Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Идите на юг Солитьюда к Складу Восточной Имперской компании. Ваша цель - капитан на корабле, который лишь изредка выходит из гавани Скайрима. В основном же "Алая Волна" находится в доках. Если не застанете ее, просто подождите или перейдите пока к другим делам. При входе на корабль вы увидите четыре-пять моряков. Но они не будут атаковать вас, лишь сообщат, что не рады вас видеть. Пройдите мимо них и просто убейте Софию. Задание совсем не трудное, главное первым же выстрелом прикончить цель, чтобы моряки не заметили шума. Итак, вы выполнили последний заказ. Идите к Назиру и заберите вознаграждение за прохождение Skyrim.

Пока смерть не разлучит нас

Теперь вы переходите к основному заданию от Астрид, которое заключается в убийстве Виттории Вичи, кузины Императора. Для прохождения игры Skyrim выполнить заказ вы должны на ее свадьбе. Для начала пойдите в укрытие и побеседуйте там со всеми. Среди многих разговоров вы услышите две подсказки. Первая будет от Габриэлы, которая сообщит об отличном месте для выстрела - небольшой балкон. Кстати, там она уже приготовила для вас пару эльфийских стрел и лук. Вторую подсказку вам даст Бабетта. Она расскажет о выступлении вашей цели на балконе и о неприкрепленной статуе над ним, которую довольно легко будет уронить. Направляйтесь в Солитьюд и дождитесь ночи. Более легким является вариант прохождения этой миссии Skyrim с помощью статуи. Для получения бонусного вознаграждения вам будет необходимо разобраться с Витторией во время ее обращения к гостям.

Сразу после убийства, вы увидите Визару от Астрид, которая прислала вам помощь. Она знала, что стражу совсем не обрадует случившееся. А гости будут обижены. Вернувшись к Астрид, вы сможете получить свою награду в виде заклинания, которым можно вызывать известного по легендам Воина Темного Братства. А еще она даст вам бонусное вознаграждение за прохождение игры Skyrim 750 монет. Затем Астрид пошлет вас на встречу с Габриэлой. Она окажет вам содействие в продумывании следующего заказа.

Уязвимое Место

Здесь Астрид попросит вас совершить убийство Гая Марона. Он приходится сыном командиру Марону, который руководит Пенитус Окулатос (личные охранники Императора). Затем вам будет нужно подбросить ему записку с компроматом о том, что он планирует покушение на Императора. Тут у вас будет выбор - от Драконьего Моста вы можете проследовать по его следу или осторожно пробраться внутрь штаба Пенитус Окулатос. Оттуда вам нужно выкрасть его записи об очередности городских проверок, а затем ожидать его в каком-то городе.

По списку Гай Марон будет двигаться непрерывно до тех пор, пока не получит вызов от отца. А на самом деле до его убийства вами. Для получения дополнительного бонуса вам нужно расправиться с ним в крупном городе, где он будет быстрее обнаружен. Гая всегда охраняют солдаты, поэтому вам придется нелегко, когда они поймут, что убит сын главного руководителя Пенитус Окулатос. Можете либо скрыться от них, либо убить их всех. Вернувшись в укрытие, вам достанутся 750 монет и амулет. Правда его необходимо передать предсказательнице, которая живет в Вайтране. Кстати, еще вам станет известно, что дела там идут не очень хорошо.

Лекарство от Безумия

Теперь прохождение игры Skyrim по заказу от Габриэлы продолжится поиском Цицерона. Вам нужно с ним расправиться, а также отыскать Арнбьорна. Визара был ранен ненормальным шутом, который к тому же пытался совершить убийство Астрид, а затем убежал неизвестно куда. Значит вам придется побыть теперь сыщиком. Проследуйте в его комнату и отыщите пять разделов дневника. Прочтите их все. Тогда вы узнаете об еще одном укрытии Темного Братства в Скайриме, куда наверняка и отправился беглец. Расскажите об этом Астрид. Она же обратится к вам с просьбой пойти к Цицерону, а по пути отыскать ее супруга. Он отправился догонять шута. Еще Астрид снабдит вас красноглазым конем Тенегрив.

Добравшись до укрытия, вы увидите при входе вашу собаку, а также раненого Арнбьорна, который сообщит, что у шута тоже ранение - порвана артерия. Для прохождения игры Skyrim начинайте преследование шута только после того, как супруг Астрид отправится домой. Дверь задаст вам такой вопрос: "Что есть величайшая иллюзия жизни?". А пароль вы должны были прочесть в упомянутом ранее дневнике ("Невинность, брат мой"). Затем дверь скажет вам "Добро пожаловать домой" и пропустит. Вы увидите кровавые следы, следуйте по ним (согласно словам Арнбьорна). Опасайтесь ловушек. Расправляйтесь либо крадитесь мимо всех встретившихся вам противников. Кстати, вас все время будет сопровождать Цицерон со своими забавными фразами. Рано или поздно вы найдете шута и тогда можете решать - убивать его или нет. Он все таки весельчак, но ненормальный. И к тому же покусился на ваших соратников. Прохождение игры Skyrim оставляет выбор за вами.

Теперь можете возвращаться к Астрид в укрытие. Она будет очень рада и благодарна вам. Ведь вы все-таки спасли ее мужа. Тенегрива она подарит вам и предоставит очередной заказ.

Убийственный Рецепт

Астрид попросит вас расправиться с Гурманом и отобрать его грамоту с подтверждением личности. Вам придется иметь дело с лучшим поваром Скайрима или даже Тамриэля. К тому же Гурман написал поваренную книгу. Однако тут прохождение игры Skyrim не будет простым. для начала нужно разузнать, кто это, разыскать его, ликвидировать, а затем сделать вид, что вы и есть Гурман.

Для того, чтобы понять, с кем вы будете иметь дело. Отправляйтесь на встречу с Фестусом, который передаст вам книгу Гурмана. Ее он презентовал повару из Маркарты по имени Антон Виран. Должно быть, он знает этого Гурмана. Поэтому отправляйтесь к нему. Кстати, Фестус советовал вам после допроса расправиться с Вираном, чтобы не оставлять лишних следов. Так что продвигайтесь в Подкаменную крепость в Маркарте к Антону. Он там повар.

Поговорив с ним, вы узнаете, что Гурманом является орк. И обитает он в таверне под названием "Ночные ворота". Теперь можно отправляться к вашей цели. Однако перед этим не забудьте расправиться с Вираном. Но подстеречь его будет не просто, ведь он не выходит из кухни. Придется пофантазировать для совершения этого убийства. Для прохождения игры Skyrim отправляйтесь в упомянутую таверну и побеседуйте с трактирщиком. В итоге, вам станет известно, что нужный вам орк почти все время проводит в своей комнате, лишь изредка спускается взять вино в погреб, а еще прогуливается к озеру. А эльфийка из укрытия как раз советовала скрывать останки убитых в воде. В полдень вы сможете застать орка на озере. Он будет стоять на мостике и любоваться видом. Убийство можете совершить любым удобным вам способом. Но не забудьте спрятать тело и забрать из его кармана грамоту. Теперь никто не сможет усомниться в том, что вы Гурман, ведь никто не знает, как он выглядит. На этом все, вернитесь обратно в укрытию и отчитайтесь о проделанной работе Фестусу. За это он даст вам Кольцо Ночного Ткача и монеты. К тому же он принесет свои извинения в том, что сомневался в вас.

Смерть Империи!

Прохождение игры Skyrim предлагает вам сделать вид, что вы Гурман и ликвидировать Императора по заказу от Фестуса Крекса. Во славу Ситиса, приступайте к важнейшей части вашего задания, убийству Императора! Отправляйтесь в Солитьюд. Командиру Марону продемонстрируйте грамоту. Тогда он откроет для вас вход на кухню. А книгу Гурмана вы должны были уже изучить.

Итак, оденьте колпак повара и начинайте готовить. Джианне вы должны подсказать, какими ингредиентами наполнять блюдо, и не забудьте положить в конце ваше особенное составляющее. Король должен быть доволен. Закончите приготовление супа. А затем возьмите все найденные ингредиенты из кухни и проследуйте к трапезной за Джианной. Вы просто стойте, пока она подаст суп. Ждите и приготовьтесь убегать. Наконец, Император попробует ваш суп, начнет хвалить Гурмана за его талант и вкусное блюдо. Затем он умрет, даже не поняв, что случилось. Однако не спешите радоваться, вам еще надо скрыться. Начинайте бежать сквозь дверь и через мост. Но затем вам преградят дорогу командир Марон со своими легионерами. Оказывается, вы расправились с двойником Императора! Выясняется, они знали о покушении. И получается, что кто-то из Братства предатель. Этот-то кто-то заключил с Мароном соглашение, на которое командир наплевал и собирается расправиться как с вами лично, так и со всеми членами Братства. Его люди уже начали штурм укрытия. Для прохождения игры Skyrim вам срочно необходимо вернуться. Однако сначала разберитесь с противниками перед вами (три легионера). Убейте их и немедленно передвигайтесь к укрытию. На своем пути вы еще будете встречать легионеров. Разберитесь со всеми и проследуйте осмотреть укрытие для поиска выживших.

Смерть Воплощенная

Прохождение игры Skyrim предоставит вам это задание автоматически при приближении к укрытию. Вам необходимо обнаружить всех оставшихся в живых после осады.

Два легионера находятся у двери в укрытие. Они говорят о ликвидации Темного Братства и о пожаре там. Убейте их и торопитесь. Там опять встретите легионеров. Уничтожьте их и пробирайтесь сквозь дым и пламя. Найдите Арнбьорна, который в этот момент ведет бой с противником. Попытайтесь его спасти, но вы не успеете. Он будет убит лучником. Впереди вы встретите Назира тоже в бою с врагом. Спасите его и срочно покиньте укрытие, а то погибнете в пожаре. Однако тут вы столкнетесь с проблемой - выхода уже нет, закрыт завалом. Затем Мать Ночи заговорит с вами и попросит обнять ее. Это ваша последняя возможность спастись. Заберитесь внутрь гроба и обнимите ее. Тогда гроб захлопнется, вылетит сквозь витраж, а затем упадет прямо в воду. Тут вы услышите шепот Матери Ночи "Усни". Тогда вы действительно уснете, обнимая останки Матери Ночи в ее гробу.

Проснувшись, вы услышите голос Бабетты. Она будет торопить Назира, чтобы тот скорее вытащил из воды гроб с вами. В это время вы снова услышите Мать Ночи, которая попросит побеседовать в укрытии с Астрид. Вы обрадуетесь известию о том, что она осталась в живых. Поспешите в комнату. А там вас ожидает неожиданность - Астрид будет лежать оголенная и вся в крови, к тому же окруженная свечами. Около нее вы увидите кинжал и паслен.

Теперь вам становится все ясно. Предателем оказалась Астрид. Она вступила в сговор с Мароном и выдала вас в обмен та спокойствие Темного Братства. Однако ее ожидало предательство и для искупления своей ошибки, она провела над собой темный ритуал. Теперь у вас нет иного выхода, кроме как убить ее клинком Горя и вернуться назад к Матери Ночи, которая подтвердит, что все идет своим чередом и все в порядке. Однако ваше существование доказывает то, что Братство не уничтожено. А это означает, что прохождение игры Skyrim продолжается и заказ на Императора нужно закончить.

Слава Ситису!

Мать Ночи даст вам задание - наконец разобраться с Императором. Расскажите о ваших планах Назиру. Он вам поведает, что отправляется в Данстар к укрытию. Во время нашей работы с заказом, он собирается с Бабеттой переместить Мать Ночи туда. Направляйтесь в Вайтран в таверну под названием "Гарцующая кобыла". Между прочим, вы можете узнать вашу судьбу по дороге. После того, как выйдете за ворота, на первом повороте сверните правее. Дополнительно там вам еще и дадут доспехи тени в комплекте. Мотьер очень обрадуется тому, что вы выжили и собираетесь завершить заказ. Он вам поведает о планах Императора отправиться в плаванье на его корабле под названием "Катария" назад в Империю. Вам обязательно надо с ним расправиться. Кстати, на корабле будет Марон и вы сможете ему отомстить.

Выполните два дела одним махом

Для начала поезжайте на юг Солитьюда в Склад Восточной Имперской компании. Найдите Марона и убейте его. Затем отправляйтесь на корабль (на восток в Солитьюде). Взобраться на судно вы сможете с помощью цепи на якоре. Проберитесь на нижнюю палубу. Теперь отправляйтесь странствовать вдоль корабля и поищите Императора. Убивайте всех врагов, которых увидите. Для прохождения игры Skyrim найдите императорскую каюту. Тогда вы выясните, что он уже давно вас ожидает.

Оказывается, Император никогда не думал, что сможет уничтожить Темное Братство (не то, что Марон). Он обратится к вам с просьбой побеседовать с ним перед тем, как вы его убьете. Он вам поведает о том, что на его жизнь покушались многие, но лишь один человек совершил желаемое. Император всего лишь хочет наказать этого предателя и именно об этом просит вас. Вы пообещайте ему подумать и убейте его. Ура! Темное Братство победило, а Пенитус Окулатус потерпело поражение. Теперь вам нужно всего лишь возвратиться к Мотьеру за своим вознаграждением. Прохождение игры Skyrim снова дает вам выбор - вы можете либо выполнить просьбу Императора, либо нет - убить Мотьера или оставить в живых. Если надумаете расправиться с предателем, сначала разузнайте местоположения вознаграждения - оно находится в пещере, в которой вы первый раз с ним повстречались. Заберите награду и покиньте это место.

Теперь направляйтесь к укрытию Данстаров и побеседуйте в Назиром, который даст вам совет посетить уже известного вам Делвина Мелори и купить мебель и необходимое оборудование в новое укрытие. На это вы потратите почти всю свою награду после убийства Императора - из 20000 монет останется 1000. Однако не расстраивайтесь, ведь теперь у вас будет свой угол отравителя - это сад с растениями и лаборатория алхимика. А еще вы будете иметь свои собственные покои, флаг, пыточные комнаты и потайной вход. Напоминаем, что вы теперь Слышащий. Прохождение игры Skyrim для вас продолжится нескончаемыми и похожими друг на друга квестами, которые вам будет давать Мать Ночи.

И покажите, что вы готовы убивать по команде.

  • Квестодатель: После сна и завершения квеста "Потерянная невинность"
  • Локация: "Заброшенная хижина"
    Убежище Темного Братства
  • Предыдущий квест: "Потерянная невинность"
  • Следующий квест: "Убежище"
    или
    Прощай, Темное Братство
  • Сопутствующий квест: Дополнительные задания квеста "Запоздалые похороны" станут недоступными в процессе выполнения квеста.
  • Награда: Членство в Темном Братстве , доступ в Убежище Темного Братства и набор "Брони теней"
  • ID: DB02

Три потенциальные жертвы ждут вашего решения.

Быстрое прохождение

  1. (Дополнительно) Получите таинственную записку от курьера.
  2. Идите спать.
  3. Убить заложника или лидера Темного Братства.
  4. Решите присоединиться или уничтожить Темное Братство .

Подробное прохождение

Через пару дней вас найдет гонец с запиской, на которой изображены чёрная рука и подпись «Мы знаем». Лягте поспать, пробуждение будет не очень приятным, и стартует квест «С такими друзьями…» Вы очнетесь в старом заброшенном доме на севере Скайрима . На шкафу будет сидеть Астрид - представитель Тёмного Братства и скажет, что вы отобрали контракт, который принадлежал её семье. И этот долг вам придётся отработать. Астрид привела три жертвы, и вам будет нужно угадать, кто из них приговорён Тёмным Братством к смерти и убить его. И тут есть два варианта событий. Вы можете сделать, как просит Астрид и присоединиться к Тёмному Братству, или убить Астрид. В этом случае стартует квест «Прощай, Тёмное Братство». Жертвы будет абсолютно разными. Ваша – дерзкий каджиит, который по его словам не раз попадал в такие ситуации. Алея Квинт – нервная женщина и довольно дотошная мать-одиночка. Фултейм Бесстрашный – наёмник, который в своё время убил довольно много людей. Убивайте любого из них или всех сразу, и долг вам будет прощен. Однако Астрид не торопиться вас отпускать, и предлагает вступить в её семью – Тёмное Братство. После вашего согласия, она направит вас к убежищу и даст пароль на вход в него. Последнее скайримское убежище Братства находится в Сосновом бору недалеко от Фолкрита, спрятанное в камнях около дороги. Когда вам зададут вопрос у входа в убежище, отвечайте: «Тишина, брат мой». Внутри вас будет ждать Астрид, она расскажет вам о семье и предложит познакомиться с остальными её членами. После знакомства обратитесь к Назиру. Именно он даст вам первое задание. И впредь, не забывайте наведываться к нему за новыми контрактами.

Стадии квеста

С такими друзьями... (DB02)
Стадия/
Индекс
Завершение задания Запись в журнале
10 Астрид из Темного Братства сообщила, что убийство Грелод лишило ее организацию заказа. Меня взяли в плен и заперли в какой-то хижине. Астрид отдаст мне ключ, только если я убью одного из ее пленников, чтобы "вернуть долг".

(Objective is assigned) :

10 Убить одного из пленников.

(Objective is assigned) :Убить одного из пленников.

30 Поговорить с Астрид.

(Objective is assigned) :Поговорить с Астрид.

40 Пришлось убить одного из пленников по указанию Астрид, и теперь мне предстоит найти вход в убежище Темного Братства, расположенное в Сосновом бору. Астрид снабдила меня паролем: "Тишина, брат мой".

(Objective is assigned) :

40 Войти в убежище Темного Братства.

(Objective is assigned) :

50 Поговорить с Астрид.

(Objective is assigned) : Поговорить с Астрид.

200 Мне довелось убить невинного человека, и в убежище Астрид официально приняла меня в Темное Братство. Теперь путь назад отрезан.
220 Астрид пригласила меня в Темное Братство, но пала от моей руки. Видно, никогда мне не стать ассасином.
  • Следующие пустые этапы квеста не были указаны в таблице: 0, 255.

Примечания

  • Любой текст в угловых скобках (например, ) является параметром, задаваемым движком Radiant Quest, которому будет присвоено значение при получении задания.
  • Не все указанные записи могут появиться в игровом журнале: какие записи появляются, а какие нет - зависит от того, каким образом задание выполняется.
  • Стадии не всегда указаны в порядке выполнения задания. Это происходит, как правило, в случаях с заданиями, которые имеют несколько возможных исходов или где определенные задачи могут выполняться в произвольном порядке.
  • Если запись помечена как "Завершение задания ", это означает, что задание исключается из списка активных, но новые записи стадий выполнения этого задания могут и дальше добавляться в журнал.
  • При игре на персональном компьютере для продвижения по заданию можно использовать консоль , введя в нее команду setstage {{{ID}}} stage , где quest - это внутриигровой идентификатор задания, а stage - номер стадии, к которой нужно перейти. Однако, невозможно перейти к невыполненным (т.е., пропущенным) стадиям квеста. Однако, при помощи консольной команды resetquest {{{ID}}} можно обнулить стадию квеста.
Пред.: Потерянная невинность Раздел: Темное Братство След.: Убежище или


Итак, мы в плену у Астрид в заброшенном хижине. Она обещает нам, что отдаст ключ от дома и выпустит нас если мы вернем должок за украденный контракт Темного Братства. Возврат долга состоит в том, что нужно убить одного из трех пленников, которые стоят в этой же комнате на коленях, связанные и с мешками на головах.

Первый пленник – Фултейм Бесстрашный, трусоватый наемник, умоляющий о пощаде. Биография стандартная для наемника, иногда убивал по приказу, иногда для своего удовольствия. Вторая пленница – Алея квинт, гордая и высокомерная женщина, на вопросы не отвечает а только ругается. Третий – довольно неприятный каджит Ваша, промышляющий грабежами, убийствами и сексуальным насилием. Он угрожает своими братками даже на пороге смерти. Убить такого подонка настоящий подвиг.

Можем забабахать его одного, а можем и всех троих, все равно не узнаем, кого из них заказали на самом деле, тем более в дальнейшем это ни на чем не отразится. Убиваем и обращаемся к Астрид, она выполняет обещание, принимает оплату и отдает ключ от хижины. Но Астрид не хочет прощаться на этом. Она предлагает продолжить сотрудничество. Соглашаемся, тогда Астрид посылает нас найти вход в Убежище Темного Братства, расположенный в Сосновом Бору. Так же запомним пароль для входа “Тишина, брат мой”.

Выходим из дома и приходим по указателю к убежищу. Активируем Черную Дверь. Она спрашивает “Что есть музыка жизни?”. Отвечаем “Тишина, брат мой”. Проходим внутрь и встречаем Астрид, которая уже там. Она принимает нас в члены семьи и выдает доспехи Теней. Астрид упоминает скорое прибытие Матери Ночи. Контракт для нас еще не готов. Нужно поговорить с Назиром о мелких поручениях. Назир выдает мелкие контракты, которых всего будет двенадцать. . Задание выполнено. Начинается задание “ “.





Внимание! Альтернативное прохождение:
Этот эпизод в Заброшенной хижине – единственное место в сюжетной линии, когда есть возможность прикончить Астрид, в дальнейшем она будет неубиваема. Итак, если мы убили Астрид, активируется задание “Прощай, Темное Братство” и нам поступает указание рассказать о случившемся страже. Не буду посвящать этому заданию отдельную страницу, а опишу прямо здесь. Пленников Заброшенной хижины после убийства Астрид можно освободить. Сразу же скачем в Драконий Мост и сообщаем любому стражнику, что нами был убит лидер Темного Братства. Стражник скажет немедленно сообщить ою этом Командиру Марону на Пост Пенитус Окулатус, который находится здесь же, в Драконьем Мосту.

Командир Марон узнав, что убита сама Астрид, глава Темного Братства, которое он выслеживает уже очень долгое время, конечно же очень обрадуется. Командир Марон дарует нам честь добить остатки ассасинов в их убежище, пароль к которому люди Марона уже узнали. Приходим на место и на вопрос Черной Двери отвечаем “Тишина, брат мой”. Вламываемся в убежище и убиваем Арнбьорна, Визару, Габриэлу, Фестуса Крекса, Назира и только маленькой вампирши Бабетты нигде нет, а Цицерон еще не доехал сюда. Возвращаемся Марону и получаем от него в награду 3000 септимов. Задание выполнено.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь