Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы. (8)

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют. (14)

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши утята. (9)

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой. (17)

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши! (29)

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши. (32)

18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята. (19)

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши. (30)

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор. (27)

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит. (28)

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут. (26)

27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши. (31)

Слова с сочетаниями ЧА, ЩА

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Слог. Ударение. Звуки и буквы

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу.

Я с у пишу и чу, и щу.

(Из сборника “Занимательная грамматика”)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать...

Столяру хорошо,

А инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нем

Удобно и просторно.

(В. Маяковский)

Щуря глаз И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы

(С. Михалков)

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнем

Да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

Но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела. (Самолет)

Одноглазая старуха

Узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.


(No Ratings Yet)

Related posts:

  1. II СЕМЕСТ Р УРОК 41 Тема. Произношение и написание сочетаний букв чк, чн, нч, щн, нщ, рщ. Правило переноса слов с этими сочетаниями. Развитие орфографической зоркости Цель: формировать у учащихся умение произносить и правильно писать сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ, рщ; систематизировать знания правил переноса слов; развивать орфографическую зоркость, связную речь учащихся; воспитывать […]...
  2. 3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с непроизносимыми согласными СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать слова. Подчеркнуть непроизносимые согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык. Солнце, сердце, лестница, праздник, честный, радостный, звездный, грустный, счастливый, здравствуй. 2. Записать пары слов. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными. Сердечный – сердце, прелестный – прелесть, капуста – капустный, здравие – здравствуй, […]...
  3. УРОК № 19 Тема. Оглушение звонких согласных и озвончение глухих (продолжение темы). Произношение и написание сочетаний стн – [сн], стл – [сл], здн – [зн] и др. Цель: углубить знания учащихся об оглушении и озвончении согласных звуков; продолжить обучение навыкам правильного произношения звонких и глухих согласных в слабых позициях; формировать умения произношения и написания сочетаний […]...
  4. 1 класс Слово Раздельное написание слов в, на, за, из, до, с, по, у, от, к, над СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Записать и прочитать сочетания слов. Составить с тремя из них предложения. У леса, по дороге, от дома, из сада, к школе, по улице, с ребятами, по городу, у печки, от врача, из Киева, к Харькову, с […]...
  5. 3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с удвоенными согласными СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Записать и прочитать слова. Подчеркнуть удвоенные согласные. Выделенные слова перевести на украинский язык. Анна, Инна, класс, рассказ, группа, ванна, русский, суббота, ссориться, Алла, телеграмма, программа, классный, касса, аллея, субботний, шоссе, Одесса, грамматика, сумма. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Записать предложения. Подчеркнуть слова с удвоенными согласными. I […]...
  6. 3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с парными звонкими – глухими согласными в корне СЛОВАРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Подобрать и записать слова для проверки написания звонких – глухих согласных корня. Зуб – суп, робкий – хрупкий, сугроб – тулуп. Испуг – крик, ногти – локти. Гладкий – меткий, селедка – плетка. Кружка – кошка, […]...
  7. 3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с безударными гласными в корнях СЛОВАРНЫЕ И ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТЫ 1. Перевести украинские слова на русский язык. 2. Поставить ударение в словах. Кропива, отаман, бесіда, блиснути, висіти, вночі, восени, взимку, вчора, гаряче, засідання, квіти, морква, опис, усмішка. 2. Обозначить корни и поставить ударение в словах, Котенок, доброта, голубка, сестра, […]...
  8. 2 класс Состав слова. Однокоренные слова Написание слов со звонкими-глухими согласными в корне СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Записать и прочитать слова. Подчеркнуть сомнительные согласные в конце и в середине слов. I. Сторож, глаз, бровь, отряд, самолет, поход, наряд, завод, клюв, прорубь, площадь, плакат, город, тетрадь, медведь, дуб, мороз, хорош, похож, красив. II. Кувшин, когти, автор, сказка, салазки, […]...
  9. Цель: учить четвероклассников различать слова русского языка, в корне которых пишется удвоенная буква, обозначающая согласный звук; совершенствовать умение правильно писать слова с удвоенными согласными в корне слова; воспитывать интерес к искусству. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ I. Вводно-мотивационный этап. 1. Объявление темы, задач урока. 2. Мотивация. В русском языке, в отличие от украинского, гораздо больше […]...
  10. УРОК № 31 Тема. Написание слитно и через дефис сложных слов Цель: обучить шестиклассников грамотно писать сложные слова; работать над развитием и культурой речи. Оборудование: учебник, учебные тексты. ХОД УРОКА I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Проверка домашнего задания. III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Объяснение учителя. Сложные слова, образованные сложением […]...
  11. 4 класс Части речи Имя существительное Дательный падеж имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к существительным. Дорога к счастью, обрадоваться телеграмме, спасибо школе, предложить Наталье, подойти к морю, отдать учительнице, путь к речке, подарить отцу, скучать по школе, ехать по полю. 2. Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в […]...
  12. УРОК № 23 Тема. Произношение и написание – ого – о[ва], – его – е[ва]. Правила употребления ь и ъ Цель: дать учащимся понятие о написании и произношении – ого – о[ва], – его – е[ва]; углубить знания учащихся об условиях выбора разделительных ь или ъ; учить применять правила на практике; воспитывать интерес к русскому […]...
  13. 1 класс Слог. Ударение. Звуки и буквы Мягкий знак (ь) в конце слогов СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Записать и прочитать слова. I. Ель, коньки, гость, олень, мальчик, ночь, зверьки, гусь, метель, учительница, букварь, тетрадь, тень, деньки. II. Пеньки, играть, учить, маленький, петь, лепить, ходить, есть, большой, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, очень. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать […]...
  14. Цель: углублять знания учащихся о звонких и глухих согласных русского языка; совершенствовать умение правильно писать парные звонкие – глухие согласные в корне слова; воспитывать любовь к живой природе. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ I. Вводно-мотивационный этап. 1. Объявление темы, задач урока. 2. Мотивация. Как влияет слабая и сильная позиция согласных звуков на произношение? Как правильно […]...
  15. МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §31 Написание сложных имен прилагательных слитно и через дефис 289 Анализ теоретического материала 1. Сопоставьте данные в упражнении примеры образования сложных прилагательных и самостоятельно сделайте вывод: при каком условии сложные прилагательные пишутся слитно, при каком – через дефис? 1. Молочно-мясная порода порода и мясная, и молочная: мясопродукты продукты из мяса: 2. Горно-лесистая […]...
  16. 2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним вопросы. Идти, идет, идут. Звать, зовет, зовут. Лежать, лежит, лежат. Учиться, учится, учатся. Летать, летит, летят. Пить, пьет, пьют. Любить, любит, любят. Говорить, говорит, говорят. Блестеть, блестит, блестят. Лить, льет, […]...
  17. Цель: ознакомить учащихся с правилом написания безударных гласных в корне слова; развивать навыки правильного написания безударных гласных в корне слова; воспитывать любовь к природе. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ I. Вводно-мотивационный этап. 1. Объявление темы, задач урока. 2. Мотивация. Какую букву следует писать в корне слова, если гласный звук, который она обозначает, является безударным и […]...
  18. 1 класс Слово Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Записать слова. Поставить к ним вопросы. I. Любить, заиграть, поет, лежат, летел, проснется, пришел, замолчал, учит, смеются, ходили. II. Принесут, сказала, молчит, уберет, вылечили, посадить, уйти, сберегла, посидеть, говорили, обрадуется. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы что […]...
  19. 1 класс Слог. Ударение. Звуки и буквы Обозначение на письме согласных звонких и глухих СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Подчеркнуть буквы, обозначающие согласные звуки. Гриб, рукав, мороз, завод, год, пруд, глаз, след, флаг, сад, обед, город, час, берег, друг, нож, сторож. 2. Записать и прочитать слова. Подчеркнуть буквы, обозначающие в этих словах звонкие […]...
  20. Урок 49. НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Учимся правильно писать слова с безударными гласными в корне 309. Прочитай пословицу. Как ты ее понимаешь? Дерево славит(?)ся плодами, а человек – трудами. Спиши пословицу, подчеркни гласные в слабой позиции. · Какая позиция считается для гласного сильной? · Какие звуки в первом предударном слоге обозначают буквы о, […]...
Выпуск 56

Начался урок русского языка для дошкольников. Но вот незадача! Зубок опоздал. Прибежав в класс, взволнованный волчонок признался, что он решил разобраться, почему это на книжке со сказками прямо на обложке напечатано слово с ошибкой. Сказка называлась «По щучьему велению». Зубок решил, что слово «щучьему» написано неправильно. По его мнению, после «щ» нужно поставить букву «ю», как и слышится. Однако Василиса его заверила, что название сказки написано правильно. Есть такое правило в русском языке: чу щу пиши с буквой «у». Давайте вместе придумаем примеры слов, в которых можно увидеть правописание чу щу:
ЧУБ
ЧУДО
ЩУПАЛЬЦА
Замечательные примеры! В этих словах мы пишем чу и щу в начале слова. А в каких словах эти сочетания букв употребляются в конце?
УЧУ
ХОЧУ
ВЕРЕЩУ
А теперь усложняем задачу: нужно составить предложение из слов, в которых есть правило правописания чу щу. Вот что придумали ученики Шишкиной школы:
Иду в рощу, ищу чащу.
Чайка щами угощала щуку.
Щука ела одну гущу.
Друзья очень хорошо изучили правило правописания чу щу. Василиса предложила поиграть со словами. Нужно было помочь чучелу добраться до своего огорода. Для этого нужно вспомнить, что чу и щу пишется с буквой «у», и правильно расставить буквы в словах - препятствиях. Вот какие затруднения мешали чучелу дойти до своей цели: каланча, свеча, туча, чурбан, чаща.
Таким образом ученики закрепили следующее правило: чу щу пиши с буквой «у». Они даже сочинили песенку про правописание чу и щу:
Подружились «ч» и «ща»
С буквой «у» и с буквой «а».
И с тех пор «чу», «щу», «ча», «ща»
Пишем только с «у» и «а».

1. Найди и исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14 ошибок)

2. Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке.

3. Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут _______ .

Не поедет без бензина Ни автобус, ни ________ .

Если с крыши потекло И сугробы ниже – Значит, солнце припекло, Убирайте _______.

По полям бегут ручьи, На дорогах … Скоро выйдут муравьи После зимней _________.

Покружилась в воздухе Звездочка немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Это _________)

4 .Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.

Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .

5. Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Ароматный чай - д_____________ чай,

просторные улицы - ш_____________ улицы,

толстый кот - ж____________ кот,

мохнатые ели - п_____________ ели

огромные лужи -б ___________ лужи,

красивые цветы - ч___________цветы,

прекрасный малыш - заме____ый малыш,

6. Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами »жи-ши, ча-ща, чу-щу»

узкий - ш____________,

маленькие - б____________,

свои - ч__________________,

провожает - в_____________,

мёртвый - ж_____________,

редко - ч____________,

постная (пища) - ж__________,

говорить - м__________,

чистый - ч_м_________,

болтун - м__________,

радость - пе__________,

пряч_т - ищ________,

конец - н_______.

7. Припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

8. Напиши слова во множественном числе. Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

9. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Коровы - м________, птецы - п__________, змея ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________, кони мч_т.

10. Спиши, вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Шиповник.

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

Роща.

За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.

Щука.

Вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка - рыба хитрая.

Дятлы.

Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.

11. Спиши, подчеркни орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу» В живом уголке жили ежи и ужи. У Маши и Миши в чулане жили мыши. У Ильича удача, есть машина и дача. У грача грачата пищат. У врача свеча горяча.

12. Диктант

Рыбная ловля.

Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хороши рыбы! Грамматические задания: 1.В словах первого предложения подчеркнуть буквы, которые обозначают твёрдые согласные. 2.Во втором предложении подчеркнуть подлежащее и ск

Роща.

Роща - небольшой лес. В ней много пеньков. В рощах всегда светло. Там растут сосны, берёзы, осины. Ребята часто ходили в рощу за селом. Там стучат пёстрые дятлы. Звонко свищут синички. Цветут душистые ландыши. Грамматические задания: 1.В первом предложении подчеркнуть согласные буквы,которые произносим мягко. 2.Написать 6 слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу. 3.В шестом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ. В походе.

Туристы отправились в поход за город. Они взяли с собой компас. Туристы вошли в лес. Они шли по дорожке и насвистывали весёлый мотив. Вот берег пруда. Пруд глубокий и холодный. Там водится карп. На берегу сидит с удочкой рыболов. Туристы собрали много грибов и ягод.

На рыбалке.

Утро. Кругом тишина. Только камыши шумят у берега. Мы с братишкой сидим у самой воды. Вот клюнула рыба. Я тащу леща. Поплавок ещё раз скрылся в воде. Брат вытянул большую щуку. Мы оба довольны хорошим уловом.

Зима.

Хлопья снега падают на опавшие листья. Под елью спрятался маленький зайчик. На ветках деревьев и кустах сидят нахохлившиеся воробьи. Ночью часто подмораживает. Утром

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь