Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Процесс поиска новых смысловых и нравственных ориентиров в нашем обществе еще далек от своего завершения. Сильный ценностный сдвиг, произошедший в области взаимоотношений полов – одной из наиболее важных сторон человеческой жизни, сделал ее предметом пристального внимания современных православных богословов. В свете этого особенно актуальной предстает статья кандидата филологических наук, сотрудника Института перевода Библии Андрея Десницкого .

Многие люди считают, что для христиан всё, связанное с сексом, является грехом. Заблуждение ли это? Трудно ответить однозначно, потому что тут всё упирается в наше представление о сексе. В современной культуре это, безусловно, один из главных идолов, в жертву которому люди готовы приносить что угодно – и отношение христиан к такому идолу может быть лишь резко отрицательным. Так уж сложилось, что заповеди "не убий" и "не укради" современное общество охотно принимает и считает основами своего правопорядка, но вот отношение к заповеди "не прелюбодействуй", которая идет в том же списке, уже совсем другое. По сути, ее заменила заповедь "мы все имеем право на всё, что происходит по взаимному согласию между совершеннолетними гражданами".

Одна из уловок идола по имени "секс" как раз состоит в том, чтобы присвоить всё, что только связано в человеке с полом и интимной жизнью. Дескать, существуют только два варианта: поклоняться этому идолу или отвергать всякую мысль о телесной стороне любви как греховную. Но это, разумеется, ложный выбор.

А что говорит о телесном общении полов Библия? С самого начала рассказа о сотворении человека книга Бытия отмечает: "...сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (1:27). То есть деление на два пола не просто задумано Богом, но оно оказывается почти настолько же важным, как и сотворение "по образу Божию". Далее, во второй главе той же книги, мы встречаем и объяснение: "...не хорошо быть человеку одному" (2:18). То есть совместная жизнь мужчины и женщины – неотъемлемое свойство человечности, и – внимание! – его смысл отнюдь не сводится к продолжению рода, как у зверей или птиц, которых Бог тоже сотворил самцами и самками, но ничего подобного о них не сказал. Для человека принципиально важно общение с тем, кто равен ему... и в то же время отличается от него.

Можно ли считать, что с самого начала, еще в Эдемском саду, общение между полами подразумевало и телесную любовь? Мы не знаем наверняка, но уж совершенно точно нигде в Библии – ни в книге Бытия, ни в других книгах – ничего не говорится о греховности такой любви. Может быть, в Эдемском саду всё вообще было иным, чем в нашем мире, и общение полов там тоже выглядело совершенно иначе. Вообще, первые главы Бытия обращают сравнительно мало внимания на эту сторону жизни, она идет у людей как бы сама собой: например, в пище им даются определенные ограничения (Ною и его потомкам запрещено вкушать кровь), но отношения между полами практически никак не регулируются.

Правда, есть один загадочный эпизод прямо перед рассказом о Ноевом потопе: "сыны Божьи" берут себе в жены "дочерей человеческих" (Быт. 6:2), и такое их поведение является явным грехом. Мы не знаем, о ком именно тут идет речь: может быть, о князьях и правителях, которые заводили себе гаремы, не спрашивая желания самих девушек. Но могут здесь подразумеваться и языческие культы с их оргиями, в которых, как верили их участницы, они вступают в "священные браки" со своими божествами. Такое прочтение вполне согласуется с библейской традицией, ведь в ней очень часто отношения Бога и Израиля изображаются как брачный союз, а поклонение идолам приравнивается к блуду.

Соответственно, греховность блуда вовсе не в том, что люди вступают друг с другом в интимную связь, а в том, что они нарушают узы верности, которые связывают супругов или жениха и невесту. Библия никак не отрицает телесной стороны любви, но ограничивает ее рамками брачного союза. В Ветхом Завете есть удивительная книга – Песнь Песней, – которая воспевает именно такую цельную любовь, в которой верность друг другу и душевное единение сочетаются с телесной близостью любящих: "Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина..." – так начинается эта книга. Ее издавна толковали аллегорически, как рассказ о любви Бога и избранного народа или Церкви (что, в общем-то, одно и то же), но и при таком толковании телесная любовь оказывается возвышенной и прекрасной: ведь это с ней сравнивается мистическое общение с Богом! Если бы она была греховной, такое сравнение просто было бы кощунством.

Итак, телесная близость считалась неотъемлемой частью брака, а сам брак – союзом мужчины и женщины... или мужчины и нескольких женщин. Ветхий Завет никак не запрещает и не регламентирует многоженства, и мы видим в нем немалое количество мужчин, у которых было больше одной жены. Кроме полноправных жен, встречались еще и наложницы, то есть рабыни, делившие ложе со своим господином. Иногда их появление было связано с тем, что жена оставалась бездетной (именно по этой причине, например, Авраам взял себе в наложницы Агарь, служанку своей жены Сары), но, конечно, причины тут могли быть и другими. Сегодня такое отношение к женщине кажется нам жестоким и варварским, но на самом деле это частный случай рабства, которое вовсе не отрицается в Ветхом Завете. Там вообще нет призывов к социальной революции: существующие в обществе нормы скорее принимаются, но остается явным стремление преобразить это общество изнутри. Со временем люди приходят к пониманию того, что нормы их жизни просто не соответствуют идеалам их веры, и начинают менять свои нормы (некоторые, правда, предпочитают менять веру).

Так получилось и с рабством, и, много раньше того, с многоженством. Уже к концу ветхозаветного времени мы видим, как безо всяких запретов нормой стал союз одного мужчины и одной женщины, ведь именно такой брак наилучшим образом отражает принцип, заложенный еще в рассказе о сотворении человека. Мужчина и женщина могут быть неравноправны в некоторых общественных условиях, но по своей природе они равны, едины и дополняют друг друга. Более того, именно в Ветхом Завете мы встречаем удивительные рассказы о женщинах, сыгравших огромную роль в истории израильского народа, причем сыгравших ее именно по-женски. Вот моавитянка Руфь, которая в точности исполнила законы Израиля тогда, когда многие израильтяне сами о них забыли, а вот красавица Есфирь, ставшая персидской царицей и уговорившая царя отменить назначенное избиение евреев. Им посвящены отдельные книги, но подобных героинь мы встретим и в других повествованиях Ветхого Завета. Именно такие рассказы надежнее всяких политических деклараций заставляли мужчин взглянуть на женщину иными, чем прежде, глазами.

Но в некоторых отношениях Ветхий Завет все же резко противостоит нормам того времени. В те далекие времена во многих культурах вполне нормальными считались связанные с сексом обряды: так, "храмовые блудницы" при языческих капищах не просто зарабатывали себе на жизнь, но скорее выполняли своего рода священнодействие, как они его понимали. Ветхий Завет в самых резких выражениях осуждает такое. Не оставляет он никаких добрых слов для еще одного явления, широко распространенного сегодня – гомосексуализма. Причина вполне понятна: он противоречит замыслу Творца о единстве двух полов. Сегодня принято брать за точку отсчета желания самих людей: "А что в этом плохого, если они сами того хотят?" – но для Библии человеческая воля никогда не стоит на первом месте. Свобода выбора человека не должна приводить к нарушению ясно выраженных заповедей и к извращению естественных форм жизни.

В то же время конкретную форму супружеских отношений в браке Библия никак не пытается определять, оставляя ее целиком и полностью на усмотрение супругов. Благословенно всё, что совершается в браке ради целостности человека и единства между мужчиной и женщиной, и осуждается всё, что уводит человека в сторону от этих ценностей.

Новый Завет продолжает эту линию: достаточно вспомнить, что свое первое чудо Христос сотворил на свадьбе в Кане Галилейской. Он не просто почтил это празднество своим присутствием, но, превратив воду в вино, позволил ему продолжаться и дальше. Тем самым Он подтвердил великую ценность брака. В Евангелии от Матфея мы находим и слова о том, что брак, по сути, есть нерасторжимое единство (Ветхий Завет как раз допускал развод): "Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (19:9). Лишь прелюбодеяние, т.е. односторонний выход супруга из брачного союза, может этот союз разрушить. Такая строгость удивила даже ближайших учеников: "Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться". Оказывается, брак накладывает на мужчину такие серьезные обязательства...

И тут прозвучали очень необычные слова Спасителя: "Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (19:11-12). Понятно, что существуют люди, физически не способные к плотской любви и потому непригодные для брака (скопцы), причем одни из них таковы от рождения, а другие подверглись хирургической операции. На них, естественно, права и обязанности брака не распространяются. Но кто эти скопцы, сделавшие себя таковыми "для Царствия"? И по сей день существует секта, которая понимает эти слова буквально: ее приверженцы физически оскопляют себя.

Но, по-видимому, эти слова надо трактовать не в большей степени буквально, чем призыв вырывать себе глаз, когда увидишь нечто соблазнительное (Мф. 5:29). Оскопивший себя ради Царствия – это человек, добровольно отказавшийся от радостей семейной жизни, чтобы служить Богу. Обратим внимание, что Христос вовсе не принижает брака, вовсе не называет тех, кто от него не отказывается, какими-то второсортными людьми, негодными для духовной жизни: наоборот, это они "вмещают" заповедь о нерасторжимости брака. Отказ от брака подобен временному отказу от пищи, т.е. посту: в пище нет ничего дурного, она тоже дар Божий людям, но в определенной ситуации человек смиряет себя, отказывая себе в самом необходимом, чтобы подчеркнуть свою всецелую преданность Богу и зависимость от Него.

Позднее эту мысль развил апостол Павел. Он сам оставался холостым, да и какая семья выдержала бы такие странствия и опасности, через которые довелось ему пройти! Он объяснял это так: "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7:32-33), – и потому советовал тем, кто хочет всецело посвятить себя служению Богу, оставаться холостыми. Впрочем, для него и епископ мог быть женатым, лишь бы только это был "муж одной жены", т.е. человек, проявивший верность в браке. Последние полтора тысячелетия, правда, епископы избираются из числа монахов, как раз решивших стать "скопцами ради Царствия".

Брак и для апостола Павла есть образ отношений Бога и человека. Ему принадлежат удивительные слова, над глубиной смысла которых мы редко задумываемся: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5:22-25). Да, с одной стороны, апостол Павел говорит о подчиненном положении жены (что в том обществе было совершенно естественно), но с другой – указывает на источник этой внутрисемейной иерархии. Она отражает отношения между Богом и Церковью, а главное, мужьям вовсе не дозволяется самодурствовать и пользоваться своей властью для самоуслаждения. Они призваны любить своих жен, и не только так, как жених любит невесту, но и той любовью, которую на Кресте явил Сам Христос. Прочитав такие слова, поневоле придешь к выводу, что роль мужей в семье апостол описывает куда строже, чем роль женщин: повиноваться не так уж и трудно, а вот повторить подвиг любви, явленный на Кресте...

А что же интимные отношения? Как и в Ветхом Завете, у апостола Павла они есть неотъемлемая часть супружеской жизни и только ее: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7:4-5). Как мы видим, здесь предложен главный принцип христианской аскетики: время молитвы и особого духовного сосредоточения, называемое постом, требует от человека отказа от привычных радостей жизни. И вместе с тем он уточняет, что в супружеских отношениях такое должно происходить только по взаимному согласию, иначе "высокая духовность" одного из супругов может стать тяжким искушением для другого.

Как мы видим, Библия признает телесную, интимную или, если угодно, сексуальную сторону человеческой жизни как естественную и непостыдную. При этом она ставит ей определенные рамки, а еще точнее – указывает на главный принцип единства мужчины и женщины и их верности Богу и друг другу в браке, которому и должна подчиняться эта сторона нашей жизни. Сексуальная вседозволенность, равно как и отвращение от телесной стороны любви как от чего-то грязного и греховного, в равной степени чужды Библии. Как всегда, она призывает нас идти средним, "царским" путем.

Быт 43:30 ...потому что воскипела любовь к брату его,..
2Цар 1:26 ...любовь твоя была для меня превыше любви женской...
Пс 108:4 ...за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;..
Пс 108:5 ...за любовь мою – ненавистью...
Притч 10:12 ...но любовь покрывает все грехи...
Притч 15:17 ...Лучше блюдо зелени, и при нем любовь ,..
Притч 27:5 ...Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь ...
Еккл 9:6 ...и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли,..
Песн 2:4 ...и знамя его надо мною – любовь ...
Песн 8:6 ...ибо крепка, как смерть, любовь ;..
Песн 8:7 ...Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь ,..
Иер 2:33 ...Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь !..
Мал 1:2 ...А вы говорите: в чем явил Ты любовь к нам? –..

Мф 24:12 ...и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ;..
Ин 13:35 ...если будете иметь любовь между собою...
Ин 17:26 ...да любовь , которою Ты возлюбил Меня, в них будет,..
1Пет 4:8 ...Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу,..
1Пет 4:8 ...потому что любовь покрывает множество грехов...
2Пет 1:7 ...в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь ...
1Ин 2:5 ...в том истинно любовь Божия совершилась:..
1Ин 3:1 ...Смотрите, какую любовь дал нам Отец,..
1Ин 3:16 ...Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою:..
1Ин 3:17 ...как пребывает в том любовь Божия?..
1Ин 4:7 ...потому что любовь от Бога,..
1Ин 4:8 ...потому что Бог есть любовь ...
1Ин 4:9 ...Любовь Божия к нам открылась в том,..
1Ин 4:10 ...В том любовь , что не мы возлюбили Бога,..
1Ин 4:12 ...и любовь Его совершенна есть в нас...
1Ин 4:16 ...И мы познали любовь , которую имеет к нам Бог,..
1Ин 4:16 ...Бог есть любовь ,..
1Ин 4:17 ...Любовь до того совершенства достигает в нас,..
1Ин 4:18 ...но совершенная любовь изгоняет страх,..
1Ин 5:3 ...Ибо это есть любовь к Богу,..
2Ин 1:6 ...Любовь же состоит в том,..
Иуд 1:2 ...милость вам и мир и любовь да умножатся...
Рим 5:5 ...потому что любовь Божия...
Рим 5:8 ...Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем,..
Рим 12:9 ...Любовь да будет непритворна;..
Рим 13:10 ...Любовь не делает ближнему зла;..
Рим 13:10 ...итак любовь есть исполнение закона...
1Кор 8:1 ...но знание надмевает, а любовь назидает...
1Кор 13:4 ...Любовь долготерпит, милосердствует,..
1Кор 13:4 ...любовь не завидует,..
1Кор 13:4 ...любовь не превозносится, не гордится,..
1Кор 13:8 ...Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,..
1Кор 13:13 ...А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь ;..
1Кор 13:13 ...но любовь из них больше...
1Кор 16:24 ...и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе...
2Кор 2:4 ...но чтобы вы познали любовь , какую я в избытке имею к вам...
2Кор 2:8 ...И потому прошу вас оказать ему любовь ...
2Кор 5:14 ...Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так:..
2Кор 13:13 ...и любовь Бога Отца,..
Гал 5:22 ...Плод же духа: любовь , радость, мир, долготерпение, благость,..
Еф 3:19 ...и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову,..
Еф 6:23 ...Мир братиям и любовь ...
Флп 1:9 ...и молюсь о том, чтобы любовь ваша...
Флп 2:2 ...имейте одни мысли, имейте ту же любовь ,..
Кол 3:14 ...Более же всего облекитесь в любовь ,..
2Фес 1:3 ...и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,..
2Фес 3:5 ...Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию...
1Тим 1:5 ...Цель же увещания есть любовь ...
Откр 2:4 ...что ты оставил первую любовь твою...
Откр 2:19 ...и любовь ,..

Прем 6:18 ...а забота об учении – любовь ,..
Прем 6:18 ...любовь же – хранение законов ее,..
Прем 16:21 ...Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям...
Сир 1:14 ...Любовь к Господу – славная премудрость,..
Сир 9:9 ...от нее, как огонь, загорается любовь ...
Сир 25:2 ...это – единомыслие между братьями и любовь между ближними,..
Сир 40:20 ...но лучше того и другого – любовь к мудрости...
Сир 44:27 ...который приобрел любовь в глазах всякой плоти,

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» 1 Иоанна 4:8

Что такое любовь? Когда мы, как люди, думаем о любви, мы думаем о каких-то хороших и приятных чувствах. Однако настоящая любовь не зависит от чувств. Она подразумевает под собой намного больше, чем то, что я чувствую к кому-то. Это касается и романтичной любви, и любви к кому-то из родственников, к другу или к коллеге – Мы часто дарим свою любовь илм принимаем её из расчёта на то, какую пользу это принесёт нам самим. Но, как я поступлю если любовь к кому-то будет чего-то стоить? Что говорит Библия о любви?

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» 1. Кор. 13:4-8

Когда я поступаю так, несмотря на свои чувства, и независимо от того, что делают другие люди, тогда я нахожусь в любви. Я не чувствую, что я нахожусь в любви, когда я искушаюсь к гневу, к нетерпению, к тому, чтобы искать своего, верить во все плохое или потерять веру в кого-то. Когда же я отвергаю все эти чувства и вместо этого радуюсь, становлюсь долготерпеливой, смиряю себя, сношу других и все переношу – это и есть настоящая любовь. Любовь жертвует собой, всеми своими естественными реакциями, требованиями, которые являются частью человеческой натуры, тогда я ничего не ожидаю получить взамен.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» Иоанна 15:13

Возлюбить первому

«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.» 1. Иоанна 4:10. Хорошо, когда меня кто-то любит и я отвечаю таким людям взаимной любовью. Это нетрудно. Но это не является доказательством любви. Бог возлюбил нас до того, как мы возлюбили Его, и мы не сделали ничего, чтобы заслужить Божью любовь. Как я реагирую если со мной плохо обошлись? Где тогда моя любовь? Любовь даёт, даёт не только тем, кто к нам хорошо относится. Но любовь любит своих врагов, она любит первой. Эта любовь не исчезает, даже если она не будет вознаграждена взаимностью. Эта любовь все переносит.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.» Матф. 5:44-45

Божественная любовь

«Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.» 1. Иоанна 4:20-21

Наша любовь к Богу не больше нашей любви к нашим ближним. Божественная любовь не изменяется в зависимости от обстоятельств. Она тверда.

Зачастую мы желаем, чтобы другие изменились. Нам трудно любить людей такими, какими они есть, и мы хотим, чтобы они изменились. Это доказательство того, что мы больше заняты своим собственным благополучием и комфортом. Мы ищем своего, вместо того, чтобы любить других.

Истина заключается в том, что вместо того, чтобы надеяться на то, что другие изменятся, мы должны найти грех в себе самих и очистится от него. Личный интерес и мысли о том, что «я знаю лучше», тщеславие и упрямство, и т.д. – все эти грехи я нахожу в себе, когда я имею дело с другими людьми. Когда мы освобождаемся от всего этого, тогда мы можем сносить, верить, надеяться и все переносить ради других. Мы любим окружающих такими, какими они есть, мы начинаем молиться за них с искренней любовью и заботой.

Без исключений

Здесь нет исключений. Не должно быть даже мысли о том, что этот человек этого не заслужил. Иисус отдал Свою жизнь за нас и это является неопровержимым доказательством того, как сильно Он любит нас. Никто другой не заслуживает этого меньше, чем мы. Любить – не значит соглашаться с грехами других или соглашаться со всем, что бы они ни делали. Любовь – это когда мы носим других в своих сердцах, молимся за них, верим в них, и желаем им самого лучшего, несмотря на то, что говорят чувства. Тогда я могу любить того, к кому изначально испытывала нежелание. Тогда я могу наставлять, давать совет или исправлять, чтобы помочь другим удалиться от всего того, что может принести вред. Но всё это только тогда, когда мною движет искренняя забота о других людях.

Каждый, кого я встречаю, должен посредством общения со мной почувствовать влечение ко Христу. Любовь влечет людей. Доброта, смирение, кротость, терпение, понимание. Как можно почувствовать влечение, если из меня исходят: нетерпение, гордость, грубость, ненависть и т.д.?

Когда я чувствую, что мне не хватает этой божественной любви, тогда я могу просить Бога, чтобы Он показал мне, как я могу получить её. Я должна быть готовОЙ пожертвовать своей собственной волей и начать думать о других.

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» 1. Кор. 13:13

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». 1Ин, 4-16

Эта статья о любви, а также о том: можем ли мы понять, что такое любовь и дать определение этому слову. Смотря телевизионные передачи, читая книги, а также общаясь с другими людьми, мы часто слышим и употребляем слово «любовь», но понимаем мы его по-разному, по-разному и объясняют его. Как узнать нам: есть ли любовь в нас, есть ли любовь во мне?
Для чего мы живем на Земле, а также что такое любовь - трудно объяснимые понятия. Рассуждая о них, мы неизбежно приходим к понятию слова Бог. Апостол Иоанн говорит нам, что «Бог есть любовь». Это короткое, но очень емкое определение раскрывается в Библии на многих ее страницах. Соответствует ли наша понятие любви истинности мы можем определить только при соответствии её Богу. Всё остальное о понятии любви людьми любовью не является. Если Бог есть любовь, то всё, что не соответствует Слову Божьему в понятиях людьми слова ЛЮБОВИ не должно называться словом ЛЮБОВЬ! Давйте проверим это уже через соответствие Слову Божьему от того, кому Бог велел нести Его Слово людям, а это были в первую очередь Его личные свидетели и посланники. Апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам в 13-ой главе говорит нам:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает».

Библия утверждает, что любовь- это проявление Бога в нас, это состояние Бога в нас и везде. Бог не имеет начала и конца, также и любовь бесконечна и не имела никогда начала и не будет иметь никогда конца. Любовь без Бога не бывает. Следовательно, любовь существовала до сотворения Земли. Любовь, которую обретает человек в себе, рождается совместно с Богом как дар от Бога, то-есть человек получает в себе то, что существовало до его рождения в вечности всего. И далее, каждое следующее утверждение о любви, которое делает Апостол Павел, все больше и больше объясняет нам величие любви: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Любовь больше, потому что когда мы любим Бога, то верим, что Он есть, и надеемся на встречу с Ним, то-есть если мы любим, то мы имеем в себе и веру, и надежду. И далее: «Любовь не делает ближнему зла». (Рим,:13-10) Итак, когда люди говорят, что существует разная любовь: Божья, родительская, любовь к деньгам и прочее, то это есть ложь, так как любовь может быть только Божьей, истина которой проверяется указанными стихами этими и другими в Библии.

Заповеди, Нового Завета для христиан определяли и определяют необходимые и правильные отношения между людьми и Богом, а также и между людьми в их повседневной жизни. Эти заповеди, исполняются людьми полностью, когда они руководствуются при этом любовью. «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.» (Галатам, 5:6) Вера настоящая, истинная без любви к Богу не бывает, и об этом говорится в этой статье. Отношения между людьми имеют большие различия, когда они основаны на любви друг к другу и когда любовь отсутствует.

1) Когда люди живут без любви друг к другу, то для их отношений между собой требуются законы, судьи, полиция и т.д. Люди ищут справедливости. И не всегда легко доказать, кто из них прав, а кто виноват, для тех, кто разбирает их тяжбы. И в итоге часто спорят, ссорятся, ругаются, стараются мстить за нанесенные обиды. Одни нуждаются в законах и охране, чтобы их не обидели; другие нуждаются в том, чтобы они не нарушили законы и не обижали других.
2) Когда люди живут и поступают друг к другу по любви, они не нуждаются в судьях, полиции и законах, т.к. они поступают в своих отношениях по милости. Милость выше справедливости. Разве может человек сделать что-то плохое тому, кого он любит. Когда человек любит другого, то он прощает ему все недостатки его и все его ошибки. Бог любит людей и относится к людям по милости, прощая все их грехи на Земле, но для этого люди должны быть с Богом, не отрицать Его, а признать Его своим Богом. А для того, чтобы быть вместе с Богом в Его вечности, нужно обрести любовь к Нему. Бог никого не хочет заставить силой быть с Ним в вечности. Но так как в бесконечности нет такого места, где не было бы Бога, то отвергающие Бога, не любящие Бога, существовать после физической смерти своей на Земле просто не могут. Бог относится к людям по милости, так как по справедливости все люди осуждены и лишены жизни вечной.

Жить без любви с Богом и людьми в вечности невозможно. Многие знают из людей, что прожить без любви вместе трудно даже один день. Но можно прожить вместе с тем, кто не имеет любви к тебе все же этот день, но для этого нужно иметь терпение. Можно прожить даже 10, 20 и 50 лет, но жить в вечности с Богом и с людьми, не любя их, невозможно. Также и люди должны понимать: может ли быть Бог с человеком в вечности, если человек отвергает и не любит Бога. Все это дает нам возможность для понимания обращения Иисуса Христа к христианам, Его последователям, со следующими словами:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». От Иоанна, 13-34

Если мы любим Бога, то мы должны научиться любить друг друга, а это значит мы должны руководствоваться теми требованиями, которые содержатся при объяснении понятия слова «любовь». На первом месте у любящего человека становится не он сам, а тот, кого он любит. Любящий человек всегда жертвует своим временем, материальным благополучием и всем другим дорогим и необходимым для него самого, жертвует для любимого. И это совершается без всякого насилия над собой, это становится потребностью и приносит любящему счастье. Любовь отрицает эгоизм, делает его невозможным. Для нас становится более важным другой человек и, в конечном итоге: Бог и человек.

Отвержение эгоизма, своего «я» есть наше жертвоприношение. Мы жертвуем себя для другого, жизнь другого для нас становится более важной, чем своя. Это главное в любви. Без жертвоприношения любви не бывает!!! Любовь - это поток доброты от любящего к любимому. При этом любящий может не получить ответной любви. Так часто бывает в жизни людей, а также это относится и к неверующим людям, которые отвергают любовь Бога к ним.

Мне понятны боль и печаль людей любящих других, но не имеющих ответной любви! Да, есть печали и боли, которые невозможно разрешить на земле. Мы их уносим в вечность, которая принадлежит Богу и всем Детям Его, которые любят не только Бога, но и друг друга. Поэтому там нет безответной любви. Поэтому печаль и боль не могут сопровождать жизнь людей у Бога, всего этого люди у Бога иметь не будут! Стать с Богом Его чадом никогда не поздно для человека, если он имеет любовь в себе к людям. Стремление понять другого, понять его переживания и трудности в жизни и возникающее при этом желание помочь ему есть один из источников зарождения любви в себе.

Любовь- это не чувство, как заявляют многие в этом мире. Любовь вызывает чувства: радости, горя, беспокойства и т.д., которые связаны с переживанием за жизнь того, кого мы любим. Мы радуемся счастью любимого и при этом сами становимся счастливыми. Мы переживаем за все его неудачи, огорчаясь вместе с ним. И если он имеет в чем-то необходимость, то мы помогаем ему, невзирая на то, даже если это будет трудно для нас и опасно. И это мы делаем с радостью, даже если это связано с жизнью для нас. Любящий может посвятить всю свою жизнь любимому, не получая при этом от него ничего для себя, кроме обретения счастья помочь ему, участвуя в его заботах.

Так что же такое любовь? Полностью это не объяснимо. Если сказать, что это наше отношение к детям? Да, это так. Но ведь есть родители, которые не любят своих детей, бросают их. Также есть и дети, которые не любят своих родителей. Но ведь любовь может быть и к неродному человеку. Также и отношения между мужем и женой могут быть основаны на любви, а могут быть основаны только на штампе в паспорте. Любовь может быть в нас, может и не быть. И если человек живет без любви, то жизнь его напрасна и пуста, являясь несчастной и не имеющей вечности.
Любовь-это такое состояние, как будто кто-то присутствует в нас и подчиняет наши действия, управляя нами в пользу того, кого мы любим, отрицая наш эгоизм, наше «я».
Любовь не связана с внешностью того человека, которого мы любим. Если бы это было так, то Господь сказал бы христианам: любите красивых; но Он сказал: «Любите друг друга». Люди говорят иногда иначе: «Как я могут любить других (называя по имени своих товарищей по работе или тех, кто вместе с ними ходит в церковь), ведь они имеют недостатки, которые мне неприятны?» Но почему это люди не задаются таким же вопросом к себе: «А как можно любить меня, ведь у меня тоже немало недостатков, много плохого?» Все люди хотят, чтобы их любили и уважали, невзирая на их недостатки. Ответив на второй вопрос, нам становится понятным ответ на первый вопрос. Любить других людей - это значит помочь им исправить свои недостатки, а если они имеют физические недостатки, то помочь им в том, в чем они нуждаются.

Рождение любви в человеке начинается в процессе совместной жизни с людьми, когда человек начинает проявлять сочувствие к людям, находящихся в различных жизненных ситуациях, когда эти люди не безразличны в жизни самого человека по духовному соответствию нас и у нас возникает потребность связать с ними всю свою жизнь. Родственность и любовь- это по сути одно и тоже. Только любовь выше родственности, так как родственность без любви не имеет никакого значения.

У писателя Достоевского в «Братьях Карамазовых» упоминается беседа одной неверующей женщины с глубоко верующим человеком- старцем Зосимой. Она спрашивает его: «Как можно стать верующей?» И старец сказал: надо научиться любить людей, и в первую очередь, конечно же, тех, с которыми мы живем и работаем рядом. И далее Старец Зосима рассказывает об одном человеке, который на пожелание научиться любить людей ответил, что он любит все человечество, что любит всех людей Земли и даже готов отдать жизнь за человечество, но не может вытерпеть и одного дня проживания с кем-то вместе: будь то в гостинице или при других обстоятельствах нахождения вместе.
Нам надо научиться любить ближних в первую очередь, которые оказывают нам милость (Лука, глава 10:25-37). Без этого мы не можем обрести любовь к другим людям. В романе Достоевского «Идиот» есть высказывание: «В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя» (Полн. собр. соч., т. 8, стр. 379).

Еще один пример о «любви» людей: несколько лет назад я работал вместе с одной женщиной по подготовке документации к микрофильмированию. Она часто говорила всем: «Я люблю тебя», «Я люблю всех». «Тебе не трудно всех нас любить?» - спросил я ее. «Ведь имея любовь к людям, надо им помогать, то-есть жертвовать своим временем или чем-то другим». Но ее ответ был категоричен: «Мне не трудно любить всех». Но я же видел, что для обработки документации она выбирает самые легкие ящики - коробки с документацией. Поэтому мой вопрос к ней был такой: «Почему ты выбираешь для себя легкие для обработки коробки с документацией, хотя мы должны брать коробки по их порядку сложения? Выбирая легкие, ты оставляешь своим товарищам трудные для обработки коробки. Если ты нас любишь, то выбирай для себя самые трудные». Ответ ее был такой: приложив палец ко рту, она сказала: «Тсс, не говори громко!». И это было понятно, так как рядом работали наши товарищи.
Конечно, любить всех трудно, хотя надо стремиться к этому. Бог любит всех, но Его воплощение любви к людям-Голгофа. Христос принес Себя в жертвоприношение для всех людей, чтобы выкупить их грехи, испытав чудовищные страдания.

Исполнение жертвоприношения Богом на Голгофе не могло произойти без любви Бога к людям. Это подтверждается в 1-ом послании Коринфянам, гл. 13-3: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею-нет мне в том никакой пользы». Здесь Апостол Павел, обращаясь к людям, говорит о великом значении всех благородных поступков людей, когда они их совершают по любви, которая является Богом в них, и только такие поступки могут принести им пользу. О какой пользе говорит Павел здесь? О материальной? Конечно, нет! Это говорится о том, что поступки этих людей угодны Богу и совершаются человеком по пожеланию Бога и при согласии человека выполнить их незамедлительно по потребности человека. Исполнение такого поступка приносит человеку радость. Но все это не что иное как перенесение божественности той любви Господа на Голгофе к людям, которую мы должны не только понять, но и стремиться воплотить ее в себе. Так надо понимать стихи 1-го Послания, глава 13-3.

Господь наш не мог пойти на Голгофу без любви к людям. Ко всем людям! И к тем, кто плевал на Него, и к тем, кто прибивал Его руки и ноги гвоздями ко кресту. Это так удивительно для людей в их существовании на Земле, что порою даже трудно понять поступок Бога, Его великую любовь к людям. За время существования людей ничего не было выше Голгофы!
Любовь к людям рождает ответную любовь. Но не всегда! И это очень печально. Бог любит всех людей, но не все люди любят Бога. Ответная любовь характеризует внутреннюю сущность человека, его желание помочь людям и быть благодарным за все, что получает он от людей и от Бога, быть благодарным за все хорошее, что делают для него окружающие его люди. Переживание за ближних, за близких, желание помочь им - это уже начало любви. Сама же любовь и ее воплощение проявляется в поступках людей.

Если человек кого-то любит, то он не думает о том, что жертвуя своею жизнью для другого, любимого им, хуже он его или нет, любит ли его спасаемый или нет, сделал ли для него спасаемый что-то или нет. Люди часто даже жертвуют собою для спасения другого или других, совершенно незнакомых для них людей. Всё дело в том, что любовь не делает выбора и поступки её не связаны с выгодой. Так и Господь принёс Себя в жертву за всех людей: не чистеньких от грехов, а за всех падших на этой земле, из которых нет ни одного, который был бы достоин Его жертвы.

Но не все хотят жертвовать собою, своим временем, своим благополучием. Только получать для себя, ничего не давая взамен- так многие стремятся в этой жизни. И главное у этих людей — собственное «я», эгоизм. Сущность любви состоит в отречении от своего «я» во имя другого человека. Отречение же невозможно без страдания и притом добровольного. Страдания, святость и любовь между собою связаны в одно целое. Об этом говорит в своей книге Павел Биллхаймер («Не расточай свои печали», Чикаго, 1990 г.). Многие люди, глубоко верующие, испытали в своей жизни много страданий. И автор говорит об их духовном совершенстве, о наличии глубокой любви у них. Прекрасно его утверждение: «Но те глаза, что слез не льют - не могут излучать сияние». В Библии в книге Иов, гл. 5–7, говорится: «Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».

Преодолеть свой эгоизм, избавиться от него трудно. И эта победа без страданий не обходится. Павел Биллхаймер в своей книге говорит, что каждый шаг на пути духовного прогресса будет оставлять за собой кровавые следы раненного себялюбия. Эгоизм у людей не от Бога. Эгоизм связан с совершением первого греха людей, когда они отдали предпочтение сделать то, что они хотели и на первое место поставили своё «я», а не Бога.

Однажды в книжный магазин вошел человек. В его глазах можно было прочесть живой интерес: книги были частью его жизни. Через несколко минут, вошедший в растерянности остановился посреди зала и, хотя, его взгляд все еще продолжал скользить по полкам, но удивление и недоумение отразились во всем его облике: где я? Человек впервые попал в мир христианской литературы.

– Это, что, все книги о Боге? – не веря своим глазам удивился посетитель.
– Да, это магазин христинских книг. Другой литературы у нас нет.
– Что же о Нем можно писать, чтоб написать столько книг?
– А, как Вы думаете, сколько книг написано о любви? – Спросил его продавец.
– Так, то же, о любви-и-и, – нараспев ответил мужчина, раскачивая головой со стороны в сторону.
– Библия говорит, что Бог – сказал продавец, открывая первое послание Иоанна, 4-ю главу. – Что Бог есть… да, Вы сами прочтите, вот здесь.., восьмой стих.
– “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь”

Некоторое время и продавец, и посетитель молча стояли перед раскрытой книгой, мысленно повторяя про себя себя каждое прочитанное слово.

– Вы знаете, – наконец произнес мужчина, – я об этом никогда раньше не думал!
– Понимаю. Мы все об этом редко размышляем. Советую Вам приобрести эту книгу. Уверяю Вас, в Библии Вы найдете для себя много интересных и полезных знаний!

БИБЛИЯ О ЛЮБВИ

Любовь долготерпит, милосердствует,
Любовь не завидует, Любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине,
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит,
ЛЮБОВЬ НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ…
1 Кор 13 глава

“Уста наши отверсты к вам,… сердца наши расширены”.
(2 Кор 6:11)

Не о себе только каждый заботься,но о других”.
(Филипп 2:4-5)

“Заповедь новую даю вам: да любите друг друга! Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга”.
(Ин 13:34)

“Более… всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов”.
(1 Петра 4:8)

“Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может полюбить Бога, Которого не видит?”.
(1 Ин 4:20)

“Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь - от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит - тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь”.
(1 Ин 4:7-8)

“Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга… Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и Любовь Его совершенная есть в нас”.
(1 Ин 4:11-12)

“Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог - в нём”.
(1 Ин 4:16)

“Не оставайтесь должными никому ничем, кроме… любви”.
(Рим 13:8)

“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая… Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(1 Кор 13:1-8).

“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…”.
(Мф 5:44)

“… Если вы любите (только) любящих вас - какая вам награда?”.
(Мф 5:46)

“… Если в своём сердце вы имеете горькую зависть и сварливость (вместо любви), то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но (“мудрость”)… бесовская…”.
(Иак 3:13-15)

“Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего - тот ещё во тьме”.
(1 Ин 2:9)

“Любовь да будет непритворна! Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру! Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью!…”.
(Рим 12:9-10)

“… Возлюби ближнего твоего, как самого себя…”.
(Мф 22:39)

“Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих”.
(Ин 15:13)

“… Радость Моя в вас да пребудет, и радость ваша да будет совершенна! Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас!”.
(Ин 15:11-12)

“Сие заповедую вам: да любите друг друга!”.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь