Широкая Масленица
Масленица – любимый народный праздник. Каждый год он бывает в разные дни. Приходятся они со второй половины февраля до первых дней марта. Это потому, что начало масленицы, зависит от Пасхи. А время Пасхи тоже меняется из года в год.
Масленица – неделя сырная, мясопустная. Это потому, что мяса не едят. Зато вволю – сыр, сметану, масло и, конечно, блины.
Здравствуй, масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных;
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие.
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи!
Масленицу называли «широкой», «веселой» и длилась она целую неделю.
Каждый день масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник – встреча.
Встречу масленицы устраивали ребятишки.
Забирались на снежную гору и звали масленицу:
Душа ли ты, моя масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!
Приехала масленица! Приехала масленица!
Любили дети масленицу. Утром делали они соломенную куклу Масленицу. Наряжали ее в сарафан или кафтан, ноги обували в лапти, сажали на салазки, ввозили на гору и скороговоркой причитывали:
Звал-зазывал честной Семик
Широкую Масленицу
К себе в гости на двор.
Вторник – заигрыши.
В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины: « Подайте широкой масленице!» Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили.
Тетушка, не скупись,
На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах. Здесь можно было невесту, найти на суженного украдкой взглянуть. Но главное-как можно дальше прокатиться с горы. Потому что катанье на Масленицу не простое, а волшебное. Чем дальше прокатишься, там длиннее вырастит лен в предстоящее лето.
Среда – лакомка .
Тещи приглашали своих зятьев на блины.
Теща ухаживала за зятем,
готовила лучшие блюда,
молодоженов сажали за стол
на почетное место.
Где не было своих молодых,
приглашали родных или соседских – лишь бы счастье в дом принесли.
С этого дня по деревне катались на тройках с бубенцами.
Четверг – разгуляй, широкий-четверг.
В этот день было больше всего развлечений. Начинался масленичный разгул. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Съезжали с гор на санях, лыжах.
Катались на конях по деревне.
Обычно кататься начинали в своей
деревне, потом ехали в другие.
Каждую повозку встречали веселыми кликами, возгласами одобрения, всякий старался украсить ее как можно лучше. В яркий солнечный день улица становилась широкой, пестрой рекой. Ребятишки с торбой бегали по избам и поздравляли с Масленицей. Хозяйки на блюде выносили блины и
деньги. А если кто пожадничает, тому ребята грозили:
Тетушка, не скупися,
Масленым кусочком поделися!
Не дашь пирога –корову со двора.
Пятница - тещины вечерки .
На вечерках уже зятья
угощали блинам своих тещ.
С вечера, в четверг, зять лично
приглашал матушку молодой
жены к себе в гости.
А утром приглашали «зватых» обычно это были дружка или сват. Они еще недавно помогали играть свадьбу. А молодежь всю ночь веселилась: пели, плясали.
Суббота – золовкины посиделки.
В субботу молодая невестка
приглашала к себе золовок-
сестер мужа. Сколько было
новостей! Обо всем надо
было успеть переговорить,
наряды новые рассмотреть
да подарками похвастаться.
Воскресенье – проводы
Масленицы, прощеный
день. В последний раз проезжала Сударня-Барыня по
деревне. Встречали ее смехом, шутками, песнями.
Воскресенье – проводы Масленицы,
прощеный день.
Кукла – Масленица в последний раз проезжала по деревне. За ней шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Потом девушки и юноши прыгали через костер. Считалось, что так они очистились от зимнего мрака. Вечером встречались родные и близкие. Просили прощения за умышленные и случайные обиды в текущем году. Целовали друг друга и низко кланялись. И не были унизительны эти поклоны и мольбы. Важно было получить прощение, установить или восстановить близкие и сердечные отношения. Ведь дружба и любовь на свете –
выше всего!
Переломная пора.
Масленица – переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым. И радостное ожидание нового. В жизни природы и в жизни людей. Для этот важно всем быть вместе. Поэтому так почитают на Масленице стариков. И так радостно чувствуют в каждом доме молодоженов. Весеннее поминание родичей есть у всех народов. Вот и суббота перед масленицей – родительская. А уж потом – широкая радость всему миру:
Солнцу горячему – костры да горящие колеса на высоких столбах. Гори, свети, грей жарче!
Хозяйкам – удачи в стряпне. Чтобы блины плясали в горшке с опарою, просились на сковороды, а там - и в рот!
Детям, девушкам и молодушкам – долгое катание с высоких гор. И долгие песни. На долгие льны, на шелковые.
Мальчикам, юношам, мужчинам – молодецкие забавы.
Старикам – пряники с узорами и низкое челобитьице.
Однако ж и Маслена не навек достается. Но когда молодым веселье, а старикам – почтенье, тогда и в мире – порядок.
авторы: Илона Валентиновна Высоцкая , г. Санкт-Петербург , Инна Александровна Шуляк , учитель литературного чтения , г. Санкт-Петербург ,
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арт-технологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и реализации проекта «Широкая Масленица» в условиях школы.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Изучая в традиционной форме историю праздника и русских народных традиций, мы столкнулись с трудностями восприятия и понимания в полном объёме учащимися начальной школы исторического материала. Как же можно решить эту проблему?
Изучая и осваивая различные методические новинки, наше внимание привлекла технология «Педагогические мастерские». Являясь составной частью технологии «Диалоговое взаимодействие», педагогические мастерские, на наш взгляд, способны реализовать последовательный переход от навыко-знаниевой к практико-ориентированной развивающей модели обучения, с учётом индивидуальных особенностей, что является одним из условий для выполнения ФГОС.
Технология педагогических мастерских позволяет нам через организацию индивидуальной, парной, групповой форм деятельности поддерживать внимание учащихся в процессе занятия, развивать память, ассоциативное, образное и словесно-логическое мышление, воображение и фантазию в процессе создания творческих работ.
Поэтому использование технологии педагогических мастерских, как способ формирования познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы, приобретает особенную актуальность.
Цель проекта – Реализация познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через применение технологии педагогических мастерских и приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и проведения праздничного мероприятия «Широкая Масленица»
Роль проекта – Данный проект направлен на развитие познавательного и творческого потенциала учащихся начальной школы.
Форма организации деятельности детей – Игра по станциям.
Задачи :
Направление реализации : Приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий и применением ИКТ.
Структуры школы, принимающие участие в организации и реализации проекта:
По характеру результата |
продукционный |
Игра по станциям |
|
По характеру доминирующей в проекте деятельности |
информационно-творческий |
По профилю знаний |
внепредметный |
По характеру координации |
с явной координацией |
По уровню контактов |
городской |
По количеству участников |
групповой |
По продолжительности |
среднесрочный |
По типу объекта проектирования |
экзистенциональный |
Проект направлен на приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.
Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.
Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся.
1. Польза учащимся
2. Польза администрации школы
Основные мероприятия в рамках проекта
Участники:
Ответственные за безопасность.
Ответственные за медицинское сопровождение.
Ответственные за костюмы, изготовление чучела Масленицы, оформление помещений школы, за фото- и видеосъёмку.
Скоморохи встречают детей, родителей, сотрудников школы.
Играет музыка. Скоморохи с бубнами и трещотками поочерёдно поют заклички.
*Вас сердечно приглашаем! |
*Приходи, народ честной- |
*Выходи на праздник! |
*Как у наших у ворот |
* Эге-гей, ребятня, |
* Масленица только раз |
По школьному радио звучит аудиозапись Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России Осипова «Русская задорная».
Читается текст:
*Сегодня пятница. В пятницу ходили в гости на блины.
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов горячих напечём -
Нам метели и морозы нипочём!
Выступают учащиеся школы в русских костюмах.
*Тары-бары растабары
Есть хорошие товары
Не товар, а сущий клад
Разбирайте нарасхват
*Давай, подходи,
И других приводи,
У дядюшки Степана
Торговля без обмана!
*Кому пирожки?
Горячие пирожки?
С пылу, с жару
Гривенник за пару!
*Вот орешки,
Хорошие орешки,
Вкусные, на меду,
Давай, в шапку накладу!
*А вот шоколад!
Купил плитку-будешь рад!
*Покупай шоколад!
Мармелад, шоколад!
Кому надо мармелад?
Кому надо шоколад?
Вот он!
Вот он!
*Детские подарки красивы и ярки!
Бубны! Хлопушки!
*Дудки! Погремушки!
Налетай, выбирай!
*Выбирай, забирай!
*Ай да подсолнышки!
Ай да калённые!
Всё бы съел, да хозяин не велел!
*Ай да пирог!
Этот пирог сам Макарушка пёк!
Горяч пирог-ладошку сжёг!
*Сколько масла-труд не напрасный!
Купи блюдо для пирога в полпуда!
*Ай да блины, почти в полстены!
Вкусные блиночки!
Кушайте сыночки и мои любимые дочки!
*Питерские купцы!
*Суздальские огурцы!
*Есть свежие, есть пряные
Клади в карманы их!
*Тары-бары растабары
Есть хорошие товары,
Не товар, а сущий клад
Разбирайте нарасхват!
Проводят Скоморохи (педагоги школы) .
* А сейчас танцуем вместе!
Звучит аудиозапись «Кострома» в исполнении группы «Иван Купала». Дети повторяют танцевальные движения за взрослыми.
У входа в столовую учащихся встречают коробейники. Звучат аудиозаписи Оркестра Народных Инструментов
Разыгрывается сценка ярмарочных гуляний «Пожелания», каждый получает записку с пожеланием.
Коробейники поочерёдно зазывают словами:
Масленичные пожелания на записках:
*С масленицей блинной тебя я поздравляю, |
*Круглый блин, как солнышко, души согревает, |
*Пусть с наступлением масленицы над твоим домом расцветет весна. |
*С Масленицей, с праздником тебя я поздравляю, |
*Желаю, чтобы пробудившееся после зимы солнце ворвалось в твое окошко. Лучики запляшут на столе, рядом с горкой пышных блинов! Позови гостей с хорошим аппетитом и загадай желания. Сколько блинов съедят – столько желаний хозяев дома сбудется! |
*Этот день здоровье крепкое пусть дарит, |
*Хочу поздравить с Масленицей вас! |
*Прощение желаю получить |
*Желаем вам небес благословенья, |
*Аппетитных вам блинов, пышных вареников, густой сметанки,тающих во рту отбивных! А еще – приятного общения в кругу друзей, задорных шуток-прибауток и ярких впечатлений |
*Весна - победа над зимою! Печем вовсю блины, |
*Вместе с Масленицей яркой |
*Наполняя счастьем жизнь! |
*С масленицей вас! |
*С Масленицей всех я поздравляю, |
*Желаю, чтобы радость в каждом доме |
*Эй, привет тебе большой, |
*В праздник сей народный радуйтесь сполна, |
*Пусть этот день веселый удачу принесет, |
*Я спешу поздравить в «блинный» этот час, |
Звучит аудиозапись народных песен «Масленица».
Выходят 2 ведущих в русских костюмах.
1.*Масленица только раз
За весь год гостит у нас.
*Так давайте ж торопиться
Петь, плясать и веселится!
2. Поют народную песню «Ой, мы Масленицу устречали».
Из-за кулис выходят участники праздника в народных костюмах.
Танец с залом «Масленица» (Дети повторяют движения за выступающими).
*В гости к нам вы заходите –
Мастерские посетите.
Там задорные забавы,
*И блины, и русский чай
Нарядись красиво в праздник
И весну-красну встречай!
Для учащихся организуется игра по станциям с мастер-классами «Широкая Масленица».
Посещение учащимися школы мастер-классов.
Предварительно дети разделены на 4 группы. Перемещение по мастер-классам осуществляется по маршрутным листам каждого класса. (Приложение 1)
* Костюмерная мастерская «Иван да Марья»
Цель: Закрепление представлений учащихся о русском народном костюме и умения подобрать костюм и одеть в него куклу во время проведения мастер-класса.
Задачи:
Материально-техническое оснащение мастер-класса
Оформление зала в стиле «Масленица», 2 больших стола, стулья.
1-2 куклы в русских костюмах.
Ноутбук для проигрывания аудиозаписей «Светит месяц», «Вдоль по Питерской», «Калинка», «Метелица», «Коробейники» в исполнении Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России Осипова, доска для визуализации представления кукол.
Шаблоны куклы на бумаге А4 на каждого ребёнка.
Элементы русского народного костюма и бумажные карточки-надписи к ним - сарафан, женская рубаха, юбка, передник, мужская рубаха, порты, сапоги, кокошник, кичка, колпак, шапка из ткани и с названиями костюма.
Клей ПВА 3-4 шт., ножницы 1 шт., элементы украшения костюма: кружева, ленты, тесьма.
Куклы в стилизованных народных костюмах (2 шт)
Чемодан-сундук (1 шт)
1. Звучит народная музыка.
2 ведущих:
*Мы - хозяйки этой избы.
*Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки!
*Спасибо, что мимо не прошли
К нам в гости зашли
*Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь!
Дети садятся за столы.
Посмотрите, какая красивая у нас горница. Ой, а что же это такое?
Это бабушкин сундук. Как вы думаете для чего он? Попробуем его открыть. Ой, он не открывается. Что же делать?А я догадалась. Нужно отгадать загадку.
Летом легка, да тонка, зимой толста, тепла да широка. (Одежда)
Наш сундук открыт.
2. Достаются куколки в русских костюмах.
Посмотрите, какие они красивые и нарядные. Из чего шьётся одежда?
Достаются отрезы разных тканей, предлагаются для рассматривания.
Посмотрите, на доске куклы. Какими именами можно их назвать? Вспомните русские имена девочек и мальчиков. Кукол зовут Маша и Ваня-Иван и Марья. Посмотрите, как они одеты. У нас в сундуке ещё куклы.
Достаются бумажные куклы.
Давайте наденем Машу и Ваню в традиционные русские народные костюмы.
Совместно рассматриваются наряды, проговариваются названия предметов одежды, их цвет. Ведущий предлагает варианты деталей костюма, дети решают, подходит ли он данной кукле. Нужные детали приклеивает на шаблон-куклу.
Наша куколка одета.
Дети подбирают комплект одежды для своей куклы, начинают её одевать. Детям предоставляется возможность украсить одежду куклы лентами, тесьмой.
Молодцы! Посмотрите, какие красивые и аккуратные у нас получились куклы. Возьмите их себе на память.
С Масленицей всех!
Мы были рады таким замечательным гостям. До свидания, ребята.
*Мастерская «У Самовара».
Цель: приобщение детей к народным традициям через проведение мастер-класса по украшению предметов для русского чаепития.
Задачи:
Материально-техническое оснащение мастер- класса: Кабинет оформлен в стиле русской избы, композиция «у самовара» (самовар, рушник, чашки, баранки, деревянные ложки, искусственные подсолнухи в кувшине русские народные предметы быта),передвижная тканевая стенка для демонстрации наглядности, ноутбук (русские народные музыкальные композиции)
Для оформления чашки: образец, заготовки чашек,из цветного картона, с обратной стороны магнит, наклейки, вырезанные для аппликации разной величины кружочки из бумаги на липкой основе, отрезки салфеток, карандашный клей.
Для оформления чайников: образец, заготовки - на картоне наклеен чайник с крышкой, крышка пришита на ниточку так, чтобы при дутье на неё она издавала звук, наклейки, вырезанные для аппликации разной величины кружочки из бумаги на липкой основе.
Для рисующего солнышка: образец, заготовка – цветной карандаш на котором приклеен двусторонний картонный круг с 6-7 дырками по окружности для ленточек-лучиков, ленты шириной 1см и длинной 15 см и 20 см всех оттенков желтого и оранжевого цвета, фломастеры.
Для рушников: образец, заготовка – ткань бязь 20х50см, штампы(петух, самовар, цветы, птички, яблочки и т. п.), чернила фиолетового цвета.
1.Ведущие зазывают детей:
Проходите поскорей
Не толпитесь у дверей!
-Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём!
(дети проходят, рассаживаются)
Заходите не грустите,
Да на чудо поглядите!
Будем весело играть-
Чашки к чаю украшать!
2. Вступительное слово ведущих
(1) Ребята, добро пожаловать в мастерскую «У самовара».
Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид.
(Дети рассматривают композиции).
Печь – «матушка» и самовар – «батюшка».
А с «самоваром-батюшкой» чай важнее и беседа веселее.
Много стихов, пословиц и загадок про самовар слагали.
(2) Ведущий проговаривает первую часть пословицы, вторую – дети.
«Самовар кипит - уходить не велит!»
«Пей чай - удовольствие получай!»
«Чай пить - не дрова рубить!»
«Чай пьешь - до 100 лет проживешь!»
«Выпей чайку - позабудешь тоску!»
«За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем!»
3. Выполнение аппликации.
(1) Мы приготовили для вас загадку:
Если хочешь выпить чай -
Так меня и получай,
Распрекрасную милашку,
Всю в цветочках, с блюдцем... (чашку)
Правильно, ребята! Ну какое же чаепитие без красивой чашки.
Сегодня мы с вами будем оформлять чашечки. Мы – художники оформители. Наша чашка на магните будет! Перед вами лежит заготовка, она обычная, давайте сделаем её яркой и красивой.
Педагог поэтапно украшает чашку на доске наклейками, орнаментом из бумаги на липкой основе, приклеивает отрезки из бумажной салфетки имитирующие пар. Дети повторяют те же действия. Ребята! Давайте представим, что в чашках горячий чай и подуем, «остудим» его (дети дуют на чашку, полоски салфетки имитируют пар).
(2) Ведущий предлагает отгадать загадку.
Загадка про чайник
Ароматный чай душистый
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой.
(Заварочный чайник).
(1)Ведущий предлагает спеть и поиграть.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шышечкой,
шышечка с дырочкой
в дырочку пар идет!
Пар идёт в дырочку,
дырочка в шишечке,
шишечка на крышечке,
а крышечка на чайничке,
в чайничке чай!
Каждое слово необходимо показывать жестами:
чайничек - ладони ставятся параллельно друг другу
Крышечка - ладошка правой руки поворачивается горизонтально - крышечкой
Шишечка - сжимаем кулачок
Дырочка - складываем пальцы кольцом, как будто показываем знак ОК
Пар идет - указательным пальцем делаем круги по возрастающей.
Ноты для напева:
Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Сделали узор цветной-
Всем по чашке расписной!
Для 3,4 группы
К чаю подавали баранки, варенье, лимон, сахар и обязательно на масленицу блины… А почему блины? Послушайте!
В синем небе жёлтый Блин.
Ну давай его съедим!
Нет уж больно Блин горяч
Ты свои ладоши прячь.
Конечно ребята, блин сравнивают с солнышком! Он такой же круглый, теплый, золотистый. Мы с вами будем делать рисующее солнышко на карандаше (детям раздаются заготовки). Педагог показывает как можно навязать из атласных ленточек лучи солнышку (2мя способами на выбор: обычные узелки и петельки), за тем подрисовывает глаза и улыбку солнышку. Дети выполняют за педагогом.
Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Солнце лучик зажигает,
Счастья, радости желает!
Для 5,6 группы
Загадка про чайник
Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой.
(Заварочный чайник).
Правильно! Мы с вами будем украшать чайничек. Мы – художники оформители по керамике. Перед вами лежит заготовка, она невзрачная, давайте сделаем её яркой.
Педагог поэтапно украшает чайник на доске наклейками, орнаментом из бумаги на липкой основе. Дети повторяют те же действия. Ребята это не простой чайник, если подуть на крышечку, то чайник закипит! (дети дуют, чайник издаёт характерный звук).
4. Потешка «Чайничек с крышечкой».
Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Расписной узор блестит,
Новый чайничек кипит!
Для групп 7,8
К чаю подавали баранки, варенье, лимон и… рушник – утираться: пили «до третьего пота», чтобы упариться. (дети рассматривают рушник)
Ребята рушкик обычно вышивают, а мы будем наносить узоры штампами. Педагог объясняет, как нужно наносить печать, за тем демонстрирует все виды печатей, проговаривает какие узоры могли бы быть на рушниках на Руси. Павлин - это жар-птица, птица семейного счастья. Молодоженов символизируют петухи. На хлебосольный рушник вышиваются цветочные орнаменты, пары птичек.
Педагог наносит штампы на ткань, дети повторяют за ним.
4. потешка «Чайничек с крышечкой».
Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Украшали рушник сами,
Вот подарок мне и маме.
Подводим итог
с каждой группой.
Вы ребята большие молодцы! С Масленицей всех!
*Мастерская «Блинная «У Веры»
Проводится мастер-класс в кабинете кулинарии.
Кабинет оформлен в стиле русской избы.
Цель: знакомство с русскими традициями, проведение открытого мастер-класса по приготовлению блинов.
Задачи:
Материально-техническое оснащение мастер-класса:
Кухонная и столовая посуда (1 кастрюля, 1 миска, 1 сковорода,1 лопатка, блюдца).
Электроприборы: миксер, электроплита.
Продукты на 5 человек: мука 1 ст., яйца 1 шт, молоко 1 ст., сахар 1 ч.л., соль 1/3 ч.л., растительное масло 2 ст.л.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
*Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Масленица – праздник глубокой старины, который до сих пор с нетерпением ждут миллионы россиян, чтобы отдать должное прошлому и сохранить традиции для будущих поколений. Блины – символ масленицы, радостной жизни и просто любимое блюдо детворы и взрослого населения нашей страны. Кто же откажется от нежнейшего яства с всевозможными начинками и припеками?
*Они хранили жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.(А.С. Пушкин)
Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего блины, как мы уже говорили, обязательное угощение на масленицу, ставшее как бы необходимым атрибутом весеннего праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масленица».
А сейчас мы с вами проведём мастер-класс и научимся печь блины!
Практическая работа
Рецепт блинов
Яйца – 1 шт
Молоко – 1 ст
Мука – 1 ст
Сахар – 1 ч.л.
Соль - 1/3 ч.л.
Раст. масло – 2 ст.л.
В кастрюлю или миску вбить яйцо (предварительно помыв его), добавить соль, сахар и молоко. Хорошо всё перемешать миксером, и постепенно добавляя муку, замесить жидкое тесто, в конце добавить 1ложку растительного масла.
Блинчики выпекать на раскаленной сковороде, смазанной растительным маслом, переворачивая их с помощью лопатки на другую сторону.
Блинчики складывают на тарелку, смазывая каждый сливочным маслом. После приготовления блинов ученики дегустируют их.
Учитель. Ну, вот и подошёл к концу наш праздничный мастер-класс. Думаю, сегодня вы узнали много нового и весело провели время.
До новых встреч, дорогие ребята!
* Русские народные игры «Масленичные забавы».
Проводится в физкультурном зале.
Цель: приобщение учащихся к народному традиционному празднику «Масленица» через русские народные игры.
Задачи:
1.Познакомить с праздником “Масленица”, дать представление учащимся о народных традициях через проведение масленичных игр, потехах и русских народных песен.
2. Развивать эмоционально-волевую сферу, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение;
3.Научить играм «Взятие ледяной крепости», «Слепи снежную бабу».
Оборудование: Декорация зала, костюмы, «нарисованные блины»(16 шт) ракетки (2 шт), мягкие мячи (6 шт), модули(20 шт), музыкальный центр, записи с масленичными песнями.
Ход праздника
Дети строятся в холе на 1 этаже. Скоморохи зазывают детей в зал.
Дети под музыку Ивана Купала «Здорова, Кострома» входят в зал.
Эй, народ честной. У ворот не стой.
Ты не спи на пути, просим в гости зайти.
Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Почтенные и молодые.
Полные и худые.
Мы рады гостям, как добрым вестям
Народ собирается – праздник начинается.
Ты постой мой друг проказник
А какой сегодня праздник?
Про это дети знают, пусть она и отвечает.
Дети: «Масленица»
Верно Масленица.
Не английский, не французский, Масленица – праздник русский!
Будем петь мы и плясать, в игры русские играть!
Внимание, внимание, слушайте все!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Кто подскажет мне,
Какое блюдо главное на масленице,
И очень вкусно с маслицем?
Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры «Блинчики гостям»
Песня:«Ой, блины, блины мои!»
Учащиеся делятся на две команды и становятся в круг. В каждом круге скоморох держит тарелку с блинами по числу участников. У первого участника «горячая сковородка», он берет первый блин на сковородку и передает ее 2-му,тот 3-му,и так до последнего. Потом он берет второй блин и передаёт до предпоследнего и так пока у каждый не будет с блином. Когда каждый гость получил по блину, все поднимают блины вверх.
Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры « Слепи снежную бабу»
Каждой команде даётся по три фитбола: большой, средний и маленький. Трое участников по очереди катят фитбол до определенного места и «лепят» снеговика. Остальные участники прилепляют снеговику глаза, руки нос и рот и одевают платок.
Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры « Взятие ледяной крепости»
Песня:« Богатырская сила!»
Команды из модулей строят невысокую крепость, и перебрасывают друг другу мягкие мячи (снежки).
Гостей блинами угостили,
- Бабу снежную слепили,
Все вместе: Задорно Зиму проводили, теперь мы ждём весну!
Дети, учителя, родители выходят во двор школы, на котором установлено чучело.
Предлагается в завершении праздника массовый танец- флешмоб на песню «Пых-пых самовар» в исполнении театра -студии «Непоседы» слова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова.
Выступающие: все участники праздника.
Торжественное сжигание чучела.
Совместное исполнение народной песни «Гори-гори ясно!»
Масленица
В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым – одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки:
Не житье, а Масленица.
Как коту Масленица.
Честною, широкою называл народ Масленицу. Отмечали ее в деревнях и городах, причем празднование считалось обязательным, недаром говаривали: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи». В ней участвовал весь народ – и взрослые и дети.
В старину открывала праздник детвора:
«Душа ль ты моя, Масленица,
перепелочные косточки, бумажное твое тельце,
сахарные твои уста, сладкая твоя речь.
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!»
После этого ребята кричали: «Приехала Масленица! Приехала!» И начиналось веселье.
Каждый день масленичной недели имел свое, особое название:
Понедельник
Встреча (гостевой понедельник)
Катание с гор (открывают лучшие пряхи); подготовка чучела.
Вторник
Устройство потех, каруселей.
Среда
Зятья к тещам на блины.
Четверг
Разгул, Перелом (Широкий четверг)
Ритуальные кулачные бои.
Пятница
Тещины вечера
Тещи у зятьев в гостях.
Суббота
Золовкины посиделки
Взятие снежного городка.
Воскресенье
Проводы Масленицы, Прощеное воскресенье
Заговенье на Великий Пост; посещение кладбищ; сжигание чучела, костры; прощение в семейном кругу.
В масленичных обрядах и обычаях главное место отводилось молодоженам. Одним из масленичных обрядов были визиты молодых супругов к родителям. Молодые непременно гостили у родителей жены, отсюда и пошло выражение – «ездить к теще на блины». И катание с гор, и катания на тройках были обязательны для новобрачных.
Встречали Масленицу блинами, которые когда-то называли «солнышками». Их раскладывали на возвышенных местах , призывая Масленицу поваляться в блинах. Распевали и песни:
Масленица годовая,
Гостья наша дорогая!
Она пешей к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
В заигрыш начинались всякого рода развлечения, переряживания, катания. В среду теща приглашала зятя на блины и собирала других гостей. Она всячески старалась ублажить зятя блинами, творожниками, оладьями.
В широкий четверг начинался масленичный разгул.
В масленичную пятницу зятья угощали своих тещ, которых приглашали накануне с большим почетом.
В масленичную субботу «на золовкины посиделки» приглашала родных молодая жена.
В последний день Масленицы – Прощеное воскресенье – ездили одаривать кума с кумой, везли им пряники и кусочки мыла, ходили ко всем для прощения. В этот день дома «ни огня не разводят, ни свечей не зажигают, амолодежь, собравши разных горючих материалов – дров, соломы, бочек, корзин и т.п., - все это жжет и прыгает через огонь как бы для очищения от Масленицы.
Прощай, Масленица,
Пересмешница.
Тырь,тырь монастырь!
Ты лежи, лежи, старуха,
На осиновых дровах,
Три полена в головах.
Стендовый материал - Масленица
ЛИСТ 2.
От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы.
ЛИСТ 3.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо нерасколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
ЛИСТ 4.
Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти.
ЛИСТ 5.
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку.
Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее
выйдет.