Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Написание научных статей – нелегкий труд. Помимо того, что необходимо в наиболее понятной форме донести результаты своего исследования читателям (а это сделать совсем нелегко), еще необходимо соблюсти некоторые правила написания статей, предусмотренные Министерством образования и науки. Информацию о том, что такое статья, как написать научную статью, как правильно ее оформить, можно найти в методических рекомендациях и в данной статье ниже по тексту.

Что такое научная статья

Научная статья представляет собой оформленный результат работы над исследуемой темой. В статье автор должен представить краткий отчет о проделанной работе, о том, достигло ли исследование поставленной цели, какие гипотезы были подтверждены, а какие опровергнуты, какие выводы и прогнозы были сделаны.

Научные статьи бывают двух видов: теоретические и эмпирические. Если теоретические статьи предусматривают исследование с помощью анализа, синтеза, дедукции, индукции, моделирования и других теоретических способов исследования, то эмпирические статьи вместе с теоретическими методами исследования используют и другие методы, такие как эксперимент, наблюдение, экспертная оценка и проведение опытов.

Стилистика научной статье

Для того чтобы понять, как написать научную статью, необходимо выполнить некие негласные правила. В первую очередь, научная статья должна быть написана не обыденным языком, необходимо сохранить научный стиль написания статьи. А это, в первую очередь, объективность, а также логичность и точность изложенного материала.

Очень важно в научной статье не утратить смысловую связь ее разделов и сопоставить цели и задачи результатам исследования. Также важно помнить, что научная статья не терпит личностных оценок.

Структура статьи

Представляя результаты своей работы, важно придерживаться структуры, которую настоятельно рекомендовало Министерство образования и науки. Перед началом работы важно пересмотреть требования, чтобы знать, как правильно писать научную статью.

  • Каждая статья должна начинаться заглавием, кратким предложением, из которого можно узнать суть представленного исследования.
  • Далее необходимо представить аннотации статей на двух языках – русском, для русскоговорящих граждан, и английском – для иностранцев, желающих ознакомиться со статьей. Аннотация содержит главные тезисы исследования, из которых можно сделать предварительный вывод о проведенной научной работе.
  • Структура статьи предусматривает перечень ключевых слов, из которых состоит статья. Важным в статье является правильное использование терминологии. Нежелательно слишком частое употребление иноязычных терминов, а также терминов двузначных. Также статья не должна быть перенасыщенной терминами, это тяжело для восприятия.
  • Основной текст – следующий пункт структуры статьи. Это самая важная часть статьи, к которой направлено наиболее пристальное внимание. Самое важное, что должно быть в научной статье, так это новизна и перспектива исследуемого вопроса. Статья должна рассказать о том, какой именно вклад автор делает в науку, почему данный вопрос необходимо было исследовать.

Основной текст статьи должен начинаться с определения объекта и предмета, которые автор исследует, далее формируется цель исследования и его задачи, которые в выводах необходимо подтвердить или опровергнуть.

Также статья должна кратко рассказать об исследователях данного вопроса в истории (если таковые имеются), а также представить современных представителей науки, которые исследуют этот или смежный этому раздел.

  • Для того чтобы написать научную статью необходимо знать не только, как пишется научная статья, т.е. ее основной текст, но также как правильно расставляются ссылки. Ссылки на работы, которые автор использует в своем тексте, оформляются в виде информации, внесенной соответствующим образом, содержащей порядковый номер и страницу источника в списке используемой литературы. Ссылки расставляются в конце цитаты, на которую автор ссылается, числовая информация подается в квадратных скобках.
  • Основной текст статьи может быть проиллюстрирован таблицами, графиками, диаграммами и прочими приложениями.
  • Заканчивается статья выводами о проделанной работе, где подтверждаются или опровергаются гипотезы, а также подводится итог исследования.
  • Список литературы представляет собой перечень тех источников, на которые автор ссылается в тексте своей статьи. Список литературы составляется в алфавитном порядке, который может быть упорядочен двумя способами: по названиям источников, а также по фамилиям авторов данных работ.
  • Завершается статья краткой информацией об авторе, которая содержит личные данные: номер телефона и е-мейл автора, его ученую степень, звание, место работы и должность, а также информацию о шифре специальности автора.
  • Часто от автора, который пока не имеет научной степени, требуется рецензия от научного руководителя (если это студент или аспирант).

Также важно знать код УДК статьи, которая публикуется перед названием статьи. Код УДК предоставляет автор. По окончании работы над статьей можно проверить ее на плагиат, чтобы избежать нехороших отзывов о работе. Программы проверки легко найти в интернете.

Правила оформления научных статей

Но и информации о том, как писать научную статью, недостаточно. Необходимо также правильно представить статью в электронном варианте. Для этого Высшая аттестационная комиссия предусмотрела требования к оформлению научных статей. Формат бумаги для написания научной статьи – А4, поля – 2,5 см со всех сторон. Шрифт – Times New Roman, размер – 14. Междустрочный интервал – 1,5. Объем статьи должен быть не менее 7 страниц, но и не более 13-15.

Главная цель научной публикации - познакомить научное сообщество с результатами исследования автора, а также обозначить его приоритет в избранной области науки.

Научная статья представляет собой краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и определения его значения для развития данной области науки. В нем должно содержаться достаточное количество ин­формации и ссылок на ее источники, чтобы коллеги сами смогли оце­нить и проверить результаты работы.

В статье следует четко и сжато изложить современное состояние вопроса, цель и методику исследования, результаты и обсуждение по­лученных данных. Это могут быть результаты собственных экспери­ментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.

В работе, посвященной экспериментальным (практическим) ис­следованиям, необходимо описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Желательно, чтобы результаты работы были представлены в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При написании статьи следует соблюдать правила построения на­учной публикации и придерживаться требований научного стиля ре­чи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных чита­телями.

Основные признаки научного стиля - объективность, логичность, точность .

Для соблюдения требования объективности научной речи нельзя допускать использования в научной статье эмоциональных высказы­ваний и личных оценок.

Логичность подразумевает жесткую смысловую связь на всех уровнях текста: информационных блоков, высказываний, слов в пред­ложении. Требования соблюдения смысловой точности и логичности необходимо придерживаться при построении абзаца. В частности, предложение, которое его открывает, должно быть тематическим, то есть содержать вопрос или краткое вступление к изложению данных. В следующих предложениях абзаца излагается конкретная информа­ция - данные, идеи, доказательства. Завершается абзац обобщением сказанного - предложением, которое содержит вывод. Важным ус­ловием понимания прочитанного является простота изложения, по­этому в одном предложении должна содержаться только одна мысль.

Необходимость соблюдать требование точности проявляется в том, что значительное место в научном тексте занимают термины. Однозначность утверждений достигается их правильным употребле­нием. Для этого автору нужно следовать определенным правилам:

· использовать общеупотребительные, ясные и недвусмысленные термины;

· при введении нового, малоупотребительного термина обязатель­но объяснить его значение;

· не употреблять понятие, имеющее два значения, не указав, в ка­ком из них оно будет применено;

· не применять одного слова в двух значениях и разных слов в од­ном значении;

· не злоупотреблять иноязычными терминами, если в русском язы­ке существуют их эквиваленты.

В начале работы над статьей необходимо поставить перед собой следующие вопросы.

1. Какова основная цель статьи? Следует четко определить:

Описываете ли вы новые результаты исследований (в таком слу­чае это будет экспериментальная статья);

Делаете ли обзор литературы или крупной темы (здесь важно показать авторское, критическое, отношение к рассматриваемому ма­териалу, в такой статье необходимы анализ и обобщение).

2. В чем состоит отличие статьи от других исследований по дан­ной теме, ее новизна? Следует определить:

Какой вклад в науку делает публикация;

Какое отношение имеют представленные результаты к другим исследованиям в этой области;

Был ли этот материал издан ранее.

3. Где будет опубликована статья, на кого она ориентирована? Пе­ред тем как высылать статью редакционной коллегии журнала, в ко­тором вы планируете публиковаться, желательно ознакомиться с «Правилами для авторов», чтобы с самого начала придерживаться требований редакции конкретного журнала. В журналах, рецензируе­мых ВАК, необходимо публиковать эмпирический материал (анализ), положения заключительных частей диссертационного работы, где представлены собственные исследования, наработки автора, а не об­зор литературных источников по проблеме исследования.

Нужно заранее знать, кому адресована статья. Автор должен напи­сать новое, еще не известное так, чтобы оно стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Наиболее трудные места работы необходимо разъяснять. Если же статья является развитием уже из­вестных работ (и не только самого автора), нет смысла пересказывать их, а лучше адресовать читателя к первоисточникам.

Следующий этап работы - определение идеи или основной гипо­тезы. Естественно, что в общем виде она уже сформирована, тем не менее ее стоит проанализировать еще раз. В идеале, в статье должен быть задан один вопрос и содержаться такой объем информации, ко­торый позволяет исчерпывающе на него ответить. Сформулируйте рабочие гипотезы, продумайте весь возможный спектр ответов на ос­новной вопрос статьи: и те, которые вы собираетесь доказать, и те, которые намерены опровергнуть.

Структура научной статьи

Структура научной статьи включает не только сам текст с основным содержанием, но и другие обязательные элементы, среди которых:

Заголовок статьи,

Аннотация,

Ключевые слова,

Основной текст статьи,

Библиографический список.

Заголовок статьи должен отражать содержание статьи, тематику и результаты проведенного научного исследования. Название научной статьи должно кратко и точно суммировать исследование. В заголовок статьи необходимо вложить как информативность, так привлекательность и уникальность научного творчества автора. Но не стоит увлекаться, чтобы название только привлекало внимание, избегайте использования вводящих в заблуждение или сенсационных заголовков.

Сведения об авторах статьи должны содержать ученое звание, ученую степень, место работы, учебы, контактные данные. Сведения научных консультантов также перечисляются как авторы. Обычно мы видим одного или двух-трех авторов книги или статьи. Но у этих статьей может быть до десяти авторов. Естественно, что не все они писали одновременно рукопись. Такое авторство и место в списке отражает распределение участия и объема прав на исследование. Ученый, стоящий в начале списка, выполнил большую часть работы, описанной в статье.

Аннотация краткая характеристика назначения, содержания, вида, формы и других особенностей статьи. Аннотация должна отражать основные и ценные, по мнению автора, этапы, объекты, их признаки и выводы проведенного исследования. Рекомендуемый объем аннотации – 300-500 знаков. О том, как подготовить аннотацию научной статьи, можно ознакомиться в разделе методической помощи.

Ключевые слова – набор слов, отражающих содержание текста в терминах объекта, научной отрасли и методов исследования. Рекомендуемое количество ключевых слов – 5-7, количество слов внутри ключевой фразы – не более 3. О том, как подобрать ключевые слова к научной статье, можно ознакомиться в разделе методической помощи.

Основной текст статьи излагается в определенной последовательности его частей. Можно выделить два вида внутренней организации текста научной статьи. Первый вид часто используется в российских научных журналах. Он достаточно прост и включает в себя:

1) введение,

2) основную часть,

3) выводы.

В зарубежных научных журналах, особенно в англоязычных, в статье требуют четко выделять следующие составные части:

1) введение (Introduction),

2) материалы и методы (Materials and Methods),

3) результаты (Results),

4) обсуждение и заключения (Discussion and Conclusions).

Приведенные части в зарубежных научных журналах требуют выделять соответствующими подзаголовками и излагать в данных разделах релевантную информацию.

Оба вида структур научной статьи схожи по основной конструкции и включают три основных блока: введение, основная часть, выводы.

Введение (Introduction) Прежде всего необходимо ввести читателя в курс дела. Во введении автор знакомит с предметом, задачами и проведенными этапами исследования. Введение предназначено, чтобы позволить читателя понять гипотезу авторов и средства ее проверки.

В научной статье должно излагаться личное авторское исследование. Но очень важно в самом начале показать, что авторы знают об исследованиях, которые выполнены учеными перед ними и как вновь полученные результаты вписываются в имеющиеся знания. Поэтому во введении необходимо отразить результаты предшествующих работ ученых, что им удалось, что требует дальнейшего изучения, какие есть альтернативы.

Освещение библиографии позволит отгородиться от усмотрения в Вашей работе признаков заимствования и присвоения чужих трудов. Любое научное изыскание опирается на предыдущие открытия ученых, поэтому обязательно ссылаться на те источники, из которых Вы берете информацию. Только при наличии таких ссылок статья становится пригодной для погружения в проблематику освещаемого исследования.

Во введении необходимо также описать методы исследования, процедуры, оборудование, параметры измерения, и т.д., чтобы можно было оценить и/или воспроизвести исследование. Обратите внимание, что в англоязычных журналах эти данные выделяются в раздел Материалы и методы (Materials and Methods) . Здесь же авторы приводят допущения и отклонения, а также процедуры, используемые для их уменьшения.

Основная часть статьи Научная статья должна отображать не только выбранный инструментарий и полученные результаты, но и процесс самого исследования или последовательность рассуждений, в результате которых получены теоретические выводы. В научно-практической статье необходимо описать стадии и этапы экспериментов или опытов, промежуточные результаты и обоснование общего вывода в виде физического или статистического объяснения.

Необходимо также изложить данные об опытах с отрицательным результатом. Здесь как нигде уместно заявить, что «Отрицательный результат тоже результат». Затраченные усилия исключают проведение аналогичных испытаний в дальнейшем и сокращают путь для следующих ученых. Следует описать все виды и количество отрицательных результатов, условия их получения и методы его устранения.

Проводимые исследования предоставляются в наглядной форме, причем не только экспериментальные, но и теоретические. Это могут быть таблицы, схемы, графические модели, графики, диаграммы и т.п. Формулы, уравнения, рисунки, фотографии и таблицы должны иметь подписи или заголовки. При их оформлении рекомендуется следовать положениям ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 7.32-2001, которые рекомендуется применять по аналогии в частях, посвященных регламентируемым вопросам.

Выводы (Результаты; Results) В данной части собираются тезисы основных достижений проведенного исследования. Они могут быть представлены как в письменной форме, так и в виде таблиц, графиков, чисел и статистических показателей, характеризующих основные выявленные закономерности. Выводы должны быть представлены без интерпретации авторами, что служит двум целям: во-первых, дает другим ученым возможность оценить качество самих данных, и во-вторых, позволяет другим давать свою интерпретацию результатов.

Во многих статьях в разделе Выводы авторы приводят интерпретацию полученных результатов в соответствии с поставленными задачи исследования. Обратите внимание, что в англоязычных журналах эти данные выделяются в раздел Обсуждение и заключения (Discussion and Conclusions) . В этой части статьи авторы излагают значение их работы прежде всего с субъективной точки зрения. Они могут интерпретировать полученные результаты на основе объединения своего опыта, базовых знаний и научного потенциала, приводя несколько возможных объяснений.

Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте статьи другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. О том, как правильно оформить библиографическую ссылку в научной статье, можно ознакомиться в разделе методической помощи.

Библиографический список имеет самостоятельное значение в качестве библиографического пособия. О том, как правильно оформить библиографический список к научной статье, можно ознакомиться в разделе методической помощи.

Общие требования к оформлению научной статьи

Требования по оформлению научной статьи могут отличаться кардинально, в зависимости от журнала (ВАК). Поэтому, необходимо уточнять требования (как правило, выложены на сайте издания) перед отправкой статьи на публикацию в научный журнал.

На основании нашего опыта, чаще всего при написании научной статьи исходят из следующих требований

Научная статья, должна иметь ограниченный объем (7-10 страниц машинописного текста, формат страницы - А4, книжная ориентация, поля 2,5 см со всех сторон, Times New Roman, цвет - чёрный, размер шрифта -14; 1,5 интервал), ссылки в квадратных скобках.

Общие принципы построения научной статьи могут варьироваться в зависимости от тематики и особенностей проведенного исследования. При написании научной статьи, особенно для публикации исследования в журнале из перечня ВАК, необходимо придерживаться следующей структуры изложения: Заглавие , Аннотация , Ключевые слова , Основной текст статьи , Литература .

Кроме того, раздел Основной текст статьи может подразделяться на Вводную часть, Данные о методике исследования, Экспериментальную часть, Выводы . Эти подразделы выделять в тексте совсем не обязательно. Желательно, чтобы логика изложения в статье была приближена к указанной структуре.

· Заглавие статьи, указание Фамилии, Имени, Отчества (полностью) автора и названия учебного заведения или научной организации, в которой выполнялась работа, специальности автора.

· Аннотация . Описывает цели и задачи проведенного исследования, а также возможности его практического применения, что помогает быстрее уловить суть проблемы. (2-3 предложения), на русском и английском языках.

· Ключевые слова (3-5 слов), на русском и английском языках.

· Вводная часть и новизна. Значение исследуемых научных фактов в теории и практике. В чем новое решение научной задачи.

· Данные о методике исследования. Собственное научное исследование, предыдущие исследования (по теме статьи), статистика и т.п. – использованные автором в данной статье. Наличие рисунков, формул и таблиц допускается только в тех случаях, если описать процесс в текстовой форме невозможно. Если статья теоретического характера, приводятся основные положения, мысли, которые будут в дальнейшем подвергнуты анализу.

· Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных или сравнение теорий. По объему – занимает центральное место в вашей статье.

· Литература. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 или ГОСТ Р 7.0.5-2008. НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ: SNOSKA.INFO - он-лайн ресурс, с помощью которого можно быстро оформить основные типы источников согласно ГОСТа. В тексте ссылки нумеруются в квадратных скобках, номер указывает на источник в списке литературы. В статье, рекомендуется использовать не более 10 литературных источников.

Виды научных статей

Само наименование – научная статья – полноценно характеризует ее содержание и основную цель изложения: описание результатов научных исследований. В то же время, цели самой научной деятельности разные, соответственно им выделяют виды научных статей.

1. Научно-теоретические статьи – посвящены теоретическому поиску и объяснению закономерностей изучаемых явлений. Теоретические статьи являются базой для проведения любого исследования. Нередко путем только теоретических рассуждений открывались фундаментальные законы, которые затем подтверждались опытами и экспериментами. Есть области, где только теоретические методы позволяют раскрыть сущность интересующего объекта.

2. Научно-практические статьи - посвященные научным экспериментам и реальному опыту. В них описываются методы проведения экспериментов либо средства наблюдения и фиксации наблюдаемых явлений. Обязательной частью такой статьи является изложение результатов и их объяснение, полученное в процессе непосредственного соприкосновения и воздействия на объект исследования.

3. Научно-методические статьи – посвящены обзору процессов, методов, инструментов, позволяющих добиваться научных или прикладных задач. Нередко формированию новой методики предшествует полноценная научная работа, результаты которой позволяют создать более точную методику на основании вновь выявленных закономерностей. Поэтому нередко тематики диссертаций посвящены разработкам методики (механизма, инструментария и т.п.). Подобные статьи в последствии кладутся в основу справочных сборников.

Определения Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой – либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).

Эссе - самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развёрнутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме. По форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросно- ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте. Отличительные особенности стиля эссе: образность, афористичность, парадоксальность. Для эссе характерно использование разнообразных средств художественной выразительности: метафор, аллегорических и притчевых образов, символов, сравнений и других.

Что такое эссе

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции , выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

· эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

· как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Важно написание эссе и для молодого специалиста.

То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Наиболее актуальной темой для эссе молодого специалиста является тема "Я и моя карьера". Тематика эссе дана для того, чтобы комиссии (работодателю) было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь такого результата - писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

2.мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

· вступление

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1.Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2.Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3.Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:

1.Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:

o отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?

o в чем проявилось это качество?

2.О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

o что заставило меня заняться этим видом деятельности?

o почему я продолжал(ю) заниматься этим?

3.О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

o почему мне запомнилось именно это событие?

o изменило ли оно меня как личность?

o как я на это отреагировал?

o было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

4.О каждом человеке, которого вы упомянули:

o почему я назвал именно этого человека?

o стремлюсь ли я стать таким как он?

o какими его качествами я восхищаюсь?

o было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

o пересмотрел ли я свои взгляды?

5.О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

o почему мне это нравится или не нравится?

o повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

6.О каждой вашей неудаче:

o чему я в результате научился?

o что полезного я вынес из этой ситуации?

Классификация эссе

С точки зрения содержания эссе бывают:

· философскими,

· литературно-критическими,

· историческими,

· художественными,

· художественно-публицистическими,

· духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

· рецензии,

· лирической миниатюры,

· заметки,

· странички из дневника,

· письма и др.

Различают также эссе:

· описательные,

· повествовательные,

· рефлексивные,

· критические,

· аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

· личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

· эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе молодого специалиста на определенную тему принадлежит ко второй группе.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

1.Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2.Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3.Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4.Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5.Склонность к парадоксам.

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6.Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7.Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе

· Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

· Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

· Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

· В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика , адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

1. Плохая проверка.

Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":

"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".

"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".

2. Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей.

Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

3. Многословие.

Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.

4. Длинные фразы.

Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

5. Не перегружайте эссе.

При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

Проверка эссе

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову".

При проверке эссе, прежде всего, обратите внимание наследующие важные моменты:

1.Прежде всего, важно помнить, что эссе - жанр субъективный , поэтому и оценка его может быть субъективной. Не стоит ориентироваться на всю массу работодателей.

2.Представленные данные:

Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании эссе вы будете иметь в виду следующее:

Ответил ли я на заданный вопрос?

Насколько понятно и точно я изложил свои мысли?

Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок?

Убедитесь также в том, что вы:

o Продемонстрировали свое желание строить свою карьеру в определенном направлении.

o Были "нацелены" на построение карьеры в определенной области.

o Включили в рассказ от одного до трех качеств, сильных сторон, характерных особенностей, которые выделяют вас из массы других кандидатов.

o Представили хотя бы один веский аргумент в пользу того, чтобы работодатель пригласил вас в свой бизнес.

3.Навыки общения / письменной речи.

Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Консультант по вопросу отбора специалистов говорит: "Ваше эссе не должно характеризовать вас как будущего писателя или филолога, вы - будущий лидер, управляющий. Для успеха в бизнесе важно умение хорошо презентовать свои идеи, а способность выразить их на бумаге есть у тех, кто легко общается с другими людьми".

Плохо написанное (представленное) эссе не будет способствовать тому, чтобы вас приняли в бизнес.

4.Образ реального человека.

Экспертная комиссия (работодатель) хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, опыт работы, но и характер кандидата. "Мы ищем в документах нечто неуловимое, что не могут показать цифры, поэтому надеемся найти это в эссе. Ни в коем случае не упускайте возможность рассказать нам о себе в своих эссе. Это поможет нам убедиться в том, что мы рассматриваем кандидатуру вполне реального человека, а не просто сумму различных показателей".

Здесь важно следующее - быть честными, искренними, неповторимыми, т. е. быть

Главная цель научной публикации — познакомить научное сообщество с результатами исследования автора, а также обозначить его приоритет в избранной области науки.

Научная статья представляет собой краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и определения его значения для развития данной области науки. В нем должно содержаться достаточное количество ин­формации и ссылок на ее источники, чтобы коллеги сами смогли оце­нить и проверить результаты работы.

В статье следует четко и сжато изложить современное состояние вопроса, цель и методику исследования, результаты и обсуждение по­лученных данных. Это могут быть результаты собственных экспери­ментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.

В работе, посвященной экспериментальным (практическим) ис­следованиям, необходимо описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Желательно, чтобы результаты работы были представлены в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При написании статьи следует соблюдать правила построения на­учной публикации и придерживаться требований научного стиля ре­чи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных чита­телями.

Основные признаки научного стиля — объективность, логичность, точность .

Для соблюдения требования объективности научной речи нельзя допускать использования в научной статье эмоциональных высказы­ваний и личных оценок.

Логичность подразумевает жесткую смысловую связь на всех уровнях текста: информационных блоков, высказываний, слов в пред­ложении. Требования соблюдения смысловой точности и логичности необходимо придерживаться при построении абзаца. В частности, предложение, которое его открывает, должно быть тематическим, то есть содержать вопрос или краткое вступление к изложению данных. В следующих предложениях абзаца излагается конкретная информа­ция — данные, идеи, доказательства. Завершается абзац обобщением сказанного — предложением, которое содержит вывод. Важным ус­ловием понимания прочитанного является простота изложения, по­этому в одном предложении должна содержаться только одна мысль.

Необходимость соблюдать требование точности проявляется в том, что значительное место в научном тексте занимают термины. Однозначность утверждений достигается их правильным употребле­нием. Для этого автору нужно следовать определенным правилам:

  • использовать общеупотребительные, ясные и недвусмысленные термины;
  • при введении нового, малоупотребительного термина обязатель­но объяснить его значение;
  • не употреблять понятие, имеющее два значения, не указав, в ка­ком из них оно будет применено;
  • не применять одного слова в двух значениях и разных слов в од­ном значении;
  • не злоупотреблять иноязычными терминами, если в русском язы­ке существуют их эквиваленты.

В начале работы над статьей необходимо поставить перед собой следующие вопросы.

1. Какова основная цель статьи? Следует четко определить:

— описываете ли вы новые результаты исследований (в таком слу­чае это будет экспериментальная статья);

— делаете ли обзор литературы или крупной темы (здесь важно показать авторское, критическое, отношение к рассматриваемому ма­териалу, в такой статье необходимы анализ и обобщение).

2. В чем состоит отличие статьи от других исследований по дан­ной теме, ее новизна? Следует определить:

— какой вклад в науку делает публикация;

— какое отношение имеют представленные результаты к другим исследованиям в этой области;

— был ли этот материал издан ранее.

3. Где будет опубликована статья, на кого она ориентирована? Пе­ред тем как высылать статью редакционной коллегии журнала, в ко­тором вы планируете публиковаться, желательно ознакомиться с «Правилами для авторов», чтобы с самого начала придерживаться требований редакции конкретного журнала. В журналах, рецензируе­мых ВАК, необходимо публиковать эмпирический материал (анализ), положения заключительных частей диссертационного работы, где представлены собственные исследования, наработки автора, а не об­зор литературных источников по проблеме исследования.

Нужно заранее знать, кому адресована статья. Автор должен напи­сать новое, еще не известное так, чтобы оно стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Наиболее трудные места работы необходимо разъяснять. Если же статья является развитием уже из­вестных работ (и не только самого автора), нет смысла пересказывать их, а лучше адресовать читателя к первоисточникам.

Следующий этап работы — определение идеи или основной гипо­тезы. Естественно, что в общем виде она уже сформирована, тем не менее ее стоит проанализировать еще раз. В идеале, в статье должен быть задан один вопрос и содержаться такой объем информации, ко­торый позволяет исчерпывающе на него ответить. Сформулируйте рабочие гипотезы, продумайте весь возможный спектр ответов на ос­новной вопрос статьи: и те, которые вы собираетесь доказать, и те, которые намерены опровергнуть.

Как писать научные статьи и тексты

Зачем писать тексты научно?

  1. Умение излагать свои мысли стройно и ясно, придерживаясь выбранного стиля – признак профессионализма .
  2. Бездарно и бездумно написанный научный текст – признак того, что автору безразличен результат. Жаргонные/газетные обороты, грамматические, синтаксические и пунктуационные ошибки, плохое оформление, отсутствие поясняющих формул и иллюстраций – всё это является признаком того, что автор писал текст либо по принципу «накалякать и забыть», либо такой стиль и является потолком возможностей автора.
  3. Есть мнение, что способ изложения коррелирует со способом мышления. Если в устной речи ещё можно что-то списать на волнение, отсутствие ораторских способностей, опыта выступлений и т.п., то в письменной речи оправданий халатности и глупости нет . Если вы чётко и ясно мыслите, вы чётко и ясно пишете. Если вы наращиваете свой словарный запас, учитесь строить сложные синтаксические конструкции, пробуете логически организовать множество мыслей в связанный стройный текст – вы точно также приводите в порядок своё мышление. Вы умнеете.
  4. Грамотное оформление текста – прекрасный способ показать, что вы умны и серьёзно отнеслись к поставленной задаче .

Как писать тексты научно?

a) Определиться с темой. Правильно выбранная и сформулированная тема определяет весь дальнейший процесс написания текста. Тема – это предельно сжатое отражение предметной области, в рамках которой вы пишете текст. Тема определяет терминологию, степень детализации определений и рассуждений, ссылки на внешние информационные источники, количество и сложность «дополнительного материала» (формул, таблиц, иллюстраций). Она определяет весь стиль текста. Например, сложно с темой «Система управления контентом» написать выпускную работу в научном стиле. Совсем другое дело, когда тема звучит как «Программное средство управления информационным наполнением и структурой интернет-ресурса».

б) Определиться с объёмом материала. Если это тезисы доклада на 1-2 страницы – нужно будет «вжать» туда самую суть, только суть и ничего, кроме сути. Если это статья на 5-10 страниц, уже можно позволить себе более подробное изложение, больше «дополнительного материала». Если это бакалврская работа, то здесь появляется достаточно сложная структура разделов и глав, аналитическая часть, выводы, описание собственных разработок, экспериментальных исследований и т.п.

в) Почитать хотя бы какие-нибудь примеры научных текстов. Да, писать такие тексты нигде специально не учат, но всё равно есть те, кто их писать умеет. Возьмите какой-нибудь научный журнал по профилю вашей темы, поищите материалы соответствующих конференций и т.п.

г) Многократно перерабатывать текст. Да, со временем вы научитесь писать научный текст сразу, «с первого захода». Со временем. А пока пишите текст в несколько этапов: сначала – как получится (можно ), а затем всё более и более его «онаучивая» (корректируя формулировки и саму структуру текста, добавляя таблицы и формулы).

д) Используйте метод «от противного». Если вы читаете некоторый фрагмент своего текста и понимаете, что он прекрасно смотрелся бы в популярной «околоайтишной газете» – значит, этот фрагмент требует переработки. Вы ориентируетесь не на аудиторию из подростков и «отдалённо приближенных к компьютеру людей», вы ориентируетесь на специалистов, которых не нужно завлекать куда-то выражениями наподобие «восхитительная скорость», «потрясающий геймплей», «революционное решение» и т.п.

е) Помните, что вы не пишете художественное произведение. Даже если вы настолько восхищены описываемой идеей, что не можете усидеть на месте, в научном тексте выражение, например, «потрясающая реализация» смотрится куда хуже, чем «реализация, соответствующая широкому спектру требований к качеству».

ж) Старайтесь избегать технического жаргона и калькированного перевода тех слов, для которых существуют адекватные аналоги в русском языке. Даже такие «устоявшиеся» жаргонизмы как «винчестер», «свитч» и т.п. плохо смотрятся в научном тексте.

з) Не объясняйте очевидное. Вы не пишете учебник для младшей школы. Если вы ссылаетесь на общеизвестные технологии, методологии, алгоритмы, методы и т.п., просто укажите, как именно вы их применили. Не разъясняйте их суть, если это не необходимо.

и) Старайтесь писать «не слишком длинные и не слишком короткие предложения». Конечно, это проще сказать, чем сделать, однако стремиться к этому следует. К сожалению, даже среди «профессиональной аудитории» многие плохо воспринимают длинные, сложноподчинённые предложения в несколько строк. Разбивайте их на отдельные фразы. В то же время «коротенькие предложеньица» в 3-5 слов тоже смотрятся коряво. Ищите золотую середину.

к) Помните о структуре повествования. Она такова: введение, формулировка проблемы или задачи, необходимая теория по теме, предлагаемое вами решение и его теоретическое обоснование, практическое исследование и выводы, заключение.

л) Анализ требует вывода. Если вы назвали главу (или часть статьи) «Анализ (чего-то)», то в конце обязательно должен быть какой-то вывод. Иначе – чего ради был этот анализ?

м) Помните о математике. Матаппарат и его проявление в виде формул прекрасно «онаучивает» любой текст. Возражения о том, что «сюда нельзя применить математику» не принимаются. Просто пара примеров: навигация по сайту – это теория графов, поиск – теория множеств, многопоточность и иже с ней – теория массового обслуживания.

н) Используйте графический материал. Алгоритм намного нагляднее смотрится в виде т.н. «блок-схем», числовые данные хорошо смотрятся в таблице или в виде графика (или диаграммы).

Примеры научного стиля с пояснениями

При написании научных текстов следует придерживаться следующих принципов:

1) Следует писать в безличной форме

ПЛОХО : Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». Так писать НЕЛЬЗЯ.
ХОРОШО : Следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.

2) Следует избегать «повседневных примеров»

ПЛОХО : «Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт», «предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств», «использование разработанного ПС для конечного пользователя – не сложнее работы в MS-Word».
ХОРОШО : «В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна», «сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений», «упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…», «в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…»

3) Следует избегать «беседы с читателем»

ПЛОХО : «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое Интернет?»
ХОРОШО : Таких выражений просто не должно быть.

4) Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов

У каждого жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно «синтезировать» на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).

ПЛОХО : «Админка», «движок», «залогиниться».
ХОРОШО : «Интерфейс администратора», «ядро приложения», «пройти авторизацию».

7) Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

ПЛОХО : «Предлагаемый подход заключается в…»
ХОРОШО : «Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…»
ПЛОХО : «Итак, исследование показало…»
ХОРОШО : «Результат исследования. Основным результатом исследования является…»

Выводы

«Идеального способа написания научных текстов», к сожалению, просто не существует. Любой текст можно подвергнуть критике. Однако некоторые тексты такую критику выдерживают, а некоторые – нет. Дальнейшие выводы делайте сами.

Составлено на основе материалов с сайтов:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь