С течением времени наши маленькие детки подрастают и у нас к ним конечно же вырабатываются определенные требования. Одно из основных пожеланий родителей к малышу - научить его бережному отношению к своим вещам.
Детям часто тяжело объяснить почему так важно беречь игрушки, книжки, одежду… Иногда это даже становится проблемой - не для ребенка, конечно, а, в основном, для родителей. Почему?
Да потому, что не всегда и не каждый родитель знает как найти правильный поход к малышу, показать и доказать ему, что:
Понятно, что дай волю родителям, и список этих «нельзя» будет бесконечным. Поверьте, я не агитирую сделать из ребенка правильного робота. Каждый малыш должен хоть раз в жизни попробовать порвать книгу, журнал и еще какие-то вещи, поломать не одну игрушку, и сделать 100 раз в доме приличный беспорядок… Но в жизни мамы и ребенка рано или поздно настанет момент, когда все же маме захочется научить малыша правилам, по которым живет вся семья, и это естественно и правильно.
И поэтому сейчас я хочу рассказать о маленькой части воспитательного процесса, которую можно назвать: «Бережем свои вещи», или: «Как приучить ребенка беречь и собирать игрушки?».
Как это сделать:
Ребенок отказался собрать после себя игрушки, мама все оставляет на своих местах, кладет малыша спать, а потом начинается волшебство. Быстренько собираем игрушки и хорошенько их прячем, так что бы ребенок их не нашел . Ваш малыш просыпается и через некоторое время начинает искать свои любимые игрушки.
На вопрос: «Где они?» - вы отвечаете, что обиделись наверное, и ушли.
Варианты развития событий:
Если ребенок бездумно рвет книги : Объясните, что так делать нельзя. Предложите ему порвать ненужную газету. Возможно, его увлек именно процесс «разрывания бумаги». Если это не помогает, думаю в самый раз будет применить способ «Книги обиделись» ведь рано или поздно ребенок захочет посмотреть красивые картинки и почитать вместе с мамой сказку. Разорванные странички книг после «возвращения» нужно обязательно склеить вместе.
Возможно, некоторым мамам знакома ситуация, когда ребенок постоянно целенаправленно или просто бездумно портит свою одежду : пачкает, рвет, разбрасывает, теряет. Возможно, вам также поможет способ «Одежда обиделась и убежала» . Целиком вероятно, что после исчезновения любимой футболки и брюк ваш ребенок будет более внимателен к тому, как он себя ведет в этой одежде или где он ее оставляет. Взамен любимым красивым вещам советую подыскать что-то достаточно старшенькое, такое, что явно не по душе будет вашему чаду. Это должно позитивно отразится на отношении ребенка к собственной красивой и чистой одежде.
Ребенку постарше нужно предложить самостоятельно постирать, погладить, зашить, починить ту одежду, которую он испортил.
Если вашего неугомонного ребенка не унять на прогулке, и он каждый раз не смотря на запреты приходит с разорванными штанами - лучше просто подыскать ему специальную одежду для прогулок (что-то попроще и подешевле).
Это были всего лишь мои советы… Надеюсь и даже знаю - они должны стать вам полезными, если у вас возникают подобные проблемы, поскольку эти советы взяты из собственного опыта, которым со мной поделились более опытные мамы.
Возможно у вас есть свои интересные методы воспитания детей? Мамы иногда прибегают к очень оригинальным и в тоже время гуманным и действенным способам воспитания своих детишек. Обязательно пишите в комментариях!
Навести порядок в детской комнате – задача не из лёгких! Особенно, если ребёнок ещё маленький и не любит помогать маме в вопросах уборки. Как и куда сложить игрушки, чтобы они всегда были на своих местах? Как приучить малыша наводить порядок в комнате собственными силами? Мы рассмотрели ряд идей, которые помогут разрешить эти вопросы!
Мы недавно выясняли. Но малыш растет, его игры усложняются, и количество игрушек возрастает. Как не дать игрушкам заполонить все пространство детской комнаты? Как научить ребенка собирать игрушки и наводить порядок? Сначала расскажем фантастическую историю, а потом дадим несколько советов.
Где-то вдалеке мерцал свет, там, наверное, было окно. В детской комнате было темно, потому что рольставни были опущены. Родители уже давно их не поднимали. Они просто сюда больше не заходили.
Подход к окну был загорожен замком принцессы, собранным из больших кубиков (а может быть, конюшней). К этому сокровищу нельзя было прикасаться, так как каждый передвинутый кубик разбивал сердце обитательницы детской.
Каждый раз, когда мать с отцом проходили по тропинке, протоптанной среди чащи игрушек, они неожиданно утыкались в средних размеров гору из книг, которая, подобно леднику, сползала с переполненной книжной полки. Никаких следов таяния ледника не было заметно. В детской комнате царил ледниковый период.
«Книг никогда не бывает много», — говорили родные и знакомые и заботились о пополнении ледника. Любая библиотека порадовалась бы такому собранию. К сожалению, ребенок ценил это сокровище и не отказывался ни от развивающих, ни от складных книг, ни даже от громоздких книг-панорам.
Книжная гора постепенно переходила в плато Пазлов, которое простиралось прямо до возвышенности Кукольной , а затем, после скопления Шариков и Скакалок, комната становилась вообще непроходимой.
Прямо перед окном возвышалась гора из мягких игрушек, каждая из которых вызывала горячую любовь и ни одну из которых нельзя было забрать. Доброжелательные родственники постоянно увеличивали этот Эверест из плюшевых животных, доводя его до рекордной высоты.
Родители когда-то пытались справиться с горами игрушек. Но если в других семьях мамы и папы потихоньку убирали заброшенные вещи, следуя принципу «С глаз долой, из сердца вон и прочь отсюда», в этом доме родители не пытались заходить со своей дочкой так далеко. У нее существовало какое-то шестое чувство, благодаря которому она сразу узнавала, когда игрушка исчезала — даже если девочка давно с ней не играла. Во всяком случае, так казалось.
В этот день дочку из детского сада домой привела соседка. Когда она позвонила в дверь, на пороге появилась мать. Волосы ее были растрепаны, на них висели клочья пыли, щеки покрывал лихорадочный румянец. В руке у нее была лопатка для снега.
— Гм-гм, — откашлялась соседка и спросила, — У вас все в порядке?
— Теперь да, — удовлетворенно вздохнула мать.
Дочка заподозрила недоброе и побежала в комнату.
Теперь были хорошо видны мебель, ковер, стены, хотя лампа и не была включена. Солнце свободно проникало через (чистое) оконное стекло. Подойти к нему было легко. Не осталось и следа от игрушечных гор и книжных ледников. Ледниковый период закончился.
Дочка стояла, как громом пораженная.
— Где?.. — прошептала она.
— В подвале, — ответила довольная мать.
О том, что половину игрушек уже выставили на продажу в Интернете, она предпочла умолчать. Самые хорошие детские книги все-таки стояли на книжной полке, плюшевые игрушки и подпрыгивающие шарики были сложены в мешочек, а четыре самые любимые мягкие игрушки сидели на подушке.
Дочка прошлась по своему царству, которое неожиданно стало таким большим.
— Здесь так много места, — сказала она с неожиданной благодарностью.
— Конечно! — ответила довольная мать. — А когда ты захочешь поиграть со своими игрушками, то сможешь принести что-то из подвала. А потом снова уберешь обратно.
По мнению матери, это был хороший план. Дочка, кажется, с этим была согласна. Во всяком случае, пока она не возражала.
Творческий беспорядок или перегрузка внимания? В определенном возрасте хаос может быть результатом творческих игр, если он только не переходит определенные границы — например, границы комнаты. Детям постарше нравится перемешивать свои игрушки: машинки у них въезжают в игрушечный город, а прямо над ними пролетает космический корабль. Таким образом дети открывают для себя новые возможности для игр.
Дети поменьше оказываются перегружены слишком большим количеством игрушек. Для них важно иметь возможность сфокусироваться на небольшом наборе вещей.
Скажите, чего вы на самом деле хотите. Считаете ли вы указание «убери все в этом углу» конкретным? Ваш ребенок так не думает. Помогите ему сделать первые шаги: «Сложи конструктор в ящик, а диски в шкаф». Такие указания важны еще и потому, что влекут за собой похвалы. Вам надо все осмотреть, глубоко вдохнуть и сказать: «Ну вот, ты сложил диски на полке, а все части конструктора положил в ящик. Я очень рада, что у тебя теперь такая хорошая и аккуратная комната». В педагогике это называется описательной похвалой, и она оказывает необыкновенно сильное воздействие. Чем больше деталей будет в нее включено, тем сильнее ребенок будет гордиться.
Как упростить уборку. Чем больше ребенок участвует в решении вопроса о том, что где в его комнате будет «жить», тем лучше он запомнит эти места. Можно отметить разными цветами сундучки и ящики. Плохо только, если их будет слишком много: переизбыток игрушек мешает наведению порядка. Так что сделайте усилие и уберите те, с которыми ребенок больше не играет. Когда вы их снова достанете, они опять будут интересны. А можно от них вообще избавиться.
Правильное время. В данном случае тоже помогают ритуалы — например, если игрушки ставятся на полку всегда перед ужином. Промежутки между уборками не должны быть слишком большими, чтобы каждый раз приходилось убирать не очень долго, и чтобы ребенок (и родители) ощутили свой успех, а не капитулировали перед огромной кучей игрушек.
Правильные слова. Надо обратить внимание и на то, каким образом вы предлагаете ребенку начать уборку: если вы, проходя мимо, бросаете: «Ну убери же у себя», — то с таким же успехом можно обращаться к комнатным растениям. Волшебный ключ к успеху уборки — это правильная последовательность: сначала надо привлечь к себе внимание, а потом уже призвать навести порядок.
Подойдите к своему ребенку. Теперь установите с ним зрительный контакт, чтобы войти в его мир: «Ты хорошо играешь со зверюшками из зоопарка». Говорить стоит вполне конкретные вещи: «Я хочу, чтобы ты собрал кубики и сложил их в ящик. А потом ты сможешь еще поиграть». В целом надо формулировать позитивно, объясняя, чего вы хотите, а не ругая ребенка за «постоянный беспорядок». Это ничего не меняет и только портит настроение.
Вместе убирать легче. Так, может быть, вы в это же время сложите все на своем письменном столе? И, совместно потрудившись, родители и ребенок будут вместе радоваться тому, что живут в аккуратной квартире. И будут хвалить друг друга за то, какие они все старательные.
На чтение 5 мин.
Каждая мама хочет видеть свое чадо аккуратным и опрятным, ведь это отражается во взрослой жизни. Как же приучить ребенка наводить порядок? С какого возраста можно начинать приучать малыша к чистоте? Как заставить подростка убираться в своей комнате не потеряв родительский авторитет?
Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Так звучит главный вопрос большинства взрослых. Ответ на него неоднозначный. Начнем с того, что приучать ребенка нужно начинать с раннего возраста (2-3 года). В этом возрасте крошка еще считает родителей эталоном правильного поведения. Начните с уборки игрушек после интересной игры. Предложите отправить машинки в гаражи, а животных в зоопарк.
Принимайте непосредственное участие в сортировке игрушек. Кстати, важно, чтобы все игрушки имели свое место. Пусть то будут контейнеры, мягкие емкости, коробки. Главное, чтобы малыш мог сам доставать и убирать их. Например, одна в одной коробке хранится конструктор, в другой машины, в третьей животные и так далее.
Еще один важный момент: покажите пример. Если у Вас дома папины носки можно встретить в любой части квартиры или мамина косметика занимает любую открытую поверхность, не ждите от своего чада тягу к чистоте и порядку. Желаете чистоплотного ребенка — наведите порядок в своих вещах и поддерживайте чистоту ежедневно. Для дисциплинирования составьте план для всей семьи на день, неделю, месяц. Для дошкольников задания можно изображать рисунками или картинками. В конце дня после выполнения обязанностей можно ставить сердечко (плюсик, пятерку).
В соответствии с возрастом должны быть и требования. Крошка в 2-3 года в состоянии убрать игрушки после себя (вместе с мамой конечно), в 3-4 года можно просить о помощи в домашних делах (помыть посуду, протереть пыль), дошколятам постарше можно вывешивать небольшой список дел. Не стоит нагружать ребенка домашними делами, помощь по дому должна войти в привычку и не обременять. Кроха должен понимать важность процесса, который приносит пользу для всей семьи.
Маме не стоит устраивать шоу для вовлечения, так как малыш быстро привыкнет и будет требовать все новые сценарии. Согласитесь, не каждая мама сможет выдумывать ежедневно новые, увлекательные спектакли. Уборка должна ассоциироваться с ежедневным обычным делом, в котором участвуют члены всей семьи. Сложно понять, почему папа лежит на диване, а мама разрывается между домашними делами.
Ежели родители захотели принудить к порядку в подростковом возрасте, это будет не легко, но возможно. Тинейджеры очень раздражительны и строптивы, поэтому воздержитесь от эмоций. Придерживайтесь советов для положительного результата:
На самом деле заставлять крошку убирать за собой не только игрушки, но и вещи, посуду можно только благодаря ежедневным последовательным действиям. Как заставить ребенка убирать за собой, если мама один раз побудила к самостоятельным действиям, а в течение недели убирала сама. Кроха приходит в недоумение и непонимание от Ваших требований. В самом начале приучения малыша к порядку мама сама показывает (соответственно убирает) как и куда нужно складывать игрушки. Постепенно увлекает малыша в уборку играя.
Чтобы получить положительный результат родитель вовлекается в игру: сын отвозит на грузовике грязные вещи, а куклы дочки вытирают пыль волшебными тряпочками. Важно, чтобы уборка не была нудным занятием, а приносила удовольствие.
Существует большое количество советов как приучить ребенка убирать за собой игрушки, вещи, посуду. Ниже перечислены самые популярные:
Так же есть и крайние меры по привитию любви к чистоте:
Домашние дела в доме сильно влияют на развитие личности. Растущий человек, который соприкасался с домашними хлопотами познает тонкости быта, учится обслуживать себя, с легкостью найдет нужный вещи.
Каждая мама, которая нашла подход к своему малышу точно знает как приучить ребенка к порядку. Все дети индивидуальны, если один может сразу остановить игру (чтение книги, общение с друзьями), то другим необходимо время для “перезагрузки”. Обязательно хвалите даже за попытку убрать одежду на полку, пусть это покажется не так аккуратно, зато желание наводить чистоту возрастает.
О том, почему дети не хотят убираться и как превратить уборку в развивающее занятие. «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.» Святитель Филарет, митрополит Московский (с)
«Ребенок играл и в какой-то момент необходимо убирать игрушки. Многие родители стараются с раннего детства приучить малыша убирать игрушки и многие при этом терпят фиаско. Попробуем разобраться почему. На мой взгляд, самый сажный важный момент при приучении ребенка к убиранию игрушек – это количество игрушек у современных детей и организация их хранения.
Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы девочек тоже регулярно общаются. Мама Кати постоянно жалуется, что Катя не убирает игрушки и маме каждый вечер приходится делать уборку вместо Кати. У Олиной мамы такой проблемы нет.
Давайте заглянем домой к каждой девочке и посмотрим, что же происходит вечерами.
У Кати много замечательных игрушек. Целый игрушечный рай. Из-за изобилия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки аккуратно хранятся в больших коробках в детской комнате. Точнее, так хотелось бы маме. В идеале. В реальности дела обстоят так. Каждый вечер Катя и мама перед сном начинают убирать игрушки. Точнее, Катя продолжает играть, а мама бессистемно заполняет пустые контейнеры игрушками и закрывает крышками. В одну коробку попадают и кубики, и куклы, и набор доктора. В другой коробке мы найдем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пирамидки и т.д. Комната приобретает внешне опрятный вид. Десяток больших разноцветных контейнеров аккуратно стоят по периметру комнаты. Утром Катя начинает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому просто вываливает игрушки из каждого контейнера на пол. Комната начинает напоминать свалку. Катя роется в игрушках, ее внимание переключается от одной игрушки к другой.
В чем же проблема? Мама организовала пространство жизни девочки без учета особенностей ребенка. Давайте представим себе, что кто-то другой «помог» вам с организацией хранения ваших вещей. Вам выделили много симпатичных коробочек и хаотично сложили туда ваши вещи: в первую коробку сложили джинсы, часть нижнего белья, свитера, во вторую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не знаете, что и где у вас лежит. Поиски нужной вещи занимают массу времени. Вам хочется разложить все аккуратно, но обилие вещей затрудняет наведение порядка. Готовы ли вы каждый день аккуратно убирать в шкаф свои вещи, если их каждый день будут снова выбрасывать на пол? Хватит ли у вас на это сил? Скорее нет, чем да. Точно так же происходит и с Катей. Количество игрушек у девочки настолько велико, что ей не хватает энергии их убрать. Именно поэтому это приходится делать маме.
А что же с Олей?
У Оли немного игрушек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор доктора, машинка, конструктор, пирамидки. С первого взгляда может показаться, что в Олиной комнате шкафов больше, чем игрушек. Действительно, существенную часть комнаты занимают невысокие стеллажи, на которых аккуратно разложены игрушки. Куклы сидят на полке, некоторые игрушки лежат в пластиковых ящичках или корзиночках, конструктор в коробке. Оля помнит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама никогда не перекладывает вещи девочки. Поэтому Оля никогда не тратит время на поиски. Она просто достает с полки то, что ей нужно. А после игры убирает. Да, иногда оказывается убрано не все, иногда некоторые детали закатываются под кровать. Бывает, что мама Оли в отсутствие тратит немного времени на то, чтобы разложить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..
Вам кажется странным, что Оля убирает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего странного. У каждого ребенка есть внутренняя тяга к порядку. Она даже сильнее, чем у взрослого. Но взрослый способен сам организовать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все всегда лежит на своих местах, и он может найти нужную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка перемещаются, как в случае Кати, то ребенок не живет в состоянии порядка. Поэтому задача родителей – организовать пространство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было большого количества игрушек, чтобы каждая игрушка имела свое место. Тогда ребенок сможет поддерживать порядок.
Отдельно стоит поговорить и о различных родительских притязаниях и требований. Всегда ли требования родителей адекватны и всегда ли ребенок может их выполнить?
Вера (3 года) очень любит рисовать. Она часами может сидеть за столом и рисовать. Вера очень любит цветные рисунки и у нее отличное цветовое восприятие, она очень тонко чувствует оттенки. Поэтому Вере покупают очень большие наборы карандашей, по 30-50 штук. Обычно Вера организовывает свое рабочее пространство так: выкладывает перед собой все карандаши, которые у нее есть и рисует. У девочки есть специальная полка, где хранятся альбомы, подставки с карандашами и краски. После рисования Вера обычно ставит карандаши в стаканчик, убирает альбом. Но Вериному папе не нравится сам процесс организации рисования. Его раздражает стол, заваленный карандашами. Он говорит: «Неужели трудно держать карандаши в стакане? Ты рисуешь одним карандашом! Нужно брать один карандаш, рисовать, ставить его в стакан и брать другой. А так у тебя на столе бардак», — возмущается папа. Вера старается угодить папе. Она ставит перед собой стакан, но потом карандаши все равно оказываются на столе: так ей удобнее выбирать. А папа сердится.
Что мы видим в этом примере? Требования, которые не только не соответствуют возрасту ребенка, но и противоречат здравому смыслу. Проблема скорее в педантичности папы, чем в Вере. Именно папе стоит пересмотреть свои взгляды в сторону меньшего стремления к всеобщему порядку».
Трудолюбие через игру
Есть еще варианты, как превратить непосредственно процесс уборки в игру. Учитывая психологические факторы, не стоит также забывать о возрасте и доступных игровых методах в целях воспитания трудолюбия. Используя немного фантазии, можно научить ребенка поддерживать порядок без выработки негативных ассоциаций к процессу уборки.
Сюжетно-ролевые игры.
Игра — это и приятно и полезно для детей. Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец.техники выполнять свое задание может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.
Изобретения.
Креативный способ вызвать интерес – придумать полезные изобретения для уборки. Это может быть что угодно из подручных материалов. Например, из ненужной картонной коробки можно сделать реактивный самолет по сбору игрушек. Ковром-самолетом, который собирает всякие мелочи, может стать кусок картона. Такой способ развивает творческое мышление, расширяет кругозор, ведь необходимо придумать что-то новое и полезное.
Время объявлений.
Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутинную обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно объявлять время уборки конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку – и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно – можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными заданиями с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т.д.
Квест, а не ультиматум.
Любимое родительское «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест.
Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.
Семейные субботники.
Можно завести общие семейные субботники. Например, генеральной уборкой заниматься всем вместе, чтобы не только мама, но и все члены семьи подключились. Таким образом, дети будут чувствовать себя частью клинингового процесса, а не наблюдателями со стороны. Ежедневно можно взять за правило уборку 10-минутку перед ужином, например.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.
Награды.
Какую бы игру вы не выбрали, не забывайте о похвале и наградах. Конечно, мотивация уборки ради мультиков или конфет не педагогична. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью – наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно копить и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.
Разумность в воспитании, о которой говорил Святитель Филарет, должна быть и в деле приучения к труду. Конечно, маленьких детей проще увлечь игрой, и необходимо это делать, потому что лучше так, чем ультиматумы, наказания и выработка негативных ассоциаций вкупе с потраченными нервными клетками родителей. К тому же игры развивают фантазию и логику, так или иначе учат системному мышлению и аккуратности. Однако дети растут, и понятие игры должно постепенно заменяться понятием ответственности. Порядок и уборка игрушек, а затем и личных вещей, а затем и остального дома должны стать ответственным делом, и, в конечном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в раннем детстве это будет ради очков и наград. Но взрослея, ребенку полезно будет понять, что трудится он не только для себя, но и для окружающих. Посеянные зерна трудолюбия в детстве обязательно дадут добрые плоды в будущем.