Обзор
Нарушение речи у взрослых включает симптомы, которые вызывают нарушения устной коммуникации. Это может быть смазанная, замедленная, ускоренная речь, хриплый голос и заикание. Среди других симптомов - скованность мимических мышц, слюнотечение, трудность словесного выражения мыслей и внезапные сокращения голосовых мышц.
Если у вас неожиданно произошло нарушение речи, немедленно обратитесь к врачу. За этим может скрываться серьезное заболевание.
Симптомы
Нарушение речи может выражаться в разных формах. Нарушение речи у взрослых - симптом ряда других расстройств речи. Они включают следующее:
Нарушение речи может проявиться внезапно или развиваться постепенно. Каждое из них имеет свою причину, что и лежит в основе классификации.
Спастическая дисфония возникает вследствие неправильной работы мозга. И, хотя ученые не уверены, считается, что это состояние берет свое начало в базальных ганглиях - части мозга, которая отвечает за движение мышц тела.
Типичная причина афазии - травма мозга в результате инсульта или тромбоза. Другие причины:
Это состояние может развиваться на фоне дегенеративных заболеваний с нарушением мышечных и моторных функций, таких как рассеянный склероз, мышечная дистрофия, церебральный паралич и болезнь Паркинсона. Другие причины:
Неотложные состояния
Если у вас внезапно произошло нарушение речи или другое нарушение, причины которого вы не знаете, немедленно обратитесь к врачу. В редких случаях подобное может случиться в результате резкого ухудшения состояния здоровья, например инсульта.
Лечение нарушений речи зависит от их причины. Как правило, оно включает врачебную помощь и домашний уход.
Нарушения речи могут доставлять массу проблем. Члены семьи и близкие люди должны быть терпеливы. По возможности заболевшему следует помогать говорить. Домашний уход зависит от вида нарушения речи.
Прежде чем начать домашнее лечение обязательно обсудите его с врачом.
Облегчить фрустрацию, возникающую при спастической дисфонии, могут электронные средства, которые позволяют переводить печатные сообщения в устную речь.
У пациентов с афазией часто наблюдается спутанность сознания. Чтобы помочь в этой ситуации, члены семьи могут несколько раз в день напоминать пациенту о текущем времени и местоположении. Ограничьте внешние раздражители - они усугубляют спутанность сознания. Говорите короткими, простыми предложениями, легкими для понимания.
Страдающий афазией должен иметь при себе удостоверение личности с указанием его расстройства. У него в кармане всегда должна быть контактная информация на экстренный случай.
Члены семьи должны разговаривать медленно и использовать невербальные сигналы: страдающим дизартрией может быть трудно обрабатывать вербальный язык. Давайте человеку с нарушением речи достаточно времени, чтобы ответить на вопросы и замечания. Предоставьте ему различные приспособления, чтобы облегчить общение. На помощь придут ручка и бумага.
Врач изучит медицинскую карту и оценит симптомы. Диагностировать вид нарушения речи и его причину позволит ряд обследований:
Врач также может задать несколько вопросов, чтобы послушать речь пациента. Это поможет определить уровень осознанности и позволит понять, затрагивает ли состояние пациента только голосовые связки или еще и головной мозг.
Врач может направить пациента к логопеду вне зависимости от вида речевого нарушения. Работа с этим специалистом помогает укрепить голосовые мышцы, улучшить артикуляцию и контроль голосовых мышц.
Помимо этого, при спастической дисфонии могут быть назначены инъекции ботулотоксина в голосовые связки, которые избавят от спазма. В редких случаях пациентам, страдающим нарушениями голоса, необходимо хирургическое вмешательство для удаления наростов.
Брадилалия – это замедление речи, которое возникает в результате затрудненной способности воспроизводить расчлененные звуки. Изучением данной патологии занимается логопедия, которая считает брадилалию нарушением темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера.
Оставьте заявку и в течение нескольких минут мы подберем Вам хорошего специалиста и поможем записаться к нему на прием.
Расстройство возникает в результате поражения бледного шара, который отвечает за двигательную активность, и черного вещества головного мозга, ответственного за тонус мышц. Замедление темпа речи может развиваться и при поражениях мозжечка.
До конца XIX века брадилалия описывалась как симптом, сопутствующий отдельным видам соматических, психических или неврологических заболеваний (может проявляться при деменции, общей психической заторможенности и психоорганическом синдроме, который вызывается органическим поражением головного мозга). В настоящее время считается отдельным нарушением темпа речи.
Напоминающие брадилалию и не являющиеся патологией особенности речи часто встречаются среди населения северных стран.
Брадилалия может быть:
Замедление темпо-ритмической стороны речи может быть практически незаметным для окружающих, если расстройство проявляется в легкой степени.
Тяжелая степень брадилалии сопровождается нарушением коммуникации, поэтому как следствие часто возникает задержка речевого и умственного развития.
Отдельно выделяется мозжечковая брадилалия, которая обычно сопровождается нарушением речевой модуляции и скандированной речью.
Причины брадилалии могут быть как биологическими, так и психологическими. Исследователи данного нарушения речи выделяют:
Медленный темп речи детей, которые страдают данным расстройством, раздражает и отталкивает окружающих. В результате страдающие брадилалией дети замыкаются и предпочитают молчать, а это способствует задержке речевого и умственного развития.
Замедленный темп речи обусловлен:
Брадилалия проявляется речевыми и неречевыми симптомами.
К речевым симптомам нарушения относятся:
Возможна скандированность речи.
Артикулирование звуков может быть нарушено, но координация слов и слогов сохраняется, и речь построена правильно.
Замедление речи проявляется и при опоре на зрительное восприятие.
К неречевым симптомам относятся:
Пациенты обычно долго включаются в любой вид деятельности, инструкцию воспринимают со второго раза.
Легкая степень брадилалии не доставляет значительных неудобств и не связана с серьезными переживаниями, но при тяжелой степени расстройства осознающие свой дефект пациенты испытывают психологический дискомфорт.
Для диагностики нарушений темпа речи (тахилалия и брадилалия) необходимо комплексное медицинское и психолого-педагогическое обследование, поэтому пациент направляется на консультацию к неврологу, логопеду, психологу и психиатру.
Для постановки диагноза используются:
Проводится также диагностика устной и письменной речи.
Состояние артикуляционной и мимической моторики у детей оценивается логопедами по методикам, которые включают:
При исследовании особенностей устной речи обращают внимание на звукопроизношение, слоговую структуру слова, особенности голоса и темпо-ритмическую сторону речи.
Для диагностики письменной речи пациенту предлагаются задания на письмо под диктовку, самостоятельное списывание текста, чтение отдельных слогов, целых фраз и текстов.
Учитывается также уровень интеллектуального развития, состояния мимической и общей моторики, сенсорных функций.
На основании обследования логопед составляет речевую карту ребенка.
Лечение брадилалии включает:
Брадилалия корректируется на логопедических занятиях при помощи логоритмических упражнений, во время которых логопед поддерживает при помощи дирижирования немного ускоренный темп речи. Речевой материал постепенно усложняется – ребенок в процессе занятий переходит от произнесения слогов к словам, затем к фразам и т.д. Проводятся также упражнения, которые активизируют внимание.
Поскольку раннее начало коррекционной работы дает наиболее благоприятный прогноз, брадилалия требует своевременного обращения к специалистам.
Профилактика включает:
Liqmed напоминает: чем раньше Вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений.
Почему из-за инсульта страдает функция речи и может ли она со временем вернуться.
Одним из наиболее тяжелых осложнений инсульта как для самого пострадавшего, так и для близких людей является потеря речи. Практически теряется возможность коммуникации между людьми, из-за чего у пациента появляются признаки депрессии и связанные с ней симптомы, ухудшающие и так непростую ситуацию.
Причиной того, что после инсульта может пропасть способность к речи, является поражение так называемых речевых зон мозга — зоны Вернике, расположенной в задней трети верхней височной извилины, и зоны Брока, которая находится в задней трети нижней лобной извилины. Обычно у правшей эти зоны находятся слева, а у левшей — справа. При поражении зоны Брока речь может утрачиваться полностью, тогда как при повреждении зоны Вернике она обычно становится бессодержательной.
Тем не менее даже при полной утрате речи шансы на ее восстановление довольно большие. Причиной тому являются следующие особенности мозга.
Процесс восстановления утраченной речевой функции должны начинать специалисты. Он включает в себя медикаментозное лечение и логопедические упражнения. Вопреки довольно распространенному мнению, самостоятельный подбор логопедических упражнений столь же опасен, как и самостоятельно назначенные лекарственные средства. Хотя упражнения и не могут навредить напрямую, как неправильно назначенные лекарства, но они могут заставить почувствовать страдающего от последствий инсульта человека безуспешность своих попыток, разувериться в собственных силах.
Восстановление речи может занять довольно длительное время, куда большее, чем восстанавливаются, например, двигательные функции. Порой до того момента, когда человек сможет на должном уровне овладеть устной речью, проходит не один год. Все это время нужно поддерживать в нем интерес, не давать замыкаться в себе и говорить с ним, даже если поначалу он не отвечает.
Кроме вербального общения и лекарственных средств обычно необходимы специальные гимнастические упражнения, массаж, в ряде случаев — физиотерапия.
Инсульт («мозговой удар»)
Инсульт – острое нарушение кровообращения в системе артерий, снабжающих мозг кровью. Чаще причинами инсульта являются атеросклероз мозговых сосудов и артериальная гипертензия.
Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровоснабжения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут. Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте.
Три пути к инсульту .
Инсульт подразумевает нарушение кровотока в мозгу. Оно вызывается одной из трёх причин: сгусток крови, блокирование кровеносного сосуда, мозговое кровотечение.
Кровяной сгусток, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым данным сосудом. Он также вызывает застой и отёк. Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертензия – чаще всего встречаются у людей в годах. Тучность, курение, приём противозачаточных лекарств, наркотики также повышают предрасположенность к инсульту от кровяного сгустка.
2. Перекрытие кровеносного сосуда .
Частица кровяного сгустка, ткани или опухоли, некоторое количество газа или воздуха, посторонний предмет, попадая в кровеносный сосуд мозга, могут перекрыть его, что ведёт к инсульту из-за уменьшения притока крови к мозгу. Это может случиться в любом возрасте, особенно у людей, подвергавшихся операции на открытом сердце или страдающих ревматическим заболеванием сердца, воспалением внутренней оболочки сердца, болезнью сердечных клапанов, аритмией. Такой тип инсульта обычно развивается быстро – за 10-20 секунд – и внезапно.
3. Мозговое кровотечение .
Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. Часть мозга, обслуживаемая этой артерией, перестаёт получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это ещё сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет ещё больший ущерб клеткам мозга.
Симптомы тяжёлого (острого) инсульта .
— сильная головная боль;
— головокружение;
— потеря сознания;
— очаговые неврологические нарушения (асимметрия лица, расстройства речи, парезы, параличи конечностей);
— коматозное состояние (мозговая кома);
— обвисание уголков рта;
— затруднение речи – от нечёткости до полной потери;
— нечёткое, раздвоенное или нарушенное зрение одного или обоих глаз;
— затруднение дыхания или глотания;
— утрата контроля за мочевым пузырём и кишечником;
— судороги;
— помутнение сознания, возможный коллапс и потеря сознания.
Помощь при остром (тяжёлом) инсульте
Больному с острым инсультом необходимо обеспечить полный покой и срочно вызвать скорую помощь. Убедитесь в наличие доступа воздуха. Ослабьте тугую одежду на шее, груди, талии. Правильно разместите больного. Если нет травм головы, шеи или позвоночника, помогите больному перекатиться на повреждённую сторону, согнув верхнюю часть руки и оперев голову на руку. Для устойчивости согните ногу в колене. Затем немного приподнимите голову и грудь больного и подложите под них плотные подушки или свёрнутое одеяло. Обеспечьте тепло и удобство. Сохраняйте спокойствие. Проверьте пульс, прислушайтесь к дыханию. Если пульса или дыхания нет, приступайте к непрямому массажу.
Непрямой массаж сердца (НМС) – это реанимационная процедура, ежедневно спасающая множество жизней во всём мире. Чем раньше Вы начнёте делать пострадавшему НМС, тем больше у него шансов выжить.
Последствия инсульта:
— паралич одной стороны тела (противоположной поражённой стороне мозга);
— слабость;
— онемение;
— снижение чувствительности;
— частичная слепота;
— обвисание века;
— нарушения речи;
— затруднения понимания речи;
— потеря памяти.
Однако многие перенесшие инсульт могут восстановить здоровье с помощью реабилитационных мероприятий. Прогноз зависит не только от степени тяжести инсульта, но и от отношения больного к реабилитации.
Синдром инсульта умеренной тяжести .
Симптомы инсульта умеренной тяжести .
— лёгкое головокружение;
— головная боль;
— внезапное расстройство памяти;
— слабость в руке или ноге;
— лёгкое помутнение сознания.
Микроинсульты
У многих людей случаются микроинсульты – кратковременные нарушения кровоснабжения мозга. Эти явления, которые врачи называют кратковременными ишемическими приступами, возникают за несколько дней, недель, даже месяцев до собственно инсульта. При должном и своевременном медицинском вмешательстве его можно предотвратить или хотя бы уменьшить последствия.
Симптомы кратковременного ишемического приступа .
— незначительное расстройство речи;
— лёгкое помутнение сознания;
— лёгкое головокружение;
— мышечная слабость.
Что делать при инсульте умеренной тяжести или кратковременном ишемическом приступе.
Уберегите человека от падения. Немедленно обратитесь за медицинской помощь, чтобы врачи оценили его состояние. Следите за симптомами. Успокойте и поддержите больного.
Что ещё нужно знать при инсультах .
После инсульта повседневные дела могут вызвать у человека трудности. Однако физио- и речевая терапия нередко восстанавливает утраченные функции почти полностью. Например, чтобы было проще есть, можно пользоваться специально приспособленной посудой и приборами.
Следует пользоваться только небьющейся посудой. Чтобы тарелка не скользила, можно подложить под неё влажную губку, полотенце и т.п. Удобнее пользоваться столовыми приборами с массивными ручками из дерева или пластика, — их легче удержать в руке. Пить удобно через соломинку – они бывают достаточно толстыми для густых жидкостей или супа.
Окажите поддержку .
Помните, что человек, переживший инсульт, нуждается в эмоциональной поддержке. В расстройстве он может необоснованно обижать родных или друзей. Несмотря на это, будьте снисходительны. Членам семьи понадобится некоторое время, чтобы успокоиться и приспособиться к ситуации, так же как и больному. Не кричите, не ведите себя так, будто больной после инсульта стал слабоумным. Речевые и двигательные функции у него могут быть нарушены, но мозг продолжает работать.
Как избежать нового инсульта .
1) Можно снизить риск повторного инсульта, если держать под контролем болезни, провоцирующие его, такие, как диабет или гипертензия, например, не забывать принимать прописанные врачом лекарства.
2) Следите за тем, что Вы едите. Высокое кровяное давление можно снизить, соблюдая диету с низким содержанием холестерина и соли. Если у Вас диабет, следуйте предписаниям врача касательно питания и физических нагрузок.
3) Следите за весом. Если у Вас лишний вес – фактор риска при инсульте, — постарайтесь сбросить его. Например, снизьте калорийность пищи и увеличьте физическую активность.
4) Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Если у Вас неплохое самочувствие, можно заняться, например, пешими прогулками или танцами.
5) Если Вы курите, постарайтесь бросить.
6) Попытайтесь снизить количество стрессов в Вашей жизни.
7) Старайтесь не оказываться подолгу на постельном режиме. Это увеличивает опасность инсульта.
Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.
Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выделяются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.
До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» - «сапка», не «рак», а «лак».
Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи. Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.
Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение - дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону. Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая мелодика речи. Но необходимо знать, что это - не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.
Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов. С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).
Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания. Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.
Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.
Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга. Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д. Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.
Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций. Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия. включающего медикаментозное лечение, транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС) и логопедические коррекционные занятия с пациентом. Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.
Вопрос: Здравствуйте! В детстве у меня была травма основания черепа, с тех пор я плохо разговариваю, при чем сама во время разговора я не слышу дефектов. Занималась с логопедом много лет, но ни к чему не привело. Какие можете посоветовать методы лечения?
Ответ: Здравствуйте! Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР).
Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?
Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.
Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?
Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).
Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?
Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.
Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.
Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:
Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.
Существует несколько видов заикания:
Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.
Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.
Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.
Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).
Разновидности нарушения:
Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.
Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.
Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.
Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.
Олигофазия может быть:
Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.
Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.
Причиной заболевания могут стать:
Существует несколько категорий этого нарушения:
Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.
Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.
Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.
Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.
Существует два вида нарушения:
Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.
К симптомам этого нарушения также относят:
Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.
Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.
Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.
Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.