Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Научный стиль.

Дать общую характеристику научного стиля.

К научному стилю относится такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции. Выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля. Самой общей чертой этого стиля речи является логичность изложения.

Все части в нём жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем и. т., а также вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно. и т.д.

Другим типичным признаком научного стиля является точность, которая достигается тщательным подбором слов, использование слов в их прямом значении, широком употреблении терминов и специальной лексики.

Отвлечённость и обобщённость пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить, нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики. Таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Для научного стиля характерно мн. число от абстрактных и вещественных сущ.: длины, величины, частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, широко употребляются глаголы несов. вида; преобладают местоимения 3-го лица, частое употребление кратких прилагательных.

Объективность- тоже признак научного стиля. В научном стиле недопустимо личное. Субъективное мнение, в нём не принято использовать местоимение Я и ГЛАГОЛЫ В ПЕРВОМ ЛИЦЕ ЕД. ЧИСЛА. Здесь чаще всего используются предложения неопределённо- личные, безличные, определённо-личные.

Лексические особенности научного стиля

Главное назначение научного стиля- обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны имена сущ. .

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор и т. д.;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

Термин - это слов или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие.

Достоинствами термина являются: КРАТКОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫХ СЛОВ, МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ХАРАКТЕР ЗНАЧЕНИЯ термина.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном стиле практически не используются глаголы в 1-м и во 2-м лице ед. числа. Часто используются в научном стиле отглагольные существительные.

Синтаксические особенности научного стиля речи.

В научной речи:

а) предложения более сложные;

б) широко используются причастные и деепричастные обороты;

в) вводные слова выражают логическую связь между частями текста;

г) преобладает прямой порядок слов;

д) используются цепочки родительных падежей;

е) практически отсутствуют обороты разговорной речи;

ж) широко используются сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия.

Основной тип речи - рассуждение и описание.

Вопросы для беседы:

    Назовите характерные черты научного стиля речи.

    В чём его отличие от других стилей?

    Что общего у научного стиля с другими стилями речи? С какими именно?

    Расскажите об особенностях лексики научного стиля речи, приведите примеры.

    Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляются к ним?

    Расскажите о морфологических особенностях научного стиля.

    В чём особенности синтаксиса этого стиля?

    Какой основной тип речи представляют тексты, относящиеся к научному стилю речи?

Официально- деловой стиль.

Дать общее понятие об официально- деловом стиле.

Официально- деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные стилевые черты:

а) точность,

б) неличный характер,

в) стандартизованность, стереотипность построения текста,

г) долженствующее- предписываемый характер.

ТОЧНОСТЬ проявляется в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетирменологической лексики.

НЕЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР деловой речи: отсутствуют формы глаголов 1-го и2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределённо- личном значении. Часто употребляются собирательные существительные: выборы, граждане.

СТАНДАРТИЗОВАННОСТЬ характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, в законную силу и т. д.

ПРЕДПИСЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ДЕЛОВЫХ ДОКУМЕНТОВ побуждает к использованию неопределённой формы глагола, иногда цепочек глаголов- взаимосвязанных инфинитивов: необходимо решительно устранять и т.д.

Общие признаки официально- делового стиля.

В лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;

В морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в протоколах собраний, распоряжениях, актах), кратких прилагательных, большого количества отымённых предлогов и союзов (в связи, согласно, в силу того что); отглагольных существительных в форме род. падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова);

В синтаксисе: осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).

В официальных документах почти отсутствует повествование и описание.

Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.

Жанры официально- делового стиля: характеристика, автобиография, доверенность, объяснительная записка, заявление.

Вопросы для проверки знаний учащихся:

    Назовите основные признаки официально- делового стиля речи.

    В чём отличие от других стилей речи?

    Что общего у официально делового стиля и научного стиля речи?

    Расскажите о лексических, морфологических, синтаксических и стилистических особенностях официально- делового стиля речи.

    Какие жанры официально- делового стиля речи вы знаете? Расскажите о них.

Публицистический стиль речи.

Основные признаки публицистического стиля.

ЦЕЛЬ публицистического стиля – информирование. Передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём- либо, внушением ему определённых идей, взглядов. Побуждением его к определённым поступкам, действиям.

Жанры публицистики- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Сфера употребления публицистического стиля речи- общественно- экономические, политические, культурные отношения.

Для публицистического стиля речи характерны

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

оценочность,

призывность

и соответствующие им языковые средства.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение:

Выдвигается важная общественная проблема,

Анализируются и оцениваются возможные пути её решения,

Делаются обобщения и выводы,

Материал располагается в строгой последовательности,

Используется общенаучная терминология.

Важнейшие требования, предъявляемые к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

К публицистическому стилю относятся речь защитника и обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Портретный очерк

Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками.

Внешний портрет- это не только описание лица. Рук, цвета глаз, волос, причёски. Одежды. Это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке.

«Внутренний портрет» -это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изображаемо человека, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные эпизоды из его жизни.

Проблемный очерк

В центре проблемного очерка социально значимые проблемы: политические, экономические, морально- этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами. Очерк такого типа носит полемический характер. Он строится по типу рассуждения.

Устное выступление

Каждому нужно уметь выступать на собрании, а может быть, с лекциями и докладами. Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям- заставить их почувствовать заинтересованность выступающего.Только тогда будет интересно слушать.

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления-речи, доклады.

Главная задача устного выступления - это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно- политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.

Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придётся выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью- то статью, речь или книгу.

Что поможет успешно выступить?

    К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться, а это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чём говорить, какие факты, примеры использовать, ан какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и предложения).

    Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чём убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

    Надо отстаивать своё мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все.

    Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

    Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своём выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

    Вся речь, особенно её начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом всё время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

    Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждением, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях- посредством жестов, скупых, но выразительных.

    Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; Основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключения.

    Постарайтесь по этому плану предварительно продумать всё своё выступление, а затем наедине или перед кем - либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов. Заранее прорепетировав своё выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлечённости тем, о чём говорит, и убеждённости в том, что говорит, умения общаться с публикой.

Разговорный стиль речи

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно- разговорной речи носителей литературного языка. РЯ сложился в городской среде, он лишён диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

РС представлен как в устной, так и в письменной форме- записками, частными письмами.

Сфера РСР - сфера бытовых отношений, профессиональных (устная форма).

Общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен диалог.

Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников- всё это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковой объём высказывания, упрощать его форму.

Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля:

    В лексике и фразеологии - слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно- эмоциональной окраской. Ограничены: абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая лексика; книжные слова. Однако подавляющее количество слов - общеупотребительные, нейтральные.

    Синонимика (чаще ситуативная).

    Словообразовательные особенности разговорного стиля с её экспрессивностью и оценочность. Широко употребительны суффиксы оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.

    Образование прилагательных оценочных значений (глазастый, худющий), глаголов (пошаливать, здороветь).

    Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой- пребольшой).

    В морфологии: Нет преобладания сущ. Над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще. Чаще употребляются личные местоимения и частицы. Весьма употребительны притяжательные прилагательные. Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные. Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Ивановичу), не склонять составные числительные (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАНе).

    Разнообразны временные значения глагола. Широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух).

    Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения. Порядок слов в предложении свободный.

В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи. Н - р: Люди как люди; Дождь так и льёт.

Подберите из любой газеты текст, в котором неоправданно используется грубая разговорная лексика. Отредактируйте его.

Художественный стиль речи

Стилистика художественной литературы имеет предметом своего исследования все элементы стиля художественного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления и т. д., т. е. способы индивидуального или канонизированного целой писательской школой применения разнообразных средств общего языка.

ХСР выделяется не всеми учёными, и рассматривается он в основном как язык ХЛ.

ХСР отличается образностью, широким использованием изобразительно- выразительных средств языка.

В ХСР используются и средства других стилей, в особенности разговорного. Однако все эти средства в ХСР подчиняются основной его функции- эстетической.

ХСР предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально- эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественные произведения, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам денного ХС.

Язык ХЛ всегда считался вершиной ЛЯ. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота- в произведениях ХЛ, и всё это достигается художественными средствами языка.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны.

ТРОПЫ- оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

К средствам художественной выразительности относятся также РИТМ, РИФМА, ИНТОНАЦИЯ.

Практический материал

для учащихся

(фрагменты )

Функциональные стили языка

(урок-тренинг, см. таблицу на отдельном файле).

Стиль – это система языковых средств и форм, используемых в конкретной сфере общения.

Основой для выделения стилей является:

    Сфера человеческой деятельности;

    Особая роль говорящего;

    Специфическая роль адресата;

    Цель говорящего;

    Использование той или иной формы речи;

    Вид речи;

    Тип речи;

    Жанр речи;

    Общие стилевые черты;

    Типичные для стиля языковые средства.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Из учебника по физике (химии, биологии) выберите три небольших фрагмента (по 15-20 строк) и примерно такие же по объёму фрагменты текста изучаемого художественного произведения.

    Определите, какие части речи и их грамматические формы чаще всего встречаются в выбранных вами фрагментах научного текста и художественного.

    проанализируйте форму глаголов и выражаемые ею грамматические значения в тех и других текстах.

    Выберите из текстов словосочетания, в состав которых входит прилагательное. В чём особенность прилагательных в текстах научного и художественного стилей?

    выберите обороты с характерными для научной речи предлогами и союзами, сравните их с оборотами художественной речи, содержащими предлоги и союзы.

На основе сравнительного анализа этих текстов ответьте на следующие вопросы:

    чем вы объясните более частое употребление существительных в текстах одного стиля по сравнению с текстами другого стиля?

    Какие формы глагола передают субъектные переживания, просьбу? В каком стиле речи они нужны? Какие глагольные формы чаще используются в научном стиле? Почему? Приведите примеры. Какие формы глагола в научном стиле используются очень редко? Почему?

    Каково значение форм настоящего времени в научном тексте? Имеет ли оно значение «сейчас, в данный момент» или значение «всегда, всякий раз, постоянно», т.е. вневременное значение? А значение будущего времени? Почему именно такое значение имеют здесь формы настоящего-будущего времени глагола? Объясните, разберите примеры.

    Что, какие процессы и явления обозначают безличные глаголы в научном тексте?

    Часто ли встречаются в художественном тексте отглагольные существительные? А в научном? Как вы полагаете, почему?

    В чём вы видите назначение прилагательных в научном и художественном текстах?

    Охарактеризуйте предлоги и союзы в выбранных фрагментах художественного и научного стилей речи.

    Какова роль имён числительных и местоимений в текстах разных стилей, в частности, в тех, что проанализированы вами7 Где они чаще используются и почему?

    Определите значение вводных слов в текстах разных стилей: передают ли они чувства, внутреннее состояние человека или же указывают на порядок мыслей, на их связь.

Вопросы для повторения (публицистический стиль):

    Назовите характерные признаки публицистического стиля речи.

    Расскажите, что общего у публицистического стиля речи с художественным стилем.

    Какие жанры публицистического стиля вы знаете? В чём их своеобразие?

    Расскажите о лексических, морфологических и синтаксических особенностях публицистического стиля речи.

    Что такое путевой очерк? Приведите примеры.

    В чём отличие портретного очерка от портретной характеристики от портретной характеристики в художественном произведении?

    Расскажите. Что вы знаете о проблемном очерке?

    Какой тип речи представляют тексты, относящиеся к публицистическому речи?

    Расскажите об особенностях языка стиля газеты.

    Что такое диспут, дискуссия, полемика. Спор? Каковы требования, предъявляемые к их участникам, сточки зрения содержания и логики высказываний, языка, коммуникативных способностей говорящего, нравственных норм.

Путевой очерк (практикум)

Документальность,

Достоверность, фактов,

Событий, о которых идёт речь.

Даются зарисовки природы, быта людей.

Прочитайте отрывок из путевого очерка В. Распутина. Как соотносится название, эпиграф и тема очерка? Какие особенности языка текста дают возможность отнести его к публицистическому стилю речи?

Поле Куликово

Опять на поле Куликовом

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

Весь день то дождь хлестал, то снег, небо в непривычной для меня степной стороне, ничем не поддерживаемое, сходилось с землёй совсем близко, и в серой мгле трудно было что- то рассмотреть. Мы ехали с юга, откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красной Мечи, доколе гнали их русские ратники, мы остановились и долго глядели на тёмную воду и на берега, спрашивая, помнят, ведают славу они или нет. Но изрытые, истерзанные машинами берега едва ли что помнили… И мы поехали дальше, в сердце этой славы и памяти, куда с самого начала и правили, для чего затеяли эту поездку. И то, что получилась она с обходом, с порядочным кругалём, вышло даже хорошо: в старых русских городах, прежде громких, в истории нашей памятных, сбережённых удачей и надеждой и для последующей памяти, в городах, напоминающих в долгом и трудном пути русской судьбины стоптанные башмаки со сверкающими новыми набойками

Мы подворачивали к часовенкам и камням над братскими могилами, останавливались перед досками с великими именами и заходили в открытые, работающие музеи и в святыни, ждущие своего восстановления, все эти дни мы будто бы проходили необходимую душевную подготовку, или, лучше сказать, посвящение перед главной встречей, чтобы позволить нам за кратким сегодняшним мигом и верхним слоем земли увидеть и почувствовать нечто большее, чем могут вместить обычные впечатления….

    Укажите, какими смысловыми отношениями связаны предложения в тексте.

    Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.

    Найдите изобразительные средства, использованные автором при написании очерка, выпишите примеры.

    Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в котором вам довелось участвовать. Опишите увиденное во время пути, расскажите о встрече с интересными людьми, отметьте их характерные черты; выразите своё отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.

    требования к уровню подготовки учащихся с указанием... стажем. Пояснительная записка государственного образовательного стандарта основного общего...

  1. Всоответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебны

    Документ

    Об используемом учебно-методическом комплекте; требования к уровню подготовки учащихся с указанием... стажем. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

  2. Лекция Организация строительства. Всоответствии со снигт 01. 01-85 к обязательной документацией, регламентирующей организацию строительства, относятся: проект организации строительства (пос)

    Регламент

    Проекта в соответствии с требованием стандартов к оформлению чертежей. ... -технических актов, содержащих государственные требования охраны труда и промышленной... производственных объектов; д) пояснительной записки , содержащей необходимые обоснования...

  3. Бабайцева В. В., Пичугов Ю. С., Никитина Е. И. «Русский язык. 9 класс»

    Пояснительная записка

    ... Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта ... результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, ... текст на основе исходного всоответствии с заданной темой...

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

С наиболее общими признаками научного стиля речи вы уже знакомы. Теперь остановимся более подробно на его харак­терных особенностях. Итак, к научному стилю речи относит­ся такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сбор­никах, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, вы­ступления на научных конференциях и совещаниях также являют­ся образцами научного стиля речи.

Самой общей специфической чертой этого стиля речи явля­ется логичность изложения. Этим качеством должно обла­дать любое связное высказывание. Но научный текст отли­чается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; вы­воды вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существи­тельных, часто в сочетании с указательным местоимением. На по­следовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следователь­но, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точ­ность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщатель­ным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В науч­ном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каж­дый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстракт­ные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В та­ких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, каче­ство, закон, число, предел; нередко используются формулы, сим­волы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схе­мы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Филолог должен внимательно. ... т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художествен­ной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.). Слово науки - однозначно и терминологично. Сравните:

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердце­видными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

2) Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в го­рах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наи­большее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая. (Большой энциклопедический словарь.)

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую... (А. Прокофьев.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных:длины, величины, частоты; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно использу­ются в контексте научной речи не в своих основных и конкрет­ных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении. Слова ид­ти, следовать, привести, составлять, указывать и др. обозначают не собственно движение и т. д., но нечто иное, от­влеченное:

идти лесом речь идет о проблемах

следуйте за мной отсюда следует вывод

привести друга привести к общему знаменателю

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: будет = есть, является.

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают. Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экс­прессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели. Экс­прессивность научной речи отличается от экспрессивности художе­ственной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по ти­пу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик, в технике - муфта, лапа, плечо, хобот; в географии - подошва (горы), хребет), со словами-терминами, используемыми в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном сти­ле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жиз­ни, политический барометр, переговоры буксуют и т. д.)

Для усиления выразительности в научном стиле речи, в осо­бенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, исполь­зуются:

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсо­лютно, только;

2) прилагательные типа колоссальное, наивыгоднейшее, од­но из величайших, тр"уднейшая;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела нахо­дит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. На­учные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к на­учному стилю речи. И все это требует количественных и качест­венных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому воскли­цательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не приня­то использовать местоимение я и глаголы в первом лице единст­венного числа. Здесь чаще используются предложения неопреде­ленно-личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно-личные(рассмотрим проблему...).

Заказ материала здесь

Тематические книги:

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, моно­графии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопе­дии;

б) научно-популярный (им пишутся научные статьи в га­зетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией);

в) научно-учебный (учебная литература по раз­ным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения .

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее ; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот ; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому . Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность .

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел ; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий .

Например: Филолог должен внимательно , т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы , т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Слово науки - однозначно и терминологично.

Сравните:

Береза

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.
(Большой энциклопедический словарь.)

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(С. Есенин.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты ; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.

Слова: идти, следовать, привести, составлять, указыват ь и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является .

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают . Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.

Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик ; в технике - муфта, лапа, плечо, хобот ; в географии - подошва (горы), хребет ) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

Для усиления выразительности в научном стиле речи , в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются :

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только ;

2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая ;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что. ..), безличные (известно, что... ), определенно-личные (рассмотрим проблему.. .).

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный (академический) - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).


Адресат цель

Академический
Ученый, специалист
Выявление и описание новых фактов, закономерностей


Научно-учебный

Учащийся
Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом


Научно-популярный

Широкая аудитория
Дать общее представление о науке, заинтересовать

Отбор фактов, термины

Академический
Отбираются новые факты.
Общеизвестные факты не объясняются
Объясняются только новые термины, предлагаемые автором

Научно-учебный
Отбираются типовые факты

Все термины объясняются

Научно-популярный
Отбираются интригующие, занимательные факты

Минимум терминологии.
Значение терминов объясняется через аналогию.

Ведущий тип речи Заглавие

Академический

Рассуждение
Отражает тему, проблему исследования
Кожина М.Н.
«О специфике художественной и научной речи»

Научно-учебный
Описание

Отражает тип учебного материала
Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»

Научно-популярный

Повествование

Интригует, вызывает интерес
Розенталь Д.Э.
«Секреты стилистики»

Лексические особенности научного стиля речи

Главное назначение научного текста, его лексики - обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

В научной речи выделяют три пласта слов:

Слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.

Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

Слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки.

Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.

Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.

Термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине - точность и его однозначность.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.

Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется - приводнение, перематывает - перемотка ; и наоборот: заливка - заливает .

Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту ;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи ;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку ), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение - ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

Использование средств выразительности

Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

Сравнение – одна из форм логического мышления.

Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.

Развернутое сравнение

…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

Образное сравнение

Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

Проблемные вопросы

Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

(П. Сорокин. Общая социология)

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

– Недопустимость внелитературной лексики.

– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

– Ограниченно используются неполные предложения.

– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Все сказанное можно представить в таблице

Особенности научного стиля речи

В лексике

а) термины;

б) однозначность слова;

в) частая повторяемость ключевых слов;

г) отсутствие образных средств;

В составе слова

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;

б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;

В морфологии

а) преобладание существительных;

б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;

в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

В синтаксисе

а) прямой порядок слов (предпочтителен);

б) широкое использование словосочетаний

сущ. + сущ. в род. п.;

в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

г) редкое использование неполных предложений;

д) обилие сложных предложений;

е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

Основной тип речи
Рассуждение и описание

Образец научного стиля

Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

Оценочность,

Призывность

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью . Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность . Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства , прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи .

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь