неверный вариант написания. Чисто с психологической точки зрения ваша фраза «Тут не «б», а «п»» будет воспринята как утвердительная, то есть в подсознании у ребенка откладывается, что писать-то надо было именно «б».

Давайте школьнику задания по чтению вслух. Чаще всего проблемы с грамотностью возникают у тех, кто страдает аудиального восприятия. Чем больше ребенок вслух, тем больше он начинает видеть структуру речи.

Читайте сами вслух. Научите его выделять в тексте на слух сначала предложения, затем слова и лишь после этого переходите к изучению слогов и звуков. Наша система образования долгое время действовала в обратном направлении – от частного к . Обычно начинают обучение письму с изучения звуков, затем слогов и лишь после этого изучают слова и предложения. Это не совсем правильно.

Проводите диктанты. В школьном учебнике бывает вполне достаточно практических упражнений. Читайте четко. Чем младше ребенок, тем медленнее диктовка. Наблюдайте за тем, как ребенок пишет. Если вы видите, что он вырисовывает неверную – отметьте, что здесь пишется буква «а» или «о». И опять, не говорите неверный вариант. Пусть ребенок знает только правильное написание.

Один известный методист Тихомиров разработал очень эффективную методику, которая помогает многим педагогам успешно бороться с неграмотностью . Чисто практически эта теория состоит в следующем: предложите ребенку прочитать текст не так, как мы обычно говорим, а буквально – так, как пишем. Этот прием орфографическим чтением. Не нужно бояться, что ребенок станет всегда говорить так, как читает. Он вполне осознает, что то, как мы пишем, от того, как мы говорим. Ребенку надо разбить слова на слоги и проговаривать слова, выделяя их составные части, но делать это нужно достаточно быстро. При выполнении этого упражнения у ребенка задействуются сразу три вида памяти: моторная, слуховая и зрительная.

Используйте для такого чтения лишь произведения классиков, изданные солидными издательствами. Вероятность того, что при этом вы наткнетесь на изначально неграмотный текст, очень мала. Практикуйте орфографическое чтение регулярно, лично присутствуя при занятии. Если вы слышите, что ребенок прочитал не так, (например, не корова, а карова), то мягко поправьте его и попросите снова прочитать слово. Не заставляйте ребенка заниматься слишком долго. До 10 лет достаточно 10-15 минут, после – более 15 минут.

Полезный совет

Некоторым детям помогает переписывание текстов. Дайте своему ребенку летом задание переписывать несколько страниц из произведения классика. Если все лето школьник будет уделять этому занятию по 15 минут, то уже к 1 сентября в его грамотности произойдут значительные позитивные сдвиги.

Следует уделить время обучению ребенка домашним обязанностям. У вас появится хороший помощник по хозяйству, способный облегчить повседневные хлопоты.

Инструкция

Не нужно приучать ребенка к обязанностям, если он устал, раздражен или болен. Не поручайте ему задания, если вы сами раздражены. Неумелое выполнение поручения может вызвать у вас негативную реакцию, а это чревато отказом ребенка от дальнейших попыток вам выполнять работу по дому.

Следует решить, в какой последовательности малыш будет осваивать мир домашней работы. Необходимо определить, что может ваш в соответствии с возрастом и развитием. Давайте задания, которые ему по силам.

Не стоит сразу же полностью перекладывать на ребенка ответственность за качество выполненного поручения. Те же игрушки собирать вместе. Только со временем можно доверить малышу выполнение того или иного задания самостоятельно.

Обратитесь к логопеду как можно раньше, если у вашего малыша с речью. Исправьте речевые проблемы до поступления . Русское письмо основано на фонематическом принципе. Ребенок с проблемами речи пишет безграмотно, допускает много ошибок. И бесполезно и жестоко будет потом ругать ребенка за плохие оценки по русскому языку .

В начальной школе обратите особое внимание на то, как пишет ребенок. При списывании текста или письме под диктовку просите его проговаривать, «пропевать» слова про себя. Такой способ помогает увидеть ошибки, контролировать процесс письма. Не пишите за ваше чадо сочинения, пусть пишет их сам. Так, как получится.

Следите за тем, чтобы ребенок выполнял домашние задания, учил правила. Орфографических правил в начальной школе всего 9, поэтому выучить их будет несложно. При проверке письменного домашнего задания просите вспомнить правило, если ребенок допустил ошибки.

Видео по теме

Один из самых важных навыков в обучении родному языку – грамотное и правильное изложение мыслей. В этом большую роль играет написание диктантов без ошибок . Как же добиться данной цели и научиться понимать все тонкости языка?

Вам понадобится

  • - Писчие принадлежности;
  • - учебники;
  • - словари;
  • - книги.

Инструкция

Прививайте в себе с самого раннего детства любовь к письму. Очень сложно будет постоянно развивать его, если вы изначально не были приучены правильно. Заниматься письмом нужно еще до поступления в и подготовительную группу. Учитесь каллиграфии и правописанию самых простых слов и выражений. Превратите весь этот процесс в занимательную игру.

Покупайте качественные учебники. Конечно, в век развития информации многие идут уже в электронном виде. Даже в школе бумажных изданий стало меньше. Но все равно любому будет намного приятнее держать в руках красочное пособие и изучать его. Приобретайте разные познавательные журналы и книги. Вы не будете портить и сможете постигать грамматику родного в непринужденной обстановке.

Тренируйте и развивайте внимание и сосредоточенность. Нередко даже от старательного ученика трудно добиться абсолютной грамотности. Многие пишут диктанты с множеством ошибок , и не всегда проблема в их неграмотности. Порой детям очень сложно даже настроиться на работу - их внимание все время рассеивается. Следует развивать сосредоточенность с помощью специальных упражнений. Узнайте про них на соответствующих ресурсах в сети или у школьного психолога. Выполняйте данные ошибок

Работа с текстами - творческий процесс, который связан с умением формулировать мысли и развернуто их высказывать. Залогом активного становления речевой функции станет полноценное семейное общение. От ребенка, с которым мало разговаривали, трудно ждать осмысленного чтения.

Дети копируют родителей, поэтому обогатите собственную речь грамотными конструкциями. Дошкольники способны отлично усваивать построение даже самых сложных фраз, однако у них нет навыка формировать связи в предложениях. Попросите ребенка 4-5 лет вспомнить прочитанную сказку: скорее всего, он станет перескакивать от одного к другому – связного рассказа не получится.

Логично выстроенную речь необходимо тренировать, и лучшим упражнением станет пересказ. Подберите текст по возрасту ребенка: лаконичный, последовательный, доступный пониманию. Внятно прочитайте его вслух; обсудите общий смысл прочитанного и обыграйте интересные сюжетные ситуации.

Когда ребенок научится бегло читать и пересказывать, работу над текстом можно усложнить. Школьник должен воспринимать всю информацию, которую дает книга: фактурную (последовательность событий и героев повествования) и концептуальную (авторская мысль).

Расскажите ребенку, что текст – создание конкретного человека, который хочет вступить с ним в диалог. Автор не просто описывает приключения Мухи-Цокотухи - он хочет рассказать о храбрости и трусости, неблагодарности и бескорыстии. Маленький читатель должен сам отыскать скрытый смысл между строк. Ваша задача – лишь подтолкнуть его к этому.

Разделите работу над текстом на несколько этапов. Сначала назовите автора - пусть ребенок представить его как реального собеседника, который хочет выразить свои чувства. На бумаге он может сделать это только посредством слов и знаков препинания.

Озвучьте заглавие и рассмотрите иллюстрации. Ключевые слова повествования рекомендуется заранее выписать и показать ребенку. Пусть он выскажет свои предположения – кто может быть героем рассказа и как может развиваться действие. Не мешайте читателю .

В процессе чтения помогите ребенку разобрать все словосочетания, обсудите знаки препинания. Он должен увидеть: авторский смысл постепенно « », а слово в контексте значит много больше, чем само по себе. Читатель будет «идти по тексту» вслед за автором и представлять описанные картины.

К каждому абзацу придумывайте уточняющий вопрос и так дочитайте произведение до конца. Расскажите ребенку об авторе и побеседуйте о содержании текста в целом. Сравните, совпали ли первоначальные детские представления о теме, фабуле и героях с авторскими.

Еще раз рассмотрите иллюстрации к книге. Так ли воображал ребенок изображенных героев? Придумайте интересное творческое занятие: рисование сюжетных картинок, инсценировку ключевых моментов повествования или краткое изложение. Если после анализа текста у ребенка появились новые мысли и знания, ему хочется прочитать другие произведения этого автора – считайте, что вы справились с задачей.

Чтобы ребенок быстро и легко запоминал материал уроков, нужно, чтобы он понимал то, что учит. Поэтому, если на уроках ему иногда не удается во что-то вникнуть, то помогите ему разобраться в этом дома: непонятное очень сложно запомнить и наоборот.

Чтобы научить ребенка быстро запоминать, необходимо научить его работать с текстом. Разным людям помогают разные техники работы с текстами. Кому-то нужно прочитать текст несколько раз, чтобы запомнить его визуально, кому-то нужно прочитать и воспроизвести текст вслух, кому-то - прочитать и набросать на бумаге краткий план или основные важные мысли текста. Всем этим видам работы с материалом надо научить ребенка, а затем он сам выберет тот, который ему более близок.

Чтобы ребенок умел быстро запоминать учебный материал в школе, необходимо, чтобы он постоянно тренировал память. Для детей есть много специальных пособий с интересными и занимательными заданиями по развитию памяти - их выполнение станет и полезным, и интересным досугом для всей семьи.

Инструкция

Обычно ученики, независимо от сложности музыкального диктанта, испытывают одни и те же трудности в работе над ним. Чаще всего они выражены в трех проблемах: а) учащиеся не успевают услышать всю мелодию, б) слышат только часть нот или отдельные ноты, в) не могут запомнить всю мелодию от начала до конца. В зависимости от проблемы и подбирается ключ к ее разрешению.

Потренируйтесь для развития следующим образом. Подбирайте любимую мелодию на музыкальном инструменте. Теперь запишите ее нотами. Далее усложните задачу. Попробуйте другую мелодию сначала записать по памяти нотами, а затем проверьте на инструменте, насколько правильно вы ее записали. Всегда прослушивая очередную мелодию, представляйте, как она бы выглядела записанной нотами.

Приобретите сборник музыкальных диктантов вашего уровня сложности. Пропойте очередные диктанты с листа. Затем заучивайте пропетый диктант наизусть. Запомните, что все диктанты имеют типовые штампы построения мелодии, аккордов. Если вы будете часто работать со сборниками музыкальных диктантов, со временем запомните и музыкальные построения из них. Это вам пригодится на очередном экзаменационном диктанте с педагогом.

Делайте и такие упражнения, повышающие вашу музыкальную память. Сыграйте одну ноту на фортепиано. Послушайте ее окраску. Перенесите эту ноту в другие регистры, почувствуйте разницу в звуке. Сыграйте интервал с той же нотой, пропойте его звуки вслух. Сыграйте тот же интервал в другом регистре. Сыграйте аккорд из трех звуков, пропойте его звуки, затем перенесите аккорд в другой регистр и так далее. Такое упражнение поможет вам узнавать одни и те же звуки в разных регистрах.

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

Нашла у себя в закромах статью, которая для меня сейчас очень актуальна. Мой младшенький никак не может подружиться с правописанием. Проблема, наверное, знакома многим родителям. Правила ребенок знает, а пишет все равно с ошибками. И хотя дисграфии, о которой говорится в статье, у нас нет, рекомендации, а главное, предложенные упражнения советую взять на вооружение. Мы уже приступили к занятиям.

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?


Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.


Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.


Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!


При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?


Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?


Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.


Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.


Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.


Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?


Или он просто плохо знает правила?


Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:


1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").


2. Пропуск букв.


3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").


4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").


5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").


6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).


7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").


И, наконец, "неаккуратность" в тетради:


8. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.


9. "Съезжает" со строчек к концу предложения.


10. Переносит слова неправильно.


11. Часто не делает пробелов между словами.


12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.


Как можно помочь ребёнку с дисграфией?


Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.


1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".


Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).


2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".


Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.


3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".


Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.


После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.


Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).


4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".


Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.


Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.


5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".


Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.


Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.


Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.


Ирина Надрус, логопед


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь