Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

анонимно , Женщина, 29 лет

Здравствуйте,сыну 5 лет на ПМПК поставили диагноз ОНР 2 уровня и Дизартрия. Сын не выговаривает некоторые буквы и звуки, неусидчив много отвлекается и иногда не может сфокусировать внимание на вопросе. Сейчас нас переводят в детский сад где есть речевая группа и помимо этого хочу дополнительно поводить сына к частному логопеду. Скажите пожалуйста,по каким материалам я могу заниматься с сыном дома? Возможно есть какие то пособия или рабочие тетради по которым мы сможем заниматься не имея логопедического образования?

Здравствуйте. Это достаточно серьезное нарушение речи, которое корректируется в течение двух лет работы. вам нужно поговорить с логопедом в саду, по какой программе будут проводиться занятия, так же поговорить с частным логопедом, по какой программе -такой же или другой, обязательно получить рекомендации по домашним заданиям. Понимаете, действия должны быть скоординированы, иначе перегрузите ребенка, а результат будет как у лебедя, рака и щуки. И ответственность непонятно на ком. Вернее, на Вас, потому что вовремя не определили педагогический маршрут. Я не знаю. что предложат другие логопеды, у каждого свой опыт работы. но посмотрите Игры в логопедической работе с детьми ]/ Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1987. Вып. 2.- 195с., Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова - М.: АСТ, 2008. – 223 с. Жукова, Н.С. Логопедия . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007.- 320с.

анонимно

Спасибо большое за ответ! Скажите пожалуйста,а до школы за два годы работы с логопедом возможно снять данный диагноз? Кроме логопеда чем еще можно или кто еще может помочь ребенку?

Да, при условии занятий с логопедом не меньше 2-3 раз в неделю, закрепления упражнений дома- можно. НО! Успокаиваться рано. Что я имею в виду? очень часто, к сожалению, приходят дети в школу, и родители возмущаются: мы столько денег потратили на логопеда, ребенок чисто говорит, а по русскому языку двойки! И на письме куча логопедических ошибок! Понимаете, постановка звуков, звукокоррекция - это верхушка айсберга. А есть еще нарушение слоговой структуры, грамматического строя речи, нарушения согласования в роде, числе, падеже. Ребенок не выделяет нужный звук, не понимает, как правильно писать окончания. В условиях быстрого темпа работы, увеличения нагрузки, детки-речевики пишут, как слышат, вспоминать правила некогда. И вот во избежание этого, просите логопеда не только заниматься постановкой звука, но и остальным. Учить выделять нужный звук, определять позицию звука в слове, развивать словарь. Не стоит думать, что пойдет в школу и сам научится. Без помощи не получится. Ну вот, пожалуй, все. А, кто еще поможет помочь? Если есть предпосылки, были какие-то нарушения в развитии, то нужно проконсультироваться у невролога. Если есть проблемы-помощь дефектолога. А так, логопед и Вы вполне справитесь! Удачи!

Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется, почему дети страдают этим недугом, мы и рассмотрим подробно в данном материале. Также вы узнаете, какие занятия нужно посещать при наличии данного диагноза, как можно скорректировать речь малышей.

ОНР: что это такое

Указанная аббревиатура означает общее недоразвитие речи. Это заболевание, для которого характерны такие симптомы, как несформированная функция звуков, издаваемых ребенком, и смысла, который он хочет донести с их помощью. Кроме того, при нем отмечаются патологии лексико-грамматических и фонематических процессов, малыш не может согласовывать слова, произносить те или иные буквы и т.д.

Однако особенности детей с ОНР - это не просто в той или иной мере характерные для многих в дошкольном возрасте, но и глубокие виды патологии, которые, если ими не заниматься, могут привести к более серьезным нарушениям - дислексии и дисграфии, при которых ребенок не сможет овладеть техникой письма.

Также заболевание следует отличать от такого явления, как фонетико-фонематическое недоразвитие. Само ОНР нередко проявляется на фоне таких синдромов, как:

  • алалия (полное или практические отсутствие речи);
  • ринолалия (проблемы с артикуляцией и образованием голоса);
  • дизартрия (нарушенное произношение);
  • афазия (когда пропадает уже сформированная речевая функция).

Причины появления ОНР


Логопед, как правило, при осмотре может выявить причину, которая спровоцировала такое явление у ребенка. Многие из них относятся к периоду беременности у матери, в частности:

  • сильный токсикоз;
  • курение и употребление алкоголя при вынашивании;
  • применение вредных лекарств;
  • несовместимость групп крови матери и ребенка;
  • травмы при родах или патологии;
  • заболевания центральной нервной системы у малыша в раннем возрасте.

Среди прочих причин, которые вызывают выделяют плохие условия воспитания ребенка, а также частые инфекционные заболевания, включая стоматиты.

Наиболее тяжелая форма, которая требует особого внимания и лечения, - это ОНР, приобретенное в утробном периоде или в первый год жизни. Здесь очень важен контроль. Не забывайте о том, что нормальное развитие речи детей с ОНР невозможно без регулярных занятий у логопеда и обследований.

Как выявить заболевание?


Немало родителей, дети которых в том или ином возрасте не начинают разговаривать, когда их ровесники вовсю называют предметы, бьют тревогу. Иногда она совершенно необоснованная, поскольку если патологии отсутствуют, ребенок заговорит рано или поздно. А вот как определить наличие ОНР? Что это такое и как выглядит на практике, давайте проверим:

  • если речь у ребенка непонятна взрослым и ее трудно разобрать, и это не возрастное явление;
  • когда вы видите, что он вас хорошо понимает, но не может ничего сказать в ответ;
  • зачатки речи начинают формироваться с 4-5 лет;
  • если при разговоре малыш не может согласовывать элементарные формы падежей друг с другом (например, хороший девочка, пять домей, красивый солнце).

При любом из вышеназванных проявлений немедленно ведите ребенка к логопеду, а также по необходимости - к дефектологу и психоневрологу. Врач должен осмотреть его и определить, имеются ли ОНР и другие признаки задержки развития речи.

Классификация заболевания


Так, в зависимости от клинических проявлений у ребенка, ему может быть присвоена та или иная группа ОНР. Всего их существует три:

  • неосложненная (дисфункций отмечено минимум, существует малая регуляция тонуса мышц, отмечается незрелость эмоций и воли и т. д.);
  • осложненная (при наличии неврологических и психопатических расстройств, выражена, например, судорогами, церебральным параличом и другими синдромами);
  • грубое нарушение (органические виды поражения части головного мозга, отвечающей за речь, в частности, при алалии).

Также различают при ОНР уровни заболевания в зависимости от способностей ребенка говорить:

  • первый (когда дети не говорят вообще);
  • второй (речь есть, но крайне бедна, присутствует аграмматизм - нарушение употребления падежных форм, словарь скуден не по возрасту);
  • третий (фразы могут быть развитыми, но есть проблемы в звуковом и смысловом отношении);
  • четвертый (ряд пробелов в фонетике, лексике и грамматике при разговорной речи).

О каждом из уровней данного недуга мы еще подробно расскажем.

На фоне чего может быть общая недоразвитость речи у ребенка?


Характеристика ОНР такова, что нередко данное явление может появиться на фоне следующих заболеваний:

  • резус-конфликт;
  • асфиксия;
  • внутриутробная гипоксия;
  • черепно-мозговые травмы.

Речь детей с ОНР отличается от обычных, некоторые из них начинают произносить свои первые слова не раньше трех лет, в то время как нормой считается год-два. Говорят они меньше своих сверстников, медленно и неправильно.

Очень часто такие нарушения могут значительно сказаться на развитии прочих мыслительных познавания нового и т. д. Отмечается и двигательная дисфункция или нарушения координации движений. Ребенок практически не разговаривает, мало ходит, не интересуется тем, чем должен в своем возрасте: игрушками, книжками, не задает родителям вопросов, не тянется к общению с ровесниками, моторика тоже сильно страдает.

ОНР и его последствия могут быть не только результатом тех или иных патологий у мамы во время беременности или при родах. Нередко причиной появления недуга является социальный фактор, когда родители мало уделяют внимания ребенку и не разговаривают с ним. Чем меньше общаться с малышом, тем позже он начнет говорить: эта истина известна многим.

Особенности протекания тяжелых форм ОНР


Уровни заболевания отличаются друг от друга в зависимости от степени поражения речи. Всего их четыре, причем первый и второй - самые тяжелые.

Первый уровень характеризуется полным отсутствием связной речи независимо от возраста ребенка. Он использует для коммуникации нечто похожее на лепет, а также кусочки звуков, смысл у которых отсутствует. Словарный запас редко когда включает хотя бы несколько осмысленных слов, больше это звукоподражания и комплексы.

Произнести хотя бы одно осмысленное слово ребенку при таком диагнозе крайне тяжело, поскольку фонематический процесс находится лишь на начальной стадии (сродни младенцам до двух лет).

А вот при втором уровне речь детей с ОНР уже более осмыслена, хотя и далека от идеала. По крайней мере, они могут производить не только лепетание, но и некоторые простые звуковые конструкции до трех слов.

Как правило, дети не знают при данной форме ОНР, что такое единственное и множественное число, постоянно их путают, не могут назвать тот или иной предмет, не владеют согласовательной частью языка и не склоняют слова, когда это нужно. Как правило, подавляющее большинство малышей в аналогичном возрасте не имеет с этим никаких проблем.

Отмечается искажение звуков, их замена, вследствие чего даже взрослый не может понять, о чем он говорит, также ребенок просто не в состоянии анализировать свой разговорный процесс.

Работа с детьми при тяжелом поражении речи


Для развития назначаются специальные занятия с детьми с ОНР первых двух уровней.

Они призваны решать такие задачи, как:

  • формирование задатков внимания к речи;
  • развитие произношения слогов;
  • умение различать и воспроизводить звуки;
  • продвижение фонематического восприятия;
  • возможность производить элементарные речевые словоформы;
  • расширение словарного запаса ребенка;
  • усвоение простейших грамматических единиц.

Также для занятий в зависимости от возраста и степени заболевания характерна та или иная методика. ОНР лечится путем выполнения таких упражнений, как:

  • вызывание звуков и их автоматизация;
  • практическое развитие слоговой структуры слов;
  • умение понимать конструкцию речи на уровне лексики и грамматики и многое другое.

Поражения речи 3 уровня

На данном уровне присутствует уже более связная речь детей с ОНР, и окружающие могут хотя бы понимать, что они имеют в виду.

Для этой формы недуга характерно применение простых односложных предложений, а вот более тяжелые грамматические конструкции построить уже получается с большим трудом. В частности, ребенку крайне тяжело удается усвоить произношение причастных и деепричастных оборотов, усвоить логические и причинно-следственные связи предметов в общении с другими людьми.

При данном уровне ОНР он может уметь употреблять при разговоре практически все части речи и преимущественно правильно произносит названия вещей и явлений вокруг себя. Ключевыми в запасе являются существительные и глаголы, а вот прилагательные с наречиями могут использоваться крайне редко. Присутствуют ошибки в предлогах, союзах, согласованиях, неправильно делаются ударения в словах.

Наиболее легкая форма заболевания

Четвертый уровень является наиболее легким, однако дошкольники с ОНР даже в такой степени все равно тяжелее прочих детей осваивают подготовку к обучению. Они значительно отстают от своих сверстников в плане развития речи.

В глобальном плане серьезные нарушения при этой форме отсутствуют, более того, словарный запас ребенка относительно велик. Но он не знает и не понимает, что представляют собой синонимы, антонимы, не может запомнить ни один афоризм и не способен уловить их суть, даже если это долго объяснять. Аналогично ситуация может обстоять и с восприятием загадок, ведь сильно страдает.

Характерной особенностью является перескакивание на второстепенные детали при рассказе о чем-то и пропуск ключевых моментов действия, частые повторы того, о чем уже упоминалось ранее. Именно поэтому занятия с детьми с ОНР такого типа должны проводиться регулярно и включать такие методики, как пересказы текстов и другие способы формирования описательного мышления и возможности озвучить задуманное.

Диагностика заболевания у логопеда

В большинстве случаев логопед и другие врачи назначают обследование ОНР, которое включает общую диагностику речи ребенка и каждого из физиологических процессов, принимающих участие в ее формировании.

Предварительный этап этого исследования заключается в беседе с родителями касательно особенностей протеканий беременности и родов, а также социальных условий воспитания ребенка: как часто с ним разговаривают, какую лексику употребляют в общении и многое другое.

Затем производится диагностическое обследование речи и уточняется, насколько сформированы компоненты речевой системы в текущем случае. Для этого сначала изучается степень связанности разговора путем просьбы описать картинку своими словами или назвать предметы.

После всего делается заключение от врача-логопеда, в котором указывается уровень ОНР и сопутствующие факторы, если они присутствуют. Осмотр позволит успокоиться тем родителям, которые за данное заболевание приняли для которой характерны лишь медленные темпы формирования разговорных навыков ребенка, а нарушения при этом отсутствуют.

Коррекционные мероприятия

В лечебных целях проводится такое мероприятие, как коррекция ОНР. Что это такое и как ее проводят, мы представим ниже.

При первом уровне упор идет на развитие понимания обращения к ребенку и активизацию самостоятельного произношения. Речь не идет о правильности с фонетической точки зрения, но грамматике уделяется определенное значение с целью правильного запоминания строения слов.

Если у детей ОНР 2 уровня, коррекция включает в себя формирование умения строить фразы и различать лексические конструкции, уточняется звукопроизношение, идет стремление к отсутствию употребления лишних символов в том или ином слове.

На третьем развивается связность речи и совершенствуется фонематические восприятие разговора. Дети готовятся к правильному усвоению грамматики.

А вот при наиболее легкой форме ОНР - на четвертом уровне - коррекционные меры направлены на то, чтобы разговорные способности соответствовали норме по возрасту, практикуется изучение навыков написания букв и слов, а также основы чтения.

При первых двух уровнях заболевания дети школьного возраста не могут обучаться наравне со своими ровесниками и требуют специального внимания. Для этого существуют образовательные заведения для особых категорий учеников, где учителя уделяют пристальное внимание тому, чтобы существующие проблемы были со временем преодолены. При ОНР третьего уровня можно обучаться в обычной школе, но в специальных а при четвертом такой ребенок может свободно идти в первый класс наравне со сверстниками, однако регулярно посещать занятия у логопеда.

Наглядное моделирование в качестве метода лечения ОНР у детей старшего дошкольного возраста: показания к использованию

Врачи-логопеды после проведения диагностических мероприятий в отношении детей с ОНР третьей и четвертой формы отмечают в основном наличие следующих проявлений:

  • связные предложения очень краткие;
  • непоследовательность высказываний;
  • фрагменты текста могут не иметь между собой логической и причинно-следственной связи;
  • малая информативная база.

Также дети нередко с удовольствием в красках рассказывают о том, как они провели лето или посетили парк развлечений, однако написать сочинение на указанную тему не могут. И не потому, что мало осведомлены о чем-то, а вследствие отсутствия возможности оформления воспоминаний в связанные грамматически правильно составленные конструкции.

Именно поэтому логопеды часто применяют наглядное моделирование в качестве метода усовершенствования речевых навыков при ОНР. Благодаря ему дети могут научиться воспринимать те или иные абстрактные понятия в качестве зрительных образов, поскольку, по утверждениям многих специалистов своей отрасли, в раннем возрасте визуальный материал усваивается гораздо быстрее вербального.

Понятие наглядного моделирования

Наглядным моделированием называют материальное воспроизведение свойств того или иного объекта, включающее в себя такие этапы:

  • анализ абстрактного понятия;
  • перевод его на язык знаков;
  • работа с моделированием.

В логопедии данный метод применяется как способ обучиться новым словам, а также с целью познания новых явлений окружающей среды для детей раннего возраста. Особенно это важно для тех детей, страдающих ОНР, которые были обделены общением со стороны родителей и им мало уделяли внимания в плане развития восприятия мира.

Для старшего дошкольного возраста с целью пополнения словарного запаса и улучшения речевых функций предлагаются такие задания, как пересказ текста, составление собственного рассказа по картине, описание того или иного действия.

Опыт специалистов показал, что при ОНР занятия с применением наглядного моделирования позволяют во многих случаях значительно скорректировать словарный запас и приблизить навыки общения к нормальным для своего возраста.

Когда не нужно бить тревогу?

Вполне естественно, что далеко не всегда опасения родителей имеют под собой обоснованную почву. Например, если у вас ребенок в два года умеет произносить только отдельные слова, а соседский малыш уже вовсю терзает окружающих вопросами на тему обустройства мира, то, вполне возможно, что спустя всего пару месяцев ситуация изменится кардинально, и поводов для беспокойств у вас уже не будет.

Однако для уверенности лучше посетить врача и провести соответствующие диагностические мероприятия, чтобы выяснить, нормальна ли такая задержка в вашем случае или нет.

Аналогично нельзя принимать за ОНР неспособность ребенка произносить определенную букву, чаще всего это касается «р». Такой дефект, конечно же, нельзя выпускать из виду, его нужно лечить у логопеда. В противном случае он может остаться на всю жизнь. Однако невыговаривание одной буквы не влечет за собой глобальных речевых нарушений.

Как видите, ОНР в большинстве случаев вылечивается и корректируется, если родители ребенка вовремя обратят на недуг внимание и серьезно подойдут к данной проблеме. Также залогом нормального развития является течение беременности, во время которой будущей матери следует вести здоровый образ жизни и не подвергаться всевозможным рискам.

ОНР 2 уровня описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «усвоение грамматической структуры предложения».

Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

Начинающееся различение некоторых грамматических форм, происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; поет - поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи проявляется достаточно выражено.

Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами.

Формы числа, рода и падежа для детей не несут смыслоразличительной функции. Изменение слов в роде, числе, падеже имеет случайный характер, и потому при использовании его допускается множество разнообразных ошибок.

Словес­ное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом назваются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначе­нию или другим признакам.

Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

— замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке);

— ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки);

— отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» — красный карандаш,«асинь ета» — красная лента).

Часто предлоги, такие дети, выпускают вообще, при этом существительное употребляется в форме именительного падежа, также возможны многочисленные замены предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы нарушено произношения большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» — сковорода), отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» — сапоги), замена и уподобления слогов.

Фонематический слух не сформирован, ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

При адекватном коррекционном воздействии дети переходят на третий уровень речевого развития, что даёт им возможность существенно расширить их речевое общение с окружающими.

Использованы материалы из книги Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. 1999г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, установленных в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение,2009;

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991;

Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Характеристика речи детей с ОНР II уровня речевого развития.

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать» — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мóга ку́каф» — много кукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «лёт бади́ка» — льет водичку, «тáсин петакóк» — красный петушок и т. д.В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т а тóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.

Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, плечо, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш, «аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» — холодильник.

Цель программы - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать лексико-грамматические средства языка и связную речь.

Задачи программы - развитие понимания речи; активизация речевой дея-тельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие произно-сительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР (II ур.) разделено на 3 периода обучения:

I период - 2 половина сентября- ноябрь, 11 недель, 29 занятий-3 занятия в неделю.

II период - декабрь -февраль, 13 недель, 34 занятия - 3 занятия в неделю.

III период - март- май, 14 недель, 36 занятий - 3 занятия в неделю.

Всего 99 занятий в год.

1-я половина сентября - обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Форма организации обучения - подгрупповая и индивидуальная.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

1.Активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2.Подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3.Постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

На подгрупповых занятиях проводится работа по:

1.Развитию лексико-грамматических средств языка(развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения).

2.Развитию связной речи (обучение детей самостоятельному высказыванию, выработка умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание).

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной категории, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность подгрупповых занятий - 3 раза в неделю, индивидуальных- 2 раза в неделю.

Цель подгрупповых занятий - развитие понимания речи; активизация ре-чевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие самостоятельной фразовой речи.

На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы:

Звуковая сторона речи

Смысловая сторона речи

Произношение

Фонематическое восприятие

Сентябрь,

октябрь, ноябрь

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков

Изолированно;

В слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

В словах;

В предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

Изолированно;

В обратных слогах;

В закрытых слогах;

В стечении с согласными;

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

Развитие понимания устной речи;

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь;

выделять название предметов, действий,

признаков;

понимание обобщающего значения слов;

подготовка к овладению диалогической формой общения;

практическое усвоение некоторых форм словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;

усвоение притяжательных местоимений «мой—моя»;

практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;

овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;

усвоение навыка составления короткого рассказа.

декабрь, январь, февраль

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

Изолированно;

В открытых слогах (звук в ударном слоге);

В обратных слогах;

В закрытых слогах;

В стечении с согласными;

В словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

По твердости — мягкости. по глухости — звонкости: а также:

В обратных слогах;

В словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

Дифференцируемые звуки;

Определенный заданный звук.

Определение места звука в слове;

Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

Осуществление анализа и синтеза прямого слога;

Выделение согласного звука в начале слова;

Выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

По твердости — мягкости

По глухости — звонкости:

В обратных слогах;

В слогах со стечением двух согласных;

В словах и фразах;

Составление предложений с определенным словом;

Анализ двусловного предложения;

Анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;

практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;

различение и выделение названий признаков по вопросам: какой-какая-какое;

усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

употребление предлогов: в-на-из-под.— совершенствование навыка ведения диалога;

сравнение предметов с выделением сходных качеств;

составление простого описания предмета;

закрепление навыка построения простого предложения;

распространение предложения путем введения однородных членов;

усвоение конструктно-сложных предложений;

составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;

заучивание простых стихов.

март, апрель,

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

В прямых и обратных слогах;

В слогах со стечением трех согласных;

В словах и фразах;

В стихах и коротких текстах;

Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;

закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк;

усвоение слов-антонимов;

закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;

расширение значений предлогов. — совершенствование диалогической формы речи;

распространение предложений;

составление рассказа по картинке, серии картин;

составление рассказа описания, пересказ;

усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Планируемые результаты логопедической работы:

правильно артикулировать поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

дифференцировать изученные звуки;

находить в предложении слова с заданным звуком;

соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

использовать в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

Распределение тем по месяцам:

Сентябрь: «Осень».

Октябрь: «Наше тело» «Овощи», «Фрукты», «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда».

Ноябрь: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда».

Декабрь: «Посуда», «Новогодний праздник», «Домашние животные», «Зима», «Зимние забавы».

Январь: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Дикие животные зимой», «Домашние птицы».

Февраль: «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Продукты питания», «Наша армия», «Семья», «Ранняя весна».

Март: «Ранняя весна», «Мамин праздник», «Весна», «Транспорт», «Первые весенние цветы», «Комнатные растения».

Апрель: «Комнатные растения», «Дикие животные весной», «Игрушки», «Аквариумные рыбки», «Насекомые».

Май: «Правила дорожного движения», «Почта», «Лето. Цветы на лугу».

Литература

1. Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение,2009.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991.

3. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

4. Т.Б Филичева, Т.В Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.

6. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002

7. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

9. Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988

10. Н.В.Соловьёва. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

11. Н.В.Нищева. Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

12. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

13. А.В. Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями слож-ных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владе-ют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готов-ность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонети-ки, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существитель-ными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных пред-ложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет ми-микой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым не-доразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от де-тей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему так называемого пассивного словаря, который значительно превышает активный. У умственно отсталых детей по-добной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигоф-ренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыс-лей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициа-тивность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточ-ная критичность к своей речи.

Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз рече-вой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неодно-значный.

Значительная ограниченность активного словарного запаса про-является в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосоче-танием ребенок обозначает несколько разных понятий ("биби" - са-молет, самосвал, пароход; "бобо" - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот ("адас" - карандаш, рисовать, писать; "туй" - сидеть, стул).

Характерным является использование однословных предложе-ний. Как отмечает Н.СЖукова, период однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господ-ствующим только в течение 5-6 месецев и включает небольшое количест-во слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов ("дай хеба" - дай хле-ба), которые могут соседствовать - с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим недоразвитием речи на-блюдается расширение объема предложения до 2 - 4 слов, но при этом синтаксические конструкции остаются полностью неправильно оформленными ("Матик тиде туя" - Мальчик сидит на стуле). Дан-ные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом раз-витии.

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представле-ния об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).

Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 - 2-сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру ко-личество слогов сокращается до 2 - 3 ("ават" - кроватка, "амида" - пи-рамида, "тика" - электричка). Фонематическое восприятие грубо на-рушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Переход к II уровню речевого развития (начатки общеупотреби-тельной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще-употребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых грамматиче-ских форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет поют) и относящим-ся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс но-сит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие ре-чи у данных детей проявляется достаточно выражено.

Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается пе-речислением непосредственно воспринимаемых предметов и дейст-вий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на ко-ротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грам-матического строя речи легко обнаруживается при усложнении рече-вого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.

Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разно-образных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словес-ного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначе-нию или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситу-ации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обознача-ются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса под-тверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транс-портные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей живо-тных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предме-тов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются заме-ны названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

1) замены падежных окончаний ("катался-гокам" - катается на горке);

2)ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов ("Коля питяля" - Коля писал); при изменении существительных по числам ("да памидка" - две пирамидки, "дв кафи" - два шкафа);

3) отсутствие согласования прилагательных с существительны-ми, числительных с существительными ("асинь адас" - красный ка-рандаш, "асинь ета" - красная лента, "асинь асо" - красное колесо, "пат кука" - пять кукол, "тиня пато" - синее пальто, "тиня кубика" - синий кубик, "тиня кота" - синяя кофта).

Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме ("Кадас ледит аепка" - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена предлогов ("Тетатка упая и тая" - Тетрадь упала со стола).

Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мяг-ких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих ("тупаны" - тюльпаны, "Сина" - Зина, "тява" - сова и т.п. ); гру-бые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов ("тевики" - снеговики).

При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобле-ния слогов, сокращения звуков при стечении согласных ("ровотник" - воротник, "тена" - стена, "виметь" -медведь).

Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недо-статочность фонематического слуха, их неподготовленность к освое-нию навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - IIIуровень речевого развития, что позво-ляет расширить - их речевое общение с окружающими.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развер-нутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствую-щие пояснения ("Мамой ездила асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак" - С мамой ез-дила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).

Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи зву-чат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), ког-да один звук заменяет одновременно два или несколько звуков дан-ной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с ("сяпоги" вместо са-поги), ш ("сюба" вместо шуба), ц ("сяпля" вместо цапля).

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частя-ми речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные пред-ложения ("Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка" - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).

Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знако-мых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ ("Кошка пошья куеуке. И вот она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куица. Сыпьятках мого. Шама штоит. Куица хоеша, она погана кошку" - Кошка пошла к курице. И вот она хочет цыпляток есть. Они бежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Сама стоит. Курица хорошая, она прогнала кошку).

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позво-ляет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компо-нентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

В устном речевом общении дети стараются "обходить" трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испыты-вают большие трудности при самостоятельном составлении предло-жений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами ("Миша зяпякаль, ато-му упал" - Миша заплакал, потому что упал). При составлении пред-ложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предме-тов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на значительный количественный рост словарного за-паса, специальное обследование лексических значений позволяет вы-явить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, бесед-ка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить, подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - "часы", донышко - "чайник");

б) подмена названий профессий названиями действия (балери-на - "тетя танцует", певец - "дядя поет" и т.п.);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот, (воробей - "птичка"; деревья - "елочки");

г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -"большой", короткий - "маленький").

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагатель-ными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предме-тов, способы действий.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненор-мативные ("столенок" - столик, "кувшинка" - кувшинчик, "вазка" - ва-зочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.

Большое число ошибок приходится на образование относитель-ных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами пи-тания, материалами, растениями и т.д. ("пухный", "пухавый", "пуховный" - платок; "клюкин", "клюкный", "клюконный" - кисель; "стекляшкин", "стекловый" - стакан и т.п.).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существитель-ными в роде, числе, падеже ("Книги лежат на большими (большие) столах" - Книги лежат на больших столах);

б) неправильное согласование числительных с существительны-ми ("три медведем" - три медведя, "пять пальцем" - пять пальцев; "двух карандаши" - двух карандашей и т.п.);

в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание ("Ездили магазин мамой и братиком" - Ездили в магазин с мамой и братиком; "Мяч упал из полки" - Мяч упал с полки);

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного чис-ла ("Летом я был в деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гу-си").

Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжа-ют наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, на-рушения слоговой структуры в наиболее трудных словах ("Гинасты выступают в цирке" - Гимнасты выступают в цирке; "Топовотик чинит водовот" - Водопроводчит чинит водопровод; "Такиха тет тань" - Ткачиха ткет ткань).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готов-ность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не по-зволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопе-да.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского са-да общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.
Нарушения речи у детей. – М., 1993.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь