Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

МОУ Белышевская школа

С.Белышево

Конкурсная программа 1-4класс

«Осенины»

Составила мероприятие:

Учитель начальных классов

Кострова Людмила Витальевна

Конкурсная программа для учащихся начальных классов «Осенины».

Цель : Развитие творческих способностей, познавательной активности детей, умения логически мыслить.

Задачи : Расширять знания об осени, овощах, грибах, лекарственных растениях;

Способствовать созданию празднично - соревновательного настроения участников конкурсной программы;

Воспитывать интерес, бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование и материалы : повязка на глаза и овощи в мешочке. Кроссворды, картинки или фотографии грибов, раскраски. Маски по сказке «Репка». Листья деревьев. Презентация, музыка. Жетоны, которые раздаются детям за правильные ответы.

Ход мероприятия :

Лето давно прошло. Наступила осень.Осенью в старину на Руси был такой праздник Осенины (или встреча осени). И мы решили устроить конкурсную программу в честь осени.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет.

Сегодня мы свами отправимся по станциям и будем, выполнят задания.

    Станция «Стихотворная или Музыкальная» - дети рассказывают стихи на осеннюю тематику (1 класс), исполняют частушки (3 класс).

    Станция «Урожайная» - определить на ощупь овощи и фрукты, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Станция «Кроссвордная» - отгадать кроссворды, за каждый правильный ответ 1 балл. (Приложение 1)

для 1 и 2 классов

Вопросы к кроссворду:

  1. Бываю горький, бываю сладкий.

Расту спокойно я на грядке.

Напоминаю цветом светофор,

Но только я не помидор.

    Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

    Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? Я …

    Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют.

    Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

    Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

    Черна и горька растет в земле.

    Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

    На грядке повалился на бочок

Солидный, круглолобый …

    Маленький, горький, белый –

Луку брат.

для 3 - 4 классов –

«Овощи, фрукты, ягоды»

Ответы: Морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго.

    Станция «Грибная» -

Для 1 – 2 классов игра: “Съедобный-несъедобный”

Грибы знаете? Собирать умеете? Съедобный от несъедобного отличаете?

Сейчас проверим. Я буду называть грибы. Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Потопали! Похлопали! Дружнее! Веселее! Похлопали! Потопали! Отлично!

Теперь будьте внимательны.

Масленок
-Моховик
-Поганка - топать
-Боровик
-Дождевик
-Волнушка
-Хлопушка. Нет такого грибочка.
-Шампиньон.
- Лисичка.
-Подберезовик.
-Сыроежка.
-Свинушка (топаем)
-Груздь.
-Рыжик.
-Чижик – нет такого.
-Опёнок.
-Слоненок – нет такого.

Для 3-4 классов отгадать, что за гриб и показать картинку + презентация .

Праздник Осени у нас, и светло, и весело
Вот какие украшенья Осень здесь развесила!
Каждый листик золотой – маленькое солнышко,
Соберу в корзинку я, положу на донышко.

Смотрите сколько листьев у нас, они не простые, а с вопросами.

    Под деревцем, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Красная шапочка (Подосиновик).

    Зашел мужик в сосняк,

Нашел слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро (груздь).

    Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач – старик,

Житель бора – (боровик).

    Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

    Из-под снега прямо,

Смятая панама –

Вылезает старичок по прозванию ()

Под землей не усидел,

Знать, весною много дел! (сморчок)

    На земле лежит лепешка,

От дождя она растет, лишь дотронешься немножко,

Ее сразу разорвет!

Пых! И вырвался костер

Дымным облаком из спор! (дождевик)

    Ножка белая, прямая,

Шляпа красная такая.

А на шляпке, на верхушке,

Беленькие конопушки (мухомор).

    Стоит Лушка -

Белая рубашка,

А шляпа надета

Шоколадного цвета (белый гриб).

    Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще …

Расту я обычно

В березовой роще (подберезовик).

    Рыженький Ванек,

Крепкий паренек, спрятался за пень,

А шапка набекрень (рыжик)

    Семь сестричек – лесовичек

Платья сшили к лету

Разные по цвету:

У каждой сестрички

Свой вкус и привычки (сыроежки)

    В шляпе розовой, мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления (волнушка).

    Выросли в подвале,

Света не видали,

Но в салат попали (шампиньоны).

    Посмотрите-ка, ребята: тут

Лисички, там опята

Ну, а это на полянке ядовитые (поганки)

    Станция «Игровая».

Инсценировка сказки «Репка». Ведущий рассказывает сказку, а действующие лица выполняют действия.

Чтобы сказку здесь сыграть, нужно роли всем раздать.

Кто загадку разгадает, роль он тут же получает.

Работящий, хоть и сед, догадайтесь, это… (дед). (Ведущая одевает на участника инсценировки бороду и шапку)

А у деда есть подружка, очень милая… (старушка) (Одевает платок и фартук)

Раскрасавица, не злючка, проживает с ними… (внучка) (Одевает наушники, слушает плеер)

А у внучки есть дружок, очень шустренький… (щенок) (Одевает маску собаки)

Растянулась на окошке и мурлычет сладко…(кошка) (Одевает маску кошки)

Растет в огороде, хоть нынче не в моде.

Круглая, да крепкая, жёлтая… (репка). (Привязать к талии макет репки)

А про кого же мы еще забыли?

Ну, конечно же, про мышку. (Мышка наряжается в маску).

Раздаются роли.

Для 1 – 2 классов, поворачиваются вокруг себя.

Для 3 - 4 классов:

Репка – разводит руки, приседает и говорит «Оба-на!»

Дед – дед вытирает пот со лба и говорит «Ух, ты!»

Бабка – показывает «класс», говорит «Вот так то»

Внучка – машет ручкой и говорит «Всем, привет!»

Жучка – лает

Кошка – мяукает

Мышка – пищит

    Станция «Лекарственная» - определить, о каком лекарственном растении идет речь.

    Корень мой народ недаром

Называет «золотым».

Помогает всем настойка,

И здоровым и больным.

Если силы на исходе – 30 капель натощак,

И усталость, и сонливость одолеть мне так, пустяк.

Если заболел всерьез, то не лей напрасно слез,

По рецепту докторовпринимай мою настойку –

Будешь весел и здоров! (радиола)

    Собирать мою кору нужно раннею весною.

Останавливают кровь при кровотеченьях мною.

Чудодейственный отвар может пить, и млад, и стар.

Ну, а осенью подарок – кисти ягод огневых.

Рвите на зиму, ребята, много витаминов в них (калина).

    Семена мои целебны,

При гастритах пьют настой.

Корни убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда: зацветаю я когда,

то цветов моих краса всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня, я боюсь их, как огня!

Я прошу вас, пощадите и за зря меня не рвите! (пион).

    Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни)

    У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца, первоцвет весенний, тмин песчаный)

    У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Валерьяна, девясил, женьшень, радиола розовая, лопух, солодка)

    У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, смородина, облепиха, калина, малина).

    Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, ландыш майский)

    Это прозвище недаром у красивого цветка.
    Капля сочного нектара и душиста и сладка.
    От простуды излечиться
    Вам поможет… (Медуница)

    Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы).

    Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги. Используются для успокаивающих ванн. Назовите его…(Сосна).

    Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел).

    Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник).

    Станция «Цветочная» - собрать или раскрасить картинку и назвать цветы.

    Станция «Лиственная» – определить, каким деревьям принадлежат листья.

    Станция «Развлекательная» - конкурс для капитанов, с завязанными глазами, собрать разбросанные на полу шишки, кто больше.

Подведение итогов, награждение команд – победителей.

Приложение 1

    Осень

    А теперь давайте поиграем!

    Игра «Гроза»

    Игра «Отгадай»

    Игра «Хозяюшка»

    Игра «Дружный хор»

    По одному игроку от команды выходят из зала. Каждой команде предлагается по слогу слова «листопад». По сигналу все одновременно начинают петь свой слог на мелодию песни «В траве сидел кузнечик». Задача вернувшихся игроков — угадать слово.

    Игра «Склад»

    «Склад» — стулья, поставленные в ряд, — находится в 10 шагах от места расположения команд. Задача команд — вещи со «склада» перевезти в свой «магазин». У носильщиков завязаны глаза. Переносить можно только по одному предмету. Выиграет тот, кто сделает это быстрее всех, не перепутав при этом стулья своей и чужих команд.

    1-й скоморох:

    Осень:

    И за это — уваженье,

    Принимайте угощенье!

Просмотр содержимого документа
«Игровая программа "Осенины" »

Игровая программа «Осенины»

Зал украшен осенними листочками. Звучит фонограмма «Осень постучалась к нам…»

Выбегают скоморохи.

1-й скоморох:

Добро пожаловать, гости званые и желанные!

2-й скоморох:

Милости просим на осенины!

1-й скоморох: Всех приглашаем!

2-й скоморох: Душевно встречаем!

Звучит фонограмма танца «Листья желтые». Дети исполняют танец с зонтиками.

1-й скоморох:

Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу:

Кто-то в гости к нам спешит

И как будто бы... шуршит.

Кто бы ни был, заходите

Да ребят повеселите!

Выходит Шуршик с корзинкой в руках.

Шуршик:

Меня к вам направила осень.

Просила доставить она

Загадки, подарки и скоро

Надеется быть здесь сама.

2-й скоморох:

Корзину с подарками видим.

А кто же ты сам-то такой?

Поверь, мы тебя не обидим.

Как звать тебя, гость дорогой?

Шуршики :

Я по листве осенней мчался,

И каждый листик мне шуршал,

А старый дуб до слез смеялся

И шуршиком меня назвал.

1-й скоморох: Ты знаешь, Шуршик, что Осень прислала в этой корзине?

Шуршик:

Там загадки не простые, там загадки, как живые.

1-й скоморох:

Что ж, давайте посмотрим! Достает из корзины кленовые листики с загадками.

В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? (Рябина)

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - чернеет. (Лист)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)

2-й скоморох: Молодцы, ребята, справились с загадками! Осень прислала вам целое ведро желудей, и мы сейчас узнаем, кто из вас самый ловкий.

Дети встают в круг. Шуршик встает в центре круга и раздает желуди.

Проводится игра «Подбери желудь»

Шуршик:

Желудь на пол положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Надо быстро желудь взять.

1-й скоморох:

Вы загадки отгадали, замечательно играли,

А Осень что-то не идет - дорогу, видно, не найдет.

Давайте дружно позовем!

Приди к нам Осень мы все ждем!

Ребята зовут Осень. Звучит фонограмма входит Осень с букетом из листьев.

Осень: Добрый день, мои друзья!

Заждались, пойди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Осень : Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

    Гром в сентябре предвещает (сухую осень);

    Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет

    (ранняя, а если снизу – поздняя) ;

    Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);

    Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);

    Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);

    Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень : Молодцы! Много вы знаете народных примет, пословиц и поговорок.

А теперь давайте поиграем!

Игра «Гроза»

От каждой команды приглашают по одному участнику. На них надевают осеннюю одежду (куртку, шарф, берет, перчатки), в руки дают зонтик. Под музыку участники ходят по кругу. По хлопку Осени каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на то место, где застал его хлопок. Когда игроки снимут 3-4 вещи, раздается сигнал «Гроза». Выигрывает тот, кто быстрее наденет свои снятые вещи.

Игра «Отгадай»

Приглашаются по одному представителю от каждой команды. Участникам завязывают глаза. На ощупь, на вкус, по запаху они должны определить, что дают им в руки: патиссон, чеснок, репу, укроп, петрушку, мяту, лук, кабачок, морковь.

Игра «Хозяюшка»

Из предложенных овощей и фруктов ребята должны приготовить украшения для салата.

Игра «Дружный хор»

По одному игроку от команды выходят из зала. Каждой команде предлагается по слогу слова «листопад». По сигналу все одновременно начинают петь свой слог на мелодию песни «В траве сидел кузнечик». Задача вернувшихся игроков - угадать слово.

Игра «Склад»

«Склад» - стулья, поставленные в ряд, - находится в 10 шагах от места расположения команд. Задача команд - вещи со «склада» перевезти в свой «магазин». У носильщиков завязаны глаза. Переносить можно только по одному предмету. Выиграет тот, кто сделает это быстрее всех, не перепутав при этом стулья своей и чужих команд.

1-й скоморох:

Дорогая Осень, дети для тебя приготовили танец.

Звучит фонограмма. Дети исполняют танец «У околицы».

Осень:

Все вы здорово играли, да ещё и станцевали

И за это - уваженье,

Принимайте угощенье!

Осень дарит ребятам угощения.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.

Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”

Ведущий: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома.

Ведущий: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Ведущий: 2 классы исполняют песню “Как у наших у ворот”

Ведущий: Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

Ведущий: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.

Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень под первый куплет “ Песни про осень”

ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Осень: Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
А дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Ведущий:Танец “ Улетай, туча!” исполняют ученицы 1А класса

Осень: В году сколько месяцев?

Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ВЕДУЩИЙ: для вас, гости дорогие, ребята споют песню “Скворушка прощается”

Осень-Ребята, давайте поиграем в игру “Улетели птицы”. Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

ОСЕНЬ: Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень: Когда я, Осень, появляюсь в ваших краях, все леса одеваю в золотые платья. И как только подует легкий ветерок, идет золотой дождь. А как он называется, вы знаете, ребята? (Дети отвечают: “Листопад”) . Правильно! Давайте споём песню “Падают, падают листья”

Ведущий: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Ведущий: Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. (Обруч) . Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны- мячики) . А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

Ведущий: Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

Ведущий: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

Ведущий:По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

Ведущий:Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

Ведущий:Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).

Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать.

ИГРА “КАПУСТА” Все участники игры стоят за кругом, а “хозяин” садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

“Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый”.

Ведущий:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?

ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)

Овощи (хором) Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!

Свекла Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.

Морковь. Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.

Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель. Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.

Пугало:Хороши, ребята,
Овощи и фрукты!
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков!

(Звучит музыка из фильма “Бригада”)

Пырей (выбегает на сцену). Кто нас тут упоминал?
Наше имя называл?
Я сорняк – пырей ползучий,
Огородный генерал!
Эй, бригада, стройся в ряд,
Выходите на парад!

(На сцену выходят осот и лебеда, строятся около пырея)

Пырей. Я пырей ползучий

Осот. Я осот колючий!

Лебеда. Лебеда – для дачников беда.

Сорняки (вместе). Где произрастаем

Всех там забиваем.
Будете клубнику зря искать,
Если мы собрались,
В огород пробрались,
Урожая век вам не видать.

(Под веселую музыку выходят дети – огородники)

Дети – огородники. Сегодня самый трудный день.
Постройтесь, дети, над рядками.
Сегодня самый трудный день,
Сегодня битва с сорняками.
Как много лет любой из нас
Растил картошку и капусту,
И не допустим мы сейчас,
Чтоб в огороде стало пусто.

(Дети работают тяпками и лопатами)

Лишь в этот миг мы осознали
Насколько нас осталось мало.

ПУГАЛО: Помидоры подросли,
И картошка расцвела.
Не успели оглянуться -
Напасть новая пришла.

(На сцену выходит крутой колорадский жук)

К. жук. Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл.

(Дети – огородники брызгают на колорадского жука из распылителей)

К. жук (убегая) Караул!

Дети – огородники Отравы он не потянул!
Возвратился в Колорадо.
Или лапки протянул. (Овощи уходят)

ПугалоА картошка – загляденье,
Коль растить ее с уменьем.

(Появляется Мисс Картофелина)
А вот и она сама – уважаемая Мисс Картофелина. Здравствуйте! Сегодня мы чествуем овощи. А к Вам, уважаемая, особенное отношение. У нас в народе говорят: “Картошка- хлебу подспорье”, “Картошка-кормилица”.

Пугало. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина. Моя Родина-Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры.

Пугало. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?

Картофелина. О, это не так скоро. Сначала меня завезли в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию, во Францию, в Германию, в Англию.

Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали “чертовым земляным яблоком”. Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.

Пугало. Спасибо тебе, Мисс Картофелина, за интересный рассказ. Действительно, очень много нового мы узнали о простой, всем известной картошке. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем. О ней даже песни складывают. Вот послушайте одну из них:

Дети исполняют песню “Картошка” (2 куплета)

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “Рифмофокусы”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: К нам в зал залетели ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ- ученицы 1 класса Б (танец-хоровод).

ОСЕНЬ: Ребята, отгадайте-ка ещё одну загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

(Звучит марш)

Выходят грибы, потом песня “Грибочки” и ЧАСТУШКИ О ГРИБАХ

ОСЕНЬ: А вот моя последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

Ведущий:: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу.

Ведущий: Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..

Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки

Белка 1: (оглядывается по сторонам)

Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.

Белка 2:Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.

Белка 1К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.

Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.

Заяц 2Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.

Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)

Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.

Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.

Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые.
Мне зимовать придется не впервые.

Осень: Ну вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать с нами, около жилья человека. Звери поменяли летние одежды на зимние. А кое –кто улегся в спячку. А все почему? Да потому что “ осень постучалась к нам”!

(Дети исполняют песню “Осень постучалась к нам”)

Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.
А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.
2. Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.


Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.

Ведущий: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

Ведущий: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Ведущий: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.

ОСЕНЬ: С удовольствием!

Елена Валюгина
Сценарий праздника «Осенины»

Сценарий праздника : «Осенины »

Цель : Формирование познавательного интереса к истории своей страны, формировать у детей патриотические чувства. Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Задачи :

Приобщать к культуре и традициям через знакомство с народной музыкой.

Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

Вызывать эмоциональный отклик на происходящее, активизировать детей в высказывании своих мнений.

Расширять и обогащать социально – нравственный и эмоциональный кругозор детей

Приобщать к историко-культурному наследию.

Предварительная работа :

Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью .

Рассматривание картин об осени известных художников.

Знакомство с осенними народными праздниками , русским народным творчеством, стихами, рассказами, народными приметами, песнями хороводами.

Ход праздника

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» входит Хозяюшка, кланяется.

Хозяюшка : (обращается к гостям) : Здравствуйте, люди добрые! Рада видеть вас всех в добром здравии! Прошла осень – все овощи собраны , погреба убраны, можно и повеселиться.

В старые времена был такой обычай у русских людей : как заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали осенние вечера вместе , устраивали посиделки.

И я вас пригласила сегодня к себе в горницу на посиделки.

На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких -

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Дети в русских народных костюмах входят в зал под музыку выстраиваются полукругом и выполняют танцевальные движения : девочки – пружинку, руки полочкой; мальчики вертушку, руки на поясе.

Дети : Не мало ли вас,

Не надо ли нас,

Здравствуйте!

Хозяйка : Здравствуйте, здравствуйте, гостьюшки мои дорогие!

Давно я вас жду-поджидаю,

Праздник без вас не начинаю .

Проходите, милости прошу.

Добрый гость всегда в пору.

Ребёнок : Ноги пляшут, руки машут

Язык песенку поёт.

Осенины мы встречаем

Щедру осень провожаем

Щедру осень провожаем

Оспожинки припеваем!

Хозяйка : Приглашаю всех попеть да поплясать осень провожать .

Песня : «Тётушка осень »

Хозяйка : Доброе начало – половина дела. Много у меня гостей, много и новостей.

Ребёнок : Спасибо хозяйка – гостю почёт и хозяину честь.

Хозяйка : Проходите, рассаживайтесь поудобнее – посидим. О том о сём поговорим. Посидим рядком, поговорим ладком. Хочу я спросить вас, гости дорогие : сколько времён года вы знаете?

Дети : Четыре. Зима, весна, лето, осень .

Хозяйка : Верно. У каждого времени года свои месяцы, у каждого месяца свои приметы, да своё название. Сентябрь в народе называют «ревун» , «хмурень» , «листопадник» . В сентябре лето кончается, осень начинается . В сентябре лес реже и птичий голос тише. А ну – ка, кто знает поговорки о сентябре.

Дети :

В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

Хозяйка : У сентября есть брат – октябрь. В народе называют «грязник» . Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.

В октябре до обеда осень , а после обеда зима.

Дети :

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

Хозяйка : У октября брат – ноябрь. Называется «полузимник» . А что вы про ноябрь знаете?

Дети :

В ноябре зима с осенью борется .

Ноябрь – ворота зимы.

В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

Ноябрьские ночи до снега темны.

С ноября зима куёт морозы.

Хозяйка : Много же вы знаете про осень , да только все приметы грустные вспомнили, а ведь есть и радостные, весёлые.

Ребёнок : Осень щедрая на урожай , да на подарки. Осенью не зевай всё в корзинку собирай.

Хозяйка : Всё верно, ребятки. Русский народ наблюдательный, давно заприметил, что у каждого овоща осенью своё время , свой праздник .

Луков день - в этот день убирали весь лук.

Куприянов день - убирают картофель, морковь, свёклу.

На Никиту убирают репу.

А что же мы сидим, сложа руки. Сложа руки снопа не обмолотишь, выходите петь песню.

Песня с инсценировкой : «Урожайная»

Хозяйка : Хорошо вы поёте, а вот как вы будете урожай заготавливать, мы сейчас посмотрим.

Посмотри-ка, ребятки, тут неубранные грядки.

Мы ложки возьмем и всю картошку соберем.

Игра «Перевозка овощей»

Хозяйка : Молодцы. А мы праздник продолжаем стихи о осени читаем .

Ребёнок : Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём.

Ребёнок : Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ребёнок : Как хорошо в гостях у осени

Среди берёзок золотых.

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес, багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу.

Ребёнок : Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Ребёнок : Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Хозяйка : Начинает холодать.

Журавли желают детям :

«Не скучать, вам! Не скучать!»

Песня : «Журавли»

Хозяйка : Русский народ придумал много загадок. А вы, ребятки, не зевайте и загадки разгадайте.

Ребёнок : Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не сшиты, не кроены, весь в рубцах. (Капуста)

Ребёнок : Сидит, красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Ребёнок : У кого одна нога, да и та без сапога. (Гриб)

Ребёнок : Тронешь пальцем – гладко, а откусишь сладко. (Яблоко)

Ребёнок : В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

Хозяйка : А теперь скорей сюда,

Для вас занятная игра.

Не будем лениться,

Будем веселиться!

Игра : русская народная игра «Плетень» («Золотые ворота» )

Хозяйка : Снова нас баян зовёт – становитесь в хоровод.

Хоровод : «Калинушка»

Хозяйка : Я поняла, что вы любите осень , знаете стихи и песни. Даже осенью , когда кругом ненастно, хмуро, вам скучно не бывает.

Молодцы, и у меня для вас сюрприз.

Есть в корзиночке моей

Угощенье для детей.

Угадаете – вам приз,

Из муки большой сюрприз.

Это к чаю подойдет,

Так и просится к нам в рот.

Это сладость, объеденье.

Очень вкусное (печенье) .

Румяные кольца на нитке висят.

Румяные кольца во рту захрустят.

Ванильные, с маком висят, как игрушки,

Печеные, круглые, вкусные (сушки) .

Самый главный на столе,

Всех накормит он в семье.

По кусочку нарезай

Пышный, круглый (Каравай)

Вот он каравай душистый,

С хрусткой корочкой, витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мы у большого каравая -

На стол поставим сладкий чай.

Веселый праздник урожая -

С гостями радостно встречай.

Чаепитие

Вот и месяц показался.

Спасибо хозяюшка вам!

А нам всем пора по домам. До свидания!

Под музыку «Коробочка» русскую народную мелодию дети и родители покидают зал.

Управление образования города Оренбурга

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Оренбурга

Номинация «Сценарий игровой театрализованной программы»

«Встреча Осени»

(игровая театрализованная программа)

возрастной адресат программы: 7-10 лет

Кононова Зоя Владимировна

педагог дополнительного образования

отдела «Празднично-игровые программы»

Оренбург

2015

Содержание

    Пояснительная записка:

Цель, задачи сценария;

Место проведения;

Аудитория;

Адресность;

Действующие лица;

Оборудование;

Реквизит;

Фонограммы;

    Сценарий игровой театрализованной программы «Встреча Осени».

    Список литературы.

Приложение 1 «Игры».

Приложение 2 «Костюмы».

Приложение 3 «Реквизит».

1. Пояснительная записка

Цель: приобщить детей к русским народным традициям игровыми методами.

Задачи:

Вовлечение детей в вымышленную игровую ситуацию;

Развитие навыков игрового общения в коллективе;

Нравственное воспитание учащихся средствами досугово-игровой деятельности.

Место проведения: актовый зал школы.

Аудитория: учащиеся начальной школы.

Адресность: учителя, педагоги – организаторы, педагоги УДО.

Действующие лица:

    Скоморох Прошка.

    Скоморох Антошка.

    Красна девица Алена.

    Красна девица Елена.

    Матушка Осень.

Необходимое оборудование

Аудиоаппаратура: MD , микшерный пульт, усилитель, 5 радиомикрофонов,

колонки.

Реквизит:

2 бутафорских снопа из поролона,

20 – 24 колоса из поролона,

2 атласные ленты разного цвета,

Бутафорские «снежки» - 20 штук,

Веревка или гирлянда длиной 1,5-2 м.

Фонограммы:

Фанфары в русском народном стиле;

Инструментальная композиция «Троицкие хороводы»;

Минусовка песни «Пришли скоморохи»;

Русская народная песня «Коробочка»;

Минусовка песни « Я с комариком плясала»;

Инструментальная композиция «Русские наигрыши»;

Минусовка песни «Мамашка моя»;

Минусовка песни «Тройка»;

Минусовка песни «Ярмарка»;

Минусовка песни «Пчелка»;

Минусовка песни «Ежик с барабаном»;

Инструментальная композиция «Прощальная».

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте души, правде, храбрости, трудолюбие, верности. Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Русские народные праздники - это кладезь фольклора, традиций, обрядов, ритуалов.

Фольклор (в переводе с английского - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество: песни, сказки, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая - все это праздновалось. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника.

Данный сценарий написан для творческого объединения «Веснушки» по общеобразовательной дополнительной программе «Праздники русского народного календаря» для проведения осеннего праздника в начальной школе, с учетом особенностей детей данного возраста. Роли могут исполнять как взрослые - педагоги, так и дети - учащиеся. Программу лучше проводить на заранее организованной площадке, в актовом зале или школьной рекреации, чтобы хватило места для проведения эстафеты и танцев. Также надо заранее подготовить реквизит и костюмы. Желательно при этом воспользоваться помощью родителей, вовлекая их в подготовительный этап организации программы.


2. Сценарий игровой театрализованной программы

«Встреча Осени»

(Звучит русская народная музыка. С разных сторон из-за кулис выбегают скоморохи Антошка и Прошка).

Прошка . Добрый день, люди младые!

И сурьезные, и озорные!

Милости просим всех на встречу осени!

Антошка. На встречу осени приглашаем!

И девчонок, и мальчишек душевно встречаем!

Прошка. Меня зовут все Прошкой!

Антошка. А я скоморох Антошка!

Прошка. Хотим с вами познакомиться!

(Игра на знакомство).

Антошка . Эй, господа! Пожалуйте сюда!

Мальчишкам-молодцам, красным девицам – наше почтенье!

Прошка. Ну-ка, детишки! Открывайте кошельки!

Выворачивайте карманы, доставайте пятачки!

Антошка. За свои полтинники и гривны сейчас увидишь дела дивные!

Прошка . За медный пятак развеселим вас и эдак, и так!

Антошка. Довольны будете здорово! Удовольствия - три короба!

Прошка. Подходите, подходите, и глаза свои протрите!

Девчонки-вертушки, веселые болтушки!

Мальчишки драчливые,

Ученики ворчливые!

Все разные собрались на праздник наш

И всем еще раз:

Вместе. Наше почтение!

Антошка. А чтобы нам как-то ужиться,

Надо всем нам подружиться!

Прошка. А для этого за нами повторяйте!

Антошка. Да соберитесь уже – не зевайте!

(Игра с залом «Приветствие»).

Прошка. А вот к нам помощницы пожаловали!

(Звучит музыка, выходят Алена и Елена, исполняют движения из кадрили и кланяются.)

Алена. Здравствуйте, скоморохи,

Не хороши, не плохи!

Елена . Здравствуйте, мальчишки,

Здравствуйте, девчонки!

Алена. Хлопайте звонко!

Топайте громко!

Мы Красны Девицы Алена и Елена…

Вместе. Вас приветствуем!

Елена. Готовы ли вы Осень встречать?

Нашу дорогую Матушку Осень привечать?

(Прошка отвечает, как докладывает, приставив руку к виску.)

Прошка. Жатву закончили, урожай собрали,

Нашу кормилицу Осень всей деревней встречали!

Антошка. Не встречали, а встречаем,

Готовимся, традиции вспоминаем.

Алена. А про народные традиции мы вам расскажем,

Осенние обряды ребятам покажем.

Прошка. А мы поможем!

Прошка. В осеннее ненастье шесть погод на дворе,

Сеет, веет, крутит, рвет,

Сверху льет и снизу метет!

Алена. Первый месяц осени – сентябрь – в народе называют - Хмурень, Ревун.

Елена. Говорят, сентябрь холоден, да сыт.

Антошка. И хоть погода меняется, а урожай собирать надо, ведь сентябрь – время сбора урожая.

Прошка. К приходу Матушки Осени надо собрать с огорода все овощи.

Алена. А ребята нам помогут. Загадки отгадают, ответы назовут - овощи с грядок соберут.

(Загадки про овощи).

Антошка. Мы пшеницу жали,

Все поле пожали,

На гумне стогами,

На столе пирогами.

Елена. По традиции последние несжатые колосья специально перевязывали лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»

Алена. А последний сноп жали молча. Этот сноп наряжали в сарафан и несли на пир честной. И мы сейчас пожнем последний сноп.

Антошка: А ребята нам опять помогут!

(Эстафета «Последний сноп»)

Елена. Октябрь – средний месяц осени, когда природа готовиться к приему зимы. Из-за осенних дождей в народе его именуют Грязником или Подзимником. В октябре начинали рубить капусту, и даже в честь капусты праздник придумали – Капустники называются. По нынешний день с восьмого октября начинаются на Руси веселые Капустники – вечеринки в честь капусты.

Алена. Нарядно одетые девушки обходят с песнями все дома своей деревни, и помогают хозяевам рубить капусту, а хозяйка дома обязательно печет пироги с капустой и угощает всех гостей.

Прошка. А давайте представим, как это было, и поможем порубить капусту для засолки.

Антошка. Вставайте со своих мест и повторяйте движения за нами!

(игра-танец «Мы капусту засолили»)

Елена. Ноябрь – ворота зимы и сумерки года. По народным приметам

его называют Студень.

Алена. Ноябрьские ночи особенно темны до первого снега.

Антошка. Снег – это хорошо, это весело. Эй, Прошка, а не сыграть ли нам в снежки?

Прошка. Антошка, я думаю, что многим нравится играть в снежки.

Эй, ребятки - быстрые пятки, кто хочет ловкостью да меткостью похвалиться?

(игра «Снежки»)

Алена. Ну, вот мы с вами все осенние месяцы перебрали,

русские народные традиции вспомнили.

Прошка. А вот и Матушка Осень пожаловала!

(звучит торжественная музыка, выходит Матушка Осень)

Осень. Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Всех люблю и уважаю, к осеннему столу приглашаю!

Ждет Вас урожай богатый,

Да только не быть ему без дождя, ребята!

Дождик землю питает,

Овощи да фрукты поливает.

Без дождя какая осень, скажет каждый садовод,

И в Сентябрь урожайный дождик мигом все польет.

А для этого ладоши приготовьте поскорей,

Дружно громко, очень звонко скажем вместе: «Дождик, лей!»

(Музыкальная игра «Кап-кап!»)

Осень. За то, как встретили меня, вам спасибо говорю!

Что вы запомнили, сейчас проверить я хочу!

Если вы время не теряли зря,

Хором мне сейчас ответите, друзья!

Как называли в народе месяц Сентябрь?

(Дети дают ответ - Хмурень, Ревун)

Прошка. А что делали в этом месяце?

(Дети отвечают – собирали урожай, жали пшеницу)

Осень. Как называли Октябрь – месяц?

(Дети отвечают – Грязник, Подзимник)

Антошка. Чем занимался народ в это время?

(Дети отвечают - Заготовкой капусты на зиму)

Осень. А как же назывался Ноябрь?

Елена. И как проводили люди это время?

(Дети отвечают – Студень, люди готовились к зиме)

Осень. Молодцы! Какие вы внимательные!

А теперь, если вам понравился наш праздник,

помашите левой рукой!

Алена. А если очень понравился – помашите правой рукой!

Прошка. А если наш праздник вам понравился очень-очень

и вы долго будете его вспоминать – похлопайте в ладоши!

(Дети хлопают в ладоши)

Осень . Всех вас, друзья мои, я благодарю!

И позвольте мне, ребята, дать дорогу Сентябрю!

Алена. А за ним Октябрь хмурый непременно вслед придет,

И ноябрьское ненастье к нам прибудет в свой черед!

Елена. Через Зиму и Весну, через Летнюю пору,

Снова в гости всех вас ждем в новом, будущем году!

(Исполнители кланяются, машут руками и уходят за кулисы)

Конец.


3. Список литературы

1. К истокам народных традиций: Сценарии и программы, построенные на обычаях, обрядах, празднествах // Сценарий и репертуар, 2003, вып. 5. - С. 2-86.

2. Панфилов В. Осенины: Сценарий народного праздника Рождества Пресвятой Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. - С. 53-73.

3. Народные праздники. Ищук В. В., Нагибина М. И. Ярославль - 2000

4. Князева О.М., Маханева М.Д., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» издательство Детство-пресс, г. Санкт- Петербург, 2002 г.

5. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет / Н.В. Бердникова.- Ярославль: Академия развития, 2005. – 368 с.

6. Интернет-ресурсы: uchkopilka.ru.

Приложение 1

ИГРЫ

Игра на знакомство « Имена мы называем!»

Ведущий читает стихи, а ребята должны выполнять действия, о которых говорится в строчках стихотворения.

Имена мы называем,

В зале кто сидит, узнаем!

Ну-ка, Насти и Алеши,

Громко хлопайте в ладоши!

Ксюши, Сони, Тани, Вани –

Вы потопайте ногами!

Поднимите руки выше –

Лизы, Даниилы, Миши!

А Никиты, Коли, Ани –

Нам кивнули головами!

Помашите нам скорей –

Те, кого зовут Андрей!

А Сережи, Васи, Маши,

Паши, Вовы и Наташи –

Повертите головой…

Как вас много! Боже мой!

Тех, кого мы не назвали,

Хором просим, чтоб вы встали!

И теперь на 1, 2, 3 –

Свое имя назови!

Игра с залом «Приветствие»

Ведущие по очереди произносят и показывают жестами действия, дети должны все за ними повторить.

Помахали правой рукой! (Машут правой рукой)

Помахали левой рукой! (Машут левой рукой и т. д.)

Взялись за левый локоть соседа справа и помахали левой рукой,

Взялись за правый локоть соседа слева и помахали правой рукой,

Скорчили рожицы соседу справа, слева,

Погладили по голове соседа справа, слева,

И дружно, громко сказали: «Какие мы молодцы!»

Загадки про овощи

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репка.)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют

(Помидоры.)

Сидит малыш на грядке –

Весь в заплатках.

Кто не взглянет –

Всяк заплачет.

(Лук.)

Красная мышка с белым хвостом,

В норке сидела под зеленым листком.

(Редис.)

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна!"

(Картошка.)

Лоскуток на лоскутке –

зелёные заплатки,

Целый день на животе

нежится на грядке.

(Капуста).

Лежат на грядке

Телятки гладки.

Зеленые, округлые

И очень вкусные.

(Огурцы.)

Эстафета «Последний сноп»

Участники: 2 команды по 10-12 человек.

Реквизит: 2 бутафорских снопа из поролона, 20 – 24 колоса из поролона, 2 атласные ленты разного цвета.

Ведущие делят ребят на две команды по 10-12 человек и выстраивают в две колонны. Каждой команде нужно собрать бутафорский сноп из поролоновых колосьев и перевязать его лентой. Ребятам раздают по одному колоску, и они по очереди подбегают к снопу и вставляют колоски в специальные пазы, собирая, таким образом, сноп. Детям, бегущим последними в колонне, раздают по одной яркой ленте, и они перевязывают сноп. Команда, первой перевязавшая сноп, выигрывает.


Игра – танец «Мы капусту засолили!»

Под музыку ведущий показывает движения, а ребята повторяют за ним.

В такт ведущий имитирует движения «собирания капусты» - делает двумя руками собирательные движения в одну сторону, потом в другую. Следующее движение имитирует процесс «нарезания» капусты – руки согнуты в локтях, кисти прямые, руки двигаются от плеча вниз – сначала в одну сторону, затем в другую.

Затем показывается движения «посолки» - посолили с одной стороны, затем с другой, и «складывания в бочку» - руки согнуты в плечах, имитируются движения складывания капусты.

Игра «Снежки»

Участники: 2 команды по 7-8 человек.

Реквизит: бутафорские «снежки» - 20 шт., веревка или гирлянда длиной 1,5-2 м.

Задание : 2 помощника натягивают гирлянду, команды становятся по - разную сторону гирлянды. Задача участников перекидать со своей территории «снежки». Победителем становится команда, на чьей территории наименьшее количество «снежков».

Игра - песня «Дождь идёт»

Ведущий просит после каждой строчки громко и дружно говорить « кап-кап-кап», а во время припева – повторять каждую строчку.

Показался дождь из тучи – кап-кап-кап!

Настроенье стало лучше – кап-кап-кап!

И повсюду застучало – кап-кап-кап!

И повсюду зазвучало – кап-кап-кап!

Дождик лей – дождик лей!

Не жалей – не жалей!

Дождик лей – дождик лей!

Веселей – веселей!

Мы дождя – мы дождя!

Не боимся – не боимся!

Под дождём – под дождём!

Веселимся – веселимся!

Вот за тучей раздаётся – бум-бум-бум!

Не иначе гром смеётся – бум-бум-бум!

Гром ребята не боятся – бум-бум-бум!

В непогоду веселятся – бум-бум-бум

Приложение 2


Фрагмент выступления программы. На сцене все исполнители.

Скоморох и Матушка Осень.


Коллектив «Веснушки»


Матушка Осень

Приложение 3

Реквизит

Колосья и снопы


Технология изготовления: стебель колоса – прочная проволока, обмотанная лентой. Сам колос вырезан из поролона и окрашен гуашью. В основе снопов тоже поролон, обшитый атласной тканью.

Снежки

Технология изготовления: Чтобы получить снежок, нужно смять пакет в ладони до получения ровного круга и замотать его скотчем. Следует заранее сделать много таких мячиков. Ими можно весело кидаться, они совершенно безопасные, легкие. Варианты изготовления: из ваты, из поролона и др.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь