Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Даже если вы уже давно не играете в куклы, сам процесс изготовления своими руками куклы на шарнирах принесет вам незабываемое удовольствие. Это даже не мастер класс, растянувшийся на несколько дней, а может быть, и недель.

Это настоящее творчество. Для тех, кто не знает, как сделать шарнирную куклу, но хочет узнать, могу дать один совет: читайте и делайте. Коллекционные куклы похожие на этих, будут хорошим украшением дома.

Шарнирная кукла из папье-маше

Материалы и инструменты

Лучше запастись сразу всем и разложить на столе, чтобы не прерывать мастер класс из-за отсутствия какой-нибудь мелочи. Чтобы изготовить куклу из папье-маше своими руками, нам понадобится:

  • надфиль;
  • маникюрный набор;
  • тонкое сверло
  • шило;
  • пилочка;
  • ножницы, нож или скальпель;
  • набор наждачной бумаги;
  • зубочистки, трубочки для коктейля, деревянные шпажки;
  • клей ПВА;
  • плотный пенопласт;
  • туалетная бумага;
  • самозатвердевающий пластик;
  • акриловые краски и кисточки;
  • стеклянные глазки или бусины;
  • «волосы»;
  • Нитки «ирис»;
  • канцелярские скрепки;
  • чаша с водой и чистая салфетка.

Мастер-класс по изготовлению шарнирной куклы

  • Делаем чертеж своими руками или копируем его из интернета в трех экземплярах.

Вырезаем лекала головы и торса в профиль и фас. Накладываем на толстый пенопласт и вырезаем по контуру две детали.

  • Поворачиваем детали боком, накладываем чертежи, переводим и вырезаем по контуру.

Убираем все лишнее, придаем заготовкам плавные очертания.

Опытный мастер знает, что прежде чем лепить фигурки из папье-маше, надо предусмотреть на них держалки. Вставляем для этой цели палочки в шею и вместо одной ноги.

Сделайте замес из ПВА и туалетной бумаги. Обклейте папье-маше своими руками голову и туловище. Именно на этом этапе мастер вставляет бусины для глаз, углубляя их в бумажное тесто. Если вы решите украсить куклу глазами из магазина, или нарисовать их красками, то углубления делать не надо. Поставьте заготовки сушить на 2-3 дня.

Проденьте в соломинку для коктейля деревянную шпажку и налепите на ней шарниры и также поставьте на просушку на 2-3 дня.

Мастер класс по изготовлению шарнирной куклы продолжим разгибанием канцелярских скрепок. Затем своими руками нарежьте из проволоки отрезки длиной 40 мм и загните их круглозубцами, как показано на фото.

Из той же разогнутой проволоки нарежем 10 отрезков для кистей рук и 10 для стопы. Это будут пальчики нашей игрушки.

Обмотаем нитками «ирис» каждый пальчик до середины в два слоя, смазывая ПВА. Соберем их по пять и замотаем нитью, тщательно проклеив. Поставим сушить.

Вылепим из папье-маше на металлических заготовках-пальцах стопы и кисти, сформировав также круглый шарнир в местах нахождения суставов. Не забудьте оформить подошву.

Делаем пластилиновые шарики-шарниры по чертежу и оборачиваем их пищевой пленкой, чтобы не прилипли внутри торса. Они нужны для примерки.

На этом этапе мастер должен своими руками выколупать на 7-8 мм пенопласт с местах, где должны стоять шарниры, а затем заполнить их массой папье-маше и аккуратно продавить пальцем выемку для шарика, а впоследствии, шарнира.

Лепим детали рук и ног, используя тот же способ, но без пенопласта, наращивая их на трубочку для коктейля. Пока они сохнут, обрабатываем отшлифованную голову, туловище, стопы и кисти разведенным до жидкого состояния самозатвердевающим пластиком. Отмечаем карандашом места пропилов и отверстий на коленных и локтевых шарнирах, а так же на кистях и стопах.

Возьмите сверло 1,5 мм и высверлите намеченные отверстия. Если нет дрели, проколите их руками с помощью шила. Маленькой пилой, канцелярским ножом или пилочкой для ногтей сделайте пропилы по нарисованным меткам.

Опустите в пропил нашу изогнутую скрепку. Одновременно в боковые отверстия вставьте небольшой прямой отрезок проволоки, который будет служить осью, так чтобы эта он прошел и через скрепку.

Еще раз покрываем все детали жидким пластиком, сушим, шлифуем. Проверяем все отверстия.

Собираем куколку. Закрепив скобку внутри головы куклы, к другому ее концу привяжите резинку и пропустите ее через туловище двумя петлями. Резинку для рук также вдвойне закрепите на скрепке в кисти, проденьте через туловище к другой руке, закрепите там.

Подтягиваем резинки, подпиливаем суставы, проверяем подвижность. Приклеиваем волосы, красим губки и брови.

Силиконовая кукла

Способ изготовления куклы на шарнирах всегда один. Варьируется лишь сырье, из которого изготавливаются детали. Самый удобный материал – полимерная глина. Но это может быть и папье-маше, и обычное дерево. Однако, наиболее похожие на человека шарнирные куклы получаются из силикона.

Каркас для поделки выполняется из стальной проволоки, винтиков и снарядов для пневматического ружья. С этой сложной конструкцией легко справится мастер. Новичку придется немного потрудиться. Этот металлический скелет необходимо поместить в форму и просто залить силиконом.

Лепим человека из пластилина или полимерной глины. Отдельно делаем торс с головой, ноги и руки. Снимаем форму стоматологическим гипсом. Помещаем в нее металлический скелет. Заливаем силикон. Вынимаем. Красим. Получаются мягкие, гибкие шарнирные куклы, без углов, отверстий и зазоров.

Деревянная инопланетянка

Самый естественный для человека материал – это дерево. Из мягкой липы можно сделать вот такую куклу-инопланетянку. Принцип шарнирных соединений снова повторяется. Из инструментов, кроме перечисленных в первом варианте, понадобится маленький деревообрабатывающий станочек. Отличие заключается лишь в том, что детали насаживаются на леску, концы которой выводятся через дырочку на макушке. Их можно закрепить и отрезать, замаскировав отверстие пышными локонами. А можно оставить так.

  • 3.8/5
Very bad! Bad Hmmm Oke Good!
20% 0% 20% 0% 60%

Шарнирная кукла - это кукла, сделанная с использованием шарнирных соединений, которые придают ей подвижность. Шарниры крепят в шею, локти, запястья, колени, торс и бедра. Благодаря этому кукла может принимать множество поз.

Классическая кукла шарнирная изготовляется из полиуретана - пластичного материала. Но со временем стали делать такие куклы не только из полиуретана, а еще из запекаемого пластика, холодного фарфора, полимерной глины, самозатвердевающего пластика, тканей, папье-маше и многого другого.

Кукла шарнирная из полимерной глины. Изготовление деталей

Вам понадобятся:

  • Запекаемая глина.
  • Рулон пищевой фольги.
  • Шило.
  • Плоскогубцы.
  • Шарнирные шарики.
  • Бумага.
  • Карандаш.
  • Наждачная бумага.

Нарисуйте на листе бумаги эскиз будущей куклы.

Продумайте, какого она будет роста, телосложения, возраста. Не забывайте о деталях. Разрез глаз, нос, губы, форма черепа, грудь - все это придаст неповторимость кукле, сделает ее уникальной.

Затем из пищевой фольги сделайте заготовки. Не стоит вылепливать цельную фигуру куклы.

Кукла шарнирная должна состоять из деталей, которые в конце крепятся между собой на шарниры и позволяют кукле двигаться. Отдельно смастерите голову, предплечья, туловище, ноги. Время от времени прикладывайте детали к эскизу, чтобы не отдаляться от образа желаемой куклы.

Когда все части будут готовы, можно приступать к работе с глиной. Возьмите небольшой кусок глины и хорошенько разомните его в руках. Когда материал станет хорошо поддаваться, осторожно оберните им детали из фольги так, чтобы не нарушить первоначальную форму. Толщина глины должна быть не больше одного-полутора сантиметров. После того как все детали будут готовы, придайте им окончательные изгибы и поместите в духовую печь на 15 минут.

Проработка деталей куклы

Когда все части будущей куклы пропекутся в духовке, нужно их остудить, а затем приступать к шлифовке. Возьмите для начала грубую наждачную бумагу и пройдитесь по всем буграм, которые некрасиво выпирают. Далее сгладьте их более мягкой наждачной бумагой.

Соединять детали будем свежей глиной. Будьте внимательны, не лепите сразу с двух сторон, займитесь сначала передней частью, а потом задней. Кукла шарнирная своими пропорциями должна напоминать человека, поэтому нелишним будет взглянуть в книгу по анатомии и напомнить себе, где, как и какие располагаются мышцы и кости в человеческом теле.

Начинать всегда лучше с туловища, так как это одна из самых сложных составляющих, не беря во внимание мелкие детали, которые часто приходится прорабатывать иголкой. Куклы шарнирные должны иметь грудь, чуть выступающие кости ключицы, очертания ребер, пупок и т. д. Поэтому уделите этому должное внимание, тогда готовая кукла будет максимально напоминать человеческое тело. Запекайте поделку снова 15 минут в духовке. Далее приступайте к спине. Добавьте на силуэте очертания позвоночника, лопаток, бедер и снова запеките.

Не забудьте, что куклы шарнирные должны быть не заполнены ничем внутри, чтобы можно было без особых усилий продеть шарниры и закрепить их.

Как крепить шарниры

В качестве крепления можно использовать бусины подходящего размера или слепить их заранее из полимерной глины. Позаботьтесь об этом еще в начале работы, чтобы потом не оказалось, что бусины слишком малы или велики.

В готовую руку, ногу или шею поместите бусину с продетой резинкой. Повяжите на концы резинки по одной бусине и протяните ее внутри, к примеру, между руками или ногами.

Теперь можно нарисовать кукле лицо. Используйте акриловые краски. Они стойкие, легки в использовании и довольно насыщенные.

Как сделать волосы для куклы

Волосы для куклы можно сделать из сантехнического льна, который можно купить в любом строительном магазине. Он продается в желтых, светло- и темно-коричневых цветах. Перед тем как клеить волосы, их нужно обработать.

Налейте в таз белизны и замочите там будущие волосы на пять-семь минут, чтобы смыть зеленоватый оттенок и убить неприятный запах. После чего прополосните лен под проточной водой. Используйте кондиционер для волос, которым вы пользуетесь обычно, от этого материал станет более мягким и приятным на ощупь. Смойте его и просушите волосы. Когда они высохнут, то аккуратно расчешите их. Расчесывайте так, как будто это ваши волосы, не тяните расческу, если она запуталась, от этого материал портится. Готовые волосы можно клеить на ПВА или с помощью клея на силиконовой основе.

Сантехнический лен в качестве волос для кукол хорош тем, что он приятен и доступен по цене. А также его можно окрашивать красками для волос, если желаете сменить прическу своей кукле.

Одежда для куклы

Одежда - это то, где можно дать разгуляться вашей фантазии. Можно сшить ее самому, а можно купить в магазине игрушек. Там же можно подобрать обувь для куклы, даже различные аксессуары - очки, шарфы, зонты, шляпы, сумки и многое другое.

Шарнирная кукла своими руками из ткани

Куклы из ткани станут замечательным подарком для любого ребенка. Они мягкие, красочные, с ними приятно играть. Сшить такую куклу так, чтобы она имела анатомическую схожесть с человеком, практически невозможно. Но шарнирная текстильная кукла изготовляется намного проще, чем из твердых материалов.

Начинайте создание куклы как обычно - с чертежа, или выкройки, так будет правильнее сказать. Для наполнения игрушки можно взять поролон, вату или ненужные старые лоскуты. Изготовьте все части тела отдельно, а затем сшейте их между собой с использованием бусины или пуговицы.

С помощью акриловых красок добавьте телу куклы цветов и теней. Нарисуйте рот, глаза, брови. В специализированных магазинах продаются пластиковые глаза для игрушек, их также можно использовать в создании своей неповторимой авторской куклы.

Шарнирная кукла, своими руками сделанная, готова! Она станет прекрасным украшением в любом интерьере или любимой игрушкой ребенка.

Теперь вы узнали, как изготовляется шарнирная кукла. Мастер-класс непременно вам должен был помочь, но весь процесс целиком и полностью зависит только от вас. Если вы новичок, то чтобы облегчить себе задачу, приобретите в магазине игрушек куклу Барби и лепите свою куклу по ее подобию.

Ну начнем. Часть первая, для меня самая неинтересная и даже нудная… но без неё не обойтись.

Сначала нужно сделать чертеж.Или взять любой готовый из интернета… типа этого.Но мне кажется что лучше нарисовать самим… так ваша кукла будет непохожей не других, со своей авторской индивидуальностью.Продумать какой вы хотите видеть готовую куколку… толстенькой… худенькой… какого возраста.

Для работы я использую в этот раз фимо пуппен миниатюра.Как всегда пищевая фольга и несколько инструментов, которые облегчают работу.

Делаем заготовки из фольги, время от времени прикладываем их к чертежу…

Придерживаемся размера и формы.

Облепляем тонким слоем пластики.Примерно 1мм-1,5мм.Изгибаем уже облепленые заготовки в нужном направлении и запекаем в духовке при температуре указаной на пачке пластики, которую будете использовать. Ставим в холодную духовку на 15-20 минут.Продолжение следует…

Если есть какие-то сильно выпуклые бугры, то нужно поправить с помочью наждачной бумаги или есть такие губки для полировки ногтей, чтоб ничего сильно не выступало.Тереть не до фанатизма, а просто немного сгладить.

Далее начинается интересное….но сложное.Запасаемся анатомическим атласом и изучаем где расположены какие мышцы.Прекрасный вариант -посмотреть на себя в зеркало другими глазами…… замечательными объектами для этого дела также являются дети.Для моей дочери уже не будет сюрпризом если я ни с того — ни с сего скажу «покажи колени» или «покажи лопатки».Она мне их с удовольствием продемонстрирует, а потом еще будет гордиться, что принимала участие в создании новой куклы))).Ближе к делу.
Я всегда начинаю лепить с туловища.Первый раз я лепила с головы и ошиблась с размером….она оказалась слишком мала.К тому же черты лица будет легче подобрать если тело уже есть(это для меня так).Вобщем начинаем сверху вних держась руками за уже запеченый пластик.Свежий пластик (уже вылепленые детали)стараемся не трогать.Внимание!!! Лепим только перед туловища.Заднюю часть не трогаем вообще.И таким образом глядя на себя, детей, атлас пытаемся повторить.Это как бы трехмерное срисовывание.
Добавляем шею

Добавляем мелкие детали и грудь

И так постепенно спускамся спускаемся…

и запекаем опять 15-20 минут.Ставим в холодную духовку.Я это уточняю затем, что в горячую -это будет совсем другое время.Остужаем.

Так дальше… хорошенько трём наждачной бумагой, убирая все неровности (трем только перед-то что делали последним)Трем на совесть.Сначала крупной, потом помельче.

Теперь перевовачиваем и производим теже действия с другой стороной.При этом держа за запеченую часть.

Запекаем, остужаем, трём.Стараемся соблюдать симетрию.У меня симетрии пока нет, но сейчас главное сделать основное, а потом можно доработать.
Из палочек делаем ножки...(извиняюсь за фон… это мой рабочий листочек, на котором я запекаю части)

запекаем, трем… после запекания можно будет подправить симетрию… где-то долепить… где-то срезать
Следующий этап… и пусть не дрогнет рука)) разрезаем тушку

Вытаскиваем всю фольгу, помогая себе при этом пинцетом и другими поручными инструментами.

Немного скругляем края нижней части и отрезаем толщину верхней части

должно получиться примерно так, чтобы верх немного надевался на низ

долеплеваем округлость у низа и наращиваем грудь

Такую модель груди я пробую делать первый раз, на каждой кукле пробую что-нибудь новое(шарниры, тип фигуры и т.д.)А то неинрересно делать одно и тоже.

Вспоминаем детство и катаем шарики

запекаем, трем немного… чтоб каждый раз на повторяться-уточню… запекаем каждый раз 15-20 минут НЕ БОЛЬШЕ!!! в холодную духовку.И только когда уже все будет готово, последний раз запекаем 30 минут по инструкции.Объясняю… если запекать дольше, то потом наждачкой тереть будет трудно.
вырезаем отверстия под бедреные шарниры, примеряя шарики.

И традиционо запекаем.Лучше запекать не по такой схеме, а копить несколько деталей чтоб запечь одновременно (для экономии электричества)
На данный момент мы имеем вот это.

так как я планирую не анарексичку, наращиваем на ножки мяско…

почему-то упустила момент, когда нужно прилепить шарики к ногам

также поступаем и с руками… из палочек делаем подобие рук и прилепляем шарики, в туловище делаем отверстия под них.

Продолжение завтра…
Вырезаем внутриности, оставляя тоненькую стеночку.Несмотря на то что она тоненькая… все равно крепкая.

Доделываем ручки, прилепляем шарики к нижней части и вырезаем верхнюю до тонкой стеночки, как у ножек.

делаем заготовки для ладоней и стоп

Ну вот… продолжим… не успела вчера выложить, но это не значит что работа стояла)))
У нас готовы коленые шарниры.О том как их делать… лепите примерно такую форму
Вид спереди

Вид сбоку

примеряете к ногам… и долго и усердно трете и долеплеваете подгоняя и примеряя… иначе я этот процесс не могу объяснить.Для первого раза лучше делать шарниры попроще например как у «Ксюши»(топик про нее в моем профиле)Два шарика(опять же хорошо подогнаные) и серединка между ними как бы продолжение ноги.Вот шарниры которые я делаю в этот раз в работе

еще у нас появились ножки(стопу сделала каблучную, так как собираюсь делать ей туфельки или босоножки на каблуках)

и ручки

теперь займемся технической частью… сверлим, прорезаем отверстия и делаем S-образные крючки

Вот и пробная сборка

Не хочу вас пугать, но это только половина работы))))
Теперь снова все разбираем и трем до посинения, придирчиво рассматривая и выискивая косяки.Сначала шкуркой покрупнее, потом помельче.
Собираем снова.Если добавить на локтевые шарниры вот такие чашечки…

то подвижность рук увеличивается вдвое

крутим, вертим, смотрим все ли хорошо работает…

начинаем делать голову

А дальше я так увлеклась… что забыла сфотогафировать промежуточный процесс, поэтому описываю словами.
Вырезаем в заготовке головы два круглых отверстия, вставляем туда заранее приготовленые глазки, залепляем изнутри пластикой(на первом фото видно)и начинаем делать лицо.Когда закончили, осторожно вынимаем глазки изнутри(если глазки задуманы невставные, то этот пункт пропустить).

здесь уже есть все кроме глаз
Затем тонируем тело и лицо(по желанию)

фото со вспышкой, на самом деле она не такая блестящая, скорее блеск как у здоровой человеческой кожи… завтра при дневном свете еще пофотографирую.Глазки еще в процессе.Видимо завтра поставлю и закончу мастер -класс.
Так вот глазки.На певой фото видно какие они первоночально.Затем углубление красим в нужный цет, рисуем зрачек и покрываем в несколько слоев лаком, чтоб сверху была полусфера.
вот они в невысохшем виде

вот высохшие

в голове у нас приготовлены вот такие углубления для глаз

глаза вставляем

залепляем кусочком сырой пластики

и вуаля.....))) они на нас уже смотрят…

вот такие у нас ручки

и ножки

в целом

Ну вот и закончился наш мастер класс… получилось за 10 дней.Благодарю за внимание.Желаю всем творческих успехов и надеюсь увидеть ваши топики, с вашими шарнирными куклами (надеюсь аппетит я вам нагуляла).Ну а теперь кто куда, а мы подбирать образ, делать топик о самой куколке и готовиться к шопику)).Удачи всем!

Работа над занимает достаточно много времени, которое может исчисляться месяцами: нужно слепить тело, проработать анатомию, вписать шарниры в анатомию тела, так чтобы они смотрелись гармонично и работали хорошо. Дальше уже идет работа над образом куклы – лепка лица, кистей рук, роспись, парик и одежда.

Миниатюрная в плане работы ничем не отличается от куклы обычного размера. Разве что требуется большая точность и аккуратность движений, особенно при работе над лицом, стопами и кистями рук куклы.

Лепка кистей

Для изготовления миниатюрной шарнирной куклы зачастую используется специальный запекаемый пластик Fimo Puppen miniature , он обладает увеличенной прочностью, отличной памятью и после полного запёка деталей приобретает определенную степень упругости. Этот пластик достаточно интенсивного цвета, что не всегда подходит под задуманный образ, поэтому в своей последней работе я использовала пластик Fimo porcelain .

Лепку кистей шарнирной куклы я начинаю с формирования заготовок для обеих рук. Для этого из пластика я формирую две детали в форме «лопаточки» (фото 1), с ручкой, за которую мы будем держать деталь в процессе работы, и со сплюснутым концом, который разрезаю маникюрными ножницами на 4 части (фото 2) – это будут пальцы. Дальше, каждую часть я скатываю в «колбаску» (фото 3), при этом они становятся тоньше и вытягиваются. Нужно следить за тем, чтобы эти части не оторвались от основы. Ориентируясь по лицу куклы (можно заранее нарисовать схему для руки), определяю длину пальцев, отделяю лишнее и сужаю каждый пальчик.

После этого я придаю примерное желаемое положение пальцам (фото 4,5) и делаю полузапек детали. Для каждого пластика, с учетом особенности печки, подбирается своя температура. Я использую аэрогиль и делаю полузапёк деталей 10 минут на 95 градусах (не разогревая предварительно).

Если для обычного размера куколки ручку можно вылепить сразу или слепить отдельно пальчики и затем вставить их в ладонь, то при работе с миниатюрными ручками я действую методом отсечения лишнего. Самым кончиком макетного ножа я, очень аккуратно, срезаю все то, что мне кажется лишним – придаю рельеф пальцам, уточняю их изгибы с внутренней и внешней стороны (фото 6). Лезвие должно быть острым. После первого полузапека действовать нужно особенно аккуратно, дальше пластик будет чуть прочнее и работать будет проще. Затем я долепляю пластик (примазывая стеком) там, где мне кажется это необходимым – например, фаланги пальцев с внешней стороны, намек на сухожилия с тыльной стороны ладони и тд (фото 7). Снова делаю полузапек. Этот процесс повторяется до достижения нужного результата. Так же лезвием ножа я выравниваю поверхность – совершаю скоблящие движения (в направлении от себя), лезвие при этом расположено под углом к поверхности примерно в 30-40 градусов(фото 8).

После того как готовы 4 пальца, я уточняю форму кисти и прорабатываю ладонь – формирую подушечки (вырезаю, долепляю) и наношу кончиком лезвия основные линии на ладонь. Затем я шлифую кисть мелкой шкуркой (1000 дисп). Теперь я могу сформировать большой палец. Прилепляю кусочек пластика, одновременно формируя на ладони соответствующий бугорок (фото 9,10), и работаю дальше, так же как и с другими пальцами.

Дальше я наношу мелкие царапинки на фаланги пальцев с тыльной стороны ладони и формирую ногти. В отличие от работы над ногтями для обычного размера кукол (обозначается форма ногтя, срезается пласт на ногте с увеличением толщины среза ближе к лунке ногтя, ближе к концу пальца срезается пластик по бокам от обозначенного ногтя – тем самым возвышается пластина ногтя) в миниатюре достаточно просто срезать верхнюю часть пальца до обозначенного места – делать это нужно очень аккуратно.

После этого я наношу на руку кисточкой совсем немного масла Sculpey , даю полежать минут 5 – поверхность пластика немного размягчается и это позволяет сгладить оставшиеся шероховатости, уделяя внимание местам между пальцами (разглаживаем кисточкой). Делаю полузапек, после чего отрезаю хвостик (фото 11), за который так удобно было держать руку в процессе работы и формирую шарнир.

Прорези в стопах и кистях, вставка перемычек

Прорезь в шарнире влияет на свободу движения детали, поэтому нужно определить крайние точки прорези. Для этого я прикладываю стопу к голени и отмечаю на шарнире крайние точки в максимальном положении (фото 12,13) – крайняя точка отмечается на линии, мысленно проведенной через центр голени (так будет проходит резинка).

В отмеченных крайних точках я высверливаю отверстия сверлом (1мм диаметр). При этом, в отличие от сверления прорезей в остальных шарнирах куклы, направление сверла идет не к центру шарнира, а чуть ниже (фото 14). Это делается потому, что через центр шарнира будет проходить перемычка (фото 15), за которую будет цепляться резинка, для этого нужно, чтобы отверстия крайних точек встретились чуть ниже перемычки. Далее я просверливаю тем же сверлом отверстие с боку стопы, проходящее через центр шарнира (фото 15), при этом я контролирую выход сверла из детали, прикрывая его пальцем, это позволяет более аккуратно справиться с этой задачей. Затем я вырезаю прорезь (фото 16) – для облегчения вырезания можно просверлить еще одну промежуточную точку (нужно следить, чтобы все отверстия проходили в одной плоскости).

Прорези в кистях рук я делаю аналогичным образом (фото 17,18).

Затем я вставляю перемычки. Их я делаю из вязальной проволоки диаметром 1мм, что очень удачно подходит для отверстий высверленных сверлом такого же диаметра. Для этого я кусачками откусываю кусочек проволоки, длинной чуть меньше длинны самого отверстия, чтобы края проволоки оставались внутри шарнира.

При работе с шарнирной куклой обычного размера в отверстия с проволокой обычно закапывается супер-клеем, но для миниатюрной шарнирной куклы этого не требуется, так как натяжка резинки не такая сильная. Я использую слегка расплющенный конец перемычки для того чтобы зафиксировать проволоку внутри шарнира – конец немного шире отверстия и достаточно острый для того чтобы врезаться в пластик при продвижении проволоки внутрь (фото 19). После этого я замазываю пластиком отверстия с краями перемычки и делаю полузапек.

Дальше я тонирую шарнирную куклу маслом и делаю окончательный запек, согласно характеристикам пластика. На последнем этапе полного запека, можно незначительно кратковременно (2-3 минуты) увеличить температуру для прочности (требует предварительного теста на кусочке пластика). Детали вынимаю, когда пластик полностью остыл. После этого добавляю акценты пастелью и расписываю лицо акварельными карандашами и закрепляю фиксативом (фото 20,21).

Сборка куклы

Еще на этапе полузапека я высверливаю изнутри головы куклы отверстия под глаза (фото 22) –(такие сверла разного диаметра продаются в магазинах для ювелиров).

Для фиксации глаз я использую специальный воск, из которого я формирую «бублики» и одеваю их на глаза (фото 23), слежу затем чтобы центр глаза оставался чистым (блестящим). Вставляю подготовленные глаза в голову (фото 24), при необходимости используя пинцет и приминаю воск. Устанавливаю взгляд куклы (фото 25)

Для натяжки рук я делаю петлю из спандекса без оплетки, длинна которой чуть больше, чем длинна натягиваемых деталей (фото 26) (длинна петли определяется опытным путем, в зависимости от упругости резинки). Используя тонкую медную проволоку (из телефонного провода) я протягиваю петлю под перемычкой в кисти (фото 27). Получается петля сложенная пополам, то есть резинка в 4 слоя (фото 28). Дальше проволокой объединяются 2 конца петли и протягиваются через предплечье и плечо (фото 28).

Вытянутая резинка фиксируется зубочисткой. Обе руки протягиваются проволокой в грудную часть и вытягиваются в центральное отверстие, где фиксируются зубочистками (фото 29).

Обычно при натяжке рук больших кукол используются крючки, которые одним концом цепляются за перемычку в кисти, а другим концом за петлю резинки, и резинка тянется через грудину из одной руки в другую. Резинка заранее отрегулирована, что обеспечивает хорошую натяжку. Но в миниатюрных куколках для использования крючков пришлось бы делать достаточно широкие прорези в кистях, что было бы не очень красиво. Просто завязать резинку в центре грудины, так чтобы была хорошая натяжка, тоже не получится из-за размера. Поэтому я использую крючок, соединяющий в грудине две, заранее отрегулированные, петли (фото 30).

Натяжка ног так же осуществляется на петли, как и натяжка рук. В этом случае немного сложнее продеть петли через перемычку – я ввожу петлю пинцетом под перемычку, а с обратной стороны поддеваю иголочкой (фото 31,32). Далее петля сложенная пополам протягивается последовательно через детали ноги, туловища, грудины и выводится через шею, где фиксируется зубочисткой (фото 33).


Отличительной особенностью шарнирной куклы является подвижность суставов, что позволяет ей принимать любую позу. Создание куклы на шарнирах своими руками - настоящее искусство, обратной стороной которого является многочасовая кропотливая работа.

Индийская мастер литья Эстер Маркер продвигает технологию изготовления шарнирных кукол без обжига из литьевого пластика Flumo. Этот же способ использует отечественная мастерица Ольга Баскакова. А вот другая наша соотечественница, живущая в Канаде Марина Бычкова, предпочитает традиционную технику создания кукол с обжигом в печи.

Авторские куклы Бычковой считаются одними из самых дорогих в мире - стоимость одного экземпляра может доходить до 50 тыс у.е., самые дорогие уходят с аукционов. Серийные куклы, выпускаемые различными брендами, стоят на порядок дешевле, но тоже далеко не бюджетно - от 400 до 1000 у.е.

Основными этапами работы (каждый из которых занимает от нескольких часов до нескольких дней) являются:

  • выполнение эскиза;
  • изготовление черновой модели из пластилина;
  • создание форм для литья из глины или гипса (молдов);
  • заливка пластика в молды и создание деталей будущей куклы;
  • ошкуривание и шлифовка деталей;
  • обжиг деталей в печи (некоторые виды литьевого пластика не требуют обжига);
  • сборка куклы (установка шарниров и крючков);
  • роспись изделия;
  • финальные штрихи (одежда, парик, подставка).

С чего начинать работу?

«Рождение» авторской шарнирной куклы начинается с лепки пластилиновой модели. Несмотря на кажущуюся простоту, многие начинающие мастера застревают уже на этом этапе, поскольку вылепить своими руками из пластилина фигуру с симметричными пропорциями - довольно сложная задача.

Опытные мастера, знакомые с нормами анатомии, рисуют эскизы, по которым лепят черновые модели. Новичкам же проще использовать готовый исходник, с которым придется повозиться, но гарантированно получить одинаковые детали.

Поэтому, например, кукольных дел мастер Ольга Баскакова делает шарнирные куклы своими руками на основе кукол Барби с барахолки, разбирая их на составные части. При этом изделия Баскаковой не являются бутлегами (копиями игрушек известных брендов, в данном случае - Barbie™). Шарнирные изделия отличаются от исходников как небо и земля.

Работа мастера начинается с разборки куклы на запчасти с помощью маникюрного скальпеля. На этом этапе из частей тела куклы удаляются крепежные штырьки, которые соединяют фрагменты между собой (штырьки легко срезаются острыми ножницами). Кисти и ступни обязательно отделяются от предплечий и голеней для последующего соединения шарнирным креплением.

Изготовление черновой модели из пластилина

На этом этапе требуется воссоздать все детали исходника, но с отверстиями для шарниров. Ольга Баскакова использует для создания черновых форм скульптурный пластилин. Этот этап - самый долгоиграющий, он состоит из таких шагов:

  • Изготовление формы (молда). Кусок пластилина с деталью (удобнее всего делать их прямоугольными) ставится на пластилиновую лепешку, края которой загибаются. Получается квадратная форма, внутри которой покоится утопленный в пластилин фрагмент куклы.
  • Заливка форм гипсовым раствором. После застывания пластилин снимается и получается гипсовая платформа, внутри которой «замурована» деталь от Барби. Чтобы изготовить вторую часть молда, нужно поместить платформу с деталью на пластилиновую лепешку, загнуть края и снова залить гипсом. Таким образом у нас получится 2 одинаковые платформы (одна полая, внутри второй деталь от куклы, которую уже можно убирать).

Затем можно перейти непосредственно к созданию черновой формы:

  • выстлать матрицу пищевой пленкой и заполнить пластилином;
  • пластилин разровнять и, аккуратно потянув за пленку, извлечь заготовку. Каждая из заготовок будет половинкой определенной детали будущей куклы.

Половинки соединяются между собой. Таким образом воссоздаются все детали куклы Барби из пластилина. Теперь нужно сделать черновые шарниры из пластилина или полимерной глины (Баскакова использует глину «цернит») и соединить подвижные детали между собой. На этом этапе места установки шарниров в деталях расширяются. Если сравнить пластилиновые части куклы с фрагментами Барби — исходника, они будут отличаться как раз в местах соединения.

Черновая модель не одноразовая, на ее основе можно сделать своими руками множество шарнирных кукол.

Как выполняется литье?

Следующий шаг - отливка фрагментов будущей куклы из литьевого пластика. Хорош пластик Modeling Cast, но существуют и другие разновидности материала (напр. Flumo, LaDoll). Для этого необходимо сделать гипсовые молды на основе наших пластилиновых деталей вышеописанным способом.

При создании молдов в них вырезается литник - небольшой канал, по которому в полость формы будет заливаться пластик. После застывания пластика части молда разъединяются и получается цельная деталь.

На видео показан процесс формирования головы и тела куклы без использования форм:

Обработка готовых деталей и установка шарниров

Следующий этап - шлифовка деталей. Нежная фарфоровая фактура, за которую так ценятся шарнирные куклы, достигается скрупулезной шлифовкой каждого фрагмента. Мастера используют маникюрную фризу и мелкоабразивную наждачную бумагу.

Затем необходимо установить шарниры. Найти шарниры - не проблема, они в изобилии продаются в магазинах хенд-мейда. Некоторые мастера предпочитают делать их самостоятельно, из полимерной глины. Главное, чтобы цвет их по максимуму совпадал с цветом самой куклы. В шарнирах выпиливаются отверстия под резинки, затем производится черновая сборка куклы с резинками и крючками.

Наводим красоту

Теперь пора приступать к наведению внешнего лоска, т.е. грунтовке и покраске деталей

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь