Расписание занятий
Каждый выбирает свою роль:
Одной из направляющих главной роли-успеха, является умение показать себя, обаять красивой и убедительной речью окружающих:
Вы видели успешных людей с не богатой, скудной речью?
Нет. Потому что это нонсенс.
Вы видели людей, вокруг которых собирались другие и слушали их с упоением?
Кто они? - Люди выбравшую главную роль.
Курс постановки техники речи и развития голоса «Говори - красиво!» посвящён одной из важнейших в коммуникации тем: красоте и силе голоса, внятности дикции и общей выразительности речи. Выступаете ли Вы, проводите презентации, переговоры или просто общаетесь с людьми - Ваш голос является визитной карточкой, по которой другие судят о Вас.
Тренинг развития голоса и техники речи - это на 90 % практический курс. Иначе и быть не может. Постановка голоса сродни тренировке в спортивном зале, но только нагрузки направлены не на тренировку всего тела (хотя и такие упражнения у нас тоже есть, так как голосо-речевой аппарат - это часть тела, как ни крути), а на тренировку глоточных, артикуляционных, брюшных, диафрагматических и прочих мышц, принимающих участие в процессе говорения. Основные тематические блоки курса постановки голоса, развития техники речи и речевой выразительности таковы:
Профессиональный музыкант по первому высшему образованию (Московская Государственная Консерватория) и психолог - по второму (Московский Государственный Педагогический Университет). Опыт преподавательской работы в области развития коммуникативных навыков - с 2001 года. Ведущий тренингов по риторике и ораторскому искусству, актёрскому мастерству, юмору и острословию, стихосложению, стрессоустойчивости, развитию голоса и технике речи.
Полная стоимость тренинга |
По предоплате за 1-10 дней (скидка 10%) |
По предоплате за 11 и более дней (скидка 20%) |
10 000 РУБЛЕЙ
|
9 000 РУБЛЕЙ
|
8 000 РУБЛЕЙ
|
Информацию о том, как внести предоплату, Вы найдёте ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ
Тренерское слово Александра Рандэльфа
Часто я встречаюсь на тренингах постановки голоса с тем заблуждением, которому был когда-то подвержен сам: многие люди убеждены, что красивый голос это врождённое качества, а не сторона речи, открытая для экспериментов и самосовершенствования. По-моему, некоторые даже не верят, что у них получится, посещают тренинг по постановке голоса, так сказать, для очистки совести - мол, по крайней мере, я пытался. Теперь это меня удивляет. Но раньше я и сам так думал. Просто в сознании большинства людей нет понимания, что, во-первых, речевой аппарат - это система органов тела (органов вполне подвластных тренировке) и, во-вторых, это музыкальный инструмент, на котором нужно учиться, в прямом смысле, играть (как мы учимся играть на любом музыкальном инструменте). Я думаю, что это облако заблуждений, образовано элементарной леностью ума: наш голосо-речевой аппарат настолько привычен нам, настолько, как нам кажется, хорошо нам знаком, что мы, в результате, ничего о нём не знаем. Вы скажете - парадокс? Я отвечу - реальность! В силу своей профессии я сталкиваюсь с подобными заблуждениями регулярно, но в то же время хорошо понимаю одно: красивый голос - не достояние избранных, а инструмент общения, необходимый и доступный в равной степени каждому человеку! До встречи на тренинге и как говорят певцы - «будьте в голосе»!
Вы наверняка понимаете, насколько важно правильно и красиво говорить. Каждому из нас во время учебы в школе или институте попадался лектор, читающий свой материал скучным монотонным голосом, который превращал аудиторию в сонное царство. Но были и такие преподаватели, которых хотелось слушать часами, они вели свой рассказ ярким запоминающимся голосом, с паузами и речевыми акцентами. В результате мы живо следили за тем, что нам говорили, не отвлекаясь ни на минуту. Вывод напрашивается сам собой — грамотная постановка речи необходима каждому человеку. Особенно она важна для тех людей, чей род деятельности связан с публичными выступлениями – для артистов, политиков, бизнесменов, тренеров, преподавателей и даже для воспитателей в детском саду! В этой статье мы расскажем Вам о том, из каких составляющих складывается правильная речь и с помощью каких упражнений можно откорректировать свои речевые навыки, чтобы успешно справляться с публичными выступлениями и свободно общаться в повседневной жизни.
Искусство речи — настоящая наука, изучать которую людям некоторых профессий приходится на протяжении всей жизни. В общем понимании хорошая речь — это когда окружающим все слышно и понятно. Хотя специалисты вмещают в понятие «техника речи» гораздо большее количество характеристик.
Самая важная характеристика, определяющая качество речи человека, — это его дикция — то, как он произносит звуки. Дикция похожа на почерк: если письмо написано неразборчиво, адресат не поймет, о чем в нем идет речь. Точно так же и с дикцией: невнятная речь будет порождать вечные переспрашивания или вообще пропуски информации. На нашем сайте мы уже рассказывали Вам, с помощью каких упражнений можно развивать дикцию. Пожалуй, самым известным способом улучшить произношение, является произнесение скороговорок с предметами во рту. Помните, как в фильме «Карнавал», где главная героиня с грецкими орехами во рту декламировала скороговорку про кукушонка? Помимо тренировки речи для улучшения дикции полезны специальные дыхательные упражнения, о которых мы поговорим немного позже.
Следующая характеристика качественной речи — это приятный голос, который также можно «ставить». Например, любой человек может научиться говорить достаточно громко, чтобы его слышали, но не кричать, изменять силу своего голоса по мере необходимости (говорить то громко, то тихо), а также заботиться о том, чтобы голос был не визгливым и не сиплым. Для этого достаточно сознательно говорить спокойно и не нервничать, а еще нужно всегда вовремя лечить горло и бросить курить. Дополнительной характеристикой голоса является его тембр, который еще называют «цветом» голоса.
Качественная сценическая речь должна быть не только разборчивой и приятной по звучанию, но также обладать приемлемым для восприятия темпом. Лучше всего говорить быстро, не затягивая отдельные слова, но и не тараторить, оставляя слушателям время для того, чтобы лучше вникнуть в содержание Ваших слов. Еще обязательно нужно следить за тем, чтобы речь не была монотонной, от нее Ваши слушатели быстро устанут и перестанут Вас слушать. Сознательно плавно и постепенно повышайте голос, делая речевые акценты на важных словах, и понижайте его, чтобы не создавать звукового напряжения.
Старайтесь говорить в низкой тональности, только не переусердствуйте! Слишком высокий или низкий голос воспринимаются как неискренний. Для того чтобы научиться говорить с приятным тембром, нужно уметь правильно дышать, подключая к этому процессу диафрагму. Тренируйтесь делать вдох и выдох в соотношении 1:20, т.е. вдох должен занимать 2 секунды, а выдох продолжаться от 30 до 40 секунд.
Обязательно следите за интонацией, с которой Вы говорите. Язык устроен таким образом, что зачастую важно не то, что Вы сказали, а то, как Вы это сделали. Обращайте внимание на произношение и ударение в сложных словах, неправильная расстановка ударений может сослужить Вам плохую службу. Ну, и не забывайте о логических паузах, они помогают перевести дыхание, выстроить дальнейшую цепочку мыслей и слов, а также служат дополнительным средством привлечения внимания аудитории.
К сожалению, не все рождаются с хорошими данными, позволяющими выступать на публике без особой подготовки. Однако даже те люди, которые могут похвастаться наличием хорошей техники речи, должны постоянно поддерживать свои навыки и совершенствовать их. Таким образом, курсы речи нужны абсолютно всем, кто хочет красиво говорить. В этом разделе мы собрали для Вас проверенные эффективные упражнения для речи, помогающие отработать и улучшить все ее характеристики.
Любой тренинг речи начинается с того, что Вам необходимо научиться глубоко дышать. Для этого лягте на спину и положите руку себе на живот. Выдохните столько, сколько сможете, а затем медленно вдохните полной грудью, ощущая, как поднимается живот под ладонью. Повторяйте упражнение 10-15 раз.
Следующее упражнение может показаться на первый взгляд очень смешным, оно похоже на обыкновенное кривляние перед зеркалом. Однако именно благодаря такой разминке даже самый «вялый» язык начинает усиленно работать, а звуки становятся четче и звонче. Приоткройте рот и переводите кончик языка вправо-влево, а затем вверх и вниз. После этого «рисуйте» кончиком языка круг по часовой стрелке, а потом — против нее. Еще попробуйте свернуть язык в «трубочку», а потом подуть через него и подвигать вперед-назад. Когда все упражнения выполнены, слегка прикусывайте язык зубами, чтобы снять напряжение.
Еще одно эффективное упражнение называется «звуковое пение». Возьмите любой текст и пропойте его, вначале только гласными звуками, а затем только согласными.
Альтернативный вариант проговаривания скороговорок с орехами за щеками — чтение текста или пение песен с пробкой от вина, зажатой между передними зубами. Сначала читать нужно медленно, а затем постепенно наращивать темп, одновременно следя за тем, чтобы четко проговаривать все звуки.
Над звучанием речи также нужно работать. Для этого читайте любимые стихи по строчкам: первая — громко, вторая — тихо и т.д. Помимо этого работайте над своей интонацией, проговаривая одно и то же предложение то грустно, то радостно, то с укором, то гневно, то страстно, то удивленно. Чем больше эмоций Вы сможете отработать, тем богаче станет Ваша речь.
Вы удивитесь, но именно эти простые упражнения для четкой речи на протяжении многих десятилетий помогают людям раскрывать природное богатство своего голоса, расширять его диапазон и делать свою речь более привлекательной. Надеемся, что они помогут и Вам. Желаем успехов в занятиях и на выступлениях!
Повышение уровня речевой культуры немыслимо без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.
Вот что пишет об этом К. С. Станиславский: «Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа...
Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродства.
Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».
Совершенствование речевого аппарата и техники речи связано с укреплением дыхания и голоса, а также с выработкой четкой, ясной дикции и правильного произношения.
Для развития дыхания могут быть с успехом применены упражнения, построенные на постепенном и экономном его расходовании:
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (вдох) Вы выходите на крыльцо... на томно-сером небе кое-где мигают звезды; (вдох) влажный ветерок изредка набегает легкой волной; (вдох) слышится сдержанный неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. (вдох) Вот кладут ковер на телегу, ставит в ноги ящик с самоваром. (вдох) Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; (вдох) пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. (вдох) За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит...
Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы:
Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по технике речи, смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении следующих таблиц:
Кроме того, для выработки четкой и ясной дикции могут быть использованы скороговорки и чистоговорки:
Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по нескольку раз подряд, в различном темпе. Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием. Для этого необходимо добирать воздух после каждой прочитанной строки или скороговорки.