Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей. Оно сопровождается возрастными кризисами (примерно одного года, трёх, семи, десяти лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны особенностями темперамента и нервной системы, заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть компенсацией незащищённости или безысходности, выходом накопленного напряжения, средством привлечения внимания и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик. Агрессия может быть и последствием неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Отметим, что модели поведения дети черпают из трёх источников:Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс / Л.А.Азарова, В.А.Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - С.42-50.

первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление;

второй - агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный - и мне всё можно») во время игр;

третий - дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Существуют разные формы и разные причины агрессивного поведения детей. Анализ специальной литературы См.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н.Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1; Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. - М.: Олма-Пресс, 2007.-510 с. позволил выделить факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения младших школьников:

Индивидуальный, определяющий психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребёнка в обществе;

Психолого-педагогический, определяющий дефекты школьного и семейного воспитания;

Социально-психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;

Личностный, определяющий активно-избирательное отношение ребёнка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию поведения;

Социальный, определяющийся социально-экономическими условиями.

Причины агрессии весьма разнообразны. В литературе выделают несколько основных причин детской агрессии: ухудшением социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей, а также большим количеством сцен насилия в СМИ и к/ф.

Причинами возникновения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста могут быть особенности семейного воспитания (отвержение, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим), стрессы в социальном окружении, индивидуальные особенности ребёнка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов и тревожности), фрустрация базовых потребностей ребёнка (в движении, самостоятельности, общении со сверстниками), различные заболевания и т.д.

Частой причиной детской агрессивности является семья. Если детство ребёнка сопровождается агрессивным поведением родителей в обыденных жизненных ситуациях (крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упрёки и оскорбления), он живёт в атмосфере его неприятия, нелюбви к нему (безразличие, устранение от общения с ребёнком, нетерпимость и властность, унижение, физическое наказание, враждебность к самому факту существования ребёнка), и в результате у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Ребёнок всё чаще начинает проявлять агрессивность, так как ежедневно наблюдает её у взрослых, и она становится нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, настраиваются против родителей и окружающих людей.Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. - М.: Олма-Пресс, 2007. - 510 с. Нужно учитывать, что в младшем школьном возрасте ребёнку приходится осваивать все перипетии отношений со сверстниками, так как в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и чувством личности. Столкновения между детьми приобретают выраженные экспрессивные формы. Начальная школа вводит ребёнка, прежде защищённого семьёй и имеющего малый опыт общения, в ситуации, где в реальных отношениях следует научиться отстаивать свою позицию, мнение, равноправие. Именно характер речевого и экспрессивного общения определяет меру самостоятельности и степень свободы ребёнка среди других людей. По мнению Л.С. Выготского,Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с. в младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребёнка с другими людьми. Индивидуальное поведение зарождается в недрах коллективной жизни. Учебная деятельность с новой силой определяет отношения ребёнка со взрослыми, ровесниками и одноклассниками.

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются:

Привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (мальчик расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, другой мальчик кричит: «Ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

Защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

Стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

Стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели -- будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, -- после чего агрессивные действия прекращаются.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости. Заметим, что у детей младшего школьного возраста проявляются все виды агрессии: косвенная и прямая вербальная, косвенная и прямая физическая, агрессивные фантазии. Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на физическую боль или страдание сверстников, преобладание прямой физической агрессии.

Причинами агрессии могут быть и характерологические особенности младшего школьника, например гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, эгоцентризм, упрямство. Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии в той или иной степени данного свойства у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С.11.

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребёнка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы.

4. Часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребёнке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребёнке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Необходимо остановиться и на характерологических особенностях самих агрессивных детей, а также их семей, поскольку эти особенности дают ключ к направлениям, в которых затем строится коррекционная работа. Выделение характерологических особенностей важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы. Так, М. Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и их внутренние конфликты: Там же.

1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатию.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Т.П.Смирнова выделяет еще три важнейшие характерологические особенности подобных детей: дети имеют высокий уровень личностной тревожности; имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными.

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность. Обычно с усвоением правил и норм поведения непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Эти дети имеют значительно более выраженную склонность к агрессивности. Методы диагностики и основные направления коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста будут рассмотрены в следующей главе.

Причины детской агрессии различны. Зачастую это невозможность выразить свои чувства никаким другим способом, кроме прямого физического действия. Дети ломают игрушки, бьют и кусают взрослых, потому что не имеют навыков другого способа коммуникации. Как и взрослые, время от времени все дети испытывают неприятные переживания:

  • неуверенность;
  • страх;
  • ревность и обиду;
  • одиночество.

Взрослый человек способен оценить последствия, прежде чем начать действовать, а ребенок — нет. Задача хорошего родителя — это помочь малышу переживать сильные чувства так, чтобы не приносить вреда ни себе, ни окружающим. Выражать чувства очень важно, а еще важнее — научиться осознавать их.

Почему возникает детская агрессия?

Часто родители хотят снять с себя ответственность за поведение малыша, однако, практика показывает, что все дети, склонные к деструктивному поведению, воспитываются в дисфункциональных семьях.

Что такое дисфункциональная семья? Это такой союз людей, где происходит скрытое или явное насилие над одним или над многими членами. Насилие может принимать разные формы, например, физическое насилие, навязывание своей точки зрения, вторжение в личное пространство. Если бабушка яростно критикует решения мамы и уничтожает ее авторитет в глазах ребенка, это является психологическим насилием. Если отец малыша ссорится с матерью, проявляя к ней неуважение, это тоже показывает отсутствие любви и поддержки в семейной структуре.

Признать часть своей ответственности — это первый шаг на пути к тому, чтобы помочь малышу. Дети, воспитанные в семьях с токсичной эмоциональной обстановкой, часто находятся в депрессии уже с младенческого и раннего дошкольного возраста. У них имеются сложности во взаимодействии с другими детьми, им трудно дается социализация. Если у таких детей появляются младшие братья или сестры, часто они не могут справиться с ревностью и ведут себя злобно и враждебно по отношению к малышам.

Известны случаи, когда старшие дети били младших, сбрасывали с высоты и душили подушкой. Для родителей очень полезно будет почитать профессиональные книги по детской психологии, для того чтобы понять, что движет их ребенком.

Вернуться к оглавлению

Кто виноват, и что делать?

Распространено мнение, что жестокие телепередачи, компьютерные игры и книги оказывают негативное влияние на взросление человека. Однако, малыш, который проявляет доброту и щедрость, легко сближается с другими детьми и беспокоится о благополучии окружающих, не будет выбирать подобные телепередачи, игры и книги, поскольку это не отвечает его склонностям.

Родителям легче обвинить во всем телевизор, компьютер или издательства, чем задуматься над тем, что они сами сделали, для того чтобы малышу было безопасно дома. Как они научили его справляться со своими чувствами, и насколько хорошо они сами умеют с ними справляться? Родителей интересует вопрос, как победить детскую агрессию. Тем не менее, вопрос нужно ставить по-другому: как помочь ребенку стать добрее? Детское агрессивное поведение обычно возникает постепенно, от мелких инцидентов к крупным.

Иногда появлению агрессии предшествует травма, например, уход отца из семьи или смерть бабушки.

Тогда ребенок выражает горе и тревогу с помощью навязывания своих желаний окружающим, он может закатывать скандалы в магазине, поджигать чужие вещи, воровать и разрушать репутацию родителя любыми доступными способами. Что можно сделать, когда поведение ребенка становится неуправляемым:

Требуется составить четкую систему правил, что позволено, а что запрещено. Для каждого возраста это будут свои правила, например, для ребенка в 8 лет можно пойти гулять, взяв с собой сотовый телефон. А для ребенка в возрасте 4 лет выходить одному на улицу, убегать и теряться нельзя. Если правила созданы и озвучены, от них нельзя отступать, особенно, если ребенок пытается добиться этого манипуляциями, истериками, ударами и кусанием.

Нужно создать условия, в которых малыш мог бы проявлять свою власть и выплескивать физическую энергию. Для таких целей подойдут подвижные игры. Детей постарше можно отдавать в секции борьбы, на занятия плаванием, бегом или другим активным спортом. Во время приступов злости или ярости происходит большой всплеск эмоций, который не поддается контролю со стороны ребенка.

Физическая активность помогает переключить внимание и снять мышечный тонус. Этот аспект помощи чрезвычайно важен, потому что запреты и внушения не оказывают положительного влияния на состояние ребенка. Часто подавление чувств вызывает возникновение таких психосоматических заболеваний, как аллергические реакции, бронхиальная астма, гастрит, запоры и поносы, головные боли.

Занятия спортом помогают расслабить тело, снять перенапряжение и рационально распределить нагрузку на все группы мышц. Дополнительно к этому спорт будет хорошей сферой реализации лидерских качеств ребенка, даст возможность повысить самооценку. Дети, проявляющие агрессию — это всегда дети с низкой самооценкой, которые негативно воспринимают любые поражения. Хроническое нарушение осанки, которое возникает в раннем возрасте как реакция на стресс, приводит к развитию искривления позвоночника, что отрицательно сказывается на здоровье внутренних органов. Укрепление мышечного корсета с помощью спорта помогает снизить потенциальный вред для ребенка.

Очень важный навык, который родитель дает ребенку — это способность словами выражать свои чувства, не прибегая к физическому воздействию. Показывать, как это делается, нужно на личном примере. Вместо того чтобы кричать или шлепать ребенка, следует сказать о том, что вы сердитесь, и объяснить, почему. К сожалению, родители не всегда обладают такими умениями, поэтому им сложно передать этот опыт детям.

Во всех случаях, когда родители обращаются за помощью к компетентному детскому психологу, специалист рассматривает не поведение ребенка в отдельности, а всю семейную структуру в совокупности. Для родителей это оказывается обычно большим сюрпризом, ведь им казалось, что это ребенку нужно измениться, а изменения требуются в том числе и взрослым.

Дисфункциональная семья может быть очень благополучной со стороны постороннего наблюдателя.

В таких семьях может присутствовать и мать, и отец, и дети, и домашние животные. Единственное, чего не хватает в этой структуре — это здоровых отношений.

Вернуться к оглавлению

Обращение за профессиональной помощью

В том случае, если поведение ребенка становится угрозой для него самого или для безопасности других детей, нужно без колебаний обращаться к детскому психологу. Бывает так, что дети причиняют серьезный вред здоровью своих братьев, сестер и сверстников. Проявления агрессии среди детей и подростков наносят ущерб имуществу школ, детских садов и других общественных заведений.

Финансовую ответственность за действия несовершеннолетних несут родители. Если самостоятельно не удается справиться с детской агрессией, нужно обратиться к профессионалу. В других случаях ребенок направляет разрушительную энергию на самого себя, что приводит к повышенному риску переломов, падений с высоты, ушибов и других травм. Такое поведение носит название аутоагрессия.

В легких случаях аутоагрессия проявляется как неумение позаботиться о своих нуждах, например, поесть вовремя, одеться по погоде, сделать заранее уроки. В тяжелых случаях, особенно у подростков, она приводит к рискованному и деструктивному поведению, к вступлению в криминальные авантюры, к правонарушениям. Агрессивное поведение приводит к появлению детской преступности. Казалось бы, какая существует взаимосвязь между малышом 4-х лет, который бьет детей совочком в песочнице, и подростком, который бьет прохожих и отбирает у них деньги? Однако, она есть.

Дети из дисфункциональных семей имеют повышенный риск стать химически зависимыми, алкоголиками и наркоманами. Для заботы о здоровье и благополучии ребенка следует проявить внимание к его состоянию как можно раньше. Решение о том, стоит ли лечить ребенка медикаментозными средствами для успокоения, принимает только специалист.

Нередко родители обращаются к психологам с жалобами на поведение собственных детей. В зависимости от возраста они вступают в перепалку, «огрызаются» на просьбы и замечания, могут пинаться, кусаться и ломать игрушки и вести себя как маленькие дьяволята. Такое поведение может злить, вызывать растерянность, стыд, если на ребенка жалуются окружающие, и мысли «почему у всех дети как дети, а у меня ты?»

Давайте разбираться, как проявляется детская агрессия и что могут сделать родители.

Агрессия — активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на , желании навредить.

В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.

Но здесь мы рассматриваем те аспекты, которые доставляют неудобство окружающим.

В два года дети часто кусаются, для них это как способ познания мира, так и средство отстоять свои права, выразить свое недовольство неудачами и способ самоутвердиться. Также они могут попытаться ударить родителя или сверстника.

К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики. Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое.

К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший — плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.

К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.

Младшие школьники уже имеют определенный самоконтроль, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

С возрастом улучшаются навыки речи и контроля своих эмоций, и в то же время детская агрессия становится более изощренной и болезненной для окружающих. В подростковом возрасте при гормональной перестройке организма более чувствительными и агрессивными становятся даже спокойные прежде дети.

Что бывает обычно: эмоции заразительны, рассерженный ребенок злит родителей, на него орут в ответ или говорят «Прекрати! Не ори! Успокойся!», по сути взрослые накладывают запрет на проживание гнева.

Но от простого запрета детская агрессия никуда не девается, если не показать как можно проявлять злость или недовольство, агрессия просто переносится на отношения с другими (аутоагрессия – вред себе, на сверстников — особенно тех, кто слабее, животных).

Другой крайностью при жестком подавлении агрессии родителями может быть вариант, когда ребенок становится вялый, пугливый и замкнутый.

Родителям следует помнить, что детская агрессия всегда имеет причины, и если вы их понимаете, то и справиться с «ужасным» поведением ребенка будет проще.

Частой причиной бывает равнодушие родителей к делам и интересам ребенка или навязывание своей воли, отсутствие выбора даже в мелких бытовых вопросах (что одеть, что съесть).

Для ребенка игнорирование просьб, ломание вещей и переворачивание тарелок с едой это способ донести свое недовольство, отстоять границы своей личности и желаний, добиться хоть какого-то внимания

Пример: Если взрослые не помнят и не выполняют своих обещаний, например, пойти в парк и купить мороженое, то гнев вполне ожидаемая реакция со стороны ребенка.

Детская агрессия может использоваться как способ утвердиться среди сверстников или взрослых

Пример: Если суровый папа много критикует и наказывает сына, при этом достижения и попытки понравиться остаются без внимания, ребенок может драться в саду или школе, чтобы получить уважение, которого не хватает дома. Или же не слушаться маму и бабушку как «компенсация» папиной строгости.

Для маленьких детей это тот путь, которым они заявляют о своем плохом настроении, усталости или другом эмоциональном неблагополучии, поскольку часто не могут назвать свое переживание

Пример: Если к концу прогулки ваш малыш стал капризным или дерется с теми, с кем он полчаса назад он мирно играл, он просто устал от обилия впечатлений и может хотеть пить. Если мальчик обижен и расстроен (сестра съела его конфеты), но усвоил, что «мальчики не плачут», он может топать ногами и кричать, забросить ее игрушки подальше, превращая обиду в злость.

Для детей постарше это наиболее легкий путь добиться статуса или верховодить, свою внутреннюю неуверенность и неудовлетворенность они выражают через противоположное поведение

Пример: К психологу привели 9 летнего мальчика, который регулярно провоцировал драки с другими детьми, обзывался и пинался. Не только одноклассники, но и дети из других классов его боялись. В беседе с забиякой, почему он так делает, прозвучало «я никому не нужен», папа пил, мама пропадала на двух работах.

Детям нужно много двигаться, исследовать мир, но если для этого нет возможности или постоянно идут указания «сиди тихо, не мешай», и вместо игр или рисования предлагается смотреть ТВ/планшет, то нерастраченная энергия может выливаться в агрессию. По возможности запишите ребенка в спортивную секцию, любой спорт учит самообладанию и самоконтролю.

Если вы не можете установить причин, а детская агрессия присутствует почти в любой ситуации, то это может свидетельствовать о серьезных эмоциональных нарушениях. Иногда так бывает после перенесенных заболеваний или из-за отставания развития структур мозга, ответственных за контроль поведения и эмоций. Такого ребенка следует отвести к психологу.

Если ребенок маленький, понаблюдайте как он взаимодействует со сверстниками, если постарше — поговорите с ребенком, узнайте, что им двигало (может его тревожил конкретный ребенок, которого он ударил, может какой-то ребенок случайно на него упал, а ваш ребенок подумал, что это было преднамеренно и решил ему ответить)

Будьте готовы извиниться, если вы сами обидели своего ребенка поступком, криком или невниманием, тем самым вы дадите понять, что уважаете его. Дети быстро перенимают пример поведения из семьи.

С маленькими детьми можно проиграть волнующую ситуацию с помощью кукол или других игрушек, например «Как тигренок обидел мишку, и что теперь делать», «Как трудно дружить с мышкой, которая обзывается». Показать на примере сказок как неприятно выглядит тот, кто дерется (бармалей, карабас-барабас). Такой подход очень понятен и близок детям.

Если детская агрессия направлена на вас, то можно придержать руки ребенка (только аккуратно), либо отойти подальше, чтобы он не мог вас ударить. С маленькими детьми лучше не исчезать из поля зрения ребенка, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Когда уходите, скажите, что когда ребенок успокоится, то вы будете рады с ним поговорить или поиграть.

В то же время проанализируйте собственные требования – не чрезмерны ли они, выполнимы по возрасту? И как вы эти требования доносите: даете выбор, просите или все происходит в форме приказа?

  • Называйте ребенку его чувства, говорите о чувствах. «Я вижу, что ты сейчас злишься», «Ты расстроился», «Ты рассердился». Ребенок научится распознавать свои чувства и со временем управлять ими.
  • Повторяйте каждый раз, что все чувства хорошие, все чувства могут быть . «Ты злишься и это нормально. Я тоже иногда злюсь»
  • Давайте оценку только поведению, но не ребенку целиком . «Злиться – хорошо. А бить кошку – плохо. Не стоит так делать», «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда ты дерешься»
  • Вместе с ребенком найдите такие способы выхода из ситуации, которые не задействуют агрессивное поведение . «Ты можешь показать, что ты злишься по-другому» «Ты можешь сказать о своей злости словами»
  • Сотрудничайте с ребенком . «Давай вместе придумаем, как ты можешь говорить о своем гневе», «Ты хочешь (одно), а я (другое), как же нам поступить?»

Вспомните, что вам помогает совладеть с эмоциями и поделитесь этим секретом с ребенком.

Лучшим способом справиться с агрессией является профилактика вниманием и любовью:

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть независимым.
  • Постарайтесь стать советчиком, а не запретителем, находите время обсуждать его жизнь до чрезвычайных происшествий.
  • Чаще хвалите детей, этого не хватает в любом возрасте.
  • Разрешите себе признать взгляды ребенка и выразить согласие, если это не затрагивает чего-то принципиально важного — вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.

Признавая за ребенком право защищать себя, помогите ему справиться с ситуацией, в которой детская агрессия возникла. Ребенку пришлось атаковать, потому что он не знает, как еще справиться с ситуацией. Важно не подавлять и запрещать проявление агрессии, а находить для нее приемлемые формы. Совсем отказывая ребенку в агрессии и борьбе, мы лишаем его защиты, разоружаем, не давая ничего взамен.

Если у вас возникли вопросы или вы не можете понять причину по которой ваш ребенок агрессивный, непослушный, капризный или отличается резкими перепадами настроения приглашаю вас на консультацию где мы вместе сможем найти подход к ребенку, определить его потребности и наладить диалог, обучим родителей и детей техникам, которые помогут избежать конфликтов, но доносить свои интересы до окружающих.

Одной из ступеней развития малышей становится агрессия у ребенка. Она занимает ключевую роль, как ходьба или развитие речи. С ней сталкивается каждая семья и их подрастающее поколение.

Детская агрессия:

  • модель поведения;
  • эмоциональная реакция на внешние раздражители;
  • сила борьбы против дискомфорта;
  • отсутствие нормальной реакции на ситуацию.

Кто такие агрессивные дети? Причины и последствия детской агрессии? Что делать родителям? Давайте разбираться.

Понятие агрессии и ее виды

Детская агрессия является естественным процессом развития поведения.

Страх, гнев, обида, безысходность, раздражение - все это сильные негативные эмоции, с которыми приходится жить. Малыш должен научиться реагировать правильно на эмоции. Задача родителей - помочь приспособиться к адекватному поведению в социуме.

Ребенок проявляет агрессию в неосознанно. Переходя на жизни, ребенок стремится к выражению себя как личность. вполне способны выразить свое недовольство и агрессивное поведение.

Выделяют два основных вида детской агрессии:

  • прямая (вербальная);
  • косвенная (невербальная).

Прямая агрессия - это выражение негатива конкретному обидчику. Она выражается как мимикой и жестами, так и физической расправой (удары и драки, порча вещей).

Косвенная - перенос своих эмоций на младших детей, сверстников, игрушки.

Еще одним видом агрессии выступает аутогрессия - выражается в самообвинении, нанесении самому себе телесных наказаний.

Что же толкает деток, и с какими причинами связана детская агрессивность?

Причины агрессии у детей.

Перечисленные ниже ситуации, могу быть причиной агрессивного поведения.

  1. Недостаток внимания со стороны родителей, несмотря на вполне нормальную атмосферу в семье.
  2. Неправильная реакция родителей на поведение ребенка. Агрессия со стороны родителей в таких ситуациях крайне недопустима.
  3. Причиной агрессии у детей могут стать серьезные заболевания головного мозга и расстройство психики.
  4. Копирование родителей, которые сами неспособны справиться с выражением негативных эмоций.
  5. Нездоровая атмосфера в семье, злоупотребление ее членами алкоголем.
  6. Слишком жесткие действия и за любую малую провинность ().
  7. Попустительское отношение с боку родителей на агрессивные поступки маленького хулигана.
  8. Возрастные изменения, так называемые кризисы: 3 года, 7 лет, 12 и 14 лет.
  9. Желание быть во всем первым.
  10. Защитная реакция.
  11. Превращение агрессивного поведения в обыденное.
  12. Использование агрессии как оружия для самовыражения.
  13. со стороны родителей.

Какой бы ни была причина агрессии у детей, следует помнить следующее: агрессивные малыши, причины и последствия детской агрессии - все это полностью ложится на совесть родителей.

Последствия агрессивного поведения

Негативная реакция ведет к необратимым последствиям, и агрессия не стала исключением.

Последствия:

  • отчуждение и одиночество в детском коллективе (садик, школа, институт);
  • негативный пример для окружающих, проявление антисоциального поведения в коллективе;
  • проблемы с соблюдением норм и законов общества;
  • психологические трудности: страх, неуверенность, психоз, невроз;
  • отсутствие социального поведения в подростковом и взрослом возрасте;
  • потеря личности для общества;
  • неумение общаться в коллективе.

Агрессивные дети - причины и последствия детской агрессии могут быть самыми печальными. Своевременная профилактика и коррекция действий в детском возрасте станет гарантом успешности во взрослом мире.

Правила поведения для детей и взрослых

Прислушавшись к следующим советам, процесс воспитания вашего чада преобразуется новыми идеями и возможностями по разрешению конфликтных ситуаций.

Для родителей:

  • в случае нескольких детей в семье каждому уделить должное внимание;
  • наладить семейные отношения между всеми членами семьи;
  • зная, что будет агрессивное поведение после ваших слов или действий, по возможности исключить их;
  • установить наличие всех семейных проблем для их устранения;
  • при первых признаках агрессии перенаправить (отвлечь) малыша в положительное русло;
  • при каждом конфликте в семье не боятся напоминать всем присутствующим, что на вас смотрит малыш и копирует модель поведения;
  • не обзывать ребенка ни при каких обстоятельствах;
  • привить малышу навыки общению со сверстниками;
  • если все в порядке, а поведение малыша остается агрессивным, обратиться за помощью к специалистам (психологу, невропатологу);
  • агрессивные меры воспитания (угол, на колени, шлепки) приводят к такому же ответу;
  • не сравнивать свое чадо с лучшими детьми;
  • не употреблять слово «плохой», не занижать детскую самооценку;
  • любить дитя, несмотря на его поведение, и каждый раз демонстрировать ему свое отношение;
  • не разрешать непоседе направлять в человека или животного детским оружием, даже в игре.

Разговаривайте, объясняйте все мотивы и следствия поведения, уговаривайте и договаривайтесь с ним. Малыш также научится обговаривать с вами свое негодование и чувство, будет выражать словами свои эмоции.

Внимание. Всегда хвалите ребенка прилюдно и ругайте исключительно наедине.

Агрессивное поведение ребенка, ее причины и последствия можно предупредить, если вы будете регулярно хвалить малыша.

Коррекционные занятия с детьми заключаются в проигрывании конфликтной ситуации как театральное представление; в обучении ругаться и кричать в приемлемой для общества форме; в помощи в общении с окружающими людьми; в умении совладать со своими эмоциями.

Широко распространено понятие агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии не должны считаться только негативом. У каждой медали есть две стороны, в агрессивном поведении есть и хорошая сторона. Направьте детскую агрессию на достижение целей, преодоление трудностей, завоевания и объединения коллектива, самовыражения в социуме.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь