Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

С какими трудностями сталкивается ребенок-левша? Что делать, если ваш ребенок левша? Как у него протекает адаптация в школе? Почему возникают конфликты с окружающими? Как сделать так, чтобы ребенку левше было легче учиться? На эти и другие вопросы я постараюсь наиболее полно ответить в данной статье.

Феномен левшества считается необычным и именно из-за него возникает наиболее большое количество проблем. Важно только понять какие трудности у вашего ребенка. С чем они связаны и как с ними работать, именно левши обладают неординарными свойствами, которые в работе с ними нужно учитывать.

Для начала присмотритесь к вашему ребенку. Сегодня он ходит в садик, что-то делает хорошо, а что-то не получается, как ни старается. Может быть ваш ребенок легко напевает мелодию Чайковского, а может не может сложить слово из слогов. Соседская девочка считает в пределах сотни, а ваш не может из трех вычесть единицу, сколько бы вы не бились с ним. Начинает в доме пахнуть валерианой.

Как определить левша или правша ваш ребенок

Ответить на этот вопрос можно только тогда когда ребенку исполнится 7 лет, так как до этого возраста ребенок еще формируется и вторгаться в его природу не следует. До этого только наблюдайте какой рукой он предпочитает совершать те или иные действия.

Итак, если вашему ребенку исполнилось 7 лет, предложите ему совершить следующие действия и отметьте, какой рукой он это делает. Важным условием при проведении исследования является хорошее самочувствие ребенка, когда у него нет загруженности, стрессов и переутомляемости.

  1. чистит зубы;
  2. причесывает волосы;
  3. складывает пирамидку из кубиков;
  4. режет ножницами;
  5. пользуется молотком;
  6. размешивает сахар в чае;
  7. держит ложку;
  8. рисует;
  9. раздает карты;
  10. держит ракетку при игре в бадминтон;
  11. пользуется ластиком;
  12. кидает мяч;
  13. строит башенку из кубиков.

Проведите данное наблюдение 5-6 раз в течении дня. Только после этого посчитайте результат по формуле:

(П — Л) х 100
(П + Л)

Где П – сумма действий выполняемые правой рукой;
Л — сумма действий выполняемые левой рукой

Если результат получился меньше -10, то он левша, если больше +10, то правша, а если от -10 до +10 то ребенок амбилатерален.

Существуют также и другие способы:

  • аплодирование – какая рука сверху, та и ведущая;
  • поза Наполеона — какая рука сверху, та и ведущая;
  • кисти в замочек – большой палец ведущей руки находится сверху;
  • измерение силы кисти каждой руки при помощи силомера – ведущая рука сильнее;
  • скорость исполнения одинаковых заданий – ведущая рука быстрее.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Переучивать не стоит. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится. Главное понять, что сдерживает ребенка и как ему помочь. Все люди разные и осваивание навыков, чтения, письма и т.д., идет у каждого по-своему. Конечно, прекрасно, что сейчас пристальное внимание отводится одаренным детям, но что делать остальным, особенно тем у кого что-то не получается?

Зачастую ребенок остается один со своими недетскими проблемами, т.к. родители, а иногда и специалисты, тоже не знают как ему помочь. Отсюда пререкания к ребенку «Тупица!», «Да ты ничего не можешь», либо просто родители стараются не замечать данных признаков, опуская руки. Отсюда начинаются у ребенка проблемы и в отношениях, поведении, учебе.

Так например, бабушка привела ребенка с жалобами на поведение и неуспеваемость в школе, со словами «Все время отвлекается», «Ничего не слышит». У ребенка наблюдалось дважды заикание, в 2 и 4 года. Когда он начал рисовать правой рукой, то бумага порвалась от сильного нажима карандаша, а в речи проявилось небольшое заикание. Когда ребенок взял карандаш в левую руку речь стала намного спокойнее, линии плавные. Бабушка, тут видя ситуацию, призналась, что ребенка с раннего детства, еще с ложки, стали переучивать.

Вмешательство в природные данные не заставило себя ждать. Это не прихоть ребенка выбирать ту или иную руку, это его данность, это отражение мозговой организации психической деятельности человека. В данном примере правая рука не сумела развиться, а левая была заторможена, что отразилось на речи.

Вывод. Дети с левшеством требуют постоянного контроля со стороны специалистов – психологов, нейропсихологов, дефектологов и участия родителей. Вопросы левшества и праворукости решаются у детей к более позднему возрасту, примерно к 7 годам. А в более раннем возрасте, лучше ребенку давать карандаши и в правую и в левую руку.

При соответствующих формирующих занятиях для левшей, они не только догоняют сверстников, но и благодаря своим особенностям они могут преуспеть в решении поставленных задач, предлагая наиболее интересные выходы. Ведь среди левшей множество гениальных личностей: математиков, художников, спортсменов и других.

Главной отличительной чертой у левшей является интуиция и изобретательность. К сожалению, без помощи родителей и специалистов, развитие выдающейся личности не всегда удается, а мы видим картину школьной дезадаптации.

Данными примерами я сделала попытку показать, что пристальное внимание к детям с левшеством должно быть оказано, но это требует направленного обучения. В последующей информации вы сможете извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка-левши.

Особенности обучения ребенка левши

1. Итак, ребенок левша, каждый раз, чтобы пользоваться миром правшей, ему приходиться изобретать свой уникальный способ. Чтобы разгрузить нервную систему ребенка, доводим навыки до автоматизма .

Из этого следует: воспитывая, левшу освойте с ним как можно больше навыков , которые ему требуются в повседневной жизни и доведите их до автоматизма. Не ждите когда ребенок сам научиться пользоваться ложкой, ножницами, карандашом, а вместе с ним повторите нужные движения для овладения тем или иным инструментом. А для начала попробуйте сами, чтобы ваши действия были синхронны.

Если говорить о написании цифр, букв и рисовании, то начинайте с обведения по контурам или рисованию через копировальную бумагу , срисовывание для левшей по образцу, слишком сложно.
Главная задача состоит в том, чтобы тело ребенка запоминало ту или иную операцию, соответственно оно не должно перегружаться дополнительными движениями или позами. К примеру, если ребенок рисует, то спинка и плечи расслаблены.

Чтобы ребенок умел хорошо умножать, для начала лучше освоить таблицу сложения , это позволит сохранить время и усилия, как ваши, так и его.

Если вы ребенку объясняете названия трав, фруктов, овощей, деревьев, то лучше дайте ему попробовать это на вкус, если это съедобное, или ощутить руками , чтобы у ребенка возникли чувственные ощущения и разница между предметами.

Мыслительная деятельность у левшей в восприятии мира, в отличие от правшей, поражает своей нетривиальностью и далека от общепринятой. Так, например, показывая ребенку картинки с изображением канцелярских товаров и растений, ребенок классифицируя их говорит, что линейка подходит к травинке, так как они обе прямые. Когда ему задают, дополняющий вопрос «А ты внимательно посмотри». Ребенок-левша отвечает: «я понимаю, что линейка подходит к пеналу и ручке, но так же интереснее».

Подумайте, как много мы-правши делаем автоматически. Если у ребенка нет этой данности, то именно вы родители можете ему помочь в этом. Любая операция, не доведенная до автоматизма, требует большого количества затрат энергии. Поэтому в окончании следует еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за ребенком-левшой, появления у него соматических признаков, таких как тики, энурез, аллергии и т.п. Если ребенок правша требует к себе внимания, то левша втрое больше.

2. Если действие ребенка-левши связано с некой динамикой и процессом, то детям крайне сложно выполнить такую работу из-за быстрого переключения с одного процесса на другой . Внешне это проявляется в «застреваниях» при начале осуществления какой-либо деятельности. Это легко наблюдать при речевых высказываниях ребенка-левши, она может быть медлительна, небогата, неправильно выстроенные предложения (в этом случае, ребенок понимает, что делает ошибки и говорит неправильно). Может создаться впечатление, что внутренняя речь ребенка намного богаче высказанной.

У детей левшей высокий уровень понятийного мышления. Это существенно заметно на уровне сверстников, когда ребенок, в отличии от остальных, справляется с решением сложных задач. Главное: не торопить ребенка!

Так же дети-левши плохо владеют своим телом, часто они жалуются, что им мешают руки или ноги, особенно если задействованы обе руки или ноги и движения несинхронны. Такие дети с возрастом учатся копировать движения других людей и заучивать их наизусть. Главное: не торопить!

Если он не может делать сразу несколько дел одновременно, к примеру слушать вас и писать.

Старайтесь таким детям во время утренней зарядки давать упражнения, где задействованы обе руки и обе ноги . Это могут быть плавательные движения, рисование двумя руками елочки и т.п. Отработайте с ним каждое движение отдельно, а лишь потом наращивайте скорость.

Также детям полезно включить дыхательные упражнения . К примеру: вдох-выдох-вдох-выдох, с постепенным увеличением задержки дыхания от 2 до 7 секунд. Не забывайте и о дыхании животом.

Включите в упражнения глазодвигательную гимнастику .

Одним из упражнений может быть перевернутая восьмерка. Восьмерку можно нарисовать на большом листе бумаги, либо представить. Глаза начинают двигаться от средины направляясь вверх и влево, это обязательно условие для его выполнения, далее вверх и вправо, после завершения правого круга продолжайте двигать глазами сначала. Итак, 3 раза.

Когда упражнения закреплены, добавьте язык. Должно получиться следующее глаза и язык двигаются в одном направлении и одновременно, наблюдая за кончиком ручки.
Полезно рисование симметричных предметов сначала одной рукой, затем другой, а после обеими.

Упражнение «Найди предмет» . Ребенку с закрытыми глазами дается в руки предмет. Он его ощупывает, после этот предмет прячется среди других. Задача ребенка найти этот предмет. Так же можно использовать цифры и буквы.

Игры в классики, с мячом, бассеин, катание на коньках, лыжи, макраме, лепка, пазлы и многие другие интересные занятия помогут вашему ребенку легче познавать пространство.

Проговаривание скороговорок и заучивание их, чтение стихов перед зеркалом, слушание ребенком своей речи – все это способствует его успешному развитию.

Говорите ребенку как можно развернуто, что вы делаете. К примеру: для того, чтобы приготовить щи, я беру 5 штук картофеля из мешка, луковицу из коробки…, далее мою и т.д.
И еще немного о пространстве.

Детям-левшам, как уже говорилось выше сложно ориентироваться в пространстве . Где право и лево, это постоянная путаница. А что тут говорить о буквах. Возьмем букву «Ч», «Да какая разница» — говорит ребенок. В своей работе, чтобы не возникало у детей путаницы я использую гномика с именем ЧУЗЯ. Ведь именно эти буквы пишутся в левую сторону. Дети легко запоминают, как зовут гномика и запоминают эти буквы.

Одним словом, ставьте маркеры . Дети начинают познавать мир, в первую очередь, от собственного тела. На левую руку наденьте часики, браслет или завяжите веревочку и при работе пользуйтесь ею. Читаем начиная с края, где у тебя часики, с этого же края начинаем писать и т.п.
Но кроме лева и права еще есть верх и низ. Верх, где голова, а внизу пяточки. Цифра «9» стоит на хвостике, а цифра «6» на голове.

Не пытайтесь объяснять левше с помощью пространства, предметов в комнате и т.п. Им надо все пощупать, попробовать. Начиная изучать цифры, буквы, вылепите их из пластилина, создайте их из песка, проволоки, веревочки.

Представления объема: больше-меньше, шире-уже также дайте ощутить ребенку с помощью предметов (сравните огурец с кабачком).

А вот понятия: «зад -перед», «над -под», «в -на» обсудите с ребенком на предметах мебели. К примеру, что будет если передвинуть стул за диван, где нужно находиться, чтобы попасть в центр комнаты. И каждый раз проговаривайте все вслух. Расширяйте представления начиная с комнаты, заканчивая городами, странами, планетами. Тут все зависит от вашего творчества. Экспериментируйте!

В этом же направлении двигайтесь, объясняя ребенку ближе-дальше, встретились-разошлись и т.д.

Рисуя, задавайте алгоритм деятельности , как будет проще. Сначала контур дома, крыша, затем окно, труба, а после дополнительные предметы.

На этом рисунке я постаралась изобразить алгоритм схематичного рисования, который может помочь детям-левшам при присутствии на рисунке множества фрагментов.

В заключении практической работы, приведу замечание, которое стоит написать отдельно. У левшей идет четкое псевдоигнорирование пространства слева. Поэтому при играх с мячом, теннис, старайтесь максимально задействовать левую область . А вот в школьная доска должна находиться как можно правее от ребенка .

Левши – это вечные дети, которые отличаются изобретательностью и творчеством, несмотря на все трудности. Среди них есть множество известных и великих людей , таких как: Лев Толстой, Петр I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Жанна д’Арк, И. П. Павлов, многие чемпионы мира по теннису, бывший президент США Б.Клинтон. Существует миф, что и Владимир Путин является левшой, так как носит часы на левой руке, но его близкие утверждают, что ему просто так удобнее.

Как научить писать ребенка левшу

Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:

  1. лампа находится справа от него;
  2. листок повернут примерно на 20° вправо и сдвинут от центра тело в левую сторону;
  3. правая рука придерживает листок и при необходимости его поворачивает;
  4. левая рука ребенка держит ручку примерно на 4 см выше ее кончика;
  5. ручка, как бы является продолжение руки, то есть составляет одну линию;
  6. рука находится под линией письма (на это следует обратить особое внимание, т.к. если не научить, левша как бы заглядывает под руку при написании);
  7. буквы и соединения вначале лучше обводить по точкам;
  8. каждый раз подробно разбираете с ребенком алгоритм прописывания буквы или ее соединения.

Это очень просто. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Известно, что уже в возрасте 5-6 месяцев дети предпочитают одну из рук. Но действия эти еще очень просты. И разобраться, какая из них ведущая, в это время невозможно.

В четыре года малыш уже четко определяет для себя ведущую руку. Окончательно предпочтение формируется и закрепляется к пяти годам. И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Какой рукой ребенок рисует?
В какой руке держит ложку?
Какой рукой бросает камень?
В какой руке он держит зубную щетку?
Какой рукой забивает гвоздь молотком?
В какой руке держит ластик, когда стирает?
Какой рукой причесывается?
Какой рукой раздает карточки?

Посмотрите, как ребенок выполняет специальные задания, разработанные психологами для выявления ведущей руки. Вот некоторые из них:

  1. Попросите ребенка построить колодец из спичек. Та рука, которая чаще выполняет активные действия, и есть ведущая.
  2. Посмотрите, как малыш аплодирует. Если ребенок бьет правой ладошкой по левой, то он праворукий, если наоборот — леворукий.
  3. Детям постарше можно предложить переплести пальцы рук. Считается, что сверху будет находиться ведущая рука. По этому же принципу работает и так называемая "поза Наполеона".
  4. Можно дать малышу задание завести часы. Если он работает левой, а держит часы в правой руке, то он леворукий, и наоборот.

Более подробный перечень вопросов содержат специальные опросники, которые помогут родителям узнать, является их ребенок леворуким, праворуким или амбидекстром. Амбидекстр — это человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, без выраженного предпочтения одной из них).

Леворукими рождаются или становятся? Верны оба утверждения. Дело в том, что выделяют два типа левшества.
Первое — естественное, наследственное. Оно генетически обусловлено. Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или амбидекстры.
Второе — патологическое. В этом случае леворукость является результатом перенесенных травм, патологически протекающей беременности, повреждения определенных мозговых центров во время родов.
Также предпочесть левую руку могут праворукие дети после травмы правой руки. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею действия больно. И он старается работать левой, хотя это и дается ему тяжелее. И это как раз тот случай, когда ребенка переучивать на правшу целесообразно. И чем раньше — тем лучше. Но о переучивании немного позже.

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме "лопаты".
  6. "Свернуть" вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта.

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

Как надо писать левой?

Ручка кладется сверху на ногтевую фалангу среднего пальца. Большой палец придерживает ручку, а указательный палец кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от шарика.

Существует два правильных способа писать левой рукой.

  1. Кисть с ручкой располагается над строкой. Этот способ интуитивно открывают для себя многие леворукие дети. Однако при этом учащемуся приходится выворачивать кисть.
  2. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Тетрадь лежит с наклоном вправо. Правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, направлен к середине груди. Ребенку при этом не приходится выворачивать кисть. Он может ориентироваться на образец и не накрывает только что написанный текст. Некоторым минусом такой техники письма будет наклон влево. Правда, леворукий ребенок писать с наклоном вправо и не должен.

Почему опасно переучивать левшу?

Сейчас левшей нив детских садах, ни в школах не переучивают. Однако до сих пор встречаются воспитатели и учителя, уверенные в том, что это необходимо. Да и бабушки порой слишком настойчиво говорят: "Возьми ложку в правую руку!" Однако делать этого не следует. Почему?

При насильственном обращении в праворукость у детей могут появиться нарушения сна и аппетита, головные боли, страхи, энурез, нервные тики, вялость, апатия или повышенная возбудимость, раздражительность. Психолог Олеся Сысак поясняет: "Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, а левой руки — правое. Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышление, языковые способности, чтение, письмо, запоминает факты, даты, имена. Это полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Правое полушарие ответственно за образное мышление, эмоции, обработку невербальной информации, музыкальные и художественные способности. Таким образом, принято считать, что у левшей больше развито творческое начало, а у правшей — логика.

Когда родители хотят переучить своего ребенка с левой руки на привычную им правую, ими руководит внутренний мотив, который им самим же непонятен, так как он сформирован на уровне их же воспитания. Ведь в свое время их родители очень болезненно относились к тому, что ребенок вдруг начинал выполнять действия левой, а не правой рукой. Это означало, что он уже чем-то не похож на других детей. А отличаться от общей массы людей было раньше просто неприемлемо. И до сих пор эти пережитки не дают некоторым из нас почувствовать себя свободными, разрешить себе и своему ребенку быть таким, каким „я хочу быть“, а не таким, каким меня хотят видеть окружающие."

Иногда ребенок, увидев, что он пишет не так, как все, задастся вопросом, почему он именно такой, или даже захочет научиться писать "как все". В этому случае родителям нужно убедить малыша, что писать правой необязательно, но он может попробовать, если хочет. Нужно продемонстрировать ему свою любовь, чуткость, понимание, лишний раз сказать: "Ты — самый-самый лучший!", "Мы любим тебя!". "Для ребенка важно абсолютное приятие, и тогда не возникнет никаких преград на дороге жизни", — поясняет О.Сысак.

Уделяйте своему ребенку больше времени, дарите теплоту и внимание. Работайте над повышением его самооценки. Говорите, что он самый, лучший, красивый и любимый на свете. Ваша любовь поможет ему пройти через любые испытания и преодолеть все трудности.

Комментировать статью "Леворукий ребенок в праворукой семье"

Про леворукость.. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворукой семье.

Пишет, рисует, ест левой рукой. Если до 2-3 лет еще чередовал руки, то сейчас уже всё очевидно. Вот и думаю,я-то не требую,а в школе будут ли переучивать писать правильно символы? Мои,в принципе, нормально справляются с предметами из праворукого мира...

научиться писать левой рукой?. -- посиделки. О своем, о девичьем. научиться писать левой рукой? Тема не страдательная, а развлекательная, жуем семки и делаем ставки! Правой действительно удается хоть медленно, но мелко и правильно.

Леворукий ребенок в праворукой семье. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею Почему опасно переучивать левшу? Сейчас нив детских садах, ни в школах не переучивают.

Леворукий ребенок в праворукой семье. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую Таким образом, если ваш ребенок...

Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса. Ваш ребенок левша? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Посоветуйте пожалуйста, что почитать на эту тему: как правильно должны писать левши, как класть тетрадку, должны ли соблюдать наклон или нет? ну и все по этой теме. У моего сына оборукость: пишет левой, а, например, ножницы держит в правой руке.

дочь пишет левой рукой, ест левой, а вот ножом палочки строгает правой. Он у нас 100% праворукий ребенок, ничего делать левой рукой не может и тп. (никогда даже и не пытался). Как правильно воспитывать ребенка - левшу. Почему я левша, а другие дети нет?

Но пишет левой рукой, невролог сказала тогда еще нам, чтобы ни в коем случае не переучивали. Леворукий ребенок в праворукой семье. Развитие леворукого ребенка. Как надо писать левой? Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или...

как пишут левши? У меня дочка левша, 5 лет. Выучили печатные буквы, сначала по точкам, вроде, обводила так, как я показывала, но теперь, когда пишет самостоятельно, каждую букву пишет справа налево, например, букву М начинает писать со второй вертикальной линии...

ЛЕвой рукой писать слева направо неудобно, вот писать по-арабски левой как раз удобнее, потому что справа налево. Эффективны при переучивании в случае закрепления неправильного стереотипа. Леворукий ребенок в праворукой семье.

Чтобы руку не выворачивала, чтобы чернила рукой не смазывала, чтобы тетрадь держала правильно? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ребенок заартачился сам, ни в какую не хотел держать ручку в левой руке, истерил, писал только правой.

а у кого ребенок наследственный левша?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса.

Как научить писать левшу?. Ребенок-левша. Детская психология. Но сам склоняется к левой поэтому сказано не трогать и принимать выбор ребенка. Леворукий ребенок в праворукой семье. Как научить писать левшу?

3. Медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала Леворукий ребенок в праворукой семье. Как распознать леворукого ребенка.

Егор(5,3) пишет печатные буквы и цифры снизу вверх, т.е. не в общепринятом пордяке? Дайте ребенку для копирования любую детскую пропись - лучше разворот двух страниц прописи для дошкольников, которую ребенку интересно будет заполнять своими значками.

Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворуком мире. А другу моему праворукому, наоборот пришлось переучиться на Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? Обычно леворукие родители морально готовы к рождению малыша, у...

Леворукий ребенок в праворукой семье. НО ЗАНИМАТЬСЯ обязательно надо!!! А есть тут левши? Я читала книжку М. М. Безруких " Леворукий ребенок в школе и дома ". ЬТАм много полезной инф-ции, тестов для определ. ведущей руки, упражнения для занятия с детьми и...

Переучивание. Ребенок - левша. Детская психология. Леворукий ребенок в праворуком мире. Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в (Сама переученная - левая рука вообще не работает.

И все же как правильно определить левша или правша? Если ребенок с 1года держал ложку и в левой и в правой руке, а потом бабушка стала постоянно давать ложку в левую руку (дед левша),и теперь мой ребенок пишет только левой Леворукий ребенок в праворукой семье.

Ремеева А.Ф.
Кандидат психол. наук, доцент.
Москва.

Левшество - леворукость

В ряде современных исследований, посвященных левшам, принято разводить понятия левшества и леворукости. Левшество определяют как более широкое понятие, включающее, наряду с леворукостью, левую асимметрию в совместном функционировании парных органов. "Левшество не сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функциях всех парных органов". Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. При правшестве преобладают правые части. Возможна симметрия функций обеих частей.

Традиционно, в обыденной жизни мы называем людей, предпочитающих использовать предпочтительно левую руку в различных действиях именно левшами. Слова "левша" и "леворукий" употребляются зачастую как синонимы. Хотя левшой можно назвать и левоногого и левоухого и левоглазого и т.д.

Среди факторов, определяющих леворукость называются: наследственный и внешней среды. Леворукость считается наследственным признаком.

Симметрия - асимметрия

Для объяснения природы левшества привлекается принцип симметрии-асимметрии. Этот принцип приобретает все большее значение в научном познании, в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга.

Развитие центральной нервной системы, начиная уже с плоских червей, сопровождается возникновением двусторонней (билатеральной) симметрии всего тела. В процессе филогенеза у человека каждое полушарие мозга приобретает все большую специализацию, что особенно проявляется в предпочтительном пользовании правой или левой рукой, развитии речи, того или иного способа приема и переработки информации.

Эволюция представлений о функциональном значении парности полушарий берет свое начало от признания независимости и равноценности полушарий как двух органов психики. Это представление позже сменилось концепцией доминантности полушарий, утверждающей ведущую роль левого полушария в реализации речи и некоторых психических процессов, а также представлением о ведущей роли правого полушария в невербальных процессах. И, наконец, к концепции функциональной специфичности.

На данном этапе развития психологии идет все более глубокое изучение мозговых основ различных видов психических процессов. На сегодняшнем этапе развития нейропсихологии наиболее актуальны с этой точки зрения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

В отечественной психологии проведена огромная работа по изучению данной проблемы. Сотрудниками лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова А.А. Невской и Л.И. Леушиной получены обширные данные о различиях в обработке информации обоими полушариями головного мозга. Этому же вопросу посвящены работы Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, которые выдвинули пространственно - временную гипотезу функциональной асимметрии мозга. По их мнению, первое, главное несходство полушарий - их пространственное различие, их противопоставление друг другу. Второе отличие - несходство функций полушарий в парной их работе во времени: правополушарная функция - в настоящем - прошлом, левополушарная - в настоящем - будущем времени.

Разделение головного мозга на два функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности.

Асимметрия мозга изучается в связи с проблемой индивидуализации обучения. В связи с этим направлением работы необходимо отметить исследования В.Г. Степанова, который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга. Также им разработаны психолого-педагогические рекомендации по учету данных особенностей в учебно-воспитательной работе.

В конце 50-х годов В.Г. Степанов, занимавшийся проблемами зрительного восприятия, дал экспериментально обоснованное и наиболее полное современное описание двух основных типов восприятия - "детализирования" и "угадывания", что позволило сформировать развернутое представление о течении процесса восприятия. Успешнее решалась эта проблема с помощью методики по наблюдению постепенно уточняющегося изображения на экране оптико-электронной установки.

Позднее результаты, полученные с использованием вышеуказанной методики, были подтверждены на больных с "расщепленным" мозгом. Эти исследования проводились в США под руководством Сперри, который выяснял, что произойдет с процессами приема и переработки информации, если полностью перерезать мозолистое тело, разобщив тем самым большие полушария мозга человека. Больных людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление эпилепсии. Сперри наблюдал пациентов с "расщепленным" мозгом в различных экспериментальных ситуациях. В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались изображения разных предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения.

Использование этой методики дало не только много сведений о латерализации церебральных функций больных людей, но и подтвердило данные об особенностях перцепции у человека при доминировании одного из полушарий, полученные в исследованиях В.Г. Степанова.

Представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия полностью совпадают с представлениями о лево - и правополушарных стратегиях переработки информации. Данные недавних совместных исследований В. Г. Степанова с физиологом М.Н. Русаловой на здоровых людях показали, что в процессе детального восприятия у этих испытуемых преобладает активность левого полушария, а при угадывающем восприятии - правого. Выводы делались по показаниям блокады альфа - ритма в электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Накоплен огромный эмпирический материал по изучению межполушарной асимметрии головного мозга. Обобщая имеющиеся в научной литературе факты, дадим характеристику лево - правополушарных стратегий переработки информации.

Лево - правополушарные стратегии переработки информации

Для левого полушария коры головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности, сукцессивная организация протекания различных психических процессов. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно. Вид информации, которой оперирует полушарие: слово и другие условные знаки. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Данное полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии головного мозга сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, выполняется схематическое распознавание отдельных объектов. Данному полушарию присуща большая вербализованность. В нем осуществляются собственно языковые (грамматические в самом широком смысле слова) операции над текстом. В этом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторические программы поведения, которые общество присваивает человеку.

Для правого полушария коры головного мозга характерны синтетичность, доминирование интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов, симультанная обработка больших объемов информации. Вид информации, которой оперирует полушарие: образы и другие невербальные сигналы, характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой и полнокровный, натуральный образ мира. Здесь находится основная зрительная память с "записанными" для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса). Малая вербализованность. С правым полушарием связано художественное видение мира.

Выявлено статистически значимое преобладание индивидов с левополушарной специализацией в Западной цивилизации, а с правополушарной - в Восточной цивилизации.

Необходимо отметить, что полно описанная функциональная асимметрия мозга человека, как выяснилось в последних исследованиях, присуща только праворукому большинству человечества. Она состоит в разграничении функций правого и левого полушарий мозга в общем их деле - в осуществлении психической деятельности. Каждый левша выглядит имеющим свою функциональную организацию мозга, отличную от таковой у других левшей и амбидекстеров. Очевидно также и то, что левши не являются полными функциональными антиподами правшей.

Разновидности асимметрий

Асимметрия рук относится к моторным асимметриям. Наряду с моторными асимметриями (рук и ног), выделяют сенсорные асимметрии (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), а так же психическую асимметрию.

Левши давно известны как предпочитающие в мануальных действиях левую руку. Она используется в жестах. Ее движения более индивидуализированы, отражают эмоциональные особенности человека. Хуже изучены другие проявления двигательного левшества, в частности - левоногость.

Присущее каждому индивиду сочетание моторных и сенсорных асимметрий названо исследователями индивидуальным профилем функциональных асимметрий.

Диагностика левшества

Существует несколько вариантов определения ведущей руки. Это методы количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Наиболее объективными представляются методики, оценивающие участие рук в процессе выполнения различных действий.

Левоногость - еще одно проявление двигательного левшества. Левоногость определяется по результатам самооценки различных действий, а так же по результатам теста и функциональных проб.

Левшество возможно в разных функциях зрения. Чаще исследуется асимметрия по прицельной способности глаз.

Для установления левшества или правшества слуха чаще используется метод дихотического (одновременно на два уха предъявляемых слов) прослушивания.

Исследователями Доброхотовой Т.Л. и Брагиной Н.Н. создана методика составления индивидуального профиля функциональных асимметрий человека, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления левшества рук, ног, зрения, слуха и осязания.

Представленность леворуких в человеческой популяции

Человечество представлено двумя неравнозначными по численности группами леворуких и праворуких людей. При этом подавляющее большинство лиц обнаруживают привычную и знакомую нам структуру психической деятельности. Она присуща правшам. Она же повторяется у многих левшей. В реальной жизни отсутствует такой идеальный левша, который был бы полным антиподом правши.

В процентном соотношении леворукие среди 18-25 -летних людей составляют примерно 5%.

Получены данные, свидетельствующие о несходной частоте леворуких в зависимости от возраста, пола, рода деятельности. Есть данные о том, что различаются соотношения леворуких среди родившихся в разных регионах Земли и в разные времена года.

В различных возрастных группах исследователи отмечают снижение количества леворуких с увеличением возраста испытуемых.

Левшество и правый мир

Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт.

Отношение праворукой части людей к левшам далеко не однозначное. Оно варьируется от положительного, даже восторженного до крайне негативного. Само слово "левый" употребляется как некая отрицательная характеристика чего бы то ни было. А как насчет "левого товара", или "пойти на лево"?!

Объективные психологические исследования показывают, что левши имеют более высокие, чем правши, показатели целостной нервно- психической деятельности и адаптационные возможности. У левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям. Наряду с этим, исследователями отмечено, что левши более тревожные. Некоторые ученые отмечают, что характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.

"Самые способные" среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут обнаруживать высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности. Преимущества левшей особо ярко выступают в некоторых видах спорта (бокс). В игровых видах спорта левши усиливают эффективность командной игры.

Левшество и гениальность

Представление о леворуких людях, как о людях, весьма отличных от праворукого большинства человечества породило немало мнений об исключительности, оригинальности этих людей. Вспомнить хотя бы "Левшу" Н.С. Лескова. Герой этого произведения, левша, сумел превзойти всех мастеров. Мы склонны считать, что необходимо создавать условия, которые обеспечивали бы левшам возможность сохранять уникальность своего мироощущения. Это позволило бы в полной мере развить те задатки, которые заложены природой в каждом левше.

Есть данные о том, что леворукие встречаются чаще, чем в обычной популяции, среди "артистически одаренных... художников, и архитекторов... спортсменов игровых видов спорта" и реже - у 4% - среди инженеров, и чуть чаще - 7,5% - среди занятых физическим трудом.

Среди людей одаренных и поистине гениальных встречается не мало левшей. Приведем лишь краткий перечень общепризнанных гениев, являющихся левшами.

Римский император Тиберий, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон, Жанна д" Арк, Карл Бах, Бенджамин Франклин.... Этот список можно было бы продолжить.

Обучение леворуких детей

По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно- пространственными заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно - образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, особенно трудно для них мысленное манипулирование...

Особенности способов приема и переработки информации у человека и участвующие в них виды познавательных процессов различны. Между тем общепризнанно, что наша цивилизация на протяжении нескольких столетий опирается при обучении на детализирующий (или левополушарный) способ приема и переработки информации. Это при том, что угадывающий (или правополушарный) способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции, то есть, способствует раскрытию новых больших личностных возможностей учащихся. Необходима дифференциация обучения школьников с учетом их приверженности определенному способу познания в течение всех лет пребывания в школе.

Сказанное требует нового подхода к решению проблем учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач современных наук о человеке, и, прежде всего, современной психологии, состоит в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека.

Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Отчасти это объяснялось отсутствием методик обучения письму левой рукой. На сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М.М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей.

В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании, обучении леворуких детей. Но в последние десятилетия указывается на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного и психического. Много работ посвящено вопросу о нецелесообразности переучивания леворуких детей. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.

В 1948 году Аркин Е.А. назвал "физиологической ошибкой" переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования "природной направленности и одаренности натуры". Учет последних повышает эффективность обучения и социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих при переучивании.

А.В. Семенович отметила, что левши составляет около 70% детей с трудностями школьного обучения. Левшество она представляет как "одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности", подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка "грамотного психолого-педагогического сопровождения" обучения детей-левшей.

Возникают значительные трудности при письме леворукими правой рукой. Считается необходимым индивидуальный подход к обучению леворуких детей письму по методике, разработанной специально для левшей.

Зачастую насильственное обучение письму правой рукой приводит к таким типичным ошибкам при письме, как пропуск букв, знаков, зеркальное письмо. Такие дети часто путают буквы, не дописывают фразы, и слова.

Из-за частых неудовлетворительных оценок формируется негативное отношение к школе.

Воспитание и обучение детей-левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляются целесообразными модификация существующей для правшей, а так же разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.

Все более веско обосновывается мысль о недопустимости переучивания левшей в процессе их физического воспитания или обучения разным видам спорта. Показано замедление физического развития (роста тела) левшей -юных футболистов, обучавшихся техническим приемам через неведущую (правую) ногу.

Результаты нашего исследования так же подтвердили мнение о нецелесообразности переучивания леворуких детей преимущественному пользованию (в том числе при письме) правой рукой.

В результате использования методики определения ведущей руки были получены следующие результаты. Из 70 испытуемых-подростков выявлено 2 не переученных левшей (мальчик и девочка). Вместе с переученными левшами (5 подростков) они составили 11.5 % от общего числа испытуемых. Эти показатели соответствуют результатам обширного исследования, проведенного для выявления количества леворуких среди детей разного возраста. И левши, и переученные левши представлены испытуемыми обоих полов.

Трое из пяти переученных левшей обладают наследственной леворукостью. Один - графический левша (то есть он рисует левой рукой), остальные четверо переученных левшей и рисуют, и пишут, правой рукой. Трое из этой группы испытуемых - яркие бытовые левши.

Правополушарный когнитивный стиль (угадывающий способ зрительного восприятия) представлен тремя переученными левшами. Левополушарный когнитивный стиль - двумя.

Левополушарный и правополушарный способ познавательной деятельности представлен как переученными левшами, так и не переученными левшами. Преимущественное использование левой руки в графической и бытовой деятельности не всегда означает доминирование правого полушария, поскольку нами выявлен левша с детализирующим способом зрительного восприятия и аудиальной модальностью в качестве основной в структуре репрезентативной системы.

Исследование типов репрезентативных систем подростков (репрезентативная система - система, посредством которой индивидом воспринимается и используется информация, поступающая по сенсорным каналам) показали, что для угадывающего способа зрительного восприятия характерно преобладание визуальной или кинестетической репрезентативной системы. Но один из трех переученных левшей с правополушарным когнитивным стилем обладает в качестве основной аудиальной репрезентативной системой, нарушая тем самым выявленную закономерность. Поскольку это единственный случай, когда тип репрезентативной системы не соответствует способу зрительного восприятия, то можно предположить, что данный прецедент обусловлен переучиванием левши преимущественному пользованию правой рукой. Вероятно, переучивание нарушило нормальное развитие функциональной асимметрии полушарий головного мозга данной испытуемой.

Для индивидов с левополушарным когнитивным стилем, как показали наши исследования характерно обладание аудиальной основной модальностью. Но переученные левши с левополушарным когнитивным стилем обладают кинестетической основной модальностью в структуре репрезентативной системы, что тоже нетипично для испытуемых с левополушарным когнитивным стилем. Таким образом, выявленная взаимосвязь способов зрительного восприятия и типов репрезентативных систем подростков нарушается только в случаях наблюдаемого переученного левшества.

Двое выявленных левшей (леворуких учащихся) имеют различные типы когнитивных процессов: право - и левополушарный. Левша с детализирующим типом зрительного восприятия обладает аудиальной репрезентативной системой. Испытуемая- левша имеет угадывающий тип зрительного восприятия и полимодальную систему репрезентации мира. Учителями она была единодушно отмечена как наиболее успешная ученица.

Средняя оценка успеваемости по всем изучаемым предметам у переученных левшей- 3 балла. Необходимо отметить, что двое из 5 переученных левшей - второгодники. Все испытуемые данной группы испытывают трудности в обучении.

Переученные левши имеют более низкие показатели успеваемости, чем праворукие учащиеся и левши. Так средний показатель успеваемости праворуких подростков- 3,8 балла, переученных левшей- 3,04 балла. Использованный для проверки гипотез о достоверности разницы средних метод Стьюдента показал, что данные выборки не могут принадлежать к одной популяции ((= 1,43; (= 66; ((0,05; достоверно). Средняя оценка у левшей - 4,14 балла. Разница средних этой подгруппы и правшей недостоверна ((= 1,21; (= 63; ((0,05; недостоверно), следовательно, мы можем их отнести к одной популяции. Следовательно, факт переучивания испытуемых левшей преимущественному пользованию правой рукой негативно сказывается на результаты успешности их обучения.

Из изложенного очевидна необходимость такой организации обучения и воспитания детей, условий быта и труда взрослых членов общества, чтобы они способствовали гармоничному развитию, высоким социальным достижениям не только правшей, но и левшей.

В процессе обучения необходимо выявление моторной асимметрии, прежде всего, рук. При обучении левшей желательно сохранять индивидуальные предпочтения и развивать навыки пользования левой рукой для более полного раскрытия их природных склонностей. Для наилучшей адаптации к окружающему миру, необходимо обучать левшей пользованию правой рукой. Очевидна необходимость учета индивидуального профиля асимметрии учащихся для выбора системы обучения, которые должны быть различными для правшей и левшей.

Наш ребенок - левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже - как наказание, как приговор судьбы. А так ли это? Попробуем разобраться.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:
- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;
- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
- они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

  1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат:

    У ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

    Настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

    Неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

  2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.
  3. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать?

Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении. А так же НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.

Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В нашей статье расскажем о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.

Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.

Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.

Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких - это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем.

Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей - правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

  1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой - P.
  2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
  3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
  4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP - ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL - 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши - более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

  1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
  2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребенка.

Все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность.

Характеристика левши дает представление о нем как о ребенке ранимом, эмоциональном и творчески одаренном. Задача родителей состоит в том, чтобы принять его таким, каким он есть на самом деле и развить в нем все те качества, которые заложены природой.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь