Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. вблизи города Арпина. Его отец происходил из сословия всадников. Когда Цицерону было 7 лет (по другим источникам 15), отец переехал в Рим, чтобы дать двум своим сыновьям достойное образование.

То, что Цицерон являлся не коренным римлянином, а переселенцем, из тех, кого римляне называли «новые люди» (homines novi), повлияло на его карьеру. Такие люди хотели любым способом возвыситься, стать известными. Цицерон мечтал стать консулом. Он неоднократно говорил впоследствии, что его юность была целиком отдана занятиям, что он посвящал им «дни и ночи» напролет. Цицерон изучал риторику, философию и право. Как раз в юности Цицерон написал свой первый «научный труд» - учебное пособие по риторике, называемое обычно «О подборе материала» (правда, позже Цицерон отзывался о нем как о «произведении незрелом и незавершенном»). Цицерон упорно стремился сделать хорошую карьеру и готов был приложить к этому все усилия.

Первая из дошедших до нас судебных речей Цицерона была произнесена в защиту некоего Публия Квинкция, который был шурином актера Росция, бывшего в свою очередь в близких отношениях с Цицероном (81 г.). Участие Цицерона в данном процессе и защита Квинкция имели определенное значение для его дальнейшей карьеры. Цицерон был вынужден с самого начала искать покровительства какой-либо знатной римской фамилии. Его наставник в области декламации Росций был вольноотпущенником семьи Росциев - представителей муниципальной аристократии. В свою очередь семья Росциев была довольно тесно связана с Метеллами - одним из знатнейших и влиятельнейших римских родов. Все эти связи и взаимоотношения, несомненно, учитывались Цицероном и были для него далеко не безразличны. Исход этого дела доподлинно неизвестен, но, вероятно, Цицерон этот процесс выиграл, потому как в следующем году он защищал на суде уже члена рода вышеупомянутых Росциев. И этот процесс был куда более громким, чем дело Публия Квинкция, потому что в нем был замешан Хрисогон – приближенный Суллы, диктатора того времени. Цицерон, испугавшись за свою жизнь, пытался не вмешивать в это дело Суллу, всячески выгораживая его. Однако опасность все же была. Некоторые ученые считают, что защита Росция не подвергала Цицерона никакой опасности. Скорее всего, это не так. Несмотря на то, что речь на суде и оправдание Росция принесли Цицерону огромную славу, он предпочел уехать из Рима, опасаясь мести Суллы и его приближенных, а совсем не из-за плохого здоровья и советов врачей (версия Плутарха).

Цицерон отсутствовал два года. За это время он посетил Афины, Малую Азию и Родос. Там Цицерон получил много новых знаний. Вернулся в Рим он только после смерти Суллы. Однако заниматься государственными делами он не спешил, заняв на время выжидательную позицию. Однако в 76 г. Цицерона избирают квестором. Это можно рассматривать как начало его общественно-политической карьеры. Он отправился в Сицилию и заслужил там известность и любовь местного населения. Но жажда большей славы привела Цицерона обратно в Рим. Он стал как можно чаще появляться на людях, выступать на Форуме, в судах. В этот период Цицерон блестяще выиграл процесс Верреса (5 речей, написанных для этого процесса, сохранились до сих пор и представляют особенную ценность). После этого Цицерон был избран претором. Теперь оставалось не так уж много до достижения им консулата. Правда, для него -чужака, пришельца, «выскочки», эта задача была вовсе не простой и нелегко достижимой. Тем более что его популярность как адвоката не могла компенсировать крайнюю нечеткость и неоформленность его политической позиции.

Он попросту не имел еще твердой репутации политического деятеля. Его политическая позиция была достаточно осторожной, «средней», а потому и достаточно неопределенной. А это было плохо для его карьеры. Цицерон прекрасно это понимал, и поэтому неожиданно принял решительный и удачный ход - открытое публичное выступление в поддержку Помпея. Помпей был в те годы наиболее популярной фигурой среди военных и политических деятелей Рима. Его успешные действия и победа над средиземноморскими пиратами в 67 г. сделали его буквально кумиром римской толпы. Поддержка Цицероном Помпея заключалась в том, что Цицерон выступил на Форуме с речью в защиту законопроекта трибуна Манилия. Это была первая чисто политическая речь знаменитого оратора. Суть дела сводилась к следующему: римляне вели затянувшуюся войну с понтийским царем Митридатом (к которому позже присоединился армянский царь Тигран) под командованием Лукулла, но после крупной победы римские войска вновь стали терпеть неудачи. Именно в этой ситуации народный трибун Гай Манилий внес предложение о передаче верховного командования в затянувшейся войне Гнею Помпею. По этому законопроекту Помпей получал неограниченную власть над всем войском и флотом на Востоке и права наместника во всех азиатских провинциях и областях вплоть до Армении. Эта речь имела достаточную убедительность и, без сомнения, закон Манилия утвердили.

В 63 г. до н.э. Цицерон был избран консулом. Это была его первая настоящая победа. Его главный соперник Катилина выступал за революционные преобразования в том случае, если его изберут консулом, но римляне воспротивились этому и отдали свои голоса за Цицерона. Однако после поражения на выборах Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Он выступил со знаменитыми Четырьмя сенатскими речами против Катилины, которые до сих пор славятся как образец ораторского искусства, и этим вынудил Катилину бежать из Рима. Его сообщники, по решению Цицерона, были казнены. После этого начался расцвет карьеры Цицерона. Его стали почитать, а Катон даже назвал его «отцом отечества». Однако не все было так гладко. Вот что пишет Плутарх: «Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью - не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей».

Тяжелые времена для Цицерона настали после образования Первого Триумвирата, в который входили Юлий Цезарь, Помпей и Красс. Каждый из них старался привлечь Цицерона на свою сторону, видя в нем хорошего союзника. Однако Цицерон, поколебавшись, в итоге отказался поддерживать кого-либо из них, мотивируя это предпочтением остаться верным идеалу Республики. Обеспечить себе безопасность у Цицерона не получилось. Его неопределенная позиция оставила его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как тот дал против него показания на судебном процессе. Клодий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия (сторонников Катилины). Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Но в 57 г. Помпей прогнал Клодия с Форума (причиной тому стали нападки Клодия на Помпея) и вернул Цицерона из изгнания.

После смерти Красса противоречия между Помпеем и Цезарем обострились. Вопрос уже стоял не о сохранении Республики, а о том, кто будет императором. Цицерон не поддерживал ни Цезаря, ни Помпея, считая, что оба варианта «плачевны для государства». Когда началась гражданская война, он, опять после долгих колебаний, принял сторону Помпея. Впрочем, Цицерон не скрывал своего скептического отношения к замыслам Помпея и, в итоге, отказавшись возглавить его войско в битве при Фарсале и поссорившись с Помпеем Младшим, обвинившим его в предательстве, перешел на сторону Цезаря. В этом поступке хорошо проявляется характер Цицерона – переменчивый, лицемерный и лживый. Цицерон не имел твердой позиции, постоянно колебался, и в итоге ему от этого не было никакой пользы.

Во время правления Юлия Цезаря Цицерон отошел от государственных дел, занимаясь философией. Он не мог примириться с установлением диктатуры, однако в начале правления Цезаря Цицерон считался его сторонником, и даже голосовал за присвоение ему «чрезвычайных полномочий». Но потом, видя, что Цезарь желает завоевать весь мир, Цицерон стал его противником и, по некоторым версиям историков, возглавил заговор против Цезаря. Существует такая версия, что, убив Цезаря и подняв окровавленный кинжал, Брут воскликнул: «Цицерон». И поздравил его с восстановлением свободы. Это вполне похоже на правду, так как Цицерон в письме Аттику говорил, что «не смог насытить свой взор зрелищем заслуженной гибели тирана». Он писал вслед за Платоном, что душу тирана может излечить только смерть. Однако ожидания Цицерона оправдались не полностью: гибель лишь усилила привязанность толпы к Цезарю. Его по-прежнему любили и поддерживали. По этому поводу Цицерон с горечью воскликнет: «О, всеблагие боги, тиран мертв, но тирания жива!» И вновь Цицерон ведет себя странно: после убийства «тирана» он так и не объявился в стане заговорщиков, только одному из них отправив записку.

С 44 г. до н.э. Цицерон вновь возвращается в политическую жизнь. Борьба за власть развернулась вновь – теперь уже между Марком Антонием и Октавианом, наследником Цезаря. Цицерон теперь открыто поддерживал Октавиана, надеясь с его помощью добиться власти. В Марке Антонии он видел своего личного врага и с первых же дней начал выступать против него с оскорбительными и гневными речами, назвав их «филлипиками». Однако Октавий, придя к власти не без содействия Цицерона, заключил с Антонием и Лепидом союз, образовав Второй Триумвират. Антоний был настроен решительно против Цицерона, поэтому добился того, чтобы имя оратора было включено в списки обреченных на смерть. Октавий согласился с этим и включил Цицерона в число первых семнадцати человек, объявленных вне закона.

Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 г. до н.э. Когда он увидел догоняющих его убийц, то сам приказал рабам остановиться и высунул из-за занавеси голову, подставляя ее под нож убийцы. Примечательно то, что раб по прозвищу Филолог, которого Цицерон учил и воспитывал, указал солдатам путь его бегства, а центурион Геренний, которого он когда-то спас от обвинений в отцеубийстве, хладнокровно убил великого оратора.

Цицерон, в общем-то, пал жертвой собственных политических интриг. В жизни он часто поступал вопреки моральным принципам. Он совершил много ошибок: в начале своей общественно-политической карьеры он был близок к популярам, затем «перебежал» к оптиматам, долгое время колебался между Помпеем и Цезарем, сочувствуя первому, но не желая рвать и со вторым, не проявил достаточной последовательности в борьбе с тиранией, поскольку ориентировался на Октавиана. Однако нет смысла сейчас судить его –он «своим трагическим и полным достоинства концом искупил все свои прошлые прегрешения».

Приверженность Цицерона республике

Как уже было сказано, Цицерон был приверженцем республики. Он любил ее как «мудрое уравновешенное единение аристократических начал, проникнутых духом эллинской образованности». Он мечтал о крепкой республике, управляемой законами и достойными правителями (именно поэтому он поддержал в борьбе за власть Октавиана, считая именно его достойным правителем), основанной на «заветах предков». Свои идеи Цицерон готов был отстаивать, как истинный патриот. Например, когда Катилина пытался захватить власть в Риме и сокрушить республику, Цицерон объявил Катилину «врагом римского народа». Почти то же самое случилось и по отношению к Юлию Цезарю. Когда Цицерон почувствовал в нем угрозу Республике, то вынужден был избавляться от «тирана» физически, руками заговорщиков. Так или иначе, Цицерон считал Римскую империю именно «народным достоянием». Ведь «народным» его можно назвать только в том случае, если оно не находится в руках одного человека или одной группы. Как показывает опыт истории, плоха как власть толпы, так и власть одного. Поэтому Цицерон и был против монархии и тирании.

Однако лучшей формой правления Цицерон считал смесь монархии, аристократии и народовластия. Власть толпы он считал недопустимой и склонялся к тому, чтобы народ находился под властью жесткого правителя. При всей его хвале республиканизму, он сам «имел склонность к цезаризму», чего нельзя отрицать.

Истинным защитником прав народа Цицерон быть не мог. Да, он – приверженец республики, но консервативного типа. Он борется против старой партии аристократов, но сам стоит на позициях богачей. Но и их власть не может быть лучшей для народа. Она ведет лишь к бесчестью, так как «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими». А Цицерон – это политик, который отстаивал интересы горстки римской знати и элиты. Так или иначе, но к богатым он относился намного лучше, чем к «черни». Цицерон, будучи сильным оратором, смелым политиком и ярким писателем, сумел создать «величественный миф» о римской республике, но в этом он не убедил простой народ Рима, несмотря на то, что действовал с большим убеждением.

Однако всю свою политическую карьеру, начиная с 66 г., Цицерон провозглашал лозунг «согласие сословий». Он произносил его почти в каждой своей речи и оставался ему верен при любой ситуации. Особенно привлекательно эта идея звучала для людей во время гражданских войн. Она олицетворяла «республику» прежних времен и была призывом к «свободе», миру, благополучию. Также Цицерон утверждал о приоритете «тоги» над «мечом», т.е. считал, что согласие можно достичь мирным путем. Но эта идея тоже являлась утопической, особенно в те времена.

Так или иначе, огромное значение роли Цицерона в развитии римского республиканизма отвергать нельзя. Он и погиб, как честный и непримиримый борец за идеалы республиканского Рима. Надвигавшийся к концу его жизни принципат казался ему концом всей римской истории, и потому он погиб за прежние республиканские идеалы. Это была и трагедия самого Цицерона, и всего республиканского Рима, а вместе с тем и трагедия всего раннего эллинизма. Цицерон не представлял другого государственного устройства в Риме, кроме республики. Недаром одной из своих последних речей Цицерон с гордостью сказал: «Такова моя судьба, что я не могу ни победить без республики, ни быть побежденным без нее».

Государство по Цицерону

Цицерон много говорил о государстве помимо своих республиканских идей. На эту тему он написал такие известные произведения, как «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве») и «О законах» (оба произведения написаны в форме диалогов).

По Цицерону, «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». В сущности, это правильно. Люди, которых объединяют общие цели и интересы, смогут построить идеальное государство. Однако, на мой взгляд, такого не бывает. Народ, где бы то ни было, редко является абсолютно сплоченным. Многие недовольны властью, правом, и общие интересы, касаемые государства, у многих разные. Но, несмотря на то, что полное единство не достигается, государства тем не менее существуют.

Цицерон считал, что главными достоинствами понятия «государство» являются:

1. Народ - это особая общность людей;

2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;

3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

Самой лучшей формой государственного устройства Цицерон считал, как уже говорилось, смешанное устройство. Прочность государства зависит от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего - природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Цицерон оказал огромное влияние на выработку норм естественного права. Он призвал философию стать помощницей, лоцманом всей правовой деятельности Римского государства. Миром правит высший разум. Он же должен выполнять роль всеобщего закона. В основе этого закона лежат четыре вида добродетели, ведущие к совершенству, – мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Тут Цицерон, как мы видим, был очень близок к установкам философа Эпикура.

Цицерон считал, что государственные деятели должны быть образованными и много сил отдавать государству. Сам же Цицерон, готовя себя к государственной деятельности, желал стать «лучшим человеком, полезным своему государству». Именно он одним из первых заявил о необходимости тщательно готовить и обучать элиту государства, чтобы она могла выполнить свою миссию. Он писал: «Лично я все то, что отдал государству (если я ему вообще что-то отдал), отдал, приступив к государственной деятельности подготовленным и наставленным… учителями и их учениями».

Также Цицерон говорил о том, что во главе государства должны стоять только честнейшие, мудрейшие и волевые люди. Иначе власть потерпит крах. И, кроме того, по мнению Цицерона, порочность владык делает дурной государственную власть.

Ораторское искусство Цицерона

Думаю, не лишним будет сказать и об ораторском таланте Цицерона. Возможно, не прославься он как оратор, то его политическая карьера не состоялась бы или не была бы такой удачной.

Вообще, первым оратором в Риме считался Гальба (II в. до н. э.). Он первым, по словам Цицерона, «стал применять в речи особые, свойственные ораторам, приемы: отступал ради красоты от главной темы, очаровывал слушателей, волновал их, вдавался в распространения, вызывал сострадание, использовал общие места». Но Цицерон развил все эти качества, и именно благодаря ему их возвели в идеал красноречия. Цицерон написал произведение «Оратор», в котором как раз давалась характеристика лучшего оратора. В этой работе говорилось о тех приемах, которые необходимы для развития красноречия и о том, что стоит делать оратору во время выступлений. В частности, Цицерон утверждал, что недостаточно просто красиво говорить, нужно еще и обладать знаниями во многих областях, например, в праве, истории, философии, литературе, политике, в области военного дела и многих других. Он считал, что философия в этом ряде наук идет на первом месте, так как она – «мать всего, что хорошо сделано и сказано». Философия дает оратору сырой материал для красноречия.

Кроме того, красноречие – это искусство не только говорить, но и думать. Сила красноречия в том, что оно «постигает начало, сущность и развитие всех вещей, достоинств, обязанностей, всех законов природы, управляющей человеческими нравами, мышлением и жизнью». С его помощью определяются и уточняются обычаи, законы, права. Благодаря ему правители могут привлечь внимание народа. Своей речью оратор должен «убеждать, услаждать, увлекать».

Цицерон благодаря своим речам не только заработал неугасающую славу, но и стал образцом идеального оратора. Они дают прекрасный образец разнообразного использования правил и приемов красноречия. Но Цицерон не мог не обращать внимание на язык, на словесное оформление своих мыслей. Поэтому все опубликованные самим Цицероном речи подвергались им тщательной литературной обработке и редактированию (к речам написанным, но не произносившимся, принадлежат только пять речей против Верреса и вторая Филиппика). В отдельных случаях обработка речей была столь основательной, что они по форме, содержанию и по производимому ими впечатлению существенно отличались от первоначального варианта.

Литературный язык Цицерона («богатый и изукрашенный») может быть определен как «родосский стиль», т. е. стиль, представлявший нечто среднее между двумя основными направлениями в риторике: азианизмом и аттикизмом. Во всяком случае, на примере рассмотренного выше произведения Цицерона «Оратор», можно убедиться в отрицательном отношении Цицерона к «сухому и безжизненному» типу красноречия новоаттиков. Вместе с тем в поздний период своей ораторской деятельности (особенно в годы диктатуры Цезаря) Цицерон склоняется к более строгому и умеренному типу красноречия.

Как оратор Цицерон широко и разносторонне пользуется композиционными и чисто стилистическими приемами, такими, как отступления, характеристики, исторические примеры, цитаты из латинских и греческих авторов, остроты и игра слов, ритм, чередование кратких и долгих слогов, благозвучности концовок и т.д. Кстати, в заключительной части трактата «Оратор» Цицерон довольно резко пишет о вопросах ритмической периодизации речи, критикуя аттикистов.

Также Цицерон известен как любитель остроумия и меткого, часто даже обидного и язвительного слова. Порой он говорил такие вещи, которых в той или иной ситуации не следовало говорить. Этим он нажил себе не одного смертельного врага. У Плутарха есть множество тому примеров. Он даже сетовал на то, что Цицерон, упивавшийся силой собственного слова, «нарушал все приличия».

Цицерон не мог удержаться от язвительных замечаний и острот не только в суде или на Форуме, но и в такой обстановке, где это было для него отнюдь не безопасно. К примеру, оказавшись в лагере Помпея, он не скрывал своего скептического отношения ко всем его планам и приготовлениям и, по словам Плутарха, «расхаживал по лагерю всегда угрюмый, без тени улыбки на устах, но вызывая ненужный, даже неуместный смех своими остротами».

Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие многие приемы Цицерона. Также сохранились более 800 его писем, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

Подводя итоги, можно сказать, что Цицерон как оратор обладал всеми теми качествами, которые в соответствии с требованиями античной теории были необходимы мастеру слова. Это, во-первых, природные дарования, практика и искусство красноречия как таковое, т. е. та сумма знаний общего характера и особенных приемов, овладение которыми приходит в результате специальной подготовки. Сам Цицерон говорил об этом так: «Нет ни одной положительной черты или особенности в любом роде ораторского искусства, выявить которую если не в совершенстве, то хотя бы приблизительно, мы не пытались бы в наших речах».



Когда в далекие студенческие годы наш латинист сказал,что звучная фамилия Цицерон"переводится как "горох" и значит он был нечто вроде нашего "Горохова", в моем сознании почему-то сразу несколько слетела с Цицерона забронзовелость и захотелось узнать о нем побольше как о человеке, а не только как об авторе речей и трактатов, над которыми мы, бедные студенты, ломали головы, гадая, какой здесь падеж или спряжение.
Общеизвестно, что в истории цивилизации на протяжении многих веков Цицерон оставался символом и воплощением римской культуры. Имя его стало нарицательным. Жизнь этого прославленного оратора и политика была необычайно бурной, как и время, в которое он жил. Рим переходил от республики к новой исторической эпохе - эпохе римской империи. После убийства Цезаря началась ожесточенная борьба за власть, а честолюбивый (и славолюбивый) Цицерон принял в ней самое деятельное участие.Ему пообещали,что он станет вторым консулом и будет править страной вместе с Октавианом при условии,что поможет тому. Цицерон приложил к этому весь свой ораторский талант, а популярность его была огромна. Но оказалось, что он таскал каштаны из огня для своего будущего палача. Мало того, что его, использовав, обманули,так ещё и приговорили к смерти. Плутарх восклицает: "Нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть!"
Узнав,что имя его внесено в список объявленных вне закона и
подлежащих казни, Цицерон решил бежать на любом корабле, отходящем на Восток. Вместе со своим братом Квинтом он двинулся на свою виллу, расположенную недалеко от моря. Оба были уже немолоды и обессилели от усталости и горя. Брат решил вернуться, чтобы захватить из дома самое необходимое (спустя несколько дней он был там убит), а Цицерон продолжал путь. Придя в Астуру, он взошёл на корабль, но передумал и вернулся на виллу. Он метался,но не мог представить себя изгнанником страны,которую так любил и для которой сделал так много.Потом опять сел на корабль и добрался до другого имения и там заночевал.Историки рассказывают удивительный случай.Когда корабль подходил к пристани,над храмом Апполона на побережье поднялась стая ворон. Птицы спустились на палубу судна, кричали и долбили клювами снасти. Потом они целую ночь кружили над домом, где ночевал Цицерон. Одна из ворон влетела в комнату и пыталась стянуть покрывало, закрывавшее лицо Цицерона. Слуги сочли это предзнаменованием - птицы, слуги Аполлона, велели скорее бежать. Они уговорили Цицерона вернуться на корабль. Лесными тропами они стали пробираться к морю. Но едва они успели покинуть дом, как подоспели солдаты и стали расспрашивать слуг, куда отправился Цицерон. Слуги молчали, но один юноша, любимый ученик Цицерона по имени Филолог показал, какой дорогой ушёл его учитель. (Позже другой ученик - Иуда - так же предаст своего любимого учителя.) Палачи догнали Цицерона. Среди них был военный трибун Попилий, которого Цицерон когда-то защитил от обвинения в отцеубийстве (ещё один предатель!). Трибун с группой людей пошёл окольным путём, а центурион Герений бегом бросился по дорожке. Он догнал свою жертву. Измученный и грязный Цицерон не стал сопротивляться. Он сам подставил шею под меч палача, но перед этим он пристально поглядел ему в глаза, наверное, пытаясь пробудить в нем совесть.Её не было.
Октавиан, первым предавший Цезаря, предал и идеалы республики: он из консула стал императором. (Как тут не вспомнить другого консула - Наполеона!) Плутарх рассказывает о таком эпизоде: много лет спустя после смерти Цицерона Октавиан зашёл к своему внуку, который в тот момент читал какое-то сочинение Цицерона. Мальчик быстро спрятал свиток под тогу. Октавиан заметил это, взял у него свиток и, стоя, прочитал большую его часть. Вернув свиток внуку, он сказал: "Ученый был человек, что правда, то правда и любил свое отечество". Вот так-то!
Цицерон теоретик и защитник нравственной природы государства и государственных деятелей, может быть, чаще других нарушал те принципы, которые он проповедовал. Но мало кто, кроме историков, знает о противоречивой жизни великого публициста. Остались его произведения, в которых отражён образ золотых дней республики римлян, её величественный миф. который вдохновлял декабристов и других борцов за свободу и торжество права и осталась его чеканная латынь, звенящая как и его имя ЦИЦЕРОН.

ЦИЦЕРОН

Великий оратор, писатель и политический деятель Марк Туллий Цицерон* родился 3 января 106 г. до н. э. близ города Арпина. Отец его происходил из состоятельной римской семьи всадников. Прозвище рода Туллиев «Цицерон» (по-латыни - цицеро) означает «горошина». Некоторые думали, что у одного из предков великого оратора была бородавка на носу, напоминавшая горошину. Другие же полагали, что какой-либо его предок был знаменитым огородником и выращивал хороший горох. В роду Туллиев никто не занимал высших государственных должностей, и потому, когда Цицерон достиг поста консула, представители знати называли его презрительно выскочкой, «новым человеком» (хомо новус).
Еще в детстве Цицерон показал блестящие способности в учении. Он отличался такой поразительной понятливостью и памятью, что родители его товарищей приходили в школу посмотреть на это маленькое чудо.
Когда Цицерон подрос, его отец переселился в Рим, чтобы дать ему и брату Квинту образование. В столице молодой человек изучал римское право, занимался греческой философией, теорией риторики **.
В Риме в это время собрались виднейшие представители греческой философии.
В обществе греческих ученых и писателей Цицерон основательно изучил греческий язык и литературу. Греческий поэт Архий привил будущему оратору вкус к изящной литературе и поэзии: Цицерон

* Биография Цицерона была составлена Г. Л. Стратановским для книги «Знаменитые римляне». 1964.
** Риторика - наука о красноречии.
400

в юности и даже в зрелом возрасте писал стихи (правда, довольно плохие).
Особенно заинтересовался молодой человек диалектикой, то есть искусством спора и убеждения. Одновременно с этим он упражнялся в декламации - составлении речей на греческом и латинском языках. Знаменитый актер Росций Галл учил Цицерона произношению, постановке голоса и ораторским жестам.
После школы Марк Туллий служил в армии и участвовал в «Союзнической войне». По окончании военной службы двадцатилетний Цицерон решил посвятить свою жизнь политической деятельности.
В республиканском Риме незнатные юноши могли выдвинуться, лишь выступая в каком-нибудь громком судебном процессе в качестве защитника или обвинителя. Тут представлялся удобный случай изложить свои взгляды на те или иные вопросы общественной жизни, обратить на себя внимание, получить известность у граждан-избирателей.
Однако момент для публичных выступлений был неблагоприятным: шла гражданская война, по стране прокатилась волна террора против народной партии. Ежедневно вывешивались списки обреченных на казнь людей. Наемные убийцы вечерами бродили по темным улицам Рима. Они врывались в дома богатых людей или убивали их просто на улице, а затем под разными предлогами завладевали их состоянием.
Как человек честный и гуманный, Цицерон приходил в ужас от насилий и жестокостей, творимых сторонниками Суллы. Он решился защищать несчастные жертвы диктаторского режима. Одной из таких жертв явился Росций.
На улице Рима был убит богатый землевладелец, некто Секст Росций. Убийство подстроили родственники с целью завладеть его имуществом. Они вошли в соглашение с всесильным любимцем диктатора Суллы Хрисогоном, который скупил за бесценок с торгов имущество убитого. Родственники погибшего пытались устранить законного наследника - сына Секста Росция. Когда им это не удалось, они выдвинули против молодого человека обвинение в отцеубийстве. Никто не хотел брать на себя защиту молодого Росция из страха перед Корнелием Суллой. Только Цицерон согласился защищать несчастного. Дело Росция было настолько ясным, что адвокату не стоило никакого труда доказать его невиновность. Но этого Цицерону показалось мало.
Всем было известно, что за обвинителем скрывается всесильный Хрисогон. Этот временщик считал себя в полной безопасности, так как ему сходили с рук и не такие поступки. Цицерон в своей речи не побоялся заклеймить любимца Суллы. Когда молодой оратор произнес имя Хрисогона, обвинители и толпа народа замерли в безмолвии. Однако Цицерон, продолжая сохранять спокойствие, выдвигал одно за другим обвинения, клеймя позором человека,

401

перед которым все трепетали. Судьи и публика поняли, что Цицерон обвиняет в лице Хрисогона самого Суллу. В заключение молодой оратор потребовал положить конец гнусному режиму. Речь его была встречена рукоплесканиями, а обвиняемого суд оправдал.
Вскоре после этого Цицерон вместе с братом Квинтом уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию якобы для лечения, но на самом деле опасаясь преследований со стороны Суллы. Сначала братья прибыли в Афины. Цицерон продолжал свои занятия философией, начатые в Риме. Затем он переехал на остров Родос, где находились знаменитая школа ораторского искусства и известные профессора - Аполлоний и философ Посидоний. Рассказывают, что Аполлоний, не понимавший ни слова по-латыни, попросил Цицерона произнести речь по-гречески. Выслушав блестящую речь молодого римлянина, присутствующие осыпали оратора похвалами. Сам

402

Аполлоний слушал речь с невеселым видом. Когда оратор кончил, знаменитый профессор сказал: «Хвалю тебя, Цицерон, и удивляюсь твоему дарованию, но жалею о судьбе Греции: единственно прекрасное, что у нас еще осталось - образованность и красноречие, и это теперь завоевали римляне!»
После кончины Суллы Цицерон возвратился в Рим. Первое время Цицерон вел себя осторожно, не торопился выставлять свою кандидатуру на государственные должности, предпочитая держаться в тени.
Вскоре Цицерон возобновил свои публичные выступления в качестве защитника. Необыкновенный талант оратора доставил ему известность и связи во влиятельных кругах столицы, которые позволили ему заключить выгодный брак с Теренцией, женщиной из богатой семьи. Цицерон стал теперь человеком зажиточным и мог бесплатно оказывать помощь нуждающимся в защите.
Избранный квестором, он был отправлен на остров Сицилию для заготовки хлеба. На этом посту Цицерон проявил исключительную деловитость, мягкость и справедливость в обращении с местным населением, привыкшим к грубому произволу римских чиновников.
Марк Туллий Цицерон был так доволен и горд своими успехами, что по возвращении в Рим, как сам признавался впоследствии, попал в смешное положение. Случайно встретив одного знакомого, оратор спросил, что говорят в Риме о его, Цицерона, подвигах (он воображал, что весь город только и говорит о нем). Знакомый же ответил ему вопросом: «А где же ты, Цицерон, был все это время?»
Между тем сицилийцы привлекли к суду своего наместника Верреса и обратились к Цицерону с просьбой взять на себя роль обвинителя. С энергией принявшись за дело защиты интересов сицилийцев, Цицерон отправился на остров собирать материалы по обвинению Верреса. Противная сторона выставила в качестве защитника адвоката Гортензия. Обвиняя Верреса, одного из приспешников Суллы, Цицерон опять выступал как представитель народной партии и враг сулланского режима.
Разбирательство дела Верреса началось на форуме при огромном стечении народа. Подсудимый явился в сопровождении своих знатных покровителей, держался самоуверенно и нагло. Когда огласили содержание документов и свидетельские показания, искусно подобранные Цицероном, открылись все возмутительные факты насилий, вымогательства и прямого грабежа. Народ пришел в неистовство. Когда один из свидетелей рассказывал, как Веррес приказал распять на кресте человека, который кричал: «Я - римский гражданин!» * - толпа чуть не растерзала обвиняемого. Дело Верреса превра-

* Римский гражданин по закону не мог быть подвергнут позорной казни - распятию на кресте.
403

тилось в судебный процесс не только над всеми насилиями и беззакониями, творившимися при сулланском режиме, но и над партией оптиматов. Видя, что народ не позволит судьям вынести оправдательный приговор и дело его проиграно, Веррес добровольно удалился в изгнание.
Выступлением против Верреса Цицерон завоевал расположение народа и вскоре был избран претором. Пребывая на этой должности, он честно и беспристрастно выполнял свои обязанности.
Во время своей деятельности в качестве претора Цицерон произнес первую политическую речь в поддержку закона о назначении Помпея главнокомандующим в войне с царем Митридатом. Выступление имело блестящий успех, и Помпей был назначен главнокомандующим. Постепенно Цицерон стал все более склоняться на сторону оптиматов, понимая, что его дальнейшая политическая карьера зависит от их поддержки.
Консульство Цицерона совпало с раскрытием знаменитого заговора Катилины. Катилина был разорившимся аристократом, сподвижником Суллы. Он домогался должности консула, но не был избран. Тогда Сергий Катилина выставил заманчивый лозунг, призывавший к уничтожению долговых обязательств. Лозунг пришелся по вкусу римской бедноте, разорившейся знати, ветеранам Суллы и всем, кто был недоволен существовавшими порядками. Опасность беспорядков заставила объединиться всадников и сенаторов-оптиматов, и они добились избрания в консулы Цицерона, считая его самым подходящим человеком для защиты их интересов. Новый консул постарался оправдать доверие выборщиков.
Прежде всего он приставил к Катилине шпиона, через которого узнавал о всех намерениях заговорщиков; в различных пунктах города были расставлены караулы и разосланы доверенные лица для наблюдения за всем происходящим.
Между тем Катилина действовал энергично, собирая по Италии вооруженные отряды своих приверженцев. В Риме он поручил своим сторонникам убить Цицерона. Однако тот был своевременно предупрежден, заговорщики схвачены и казнены без суда. Сам Катилина отправился в Этрурию, где ему удалось сформировать армию из ветеранов Суллы. Спустя некоторое время армия Катилины была разбита наголову, а глава заговора пал в бою (63 г. до н. э.). Так была пресечена попытка совершить в Риме переворот.
Заслуги Цицерона при ликвидации заговора Катилины были оценены оптиматами и всадниками. Человека, которого они еще так недавно презрительно называли выскочкой, осыпали неумеренными похвалами и даже поднесли ему почетный титул «отца отечества». Сын захудалою провинциального всадника сделался вождем сената!
До некоторых пор Цицерон внешне оставался скромным чело-

404

веком, который, казалось, не стремился ни к власти, ни к роскоши. Он заботился больше всего о своей литературной славе. В душе, однако, Цицерон всегда лелеял мечту стать государственным деятелем. И вот его мечта сбылась! Опьяненный чрезмерным потоком лести, Цицерон окончательно уверовал в то, что он великий политический деятель - спаситель отечества. Но вместо того, чтобы энергично вмешаться в борьбу партий, став окончательно на сторону оптиматов или народа, он бездействовал. Марк Туллий занял половинчатую, колеблющуюся позицию. Где бы он теперь ни говорил - в сенате, в суде или в народном собрании, все должны были слушать бесконечные разглагольствования о Катилине и о его, Цицерона, роли при подавлении заговора. Эта слабость великого оратора стала вызывать насмешки.
Цицерон полагал, что теперь ему как государственному человеку, вождю сената не пристало жить в скромном доме. Он купил за огромные деньги большое здание на Палатинском холме. Необходимую сумму ему пришлось занять у своих подзащитных.
Между тем Цицерон вскоре убедился, что его влияние среди оптиматов и всадников не так уж велико, как он себе представлял. Мало того, над ним внезапно нависла грозная опасность.
В это время в Риме политическая обстановка была напряженной, борьба партий обострилась.
Оптиматы и народная партия с тревогой ожидали возвращения Помпея. Шли бесконечные толки о том, что предпримет Гней Помпей: распустит ли он свою армию или, подобно Сулле, двинет ее на Рим, чтобы захватить власть. Вскоре в городе разразился скандал, который повлек за собой самые печальные последствия для Цицерона.
Некто Клодий, молодой человек знатного рода, прокрался ночью в дом великого понтифика Юлия Цезаря. Там в это время знатнейшие женщины Рима вместе в весталками справляли праздник в честь Благой богини *, на котором не имел права присутствовать ни один мужчина. Клодий проник в дом Цезаря, переодевшись в женскую одежду. Однако его узнали по голосу, и он еле спасся. Клодий был одним из вождей народной партии, и оптиматы привлекли его к суду по обвинению в преступлении против религии. Представ перед судом, Клодий бесстыдно отрицал предъявленные ему обвинения, стараясь доказать, что в ту ночь находился далеко от Рима. Вызванный в суд Юлий Цезарь тоже дал показания в пользу Клодия. Тогда с обвинением Клодия выступил Цицерон. Благодаря подкупу судей Клодия все-таки оправдали. С тех пор этот человек возненавидел Цицерона и только ждал случая отомстить ему.
Вскоре после этого трое самых влиятельных людей в Риме -

* Благая Богиня (Бона Деа) - италийское божество плодородия, покровительница женщин.
405

Цезарь, Помпей и Красс - заключили союз, так называемый первый триумвират. Цезарь был душой этого союза. После тщетных попыток привлечь на свою сторону Цицерона триумвиры решили избавиться от наиболее влиятельных вождей партии оптиматов - Катона и Цицерона. Сначала Цезарь хотел просто удалить знаменитого оратора подальше от столицы, предложив ему отправиться командовать легионом в Галлию. Но Цицерон отказался.
Участь Цицерона решили триумвиры, и он был отдан в жертву своему врагу Клодию. (В это время Клодий был народным трибуном, и римская беднота видела в нем своего защитника.) Одним из первых законов, предложенных Клодием, был закон, направленный против Цицерона. Этот закон гласил: казнивший без суда римского гражданина должен быть изгнан. Клодий привлек Цицерона к суду за то, что тот когда-то приказал без суда и следствия казнить сторонников Катилины.
Великий оратор, облачившись в траурную одежду, обходил городские улицы, умоляя народ о защите. За ним следовали толпы молодых людей из числа всадников, вторя его мольбам. Цицерон обратился за помощью в сенат. В страхе перед Клодием сенаторы не решились прийти на помощь своему товарищу. Цицерону оставалось обратиться к самим триумвирам. Цезарь в это время находился в Галлии, Красс был явно враждебно к нему настроен, оставался один Помпей. Цицерон отправился к Помпею, но тот уклонился от свидания.
Тогда Цицерон обратился к своим друзьям. Одни предлагали ему остаться в Риме и бороться с врагами до конца, другие же советовали бежать, рассчитывая, что его пребывание в изгнании будет кратким. И вот Цицерон, столько раз выступавший, защищавший и обвинявший других, побоялся суда над собой и решил бежать. Человек, которого еще недавно провозгласили «отцом отечества», вынужден был глубокой ночью тайно покинуть Рим и удалиться в добровольное изгнание.
После бегства Цицерона Клодий провел постановление об его изгнании и обнародовал декрет, по которому изгнанник должен был удалиться от столицы на 500 миль.
Цицерон отправился в Южную Италию. Оттуда он намеревался перебраться в Сицилию, жители которой помнили его по делу Верреса. Однако наместник Сицилии прислал ему письмо с просьбой не посещать остров. Огорченный Цицерон направился в Брундизий, чтобы оттуда отплыть в Македонию.
Находясь в изгнании, Цицерон первое время совершенно пал духом: целые дни он сидел, устремив свой взор в сторону любимой родины. Несчастье, по-видимому, совершенно сломило этого человека.
Между тем в Риме Клодий разрушил дом Цицерона, сжег его виллы, разграбил часть имущества оратора. На месте разрушенного

406

дома он велел построить храм Свободы. Попытка Клодия продать остальное имущество великого оратора с публичных торгов окончилась неудачей: к чести римского народа, не нашлось ни одного покупателя.
Ободренный успехами, Клодий набрал вооруженные банды из вольноотпущенников, рабов и гладиаторов. Этих людей он распределил по десяткам и сотням под начальством отчаянных головорезов. Из шаек образовались тайные общества в каждом квартале столицы, которые имели склады оружия и свой штаб. С помощью этих банд Клодий стал хозяином в народном собрании. Он щедро награждал своих сторонников и жестоко преследовал врагов. Уверенный в своих силах, Клодий выступил против одного из триумвиров - Помпея. Говорят, что он даже подослал к нему убийцу, но покушение не удалось. Тогда, решив, что Клодий зашел слишком далеко и стал опасен, сенаторы задумали вернуть из изгнания Цицерона. Помпей тоже стал на сторону друзей великого оратора.
Однако Клодий с помощью банд делал все, чтобы помешать возвращению своего заклятого врага: он запугивал сенат и пресек все попытки поставить в народном собрании вопрос о возвращении Цицерона. Один из консулов все-таки выступил в сенате за возвращение изгнанника, а народный трибун внес такое же предложение в народном собрании. Сенат постановил не утверждать ни одного решения и вообще не заниматься государственными делами, пока Цицерону не будет дана возможность вернуться.
В конце концов Помпей с помощью солдат прогнал с форума банды Клодия, и народ единодушно принял решение вернуть знаменитого изгнанника. Сенат постановил за государственный счет восстановить его разрушенные виллы и дом.
Цицерон вернулся в Рим, проведя в изгнании 16 месяцев. Его возвращение было похоже на триумфальное шествие полководца. Первый италийский город Брундизий, где он вступил на италийскую землю, устроил в его честь празднества. Жители городов, расположенных вдоль знаменитой Аппиевой дороги, встречали Цицерона: со всех ближайших деревень сбегались люди с женами и детьми, чтобы взглянуть на него. Из Рима навстречу великому оратору вышли бесчисленные толпы народа.
В доме брата, где Цицерону пришлось остановиться, его приветствовали знатнейшие из сенаторов. Даже его давний недоброжелатель Марк Красс вышел к нему в знак примирения. Цицерон был очень доволен таким приемом и свои чувства выразил в таких словах: «Мне кажется, что я не только возвращаюсь из изгнания, а восхожу на небо».
Между тем Клодий продолжал бесчинствовать. Противная сторона решила действовать его же оружием: народные трибуны Сестий и Милон набрали отряды, которые почти ежедневно вели бои с людьми Клодия. В результате беспорядков выборы консулов и

407

других должностных лиц провести не удалось. Такое положение прекратилось, только когда Помпея избрали единоличным консулом и он с помощью солдат разогнал банды. Во время одной из стычек трибун Милон убил Клодия. На его похоронах толпа народа в здании, где заседал сенат, из скамей и столов сенаторов воздвигнула огромный костер и сожгла на нем труп своего вождя.
Убийца Клодия должен был предстать перед судом, и Цицерон взялся его защищать. Защита Милона являлась делом весьма опасным, так как разъяренная римская чернь угрожала отомстить за своего любимца.
Римский форум, где проходил суд, представлял необычайное зрелище: вокруг площади расположились вооруженные солдаты Помпея; ораторская трибуна и судейские места были окружены многотысячной толпой, которая то слушала, затаив дыхание, то вдруг приходила в ярость. Цицерон прибыл на форум в закрытых носилках, чтобы не подвергнуться по пути оскорблениям со стороны толпы. Как только оратор поднялся на трибуну, из публики раздались дикие выкрики, вопли и угрозы. Защитник страшно перепугался, не мог говорить со своей обычной твердостью и проиграл дело. Милон был осужден и удалился в изгнание.
Через некоторое время Цицерона отправили наместником в назначенную ему провинцию Киликию (в Малой Азии). По пути греки встречали его с почетом, и он мог убедиться, что слава о нем как об ораторе и писателе распространилась всюду.
Цицерон был образцовым правителем: он не давал римским откупщикам и купцам грабить местное население, был справедлив, неподкупен и легко доступен для всех, кто желал к нему обратиться. По истечении срока своих полномочий Цицерон, провожаемый благодарными киликийцами, отплыл в Италию.
Он вступил на италийский берег во время грозных событий - началась война за власть между Цезарем и Помпеем. Великий оратор пытался примирить противников, настойчиво уговаривая их прийти к соглашению. Цицерон предложил даже разрешить Цезарю заочно домогаться консульства, а Помпею, когда Цезарь будет избран, удалиться в Испанию. Под давлением оптиматов сенат отверг эти предложения и объявил военное положение. В ответ Гай Юлий Цезарь из Галлии, своей провинции, вторгся в пределы Италии. У Помпея в Италии было всего 2 легиона против 11 легионов Цезаря. Он оставил Рим врагу и объявил набор в войска по всей Италии. Сенату и консулам Помпей приказал выехать в Капую *. Цицерон как член сената подчинился приказу главнокомандующего не без колебаний. В своих письмах Цицерон писал, что не знает, на какую сторону ему встать.
Помпей, вяло и нерешительно организовавший оборону, в конце концов покинул Италию. Цицерон не последовал за ним, а остался

* Капуя - город в италийской области Кампания.
408

в своем имении. Цезарь прислал ему письмо, советуя присоединиться к нему; если же он отказывается, то пусть едет в Грецию и живет там спокойно, ожидая дальнейших событий.
Захватив Италию, Цезарь отправился в Испанию против находившейся там армии Помпея. После его отъезда Цицерон отплыл к Помпею, где его встретили с радостью. Однако претор Марк Порций Катон высказал мнение, что Цицерону для блага отечества лучше бы оставаться в Риме, а не рисковать собой без нужды. Помпей не давал Цицерону никаких важных поручений, и тот ходил по лагерю угрюмый и печальный, ворча и критикуя распоряжения главнокомандующего. В конце концов Помпей решил избавиться от Цицерона и Катона, отправив их в Диррахий.
Великий оратор не принял участия в битве при Фарсале. Помпеянцы предложили Цицерону как бывшему консулу командовать флотом и остатками разбитой армии. Он отверг это предложение и вообще отказался от дальнейшего участия в войне. Цицерон считал, что после Фарсальской битвы дело Помпея проиграно и следует заключить почетный мир. Сам Помпей со своими друзьями, обвинив великого оратора в измене, хотел его убить. Цицерон спасся только благодаря вмешательству Марка Катона, а затем бежал из лагеря.
После этого Цицерон высадился на италийский берег в Брундизии и жил здесь некоторое время до возвращения Цезаря из Египта и Азии. Наконец пришло известие, что Цезарь высадился в Таренте * и идет в Брундизий. Цицерон поспешил ему навстречу. Цезарь милостиво приветствовал его и с тех пор не переставал оказывать ему знаки уважения и благосклонности.
Во время диктатуры Цезаря Цицерон отошел от общественной деятельности, посвятив все свое время научным и литературным занятиям. Изредка приезжал он в город, чтобы приветствовать Цезаря и произнести в его присутствии речи в защиту сторонников Помпея. В речах оратор иногда кривил душой, допуская неумеренные хвалы диктатору.
В этот период к печали о гибели республики, многих друзей и соратников у Цицерона прибавились еще и семейные неприятности: ему пришлось разойтись с женой Теренцией, с которой он прожил много лет. Материальное положение Цицерона было очень тяжелым - его обременяли большие долги. Вскоре после этого Цицерона постигло новое несчастье - умерла его любимая дочь.
Между тем против Цезаря был составлен заговор, во главе которого стояли Брут и Кассий. Цицерон, хотя и имел самые дружеские отношения почти со всеми заговорщиками, не был посвящен в их замыслы. Сразу же после убийства Цезаря великий оратор вернулся к политической деятельности и стал во главе сенатской партии.

* Тарент - город на юге Италии, на берегу Тарентского залива.
409

Заговорщики, достигнув успеха, не сумели тотчас же захватить власть: они колебались, не зная, каково настроение народа и солдат Цезаря. Обе партии - сенатская и цезарианская - находились в состоянии полной растерянности.
Через два дня собрался сенат и, по предложению Цицерона, помиловал убийц Цезаря, но вместе с тем утвердил все распоряжения покойного диктатора.
Воспользовавшись всеобщим замешательством, консул Антоний, один из ближайших помощников Юлия Цезаря, завладел его завещанием, а также государственной казной. Цезарь завещал огромные суммы для раздачи римскому народу и назначил своим наследником внучатого племянника - Октавиана.
На похоронах Цезаря собрались огромные толпы людей. Консул Антоний произнес речь, показав народу окровавленную тогу Цезаря, всю исколотую кинжалами. Возбужденные люди бросились поджигать дома заговорщиков. Волнения продолжались несколько дней.
Между тем Антоний, набрав из ветеранов Цезаря отряд в 6000 человек, стал хозяином Рима. В этот момент прибыл в Рим 18-летний наследник Цезаря Октавиан. Он объявил, что принимает наследство Цезаря (уже частично расхищенное Антонием) и обязуется немедленно выплатить народу завещанные диктатором деньги. Щедро раздавая обещания, молодой человек набрал из бывших солдат Цезаря войско, чтобы, как он говорил, добиться наследства и отомстить убийцам. Со своими сторонниками Октавиан призывал народ на форуме и на улицах Рима выступить против консула Антония, обвиняя его в измене Цезарю и в задержке уплаты денег простому люду по завещанию.
Против Антония выступил и Цицерон. В своих речах он заявлял, что тиран пал, а тирания до сих пор живет. Обращаясь к Антонию, оратор сказал: «Я презрел мечи Катилины, не устрашусь и твоих мечей; я готов пожертвовать собой ради свободы республики».
Между тем Октавиан передал Цицерону и сенатской партии набранные им отряды для борьбы с Антонием. Великий оратор с радостью согласился. Он рассчитывал, что юноша в его руках станет послушным орудием. Молодой человек, однако, очень ловко сыграл на слабости Цицерона - тщеславии, уверив оратора, что во всем будет следовать его советам. Против Антония сенатом было послано войско во главе с новыми консулами. Молодому Октавиану предоставили знаки преторской власти. При Мутине (в Северной Италии) Антоний был разбит и бежал. Октавиан во главе своих легионов вошел в Рим. Еще раньше он договорился с Антонием и Лепидом о разделе власти (этот сговор называют вторым триумвиратом). Триумвиры объявили, по примеру Суллы, проскрипционные списки лиц, которых решено было уничтожить. Под давлением Антония первым в этот список был занесен Цицерон.

410

В это время Цицерон находился вместе с братом Квинтом в своем поместье неподалеку от Рима. Узнав об угрожающей опасности, братья решили отправиться в ближайший порт на Тирренском море. Оттуда они думали перебраться в Македонию к находящемуся там Бруту. По дороге Квинт решил вернуться, чтобы запастись продовольствием, а Цицерон продолжал путь один. Спустя несколько дней Квинт был схвачен и убит. Цицерону удалось добраться до моря и благополучно сесть на корабль. Прибыв в Кайету *, где у него было имение, беглец остановился в своей вилле на отдых. Тут его настигли подосланные Антонием убийцы. Найдя двери дома запертыми, они взломали их и ворвались внутрь. Но Цицерона не оказалось в вилле, и слуги уверяли, что его не видели. Вдруг один из вольноотпущенников указал людям Антония на нескольких человек, несущих носилки с оратором по направлению к морю. Убийцы побежали за ними. Цицерон, завидев бегущих, велел слугам опустить носилки на землю. Он спокойно смотрел в упор на своих преследователей. Так 7 декабря 43 г. до н. э., на 64-м году жизни, погиб Цицерон.

Биография Цицерона

Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. вблизи города Арпина. Его отец происходил из сословия всадников. Когда Цицерону было 7 лет (по другим источникам 15), отец переехал в Рим, чтобы дать двум своим сыновьям достойное образование.

То, что Цицерон являлся не коренным римлянином, а переселенцем, из тех, кого римляне называли «новые люди» (homines novi), повлияло на его карьеру. Такие люди хотели любым способом возвыситься, стать известными. Цицерон мечтал стать консулом. Он неоднократно говорил впоследствии, что его юность была целиком отдана занятиям, что он посвящал им «дни и ночи» напролет. Цицерон изучал риторику, философию и право. Как раз в юности Цицерон написал свой первый «научный труд» -- учебное пособие по риторике, называемое обычно «О подборе материала» (правда, позже Цицерон отзывался о нем как о «произведении незрелом и незавершенном»). Цицерон упорно стремился сделать хорошую карьеру и готов был приложить к этому все усилия.

Первая из дошедших до нас судебных речей Цицерона была произнесена в защиту некоего Публия Квинкция, который был шурином актера Росция, бывшего в свою очередь в близких отношениях с Цицероном (81 г.). Участие Цицерона в данном процессе и защита Квинкция имели определенное значение для его дальнейшей карьеры. Цицерон был вынужден с самого начала искать покровительства какой-либо знатной римской фамилии. Его наставник в области декламации Росций был вольноотпущенником семьи Росциев -- представителей муниципальной аристократии. В свою очередь семья Росциев была довольно тесно связана с Метеллами -- одним из знатнейших и влиятельнейших римских родов. Все эти связи и взаимоотношения, несомненно, учитывались Цицероном и были для него далеко не безразличны. Исход этого дела доподлинно неизвестен, но, вероятно, Цицерон этот процесс выиграл, потому как в следующем году он защищал на суде уже члена рода вышеупомянутых Росциев. И этот процесс был куда более громким, чем дело Публия Квинкция, потому что в нем был замешан Хрисогон - приближенный Суллы, диктатора того времени. Цицерон, испугавшись за свою жизнь, пытался не вмешивать в это дело Суллу, всячески выгораживая его. Однако опасность все же была. Некоторые ученые считают, что защита Росция не подвергала Цицерона никакой опасности. Скорее всего, это не так. Несмотря на то, что речь на суде и оправдание Росция принесли Цицерону огромную славу, он предпочел уехать из Рима, опасаясь мести Суллы и его приближенных, а совсем не из-за плохого здоровья и советов врачей (версия Плутарха).

Цицерон отсутствовал два года. За это время он посетил Афины, Малую Азию и Родос. Там Цицерон получил много новых знаний. Вернулся в Рим он только после смерти Суллы. Однако заниматься государственными делами он не спешил, заняв на время выжидательную позицию. Однако в 76 г. Цицерона избирают квестором. Это можно рассматривать как начало его общественно-политической карьеры. Он отправился в Сицилию и заслужил там известность и любовь местного населения. Но жажда большей славы привела Цицерона обратно в Рим. Он стал как можно чаще появляться на людях, выступать на Форуме, в судах. В этот период Цицерон блестяще выиграл процесс Верреса (5 речей, написанных для этого процесса, сохранились до сих пор и представляют особенную ценность). После этого Цицерон был избран претором. Теперь оставалось не так уж много до достижения им консулата. Правда, для него --чужака, пришельца, «выскочки», эта задача была вовсе не простой и нелегко достижимой. Тем более что его популярность как адвоката не могла компенсировать крайнюю нечеткость и неоформленность его политической позиции. Он попросту не имел еще твердой репутации политического деятеля. Его политическая позиция была достаточно осторожной, «средней», а потому и достаточно неопределенной. А это было плохо для его карьеры. Цицерон прекрасно это понимал, и поэтому неожиданно принял решительный и удачный ход -- открытое публичное выступление в поддержку Помпея. Помпей был в те годы наиболее популярной фигурой среди военных и политических деятелей Рима. Его успешные действия и победа над средиземноморскими пиратами в 67 г. сделали его буквально кумиром римской толпы. Поддержка Цицероном Помпея заключалась в том, что Цицерон выступил на Форуме с речью в защиту законопроекта трибуна Манилия. Это была первая чисто политическая речь знаменитого оратора. Суть дела сводилась к следующему: римляне вели затянувшуюся войну с понтийским царем Митридатом (к которому позже присоединился армянский царь Тигран) под командованием Лукулла, но после крупной победы римские войска вновь стали терпеть неудачи. Именно в этой ситуации народный трибун Гай Манилий внес предложение о передаче верховного командования в затянувшейся войне Гнею Помпею. По этому законопроекту Помпей получал неограниченную власть над всем войском и флотом на Востоке и права наместника во всех азиатских провинциях и областях вплоть до Армении. Эта речь имела достаточную убедительность и, без сомнения, закон Манилия утвердили.

В 63 г. до н.э. Цицерон был избран консулом. Это была его первая настоящая победа. Его главный соперник Катилина выступал за революционные преобразования в том случае, если его изберут консулом, но римляне воспротивились этому и отдали свои голоса за Цицерона. Однако после поражения на выборах Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Он выступил со знаменитыми Четырьмя сенатскими речами против Катилины, которые до сих пор славятся как образец ораторского искусства, и этим вынудил Катилину бежать из Рима. Его сообщники,по решению Цицерона, были казнены. После этого начался расцвет карьеры Цицерона. Его стали почитать, а Катон даже назвал его «отцом отечества». Однако не все было так гладко. Вот что пишет Плутарх: «Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью -- не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей».

Тяжелые времена для Цицерона настали после образования Первого Триумвирата, в который входили Юлий Цезарь, Помпей и Красс. Каждый из них старался привлечь Цицерона на свою сторону, видя в нем хорошего союзника. Однако Цицерон, поколебавшись, в итоге отказался поддерживать кого-либо из них, мотивируя это предпочтением остаться верным идеалу Республики. Обеспечить себе безопасность у Цицерона не получилось. Его неопределенная позиция оставила его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как тот дал против него показания на судебном процессе. Клодий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия (сторонников Катилины) . Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Но в 57 г. Помпей прогнал Клодия с Форума (причиной тому стали нападки Клодия на Помпея) и вернул Цицерона из изгнания.

После смерти Красса противоречия между Помпеем и Цезарем обострились. Вопрос уже стоял не о сохранении Республики, а о том, кто будет императором. Цицерон не поддерживал ни Цезаря, ни Помпея, считая, что оба варианта «плачевны для государства». Когда началась гражданская война, он, опять после долгих колебаний, принял сторону Помпея. Впрочем, Цицерон не скрывал своего скептического отношения к замыслам Помпея и, в итоге, отказавшись возглавить его войско в битве при Фарсале и поссорившись с Помпеем Младшим, обвинившим его в предательстве, перешел на сторону Цезаря. В этом поступке хорошо проявляется характер Цицерона - переменчивый, лицемерный и лживый. Цицерон не имел твердой позиции, постоянно колебался, и в итоге ему от этого не было никакой пользы.

Во время правления Юлия Цезаря Цицерон отошел от государственных дел, занимаясь философией. Он не мог примириться с установлением диктатуры, однако в начале правления Цезаря Цицерон считался его сторонником, и даже голосовал за присвоение ему «чрезвычайных полномочий». Но потом, видя, что Цезарь желает завоевать весь мир, Цицерон стал его противником и, по некоторым версиям историков, возглавил заговор против Цезаря. Существует такая версия, что, убив Цезаря и подняв окровавленный кинжал, Брут воскликнул: «Цицерон». И поздравил его с восстановлением свободы. Это вполне похоже на правду, так как Цицерон в письме Аттику говорил, что «не смог насытить свой взор зрелищем заслуженной гибели тирана». Он писал вслед за Платоном, что душу тирана может излечить только смерть. Однако ожидания Цицерона оправдались не полностью: гибель лишь усилила привязанность толпы к Цезарю. Его по-прежнему любили и поддерживали. По этому поводу Цицерон с горечью воскликнет: «О, всеблагие боги, тиран мертв, но тирания жива!» И вновь Цицерон ведет себя странно: после убийства «тирана» он так и не объявился в стане заговорщиков, только одному из них отправив записку.

С 44 г. до н.э. Цицерон вновь возвращается в политическую жизнь. Борьба за власть развернулась вновь - теперь уже между Марком Антонием и Октавианом, наследником Цезаря. Цицерон теперь открыто поддерживал Октавиана, надеясь с его помощью добиться власти. В Марке Антонии он видел своего личного врага и с первых же дней начал выступать против него с оскорбительными и гневными речами, назвав их «филлипиками». Однако Октавий, придя к власти не без содействия Цицерона, заключил с Антонием и Лепидом союз, образовав Второй Триумвират. Антоний был настроен решительно против Цицерона, поэтому добился того, чтобы имя оратора было включено в списки обреченных на смерть. Октавий согласился с этим и включил Цицерона в число первых семнадцати человек, объявленных вне закона.

Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 г. до н.э. Когда он увидел догоняющих его убийц, то сам приказал рабам остановиться и высунул из-за занавеси голову, подставляя ее под нож убийцы. Примечательно то, что раб по прозвищу Филолог, которого Цицерон учил и воспитывал, указал солдатам путь его бегства, а центурион Геренний, которого он когда-то спас от обвинений в отцеубийстве, хладнокровно убил великого оратора.

Цицерон, в общем-то, пал жертвой собственных политических интриг. В жизни он часто поступал вопреки моральным принципам. Он совершил много ошибок: в начале своей общественно-политической карьеры он был близок к популярам, затем «перебежал» к оптиматам, долгое время колебался между Помпеем и Цезарем, сочувствуя первому, но не желая рвать и со вторым, не проявил достаточной последовательности в борьбе с тиранией, поскольку ориентировался на Октавиана. Однако нет смысла сейчас судить его -он «своим трагическим и полным достоинства концом искупил все свои прошлые прегрешения».

цицерон республика римский империя

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь