Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Упражнения предназначены не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Они могут быть также использованы специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться
проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

1. Вытянуть - растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в
трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать - отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: та же.
2. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или
«Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу - упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы.
Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра - УУУ...
Плач младенца - УА, УА, УА...
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...
Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,
утрированное произнесение):
Мычание коровы - МУ, МУ, МУ...
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...
Лай собаки: АВ, АВ, АВ...
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...
Кудахтанье курицы - КО, КО, КО...
Гоготанье гусей - ГА, ГА, ГА...
Пение песенки - ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...
Шуршание листьев: Ш Ш Ш...
Звук подъезжающего поезда - ЧУК, ЧУК, ЧУК...
Уханье филина - УФ, УФ, УФ...
Рычание дикого зверя: РРР...
Крик петуха - КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах.
Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по
способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые
звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а
затем уже автоматизировать.

Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных
фонетических контекстах: прямые слоги - твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с
разделительным мягким знаком.

MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ
МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ
МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ
МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ

Обратные

AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ
ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -
УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ
ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.
Неблагозвучные слоги пропущены.

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ
ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ
ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ
ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ

Обратные

AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –
ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –
УТ ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –
ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН –

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ
КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ
КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ
КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ

Обратные

АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –
ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –
УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –
ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ –

ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ
ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО
ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ
ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА

Обратные

АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –
ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –
УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –
ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ –

СВИСТЯЩИЕ

СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА
СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО
СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ
СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ

Обратные

АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ
ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ
УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ
ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ

РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ
РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ
РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ
РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ

Обратные

АР ЯР – АЛ ЯЛ –
ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –
УР ЮР – УЛ ЮЛ –
ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

МАМА – МАША – РОМА –
КОМАР
МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ
СКАМЬЯ
ПАПА – ПАЛЕЦ
ПЯТКА
ПЬЯНИЦА
БАБА – БАНЯ – РЫБА
БЯКА
МОРЕ – МОЛОТ –
МОЛОКО
МЁД
ПОЛЕ – ПОРКА –
ПОМОЩЬ
ПЁС
КОПЬЁ
БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО
БЬЁТ
МУКА – МУЗЫКА –
МУРКА
МЮСЛИ
ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА
БУЛКА – БАБУШКА –
БУМАГА – БУСЫ
БЮСТ – БЮРО
МЫ
МИЛА – МИР
ПЫЖИК – ЛАПЫ
ПИЩА – ПИРАТ –
ПИСЬМО
БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ...
БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА
ВОРОБЬИ
РЫБЬИ КОСТИ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

TATA
ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ
ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ –
ТЯНЕТ
СТАТЬЯ – СВАТЬЯ
ДАНЯ – ДАША – ДАТА-
– ПОДАРОК – ДАЙ
ДЯДЯ – ДЯТЕЛ
СУДЬЯ – БАДЬЯ
НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ –
НИНА – КАРТИНА –
МАШИНА
НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ
ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН
ТЕНЬ – ТЕЛО
ПЛАТЬЕ
ДОМ – ДОСКИ
ДЁГОТЬ
НОГИ – НОША –
НОМЕР – НОРКА
НЁС – ПРИНЁС
ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ
ТУФЛИ – ТУМБА –
ТУРОК
ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА ДЮШЕС
НУЖНО – НУГА
НЮНЯ
ТЫЛ – ТЫКВА –
РОБОТЫ – ЗАБОТЫ
ТИХО – БОТИНОК ДИНА – ДИВО – ДИСКИ
НЫТИК
НИНА

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ ГАЛЯ – ГАММА
ГАЛЬКА – ГАЗ
ХА – ХА – ХА
ХАЛА – ХАМ
КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС ГОДЫ – ГОРОД –
ГОЛОД ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД
КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

ВАНЯ – ВАСЯ
– ВАРИТ –
ВАФЛЯ
ВЯЖЕТ –
СВЯЗКА
ФАНЯ – ФАКЕЛ –
СОФА – ГРАФА –
ЛАФА
ШАР – ШАЛЬ
– ДУША
ЖАР –
ЖАБА –
ЖАЛО –
КОЖА
ЧАС –
ЧАД –
ЧАДО
ЕВА –
ЕЛИ –
ЕЗДИТ
ВОДЫ – ВОЛЯ
– ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА –
ЁЖИК
ШУ ЖУ ЧУ
ЮЛЯ –
ЮРИК –
ЛЮЛЬКА
ВЫ – ВИ –
ВЬИ ФИЛИН – ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)

СВИСТЯЩИЕ

САЛО – САХАР – САМ – САД –
КИСА – РОСА – КРАСА ВАСЯ ЗАМОК –
ЗАЛЫ
ЦАПЛЯ – ЦАРЬ –
ЦАРИЦА –
ДЕВИЦА – СПИЦА
СО СЁ ЗОЯ – ЗОРИ ЛИЦО – КРЫЛЬЦО –
КОЛЬЦО – ЦОКОТ
СУ СЮ ЗУБЫ –
ЗУБРЫ ЦУКАТ
СЫ СИ КОНЦЫ –
ДЕВИЦЫ

СОНОРЫ – «р», «л»

РАМА – РАДОСТЬ –
РАКИ – ССОРА
РЯБА –
РЯСКА – РЯД
ЛАПЫ – ЛАДНО –
ЛАСКА ЛЯЛЯ – ЛЯМКА
РОМА – РОЗЫ –
РОСТ – ДОРОГА РЕКИ – ГРЕКИ ЛОРА – ЛОДКА –
ЛОВИТ – ЛОМ ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ
РУПОР – РУКИ –
РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА – БАЛУ ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ –
ЛЮСЯ – СЛЮНИ
РЫБА – РЫЖИК –
РЫНОК РИММА ЛЫЖИ – ЛЫКО ЛИЦА – БОЛИ –
СТОЛИК

Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами,
имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.),
например:

АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА
АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО
АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ
АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).
Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.

Еще вчера ваш кроха забавно агукал, умиляя окружающих своей улыбкой. А уже сегодня он ходит в детский сад, да и школа уже не за горами. Возможно, он даже знает все, ну или почти все буквы, рассказывает стихи и вообще крайне смышленый ребенок. Но вас неотступно преследует мысль о том, что с ним что-то не так. Разумеется! Малыш не выговаривает букву «р». И это в лучшем случае – в худшем у малыша вообще во рту может быть настоящая «каша»!

Что же делать родителям в подобной ситуации? Казалось бы, ответ очевиден — логопедические упражнения помогут решить проблему. И это правильно, но только отчасти. Не стоит торопить события и пытаться исправить данный дефект у детей младше пяти лет. Логопеды объясняют – в том случае, если ребенок гармонично развивается, не имеет каких – либо проблем с артикуляционным аппаратом, то звук «р» в его речи появится только к пятилетнему возрасту. Этот звук – самый последний, который появляется у малыша.

Однако в некоторых случаях кроха не сможет выговорить букву «р» самостоятельно. В этом случае обязательно покажите ребенка врачу – стоматологу – в половине всех подобных случаев причиной проблемы является укороченная подъязычная уздечка. В этом случае проблема решается крайне просто – достаточно просто подрезать ее. Операция займет не больше десяти секунд, и уже к вечеру малыш начисто забудет про нее.

А вот во второй половине случаев для постановки буквы «р», скорее всего, ребенку понадобится помощь логопеда. Однако в большинстве случаев родители могут попробовать сделать это самостоятельно. Для этого вам понадобится совсем немного – свободное время, терпение и знание того, что именно нужно делать.

Подготовительные упражнения

Логопедические занятия с малышом – процесс достаточно длительный, поэтому не стоит ожидать, что ребенок начнет выговаривать букву «р» к концу первого же занятия. Прежде чем приступить непосредственно к постановке звука, нужно подготовить речевой аппарат и легкие. Для этого идеально подходят следующие упражнения:

  • Тренируем легкие

Для того чтобы ребенок правильно выговаривал букву «р», необходимо научить его правильно выдыхать. Для этого попробуйте выполнить вместе с малышом подобное упражнение: попросите ребенка очень глубоко вдохнуть, а потом не просто выдохнуть, а сильно подуть, словно задувая воображаемую свечу, заставляя при этом вибрировать губы.

Родителям стоит предварительно самим попрактиковаться, чтобы наглядно продемонстрировать ребенку. Кстати говоря – некоторые логопеды советуют для облегчения ребенку задачи использовать настоящую свечу. Однако, разумеется, ни в коем случае недопустимо забывать о пожарной безопасности. Данное упражнение ребенок должен повторить не менее десяти раз.

  • Тренируем язык

Малыш должен полностью расслабить язычок и протиснуть его между зубками. Потом необходимо глубоко вдохнуть и с усилием выдыхать, проговаривая какую – либо гласную букву, заставляя язык вибрировать. Сам язык и губы ребенка должны быть при этом полностью расслаблены. Для того чтобы проконтролировать правильность выполнения упражнения, необходимо поднести ко рту ребенка ладонь – если все правильно, вы почувствуете резкий поток холодного воздуха. Подобное упражнение необходимо около десяти раз подряд.

Не менее полезно и так называемое «цоканье» языком. Попросите ребенка озвучить походку лошадки – предварительно покажите ребенку, как это делать. Язычок сначала должен всей поверхностью коснуться неба, а потом резко упасть вниз. Для того чтобы это упражнение принесло ожидаемую пользу, необходимо следить за нижней челюстью ребенка – она должна быть расслабленной. Продолжаться это упражнение должно около одной минуты.

Попросите ребенка открыть рот таким образом, чтобы зазор между зубами был примерно два пальца. Попросите малыша поднять язычок и коснуться им неба – уздечка должна быть максимально напряжена. Язык необходимо удерживать в подобном положении так долго, как это возможно.


Артикуляционная гимнастика

После недели подготовительных упражнений можно приступать непосредственно к выполнению артикуляционной гимнастики. В арсенале логопедов есть очень большое количество самых разнообразных упражнений, однако мы расскажем лишь о самых действенных из них. Итак, логопедические упражнения — буква Р:

  • Качели

Данное упражнение является одним из самых эффективных не только для буквы «р», но и для чистоты речи в целом. Попросите кроху улыбнуться и широко открыть рот. После этого начните счет на такт «раз – два». На каждый ваш счет ребенок должен переводить кончик напряженного языка из одного уголка губ в другой. Нижняя челюсть малыша должна на протяжении всего времени выполнения упражнения оставаться неподвижной. Продолжительность этого упражнения – около двух минут.

  • Кисточка и краски

Исходная позиция для данного упражнения сходна с предыдущим – попросите кроху улыбнуться и открыть ротик. Далее покажите ребенку, как можно расслабленным языком провести по небу по направлению от зубов к горлу, словно кисточкой по бумаге. Нижняя челюсть ребенка должна быть неподвижной. Время выполнения данного упражнения – пять минут.

  • Зубная щетка

Попросите кроху улыбнуться и слегка приоткрыть рот. Напряженным кончиком языка кроха должен имитировать движения зубной щетки по верхним зубам. Движения должны быть самыми разнообразными – и вверх – вниз, и круговые. Продолжительность упражнения должна быть около трех минут.

  • Посчитаем зубки

И снова попросите малыша приоткрыть рот. Ребенок должен напряженным кончиком языка по очереди коснуться каждого зубика из верхнего ряда, с внутренней стороны. Всего за одно занятие ребенок должен пересчитать свои зубки не менее десяти раз. Нижняя челюсть крохи должна все время оставаться неподвижной.

  • Играем на гармошке

Попросите ребенка широко улыбнуться и открыть рот. Расслабленный язык необходимо зафиксировать на небе, после чего десять раз открыть и закрыть рот. После этого ребенок должен на пару минут полностью расслабить все мышцы лица.

  • Барабанная дробь

Попросите малыша открыть рот. Не закрывая его, малыш должен четко и многократно произносить звук «д-д-д-д». Следите за тем, чтобы его язычок все время упирался в верхние зубки, а рот оставался открытым. Продолжительность этого упражнения – три минуты.

  • Комарик

Исходное положение – все то же: открытый ротик. Кончик языка ребенок должен завести за верхние зубы, после чего произносить звук «зззз». Продолжительность упражнения – три минуты.

Произнесение звука «Р» в разговоре

После того, как ваш ребенок хорошо освоит все вышеописанные упражнения, можно переходить к следующему этапу – постановке произношения твердого звука «р». Для начала попросите ребенка проделать следующее:

Напряженный кончик языка необходимо прижать к небу, а края языка – к верхним коренным зубкам. После этого ребенок должен попробовать произнести букву «р». Если все получится, кончик языка должен завибрировать.
В том случае, если все будет сделано правильно, звук получится чистым и сильным. Если этого не произошло, начните все сначала.

Однако, несмотря на то, что ваш ребенок может по просьбе произнести звук «р», не спешите радоваться и считать, что дело сделано. Конечно же – это большой прорыв, однако далеко не все, а лишь половина. Нужно автоматизировать верное произношение этого звука во время разговора ребенка. Но приступать к этому можно только после того, как ребенок научится без труда произносить «р» изолированно. В противном случае все ваши усилия пойдут насмарку.

Автоматизация произношения звука «р» — весьма кропотливое занятие, которое может занять весьма продолжительное время. Сначала ребенку будет необходимо научиться произносить букву «р» в отдельных слогах, потом – в словах, и уж потом – в предложениях. И только после этого можно ожидать нормального произношения буквы «р» в спонтанной речи.

Для начала необходимо научить ребенка хорошо произносить букву «р» в составе слогов с согласными – например, пр.., ср… После того, как ребенок освоит это произношение, переходите к следующему этапу – произношению звука «р» в прямых слогах, например ра..па… И только после этого можно учить ребенка произносить звук «р» в конце слов.

После всех этих этапов начинается непосредственно автоматизация произношения буквы. В этой задаче вам помогут различные стихотворения, чистоговорки и скороговорки. Они весьма эффективны для автоматизации произношения буквы «р», однако только при том условии, что они будут подобраны согласно возрастной категории. И это вполне понятно – ведь логопедические упражнения для детей 3 лет будут в значительной степени отличаться от тех же упражнений, рассчитанных на детей более старшего возраста.

Напоследок хотелось бы еще раз повторить — не спешите и не торопите события. Вряд ли вам удастся справиться с поставленной задачей за две – три недели, или даже за месяц. В среднем постановка произношения звука «р» занимает около трех месяцев, хотя в некоторых случаях это может быть занять как большее, так и меньшее время.

Проявите достаточное терпение и ни в коем случае не ругайте ребенка в том случае, если что-то у него получается не с первого раза. В том случае, если занятия будут происходить под напором и в напряженной атмосфере, их эффективность будет значительно ниже. Поэтому ребенок должен постоянно чувствовать поддержку родителей и заниматься с удовольствием. И не забудьте потом показать ребенка логопеду!


Правильная и четкая речь – залог успеха в любых начинаниях. Люди всегда с удовольствием с тем, кто умеет донести свою мысль, и с трудом заставляют себя слушать того, кто коверкает слова, неправильно произнося некоторые буквы.

Каждая мама хочет, чтобы речь ее ребенка была чистой и внятной, но не все малыши могут порадовать своих родителей таким умением.

Неправильное произношение отдельных букв становится препятствием к адаптации в детском саду или причиной плохой успеваемости в школе.

Но эту напасть можно преодолеть логопедическими упражнениями самостоятельно, регулярно занимаясь с ребенком.

Сегодня вы узнаете, какие эффективные методики для этого существуют и что нужно делать, чтобы получить положительный результат.


Дыхательная гимнастика

Есть общий алгоритм проведения занятий:

  • Начинать следует с простых звуков, постепенно переходя к сложным: «к», «г», «х», «й», «л», «р».
  • Перед каждым занятием нужно проводить разминку для языка и губ.
  • Упражнения должны приносить малышу удовольствие.

Чтобы был результат, нужно запастись терпением и регулярно заниматься с ребенком.

Упражнения на дыхание очень полезны и нравятся малышам. Их можно делать при любом удобном случае, в форме игры.

  1. Надуваем мыльный пузырь . Разведите в емкости воду с шампунем. Пусть ребенок набирает раствор в ладошки и выдувает мыльные пузыри. Это можно делать на улице или в ванной.
  2. Сдуй пушинку . Для занятия нужно найти маленькое перышко. Положите его на ровную поверхность, чтобы малыш сдул его как можно дальше. В сезон одуванчиков попросите его сдуть одуванчик.
  3. Чей кораблик победит? Наберите в ванну воду и сделайте из бумаги два кораблика. Выберите каждый свой кораблик, и дуйте, соревнуясь, чей дальше уплывет. Ребенок не должен дуть больше 7 секунд, иначе у него может закружиться голова.


Постановка звуков

Для разминки подойдет упражнение «Обезьянка ». Попросите ребенка надуть щеки, а потом высунуть язычок. Эти действия нужно чередовать не меньше 10 раз.

Потом "чистим зубки " - ребенок должен открыть рот и подвигать язычком по зубкам с внутренней стороны. Движения должны напоминать чистку зубов. Важно следить за тем, чтобы челюсть была неподвижной, а губы улыбались.

Попросите малыша открыть рот и попытаться улыбнуться.

После этого нужно сделать тонкий язычок и дотронуться до нёба. Пусть ребенок делает движения вперед-назад, как будто что-то красит им как кисточкой.

Малыш должен высунуть язык и положить его на нижнюю губку широким краем. Положите на стол небольшой кусочек ваты, и ребенок должен произносить звук «ф», чтобы ватка оказалась на другом конце стола.

Также очень полезны следующие логопедические упражнения:
Заборчик
Малыш должен улыбнуться и показать заборчик из зубов в течение 5-10 секунд (по счету).

Трубочка
Зубки сомкнуты. Губы вытянуты трубочкой, словно дудочка. Удерживать такое положение в течение 5-10 секунд.

Кошка выгибает спинку
Приоткрыть рот и улыбнуться. Языком зацепиться за нижние зубки и выгнуть его вперед, как кошка выгибает спинку.

Качели языком
Упереться язычком в нижние зубки, сосчитать до 5 и потом перенести язык вверх и упереться в верхние зубки, также считая до 5. Потом вернуться в исходное положение и так повторить несколько раз.

Чашечка на языке
Ребенок выставляет язычок, верхней широкой частью прижимая его к верхней губе. Взрослый «ставит» на язычок невидимую чашечку и ребенок аккуратно, стараясь ее не уронить, убирает язычок внутрь, закрывая рот.

Облизываем варенье
Приоткрыть рот, выставить язык вперед и втягивать его внутрь, проводя широкой верхней частью по верхней губе, словно облизывая с нее варенье.

Цоканье копыт
Приоткрыть рот и издавать цоканье язычком, изображая цоканье копыт лошадки – цок-цок-цок-цок-цок.

Барабаним
Кончиком языка постучать в верхние зубки с внутренней стороны, произнося звук «Д» - д-д-д. Повторить несколько раз.

Чтобы упражнения были более эффективны, и артикуляция улучшалась быстрее, логопеды советуют родителям соблюдать несколько следующих простых правил:

  1. Не сюсюкайте с ребенком, используя «детский» язык. Говорите с ним нормальной взрослой речью, правильно выговаривая все слова, избегая жаргонизмов.
  2. Чаще читайте ребенку книжки, тщательно проговаривая каждое слово.
  3. Поддерживайте в малыше желание разговаривать, не отмахивайтесь от его вопросов, а каждый раз внимательно выслушайте и ответьте.
  4. Развивайте мелкую моторику, используя специальные игры.
  5. Упражнения на развитие артикуляции выполнять не менее 2 раз в день длительностью не более 15-20 минут без перерыва.

Некоторые упражнения, полезные для артикуляции, вы можете посмотреть в видео, представленном ниже (для воспроизведения нажмите на треугольник):

***
Это лишь базовые упражнения, которые полезны для всех деток. Поставить конкретные звуки поможет логопед – он найдет «слабые места» и подберет упражнения, которые нужны именно вашему ребенку.

М омент, когда ребенок заговорит, все родители ждут с большим нетерпением. Но каждый малыш индивидуален. Некоторые детки «щебечут» без умолку, а другие – замыкаются в себе, после простых вопросов или просьб. Не всегда молчание – признак проблем с речью. Однако насторожиться стоит в следующих случаях:

  • если ребенок не кричит перед кормлением в первые месяцы;
  • если в 9 месяцев он не может произносить одинаковых слогов («да-да-да», «ба-ба-ба»);
  • если к полутора годам малыш не говорит слов «мама», «папа» и т.д.;
  • если к двум годам он не может показать на картинке названный предмет.

К пяти годам дети уже имеют развитый фонематический слух, четко и правильно произносят все звуки, употребляют обобщающие слова, с помощью взрослых составляют описательные рассказы. Если у ребенка возникают трудности при выполнении некоторых заданий и есть нарушения в звукопроизношении, обратитесь за помощью к логопеду. Логопедические упражнения, предупреждая и исправляя различные нарушения, имеют огромное значение в формировании правильной речи.

Логопедические упражнения для детей

Логопедические упражнения для детей направлены на постановку звука, его автоматизацию и дифференциацию в слогах, словах, в предложениях и в самой речи. Чаще всего в логопедической практике применяют упражнения артикуляционной гимнастики, основной функцией которых является тренировка органов речевого аппарата (языка и губ). Упражнения для логопедических занятий подбирают с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Следить за точностью выполнения упражнений может как специалист, так и сами родители. Упражнения артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть свое лицо. Сначала расскажите ребенку о технике выполнения упражнения, а затем покажите, что необходимо делать. Наиболее простыми и распространенными упражнениями артикуляционной гимнастики являются:

  • «Маятник» — упражнение для укрепления языка (представляет собой движение кончика языка справа налево).
  • «Иголочка» — язык в напряженном состоянии высунуть из полости рта.

Артикуляционную гимнастику можно делать несколько раз в день от 5 до 15 минут. Эффективность зависит от регулярного выполнения логопедических упражнений.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики помогает развивать речевое дыхание, а также улучшает функцию носового дыхания (вырабатывается глубокий вдох и длительный выдох). Примерами дыхательных упражнений могут быть:

  • «Пузырьки» — для выполнения данного упражнения понадобится стакан с водой и соломинка. Если ребенок делает длительный выдох, пузырьки в стакане бурлят довольно долго.
  • «Дудочка» — для выполнения понадобятся , свистки.

Способствует развитию мелкой моторики. А, как известно, развитие речи зависит от движения пальцев рук. Для маленьких деток упражнения представлены играми-потешками: «Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка…» и другими. Для детей старшего возраста очень полезно складывание узоров из мозаики и нанизывание бусинок на тесемку (игра «Бусы для куклы»). Пальчиковая гимнастика позволяет развивать ловкость и подвижность, помогая совершенствовать интеллектуальные и творческие способности детей.

Постановка звука Р

Постановка звука Р занимает 1-1,5 года. Это один из самых сложных звуков. Даже при условии, что у ребенка нет нарушений речевого аппарата, звук «р» появляется последним, к пятилетнему возрасту. Наберитесь терпения: занятия проводятся ежедневно по 20-30 минут. Логопедические упражнения на звук Р — это комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики. Занятия начинаются с дыхательной гимнастики, так как речевое дыхание является основой правильного звукообразования. Примером может быть упражнение «Свеча» — ребенок делает глубокий вдох, а затем сильно дует, при этом воображая, что задувает свечу. Это упражнение можно выполнять по-другому: нужно потихоньку дуть на горящую свечу, но при этом не задувать пламя, а всего лишь отклонять его в сторону. После дыхательной гимнастики переходим к упражнениям артикуляционной гимнастики:

  • «Маятник»,
  • «Лошадка» (цоканье язычком, похожее на топот копыт),
  • «Комарик» (исходное положение: ротик открыт, ребенок произносит звук «з-з-з», похожий на писк комара; при этом кончик языка находится за верхними зубами).

Сильный и чистый звук свидетельствует о правильном произношении. В процессе автоматизации и дифференциации звуков логопед часто использует русские потешки, считалочки, загадки, скороговорки. Это позволяет разнообразить занятия, сделать их интересными и познавательными для малышей.

Логопедические игры

Игра в жизни каждого ребенка занимает если и не первое, то одно из основных мест. Поэтому неудивительно, что логопеды, а также воспитатели и учителя, используя в своей практике игровые приемы, добиваются больших результатов. Логопедические игры подобраны на определенные звуки, группы звуков, произношение которых нарушено, либо они вовсе отсутствуют. Подбирая игры, нужно учитывать возраст ребенка, развитие моторики и степень его общительности с окружающими. Логопедические игры для детей представлены многообразием сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Больница»), настольных игр (лото, мозаика), театральных игр (« Сказки» — инсценировка детских сказок) и предметных игр. Все игры имеют определенную задачу: будь то постановка звука или обогащение словарного запаса Вашего ребенка. В любом случае, игра в логопедической работе помогает в формировании правильной речи, способствует развитию коммуникативных, творческих, интеллектуальных способностей, а также улучшает эмоциональное состояние малышей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь