Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать. Когда-то мы уже писали о в общем, сейчас же остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим как ее тренировать. Приводим несколько упражнений, которые позволят подготовиться к школе на отлично.

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что поменялось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Новый учебный год ставит перед всеми родителями одни и те же задачи: как повысить успеваемость своего ребенка, чем можно улучшить его память, ведь школьная программа предусматривает запоминание больших объем информации из разных областей. Зачастую мозг ребенка не может справиться с усваиванием таких размеров информации. Помогут регулярный отдых, здоровый восьмичасовой сон, правильно организованное сбалансированное питание. Конечно же, если память резко ухудшилась в какой-то определенный момент, нужно уточнить – не беспокоит ли ребенка что-то (может что-то болит или есть переживания из-за обстановки в семье, классе), нужно убедиться, что не было травм и ушибов головы. Приучите ребенка делать уроки в полной тишине без музыки и телевизора.


Проведя несложные исследования на добровольцах, ученые разных стран пришли к выводу, что улучшить память, сконцентрировать внимание, повысить реакцию восприятия помогают некоторые продукты питания. Они содержат оптимальный состав из необходимых мозгу витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот, аминокислот.

Что нужно мозгу для улучшения памяти

МИНЕРАЛЫ: I, Mg, Fe, Se, Zn
ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ
ВИТАМИНЫ группы В, А, Е, С

Какие витамины нужны для процессов памяти

Витамин В12 помогает организму ребенка бороться с усталостью, улучшает концентрацию внимания, способствует лучшему восприятию новой информации.

Главным образом это и витамин Е, которые в экстремальных условиях способны улучшить память почти на половину.

  • Витамины группы В. Витамины В1 и В2 влияют на концентрацию памяти. Витамин В6 улучшает использование полиненасыщенных жирных кислот. Витамин В12 нужен для улучшения запоминания, борется с усталостью, снижает утомляемость маленького организма, успокаивают нервную систему, что помогает сконцентрировать внимание, способствует лучшему запоминанию. В комплексе эти витамины являются незаменимым составляющим при усиленной умственной нагрузке.
  • Витамины Е и не влияют напрямую на улучшение запоминания, зато надежно помогают бороться с ее ухудшением. Витамины А и Е – антиоксиданты, в организме человека они усиливают эффект друг друга, защищают мозг от негативного воздействия, восстанавливают силы.
  • Витамин С. Его антиоксидантные свойства не только способствуют укреплению иммунитета, они улучшают работу мозга и процесс запоминания. Антиоксиданты защищаю организм, а тем более нервные клетки мозга, от разрушающего воздействия радикалов.

Микроэлементы для памяти детей

  • . Обеспечивает ясность ума. При недостатке йода в организме ухудшается память и интеллект, из-за недостатка йода не может нормально работать щитовидна железа, это проявляется сонливостью и общей усталостью. В йоддефицитных регионах повышена частота встречаемости детского слабоумия.
  • . Активно снабжает кислородом все клеточки мозга, а значит, и мозг насыщает кислородом, улучшает кровоток.
  • Селен. Великолепный антиоксидант, необходимый для функционирования памяти. Необходим для усвоения витамина Е и йода.
  • . Улучшает процессы передачи нервного импульса, что в итоге улучшает всю работу головного мозга, снимает лишнее возбуждение.
  • . Необходим для обмена витамина Е в организме, только совместно с цинком витамины группы В успокаивают нервную систему, улучшают память, повышают внимание и настроение. У людей с пониженным уровнем цинка в организме хуже работают познавательные функции.

Советую 1–2 раза в год употреблять курсами комплексы витаминов с содержанием микро- и макроэлементов, которые нужны как для иммунитета, так и для всего организма, в том числе они улучшат и работу мозга.

Полиненасыщеные кислоты


Полиненасыщенные жирные кислоты питают мозг ребенка, повышая его умственные способности и моторно-зрительную координацию

С самого рождения ребенок особо нуждается в тех веществах, которые его организм сам не вырабатывает. К этим веществам относятся полиненасыщенные жирные кислоты. Всасываясь из пищи в кишечнике, основная их часть поступает в головной мозг, поэтому именно мозг в первую очередь чувствителен к их недостатку. С их участием осуществляется передача и восприятие всей поступающей информации, регуляция основных мозговых функций. Доказана связь между их поступлением и обеспечением мозга глюкозой, улучшением кровотока. По данным американских ученых, жирные кислоты группы омега-3 определяют умственные способности ребенка, его мелкую моторику и моторно-зрительную координацию.

Интересно знать! Американские и австралийские медики провели исследование, в котором приняли участие гиперактивные дети с расстройством внимания. Эти дети в течение 3–4 месяцев принимали таблетированные препараты полиненасыщенных жирных кислот. Уже по истечении двух месяцев родители исследуемых детей заметили результаты: исчезла лишняя активность, их дети стали более внимательными, отмечалось расширение словарного запаса. Ученые пришли к выводу, что употребление продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами, действует положительно на детей с проблемами обучения, рассеянностью.

Ароматерапия для улучшения памяти

  • Розмарин. С целью улучшения памяти как нельзя кстати подойдет розмарин. Из всех трав и растений он лучше справляется с данной задачей. Благодаря содержанию антиоксидантов и карнозиновой кислоты розмарин прекрасно улучшает трудоспособность мозга, а прекрасное вещество 1,8-цинеол влияет на химические процессы, на основе которых и происходит запоминание. Считается, что вдыхание запаха розмарина позволяет усваивать огромное количество информации из разных областей. Можно использовать как эфирное масло розмарина, так и цветы или листья растения. Можно в ванну добавить пару капель масла розмарина, настоя из самого растения, поставить на рабочем столе ребенка маленький букетик из веток этого чудо-растения. Кроме того, розмарин прекрасно подойдет в качестве специй на кухне каждой хозяйки, незабываемый аромат подарит розмарин мясу, овощам, картофелю.
  • Шалфей. Помогает быстрее восстанавливаться уставшим клеткам головного мозга и воспринимать новую порцию полезной информации. С этой же целью можно использовать женьшень и имбирь.
  • Для поднятия тонуса и заряда энергии следует использовать эфирные масла лимона, мяты и кипариса.
  • Если же ребенок нуждается, наоборот, в расслаблении, то в этом случае ему подойдет масло розы или герани.

Масла можно добавлять в ванну или использовать их в бане. Более простой метод: накапайте пару капель эфирного масла в носовой платок ребенка.

Внимание! Прежде убедитесь, что у ребенка нет аллергии на используемое вами эфирное масло.

В итоге можно сказать, что самыми необходимыми продуктами для мозга являются: рыба морская, морепродукты, орехи и розмарин. Именно их состав способен улучшить мозговую деятельность.

Не существует какого-то одного экзотического фрукта или продукта, который мгновенно или в течение одного дня делает память феноменальной.

Не стоит пренебрегать и остальными представленными в данной статье продуктами, с их помощью увеличивается разнообразие полезных компонентов, необходимых для разного вида работы мозга, что поможет улучшить остроту реакции, работоспособность, ускорить обработку всей поступающей информации.

Составление меню

Меню лучше составлять заранее на неделю вперед, чтобы убедиться, что ребенок будет получать полезные вещества. Должен быть сытный завтрак и обед и достаточно легкий ужин, чтобы процесс пищеварения не мешал спокойному сну.

  • Заранее предусмотрите, какие продукты в какой день он будет получать, позаботьтесь о том, чтобы необходимые продукты были закуплены на неделю вперед.
    Предлагайте детям морскую рыбу на обед вместо мяса не менее 2–3 раз в неделю.
  • Постарайтесь, чтобы морепродукты присутствовали по возможности чаще в салатах, бутербродах, гарнирах.
  • Составьте заранее на семь дней (бутерброды с рыбой и икрой, орехи, салат из морепродуктов, изюм, другие сухофрукты и т. д. на ваше усмотрение), чередуйте, чтобы ребенку не надоели одни и те же продукты.
  • Орехи ребенок должен есть не менее 5 раз в неделю.
  • Меню из продуктов для усиления памяти должно использоваться не менее 3–4 недель подряд. За этот срок организм успеет накопить необходимый объем нужных мозгу витаминов, минералов, жирных кислот и аминокислот. Перечисленные вещества имеют долгосрочное свойство, их питательное действие будет работать в течение нескольких месяцев, даже тогда, когда «пища для мозга» не будет поступать.

И не стоит забывать о крепком, здоров сне, учите ребенка постоянно тренировать свою память, больше читать. Чем больше мозг запоминает, тем шире становится резерв запоминания.

Еще о способах улучшить память ребенка расскажет программа «Школа доктора Комаровского»:


Не думайте, что подобная ситуация наблюдается только в вашей семье, и только ваш юный школьник страдает забывчивостью и рассеянностью. Практически все первоклашки тяжело вливаются в школьные будни – и это нормально. Чтобы понимать и схватывать информацию на лету, ребенку нужно привыкнуть к новой, совсем недомашней обстановке, научиться ответственности и не отвлекаться на игры и забавы друзей вне перемены. Иногда дружеские отношения внутри класса могут принести одни огорчения – уже в первом классе ребенок остро реагирует на насмешки и может замкнуться в себе. «Непринятие» в дружный коллектив влияет на успеваемость – если ребенок скован, чувствует дискомфорт или страх перед сверстниками, все его силы уйдут на защиту от придирок или витание в придуманном мире. Мире, где у него все хорошо.

С другой стороны – легкая рассеянность вовсе не повод для паники. Со временем, все пройдет само собой. Хуже, если вы садитесь за уроки, ставите цель выучить стихотворение и вполне довольны результатом, но на следующий день узнаете о том, что ваш сын или дочь не смогли рассказать стих.

Как улучшить память в домашних условиях

Самый легкий способ тренировки. Встретив сына из школы, поинтересуйтесь о его успехах, спросите, как прошел день, что проходили на уроках, и что ему больше всего понравилось. Непринужденное общение позволит выполнить две цели – вы сблизитесь с ребенком, и заставите детский мозг вспоминать и перерабатывать мелкие детали. Чем больше подробностей вы узнаете, тем лучше. В будущем, ребенок сам начнет подробно описывать свои школьные приключения. Тренировать память необходимо с раннего возраста, заучивая короткие стишки или считая легкие примеры. Чем старше ребенок, тем пластичнее становятся мыслительные процессы, заданная тема быстрее перерабатывается и усваивается. Главные причины плохого восприятия и невнимательности – лень, отсутствие интереса к учебе, проблемы с психикой, кислородное голодание.

Память бывает:

  • Двигательная;
  • Эмоциональная;
  • Образная;
  • Логическая;
  • Оперативная;
  • Кратковременная.

Каждый человек запоминает информацию по-своему. Кто-то усваивает через звуки, цвета, а кто-то только через логическое мышление, подробно напечатанный текст, движения или образы.

Ни в коем случае не ругайте сына или дочку, если не получается сделать уроки. Устройте перерыв, поиграйте в игру «слова». Произнесите вслух десять разных слов на разную тематику. Например: яблоко, собака, кубик, и так далее. Не нужно спешить, каждое новое слово должно иметь интервал в 10-15 секунд, чтобы ребенок успел запомнить то, что вы говорите. Запишите ответы на листок. Даже если сын запомнил 2 слова из десяти, это повод для радости, ведь в следующий раз результат может удвоиться.

Через несколько часов попросите повторить слова – вполне возможно, что сынок без запинки выдаст все десять, что говорит об отложенном запоминании (мозг откладывает информацию, перерабатывает, и только потом запоминает). Если с памятью нет проблем, при повторной тренировке он повторит 7-8 слов. Поводом обратиться к врачу будет показатель от 0 до 2 слов.

Можно провести тест на зрительное восприятие. Разложите цветные картинки животных, овощей или предметов (5-10 шт.), дайте не более 2 минут на запоминание, уберите один или два рисунка, поинтересуйтесь, что именно отсутствует. Можно совмещать первый тест со вторым: покажите картинки, затем спрячьте их, попросите каждую описать вслух.

Отличной тренировкой не только детской, но и вашей памяти станет игра в Африку. Пример: я ездила в Африку, увидела там большого рыжего льва. Задача ребенка продолжить предложение – «я ездил в Африку, увидел там большого рыжего льва и красную макаку», следующая цепочка – «я ездила в Африку, видела там большого рыжего льва, красную макаку и зеленого крокодила». Чем длиннее будет список африканских животных, тем лучше. Животных можно заменить любыми предметами обихода или мультяшными героями.

Не менее весело играть в поиск предметов. Пока готовите ужин, найдите взглядом какой-нибудь предмет, например, круглой формы (тарелка). Отыскав тарелку, сын или дочка продолжают поиски - цель найти в комнате все предметы овальной формы.

Не забывайте про книжки или раскраски «найди отличия». Задание усложняется тем, что на поиск недостающей детали дается 3-5 минут. Старайтесь не загружать ребенка тренировками – в день достаточно 10-25 минут. Не настаивайте на игре, если нет желания. Следите за питанием: для улучшения умственной деятельности давайте грецкие орехи, шоколад, рыбу, овощи, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и спортивных секциях, которые стимулируют мозговую деятельность.

Если все действия не принесли результата или он незначителен, посетите невропатолога.

В полный рост перед семейством встает вопрос - как улучшиться память ребенка и как отличить проблемы с памятью от других проблем, преимущественно психологического плана, и банальной лени.

В этой статье мы расскажем, как проверить память ребенка и как ему помочь ее улучшить.

Особенности возраста

На вашего сына или дочку с началом обучения в школе ложится новая и непривычная ответственность: раньше все было просто и понятно, сейчас с ребенка требуют и в школе, и дома. От этого большинство детей впадает в тот самый период, который называют кризисом 7 лет. Они боятся не оправдать ожиданий самых дорогих для них людей - родителей, и уже начинают опасаться насмешек со стороны сверстников. От постоянного нервного напряжения страдает нервная система, дети становятся забывчивыми, рассеянными. Временное ухудшение памяти в этом возрасте является вариантом нормы развития.

Но есть и ребята, которым учеба дается легко и непринужденно.

Однако и у них бывают «пробелы» в памяти, но связаны они скорее с ленью в той или иной степени. Чтобы понять, почему ребенку в одно ухо влетает, а из другого вылетает, нужно внимательно наблюдать за чадом, чаще говорить с ним, меньше требовать и отказаться от всяких проявлений категоричности.

Проводим тесты

Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:

  • Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.

Попросите ребенка воспроизвести те слова, которые он запомнил, и отмечайте на бумаге, сколько слов и какие из них он запомнил сразу.

Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).

Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе - это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях - от 0 до 2.

  • Тест Смирницкой. Этот тест позволит оценить состояние зрительной памяти, важной для учебы. Положите перед ребенком 10 картинок с самыми разными предметами (мяч, земляника, воздушный шар и т. д.), дайте ему две минутки, чтобы внимательно посмотреть на весь ряд, а потом попросите отвернуться и уберите 1-2 или даже три карточки. Попросите чадо ответить, чего не хватает. Если ему это удается с первой попытки, то все в порядке, но если даже с пятой попытки чадо затрудняется сказать, какие карточки отсутствуют - это довольно тревожный признак.
  • Тест на проверку долговременной памяти. Для проведения исследования можно использовать те же карточки с изображениями знакомых ребенку предметов. Положите их в ряд, а потом показывайте по одной и называйте, что там изображено. Потом карточки убирают и просят ребенка перечислить все 10 слов, которые прозвучали. Затем вернитесь к этому через полтора часа и попросите вспомнить, что было изображено на карточках и какие слова вы называли. Результат оценивают так: в норме ребенок запоминает при первом просмотре и прослушивании до 7 слов. После того, как пройдет час-полтора, он должен помнить не менее 5-6 из них.

Как улучшить память?

Если результаты тестирования вас мало удовлетворяют, самое время заняться улучшением памяти и внимания своего чада. Для этого есть несколько простых «домашних» методик, которые помогут ребенку уже через месяц-полтора запоминать материал легко и быстро, и воспроизводить через время с большой точностью.

Возьмите за правило каждый день спрашивать, как его дела.

Пусть рассказывает о своем школьном дне в самых детальных подробностях, вплоть до цвета резинки на волосах соседки по парте. Читайте с ним вместе, чаще задавайте уточняющие вопросы по содержанию книг. Запишите чадо в спортивную секцию, следите, чтобы он достаточно гулял и дышал свежим воздухом.

Эффективные упражнения и игры

  • «Путешествие в Африку». Поиграть в эту полезную игру можно вечером, даже за семейным ужином или по дороге в школу. Вы начинаете и говорите: «Я ездила в Африку и видела там слона!». Задача ребенка повторить названием вашего животного и добавить нового («Я ездил в Африку и видел там слона и мартышку!». Вы или третий член семьи должен перечислить уже названных зверей и добавить одного от себя (« Я ездил в Африку и видел там слона, мартышку и страуса»). Хорошо, если длина цепочки до первой ошибки будетслов.
  • «Сыщик Шерлок Холмс». В эту игру можно поиграть во время прогулки, по дороге куда-нибудь и даже на собственной кухне. Назовите предмет, который находится в поле вашего зрения квадратной формы (коробка для крупы). Ребенок похватывает «эстафету» и называет второй квадратный предмет на вашей кухне (рамка для фотографии). Потом ваша очередь, а потом - снова слово ребенку. Как только вы вместе переберете все квадратные предметы в помещении, попросите чадо закрыть глаза и спрячьте один из них. Задача ребенка - найти пропажу.
  • «Большая разница». Предложите ребенку две одинаковые картинки, которые отливаются лишь незначительно (такие можно найти в интернете и распечатать). Попросите его за отведенное время (за 5 минут, например), найти все отличия. Упражнение постоянно усложняется, ребенку предлагаются более сложные картинка, а времени на поиск различий дается все меньше.
  • «На что это похоже?». Цель этого упражнения - научить ребенка запоминать при помощи ассоциаций. Назовите ему незнакомое слово, например, «электорат». Попросите подумать, что оно может означать, пусть сын или дочь назовут все свои ассоциации, и только потом, расскажите, что на самом деле это люди, которые идут на выборы. Чем больше ассоциаций придумает ребенок, тем вероятнее, что через 2-3 дня он сам расскажет правильное значение сложного слова.

Не заставляйте ребенка заниматься развивающими упражнениями насильно - это вызовет стойкое отторжение со стороны чада. Лучше, если ребенок будет относиться к этому как к игре.

Следите, чтобы длительность занятий не превышаламинут.

Младшие школьники быстро устают, и это следует учитывать.

Добавьте в рацион чада продукты, содержащие кислоты Омега-3 и Омега-6, доказано, что именно эти вещества улучшают память. К таким продуктам относятся грецкие орехи, морская рыба, шоколад, оливковое масло, свежие овощи.

Подробнее о том, как развивать память ребенкка 7-8 лет вы узнаете из следующего видео.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Развивающие занятия для детей 12 лет

Как развить внимание у ребёнка

Как развить внимательность у ребёнка 12 лет? Для этого можно выполнять специальные упражнения, тренирующие данный навык. В комплекс занятий на внимательность у детей 12 лет входят следующие упражнения:

  1. «Не сбивайся». Упражнение развивает концентрацию внимания и учит правильно его распределять. Пусть ребёнок считает вслух, например, от 1 до 31, но при этом не включает в счёт числа с цифрой 3. Вместо них он должен говорить «не собьюсь».
  2. «Наблюдательность». Данное упражнение помогает развить зрительную память. Ребёнку нужно по памяти описать подробности пути в школу, двор возле дома, свою комнату или класс. В общем, любое место, в котором ему приходится бывать. Описание делается устно.
  3. «Муха». Данное упражнение также направлено на развитие концентрации внимания. Проводится оно в игровой форме.

Для его выполнения необходимо взять доску и расчертить на ней поле с клетками 3х3. Также понадобится кусочек пластилина. Он и будет играть роль мухи. Теперь поставьте доску вертикально, и пусть ребёнок перемещает муху по клеткам в соответствии с командами, которые вы будете ему подавать. Например: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Исходное положение мухи – клетка в центре доски.

О том, как развить внимательность у школьника - написано в специализированной литературе по развитию ребенка и популярной психологии.

Как улучшить память ребёнку 12 лет

Как развить память у ребёнка 12 лет? Для этого нужно сделать упор на нескольких аспектах.

Если у ребёнка 12 лет плохая память, он должен много читать. Не давайте детям сидеть подолгу за компьютером, лучше заинтересуйте их хорошей книгой, покажите примером, что чтение должно стать для ребёнка неотъемлемой частью жизни.

Эффективно тренируют память развитие новых умений и навыков. Если ребёнок освоит новый вид спорта или начнёт играть на каких-либо музыкальных инструментах, это поможет ему справиться с проблемой плохой памяти. Ещё один вариант того, как улучшить память и внимание у школьника – давать сыну или дочери учить наизусть стихи и отрывки из прозаических произведений. Также обязательно увеличивайте словарный запас ребёнка. Сделать это можно с помощью настольных игр, наподобие «Эрудита».

Помимо прочего, хорошо на развитие памяти влияет запоминание чисел. Пусть ваш ребёнок попробует запомнить даты рождения всех родственников – это станет отличным способом для тренировки его памяти.

Как развить логику у ребёнка 12 лет

Чтобы развить у ребёнка логику, нужно чаще проводить с ним интеллектуальные диспуты, обсуждать различные книги, фильмы. Пусть ребёнок делает выводы по поводу просмотренного или прочитанного сюжета и его героев, это также тренирует логику.

Хороший способ для тренировки логического мышления и внимания – настольные игры. Например, шахматы и шашки, «Монополия». Также ребёнку в 12 лет уже вполне можно разгадывать судоку – это отличный вариант для тренировки логики.

Общайтесь со своими детьми на равных, выстраивайте с ними доверительные отношения, обсуждайте проблемы общества, обращайтесь за советом. Всё это поможет в развитии интеллектуальных способностей вашего чада и даст ему хороший стимул для дальнейшего роста: так он почувствует себя взрослым и самостоятельным.

Как подтянуть память и внимание у ребенка 5-10 лет

Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.

Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:

  • Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
  • Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
  • Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
  • Ребенок невнимателен.
  • Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
  • Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.

Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.

Этапы формирования и виды памяти

Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:

  • запоминания информации;
  • сохранения в памяти;
  • воспроизведения.

Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.

Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание - это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.

Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.

Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:

  1. Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
  2. Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
  3. Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
  • образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
  • словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
  • эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
  • двигательная – запоминает движение и действия.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти в 10–12 лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

Как развить память у ребенка 3-12 лет

Проблема, как развить память у ребенка волнует всех заботливых родителей. Дети быстро впитывают информацию. Но, зачастую, из-за недостатка внимательности, плохой памяти им сложно обработать и запомнить ее. Это чревато нарушениями дисциплины, неуспеваемостью в школе, неуверенностью в себе.

У ребенка плохая память: что делать

Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.

Как влияет неправильный образ жизни на память ребенка?

Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.

Также на его работу благотворно влияют продукты:

Важно! Сахар и сладости: фабричные кондитерские изделия, газированная вода, снеки нарушают баланс кровотока головного мозга ребенка. В результате ухудшаются высшие психические функции, в том числе и память.

Варианты эффективных занятий по развитию памяти

Как и любое другое умение, способность запоминать информацию совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.

Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на развитие памяти, речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.

Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.

  1. Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
  2. Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
  3. Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
  4. Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.

Диагностика на внимание для дошкольников

Профессиональную диагностику проводят специалисты. Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:

  1. Подготовьте карточки с изображением различных предметов. Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
  2. Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся. Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
  3. Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки. Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».

Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.

Важно! Занимайтесь регулярно по 10 минут в день. Старайтесь проводить занятия для развития памяти и внимания в игровой форме.

Что делать с невнимательностью ребенка в школе?

Рассеянность, несобранность, отсутствие у ребенка усидчивости приводят к плохим успехам в школе, нарушениям дисциплины, неуверенности в себе. Нередко причиной становится неумение сосредоточиться и воспринимать большое количество информации.

Лучший способ повысить внимательность – воспитывать организованность. У детей младшего школьного возраста необходимо выработать умение составлять четкий план действий.

Сначала взрослым следует проговаривать вместе с ребенком порядок поступков. Например, «Сложить рюкзак, не забыть сменную обувь, проверить пенал и т.д.». Со временем он сам будет контролировать ситуацию, станет собранным.

При подготовке уроков не исправляйте ошибки, позвольте малышу найти их самостоятельно. Это полезно для развития концентрации внимания. Это важное качество можно совершенствовать. Разделяют следующие свойства внимания:

  • объем (тест на проверку указан выше);
  • устойчивость (умение сохранять интерес при решении сложных задач);
  • концентрация (способность вникнуть);
  • распределение (способность делать несколько дел одновременно);
  • переключение (перемещение интереса с одного предмета на другой).

У школьника могут быть проблемы только с одной или несколькими категориями. Зная личностные особенности, родителям легче научить ребенка внимательности, способности контролировать свою память. Видимый прогресс наступает после нескольких недель регулярных занятий.

Важно! Поощряйте инициативу, хвалите за умение контролировать ситуацию. Это развивает самостоятельность, повышает самооценку.

Упражнения на развитие внимания для дошкольников (3-6 лет)

В этом возрасте память ребенка имеет особенности: механический или непроизвольный характер запоминания. При отсутствии нарушений легко усваивается все, что увлекает, вызывает сильные эмоции. Самые простые игры с малышом – идеальный способ, как развивать внимание. Ниже представлены варианты занятий для деток 3-4 лет:

  1. Поставьте перед крохой 4 предмета. Пусть малыш отвернется, уберите одну игрушку, попросите назвать, что пропало.
  2. Называйте ребенку три предмета на одну букву. Попросите повторить. Это развивает внимательность, увеличивает словарный запас, знакомит с буквами.
  3. Разучивайте простые танцевальные движения, попросите малыша точно их повторять.
  4. Пазлы, мозайка, конструктор способствуют воспитанию усидчивости.
  5. Из вырезанных из цветной бумаги фигур составляйте дом, поезд, машину и т.д. Называйте вслух форму, цвет, размер частей аппликации.

Для концентрации внимания ребят постарше незаменимы игры в шашки, шахматы. Сосредоточенность воспитывают: игры с лабиринтами, решение головоломок, нахождение отличий на картинках.

  1. Прикрепите на настенные часы вырезанные из бумаги буквы. Они должны располагаться между цифрами. Попросите ребенка следить за секундной стрелкой и после знака (хлопка в ладоши) называть место ее положения.
  2. Игра «До этого я» – не только полезная гимнастика мозга для детей, но приятный ритуал перед сном. Попросите малыша подробно рассказать о последовательности своих действий в обратном порядке. Например, «Надел пижаму, почистил зубы, поиграл, поужинал, пришел с папой из садика и т.д.»
  3. Игра «Вычеркни букву» благотворно влияет на развитие внимания для детей 6-7 лет. Распечатайте текст или используйте старые книги. Дайте задание вычеркнуть карандашом все буквы, например, «о», на первой странице. Выполняйте задание с секундомером. Отличный результат – не более 3-х пропущенных букв на листе.

Методики на память для младших школьников (6-10 лет)

В школе дети сталкиваются с большим объемом информации. Лучший способ, как научить ребенка запоминать ее – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти. Если у него получится формировать образы, выстраивать связи между словами – он с легкостью усвоит школьную программу.

Эффективно ускорит развитие памяти у школьников игра в ассоциации. Скажите ребенку любое слово, пусть он придумает максимально количество определений, действий, характеристик этого предмета. Детям 8 лет и старше задавайте сложные вопросы: «Сколько весит?», «Что напоминает?».

Важно! Усложняйте задачу в соответствии с возрастом и интеллектом: называйте абстрактные существительные: «боль», «счастье», «терпение», «воздух», «сюрреализм».

Развить память ребенка поможет навык создания умственного образа. Продекламируйте ему отрывок из стихотворения и попросите устно описать пейзаж, обстановку, время года, характер героев. Если человек ярко представляет себе картинку, он легче запоминает ее.

Работа на следующем тренажере – действенный способ, как помочь ребенку быстро находить правильный ответ среди множества вариантов. Подготовьте таблицу и попросите ребенка прочитать слово «синий» или найти слова, написанные шрифтом определенного цвета.

Мозг у младших школьников создает два образа, возникает диссонанс, приходится переключать внимание, чтобы найти верный ответ. Для ребят от 9 лет и старше готовьте тренажер большего размера.

Таблицы Шульте помогают развить параллельное внимание для школьников, запоминать цифры, улучшить счет. Составить их легко самостоятельно. Нарисуйте таблицу и хаотично расположите в ячейках числа от 1 до 9. Их необходимо найти в правильном порядке. Выполняйте с секундомером. Для детей 8 лет и старше делайте большие таблицы 5х5, 6х6 и т.д.

Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-12 лет)

У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.

Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.

Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.

Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.

В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.

На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Ура!

Развиваем внимание, память, навыки счета

Описание: в этой игре может принимать участие достаточно большое количество детей, но есть одно условие: игроки должны уметь считать, как минимум, до 100.

Суть этой игры заключается в порядковом счете, начиная с 1. Особенность ее в том, что определенные числа пропускаются и вместо них проговаривается другое слово. В нашем случае нужно прокричать слово «Ура!». Могут пропускаться самые разные числа. Например, они могут быть кратны 10 (или 5), тогда те участники, которым придется произносить числа 10, 20, 30, 40 и другие (или 5, 10, 15, 20 и т. д.), вместо них должны будут прокричать «Ура!».

Возможен другой, более простой вариант игры. В этом случае выбирается один участник, который вместо тех же самых чисел будет произносить другое слово.

Усложнять эту игру можно за счет скорости и добавления новых слов, например, произносить слово «Ура!» вместо чисел, кратных 3 или 4.

Помещение с расставленными по кругу стульями, негромкая музыка.

Слепые художники

Развиваем внимание, воображение, память, координацию, воображение, образное мышление

Описание: раздайте всем участникам бумагу и карандаши. Попросите всех закрыть глаза или завяжите их. Затем расскажите, что сейчас всем предстоит с закрытыми глазами нарисовать ту картину, которую вы им опишете.

По вашей команде все берут в руки карандаши, и вы постепенно описываете каждую часть картины. Например, вы хотите, чтобы дети нарисовали речной пейзаж. Для этого вы просите нарисовать следующие элементы: речку, протекающую справа налево; на берегу, который ближе к вам, надо нарисовать иву (или какое-нибудь другое дерево); на правом берегу — поле, а за ним небо и солнце; на небе нарисовать одно облачко. Когда вы опишете всю картину и ребята закончат рисовать, развяжите им глаза. Теперь все вместе оценивают картины друг друга и выбирают самые удачные. Те картины, которые покажутся самыми непонятными, их авторы должны будут прокомментировать и объяснить, что там нарисовано.

Если эта игра дается с трудом, ее можно облегчить. Для этого надо попросить нарисовать эту же картину сначала с открытыми глазами, а уже затем с закрытыми.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги и карандаши, соответствующие количеству участников.

Эмоции

Развиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации

Описание : все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены на карточках. Ребенок внимательно слушает текст, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это эмоциональное состояние.

В игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.

Как вариант, ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей подготовки.

Материалы и наглядные пособия для игры

6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.

Найди ошибку

Развиваем внимание, память, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: объясните ребенку, что сейчас он должен прочитать сказку (или рассказ), стараясь как можно лучше ее запомнить. На первых порах читать можно вместе и вслух. Если ваш малыш совершает ошибки при чтении, сразу исправляйте его и пытайтесь совместно проанализировать и найти их причину. Когда он освоит первый рассказ (на это уйдет от 5 до 10 минут), вы должны убрать и предложить ему второе произведение. Предварительно нужно предупредить, что второй рассказ будет очень похож на первый, но в нем будут некоторые изменения, которые вы вместе должны обнаружить. В первых играх изменения могут быть самыми незначительными: например, можно заменить или убрать одно слово. В дальнейшем их количество может увеличиваться. Если ребенок не справляется и не может сам найти ошибку, ему нужно помочь: вспомнить предыдущий текст, обратить внимание на то место, где должна быть ошибка.

С каждым новым проведением игры ребенок должен проявлять все больше самостоятельности, а ваша помощь должна становиться минимальной.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшая сказка или рассказ. Можно использовать отрывок из хорошо известного произведения.

Заблудившиеся буквы

Развиваем внимание, умение сосредоточиться, расширяем словарный запас

Описание : в этой игре ваш ребенок должен составить слова из букв, которые вы должны расположить в хаотичном порядке. В этой игре очень удобно использовать карточки с буквами. Если у вас нет готовых, вы легко их сможете изготовить сами и даже привлечь к этому ребенка.

Если ваш ребенок еще совсем мал, то вам нужно составлять слова небольших размеров и буквы располагать в линию. Если же он уже хорошо читает, то можно подбирать слова из 7—8 букв и располагать буквы по кругу. Слово можно выкладывать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы или карточки с буквами.

Колечко по кругу

Развиваем внимание, наблюдательность, координацию движений

Описание: это групповая игра, и количество участников в ней может достигать 20 человек. Сначала выбирается водящий, которого затем заменит следующий участник. Все остальные встают в круг и держатся за веревку (ее концы надо аккуратно связать), на которую надевается кольцо так, чтобы оно могло свободно передвигаться. На несколько секунд водящий закрывает глаза. В это время кто-то из участников должен зажать кольцо в своей руке. Когда водящий откроет глаза, он должен догадаться, у кого в руке находится кольцо. Когда он сделает выбор, он должен подойти к участнику и попросить его разжать кулак. Если кольцо окажется у этого игрока, он выбывает из круга и становится водящим. Предыдущий водящий встает на его место. Если же он не нашел кольца, то поиски продолжаются.

В это время кольцо не должно прекращать свое движение, оно должно постоянно передвигаться от одного участника к другому.

Материалы и наглядные пособия для игры

Кольцо (или любой небольшой предмет в форме кольца), веревка.

Живописцы

Развиваем внимание, восприятие формы предмета, аналитические способности, координацию

Описание : в этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой — его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером закрывают глаза. В это время участники под первым номером должны пальцами начертить на их спине какой-нибудь рисунок.

Если в игре принимают участие маленькие дети, то рисовать можно цифры, буквы, геометрические фигуры, предметы с четкой формой. Более старшие дети могут писать на спине целые слова, рисовать предметы и фигуры сложной формы.

После того как рисунок закончен, участники под номером два по очереди должны изобразить ту фигуру, которую нарисовали на их спинах. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а участники под номером один не должны подсказывать.

Малышам достаточно просто назвать то, что изобразили на спине.

Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

«Вчера я съел тарелку супа»

Развиваем внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличиваем словарный запас

Описание : эта игра идеально подходит как для праздников с большим количеством участников, так и для индивидуальных занятий с малышом.

Первый участник произносит начальную фразу. Если вы играете с малышом вдвоем, предложите придумать ее вашему ребенку. Она может быть логически построенной (например: «Вчера я съел тарелку супа») либо представлять собой набор слов. Последний вариант возможен лишь для детей постарше после освоения логически построенных фраз. С маленькими детьми следует начинать не с фразы, а с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы в конечном счете начинать игру с фразы. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое. Третий участник должен повторить фразу уже с прибавленным к нему новым словом, добавив к нему свое, и т. д.

Победителем считается тот участник, который последним правильно произнесет самую длинную фразу.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

Имя и фамилия

Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас

Описание : суть этой игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на j вопрос «Где ты была прошлым летом?» Максимова Елена может ответить: «Ездила в Москву», а Куприна Катя — «Каталась на коньках».

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

❧ Вопросы могут быть самыми разнообразными. Если кому-то с трудом даются ответы на буквы его фамилии, можно придумать новые имя и фамилию.

Потерянные буквы

Развиваем внимание, мышление, речь, аналитические способности, улучшаем знание алфавита

Описание: в ходе игры перечисляются буквы алфавита в прямом и обратном порядке.

До того как вы начнете играть, необходимо сделать 2 подготовительных упражнения. Сначала нужно попросить ребенка проговорить весь алфавит от буквы «А» до «Я». Если у вашего малыша возникают затруднения, можно держать перед глазами написанный или напечатанный алфавит.

В следующем упражнении нужно проговорить все буквы от «Я» до «А».

Сама игра имеет 2 варианта. Первый заключается в произнесении алфавита в прямом и обратном порядке, но с пропущенными буквами (гласными или согласными).

Второй вариант рассчитан на слуховое вое- приятие. Вы зачитываете алфавит (как в прямом, так и в обратном порядке), а ваш ребенок должен сказать, пропустили вы буквы или нет, а если пропустили, то какие. Этот вариант сложен даже для неподготовленных взрослых, поэтому ребенку он предлагается в том случае, если он успешно прошел все предыдущие варианты.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

Ноги

Развиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предмета

Описание : в этой игре могут принять участие как двое участников, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живое существо или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.

Примерные варианты:

♦ 2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.

♦ 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах.

♦ 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Тихая, спокойная музыка.

Шифровальщик (первый вариант)

Описание : перед началом вам необходимо придумать слова, с которыми вы будете работать. Для детей младшего возраста они должны быть небольшими: из 3—4 букв. Для ребят постарше можно использовать слова из 5—6 букв. Затем вам нужно в этих словах переставить местами некоторые буквы. Для малышей (и в первых играх для детей постарше) это должны быть незначительные изменения.

Усадите ребенка за стол и расскажите, что вы будете расшифровывать запутанные слова. Затем выложите из карточек с буквами задуманное слово с какой-нибудь ошибкой, например, слово «слон» можно выложить как «снол». Ребенок, переставляя карточки, должен догадаться, что за слово вы задумали, найти ошибку и исправить ее.

Если ваш малыш затрудняется в своих поисках, вы можете ему помогать, задавая наводящие вопросы и делая некоторые подсказки. Например, в нашем случае вы можете сообщить, что это животное, и попросить перечислить тех животных, которых ребенок знает. Затем можно уточнить, что это животное большого размера.

Если ребенок быстро и самостоятельно выполнил задание, его можно чем-то поощрить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карточки с буквами алфавита, придуманные заранее слова-перевертыши.

Шифровальщик (второй вариант)

Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен написать задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова-перевертыши.

Что сказал нам рак?

Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способности

Описание: перед началом игры расскажите вашему ребенку, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, как люди, а наоборот, задними конечностями вперед. В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.

Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.

Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобятся несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш.

Машина времени

Развиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышление

Описание: усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карточки с изображением различных предметов, животных.

Холодный - горячий

Развиваем внимание, быструю реакцию, мышление, расширяем словарный запас

Описание : в этой игре принимают участие несколько человек. Ее суть заключается в том, чтобы ребята как можно быстрее нашли антоним к заданному слову. Например, горячий — холодный и т. д. Первые игры можно проводить с совместным обсуждением и вашими подсказками. В дальнейшем количество подсказок должно уменьшаться, и игра должна становится менее коллективной. Когда ребята уже вполне освоятся с заданием, в игру можно включать мячик. Ведущий должен кидать его каждому участнику, называя при этом какое-то слово. Игрок должен его отбить и назвать антоним заданного слова.

Тот участник, который совершил меньше всего ошибок, считается победителем и получает какое-нибудь поощрение.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мяч, приз.

ПОСЛЕДНИЙ

БОДРСТВОВАТЬ

МОЛОДОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

АККУРАТНЫЙ

СТАРОСТЬ

МЛАДЕНЕЦ

НЕРЯШЛИВЫЙ

Юные художники

Развиваем внимание, наблюдательность, аналитические способности, образное мышление

Описание : всем участникам раздаются карандаши и чистые листы бумаги, объясняются правила игры, которые заключаются в следующем: каждый участник игры на своем листке начинает рисовать портрет одного из присутствующих либо того, кого все хорошо знают. Незаконченный портрет передается соседу по кругу до тех пор, пока рисунок не вернется к его первоначальному владельцу. Затем каждый по очереди рассказывает о том, что он хотел нарисовать, и пытается расшифровать тот рисунок, который дошел до него.

В этой игре нет победителей и проигравших, так как она поднимает настроение и укрепляет командный дух.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги и карандаши для каждого участника игры.

Волшебные узоры

Развиваем внимание, сосредоточенность, аккуратность, слуховое и цветовое восприятие, умение выделять первый слот в слове и соотносить его с первыми буквами из других слов

Описание : вначале нужно сообщить ребенку о правилах и главной цели игры. Услышав слово, которое вы произнесли, он должен выделить в нем первую букву и соотнести ее с первой буквой названия одного из представленных цветов. Так, например, если слово начинается с буквы «к» («крокодил»), то нужно выложить красный кружочек. Начинать раскладывать необходимо с левого угла верхнего ряда. На эту игру можно отвести 3—4 занятия. Если возникают какие-то трудности, то вначале можно голосом выделять первую букву.

Примерные варианты последовательностей слов:

♦ 1—3-я страницы:

КРАСИВЫЙ, ЗАКАТ, ЗАПРЕТНЫЙ, КОРОТКИЙ, КАНАТ, КРЕПКИЙ, ЗОНТ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, КОНЕЧНЫЙ.

♦ 4—7-я страницы:

ЧЕРТИТЬ, СИДЕТЬ, ЖАЛОВАТЬСЯ, КОПАТЬ, СТАРАТЬСЯ, ЗАНИМАТЬСЯ, ЧЕРПАТЬ, КРАСИТЬ, СМОТРЕТЬ, ЖЕЛАТЬ, ЖАЛЕТЬ, ЗАБОЛЕТЬ, ЗАДУМАТЬСЯ, КАТАТЬСЯ, ЗАСМОТРЕТЬСЯ, СНИТЬСЯ.

♦ 8—9-я страницы:

ЖЕЛУДЬ, КОРОВА, ЧЕРЕПАХА, КРОКОДИЛ, ЧАЙ, СИНИЦА, КАНАРЕЙКА,

ЗАЯЦ, ЖИРАФ, СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, КОМНАТА, КАРУСЕЛЬ, ЗАРУБКА, ЧАЙНИК, СТАКАН, СОК, ЗЕФИР, СВЕТИЛЬНИК, КОФЕ, САХАР, ЖУРАВЛЬ, ЗАВТРАК, ЖЕЛАНИЕ.

Материалы и наглядные пособия для игры

1) Тетрадь из 9 листов (если в игре участвует несколько детей, то количество тетрадей будет соответствовать количеству детей). В этой тетради необходимо нарисовать кружочки: на первых трех страницах — 9 кружочков (3 ряда по 3 кружка), на следующих четырех — 16 кружочков (4 ряда по 4 кружка), на последних двух — 25 кружочков (5 рядов по 5 кружков).

2) 40 кружочков каждого цвета: красного, синего, зеленого, желтого, черного.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь