У многих начинающих художников, возникает куча вопросов по поводу выбора и нанесения лака для картин. В статье мы попробуем разобраться со многими важными моментами в лакировании вашей картины.
Покрытие картины лаком можно назвать самым завершающим этапом живописи, так сказать, последний Арт — штрих.
Это как эпилог в конце романа или завершающий поклон, на который выходят артисты после спектакля. Ну как же без этого!
Тем не менее, до сих пор, в Арт — мире есть те, кто считает необходимым покрывать картину лаком и есть те, кто считает это необязательным. Почему столько разных мнений относительно того, стоит ли покрывать картину лаком?
Защитная пленка на картине
Одни художники утверждают, что они пользуются тройником для живописи, в составе которого уже имеется лак, обеспечивающий яркость, блеск и глубину красок. И живописные полотна хранятся уже несколько лет прекрасно, краски не тускнеют и не трескаются. Возможно, особо спорить не буду.
Например, мой французский учитель преклонного возраста Christian Geai, свои картины не покрывал защитным лаком, но при этом пользовался для живописи глянцевым медиумом. Я видела его картины и скажу, что они в прекрасном состоянии вот уже 30-40 лет! В любом случае, наносить сверху защитную пленку или нет, решать вам!
Художник Christian Geai и его картина-триптих 251 x 116 cм, масло
Внутренние разрушения. Лак предохраняет живописный слой картины от воздействия воздуха, влаги, табачного дыма и других агрессивных факторов, которые вызывают потемнение или выгорание красок.
Внешние факторы. Лаковая пленка придает художественному полотну приятный блеск, тона красок становятся более интенсивными и насыщенными. Картина становиться звучнее и глубже!
Однородность и целостность полотна. Лаковое покрытие выравнивает неравномерность блеска многослойной масляной живописи. Ведь часто на картине, написанной полупрозрачными лессировками, могут появляться жухлые или матовые места. Это связано с тем, что предыдущий слой краски вытянул масло из свежего слоя масляных красок.
Устойчивость к механическим повреждениям. Полотно, покрытое лаком, устойчиво к мелким царапинам и повреждениям.
Долголетие картины! Вряд ли многие шедевры дожили бы до наших дней, если бы не защитное покрытие. Во все века художники применяли разного вида лаки по своим рецептам для финишного покрытия живописных полотен. Именно благодаря этому мы можем видеть шедевры, которым несколько веков почти в первозданном виде, без реставрации и повреждений. В те времена, писали на маслах, то есть разжижали краски разными маслами, поэтому, защитная пленка на полотне была вещью необходимой. Лицезреть некоторые утонченные картины французских художниц можно в специальной статье о .
Ниже рассмотрим наиболее актуальные вопросы начинающих художников на тему «Как правильно покрыть картину лаком»
Однозначно ответить на вопрос нельзя, так как зависит он от того, прозрачно или пастозно использовали краски? Какими кистями пользовались, в каком помещении стоит картина для просушки. В работе над картиной пользовались ли чистым маслом, если да, то в каком количестве…
Если для живописи применялось чистое льняное масло, которое довольно долго сохнет, то рекомендуется подождать около года
Моя картина с использованием чистого масла
На заметку:
Не все цвета масляных красок одинокого просыхают. Например, белая и оттенки сине-голубых на холсте сохнут значительно дольше. Почему так происходит? Все зависит от пигмента краски. В этом случае преждевременное покрытие картины лаком может вызвать нарушение красочного слоя. Картина местами может потрескаться,
если не полностью просохла краска. Если конечно, вы сознательно хотели бы получить эффект потрескивания, этакий кракелюр, то без вопросов.
Если вам кажется, что 8-12 месяцев многовато для просыхания, можно проверить на свой страх и риск. Если уж вы решились на столь отчаянный поступок, следите, чтобы во время лакирования не смывался верхний слой картины. Ведь в составе современного лака содержится растворитель
Если вы пользовались для разжижения тройником, двойником или медиумом , то соответственно краска сохнет чуть быстрее. Покрыть можно лаком картину через 4-6 месяцев. Также в продаже можно увидеть специальные ускорители просыхания — сиккативы , но ими лучше не увлекаться, так как красочный слой быстро высыхая, может потрескаться. Что говорить, палка о двух концах!
Моя картина с использованием медиума с сиккативом
Существует мнение, что современные масляные краски в своем составе уже содержат сиккативы, то есть вещества, ускоряющие высыхание, и поэтому полотно абсолютно высыхает за 2-3 месяца. Возможно, но скажу, что многие иностранные производители придерживаются традиционного способа и смешивают краски по старым технологиям без добавления химических препаратов.
Как правило, такие масляные краски значительно дороже и это справедливо! Это как хлеб, испеченный по технологии с закваской в несколько дней и хлеб быстро-выпеченный на химических дрожжах. Согласитесь, что вкус, качество и польза организму будет больше от хлеба, испеченного по старым рецептам наших пра-пра-пра бабушек.
Лак фирмы TALENS, для покрытия акриловой живописи
ВЫВОД:
Покрытие картины лаком сохранит не только эстетическую красоту и яркость вашей живописи, но и защитит ее от вредных факторов на долгие годы. Важно помнить, что лак для картин несет комплексную защиту вашей живописной работы, а покрывать ее лаком или нет, конечно же решать вам!
Друзья, сохраните статью в закладках, чтобы она на затерялась среди множество других статей. Так вы всегда сможете к ней вернутся при необходимости
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
В декупаже выбор лака имеет большое значение. Он используется не только в качестве финишного покрытия, но и применяется на протяжении всего процесса декупажа.
Довольно часто лак для декупажа играет роль клея: с его помощью вырезанные мотивы крепятся к поверхности. Декупажным лаком из баллончика нередко сбрызгивают тонкие салфетки. Они легко рвутся, а лак помогает им избежать деформации в момент наклеивания на предмет, который украшают в технике декупаж. Фрагменты, распечатанные на принтере также покрывают лаком, чтобы в процессе работы не растекалась краска. Можно покрыть лаком и уже наклеенные картинки: тогда в процессе работы над фоном случайное попадание краски на рисунок не испортит его.
Лаки делятся на группы по принципу состава. В декупажной работе используются специальные лаки, изготовленные на основе воды или синтетических смол. Профессионалы рекомендуют акриловые и полиуретановые лаки.
Акриловые лаки - это экологически чистый вид лаков. Они не горючие, т. к. в основе лака - вода, поэтому его можно использовать для внутренних отделочных работ. У этого лака довольно высокие показатели эластичности и прочности, он «умеет» и цвет древесины.
Но у акрилового лака есть и некоторые недостатки. А именно - он зависим от микроклимата того помещения, в котором ведётся работа. Влажность в помещении должна быть по крайне мере не менее 50%, тогда кристаллизация пройдет нормально. В зимний период это обеспечить проблематично.
Полиуретановые лаки помогают образовать нерастворимое покрытие, они отличаются и хорошей адгезией к дереву, пластмассе, металлу, коже, тканям, штукатурке. Лаки устойчивы к морской и пресной воде. Они способны несколько лет сохранять свой блеск. Но главный плюс полиуретановых лаков - образование плёнки, обладающей высокой износостойкостью и механической прочностью.
Полиуритановые лаки на водной основе относятся к наиболее современным лакокрасочным средствам. Обладают преимуществами акриловых лаков (без запаха, экологически чистые) и достоинствами полиуретановых органорастворимых лаков (прочностью, стойкостью к механическому влиянию). И хоть в чистом виде плёнки таких водорастворимых полиуретановых лаков уступают плёнкам органорастворимых, специальные добавки упрочняющих характеристик повышают срок и качество эксплуатации данного вида лака.
Некоторые мастера используют масляные лаки для декупажа. В роли основных компонентов этих лаков выступаю смолы и растительные масла, а также органические растворители. Когда лак высыхает, образуется такая прозрачная твёрдая плёнка от светло-жёлтого до тёмно-коричневого цвета. Цвет зависит от компонентов лака. Высыхает масляный лак за несколько часов, но может сохнуть и целые сутки (это зависит от атмосферных условий).
Этот вид лаков производится непосредственно на основе органических растворителей и алкидных смол. Лаки применяются и для внутренней, и для наружной отделки, есть и универсальные алкидные лаки. Они отличаются высокой влагоустойчивостью, прочностью.
Один недостаток - длительный период высыхания - около 72 часов. Чтобы сократить этот срок, некоторые производители специально добавляют в лак отвердитель, который сокращает весь период кристаллизации до суток. Алкидные лаки наносятся на поверхность валиком или кистью.
Нитролаки широко применяются для внутренних отделочных работ. Достоинства этого вида лаков: быстрое время высыхания, высокая прочность, довольно демократичная цена. Но стоит помнить, что для здоровья человека нитролаки вредны. Работать с нитролаками нужно исключительно в респираторе.
1) Если вы решили декорировать в технике декупаж (да ещё ту, что будет использоваться, а не стоять «для красоты»), приобретите для финишного покрытия безвредный декупажный лак.
2) Изделия, которым предстоит постоянно соприкасаться с водой или просто использоваться в сырых помещениях, покрывать нужно водостойкими лаками.
3) Хороший лак сохнет быстро без трещин и подтёков, равномерно ложится на саму основу, не имеет сильного, резкого запаха, не желтеет со временем.
4) Выбирая лак, учитывать стоит и то, какой предмет вы будете им покрывать. К примеру, финишный глянцевый лак на изделии в стиле шебби-шик только испортит всё впечатление, так как он будет противоречить самой концепции стиля. Выбирайте матовый акриловый лак.
5) Можно специально задумать определённый эффект с помощью пантирующих и специальных радужных лаков (с тройным или алмазным блеском). Можно взять матовый или глянцевый оттенок. Эффект в зависимости от вида лака будет очевиден. Поэтому в графе «материалы для декупажа» обязательно пометьте, какой именно вид лака вы будете использовать.
6) Особый прозрачный лак (на водной основе) позволит достичь объёмного эффекта. Такой лак наносится из тюбика на изнаночную сторону фрагментов, вырезанных из салфетки (на те элементы, которые и должны быть объёмными). После высыхания они приобретают ту самую, необходимую выпуклую структуру.
Лаки для акриловых красок - представляют собой состав, в основе которого находится пластмассовая дисперсия, отличающаяся повышенной водорастворимостью. Достигаются такие свойства за счет использования специфических характеристик, входящих в состав готового продукта смол.
Структура акрила такова, что после высыхания лака появляется прочная предохраняющая пленка, которая защищает поверхность от воздействий как внешней среды, так и от механических повреждений. Уникальные особенности акрила привлекли многочисленных потребителей. Особенно распространен такой лак в странах Запада, где его производством занялись промышленные гиганты, а и использование этого материала стало повсеместным.
В конечный состав входят несколько компонентов:
Акриловый состав - это готовая к применению жидкость однообразной консистенцией и не имеющая цвета. В основе материала - водные дисперсии акриловых смол высокого качества. В целях облагораживания, дисперсии смешиваются с различными элементами. Акрил растворим в воде, а также в растворе диэтила, этаноле и эфирах.
Материал характеризуется такими свойствами:
Основные преимущества состава на основе акрила таковы:
Данная продукция дифференцируется по ряду признаков. Прежде всего, речь идет о составе, который может быть:
Также классификация производится по виду конечной поверхности:
По составу лаки классифицируются на:
Обратите внимание! Вопрос о допустимости покрытия лаком акриловой краски находится в области состава лакокрасочного материала. Идеальный вариант в данном случае - акриловый лак, но также можно применять полиуретановый или отдельные виды алкидных лаков.
За счет своих уникальных качеств акриловый лак широко используется в ремонтных и строительных работах, причем часто вместо обычной краски.
Основные сферы применения:
Работа состоит из нескольких последовательных этапов.
Прежде всего, нужно выяснить - подходит ли лак к имеющейся основе (древесина, шпаклевка, штукатурка). Рекомендуется иметь дело со свежим составом лака с акриловыми элементами. Свежий - это значит, с даты его выпуска не прошло 3 месяцев. Желательно отдавать предпочтению матовому составу перед глянцевым, поскольку акрил обычно не нуждается в придании ему блеска.
Снимаем защитный компонент (пленку, стекло или подобное), причем так, чтобы не нарушить акриловую основу. При обнаружении пыли - ее нужно осторожно удалить. Лучше это сделать пылесосом или даже перьевым веничком.
Обратите внимание! Пользоваться тряпками из грубых тканей настоятельно не рекомендуется, так как акрил очень чувствителен.
Еще до применения, лак нужно нагреть до 40-50 градусной температуры. Правильнее всего это сделать методом водяной бани. Если нет возможности измерить температуры, то действует правило: 3 литра лакокрасочного состава нагреваются до нужной температуры приблизительно за 5 минут. При нагревании состав нужно помешивать, например, рейкой.
Прежде всего, необходимо качественное освещение. Свет должен идти сверху и справа. Наносить состав рекомендуется флейцевой кистью шириной 50-150 миллиметров. Кисть слегка обмакивается в лак, затем поверхность обрабатывается размашистыми, но плавными мазками. После обработки примерно 0,5-0,7 квадратных метров нанесенный слой нужно располировать.
Располировка производится сухой кистью и как только она начинает липнуть к поверхности, можно начинать лакировку других участков.
Обратите внимание! Обработанная поверхность должна быть защищена от пыли вплоть до застывания лака.
Прежде чем приступать к лакокрасочным работам, рекомендуется попробовать свои навыки на каком-то тестовом изделии. К ответственным задачам лучше переходить по мере приобретения определенного опыта.
Создавая картину, любой художник хочет сохранить ее в первозданном виде на как можно более долгий срок. Чтобы не одно поколение после смогло оценить все тонкости мастерства и яркость красок на холсте, живописцы с давних пор используют специальные лаки для закрепления своих работ. Лак для живописных картин , которым покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делает цвета ярче и насыщеннее, позволяет мелким деталям стать более объемными и проработанными, придает картине приятную глянцевость. |
История появления лаков для художественных работ уходит своими корнями в глубокую древность. Тогда художники не могли отправиться в магазин художественных товаров и просто выбрать понравившийся по свойствам и составу лак - все делали самостоятельно. И если поначалу с работой, покрытой лаком домашнего приготовления, все было хорошо, то позже лак начинал темнеть и приобретать ярко выраженный коричневый оттенок, терял свои свойства и мутнел. Из-за этого по прошествии некоторого времени, лаковый слой приходилось счищать. К сожалению, сделать это можно было лишь растворителем, что неблагоприятно влияло на слой краски под лаком. Множество картин было испорчено во время реставраций именно из-за снятия лакового слоя растворителем.
Сейчас художники не испытывают потребности в самостоятельном изготовлении лака для своих работ. В продаже имеется огромный выбор лаков для картин , написанных самыми разными художественными материалами, и с самым разным составом. И если профессиональные художники уже определились с тем, какой лак подходит именно им, то как новичку не потеряться во всем этом разнообразии? Давайте пройдемся по ассортименту выбора покрывных лаков для живописи и посмотрим, для чего может подойти каждый из них. |
Такие разные лаки для живописи. Какие бывают лаки и как выбрать подходящий.
Даже при самом широком выборе лаков для живописи и картин , подобрать соответствующий нуждам художника лак не так сложно. Благодаря своему составу, многие современные лаки стали универсальными и одинаково хорошо подходят как для масляной живописи , так и для картин, написанных акрилом , темперой , гуашью и другими красками. Поэтому достаточно лишь ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого лака и выбрать тот, который наиболее подходит под нужды художника. |
Этому лаку по праву можно отдать пальму первенства наиболее популярного среди художников лака. Его любят за отличное сочетание цены и качества. Однако, покупая такой лак, стоит учитывать, что со временем он может пожелтеть и стать мутным. Именно из-за этого его не стоит применять для картин, написанных в холодных тонах. Для «холодных» работ больше всего подойдет акрил-фисташковый лак.
Этот лак на основе фисташковых смол по своим свойствам очень похож на акрил-фисташковый. Он образует на поверхности картины тонкую прозрачную пленку, которая и является основной защитой работы от всех внешних факторов. Но такой лак отличается еще менее демократичной ценой, в сравнении с акрил-фисташковым, медленно высыхает и еще реже появляется в магазинах.
Акрил-стирольный лак принято считать аналогом акрил-фисташкового . Он обладает всеми теми же свойствами, что и акрил-фисташковый, и отлично защищает картину от воды.
Все эти покрывные лаки придают картинам глянцевый блеск. Это нравится далеко не всем художникам, и тогда на помощь приходят матовые лаки. Обладая теми же свойствами, они защищают картину точно так же, как и глянцевые, однако не делают цвета ярче и насыщеннее. Помимо покрывных лаков существуют и так называемые живописные лаки . Их смешивают с масляными красками и таким раствором пишут картины, делая слой краски более прочным.
Этот лак является самым сильным среди живописных лаков. Смешанный с краской, его невозможно удалить растворителями после высыхания. Такой лак имеет темный оттенок и может серьезно изменить первоначальный цвет краски. Даммарный, мастичный, фисташковый и акрил-фисташковый лаки так же могут быть использованы в качестве живописных.
Этот лак на водной основе по праву можно назвать самым универсальным среди всех лаков. Он широко применяется не только в живописи, но и для декоративных работ. В живописи акриловый лак используют и в качестве покрывного лака, обрабатывая им уже готовое изображение, и в качестве живописного, смешивая его с акриловыми красками, и даже в качестве грунтовки под красочный слой, что делает краску более стойкой. Акриловый лак бывает глянцевый, матовый и полуматовый. Глянцевый лак придает работе нарядный блеск, матовый невидимой пленкой защищает краски. Полуматовый лак имеет средний показатель светоотражения: глянец получается очень мягким. Внешне акриловый лак имеет молочный оттенок, что облегчает процесс нанесения – покрытую лаком область хорошо видно, и можно избежать незакрашенных участков. После высыхания акриловый лак становится полностью прозрачным и отлично защищает работу от всех неблагоприятных внешних факторов.
Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь, сангина, сепия и т.д. Таким является лак-фиксатив на основе поливинилацетата с примесью бутилового и этилового спиртов. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность, не блекнуть от времени и действия солнечных лучей. Этим лаком покрывают картины, написанные также маслом, акварелью, гуашью. Слой краски перед нанесением должен полностью просохнуть. |
Отдельно стоит отметить ретушный лак для масляной живописи. Его применяют для размягчения верхнего высохшего слоя краски и последующего нанесения новой краски. Лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. Таким образом, можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания. Его наносят на выбранный участок до начала работ и после, что обеспечивает хорошую защиту от потускнения цвета в дальнейшем.
Разбавители для лаков и художественных красок Существуют также и разбавители для лаков и художественных красок . Разбавители делают лаки и краски более жидкими, уменьшают вязкость, а еще служат для очищения кистей после работы. Многим проще работать именно с разбавленными материалами. Для лаков обычно используют Разбавитель №4 и Разбавитель «Тройник». Но кисти этими разбавителями не очистить. Для очищения кисти от лака лучше использовать Разбавитель №3 (он не имеет запаха), №2 или №1. Каждый из этих разбавителей подходит для художественных красок, в первую очередь для масла. Для акрила применяют специальный Разбавитель для акриловых красок. |
Перед нанесением, красочный слой должен полностью просохнуть. Для масляной живописи срок высыхания может доходить до полугода. Перед началом работы с лаком следует удалить с картины пыль сухой кистью или безворсовой салфеткой. Наносить лак лучше всего в непыльном, хорошо проветриваемом помещении. Для нанесения используют широкую кисть, например, флейцевую, но можно воспользоваться и любой удобной широкой кистью.
После обработки картину оставляют высыхать не менее чем на сутки. За это время лучше избежать попадания на работу пыли, грязи и воды, не подвергать перепадам температур и влажности. Картину можно прислонить к вертикальной поверхности изображением внутрь, защищая тем самым от загрязнения. Кисти после работы следует тщательно очистить, не дожидаясь высыхания лака на ворсе. Лак на неочищенной кисти застывает и делает кисть непригодной для дальнейшего использования. Лаки на водной основе, например, акриловый, можно смыть с кисти простой теплой водой с мылом. Способ очистки кисти после лака на натуральной основе, например, даммарного, акрил-фисташкового и других, немного отличается. Сначала лак стирают с ворса салфеткой, затем промывают кисть в разбавителе №3 (можно использовать и разбавитель №2, но №3 не имеет запаха). После этого кисть тщательно промывают водой с мылом. Обработка готовой картины лаком – очень важный этап живописи. Покрытая лаковой пленочкой, работа становится защищенной от неблагоприятных внешних факторов, надолго сохраняет насыщенность цвета и приобретает законченный вид. Достаточно помнить о свойствах каждого лака – и выбор материала для покрытия готовой картины не станет для вас серьезной проблемой, а полученный результат еще долго будет радовать глаз. Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!
Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:
Лакокрасочные материалы, среди которых особо выделяют пленкообразующие защитные составы, называемые лаками, занимают значительную нишу на строительном рынке. В связи с постоянным развитием инновационных технологий, производители не перестают разрабатывать качественно новые составы, с каждым днем расширяя ассортимент лаков и удивляя потребителя «лакокрасочным разнообразием». Если в конце прошлого века удивить потребителя можно было только цветной морилкой в незамысловатой стеклянной таре, то сегодня не каждый специалист сможет четко сориентироваться в существующих классификациях. Это приводит к тому, что зачастую потребителю, не обладающему достаточным опытом в данной сфере, трудно выбрать необходимый материал. Лаки по своим физико-химическим свойствам представляют раствор синтетических и натуральных смол, склонный к пленкообразованию. В качестве растворителя в данном случае может использоваться вода или органические составы. После высыхания лаки образуют твердую прозрачную блестящую пленку, которая прочно удерживается на поверхности и предназначенную для защиты поверхности. Существует множество разновидностей лаков, однако особое место среди них занимает акриловый лак, который считается одним из самых экологически чистых лаков, что обусловлено отсутствием в его составе органических растворителей. Что представляет собой акриловый лак, и в чем заключаются его основные характеристики, а также особенности нанесения акрилового лака - рассмотрим в настоящей статье.
Особым видом лакокрасочных покрытий, основу которой составляет дисперсия пластмассы, обладающая уникальной способностью полностью растворяться в воде, является акриловый лак, в процессе разработки которого использовались специфические свойства смол. Структурный состав акрилового лака предполагает сочетание дисперсии пластмассы и акрилового материала, благодаря которому акриловый лак после высыхания способен образовывать прочную защитную пленку. Она представляет собой прочный защитный слой, обладающий уникальными защитными характеристиками и способностью защищать поверхность не только от агрессивных факторов внешней среды, но и от механических воздействий. Благодаря этой уникальной способности, акриловый лак вскоре был оценен зарубежными потребителями, где его производство было поставлено на поток, а использование стало уместным не только в строительстве, но и во многих сферах химической промышленности. Например, он стал использоваться в качестве основного компонента для лакокрасочных материалов, пригодных для обработки и пропитки поверхностей, а также в качестве сырья для производства строительных смесей или различных клеев.
Если вы мечтаете воссоздать в своем помещении стильный дизайн, непременно подразумевающий наличие деревянных элементов, или хотите сохранить малые архитектурные формы на территории участка, выполненные из древесины, защитив ее от механических воздействий и сохранив ее цвет, идеальным выбором для вас станет лак акриловый на водной основе. Его составные компоненты мы рассмотрим далее.
Состав акрилового лака представлен несколькими компонентами, которые образуют единый состав, надежно защищающий древесину различных пород. Благодаря своему уникальному составу, лак на акриловой основе для дерева может использоваться как для наружных работ, так и для внутренней обшивки и обработки других элементов интерьера: деревянных стульев, столешниц и лестницы. Состав лака на акриловой основе представлен следующими компонентами:
Акриловый лак представляет собой готовую к использованию бесцветную, абсолютно прозрачную жидкость однородной консистенции. В основу акрилового лака положено использование высококачественных водных дисперсий непигментированных акриловых смол, которые разбавлены облагораживающими компонентами. Акриловый лак растворяется не только в воде, но и в диэтиловом растворе, этаноле и эфирах.
Для него свойственны следующие физико-химические характеристики:
Важно! Многие мастера, не обладающие достаточным опытом в данной области, задаются вопросом: «Чем разбавить акриловый лак?». Уточним, что акриловый лак является водорастворимым, в связи с чем, его можно разбавлять только водой.
Лак акриловый фото
Как и для большинства лакокрасочных материалов, для акрилового лака характерны свои преимущества и недостатки. Далее мы рассмотрим основные преимущества материала:
Важно! Многие компании занимаются прямой продажей лакокрасочных материалов, благодаря чему, вы сможете приобрести лак на акриловой основе, цена которого вас приятно удивит.
Классифицировать акриловые лаки можно в соответствии с несколькими признаками. Первый из них состав. В соответствии с этим признаком выделяют:
Кроме того, классифицировать акриловые лаки можно в соответствии с внешним видом получаемой поверхности. С учетом этого признака выделяют:
Важно! Независимо от создаваемого декоративного эффекта, акриловые лаки являются эффективным средством, предназначенным для финишной обработки изделий из дерева, и подчеркивающим естественную красоту древесины. Благодаря своей уникальной способности проникать в поры, расположенные в верхних слоях материала, покрытие акриловым лаком представляет собой прочную защитную пленку на поверхности древесины, существенно повышающую ее водостойкость.
Благодаря своим уникальным характеристикам, использование акрилового лака успешно практикуется в ремонте и строительстве. В связи с тем, что акриловый лак характеризуется более высокими защитными и декоративными свойствами, мастера, разбирающиеся в лакокрасочных материалах, зачастую отдают ему предпочтение как альтернативе традиционной краске. Если вам необходим надежный лак для защиты деревянных поверхностей или же требуется материал, который надежно защитит древесину, и при этом будет обладать высокой степенью экологичности, наилучшим выбором для вас станет акриловый лак, который нашел свое использование во многих отраслях строительной сферы.
Основные направления использования акрилового лака:
Декоративная отделка деревянных поверхностей . Лакокрасочный материал, произведенный на основе акрила, используется в качестве средства первого выбора в процессе обработки древесины от вредителей, в качестве материала, эффективно защищающего древесину от повреждений, и основного средства, с помощью которого можно произвести декоративную отделку древесины любых пород;
Строительство загородного жилья также не обходится без использования акрилового лака, который, после разбавления, используется как обычное покрытие, характеризующееся быстрым высыханием и отсутствием тенденции к изменению натурального цвета материала;
Использование акрилового лака при создании элементов интерьера актуально в том случае, если, создавая дизайнерский проект интерьера своего помещения, вы планируете включить в него элементы из древесины. Чтобы они стали его выгодным дополнением, а не слабым местом, специалисты рекомендуют обработать их акриловым составом, с помощью которого могут быть декорированы следующие элементы:
Ремонтные мероприятия - также актуальное направление использования акрилового лака, что обусловлено его способностью повышать влагостойкость обработанной поверхности.
«Как покрывать акриловым лаком?» - вполне закономерный вопрос, возникающий у читателей после прочтения данной статьи. Далее мы приведем наиболее актуальные рекомендации, касающиеся техники нанесения акрилового лака, соблюдая которые, вы создадите качественное финишное покрытие поверхности.
Чтобы сократить расход лака и получить более ровный слой лака, перед его нанесением опытные мастера советуют прогрунтовать поверхность. Для грунтования лучше всего использовать специальную водную грунтовку или тонированную пропитку;
Чтобы в итоге получить «зеркальную» поверхность, перед тем, как осуществить грунтовку, воспользуйтесь методом «мокрого шлифования», который подразумевает шлифовку древесины, предварительно смоченной водой;
Чтобы наверняка получить зеркальную поверхность, каждый слой лака на акриловой основе, за исключением верхнего, необходимо шлифовать мелкой шкуркой;
Важно! В процессе выбора лака важно учитывать наличие дефектов на обрабатываемой поверхности. При этом необходимо помнить, что глянцевый лак подчеркнет все имеющиеся неровности, тогда как матовый - скроет;
Если вы решили обновить ранее окрашенную поверхность, вы также можете использовать лак на акриловой основе. Для этого необходимо зашкурить ранее окрашенную поверхность мелкой наждачной бумагой и обезжирить ее мыльным раствором;
Важно! Чем разбавить акриловый лак? Только чистой водой! Лак на водной основе запрещено разводить органическими растворителями, а также смешивать с олифой, лаками на основе растворителей и иными видами лакокрасочных материалов.
Запомните! Акриловый лак запрещено разводить водой более, чем на 10 %. Несоблюдение данных рекомендаций приведет к потере естественной структуры древесины.
Если вы открыли банку с тонированным лаком и увидели, что его поверхность разнородного оттенка, не пугайтесь, это норма, и перед применением тонированный лак необходимо тщательно перемешать, что будет способствовать равномерному распределению тона.
Акриловый лак не рекомендуется наносить при влажности воздуха ниже 50 %,так как это приведет к чрезмерно быстрому высыханию поверхности и возможному возникновению дефектов. Запрещено наносить акриловый лак на жирную поверхность. Если на обрабатываемой поверхности имеются жирные пятна, ее необходимо обезжирить мыльным раствором, тщательно просушить и только потом приступать к нанесению лака.
Если вы решили произвести тонировку дерева, заключающуюся в придании ему более благородного оттенка, нанесите на поверхность тонирующую пропитку, а затем бесцветный лак, либо лак, на 5 % разведенный пропиткой. Если вы отдали предпочтение последнему варианту, необходимо использовать пропитки только на водной основе.
Нанося тонированный лак, важно следить за равномерностью толщины слоя, так как более толстый слой, нанесенный на кромочные участки или стыки, даст более темный оттенок.
Важно! Поверхность будет намного однороднее, если вы нанесете несколько тонких слоев тонированного лака, нежели один толстый.
Если вы хотите создать эффект большей толщины слоя или более темного цвета, специалисты рекомендуют сначала нанести более темный нижний слой, и только потом бесцветный, либо слегка подтонированный светлый лак.
Если вы занимаетесь реставрацией ранее окрашенного изделия с неравномерным цветовым тоном, важно следить за тем, чтобы неравномерность не сохранилась после нанесения обновленного финишного покрытия. Для этого необходимо полностью удалить нижний слой шкуркой и окрасить уже очищенную древесину, либо использовать лак более темных оттенков.
То же самое может возникнуть при окрашивании поверхности, ранее окрашенной лаком при наличии неровностей при его нанесении и «проплешин» с отсутствующим лаком. Чтобы выровнять впитывающую способность древесины, необходимо загрунтовать поверхность двумя слоями бесцветной пропитки или лака, и только потом наносить тонированный лак.
Продукцией, наиболее востребованной на рынке лакокрасочных материалов, является продукция компании Tikkurila. Акриловый паркетный лак данного производителя, которому свойственны все характеристики акрилового лака, используется для обработки дощатых или паркетных полов внутри помещения, а также иных деревянных поверхностей, ранее подвергшихся сильному износу. Поверхность, обработанная паркетным лаком PARKETTI-ASSA компании Tikkurila, может подвергаться успешной чистке любыми моющими средствами, а также вытиранию уайт-спиритом. Характеризуется неустойчивостью к нитрорастворителям.
Перед тем, как приступить к нанесению паркетного лака, с помощью шлифовальной машины, паркетные, либо дощатые полы шлифуют до гладкого состояния. Имеющиеся щели, ширина которых превышает 0,5 мм, заделывают пылевой массой, полученной после шлифовки поверхности и грунтовочного лака компании Tikkurila. Полученную массу наносят на поверхность крест-накрест с помощью шпателя из нержавеющей стали. Через час после нанесения массы, поверхность пола шлифуют шлифовальной машиной по направлению текстуры древесины. Осуществив данное мероприятие, приступают к лакированию паркета. Если обрабатываемая поверхность ранее не подвергалась обработке лакокрасочными материалами, производят пробное лакирование небольшого участка паркета. Если обрабатываемая поверхность была ранее лакирована или характеризуется небольшим износом, ее обезжиривают, очищают от грязи и пыли и подвергают лакированию.
Акриловый лак видео