Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Гибкостью мышления – это умение человека быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы. Умение свободно распоряжаться имеющимися ресурсами (материальные, информационные), выявлять закономерности, составлять ассоциативные связи, уметь мыслить и действовать в широком диапазоне увиденных возможностей. О том, как развить гибкость мышления мы поговорим сегодня.

Гибкость ума – это способность видеть в перспективе дальнейшее развитие ситуации. Обладая таким умением, человек может разобрать ее на составляющие, оценить, посмотреть на возникшую проблему под другим углом. В конечном итоге человеку удастся спрогнозировать все возможные варианты решения той или иной задачи, а так же их последствия.

Прямо противоположным свойством гибкости ума принято считать инертность и ригидность. Иными словами, это медлительность, заторможенное мышление. Поведение человека характеризуется скованностью и слабым умением переключать свое внимание и направлять энергию с одного дела на другое. Ограниченность мысли является серьезной преградой на пути к успеху и достижения цели.

Развитие гибкости мышления

В нашей жизни все очень нестабильно и переменчиво. Не все события человек может контролировать. Человеку, который обладает гибкостью ума, легче принимать и адаптироваться к изменениям, которые происходят во внешней среде. Развитие гибкости мышления необходимо человеку, для того чтобы в любой ситуации делать правильный выбор, находить нестандартные решения сложных ситуаций, а так же уметь разрешать собственные противоречия и внутриличностные конфликты.

Исследования в области гибкости человеческого мышления доказали его прямую связь с объемом наших знаний, навыков, способностей и умений. Проводимые эксперименты свидетельствуют так же о том, что накопленный жизненный опыт не только не способствует формированию новых идей и стратегий, а, напротив, тормозит и препятствует этим процессам.

Для того чтобы развить гибкость мыслительных процессов необходимо научиться в определенных ситуациях импровизировать и искать новые пути решения задач и вопросов. Отбросьте все то, что вы знаете и помните –советы, формулы, личные примеры успешных людей. Включитесь в «игру» и придумывайте свои правила. Не идите легким, уже протоптанным путем. Развивайте способность размышлять над тем что происходит здесь и сейчас, в настоящем.

Человеческая способность к мышлению интересовала ученых еще в древнейших цивилизациях. Сегодня наука пытается привнести в психическую и интеллектуальную деятельность полезные усовершенствования. Так, в частности, практикуется развитие гибкости мышления.

Гибкость мышления помогает быстрее сориентироваться в различных ситуациях, .

Стереотипы мышления, зачастую зашлаковывающие мыслительную деятельность многих людей, держат нас в рамках «зоны комфорта» — наших привычных представлений. Не стоит забывать, что все новое всегда лежит за пределами этой огороженной вами территории.

Гибкость мышления развивается, тренируется только осознанно в основном в ситуациях выбора действий.

Действия могут быть достаточно банальными, но суть здесь заключается в выборе непривычных действий, исключающих автоматизм принятия решений.

Для улучшения мыслительного процесса необходимо также следить за своим питанием, исключить употребление алкоголя, никотиносодержащей продукции, которые пагубно влияют клетки головного мозга.

Практикуется развитие гибкости мышления и в логических играх, в которых необходимо искать : шахматы, шашки.

Гибкость человеческого ума выражается в подвижности его мыслительных процессов, умении учитывать изменяющиеся условия умственных, практических действий, менять в соответствии с этим способы решения задач. Гибкости мышления противопоставляется инертность мышления. Человеку, инертно мыслящему более свойственно воспроизведение уже усвоенного, нежели активные поиски неизвестного. Таким образом, инертное мышление – это «ленивая» мыслительная деятельность. А гибкость ума является обязательным качеством людей творчества.

Гибкое мышление – это еще и самостоятельная мыслительная деятельность. Самостоятельность здесь выражается в способности ставить вопросы, находить оригинальные пути их разрешения. Самостоятельность мышления также предполагает самокритичность — умение видеть сильные, слабые стороны умственной деятельности.

Авторские методики психологического направления по развитию гибкости мышления существовали еще в советское время. Известна, опубликованная в 1990 году система занятий В.Н. Келасьева, который разработал практические упражнения по развитию гибкости мышления.

В психологической литературе гибкость мышления представляется как свойство продуктивного мышления, проявляемое в перестройке имеющихся способов решений задач, в замене методов, перестающих быть эффективными, на оптимальные.

Сторонники гештальтпсихологии М. Вертгаймер, К. Коффка, К. Дункер выявили наличие свойства , заключающегося в умении отказаться от стереотипных действий, выделить новые, необычные свойства, отношения объектов. Подобное свойство определяется умением переосмысливать ситуацию, переконструировать ее. Процесс решения проблемы при этом являет преобразование чего-либо исходного, связанного с перестройкой ситуационного образа, выделением в объекте новых свойств, скрытых (незамечаемых) до этого.

Отечественные психологи связывают развитие гибкости мышления с образным мышлением.

Гибкое мышление необходимо и современному бизнесмену, чтобы находить нестандартные выходы из сложных ситуаций, видеть ситуацию в новом ракурсе, принимать верные, оптимальные, рациональные или оригинальные решения. Успешное предпринимательство сегодня уже невозможно без оперативно и нестандартно.

Зарубежные психологи, исследуя продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий. Д. Гилфорд описывает гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если испытуемый скажет, что "с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру", он получает высокий балл по гибкости мышления. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что гибкость мышления является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать проблему.

В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому.

Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания.

Если в работах Л.С. Выготского в качестве универсального средства рассматривалось слово (знак), то в дальнейшем были изучены не только понятийные, но и образные средства. Овладение ими в дошкольном возрасте дает возможность ребенку решать мыслительные задачи, требующие отражения довольно сложных скрытых связей и отношений между объектами.

В наших предыдущих работах изучались образные средства гибкого мышления дошкольников - комплексные представления. К ним мы относили такие образы объектов, в которых они отражаются в совокупности своих свойств. В рамках одного такого представления субъект может переходить от анализа одних свойств объекта к другим его свойствам, проявляя гибкость мышления. В комплексном представлении различные свойства объекта не игнорируются даже в том случае, когда ситуация задает определенный контекст интерпретации объекта, выдвигая на передний план одни свойства и затеняя другие. Таким образом, комплексные представления позволяют увидеть признак не сам по себе, а в системе свойств и связей объекта и, при необходимости, произвести переориентировку признаков, их обобщение по другому основанию.

В работах Н.Е. Вераксы обозначен подход к пониманию гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. Механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности. Автор выделяет:

Действие диалектического превращения, цель которого заключается в рассмотрении объекта как противоположного самому себе;

Действие диалектического опосредствования, направленное на поиск таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей;

Действие диалектического объединения, направленное на установление в анализируемой целостности отношений противоречивости, на утверждение правомерности обоих взаимоисключающих отношений при характеристике объекта;

Действие диалектического обращения, которое позволяет перейти от исходного отношения между объектами к противоположному;

Действие смены альтернативы, позволяющее выйти за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым, часто противоречивым углом зрения.

Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте.

В исследовании В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова показано, что при решении проблемы, где требуется раскрыть потенциальные свойства знакомой вещи в новых условиях, не деформируя целостности этой вещи, дошкольники могут улавливать принцип структурирования противоречия как проблемного целого. С этим противоречием дети связывают источник целостного развития ситуации. Такое развитие протекает в форме образного разрешения данного противоречия. В результате исходная целостность не разрушается, а преобразовывается в целостность более высокого порядка. Таким образом, дошкольники способны создавать и использовать образные средства мышления, отражающие наличие в объекте противоположных свойств: оставаясь самой собой, чернильница должна в то же время по-новому проявить свою "самость" - расплескать чернила, чтобы прогнать разбойника - быть одновременно и чернильницей, и сторожем.

Следовательно, можно полагать, что гибкое мышление на определенном уровне развития оперирует отношениями противоположности. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в психологической литературе гибкость рассматривается как свойство продуктивного, творческого мышления, основу которого составляет продуктивное преобразование проблемных ситуаций. В умении ребенка гибко совмещать идеальный и реальный, условный и действительный планы ситуации психологи видят творческий потенциал дошкольника. Исследования показывают, что у дошкольников существует механизм мышления, позволяющий описывать развитие и преобразование объекта при решении задачи с помощью отношений противоположности. Тем самым продуктивное преобразование объектов заключается в их диалектическом преобразовании, которое осуществляется с помощью диалектических действий с теми средствами, которые отражают отношения противоположности. Гибкость мышления, включающую оперирование противоположными свойствами и отношениями объектов, мы определили как диалектическую гибкость.

Когда нас настигает какая-нибудь проблема, то мозг первым делом начинает паниковать и сигналить:«Всё пропало». Но если развить гибкость мышления, то любую проблему можно научиться воспринимать спокойно. Вот вещи, о которых стоить помнить:

- Мы все иногда заходим в тупик .

Застойные ситуации неизбежны. Неважно, насколько осознанно вы себя ведете, насколько хорошо умеете договариваться - вы всегда будете сталкиваться с трудными обстоятельствами и трудными отношениями. У всех нас свои пробелы восприятия. Независимо от того, насколько гибко вы мыслите и насколько развиты ваши коммуникационные навыки, все равно на вашем пути возникнут ситуации или люди, справиться с которыми вам не по силам. Такова жизнь.

- То, в какие именно застойные ситуации вы попадете, обусловлено вашей личностью.

У всех нас есть свои сильные и слабые стороны, недостатки и достоинства. Поэтому какие-то ситуации могут казаться вам сложными, несмотря на то что другие справляются с ними без проблем. Не осуждайте себя, лучше попробуйте развить соответствующие ментальные и эмоциональные «мышцы».

- Возможно, вы не сразу поймете, в чем, собственно, дело.

В застойной ситуации вы по определению не можете (до поры до времени) что-либо изменить. Найти выход из нее совсем не то же самое, что решить уравнение.

В математической задаче все четко. Каждый символ имеет определенное значение, вся необходимая информация дана в условиях, и вы знаете, какие операции нужно совершить. Но в застойной ситуации приходится потратить немало времени и усилий только для того, чтобы выяснить, в чем же заключается сама задача. Придется распутать множество нитей во взаимоотношениях, рассмотреть ситуацию под разными углами, выявить среди бесконечных внешних факторов главные и так далее.

- У проблемы не всегда существует четкое и объективно правильное решение.

Повторю, что выход из застойной ситуации не похож на решение математической задачи, в которой есть только один верный ответ. Нет единственного «правильного» способа разобраться с ситуацией. Не отчаивайтесь, если после того, как вы определите, в чем проблема, у вас уйдет еще какое-то время на поиски ее решения.

- Гибкое мышление позволяет найти несколько вариантов.

Если вы потеряете равновесие, гибкость мышления поможет вам снова обрести его. Замедлив ход событий и использовав гибкость мышления, вы обретете новые силы для того, чтобы самостоятельно или при помощи со стороны исправить ситуацию. Одно из преимуществ взгляда на ситуацию с разных, возможно, даже взаимоисключающих позиций в том, что он дает возможность обнаружить различные решения. Ролевая игра, в свою очередь, поможет внести ясность в вопрос, какой путь стоит выбрать.

- Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не значит, что вы должны отказаться от собственной.

Неважно, относитесь вы к тому типу людей, которые с упорством, достойным лучшего применения, держатся за свою позицию, к тем, кого, наоборот, слишком легко склонить на другую сторону, или находитесь где-то посередине между двумя крайностями, - старайтесь переключаться между своей версией и версиями прочих участников ситуации.

- Решение должно соответствовать вашим личным особенностям.

После того как вы задействуете гибкость мышления и выберете дальнейший курс действий, вам предстоит осуществить решение на практике, оставшись при этом самим собой. Можно черпать силы в поддержке и советах иных людей, но, чтобы добиться успеха, ваши слова и поступки должны исходить изнутри.

-Какой-то выход есть всегда.

Мы сталкиваемся с трудностями, и это неизбежно, но мы не обязаны терпеть ситуацию, которая нас не устраивает. Задействовав гибкость мышления, вы, даже в одностороннем порядке, сможете либо наладить конструктивный диалог, либо принять статус-кво, либо решить, что оптимальным вариантом будет уйти из ситуации.

- Умение приходит с опытом.

Тренировать гибкость мышления очень полезно, порой это позволяет полностью избегать застойных ситуаций. Если какие-то ситуации по-прежнему представляют для вас трудность, упорно работайте над ними и постоянно тренируйте гибкость мышления. Это сокращает время пребывания в застойной ситуации и помогает вам двигаться в правильном направлении.

Что бы стало понятнее, что такое гибкость мышления стоит привести пример противоположного по значению понятия. Противоположным свойством гибкости ума является его ригидность и инертность. Инертность мышления это заторможенность и неповоротливость мыслительных процессов, которая характеризуется ярко выраженной скованностью и затрудненностью переключения с одного вида деятельности на другой. Неповоротливость и косность мысли мешает людям соотносить общие правила и исключения из них.

Почему так важно иметь гибкое мышление

Сегодня развитие гибкости мышления это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде.

Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты .

Человек, не обладающий гибкостью ума , не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него. Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях. Гибкость мышления помогает людям находить разные решения той или иной проблемы, для творческой личности гибкий ум это неиссякаемый источник новых идей.

Такое качество как гибкость ума необходимо как современному бизнесмену, так и матерому управленцу. Оно поможет найти нестандартные решения в сложных ситуациях, увидеть любую ситуацию в выгодном свете, принять рациональное, оптимально верное и оригинальное решение. Успешное предпринимательство в наше время уже невозможно без умения нестандартно и оперативно мыслить.

Умение гибко мыслить помогает людям избежать открытой конфронтации в конфликтных ситуациях. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад. Также гибкость мышление хороший помощник в процессе обучения и в исследовательской деятельности.

Наивысшая степень гибкости мышления это достаточно редкое явление (присуща только одаренным личностям), впрочем, как и крайний уровень его противоположности - инертного мышления. Однако развить гибкость ума можно, надо только знать, как это сделать и узнав проявить настойчивость в достижении цели. Конечно можно записаться на тренинги личностного роста обещающие увеличить пластичность мышления, но я думаю чтобы вам начать движение в правильном направлении достаточно и тех советов которые будут приведены ниже.

Развитие гибкости мышления

Гибкость ума тесно связана с объемом наших способностей, умений, знаний и навыков, но полностью этим разнообразием и богатством опыта не определяется. Эксперименты, проводимые различными учеными, исследовавшими гибкость мышление и его развитие, свидетельствуют о том, что его связь с прошлым опытом имеет очень непростой характер. Так, например, в определенных жизненных ситуациях накопленные человеком знания не только не содействуют формированию свежих идей и стратегий, но и, наоборот, тормозят эти процессы.

Фундаментальным советом, который поможет вам в развитии гибкости ума и станет основой на которую лягут остальные, будет цитата из книги Роберта Грина , «33 стратегии войны» - «Важно уяснить, что великие полководцы, талантливые тактики и стратеги смогли проявить себя не потому, что больше всех знали, а потому, что в случае надобности умели отбросив предвзятость сконцентрироваться исключительно на том, что происходило вокруг них здесь и сейчас . Ведь только тогда вспыхивают творческие искорки и возникают креативные и оригинальные решения. Жизненный опыт и теоретические знания хороши до поры до времени: сколько бы вы заранее не думали пытаясь предугадать ситуацию, это не подготовит вас к череде бесконечных возможностей, к хаосу реальностей жизни, и не научит искусству импровизации».

Чтобы развить гибкость мышления важно уметь в определенных ситуациях выкинуть из головы все умные советы вычитанные в книжках (на подобии как заработать миллион и стать миллионером), формулы и методы, содержащиеся в советах успешных людей, и пробовать разрабатывать собственные стратегии. Конечно, анализировать победы и неудачи (как свои так и чужие), а также извлекать из них определенные уроки дело важное, но не менее важно развивать способность размышлять над событиями, происходящими в настоящем.

Если представить человеческие ум в виде реки, а гибкость мышления в виде быстрого течения и свежей воды, то воспоминания об удачном или неудачном опыте прошлых лет, предвзятость и навязчивые мысли, будут теми валунами, которые тормозят течение воды, превращая реку в затхлое болото. И если вы чувствуете, что в вашей «реке» скапливается большое количество тины и другого мусора перегораживающего ее русло пришло время начать внутреннюю борьбу с этими вредными тенденциями.

Чтобы восстановить быстрое и естественное течение ваших мыслей и развить гибкость ума используйте несколько тактических приемов:

Во-первых , следует внимательно следить за появлением ограничивающих стереотипов.

Во-вторых, стоит серьезно отнестись к пересмотру некоторых своих принципов и убеждений.

Наполеон Бонапарт , отвечая на вопрос, каким при ведении войны он следует принципам, сказал - никаким. Так же и для любого другого человека стремящегося развить гибкость собственных мыслительных процессов, единственным принципом должно стать отсутствие любых принципов. Гениальность и талант Наполеона заключались в способности тонко чувствовать ситуацию и извлекать из любых обстоятельств как можно больше пользы. Уверовав в то, что существуют неопровержимые законы, вечные и незыблемые истины, вы занимаете статичную позицию и заранее обрекаете себя на поражение.

Еще раз повторюсь, изучение истории, и знакомство с различными теориями может расширить кругозор, сделать вас умнее, только боритесь с окаменевшими догмами внутри себя и с внутренним голосом, то и дело требующим приклониться перед авторитетами. Расчистите в своем сознании для нового опыта необходимое пространство.

Один из основателей гештальтпсихологии, немецко-американский психолог Макс Вертгаймер , а также его последователи Курт Коффка и Карл Дункер, выявили, что одним из свойств продуктивного мышления, является умение, отказавшись от стереотипных действий, выделить необычные и новые свойства (отношения, взаимодействия) между объектами. Процесс решения стоящей перед человеком задачи при этом являет переосмысливанием и преобразованием чего-то исходного, связанного с перестройкой ситуационного образа, выявлением в объекте новых свойств, невидных с первого взгляда.

Если гибкость ума помогает людям посмотреть на проблему с разных точек зрения, значит, попытка глубоко изучить ту или иную проблему и найти наибольшее количество ее решений является хорошим упражнением на развитие гибкости мышления.

В-третьих , забудьте о прошлых победах и поражения. Успех окрыляет и в то же время делает нас ленивыми, ведь нет ничего сложного, раз за разом выполнять те действия, которые привели к успеху. А воспоминания о неудачах неизбежно ведут к потере самооценки,самоуверенности и сужают горизонты. Тем боле, что каждое новое действие обусловлено своими нюансами и хитросплетениями. Так, что на каждую ситуацию, проблему или задачу надо научиться смотреть свежим взглядом - это одно из основных правил развития гибкости мышления. А поможет вам вытеснить из сознания последние события и избавиться от воспоминаний прошлого (неважно хорошего или плохого) - внимание к деталям и мелочам настоящего момента.

Чтобы сбросить груз обыденности и встряхнуться попытайтесь резко поменять курс: в привычной ситуации можно поменять схему поведения и сделать что-то до боли знакомое не так, как вы делаете это прежде, а наоборот, начните что-то сначала, поменяйте имидж или ввяжитесь в какое-нибудь необычное для вас дело. В подобных ситуациях сталкиваясь с новой реальностью, мозг воспрянет ото сна. И не стоит обращать внимание на тревожность и страхи, которые обычно возникают при подобного рода изменениях, они обладают живительным эффектом.

Решая конкретные задачи, всегда пытайтесь задаваться вопросами типа: «Можно ли посмотреть на проблему в другой плоскости?», «Есть ли у задачи иные пути реализации?», «Что надо сделать, дабы добиться лучшего результата?», «Какие изменения надо внести, чтобы ввиду сложившихся обстоятельств, они не навредили процессу?», ну и т.д.

Интересный взгляд на гибкость ума у буддийских монахов. Говоря о важности гибкости мышления и умении приспосабливаться к любым обстоятельствам, буддийские монахи советуют не стремиться становиться похожими на хамелеонов и пассивно принимать всякую мысль и идею. «Не стоит впитывать в себя как в губку чуждые нашему духовному развитию убеждения и системы» - говорит Далай-лама. Вы спросите, как такая система ценностей может сочетаться с гибкостью мышления? По мнению Далай-ламы в этом нет ничего сложного – «Духовное развитие, немыслимо без системы основных ценностей, выступающих в качестве ориентира. Эта система придает нашей жизни осмысленность и последовательность. Я ограничил систему своих главных убеждений тремя фундаментальными фактами :

  • Я - человек.
  • Я хочу быть счастливым и не хочу страдать.
  • Другие люди, как и я сам, также хотят быть счастливыми и не хотят страдать.

Не поиск отличий, а поиск чего-то объединяющего порождает ощущение связи с другими людьми. Настроившись таким образом, проанализируйте свою систему ценностей и убеждений и сведите ее к небольшому количеству фундаментальных принципов. Именно это даст вам свободу, позволит гибко мыслить и противостоять великому множеству ежедневных проблем».

Что бы ваш ум стал более гибким, воспользуйтесь специальными методиками по активизации мыслительных возможностей. К таким методикам, можно например отнести «Метод контрольных вопросов» или «Метод фокальных объектов».

Развитие гибкости мышления немыслимо без различных развивающих упражнений, не дайте своему уму застояться.

Также для гибкости ума будет полезна открытость всему новому, новым переживаниям, впечатлениям, опыту и т.д. Древнегреческий философ Аристотель говорил, что жизнь можно определить как движение. То, что не движется, то мертво. Тот, кто подвижен, в том больше жизни и у того всегда острый ум и гибкое мышление. Так что господа больше жизни, интересов и свежих эмоций.

Упражнения для развития гибкости мышления

Существует множество различных методик, позволяющих развить гибкость мышления (все в одной статье разместить не получится). Одной из них, которая однозначно достойна внимания, является система, которую предложил В.Н. Келасьев . Давайте рассмотрим данный подход подробнее. Он включает в себя следующие этапы:

  1. Смена привычных временных связей
    • Метод разделения двух взаимосвязанных последовательный процессов, которые стоят в привычном для людей временном ряду. Примером может служить попытка представить гром без молнии, который, по сути, является выстрелом.
    • Метод замены временного порядка некоторого процесса на абсолютно противоположный. К примеру, представьте, что вначале гремит гром, а после сверкает молния.
    • Метод сокращения временного интервала между некоторыми событиями. Можно попробовать сократить промежуток между рождением и смертью человека до одного дня и попытаться описать такой отрезок времени. Еще один способ – представить диалог людей из разных эпох или двух личностей из прошлого и будущего.
    • Мысленное перемещение некоторого привычного предмета по временной оси. Примером может служить рассуждение о том, что представляет собой телевизор сейчас, чем он станет в будущем и каковы его прототипы существовали в прошлом. Также можно представить что угодно, например библиотеку будущего.
  2. Смена привычных пространственных связей
    • Метод замены традиционных пространственных связей на необычные. Например, можно представить, что автомобиль стоит не на дороге, а под дорогой.
    • Метод объединения различных объектов, которые в обычной жизни существуют отдельно. Можно представить себе травинку-авторучку или картину-фрукт.
    • Метод разъединения традиционно связанных объектов. В качестве примера можно привести рыбу без воды или же магазин без денег.
  3. Смена привычных для человека связей общности
    • Метод логического вычитания общностного признака из предметов. Планета и мяч обладают одним и тем же свойством – шарообразная форма. Нужно представить себе Землю, при условии, что она не круглая.
    • Метод усиления общностного признака. Для данной практики следует в двух абсолютно разных объектах найти что-то схожее. К примеру, дождь и ракета падают на землю. А если разложить воду на кислород и водород, то получится топливо для ракеты.
    • Метод замены традиционных отношений на абсолютно противоположные. Можно представить себе, что дым полезнее чистого воздуха.
  4. Смена привычных связей преобразования действий
    • Метод отчленения действий подразумевает лишение некоторого объекта возможности произведения традиционных действий. К примеру, достаточно представить себе груз, который не имеет веса, автомобиль, который не перевозит ничего, или пищу без калорий.
    • Метод получения определенного результата при отсутствии привычного источника действий (здание, построенное без строителей, или фестиваль без участников).
    • Метод блокирования стандартного ожидаемого результата в процессе некоторой последовательности действий. Например, автомобиль везет пассажира, но тот остается на месте.
    • Метод изменения стандартного направления действия (не сигареты вредны для человека, а человек опасен для сигарет).
    • Увеличение некоторого свойства объекта до невероятных масштабов (автомобиль перевозит сто тысяч пассажиров).
    • Метод усиления или ослабления основного свойства объекта (автомобиль-мотоцикл-велосипед).
    • Метод создания сюжетов посредством заранее выбранных объектов. Используется группа взаимосвязанных предметов, после чего роли раздаются участникам, которые должны максимально ярко описать свои возможности (поезд, пассажир, перрон).
    • Метод формирования новых объектов из тех, что уже существуют. Этот способ представляет собой своеобразный синтез нового объекта.

Данный подход обеспечивает развитие гибкости мышления, что очень важно для поддержания своего творческого потенциала в тонусе. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно. Именно поэтому нужно применять данные упражнения регулярно.

Подводя итог вышесказанному , следует заметить, что развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь