Рисуем красивые буквы.
Урок от Милашки.
1. Открываем новый документ, с фоновым белым слоем.
2. Выбираем инструмент Type (Текст) и пишем им алфавит, цифры и знаки препинания (цвет шрифта не имеет значения). Шрифт с подходящим алфавитом загрузите заранее в папку Windows – Fonts(шрифты). Я использовала шрифт Cyrillic Cooper
3. Сделайте копию слоя с текстом (Ctrl+J) и переведите ее в растр (правой кнопкой по слою с текстом и в списке выберите Rasterize Type(Растеризовать)). Нижний слой с текстом можно отключить.
4. Делаем буквы прозрачными. Для этого я использовала Стеклянный стиль, который можно скачать РАПИДА или ИФОЛДЕР. Не забудьте применять Scale Effects (в самом низу менюшки, если нажать правой кнопкой мыши на букву f у того слоя, к которому применили стиль), ведь стиль привязан к определенному размеру.
5. Делаем обводку у букв. Выделяем буквы (щелчок по слою с буквами с нажатой клавишей Ctrl – вокруг букв появится выделение). Создаем новый слой и идем в меню Edit(Редактирование) и выбираем Stroke(Обводка). Выберите необходимую ширину обводки, цвет опять же не имеет значения и расположение обводки – я выбираю снаружи – Outside. Нажмите Ok. На новом слое появится созданная обводка. Снимите выделение (Ctrl+D).
6. Применяем к обводке стиль. Я использовала Серебряный стиль Silver Style. Скачайте его с РАПИДЫ или МАЙЛ РУ В этом стиле я лишь изменила цвет обводки, чтобы он больше подходил по цвету к задуманным мною буквам.
7. Теперь занимаемся «наполнением» букв. Это самая трудоемкая и долгая работа.
Открываем картинку, которую будем использовать для «начинки»
Активизировав инструмент Move(Перемещение) перетаскиваем картинку в документ с буквами и слой с ней располагаем ниже слоя с буквами (теми, что у нас стеклянные).
8. Уменьшаем ее в размере, как мы хотим видеть ее внутри букв (я уменьшила до той степени, чтобы блестящие крупинки не были очень большими) и подставляем к букве.
9. Далее можно пойти разными путями:
-1- для каждой буквы и цифры сделать копию картинкис "начинкой" на отдельном слое, назвать слой этой буквой/цифрой, чтоб не запутаться и подставлять картинку к каждой букве/цифре по очереди и удалять/вырезать ненужное;
-2- сделать на одном слое много копий картинок с «начинкой», подставить их к буквам, а потом обрезать лишнее, что не попало в буквы.
Вы можете выбирать любой способ. Первый более долгий, но позволяет затем редактировать начинку для каждой буквы на отдельной слое, если вдруг что-то не понравится. Я чаще всего пользуюсь им.
Т.е. я сделала такое количество слоев с «начинкой», сколько у меня букв/цифр и знаков препинания, разместив слой в «начинкой за соответствующей буквой/цифрой».
Затем я по очереди встаю на каждую букву, приближаю поближе букву и инструментом Lasso рисую кривую линию, как бы обвожу участок, который хочу удалить из буквы.
После нажимаю Del и верх удаляется. Снимите выделение (Ctrl+D).
Затем, чтобы удалить ту часть фона с блестяшками, которая не попала в букву, я, стоя на слое с фоном для буквы, щелкаю по пиктограмме слоя с буквами с нажатой Ctrl – вокруг букв появляется выделение. Далее делаю Select – Inverse и нажимаю Del. Вокруг буквы фон исчезает. Остается только ластиком стереть ту часть фона, которая попала на соседнюю букву (на рисунке отмечена крестиками).
Шаг 9 проделываем для каждой буквы/цифры.
10. Для придания «начинке» объема, я использую эффект слоя Bevel(Фаска) and Emboss (Тиснение)и еще провожу по верхнему неровному краю инструментом Blur(Размытие), чтобы сделать границу не такой резкой.
Дизайнеры уже давно придумали великое множество шрифтов, так что всегда можно подобрать подходящий к тексту определенного содержания. Но ничто не мешает изобрести собственный шрифт. Например, если вы решили нарисовать открытку или плакат. Начать можно с «С», с которой довольно часто начинаются все поздравления.
Буква «С» дает массу возможностей проявить воображение. Посмотрите, на что она похожа. Разорванное кольцо, полумесяц, изогнувшаяся змея, ящерица или дракон, перевернутая на бок радуга – образов возникает много. Подумайте, какой из них больше всего соответствует вашей задаче. Для новогодней или рождественской открытки подойдет полумесяц, для экологического праздника – змейка или ящерица. Можно даже самую обычную букву «С» и разместить в ней что-нибудь вроде звездочки и цветка. Если вам нужно написать имя,начинающееся с этой буквы, выберите символы, характерные для данного человека.Если вы рисуете дракончика, голова у него будет несколько толще, чем у змеи. Не забудьте пририсовать стилизованные лапки.
Элементами авангардного шрифта могут быть любые предметы. Например, что мешает на юбилей в кафе нарисовать буквы в виде ягод, яблок и даже сарделек?
Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать буквы по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание - то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » - обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.
Для того, чтобы нарисовать буквы нам может понадобиться:
Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.
Совет: выполняйте разные действия на разных слоях. Чем больше слоёв вы сделаете - тем проще вам будет управляться с рисунком. Так набросок можно сделать на нижнем слое, а беловой вариант на верхнем и когда набросок будет не нужен, то можно будет просто отключить видимость этого слоя.
При выполнении урока учтите, что из-за различий в версиях программ некоторые пункты меню и инструменты могут называться иначе или отсутствовать вовсе. Это может немного затруднить выполнение урока, но я думаю, что вы справитесь.
Опять перевожу англоязычный урок по GIMP с сайта www.gimpusers.com, в котором обрезаю и уменьшаю авторские скриншоты.
Создайте новый файл 800×600 пикселей с черным фоном. И добавьте инструментом «Текст» белый текст на фон. Шрифт должен быть примерно 60−70 пикселей.
Далее нужно сделать выделение из текста. Щелкните правой кнопкой мыши по слою с текстом на панели слоёв и в выпадающем меню выберите «Альфа-канал в выделение». Сделайте невидимым слой с текстом (глазик около слоя) и создайте новый прозрачный слой (Слой — Создать новый слой).
Теперь зайдите в меню Выделение — Исказить и задайте в окошке значения со скриншота.
Заполните выделение белым цветом (можно просто перетащить цвет из панели инструментов на выделение). Отключите выделение (Выделение — Снять).
Повторите те же действия (выделение из текста, искажение выделения), но с другими параметрами искажения (значения: 80 / 90 / 1 / 1).
Еще раз повторите действия, но в искажении задайте параметры 120 / 20 / 1 / 1.
У вас должно получится 3 разных слоя с 3 разными степенями разложения букв.
Расположите слои на панели слоёв друг поверх друга (если это не так), чтобы меньшие искажения были выше.
Теперь нужно воспользоваться маской слоя, для того чтобы немного подтереть ненужную пыль на других слоях. По нижнему краю текста пыль должна выглядеть более мелкой, чем сверху.
По очереди создайте маски для всех трех слоёв (Слой — Маска — Добавить маску слоя). Все маски должны быть белыми.
Возьмите инструмент «Градиент» и используйте стандартный градиент «Из основного в прозрачный». Поменяйте цвет переднего плана на чёрный и создайте градиенты так, как показано на рисунке.
Обратите внимание, что вы должны работать именно с маской (квадрат справа), а не с самим слоем.
Если вас не устраивает то, как слой стал прозрачным — всё можно вернуть используя белую кисть.
Теперь нажмите на любой слой правой кнопкой мыши и выберите пункт «Создать из видимого». На этом этапе мы будем добавлять цвет на буквы.
В настройках инструмента «Градиент» выберите градиент под названием «Incadescent». Для того, чтобы раскрасить картинку в цвета градиента нужно пойти в меню «Цвет — Карта — Отобразить градиент».
Для того, чтобы сделать свечение вокруг пепла нужно еще раз создать копию из видимого, немного размыть по Гауссу (Фильтры — Размывание — Гауссово размывание) со значением в 8px. Дальше получившемуся слою нужно установить режим смешивания «Только светлое» (находится на панели слоёв; выпадающий список со значением «Нормальный»).
Вот что получилось в конце:
Главное — экспериментировать.
Рисуем красивые буквы.
Урок от Милашки.
1. Открываем новый документ, с фоновым белым слоем.
2. Выбираем инструмент Type (Текст) и пишем им алфавит, цифры и знаки препинания (цвет шрифта не имеет значения). Шрифт с подходящим алфавитом загрузите заранее в папку Windows – Fonts(шрифты). Я использовала шрифт Cyrillic Cooper
3. Сделайте копию слоя с текстом (Ctrl+J) и переведите ее в растр (правой кнопкой по слою с текстом и в списке выберите Rasterize Type(Растеризовать)). Нижний слой с текстом можно отключить.
4. Делаем буквы прозрачными. Для этого я использовала Стеклянный стиль, который можно скачать РАПИДА или ИФОЛДЕР. Не забудьте применять Scale Effects (в самом низу менюшки, если нажать правой кнопкой мыши на букву f у того слоя, к которому применили стиль), ведь стиль привязан к определенному размеру.
5. Делаем обводку у букв. Выделяем буквы (щелчок по слою с буквами с нажатой клавишей Ctrl – вокруг букв появится выделение). Создаем новый слой и идем в меню Edit(Редактирование) и выбираем Stroke(Обводка). Выберите необходимую ширину обводки, цвет опять же не имеет значения и расположение обводки – я выбираю снаружи – Outside. Нажмите Ok. На новом слое появится созданная обводка. Снимите выделение (Ctrl+D).
6. Применяем к обводке стиль. Я использовала Серебряный стиль Silver Style. Скачайте его с РАПИДЫ или МАЙЛ РУ В этом стиле я лишь изменила цвет обводки, чтобы он больше подходил по цвету к задуманным мною буквам.
7. Теперь занимаемся «наполнением» букв. Это самая трудоемкая и долгая работа.
Открываем картинку, которую будем использовать для «начинки»
Активизировав инструмент Move(Перемещение) перетаскиваем картинку в документ с буквами и слой с ней располагаем ниже слоя с буквами (теми, что у нас стеклянные).
8. Уменьшаем ее в размере, как мы хотим видеть ее внутри букв (я уменьшила до той степени, чтобы блестящие крупинки не были очень большими) и подставляем к букве.
9. Далее можно пойти разными путями:
-1- для каждой буквы и цифры сделать копию картинкис "начинкой" на отдельном слое, назвать слой этой буквой/цифрой, чтоб не запутаться и подставлять картинку к каждой букве/цифре по очереди и удалять/вырезать ненужное;
-2- сделать на одном слое много копий картинок с «начинкой», подставить их к буквам, а потом обрезать лишнее, что не попало в буквы.
Вы можете выбирать любой способ. Первый более долгий, но позволяет затем редактировать начинку для каждой буквы на отдельной слое, если вдруг что-то не понравится. Я чаще всего пользуюсь им.
Т.е. я сделала такое количество слоев с «начинкой», сколько у меня букв/цифр и знаков препинания, разместив слой в «начинкой за соответствующей буквой/цифрой».
Затем я по очереди встаю на каждую букву, приближаю поближе букву и инструментом Lasso рисую кривую линию, как бы обвожу участок, который хочу удалить из буквы.
После нажимаю Del и верх удаляется. Снимите выделение (Ctrl+D).
Затем, чтобы удалить ту часть фона с блестяшками, которая не попала в букву, я, стоя на слое с фоном для буквы, щелкаю по пиктограмме слоя с буквами с нажатой Ctrl – вокруг букв появляется выделение. Далее делаю Select – Inverse и нажимаю Del. Вокруг буквы фон исчезает. Остается только ластиком стереть ту часть фона, которая попала на соседнюю букву (на рисунке отмечена крестиками).
Шаг 9 проделываем для каждой буквы/цифры.
10. Для придания «начинке» объема, я использую эффект слоя Bevel(Фаска) and Emboss (Тиснение)и еще провожу по верхнему неровному краю инструментом Blur(Размытие), чтобы сделать границу не такой резкой.