Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

«Группа кратковременного пребывания как форма дошкольного образования»

Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В то же время закладываются основы будущего здоровья. Независимо от того, где воспитывается ребёнок: дома, в семье или в детском саду, - важно создать все необходимые условия для его развития. Актуальной проблемой в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста была организована новая форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания для детей с 3 до 7 лет, каждодневным, двухсменным, 5 - часовым пребыванием.

Ребёнок, как гармонично развитая личность, физически и психологически подготовлен к обучению в школе.

Задачи:

  1. Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступа ющих в школу, минуя дошкольное образовательное учреждение.
  2. Помочь родителям квалифицированно подготовить ребен ка к школе.
  3. Обеспечить преемственность между дошкольным и началь ным образованием, комфортный переход ребенка в школу.
  4. Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обуче нию в школе.
  5. Заложить основы доброжелательного отношения к сверст никам, выработать навыки общения с ними.
  6. Обеспечить интеллектуальную готовность к школе, кото рая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребенка.
  7. Обеспечить волевую готовность, т. е. способность подчинять ся правилам и требованиям взрослого. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятель ностью.
  8. Обеспечить личностную, социально-психологическую, эмо циональную готовность к школе.

Такая группа является прекрасной возможностью обеспечить ребенку разнообразие видов деятельности, расширить круг общения со сверстниками и взрослыми и одновременно решать проблемы дошкольного образования. И вместе с тем, как показала практика группа кратковременного пребывания, как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем механизм работы детского сада полного дня.

Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности; способствует формированию у детей умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных ситуациях. ДОУ в этом случае может ус пешнее строить сотрудничество с родителями, учитывать индивидуаль ные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родитель ской позиции (уважительное отно шение к своему ребенку, умение под держать его; осознавать свои воз можности в образовательной и развивающей работе с детьми).

Приоритетным направлением в содержании образовательного процесса в группе кратковременного пребывания являются:

  1. Социализация детей в обществе;
  2. Ориентировка на личностное развитие детей;
  3. Развитие умений навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.

Основополагающими принципами группы является:

  1. разный возраст воспитанников – от 3 до 6 лет – задачи на занятиях необходимо планировать и решать с учетом разного возраста;
  2. краткосрочность пребывания детей в дошкольном учреждении – за пятичасовое пребывание в основном дети получают знания на занятиях, мало времени остается на совместную деятельность.

Таким образом, принцип разновозрастности лежащий в основе ГКП, оптимизирует воспитательный процесс. Тем не менее, работа в разновозрастной группе сложнее, чем в обычной. Так как педагог, планируя свою воспитательскую деятельность, ориентируется на несколько разных возрастов. Каждый возраст имеет свою специфику и условия познавательного развития, выполнение которых требует применения специальных приёмов и методов обучения, а также с учётом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребёнка.

Формы организации детской деятельности в ГКП различные, но средства для достижения воспитательных задач остаются игровыми. В своей работе мы используем различные дидактические игры, познавательно - развивающие игры, занимательные упражнения, социально – бытовые, игры – эксперименты с материалами, оздоровительные игры, по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. В игровой форме ребёнок охотно и сравнительно легко преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку именно в игре у детей особенно повышается умственная активность и работоспособность, а, следовательно, и обучаемость. При этом придерживаемся развития речевой активности каждого ребёнка в процессе разнообразной деятельности. Уделяем особое внимание созданию условий и выбору предметно – развивающей среды.

Такая форма работы с неорганизованными детьми, как группа кратковременного пребывания пользуется в нашем городе большим спросом у родителей. Наблюдается стабильная, положительная динамика в развитии воспитанников этой группы. Улучшились показатели речевого, познавательного, математического развития, а также коммуникативных навыков, что является предпосылками легкой адаптации дошкольников к переходу в школу и успешному обучению. Однако при всей кажущейся оптимистичности подхода к решению данной проблемы и прогноза результатов воспитательно-образовательной работы, в группе ГКП перед воспитателями встаёт и организационно – воспитательная и организационно – методическая проблема, связанная с тем, что у воспитанников разный возраст.


Стоит или не стоит отдавать ребенка в группу кратковременного пребывания?

Группы кратковременного пребывания (ГКП) являются достаточно новым явлением в дошкольном воспитании детей и, как все новое, вызывают много вопросов и споров. Мнения мам, чьи дети посещали ГКП, часто оказываются диаметрально противоположными относительно полезности для их ребенка такого вида дошкольного образования. Что уж говорить про тех родителей, перед кем только маячит перспектива отдать любимое чадо в такую группу. Так что же нравится или не нравится родителям в ГКП?

Нужно сразу сказать, что ГКП преследуют различные цели. По назначению можно выделить несколько их видов:

1. Группы кратковременного пребывания общего назначения. Такие группы организуются для детей от 3 до 7 лет и их главной задачей является помощь ребенку в процессе социализации, развитие навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми.

2. Группы кратковременного пребывания для детишек с ограниченными возможностями от 2 до 7 лет. Такие группы создаются с целью педагогической и психологической помощи детям с отклонениями в физическом и психическом развитии, их обучении и социализации, а также консультативной помощи родителям таких детей.

3. Группы кратковременного пребывания для подготовки к школе. Такие группы, как правило, создаются для детей пяти - шести лет, которые не посещали и не планируют посещать детские дошкольные учреждения для того, чтобы они прошли курс подготовки к школе и имели в дальнейшем равные возможности с ребятами, садик посещавшими.
Какие же плюсы дает ребенку посещение группы кратковременного пребывания?

Во-первых, это, конечно же, адаптация и социализация в обществе. После посещения ГКП детям проще привыкнуть к полнодневному пребыванию в детском саду. Кроме того, с детьми проводятся те же занятия, что и с воспитанниками основной группы, что прививает им новые умения и навыки.

Во-вторых, посещение ГКП многие родители часто рассматривают как гарантию скорейшего принятия ребенка в выбранный детский сад на полный «рабочий» день. Зачастую, так и случается. Но бывают и иные ситуации, когда освободившееся место в группе занимают дети, направленные органами образования, а ребенок из ГКП в конце концов получает путевку в другой садик. Такой вариант развития событий не редок и его нужно учитывать в составлении планов.

Третий плюс группы кратковременного пребывания скорее для мамы, нежели для малыша. За те три-четыре часа, что ребенок в ГКП, мама может спокойно сходить в магазин, приготовить еду или посетить парикмахерскую, будучи уверенной, что ее чадо не только под присмотром, но и занято полезной деятельностью.

С другой стороны, минусом ГКП можно назвать опасность заражения ребенка различными болезнями, передающимися воздушно-капельным путем. Дети, контактирующие с группой всего несколько часов в сутки, подвержены заболеваниям ничуть не меньше ребят, находящихся в коллективе целый день. Поэтому отдавая ребенка в ГКП, родителям нужно быть готовым к возможным проблемам со здоровьем малыша.

Еще один минус ГКП – это отсутствие питания. Есть из этого правила исключения, но они редки. Поэтому ребенок, посещающий ГКП, зачастую вынужден заглядывать в рот жующим детям голодными глазами. Конечно, булочку с маслом добрые воспитатели ребенку выделят, но разве так представляется здоровое питание растущего организма. Приносить с собой еду тоже не разрешается, так как детишки, увидев, как кто-то кушает творожок или йогурт, наотрез откажутся от предложенной каши или запеканки. В общем, проблема питания ребенка в ГКП – одна из самых сложных.

И еще один минус для родителей в посещение ребенком ГКП – это финансовые расходы. С родителей детей, посещающих ГКП, собирают деньги на мебель, моющие средства, игрушки и прочие нужды группы наравне с остальными родителями, несмотря на то, что их дети присутствуют в детском саду всего несколько часов. К такому повороту событий тоже надо быть готовым, в том числе и материально.

Отдавать или не отдавать ребенка в группу кратковременного пребывания каждый родитель решает для себя сам. Но при принятии решения лучше располагать необходимой информацией, чтобы выбор был здравым и обоснованным. И тогда выбранный вариант дошкольного образования будет наилучшим для любимого ребенка.

Многих родителей пугает перспектива попасть в кратковременную группу, якобы это может повлиять на их очередь в детский сад постоянного пребывания. Но это мнение ошибочно, ведь ГКП не имеет к этому никакого отношения.

Группы кратковременного пребывания в детском саду помогают малышам без стресса адаптироваться к коллективу.

У посещения подобных групп есть масса преимуществ. Прежде всего здесь малыш быстрей адаптируется, и приучается общаться с другими ребятами и взрослыми. Поэтому, когда он попадёт в детский сад на полный день, это не вызовет у него стресс или истерику. Кроме того, у родителей появляется несколько часов свободного времени, которые они могут потратить на свои дела.

Как правило, режим дня в ГКП состоит из прогулки, а также творческих занятий.

К недостаткам относится отсутствие питания. Если вы записали малыша на те часы, которые приходятся на завтрак или обед, то малышу придётся только наблюдать за тем, как едят другие ребята, ведь в садик запрещено приносить свою еду. Ещё одним минусом такого посещения можно назвать финансовые расходы. Несмотря на кратковременное пребывание, родителям придётся сдавать деньги на ремонты и другие нужды учреждения, наравне со всеми.

Как попасть в такую группу

Большинство родителей получает специальное приглашение в группу кратковременного пребывания. Но также есть возможность самостоятельно записаться на посещение. Для этого необходимо связаться администрацией интересующего учреждения, и узнать, работает ли там подобная группа и есть ли возможность в неё записаться.

Учтите, что в ГКП берут малышей, достигших 2-летнего возраста.

Если вашу кандидатуру одобрили, то понадобиться пройти полный медицинский осмотр и сделать все необходимые прививки. Кроме того, следует заключить договор с детским учреждением. Какие вещи и предметы потребуются для ГКП вы узнаете на родительском собрании.

Большинство отзывов о группах кратковременного пребывания, говорят о том, что это отличный вариант для родителей, малыши которых ещё не записаны на постоянное место в детском саду. Благодаря ГКП, дошкольники приучаются взаимодействовать с другими малышами, а, кроме того, постепенно привыкают к долговременному пребыванию в учреждении. К тому же у мам и пап появляется немного свободного времени, которое они могут потратить на свои дела.

Современная альтернатива яслям — группа кратковременного пребывания (ГКП). Во многих детских садах уже давно работает такая форма устройства детей младшего возраста.

Это группа в детском саду, которую посещают малыши от 1,5 до 3-х лет. Группа работает три часа в день с 9.00 до 12.00. Это государственная услуга и предоставляется всем желающим подавшим необходимые документы и вставшим в очередь. В детском саду, как правило, формируется две группы ГКП, в каждой из которых по 17 детей.

Зачисление. В группу ГКП зачисляют как в обычный детский сад. Необходимо подать документы: свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, прописка (или регистрация по месту проживания). Вас вносят в очередь и предлагают место в ГКП по мере его появления. В первую очередь места получают дети, у которых местная прописка и льготники, далее дети у которых временная регистрация. Если вы зачислены, то вам приходит вот такое уведомление на электронную почту или звонят по телефону.

При поступлении необходимо сделать и сдать медицинскую карту ребенка, поступающего в детский сад, а так же 1 сентября принести справку о контактах с анализами (моча, общий анализ крови, энтеробиоз и яйца-глист).

Детский сад оформляет с родителями договор об образовательных услугах в двух экземплярах, один из которых выдается родителям на руки. Обязательно прочитайте его, чтобы быть в курсе ваших прав, а так же ответственности. Именно этим документом регулируются взаимоотношения между ДОУ и родителями. Если у вас будут возникать спорные вопросы ответы следует искать именно в этом документе.

Питание. Питания в группе кратковременного пребывания (ГКП) не предусмотрено, только питьевой режим. Подразумевается, что родители приводят в детский сад детей после завтрака и забирают их перед обедом.

Адаптация. Адаптация в группе кратковременного пребывания мягкая. Родителям разрешается заходить в группу, находиться какое-то время с детьми, постепенно уходить и оставлять их с воспитателем. Первые дни посещения ГКП длятся всего лишь по полчаса. Постепенно время пребывания увеличивается в зависимости от степени привыкания ребенка. Воспитатели советуют не нагнетать обстановку, не перегружать детей, приводить их на чуть-чуть, 30 минут — это более чем достаточно малышам для первых дней в ГКП.

Занятия. В группе кратковременного пребывания с детьми проводят развивающие занятия. По одному или по два занятия в день. Занятия классические: лепка, рисование, конструирование, аппликация.

Расписание в группе выглядит примерно так:

Понедельник: 9.15-9.25 — Музыкальные игры. 10.10- 10.20 — Дидактическая игра.

Вторник: 10.00 — 10.10 — Развитие движений. 10.20 -10.30 — Художественное творчество (чередуются лепка, рисование, аппликация).

Среда: 10.00 — 10.10 — Дидатическая игра. 10.20 -10.30 — Развитие речи.

Четверг: 10.00 — 10.10 — Развитие движения. 10.20 — 10.30 — Игры со строительным материалом.

Пятница: 10.10 — 10.20 — Развивающие игры. 10.30 — 10.40 — Музыкальные игры.

Сборы средств. Как правила в группу кратковременного пребывания ничего сверх естественного не требуется. Родителям предлагается организовать родительский комитет и сброситься на подарки или цветы воспитателям на праздники. Наша группа скидывается один раз в год по 2 000 руб. Игрушки, гигиена и так далее ничего не потребовалось.

Оплата за ГКП. В московском детском саду месячная оплата за группу кратковременного пребывания — 1 500 рублей. По желанию можно подать заявление на компенсацию части оплаты, которая будет приходить на вашу карточку. Заявление оформляется в момент подписания договора с ДОУ и отдается заведующей детским садом.

Работа группы ГКП описана на примере одного из детских садов Москвы. А как у вас организована работа ГКП? Ждем ваших мнения в комментариях или на почту сайта. Спасибо за участие!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь