Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ысыах (як. Ыһыах) - день празднования Нового Года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Жители российской Республики Саха (Якутия) празднуют Новый Год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и еще по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина ее территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский Ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 г., по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь».

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

Учитывая все эти планы, было принято решение посвятить республиканский национальный праздник Ысыах героическому эпосу «Олонхо» – шедевру устного нематериального наследия человечества. Одновременно с республиканским Ысыахом 1-4 июля в с. Сунтар пройдут IV Спортивные игры народов Республики Саха(Якутия).

Ответы Вице-президента республики А.Акимова на вопросы пресс-центра IV Спортивных игр народов РС (Я).

– Александр Константинович, не могли бы Вы рассказать о значении Ысыаха, который в этом году посвящен Олонхо, и в чем его отличие от других подобных мероприятий?

– Прежде всего, тем, что в этом году республиканский Ысыах посвящается нашему эпосу Олонхо и, тем самым, открывает 10-летие Олонхо, объявленное Указом президента республики. Значение и важность этого мероприятия продиктованы тем, что в конце прошлого года многолетняя исследовательская работа якутских ученых, специалистов увенчалось признанием всем мировым сообществом нашего олонхо – как шедевра всечеловеческого масштаба. Это воплощение в жизнь мечты не одного поколения нашей интеллигенции, ученых, писателей, художников, изучавших и занимавшихся осмыслением эпоса Олонхо. Не зря говорят, что в Олонхо заключены мудрость, философия нашего народа, мудрость веков. И мы вступаем в XXI век с этого символического акта. Этим летом нашу республику посетит генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Мы обсудим с ним дальнейшие шаги по сохранению и изучению олонхо, другие проекты. Этот визит важен для нас как еще один пример поддержки мировым сообществом нашего культурного наследия.

16-й по счету Чемпионат Европы по футболу (официально называется UEFA Euro 2020, ЕВРО-2020 ) является юбилейным, поскольку в 2020 году исполняется 60 лет с момента проведения первого Чемпионата Европы.

По случаю юбилея было принято решение, что Чемпионат Европы по футболу в 2020 году впервые будет проведен одновременно на 12 стадионах 12 различных государств (в том числе и в России - городе Санкт-Петербурге).

На решение также повлияло и то, что это будет второй чемпионат, участие в котором примут 24 национальные сборные (а не 16, как ранее). Поскольку увеличивается число сыгранных матчей, то возрастает и необходимость более равномерно распределять финансовую нагрузку между странами-хозяйками турнира.

Финальная часть соревнований пройдет с 12 июня 2020 года по 12 июля 2020 года . Продлится чемпионат 31 день .

Какие матчи Чемпионата Европы по футболу 2020 сыграют в России (в Санкт-Петербурге):

Санкт-Петербург примет игры юбилейного ЧЕ одним из первых. Всего в городе на Неве будет проведено 4 встречи.

Первый матч на "Газпром Арене" будет сыгран уже 13 июня 2020 года , на второй день турнира. Далее состоятся встречи 17 июня 2020 года и 22 июня 2020 года . Это будут игры групповой стадии финального этапа (Группа B). А 3 июля 2020 года Питер примет одну из игр 1/4 финала.

Какие матчи ЧЕ по футболу 2020 будут сыграны в Санкт-Петербурге:
* 13 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 17 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 22 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 3 июля 2020 г. - четвертьфинал.

Какие именно сборные будут играть в Питере летом 20-го года, пока не известно. Жеребьевка финальной части Чемпионата Европы по футболу 2020 будет проведена 30 ноября 2019 года в Бухаресте.


Несмотря на то что даже самые нерадивые граждане нашей страны уже вынесли с балкона новогоднюю елку, некоторые всё ещё продолжают праздновать Новый год! Якутский Ысыах связан с культом солнечного божества, с культом плодородия.

Отмечать Новый год в июне на протяжении многих веков принято у народа саха (якутов). Этот праздник называется Ысыах, что значит «изобилие». На самом деле якуты отмечают Новый год два раза: вместе со всеми россиянами - зимой и по древнему обычаю - летом. Такая необычная традиция легко объяснима.

В конце мая в подмосковной деревне Головино можно было не только поиграть в снежки, но и покататься на лыжах на настоящем снегу. И это при температуре воздуха около 25 градусов выше нуля! Уникальная возможность у соскучившихся по зиме появилась благодаря тому, что известный российский биатлонист Сергей Рожков, покидая большой спорт, устроил праздник для всех любителей биатлона и лыжного спорта.

Зимой температура в этих краях может опускаться ниже минус 60 градусов, так что не особенно повеселишься. А вот отмечать приход Нового года с наступлением лета, столь короткого и желанного, - это совсем другое дело. У якутов, которые всегда были скотоводческим народом, принято делить год на две половины, а сам Ысыах стал своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим. Кроме того, из-за очень длинной зимы Ысыах для якутов - единственная возможность собраться всем родом и устроить народное гулянье.

Ысыах посвящён языческим якутским божествам айыы и возрождению природы. Согласно мифологии якутов, боги айыы являются прародителями народа, а ныне населяют Верхний мир. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты, в основном кумыс (очень вкусный и полезный кисломолочный напиток на основе закваски из кобыльего молока). Праздник Ысыах сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Якутский Новый год в прежние времена отмечали 22 июня - в день летнего солнцестояния. Однако в связи с тем, что в 1941 году день Ысыаха совпал с началом Великой Отечественной войны, его стали проводить в период между 10 и 25 июня, в зависимости от района, графика выходных дней, местных предпочтений и других факторов.

В наши дни диаспоры якутов во многих городах России продолжают отмечать свой праздник и приобщать к нему местных жителей. Якуты Санкт-Петербурга и Москвы устраивают Ысыах уже 16 лет, собирая на шумный праздник 1000-1500 человек. Так в этом году Ысыах в Москве отметили 12 июня (на территории Государственного Художественного Историко-Архитектурного и Природно-Ландшафтного Музея-Заповедника «Коломенское» - подробнее об этом можно прочитать на Официальном сайте Постоянного Представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, которое и является инициатором проведения праздничных мероприятий в честь Ысыах в РФ).


Соорганизаторами праздника стали Правительство Москвы, Московский Дом национальностей и администрация музея-заповедника «Коломенское». В этом году Ысыах был посвящен 65-летию Великой Победы и 110-летию со дня рождения народного певца С.А. Зверева-Кыыл Уола.

В Петербурге Ысыах, как и в прошлые годы, отметили в Ольгино, в этот раз - 13 июня. Тут к празднику приложило руку Культурное общество «Саха Санкт-Петербург», а также Ассоциация молодежи «Сайдыы».

Почетными гостями ежегодного праздника стали члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители администрации Санкт-Петербурга.

Так же как и в Якутии, московский и питерский Ысыах проходит по всем правилам.

Представьте, как бы вы организовали праздник, если бы он был только раз в году? Вот примерно так и происходит Ысыах. В нём есть всё, что только можно вообразить: и конкурсы на самую красивую девичью косу, на лучший национальный костюм, лучшее национальное блюдо и тюсюльге (сервировка праздничного стола, а точнее, праздничного ковра), показ коллекций якутских модельеров, соревнование молодых запевал хоровода-осуохая, кормление огня, угощение, реки кумыса, праздничный концерт и многое другое.

Центральный символ Нового года в Эквадоре - «аньо бьехо» (исп. año viejo - «старый год»), фигурка в человеческий рост, набитая любыми хорошо горящими материалами - газетами, соломой, бумагой. «Аньос бьехос» одеты в поношенную одежду, а вместо лиц у них маски из папье-маше.

Проходят во время празднования Ысыах и национальные якутские состязания «Игры Тыгына».

Один из этапов соревнования - перетягивание палки длиной всего 50 см. Причём тянут её не за концы, а поперёк, хватаясь руками за середину. Происходит это вот как: два человека садятся на землю, упираясь ногами в специальную досточку между ними, берутся с двух сторон за палку и тянут - каждый на себя. Кто сможет заполучить палку или перетянуть соперника на свою половину, становится победителем. По перетягиванию палки проводятся даже чемпионаты России, а сама игра зарегистрирована в Росспорте как вид национального спорта.

Ещё одно действо, которое так нравится участникам Ысыаха, - это конкурс «Бег за девушкой». Да-да, якутам тоже не чуждо ничто человеческое, но, вместо долгих ухаживаний и уговоров, они понравившуюся девушку догоняют. Но и барышни в северных краях не лыком шиты. Бегают так, что только искры из-под пят летят.

Обычно в соревновании участвует одна девушка и несколько желающих побегать за ней удальцов. Но задача не так легка, как может показаться на первый взгляд. Часто девушка оставляет далеко позади всех пытающихся догнать её юношей...

Если с девушкой не сложилось, но продемонстрировать своё мужество всё ещё хочется, можно принять участие в конкурсе по перетаскиванию 100-килограммового камня. До финиша, правда, доходят не все, но с уважением зрители смотрят на каждого участника.


Самый желанный приз, который вручают на Ысыах тем, кто догнал девушку или принёс к финишу каменную глыбу, - это мюхээ, то есть большая отварная жеребячья кость с мясом. Для якутов мюхээ - высшая награда! Иногда в Москве и Питере кость приходится заменить на говяжью - за неимением жеребячьей.

По кемпингу «Ольгино» разгуливают огромные мамонты. Они олицетворяют найденного в 2007 году на Ямале мамонта Любу и совсем недавно обнаруженного в Якутии мамонта Игоря.

На Ысыах принято водить хоровод, который называют осуохайем, в него собираются все участники праздника. Осуохай означает жизненный круг и символизирует всеобщее единение людей. Хоровод водят по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве, благодарят солнце за свет и тепло, подаренные людям.

В середине поляны разжигают праздничный костёр, старейшина «кормит огонь», подливая в него всякие масла, чтобы он согревал всех людей. Также принято окроплять огонь, траву и деревья кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.


Якуты, которые переехали в другие уголки России, с удовольствием приглашают на Ысыах местных жителей, желая тем самым разделить с ними радость наступления лета и укрепить дружбу с другими народами.

В последнее время всё чаще говорят о необходимости отменить практику переноса праздника с 22 июня на другие дни, так как день летнего солнцестояния это естественный, заложенный в самой природе момент начала нового годового цикла, который имеет древний сакральный смысл. Но пока это остаётся лишь на уровне разговоров, и в разных областях Якутии и России местное правительство выбирает дату для празднования нового года произвольно.


Во всём мире живёт очень много народов. Учёные до сих пор не насчитали. В Якутии тоже живут люди разный национальностей. Например, якуты, эвены, эвенки, русские, казахи, узбеки.

Языки, одежда, занятия этих народов не похожи друг на друга. Из книг, газет, журналов, через телевидение, радио мы узнаём много интересного о народах, живущих на территории республики Саха (Якутия). Предки моего отца эвены из Аллаиховского улуса. Они живут вместе с русскими и якутами, но говорят по-якутски.

Раньше я мало знал об эвенах. Однажды на уроке русского языка учительница рассказала, что эвены родом из юга. Только после этого я стал интересоваться своими предками. Выступал со своими сообщениями на классных часах. Больше всего меня заинтересовали праздники якутов и эвенов. В итоге этого мы сравнили эти праздники и написали доклад.

Наша Якутия известна своей красивой, чистой природой. Поэтому именно в нашей республике живут люди разных национальностей. В Якутии 5 коренных малочисленных народов: эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Их осталось мало, поэтому они относятся к малочисленным народам.

Эвены живут в Магаданской области и на Камчатке, в Хабаровском крае и на острове Сахалин. В нашей Якутии живёт большая половина этого маленького народа. Всего эвенов около тринадцати тысяч.

Переселение этих народов имеет особую историю. Если взять саха, то в некоторых старинных преданиях говорится, что народ перекочевал из степей Монголии, а эвены – из Северного Китая. Учёные доказали это, изучив культуру, языки этих народов.

В давние времена вспыхивали войны за власть над землёй. Саха был народ миролюбивый. Поэтому они нашли убежище в северных местах. Здесь они поселились по аласам и стали заниматься коневодством, охотой, рыболовством.

Эвены, также как и якуты, бежали, спасая своих людей от войн, в северные края. Чтобы прокормиться, они стали заниматься охотой, оленеводством, рыболовством.

То, что они перекочевали из южных стран, мы узнаём из рассказов, сказок, песен, танцев. Учёные языковеды доказали, что в прошлом саха были соседями монголов. Поэтому наши слова похожи, они относятся к тюркской группе языков. Даже внешне мы схожи друг с другом.

Праздники предков

Больше всего меня заинтересовали праздники моих предков. Поэтому мы сопоставили между собой праздники ысыах у якутов и праздник встречи солнца у эвенов. Из собранных материалов мы написали доклад.

Ысыах народа саха

С испокон веков у наших предков существовал праздник встречи лета. Этот праздник проводился 22 июня. Так как только этот день является самым длинным. Якуты заранее готовились к этому празднику. Местность, где проходил праздник, украшали молодыми берёзками – чэчир, коновязью – сэргэ, шнурами из конских волос с дарами – салама. Заранее готовили праздничное кушанье: кумыс, жеребятину.

Все люди на ысыахе надевали национальный костюм. Имелись отличия, обычаи в нарядах молодых девушек, замужних, пожилых женщин. Сидя долгими зимними вечерами у камелька женщины шили, вышивали свои праздничные наряды.

На праздничном обряде немаловажную роль играл и конь. Якуты боготворят кормилицу-лошадь. Поэтому седло и другие атрибуты украшали узором из бисера, серебра.

Ысыах начинался с благословения-алгыса. Алгыс – это преклонение к высшим богам – Айыы. Человек, который произносил эти восхваления, благопожелания – алгысчыт, сдабривал огонь, землю кумысом, оладьями, саламатом. После алгыса все пьют кумыс, едят мясо.

У якутов вся посуда изготовлена из глины и дерева. Например, сосуд, из которого пьют кумыс, был из берёзы. Называется чороном. Чорон имел много узоров, которые соответствовали возрасту, социальному положению.

Жеребятину варили достаточно много, так как угощали и гостей из ближних местностей.

После кумысопития начинался осуохай. Осуохай – народный танец саха. Все вставали в круг и взявшись за локти двигались по ходу солнца. Запевала начинает, за ним повторяют все. Песня каждого запевалыотличалась словами, мотивом исполнения. Выбирали лучшего запевалу – осуохайдьыт. Воспевали красоту родной природы, лето, радость.

Больше всего им нравились национальные прыжки – буур, куобах, кылыы. Самые сильные состязались в перетягивании палки – масс тардысыы. В борьбе хапсагай разрешали принять участие мальчикам. Рассказывают, что в древние времена на ысыахе стреляли из лука – ох саа, бросали копьё – юнгюю.

Вечером, когда сядет солнце, станет прохладно, спадёт мошкара, начинаются конные скачки.

Вот так, с песнями, танцами, играми встречали лето мои предки саха.

Праздник эвенов

Народы Севера встречаются несколько раз в год. Например, первая встреча кочующих эвенов происходит в начале весны. Здесь собираются близлежащие оленеводы. После долгих, холодных зимних дней, эти встречи проводили с песнями, весельем. Пожилой оленевод благодарил духов за благополучное зимовье. Совершал обряд подношения богам. По тундре раздаётся радостный сээдьэ. Маленькие дети состязаются в борьбе. Ловкие и сильные соревнуются в скачках на ездовых оленях. Устраивают соревнования по ловле оленей.

Многолюдное собрание происходит во второй половине лета. Эта встреча имеет особую важность. Во-первых, здесь собирается много людей из отдалённых местностей. Во-вторых, проводили с особым весельем. Состязались в беге, борьбе, скачках на оленях. Так же, как и у Саха, соревновались в перетягивании палки, стрельбе из лука. В третьих, говорили об охоте, охотничьих угодьях. Бойко шли торговля, обмен пушниной.

Когда эвены встречаются, то они танцуют национальный танец сээдьэ. Сээдьэ – один из лучших танцев этого народа. Танцующие становятся в круг держась за локти, медленно двигаются по направлению солнца. Один из танцующих начинает песню, за ним повторяют все. Певец воспевает пробуждение природы, гомон птиц, животных. Во второй части этого танца темп движения, песни становятся быстрым. Побеждает тот запевала, у которого голос звонче, лучший импровизатор.

Эвенские женщины, как и женщины-саха, большое внимание уделяли своему праздничному наряду. Узору напоминают природу сурового севера. Треугольный орнамент в одежде означает горы, конический чум. Вышивали бисером, украшали подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами.

Ысыах (як. Ыһыах) - день празднования Нового Года в Якутии, Праздник Лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Жители российской Республики Саха (Якутия) празднуют Новый Год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и еще по древней традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина ее территории расположена за Северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский Ысыах (дословно можно перевести как изобилие) связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 г., по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Этнограф Екатерина Романова считает, что для якутов подобный праздник не просто повод повеселиться. «В Якутии очень длинная зима, - говорит она. - И единственная возможность встретиться всем родом - это здесь». Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека. Учитывая все эти планы, было принято решение посвятить республиканский национальный праздник Ысыах героическому эпосу "Олонхо" – шедевру устного нематериального наследия человечества. Одновременно с республиканским Ысыахом 1-4 июля в с. Сунтар пройдут IV Спортивные игры народов Республики Саха(Якутия).

Ответы Вице-президента республики А.Акимова на вопросы пресс-центра IV Спортивных игр народов РС (Я).

– Александр Константинович, не могли бы Вы рассказать о значении Ысыаха, который в этом году посвящен Олонхо, и в чем его отличие от других подобных мероприятий? – Прежде всего, тем, что в этом году республиканский Ысыах посвящается нашему эпосу Олонхо и, тем самым, открывает 10-летие Олонхо, объявленное Указом президента республики. Значение и важность этого мероприятия продиктованы тем, что в конце прошлого года многолетняя исследовательская работа якутских ученых, специалистов увенчалось признанием всем мировым сообществом нашего олонхо – как шедевра всечеловеческого масштаба. Это воплощение в жизнь мечты не одного поколения нашей интеллигенции, ученых, писателей, художников, изучавших и занимавшихся осмыслением эпоса Олонхо. Не зря говорят, что в Олонхо заключены мудрость, философия нашего народа, мудрость веков. И мы вступаем в XXI век с этого символического акта. Этим летом нашу республику посетит генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Мы обсудим с ним дальнейшие шаги по сохранению и изучению олонхо, другие проекты. Этот визит важен для нас как еще один пример поддержки мировым сообществом нашего культурного и духовного достояния. Игры народов, включаясь в общую программу, канву этого мероприятия, становятся еще более весомыми и значительными. Богатыри Олонхо были такими же сильными, выносливыми, что и наши современные спортсмены. Ведь в Олонхо описаны и состязания в силе, ловкости. Этим я хочу подчеркнуть, что стремление к физическому совершенству было в крови наших предков. Олимпийские медали Романа Дмитриева, Павла Пинигина, Александра Иванова и других наших выдающихся спортсменов – вот откуда берут свое начало! – Не случайно местом проведения выбрано село Сунтар? – Да, можно так сказать. В Сунтаре, по мнению многих наших исследователей, ученых, общественности, наиболее полно сохранились вековые традиции и культура народа саха, в частности, каноны проведения национального праздника Ысыах и хороводного танца Осуохай. Благодаря подвижническому труду Сергея Афанасьевича Зверева – Кыыл Уола были приумножены народные традиции. Пора вернуться к истокам, привлечь сам народ к участию в мероприятиях праздника, возрождать вековые традиции народного единения. Об этом говорилось на последнем заседании Оргкомитета в Сунтарах, например, Андрей Саввич Борисов подчеркивал именно эти моменты. И я согласен с ним. Сунтарский улус – родина Тимофея Степанова, нашего знаменитого художника. Темой многих его работ были сюжеты Олонхо. Имена просветителя и мецената Георгия Терешкина, народного писателя Леонида Попова, поэта Кюндэ, династии Самсоновых широко известны якутянам. – Сунтар славится и своими именитыми спортсменами… – Да. Любители спорта, вольной борьбы знают и почитают имена первых наших чемпионов Альберта Захарова, Владимира Данилова, Семена Зедгенизова, Алквиада Иванова, Петра Попова и других. Это целая эпоха в спорте! Александр Иванов, наш третий участник Олимпийских Игр, родом из Сунтарского улуса и этим летом его родина примет участников Игр народов Якутии. – Сунтар знаменит еще и своими музеями… – Музеи наших выдающихся педагогов, краеведов Бориса Андреева, Георгия Бессонова, Николая Иванова когда-то гремели не только по республике, но и на весь Союз ССР. И потому сегодня к приему гостей готовятся и организаторы туризма. Разработаны туристические маршруты: Крестях – Тойбохой – Сунтар – Эльгяй – Кутана – Ыгыатта. Не стоит забывать, что первый алмаз был найден, а первый бриллиант был огранен на земле Сунтарской. Разве не интересен этот факт для развития туризма! – Во время проведения Международных спортивных игр "Дети Азии" в г. Якутске, III Спортивных игр народов Якутии в п. Хандыга Томпонского улуса и XVII Спартакиады по национальным видам спорта на призы Василия Манчаары в с. Майя Мегино – Кангаласского улуса участников размещали по объектам образования и культуры. Производили капитальный и текущий ремонт зданий, озеленяли и облагораживали территории. Объекты получили "вторую жизнь", качественно улучшилась социальная инфраструктура районов… – Этот уникальный опыт оправдал себя. Игры меняют облик наших сел и поселков. Поэтому предусмотрены работы по ремонту и реконструкции существующих объектов, где будут проходить соревнования и культурные мероприятия, а также места размещения и питания участников и гостей. Хандыга, Майя, Мирный, теперь Сунтар получили и получают обеспеченные всем необходимым спортивные объекты и станут точкой притяжения для спортсменов близлежащих улусов, республики, будут способствовать развитию физической культуры, занятий спортом. Это делается ради молодого поколения. Такова политика нашего президента и правительства по преобразованию села, закреплению молодежи, куда входит программа газификации, строительства сельских школ и больниц. – Любому человеку запоминаются церемонии открытия – закрытия, культурная программа того или иного мероприятия, зрелищность и содержательность которых во многом определяют его успех. На древней земле Олонхо – в Сунтарском улусе, где традиционно проводятся знаменитые ысыахи, наверняка планируется что-то грандиозное? – Культурная программа составлена разнообразно и интересно. Как всегда этим занимаются профессионалы во главе с Андреем Борисовым. Непосредственно над сценарием работает группа во главе с известной поэтессой, тележурналистом Сайа – Натальей Михалевой и молодым, талантливым режиссером Саха театра Сергеем Потаповым. В Программе важное место займут открытие Дома Олонхо, Культурно-этнографического комплекса имени С.А. Зверева, республиканский фестиваль исполнителей Олонхо и республиканский фестиваль запевал национального танца Осуохай. В культурной программе всего примут участие свыше двух тысяч профессиональных работников и членов самодеятельных коллективов. Министерством культуры Республики Саха (Якутия) совместно с Управлением культуры Сунтарского улуса для подготовки культурных мероприятий в рамках проведения Игр утверждена концепция открытия и закрытия IV Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия), сценарный план открытия Республиканского ысыаха "Алгыс тўстэниитэ". В культурной программе упор сделан на участие местных коллективов. И не только из Сунтарского улуса, также будут представлены коллективы Мирнинского, Нюрбинского, Верхневилюйского, Вилюйского, Горного улусов, ансамбли "Еркен", "Сандал", "Гулун", труппа Саха цирка из г. Якутска, Национальный театр танца. Примут участие и другие известные артисты и группы. Например, рок-группа "Ай-тал". – Участие каждого жителя улуса, республики в подготовительных работах имеет исключительное значение для проведения таких крупных и значительных мероприятий на должном организационном уровне. Александр Константинович, что бы Вы хотели сказать якутянам? – Вы правы. Якутяне всегда поддерживают проведение республиканских мероприятий, и они становятся самыми настоящими народными праздниками. Возьмите, к примеру, прошлогодние ысыахи Победы. На каком подъеме и энтузиазме прошли! В республике возрождены традиции меценатства. Например, в Сунтаре мы все знаем выдающиеся примеры меценатства: Нина Герасимова, построившая в в улусном центре церковь, Владимир Крыжановский, построивший в Кутане школу. Я назвал только самые крупные их пожертвования. В этом году мы должны воздать дань памяти таких выдающихся деятелей, как Василий Васильевич Никифоров – Кюлюмнюр, Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон. Это не просто юбилейные даты, а возможность осмыслить их деятельность, творчество. Ведь они оказали огромное влияние на духовное развитие республики. Мы надеемся на поддержку общественности и всего населения республики. Ысыах Олонхо – это праздник единения и взаимопонимания, дружбы народов, это диалог культур. И всем нам надо объединиться во имя благородных целей и задач национального праздника "Ысыах" и Спортивных игр народов республики и провести их достойно, на высоком организационном уровне! Якутия всегда славилась своими богатыми традициями, северным гостеприимством, доброжелательностью, многовековой дружбой народов, уважением к традициям и истокам. Помните стихи народного поэта Якутии Семена Данилова: Новых дерзаний и новых идей торжества – Древних костров продолженье, итог вдохновенный, Свет несказанный… Как он философски воспел связь времен, преемственность и движение вперед! А еще "быть с веком наравне" – какие строки! Вот этими замечательными словами хочу в завершение пожелать всем якутянам успехов и удач!

В прошлом году. В населенных пунктах Якутии начали отмечать национальный праздник народа саха - Ысыах, ставший в республике всенародным. Администрация каждого муниципального образования самостоятельно определяет дату праздника. Например, в Якутске Ысыах будут отмечать два дня - 24 и 25 июня. Праздник пройдет в местности Ус Хатын. Нынешний Ысыах посвящен героическому эпосу народа саха - Олонхо, который был объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Праздник имеет глубокие корни, богатые традиции, отличается богатой плаитрой обрядов и ритуалов. Издревле предки якутов собирались на Ысыах в конце июня, перед началом летней страды. Начинается праздник с обряда кормления огня, благословения - алгыса и церемонии кумысопития. Неизменными до сегодняшнего дня остались многие составляющие Ысыаха - украшение тюсюльгэ (площадки), конные скачки, состязания ботуров, обряды очищения, встречи солнца и другие. Традиционно проводятся во время Ысыаха конкурсы запевал осуохая, тойуксутов, олонхосутов, исполнителей на хомусе. В Якутске праздник начнется ранним утром церемонией встречи гостей. На разных тюсюльгэ в этот день будут работать различные выставки-ярмарки: национальной кухни, изделий народных мастеров и ремесленников. Свои концертные номера подготовили все ведущие творческие коллективы Якутии - детские, народные и профессиональные. Большое театрализованное действо "Славься, земля Олонхо!" откроет Ысыах. Ежегодно в Ысыахе принимают участие все национальные общины города, представители различных землячеств и диаспор. Также нынче в рамках праздника пройдут конкурс мантровой песни, фестиваль молодежной культуры, конкурс красоты "Туйарыма Куо", конкурс на самую длинную косу, на лучший национальный костюм. Как всегда, большое внимание привлекут спортивные состязания по якутской борьбе хапсагай, мас-рестлингу, национальным прыжкам куобах, кылы и ыстанга. Самого универсального спортсмена Якутии выявит турнир Игры Дыгына. Одним из любимейших зрелищ гостей Ысыаха являются конные скачки. В этом году призовой фонд соревнований составил около трех миллионов рублей. Всего ожидается шесть заездов на разные дистанции. Традиционно свой приз на дистанции 2000 метров выставляет президент республики Вячеслав Штыров - два миллиона рублей. В ночь на 25 июня начнется программа "Белые ночи Туймады". Молодежь, не обремененная пока браком, готовится к мероприятию под названием "Имэн". Испокон веков во время Ысыаха друзья и родственники знакомили друг с другом молодых незамужних девушек и холостых парней. С некоторых пор это действо возрождено и вызывает большой интерес якутян. С церемонии встречи солнца начнется в три часа утра второй день Ысыаха. Сразу после этого гостей праздника будут угощать блюдами якутской национальной кухни, пройдут различные обряды. В воскресенье будут подведены итоги большинства конкурсов, состоятся церемонии награждения победителей. Завершится праздник обрядом благодарения духов местности Ус Хатын. Ожидается, что на Ысыах в Якутск прибудут почетные гости со всей России и нескольких зарубежных стран, в частности, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь