Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Понятие толпы в психологии. Как она формируется и какими свойствами обладает. Особенности поведения толпы и отдельного человека в ней. Способы управления.

Содержание статьи:

Психология толпы - это отдельная ветвь психологии, изучающая поведенческие реакции групп людей и отдельного индивидуума в их составе. История знает немало примеров, насколько опасной и непредсказуемой может быть толпа, и в отношении государственного строя, и в отношении отдельно взятых людей. А искусство управления большими массами считается высшим пилотажем у политиков.

Беспорядки, как правило, буйны и лишены руководства и руководства. Толпа протеста отличается от других четырех типов толп в потенциале высокой изменчивости эмоций среди участников или участников толпы. В конечном счете, толпы часто идентифицируются и характеризуются преобладающей или преобладающей эмоцией, уровнем взаимодействия и уровнем общей направленности.

Поведение толпы, в том числе мобов и беспорядков, объясняется тремя основными теориями. Теория затухания, теория сходимости и теория возникновения. . Теория заражения, разработанная социологом Густавом Лебоном в конце двадцатого века, утверждает, что толпы оказывают гипнотическое воздействие на своих участников. Согласно теории заражения, участники толпы отказываются от личной ответственности и идентичности и участвуют в иррациональных и анонимных действиях. Теория сходимости утверждает, что толпы формируются из единомышленников, объединенных для определенной общей цели.

Понятие толпы в психологии



Психология дает следующее определение понятию: «толпа» - это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие (или потеря) четкой, осознанной общей цели.

Классическая толпа в социальной психологии - скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий.

Согласно теории конвергенции, участие и поведение толпы выражают существующие убеждения и позиции и не являются иррациональными. Теория возникновения-нормы, которая является промежуточным звеном между теорией заражения и теорией конвергенции, утверждает, что поведение толпы является как представителем ценностей и убеждений членов, так и формируется эмоциями и энергией момента.

Коллективное поведение в локализованных коллективных

Коллектив относится к отдельным группам людей, объединенным общими социальными структурами, самобытностью и обычаями. В коллектив входят большое количество слабо связанных людей. Общими примерами коллективизма являются этнические группы и коренные общины. Они, как правило, имеют назначенного лидера, представляющего общие интересы, и характеризуются своими общими убеждениями, ценностями, социальными структурами, принятием решений, традициями и деятельностью. Члены коллективов знают и склонны культивировать отдельную личность своей группы.

Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым.

Существует два типа коллективов: локализованные коллективы и разбросанные коллективы. Локализованные коллективы относятся к людям, которые находятся в непосредственной близости друг от друга и действуют в унисон и супруга. Локализованные коллективы или группы имеют постоянный контакт между членами. Примеры локализованных коллективов включают мобы, беспорядки, толпы, небольшие города, братства, армейские подразделения и школьные клики. Диспергированные коллективы описывают массовое поведение. Массовое поведение, которое стало более распространенным под влиянием средств массовой информации, относится к коллективному поведению людей, расселенных или рассеянных на большой географической территории.

В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно.

Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят:

  • Зачинщики (ядро толпы) - люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях.
  • Участники толпы - люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях. При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости (сочувствия), так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию.

Интересно! Сам термин «толпа» стал частью социальной психологии именно в такой неспокойный период массовых революционных волнений народа конца ХІХ - начала ХХ века. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров.

Коллективное поведение и общение различаются в двух типах коллективов. Например, распределенная коллективная коммуникация и поведение включают в себя общение в небольших группах и сетях. Напротив, локализованная коллективная коммуникация характеризуется постоянным контактом, наблюдаемым в толпе, беспорядке и поведении толпы.

Коллектив, социальные группы и общественные движения демонстрируют коллективное поведение и коллективное общение. Тем не менее, коллективы, социальные группы и социальные движения также имеют внутренние отличия. Коллектив признается в отличие от социальных движений и социальных групп тремя основными способами.

Механизм и этапы формирования толпы



Изучая природу скоплений людей, психология поведения толпы выделила 2 главных механизма ее формирования: нарастающее однонаправленное «заражение» эмоционального характера (циркулярная реакция) и слухи. А сам процесс формирования разделила на несколько этапов.

Основные этапы формирования толпы:

  • Коллектив имеет ограниченное социальное взаимодействие.
  • Коллективу не хватает социальных границ.
  • Коллектив имеет тенденцию иметь слабые или нетрадиционные нормы и убеждения.
Напротив, социальные движения и социальные группы отличаются от коллективов высокой степенью внутренней организации и их намеренными усилиями по организации и целям социальных изменений.

Социологическое исследование коллективного поведения

В девятнадцатом веке социологи начали изучать феномен коллективного поведения. Социологи, в том числе Густав Ле Бон, Эмиль Дюркгейм, Роберт Парк, Талкотт Парсонс и Герберт Блюмер, проанализировали деятельность социальных движений, социальных групп, массовых собраний, коллективов, аудиторий, мобов, беспорядков и толпы, чтобы узнать, как работают эти коллективные действия и какое влияние оказывает коллективное поведение на общество.

  1. Образование ядра толпы . Несмотря на то, что стихийность - отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм - циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.
  2. Процесс кружения . Внутри образовавшейся толпы нарастает эмоциональное напряжение. На его фоне начинается обострение восприимчивости к информации. Благодаря продолжающейся циркулярной реакции растет и возбуждение - цикл замыкается. У людей проявляется коллективная готовность сразу среагировать на любую поступающую информацию.
  3. Появление нового объекта внимания . Именно разговоры, слухи и сплетни, разогретые накалом чувств, сменяют первоначальную причину - ядро образования толпы. На его место приходит образ, созданный самими участниками «сборища». Он приемлем для всех, объединяет, фокусирует и завладевает чувствами. Он дает ориентацию и направление к действию.
  4. Активизация индивидов через возбуждение . Неизменно растущее внутри толпы напряжение требует разрядки. Этого можно добиться за счет дополнительного стимулирования ее участников путем внушения, подогревания воображения в отношении избранного объекта внимания. Такие действия приводят к тому, что люди приступают к конкретным действиям. Не всегда безопасным и логичным. Подкинуть искру в огонь могут лидер или те же зачинщики, которые могут использовать толпу для определенных целей.

Важно! Уже сформировавшаяся толпа может стать очень опасным оружием в руках агрессивно настроенных людей. Последствия «работы» такой толпы могут носить разрушительный неуправляемый характер. Остановить такую «стихию» чрезвычайно сложно.

Ле Бон разработал теорию толпы заражений, чтобы объяснить, как толпы оказывают гипнотическое воздействие на своих участников. Во времена Ле-Бон индустриализация рождала изменения в социальных структурах, методах работы и политическом лидерстве. Лица и группы реагировали протестами, насильственными забастовками, беспорядками и вызовами. ЛеБон объяснил социальную психологию этих новых толп в своей книге «Толпа»: Изучение популярного разума.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, занимающийся проблемой личности и общества, а также вопросы солидарности и социальной сплоченности, разработал теорию коллективного совести, чтобы объяснить социальную сплоченность и коллективность. Коллективная совесть относится к общим убеждениям и моральным установкам, которые действуют для унификации секторов общества. Дюркгейм частично разработал свои теории, чтобы понять протест и социальные беспорядки своего времени. Чтобы узнать, как люди относятся к обществу, Дюркгейм изучал социальную структуру, общественные нормы, законы, сообщества, группы и социальные роли во французском обществе.

Основные виды толпы в психологии



Классификация разновидностей стихийного скопления людей включает несколько направлений в зависимости от того, что взято за основу разделения.

Основные виды толпы в психологии по признаку управляемости:

  • Стихийная. Ее формирование и проявления не связаны с каким-либо видом организации и управления.
  • Ведомая. Сформирована и направляемая (с самого начала или впоследствии развития событий) лидером, то есть конкретным человеком.
Виды толпы по поведенческим реакциям ее участников:
  1. Окказиональная. В основе ее образования лежит любопытство к определенному происшествию, событию, возникшему спонтанно, неожиданно. Это может быть авария, несчастный случай, пожар, драка, стихийное бедствие и т.п.
  2. Конвенциональная. Формируется благодаря интересу к определенному событию массового характера (спортивному мероприятию, зрелищу и т.д.). Причем это событие не носит спонтанного характера: оно заранее объявленное, то есть известное и ожидаемое. Такая толпа относительно управляема, поскольку способна действовать в рамках норм поведения. Однако такое подчинение носит временный характер, а сами рамки поведения могут быть достаточно расплывчатыми.
  3. Экспрессивная. По механизму формирования очень схожа с конвенциональной, то есть людей в ней сплачивает общность отношения к определенному событию или происшествию (возмущение, протест, осуждение, радость, энтузиазм). Имеет подвид, получивший название «экстатическая толпа». Это крайняя степень, когда эмоциональное отношение к событию перерастает в общий экстаз. Чаще всего это происходит во время карнавалов, религиозных ритуалов, концертов, когда ритмически нарастающее заражение доводит толпу до всеобщего транса, эйфории.
  4. Действующая. Формируется на базе эмоциональной общности, готова к конкретным действиям или уже производящая их.
Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды:
  • Агрессивная. Участников такого сборища людей объединяет агрессия, направленная на конкретный объект. Это может быть проявлением ненависти к определенному человеку (суд Линча) или определенному движению, структуре (политическим, религиозным). Результатом такой «сходки» чаще всего являются акты вандализма, избиения.
  • Паническая. В этом случае людей сплачивают массовые панические настроения, заставляющие их спасаться от опасности. Причем паника может быть как обоснованной, с реальной опасностью, так и мнимой, когда опасность носит воображаемый характер.
  • Стяжательная. «Клеем» такой толпы является хаотичная борьба за определенные материальные ценности. В качестве таких объектов конфликта могут выступать продукты питания и товары (ажиотаж во время скидок или дефицита, разгром складов), деньги (при банкротстве банков), места в общественном транспорте. Такой вид поведения людей в толпе может проявляться во время террактов, крупных катастроф, стихийных бедствий.
  • Повстанческая. В толпе этого подвида люди объединены общим чувством недовольства работой властей, правительства. Если вовремя и грамотно вмешаться в стихию такой толпы, ее можно превратить в мощное оружие политической борьбы.
Неясность целей или их отсутствие, непостоянность структуры толпы определяет ее изменчивость. Благодаря этому один вид или подвид может легко и спонтанно трансформироваться в другой. Поэтому знание нюансов формирования и поведения толпы дает возможность манипулировать ею, в том числе с целью предупреждения опасных последствий.

Психологические свойства толпы


В любом случае значение слова со временем изменилось. Одним из приложений, которые получила психология, является исследование коллективного поведения, то есть психических явлений группы. Социальная психология родилась в начале века, а затем и внутри нее - психология толпы.

Пелла, Фелипе Манчи, Луис Хименес де Асуа, Консепсьон Ареналь, Хосе Ингеньерос и другие. Итальянский юрист Энрике Ферри, автор глубоких исследований в области криминологии, внес важный вклад в массовую психологию, которую он считал промежуточной научной дисциплиной между индивидуальной психологией и социологией. При расследовании множественного преступления, которое возникает без предварительного согласия преступных агентов, он обнаружил, что «в психологических фактах встреча лиц никогда не дает результата, равного сумме каждого из них».


Известный всем эффект толпы психология объясняет рядом особенностей, присущих стихийному скоплению людей. Эти особенности затрагивают 4 сферы личности: когнитивную (познавательную), темпераментальную, эмоционально-волевую и моральную.

Психологические свойства толпы в когнитивной сфере:

  1. Неспособность к сознанию. Людская толпа не принимает логику и разум - она живет эмоциями. И руководят ею именно последние. Не каждый человек наедине с собой может услышать и послушаться своего разума, а, поддавшись стадному инстинкту толпы, теряет такую способность совсем. Таким образом, в людской толпе бессознательные качества берут верх над сознательными.
  2. Стимуляция воображения. Все участники толпы заражаются не только общими эмоциями, но и образами. Чрезвычайно усилившаяся восприимчивость к впечатлениям оживляет любую информацию, приходящую к толпящимся. Благодаря этому же эффекту коллективного воображения события, происходящие в зоне действия толпы, могут существенно искажаться. В том числе из-за того, как именно эти события «подаются».
  3. Образное мышление. Для больших стихийных сборищ людей характерно образное мышление, упрощенное до предела. Поэтому они не различают объективную информацию от субъективной, не воспринимают сложных идей, не спорят и не рассуждают. Все, что «живет» в толпе - навязано ей. Она не приемлет обсуждений, не рассматривает варианты или нюансы. Здесь возможны только два варианта: идея либо принимается в чистом виде, либо не принимается вообще. Причем предпочтение отдается иллюзиям и заблуждениям, а не правде и реальности.
  4. Консерватизм. Толпа чрезвычайно привязана к традициям, поэтому не принимает любых новшеств и отклонений в сторону.
  5. Высокая внушаемость и заражаемость. Еще одно свойство, присущее толпе - повышенная восприимчивость к внушению. Поэтому ей легко внушить необходимый образ, идею, которыми заражаются все ее участники.
Психологические свойства толпы в эмоционально-волевой сфере:
  • Эмоциональность. Для поведенческих свойств толпы характерен эмоциональный резонанс. Он выражается в том, что постоянный обмен эмоциями среди участников постепенно доводит общее эмоциональное состояние толпы до предела, который уже сложно сознательно контролировать.
  • Высокая чувственность. Отсутствие ответственности за свои действия в дуэте с гиперчувствительностью порождает чрезвычайно сильные импульсы, которые имеют один вектор направленности. То есть они принимаются всеми участниками толпы. Независимо от «окраски» этих импульсов - великодушные они или жестокие, героические или трусливые. Преобладают здесь простые чувства, но в крайности. При этом они настолько сильны, что побеждают не только разум и личные интересы, но и инстинкт самосохранения.
  • Экстремизм. Толпа - явление разрушающее. Она высвобождает из человека скрытые в глубине души и сдерживаемые страсти, в том числе к разрушению. Это же толкает ее отвечать яростью на любое препятствие (даже в речевой форме) на своем пути.
  • Безответственность. Это явление делает большое скопление людей чрезвычайно склонным к жестокости, особенно под воздействием подстрекателей.
  • Слабость мотивации. Несмотря на всю страстность, с которой толпа воспринимает идеи или события, ее интерес нестабилен и продолжается не долго. Поэтому настойчивая воля и рассудительность ей не характерны.
В темпераментальной сфере свойства толпы характеризуются диффузностью и непостоянностью восприятия идей и образов, а также полной готовностью быстро перейти к конкретным действиям.

В моральной сфере психологические свойства стихийного скопления людей проявляются демонстрацией возвышенных чувств (преданности, чувства справедливости, самоотверженности и т.д.) и религиозности. Последняя особенно важна, поскольку тоже предполагает беспрекословное подчинение, нетерпимость и необходимость пропаганды.

Принцип, который позже был поднят и разработан несколькими мыслителями. Испанский профессор Луис Хименес де Асуа подчеркнул, что проблема уголовной ответственности очень сложна, когда преступление совершено не человеком, либо заговором людей, а толпой. Классическая школа по уголовному праву считала, что всех членов толпы следует наказывать таким же образом и с той же строгостью, которая была бы автором отдельного преступления. Но после того, как положительная школа утверждала, что преступление, совершенное толпой - преступление толпы, должно заслуживать другого обращения в ответ на психологические и социальные различия, которые тяготеют к совершению коллективных преступлений.

Нельзя обойти стороной и влияние толпы на каждого ее участника, в результате чего он приобретает анонимность, «безликость», возможность отдаться своим инстинктам. Он попадает во власть окружения, в том числе за счет высокой внушаемости и осознания неодолимой силы численности. Он готов пожертвовать своими принципами и личными интересами в пользу интереса толпы. Все это усиливает чувство безнаказанности и склонность к агрессии, произволу. При этом человек лишается индивидуальности, становясь частью общей массы, деградируя поведенчески и интеллектуально.

Интересно, почему: почему крик незнакомца может привести массы к самым отвратительным преступлениям? Единственное объяснение заключается в том, что толпа - это отдельная сущность от индивидуумов, которые способствуют ее формированию, и что ее интеллектуальный примитивизм тянет под действием импровизированных лидеров, которые бросают идею в эфир или предлагают инициативу. В таких обстоятельствах судьба толпы оставлена ​​до удачи или неудачи ее случайных водителей, - говорили менеры, о которых говорил Габриэль Тард или активы, заявленные итальянскими криминалистами, - появились из очень динамичной толпы водителей и водителей. быть благородными людьми или родителями-правонарушителями.

Способы управления толпой



Поведение неорганизованных массовых скоплений людей может зависеть от многих факторов: идеологических влияний и их подачи, психологического состояния «толпящихся», скорости и направленности развития событий. Общность чувств, умноженная на резонирующие эмоции и реактивную готовность действовать, создает благодатную почву для паники.

Результатом такого «коктейля» могут быть очень трагические события. Поэтому психология толпы выделяет несколько опасных в плане панических настроений факторов. К ним относятся: суеверие, иллюзия и предрассудки. Все эти явления присущи многим из нас и в состоянии изолированности от общества, но в толпе усиливаются многократно. Поэтому они способны привести к массовому психозу.

Чувствительности, рассуждения, реакции толпы полностью отличаются от тех, которые имели бы в одинаковых стимулах изолированных людей. В нем растворяются личность, формирование, этические принципы и культура членов множества. Индивидуальность исчезает в коллективном вихре. И есть регресс в отношении примитивного психического состояния, способного внезапно и травмировать самые большие излишества: паниковать, героизму, радости, печали, гневу, ненависти, любви.

Преступники в своих расследованиях о преступлениях толпы пытаются установить, насколько те, кто интегрируется, действуют с совестью и волей, внесли ценный вклад в анализ психологии толпы. Те, кто присоединяется к преступному позитивизму, склонны считать, что те, кто совершает преступление как часть «толпы в суматохе», покрываются смягчающими обстоятельствами. Например, немецкий криминалист Эдмундо Мезгер утверждал, что человек, совершивший массовые преступления, вменяет его в зависимость от того, что он действует в ситуации подавления совести и преходящего психического расстройства.

Несмотря на то, что толпа изначально стихийна и неуправляема, в конце концов она все равно стремится к подчинению. При этом лидер, которому она будет внимать, может быть выбран стихийно или взять власть в свои руки самостоятельно. И для нее такие нюансы совершенно не важны - она будет подчиняться любому из них. Подчиняться инстинктивно, слепо и беспрекословно. Толпа не приемлет слабую власть, но преклоняется перед сильной. Она готова терпеть даже жесткое управление. Более того, именно деспотичная власть является наиболее эффективным рычагом управления толпой.

С тех пор было известно, что мнения, действия и реакции людей и групп в общественной жизни имеют много общего с субъективными факторами. Черты и персонажи личности его главных героев всегда оставляли свой след в событиях истории. Инстинкты и человеческие импульсы, возникшие в сознательных и бессознательных областях личности, определяли факторы социальных действий: руководства, правительства, партии, пропаганду, массовую мобилизацию, революции, войны, насилие. Вот почему так важно проанализировать личность главных героев истории.

Многие вещи объясняются на основе вашей психики. Хорошая часть исторических событий вращалась вокруг этого импульса или человеческого импульса, который Федерико Ницше назвал «волей к власти». Для некоторых мужчин эта «воля к власти» имела патологические особенности: это было компенсационное выражение их собственных слабостей или матч-реванш с жизнью за прошлые унижения или недостатки. Во многих случаях это стремление к власти имеет такое объяснение. Вот почему существует большая разница между использованием, данным силе уравновешенным человеком, и тем, что дает небезопасное, застенчивое или невротическое.

Умения и навыки, которыми должен обладать лидер толпы:

  1. Идейность . Главная задача «вожака стаи» - создать идею и пустить ее «в массы». Неважно, какую именно. Поэтому чаще всего на пьедестал выбиваются психически неуравновешенные люди, чьи убеждения и цели невозможно оспорить или опровергнуть. Даже в случае полной нелепости или абсурда.
  2. Деятельность . Есть еще одна черта, отличающая «героев» от остальной массы толпящихся - действие. Они не размышляют, а действуют. Причем чаще встречаются лидеры, сила воли и энергичность которых имеет преходящий характер. Гораздо реже толпой управляют люди, у которых эти качества присутствуют постоянно.
  3. Обаяние . Еще одно качество, без которого невозможно возглавить толпу - обаяние. В его основании могут быть восхищение или страх, личное обаяние или специальные психологические методики, успешность или опыт в определенной области, близкой к интересу толпы. В любом случае она должна слушать своего лидера и внимать.
  4. Знание приемов управления толпой . Большинство людей, которые оказываются на верхушке власти над толпой, интуитивно понимает, что нужно сделать несколько последовательных шагов. Сначала стоит внедриться в нее и понять, чем она «дышит», слиться с ней и убедить, что дышишь с ней одним воздухом, а потом подсыпать ей «огня» в виде возбуждающих ее образов. В идеале же, чтобы управлять толпой, нужно знать особенности ее формирования и основные свойства.
  5. Использование сильных выражений . Толпа понимает и принимает только силу, поэтому разговаривать с ней следует сильными, прямыми, громкими фразами. Преувеличения, повторения, резкие утверждения здесь просто необходимы. Причем чем больше повторять утверждение в той же словоформе, тем прочнее оно врезается в умы слушателей и воспринимается уже как непреложная истина.
Примечательно, что в большинстве случаев толпа имеет двойственное управление: с одной стороны она управляется лидером, с другой - силовыми структурами. Соответственно и задачи у них противоположные: лидер стремится сформировать толпу и использовать ее в действии, органы правопорядка - привести ее участников «в чувство» и расформировать.

Наиболее эффективными приемами инактивировать толпу являются:

История показывает много примеров этого. Политическая психология и социальная психология отвечают за проведение этого анализа, и в них психология толпы пытается объяснить и предсказать поведение. В любом случае забота о поведении масс не нова. Именно поведение толпы во время эпизодов Французской революции вдохновило изучение психологии масс Брасковичем, Сигеле, Ле Бон, Макдугалом и другими мыслителями.

Центральное утверждение этих мыслителей состоит в том, что индивидуальная психология и массовая психология имеют значительные различия между собой. Первое углубляет его запросы в темный мир инстинктов, настроений, движений, реакций и поведения изолированных людей. Во-вторых, в изменении их поведения, когда они присоединяются к толпе и формируют «психологическую массу», которая является другой сущностью из человеческих единиц, которые ее составляют. Это делает формальную психологию недостаточной для того, чтобы пролить свет на мышление, чувство и действие группы.

  • Отвлечение внимания толпящихся на другие цели, события, идеи . Такое разобщение интересов приводит к разобщению и в толпе. Она распадается.
  • «Обезглавливание» толпы . Захват или изоляция лидера лишает толпу идеи, которая ее объединяла. И если на его место сразу не придет другой вожак, она превратится в простое сборище народа. Не устойчивое и ничем не связанное.
  • Пробуждение разума у участников толпы . Главная задача - напомнить участникам толпы о чувстве ответственности, сбросить пелену внушения и анонимности. Это можно сделать несколькими способами. К примеру, объявить о том, что ведется видеосъемка происходящего или конкретно обратиться к участникам по фамилии, имени и отчеству (можно выбрать наиболее распространенные в данной местности данные).
Что такое толпа в психологии - смотрите на видео:


Как видите, толпа может значительно влиять как на участников, так и на социальные и политические процессы в целом. Поэтому основы ее формирования и поведения желательно знать не только политикам, но и простым гражданам, которые в любой момент могут стать ее частью.

Лекция 2. Толпа и закономерности ее поведения

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
Тилемахида

Понятие толпы. Механизмы поведения толпы

В обыденном языке "толпой" называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих (равно как и обороняющих) укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т. д. и т. п.

Терминологически не совсем верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Но вот на улице произошло что-то необычное. Неожиданно появились скоморохи или артисты выступают с представлением. Или, как бывало в добрые советские времена, на уличный прилавок "выбросили" дефицитный товар. Или человек выпал из окна и разбился. Или пошел сильный ливень. Или - не приведи господь - началась бандитская разборка со стрельбой, произошел мощный взрыв... Если ситуация развивается по какому-то из подобных сценариев, завлекательных, драматических и даже катастрофических, может возникнуть особый социально-психологический феномен, который, при всем многообразии его форм, имеет общие черты, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.

Исходя из этих предварительных соображений, примем ориентировочное исходное определение. Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения ее другими участниками; наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или недостижения ее остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально (при появлении второстепенной общности целей: например, веселее провести время в ожидании). Наконец, если зависимость достижения одной и той же цели субъектами отрицательна, складывается предпосылка для конфликта.

В толпе цели людей всегда одинаковые, но обычно не бывают сознательно общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной толпе каждый стремится что-то приобрести, и все друг для друга являются помехой.

Поэтому, используя социологические категории агрегата (неструктурированного множества индивидов) и группы (единого субъекта деятельности), толпу следует отнести к первой категории. Но, разумеется, различие между ними не дискретно. При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных определенными чертами (этнос, сословие и т.д.) способны осознать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; наоборот, слаженно действующий социальный субъект может раствориться в большем социуме.

В нашем случае, толпа иногда (в редких случаях) способна структурироваться и приобрести групповое качество, а организованная группа (чаще) - деградировать в толпу. Иногда ситуативная общность сочетает в себе настолько разнородные свойства, что не может быть однозначно отнесена к той или иной категории и занимает на шкале "группа - агрегат" промежуточное положение. Например, очень хорошо организованная массовая демонстрация (вспомним советские праздничные шествия по Красной площади) несет в себе в равной мере признаки группы и толпы. Перерождения группы в толпу и обратно также относятся к сфере нашего интереса...

Соотношением системных и грегарных качеств (от греч. gregus - стадо) во многом определяется и решение старого спора между социальными психологами о том, группа или индивид склонны к более экстремальным решениям. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализируется.

По свидетельству С. Московичи, еще древнегреческий политик Солон утверждал, что каждый афинянин - хитрая лисица, а народное собрание в Пниксе - стадо баранов. Это подтвердили и римляне: Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia (все сенаторы мужи достойные, а римский сенат - злобный зверь). Г. Лебон указывал на то, что парламенты часто превращаются в толпу, и мы до сих пор наблюдаем подобное по телевизору. Русская поговорка: "Мужик умен, да мир дурак" - передает ту же мысль о потере личностью в массе здравого смысла.

Циркулярная реакция и коммуникация

Рисунок X. Бидструпа "Распространение заразы".

Метаморфоза обусловливается специфическими эффектами, которые суть механизмы образования толпы. Выявлены два основных механизма: слухи и эмоциональное кружение (синоним - циркулярная реакция ). О слухах речь далее пойдет отдельно (Лекция 4-5), поэтому здесь рассмотрим механизм эмоционального кружения.

Представьте себе полный зал, где рассказан очень смешной анекдот и все громко смеются. Вы только что вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.

Впрочем, даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. У театральных актеров бытует жаргонное выражение: "повело". Оно означает такую неприятную ситуацию, когда в самый драматический момент спектакля кому-то из участвующих в сцене "попала в глаз смешинка". Актер "прыскает от смеха", это совершенно неуместное состояние передается партнерам - и сценическое действие разрушается...

Есть и более страшные примеры. В XIV веке Европу охватила "черная смерть" - эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное отправление всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее и заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

Этот кошмарный эпизод, зафиксированный летописцами, получил отражение в художественной литературе (наиболее известна россиянам пушкинская пьеса "Пир во время чумы"), а также в современной психологической и медицинской терминологии, где "пляска Святого Витта" означает известный клинический симптом...

В фильме по роману А. С. Серафимовича "Железный поток" хорошо исполнен похожий эпизод, правда, в незавершенном виде. Красные партизаны с обозом мирного населения - стариками, женщинами и детьми - скитаются по пустыне, спасаясь от белых. Оголодавшие и сильно изможденные люди останавливаются на привал. Кто-то заводит патефон и ставит пластинку, на которой два артиста, почти ничего не говоря, громко и заразительно хохочут. Сидящие и лежащие вокруг начинают улыбаться, затем смеяться, веселье передается дальше... В этот момент появляется умный суровый комиссар и ударом сапога разбивает пластинку вместе с патефоном. Зрителям понятно, что, если бы он этого своевременно не сделал, то ситуация вышла бы из-под контроля: истерически хохочущие люди, не будучи уже способны остановиться, окончательно выбились бы из сил...

Итак, циркулярная реакция - это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами . Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и, например, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т. д.

Для лучшего понимания того, что такое циркулярная реакция, целесообразно сравнить ее с коммуникацией - контактом между людьми на семантическом уровне. При коммуникации имеет место та или иная степень взаимного понимания, интерпретации текста, участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случаев каждый остается самостоятельной личностью. Человеческая индивидуальность формируется в коммуникационных связях и во многом зависит от многообразия смысловых каналов, в которые человек включен.

Наоборот, эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует "как все". Происходит эволюционная регрессия : актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики .

"Сознательная личность исчезает, - писал по этому поводу Г. Лебон, - причем чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимает одно и то же направление". Поэтому "в толпе может происходить только накопление глупости, а не ума". То же наблюдение можно встретить в трудах других исследователей. Например, у 3. Фрейда читаем: "Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей для того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки".

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсом извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной. Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться от толпы подальше.

Добавлю, что циркулярная реакция, как всякое социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: совместный просмотр спектакля и даже фильма, дружеское застолье, боевую атаку (с криками" Ура!", воинственным визгом и прочими атрибутами), деловое или партийное собрание и т. д. и т. п. В жизнедеятельности первобытных племен процессы взаимного заражения перед сражением или охотой выполняли важнейшую роль. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы (психологи называют это фасцинацией ). Но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа вырождается в толпу, которая становится все менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем все легче подверженной иррациональным манипуляциям.

И последнее. Вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды социальной напряженности. Логично было бы полагать, что напряженность, в свою очередь, возникает тогда, когда обстановка объективно становится очень плохой. Однако исследования историков и психологов показывают, что это не всегда так и даже чаще всего не так.

Еще великий французский ученый XIX века А. де Токвиль указал на то, что революционному кризису обычно предшествует длительный период повышения экономических и политических показателей (объем политических свобод, доступ к информации, перспектива вертикальной мобильности и т. д.). Например, уровень жизни французских крестьян и ремесленников перед началом Великой французской революции был самым высоким в Европе; к началу антиколониальной революции в Северной Америке это были самые богатые и хорошо управляемые колонии мира и т. д.

Параллельно росту возможностей растут потребности и ожидания людей. В какой-то момент рост объективных показателей сменяется их относительным снижением (очень часто - вследствие неудачной войны, затеянной правителями, которые также поддались общей эйфории). На фоне ожиданий, продолжающих по инерции расти, это оборачивается массовой фрустрацией, а та, в свою очередь, агрессивными и (или) паническими настроениями.

Обобщив многообразные сведения, касающиеся предыстории революционных ситуаций, американский психолог Дж. Девис вывел интегральный график, который обладает серьезным прогностическим потенциалом. Мы много работали с графиком Девиса, верифицировав его на материале далеких друг от друга стран и регионов, включая Россию различных эпох. Общий вывод довольно парадоксален, но подкреплен большим фактическим материалом. Пока люди живут стабильно плохо (с точки зрения внешнего наблюдателя), они не испытывают болезненной неудовлетворенности и вероятность внутренних взрывов минимальна. Опасность появляется там, где есть растущие ожидания. Нами даже выявлен особый социально-политический синдром Предкризисного человека (Homo prae-crisimos), который требует особого внимания со стороны ответственных политических лидеров.

Кого эти вопросы интересуют подробнее, может обратиться к статье Девиса (Davis J.) или к моим работам, также обозначенным в списке дополнительной литературы. Здесь же вернемся к обстановке, когда возможности превентивной политической стабилизации уже упущены и социальная напряженность налицо. Многие люди переживают сходные эмоциональные состояния при высокой степени неопределенности и думают об одном и том же, охотно группируются, обсуждают волнующую тему, лихорадочно ищут информацию, распространяют слухи - и это чревато взаимной эмоциональной индукцией, переходящей в стихийные формы массового поведения. Опытные политические партии и руководители организуют в такой период дежурство небольших групп агентов, по два-три человека. Разумеется, у них нет никаких опознавательных знаков (наоборот, они должны максимально походить на случайных прохожих, "людей из толпы"), зато есть определенный опыт, знания, интуиция, решительность и, желательно, некоторый минимум актерских способностей, чтобы в нужный момент эффективно вмешаться в ход событий и предотвратить их неблагоприятное развитие.

Как же могут действовать такие агенты? Это мы рассмотрим после того, как ознакомимся с классификацией, а также с основным свойством толпы.

Виды толпы

Большое количество наблюдений и специальных исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

Окказиональная толпа (от англ, occasion - случайность) - скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, горожанину или жителю села. Тем не менее приведу пару иллюстраций.

Мои латиноамериканские слушатели любили рассказывать по этому поводу забавный старый анекдот. В американском городе сидит на скамейке мексиканец с удочкой, хотя поблизости нет никакого водоема, и сосредоточенно "ловит рыбу" на суше. Вокруг собираются зеваки, указывают на него пальцами и веселятся. Наконец, один из янки спрашивает:

Эй, чикано (презрительное наименование мексиканцев в США), много рыбы наловил?

Ни одной, - серьезно отвечает мексиканец, - да мне и не надо. Я не рыбу ловлю, а выигрываю пари.

Мы с земляками поспорили, где больше дураков, в Мексике или в Штатах. Провели эксперимент дома, а теперь проводим здесь. Вон на той скамейке сидят ребята и вас пересчитывают...

А один из маленьких шедевров выдающегося американского юмориста О" Генри так и называется - "Комедия любопытства". Персонажи новеллы - юноша и девушка, представители бесчисленного племени уличных зевак, более всего на свете обожающих созерцать чье-то несчастье. "Эти фанатики любопытства, словно мухи, целым роем слетаются на место всякого необычайного происшествия и, затаив дыхание, проталкиваются как можно ближе", - отмечает писатель.

Познакомившись в одной из таких толп и понравившись друг другу, молодые люди решили пожениться. В час свадьбы около церкви скопилась очередная толпа любопытных, но героев торжества на месте не было. Потом выяснилось, что и у жениха и у невесты в самый неподходящий момент сработали условные рефлексы: узрев толпу, каждый из них привычно бросился в гущу, расталкивая окружающих, чтобы пробиться в первые ряды. В итоге свадебные наряды и прически были изрядно попорчены, под глазом у невесты появился синяк - короче, мероприятие пришлось отменить...

По данным кросс-культурных исследований, склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда стабильных факторов, среди которых - степень укорененности урбанистической культуры. Я был совсем ребенком, когда, после Московского фестиваля молодежи и студентов (1957 год), начал приподниматься "железный занавес"; на улицах нестоличных советских городов появились первые живые иностранцы, каковых старшие не видели со времен войны, а дети знали об их существовании только из книжек. Иностранцев тогда можно было легко отличить от наших соотечественников по одежде, но особой популярностью пользовались негры.

Мне отчетливо запомнились сценки из жизни тех лет. Идет по улице темнокожий парень, а за ним - толпа взрослых и детей. Все очень доброжелательно настроены, кто-то предлагает ему в подарок значок, кто-то просит на память иностранную монетку, кто-то просит вместе сфотографироваться. Объект внимания все более раздражается и постепенно начинает звереть (а вы представьте себя на его месте!), что-то говорит на непонятном языке, но по всему видно, что он сильно раздражен. Окружающие недоумевают, чем же не угодили зарубежному другу, потом слышатся разочарованные комментарии типа: "Какие же они все гордые (злые, заносчивые)... "

Нечто подобное можно встретить и в художественной литературе тех лет. Случившаяся с человеком неприятность привлекает прохожих, которые ничуть не стесняются собраться вокруг и громко выражать сочувственное любопытство.

Как всегда, наши достоинства суть продолжение наших недостатков и наоборот. С развитием урбанистической культуры изменяются ценности и нормы поведения, люди становятся зацикленными на индивидуальных проблемах, менее отзывчивыми и, вместе с тем, менее навязчивыми. В 60-е годы дефилирование по улицам Лондона полностью обнаженных девиц не вызывало особого ажиотажа, а в Анкаре появление нескольких иностранок в миниюбках стало событием чуть ли не политического значения (о чем я далее расскажу).

Конвенциональная толпа (от англ, convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные или собачьи бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т. д. и т. п. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

Сразу отмечу, что не следует путать конвенциональную толпу с публикой , собравшейся в драматическом, оперном театре, в консерватории и проч. Терминологическое различие вызвано, конечно, не тем, что психологи любят классику больше, чем рок - оно важно по существу и в функциональном отношении.

На концерт, скажем, симфонического оркестра и рока люди приходят с разными установками, различные сценарии вероятного развития событий и организаторы по-разному к ним готовятся.

Конечно, если во время симфонического концерта в здании начнется сильный пожар или взорвется заложенная террористами бомба, может возникнуть массовая паника. Но такая вероятность обычно невелика, и свести ее к нулю - задача пожарной и охранной служб. Организаторы же рок концерта обязаны учитывать, что имеют дело с толпой, которая формируется как конвенциональная, но, в силу общего свойства толпы как таковой (см. далее), непременно примет другие формы. Они должны уметь это прогнозировать и владеть адекватными приемами воздействия, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

Экспрессивная толпа (от англ, expression - выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т. д. Как видим, спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта - ритмичность выражения.

Легко догадаться, что речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге или манифестации, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе, танцующих на карнавале и т. д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

Экстатическая толпа (от англ, ecstasy - экстаз) - экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на шиитском религиозном празднике "шахсей-вахсей", доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока... Смертоносная пляска Святого Витта в Италии XIV века (см. выше) - из того же феноменологического ряда.

Действующая (active) толпа - политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

Агрессивная (aggressive) толпа , эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Далее мы убедимся, что паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что ее спровоцировало.

Стяжательная (greedy) толпа - люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Этот термин, в отличие от предыдущих, требует пояснений. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене. В советских городах, особенно провинциальных, возникали такие толпы ("Дают!"), когда на прилавок "выбрасывали" дефицитный товар. В парламентах наблюдается нечто подобное, когда депутаты с боем прорываются к трибуне, дабы высказать очередную высокомудрую банальность.

Однако слово "стяжательная" (жадная) не всегда следует понимать буквально. Это может быть толпа голодных людей, которым доставили продовольствие, но не организовали четкое распределение. Или жителей отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении автобусного маршрута машинами. Или потенциальных пассажиров отъезжающей электрички, в которой явно не хватит мест и т. д.

Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Это также требует пояснений, поскольку понятие "социальная справедливость" выглядит здесь произвольным и не укладывающимся в операциональную схему. В действительности, однако, дифференциация повстанческой и агрессивной толпы столь же функционально полезна, как дифференциация конвенциональной толпы и публики.

Дело в том, что толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем "классическая" агрессивная толпа. А главное, она обладает несколько иными качествами. При наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организационное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу (в противном случае она может выродиться в более примитивную форму толпы). Хрестоматийным примером часто служит восстание на броненосце "Потемкин" в 1905 году, но можно обратиться и к более свежим примерам. Кому приходилось наблюдать стихийный протест, забастовки, митинги в рабочих коллективах (в частности, забастовки шахтеров в России 1998 года), мог заметить, что они чаще всего не выливаются в массовые драки, погромы и прочие разрушительные действия. Профсоюзные комитеты выделяют ответственных лидеров, которым удается внести сознательную организацию в действия массы...

Представим классификацию в виде простой схемы.



Основное свойство толпы

Особое внимание обратим на то, что приведенная классификация весьма условна. В практическом плане наиболее важное свойство толпы - превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой .

Превращения могут происходить спонтанно, т. е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями .

Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов - принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить ее превращение в агрессивную, в стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т.д.).

В 1982 году в "Лужниках" популярная московская команда встречалась с зарубежным клубом. Результат был очень важным, но игра протекала довольно вяло. Зрители теряли интерес и, главное, надежду на то, что решающий гол их любимцами будет забит. Уже за 15-20 минут до конца люди начали покидать трибуны, некоторые успели выйти за ворота, другие находились на пути к выходу. И вдруг, на последней минуте матча, долгожданный гол был-таки забит, вызвав бурную реакцию болельщиков. Успевшие покинуть стадион бросились обратно, чтобы принять участие в общем ликовании, и столкнулись в узком проходе с теми, кто, под давлением задних рядов, по инерции продолжал двигаться к выходу. Это обернулось трагедией: десятки людей были задавлены насмерть...

В 1974 году на другом, на сей раз крытом стадионе превращения происходили по несколько иному, но столь же трагическому сценарию. Шел товарищеский матч по хоккею между сборными молодежными командами СССР и Канады, причем один сектор на трибуне был полностью предоставлен канадским туристам. Советские и канадские болельщики реагировали дружелюбно, обменивались между собой веселыми и громкими, но односложными (проблема языка) комментариями.

Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки жвачки. Надо сказать, что жвачка, в то время считавшаяся атрибутом "буржуазного образа жизни", в нашей стране не производилась и не продавалась. Хотя москвичи уже хорошо знали о существовании этой "развращающей" продукции, кое-кому удавалось привезти по несколько брикетов из зарубежной командировки, выпросить у иностранца или подпольно купить у фарцовщика, а для детей это был самый желанный и труднодоступный подарок.

Канадцы наверняка знали о высокой ценности дешевой жвачки для советских обывателей. Были их действия жестом дружелюбия или намеренной провокацией, осталось неясным (да, похоже, никто и не пытался это выяснить). Но последовавшие события оказались позорными и страшными.

Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу в отчаянной борьбе за каждый долетевший до них брикет. Тут же над головами канадцев засверкали фотоаппараты (снимки "русских дикарей за железным занавесом", отчаянно сражающихся за упаковки жвачки, обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона, в ужасе от происходящего, не нашли ничего лучшего, как полностью вырубить освещение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке погибли люди, многие получили увечья...

Такой сценарий превращений толпы (конвенциональная - экспрессивная - стяжательная - паническая) вообще очень типичен. Вспомним два хрестоматийных примера из российской истории.

18 мая 1896 года, в день коронации Николая II, на Ходынском поле (в районе нынешнего Ленинградского проспекта Москвы) собралось более 500000 человек, что значительно превысило вместимость площади. Устроители же народного гуляния не удосужились принять подобающих мер по предотвращению давки.

Люди были празднично настроены; их побудили прийти к назначенному месту не только желание приобщиться к знаменательному событию и участвовать в общем веселье, но и надежда на получение царских подарков. И всего-то раздавали по пакету пряников и по кружке с вензелем. Но толпа есть толпа, в ней все чувства обострены и "сладкое слово "халява"" тоже звучит с особенной притягательностью. Чей-то крик: "Подарков всем не хватит!" - стал сигналом к превращению толпы из конвенциональной в стяжательную.

Вскоре усилившаяся давка заставила почувствовать неладное. Кто-то попытался остановить опасный процесс, запев "Спаси, Господи, люди твоя". Песня была подхвачена, но, вероятно, ее ритм оказался не вполне адекватен ситуации (см. далее). Во всяком случае, коллективное пение лишь на время замедлило давление, продолжавшее по инерции усиливаться. Обезумевшие от страха люди топтали попадавших под ноги, теряли сознание и гибли в тесноте.

Только по официальным данным в панике погибли 1389 человек и 1300 получили увечья. Современники называли и гораздо большие числа...

В марте 1953 года, в день похорон И. В. Сталина, пряников не раздавали. На сей раз мотивом смертоносной давки послужило страстное стремление лицезреть скончавшегося кумира. Но сценарий развития событий и их результат оказались столь же плачевны...

Еще один характерный сценарий иллюстрирует эпизод, описанный американскими психологами. В 20-х годах XX века в парке небольшого города было обнаружено тело четырнадцатилетней белой девочки, перед смертью зверски изнасилованной. Слух о страшной находке быстро распространился по городу, и в парке стала собираться толпа. Первоначальное любопытство переходило в возмущение, а строившиеся догадки переросли в новый слух: "Негры!". Стихийно возникшая манифестация двинулась к зданию мэрии под аккомпанемент расистских лозунгов и требований к городским властям. По дороге встретились два молодых нефа, и манифестанты стали грубо их оскорблять. Один из парней посмел огрызнуться - и экспрессивная толпа быстро превратилась в агрессивную: произошел суд Линча.

На следующий день выяснилось, что девочку убили белые преступники, бежавшие из тюрьмы. Наверное, кому-то из участников самосуда стало стыдно, но это уже другая история...

Я привел несколько из бессчетного множества примеров того, как превращения толпы происходят спонтанно, без чьего-либо предварительного умысла. Но здесь стоит повторить: на свойстве превращаемости построены приемы управления и манипуляции поведением толпы.

Приемы управления и манипуляции

Известны приемы управляющего воздействия извне и изнутри. Чтобы в них разобраться, полезно обратить внимание на еще один специфический феномен, который называют географией толпы .

Ранее отмечалось, что толпа как таковая не обладает позиционно-ролевой структурой и что в процессе эмоционального кружения она гомогенизируется. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией . В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние.

Например, типичная картина массовых погромов такова. Непосредственными насильниками и убийцами оказывается сравнительно небольшая часть индивидов, составлявших толпу. Другие их активно поддерживают (поощрительными выкриками, улюлюканьем и т. д.), еще больше людей поддерживают пассивно, а на самой периферии - досужие зеваки; там уже обнаруживаются, скорее, свойства окказиональной толпы. Но вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности...

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне мы обычно рекомендуем нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам следует проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность.

Чтобы конкретные примеры были понятнее, сразу сделаю существенную оговорку. Стихийное массовое поведение обычно сопряжено с серьезными неприятностями, и в ряде случаев приходится выбирать "меньшее из зол". Какое же именно из зол считать меньшим - это, конечно, зависит от системы ценностей, политических целей и моральных качеств той группы, которая осуществляет управление.

Само собой разумеется, что цели могут быть деструктивными, а последующая оценка действий в решающей мере определяется идеологическими установками. Сколько лет нам доказывали, что погромы усадеб, разрушение церквей, убийство попов, а затем и кулаков-мироедов, грабеж имущества (В. И. Ленин: "Грабь награбленное") - все это суть пробуждение революционного правосознания угнетенных классов. А с другой стороны, кто знает, сколько бы еще продержалось крепостное право в России, если бы в 50-х годах XIX века по стране не загуляли крестьянские бунты с "красными петухами" (поджогами дворянских домов) и прочими безобразиями...

Так, два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают слухи: "Они идут! У них оружие!". Рекомендуется также по возможности сочетать это со звуками похожими на выстрелы за углом. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника, что в конкретных случаях все-таки "менее плохо".

Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на иной объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого ярость была первоначально направлена (один из самых подлых приемов политики вообще и манипуляции толпой в частности; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор насилия), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную, что, с точки зрения социальных последствий, опять-таки "менее плохо".

В романе А. Н. Толстого "Хождение по мукам" есть такой эпизод. Командир боевого отряда по фамилии Сорокин вызвал яростное возмущение бойцов своими сомнительными действиями. Оказавшись перед агрессивно настроенной толпой подчиненных и будучи не в силах бежать или защищаться, он мгновенно сориентировался в ситуации, выбрал в толпе самое злобное лицо, указал на него пальцем и громко закричал: "Вот враг!" - и толпа набросилась на другую жертву. Сам Сорокин из объекта агрессии превратился в лидера агрессивной толпы...

А в 70-е годы в странах "Третьего мира" несколько раз использовался такой ход. Агрессивная толпа, возбужденная деятелями правого (фашистского, националистического или клерикального) толка, направлялась громить левые организации и избивать их членов, продавшихся русскому большевизму (мировому сионизму и т. д.). Когда на пути следования толпы попадался роскошный супермаркет или богатый особняк, проникшие в ядро агенты левой партии с криками: "Вон он! Там они!" - бросались туда. За ними следовали остальные, и, оказавшись перед незащищенными богатствами, люди принимались за грабеж. Разумеется, потерпевшие хозяева не вызывали жалости у левых, поскольку это были "буржуи-эксплуататоры", к тому же часто сочувствовавшие погромщикам, а то и участвовавшие в возбуждении массы для реализации своих политических задач. Но и отвергнув такую мотивировку, мы должны признать, что разграбленные магазины и особняки - все же "меньшее зло" по сравнению с избитыми и убитыми людьми..

А вот яркий пример из нашей недавней истории. 21 августа 1991 года стало окончательно ясно, что бездарно организованный путч ГКЧП провалился и с ним кончилось 74-летнее господство КПСС. После трех дней напряженного ожидания и переживаний наступила безоговорочная победа стихийно вышедших на улицы граждан над внешне грозной, но духовно уже опустошенной властью.

Но эйфория успеха, усиливаясь по механизму циркулярной реакции, придавала массе все более выраженные свойства толпы. Толпа же, наполняясь новыми элементами и пьянея от нежданного могущества, вожделела новых зримых побед; кое-где уже начала ощущаться жажда крови. На площади Дзержинского (нынешняя Лубянка) сосредоточились тысячи людей, среди которых усиливались призывы к штурму мрачного и ненавистного здания КГБ. Если бы такие призывы воплотились в действие, следовало ожидать очень тяжелых последствий и человеческих жертв.

В решающий момент удалось переориентировать внимание толпы с охраняемого здания на теперь уже беззащитный памятник Ф. Э. Дзержинскому, возвышавшийся в центре площади и много лет казавшийся ее абсолютно незыблемым символом. При этом были использованы не только неприязнь людей к персонажу, но также давний слух о том, что памятник отлит из чистого золота, выкрашенного сверху густой черной краской. (Якобы, таким образом И. В. Сталин спрятал золотой запас страны, "чтобы никто не догадался"; памятник был расположен и надзираем так, что подойти к нему и "постукать" было прежде немыслимо).

Послали за техникой необходимой для того, чтобы снять тяжелый памятник, и толпа, в предвкушении грандиозного события, забыла об уже созревавшем намерении штурма. Сорванный с пьедестала памятник оказался не только не золотым, но и вообще не литым, а полым внутри. (Позже он лежал без присмотра на улице около Центрального дома художника, и маленькие дети ползали по его нутру, и рассеянные мамаши с сердитыми комментариями вытаскивали их оттуда, чумазых и довольных...). Но толпа получила незабываемое зрелище. И то, что доминирующее эмоциональное состояние удалось своевременно переключить с ярости на любопытство, спасло не одну человеческую жизнь...

Впрочем, известно немало случаев, когда более или менее стихийно возникшая толпа служит только прикрытием для преднамеренных действий провокаторов. Так происходило, например, в азербайджанском городе Сумгаите в марте 1988 года. Массовая демонстрация протеста против возможной передачи Нагорного Карабаха в административный состав соседней республики (Армении) была подготовлена и устроена не без участия городских властей, но в тайне от самого высшего руководства. Председатель городского Совета, молодой человек, на голову которого потом посыпалось много шишек, принял, в общем, верное решение, возглавив демонстрацию и пытаясь удержать поведение толпы под "цивилизованным" контролем. Однако организаторы преследовали совсем иные цели и заранее подготовились к их осуществлению.

Группы погромщиков (многие из них были одурманены наркотиками) стали отделяться от толпы и врываться в квартиры, где жили армянские семьи, сверяясь с предварительно составленными списками, насиловать и убивать людей под одобрительные возгласы наблюдателей. Парень, которому удалось пережить трехдневную вакханалию геноцида и затем воевать в Нагорном Карабахе сказал мне поразительную фразу (привожу ее близко к тексту)" "Есть кое-что страшнее войны и кое-что ценнее жизни. Страшнее войны - резня. Ценнее жизни - человеческое достоинство". Этот потомственный работяга-жестянщик с вечерним средним образованием никогда не развлекался придумыванием афоризмов. Да и не придумаешь такое в тиши кабинета...

Более разнообразны приемы воздействия на толпу извне. Самый известный из них - опять-таки переключение внимания на другой объект. Повторю, что при этом рекомендуется ориентация прежде всего на периферию. Небольшая автомобильная авария, популярная в данном обществе динамичная игра в исполнении умелых игроков, раздача или дешевая продажа дефицитных товаров и т. д. могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Приведу очень яркий эпизод, о котором мне рассказали непосредственные участники события, изучавшие впоследствии социальную психологию в Институте общественных наук. Этот случай отчетливо демонстрирует специфику толпы как таковой в отличие от организованной группы.

Запрещенная Коммунистическая партия Турции находилась на полулегальном положении, вызывая сильную неприязнь не только у государственных властей, но также у разного рода националистов, фашистов и религиозных фанатиков. В 1969 году, при очередном всплеске антикоммунистической истерии, толпа фанатиков, под барабанный бой и с криками "Аллах акбар!" бросилась на штурм здания, в котором располагался партийный комитет. Завязался бой с применением камней и "молотовских коктейлей" (бутылок с зажигательной смесью). Но силы были неравны, и защитникам здания грозила физическая расправа.

В разгар боя на улице неожиданно появились четыре американские девушки в мини-юбках. Эта новая мода уже распространилась в Англии и в США, но в Анкаре такого еще не видывали. Мои слушатели очень образно демонстрировали, как сначала головы, а потом и туловища штурмующих стали поворачиваться в сторону волнующего зрелища - и большая часть толпы удалилась вслед за блондинками. На площади осталось несколько десятков человек (ядро), которых удалось быстро рассеять.

Помню, мы так увлеклись обсуждением деталей этого эпизода, что я не сообразил спросить, как дальше развивались события и какова была судьба смелых девушек. Но едва ли им что-либо серьезно угрожало. Полиция, проявлявшая хладнокровие, пока дело касалось жизни политических противников, наверное, повела себя на сей раз бдительнее: ссориться с американцами властям было невыгодно.

Вообще-то эту историю было бы уместнее привести раньше, когда речь шла о спонтанных превращениях толпы - ведь "выход на сцену" мини-юбок совершенно случайно оказался столь своевременным, его никто заранее не планировал. Но я рассказываю о ней здесь, поскольку она очень наглядно демонстрирует потенциальную возможность управления толпой через периферию.

В 1974 году группа португальских военных совершила переворот, избавив страну от многолетнего правого режима А. Салазара - М. Каэтану. Открылся широкий простор для деятельности левых партий, особенно весьма жесткой и непримиримой партии коммунистов, которые прежде работали в глубоком подполье. Массовые настроения радикализировались, рабочие коллективы бурлили, речи о "социалистической революции" и "диктатуре пролетариата" стали наполняться предметным содержанием. Все это вызвало, с одной стороны, безграничные надежды, а с другой стороны, серьезное беспокойство в стране и за рубежом (напомню, Португалия - член НАТО). Требовались срочные меры поддержки властей, и, среди прочего, проводились интенсивные курсы "повышения квалификации" правоохранительных органов.

И вот картинка с одного бурного митинга бастующих лиссабонских рабочих. Энергичные ораторы "заводят" толпу, которая скандирует самые решительные лозунги, и дальнейший ход событий трудно предсказуем. Митингующие окружены полицейской цепью, но надо по возможности избежать силовых эксцессов. От полицейской цепи отделяется одинокий офицер, держа в руках транзисторный приемник, по которому передают прямой репортаж о матче между популярными футбольными командами "Порту" и "Лисбоа". Через минуту сотни людей, чьи лица только что выражали святой гнев и готовность к самым решительным действиям, окружают офицера с вопросами: "Какой счет? Кто выигрывает?" Еще пара таких очагов - и ораторы тщетно пытаются вернуть внимание собравшихся к своим страстным призывам.

Кстати, здесь использовался отработанный прием противодействия митингам и демонстрациям, пусть даже санкционированным, но нежелательным для властей. Поодаль располагаются автомобили с динамиками, по которым передается футбольный репортаж, выступление популярных артистов или что-то еще в том же роде.

Это одна из причин, почему организаторам массового мероприятия консультанты рекомендуют предусмотреть, чтобы оно по времени не совпало с каким-либо другим интересным для публики событием. Рекомендуется также заранее позаботиться о непосредственных нуждах людей в зависимости от погоды: прохладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т. д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым и, скажем, паника с трагическими последствиями возникнет из-за такой мелочи, как внезапно хлынувший ливень.

Кроме того, политические противники, воспользовавшись пустующей "экологической нишей", станут ее по-своему заполнять, отвлекая внимание собравшихся, а в худшем случае, например, вместо прохладительных напитков распространять горячительные и т. д. При разработке сценария важно также внимательно ознакомиться с прогнозом погоды и, если возможно, проконсультироваться с синоптиками.

Еще один комплекс приемов воздействия на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению.

В конце 70-х годов советская газета под иронической рубрикой "Их нравы" сообщила о том, что в Южно-Африканской республике изобретен "музыкальный танк". У слушателей из ЮАР я выяснил, что это, действительно, танк, преобразованный специально для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушки у него на вооружении брандспойты, "стреляющие" мощной струей холодной воды, а вместо пулемета - сильные динамики, "стреляющие" во все стороны громкой ритмической музыкой. Под воздействием звуков люди невольно начинают двигаться в такт, и толпа из агрессивной превращается в экстатическую. Энергия ярости уходит в танец, и это помогает избежать худшего.

Африканское изобретение возникло, конечно, не на пустом месте. Психологи давно изучают удивительное влияние ритма на толпу, и исходным материалом для этого послужила упомянутая выше история с пляской Святого Витта. Считается, что после того, как толпа "поймалась на ритм", ее можно удерживать в экстатическом состоянии сколь угодно долго: пока музыка продолжается, люди, попавшие под ее влияние, не способны по собственной воле избавиться от наваждения (отсюда, вероятно, народные сказки про волшебную гармонь и волшебную флейту). Но при уличных беспорядках доводить людей до полного изнеможения, как правило, нежелательно - у кого-то не выдержит сердце и т. д., - и чаще всего задача состоит в том, чтобы выиграть время.

Уже с 60-х годов американские посольства во многих странах "Третьего мира" имели "на вооружении" мощные динамики и музыкальные записи в стиле рока. Это средство используется в тех случаях, когда проходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращается в агрессивную толпу. Соответствующую "художественно-музыкальную" подготовку в преддверье массовых уличных демонстраций проводит и охрана роскошных фирм, супермаркетов и салонов. Встречать приближающуюся толпу рекомендуется заранее заготовленными транспарантами с лозунгами, которые резонируют с ее настроением (Свои! Не трогать!) и приятной успокаивающей музыкой. Но при этом иметь наготове записи в ритме рока, которые пускаются в ход в том случае, если провокаторы все же сумеют натравить толпу на "толстосумов"...

Здесь, правда, следует добавить, что противодействие различным видам толпы требует различных ритмов. Как мы видели, превращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка. На паническую толпу следует воздействовать ритмом иного типа, о чем пойдет речь далее.

В заключение же этой лекции расскажу еще об одном способе противодействия массовой агрессии. Как ранее говорилось, в толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимшации .

Некоторые американские авторы предлагали даже такой прием: в толпе снуют хмурые личности с фотоаппаратами или блокнотами, откровенно фиксирующие самых активных индивидов. На раннем этапе формирования толпы этот прием, вероятно, может кого-то отрезвить и предотвратить экстремистские действия. Тем не менее я никогда его не рекомендовал, поскольку считаю чересчур опасным для здоровья и жизни агентов.

Но сегодня деанонимизация достигается более безопасными средствами. На крышах окружающих зданий размещаются хорошо заметные камеры и (или) высылаются мобильные группы телерепортеров. Демонстративные действия последних (с проверенными путями ухода от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.

В последующих лекциях мы будем возвращаться к обсуждавшимся здесь вопросам и рассмотрим множество дополнительных примеров поведения и превращений толпы.

Обсуждая примеры эволюционной регрессии у животных, выдающийся зоопсихолог К. Лоренц рассказал об эксперименте, который очень богат социологическими коннотациями. Экспериментатор удалил передний мозг у рыбы, принадлежащей к виду речных гальянов. Возвращенная в стаю особь почти не чем не отличалась от остальных, но перестала реагировать на поведение сородичей. Она двигалась, повинуясь только внутренним импульсам - "и, представьте себе, вся стая плыла следом . Искалеченное животное как раз из-за своего дефекта стало несомненным лидером".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь