Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Лексический повтор повторение одного и того же слова, словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие.

В качестве иллюстрации приведем пример из стихотворения-песни Б. Окуджавы:

Вы слышите: грохочет барабан.

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, в туман, в туман.

Он указывает, на каком этапе своего развития оратор рассматривает действие или процесс и в какой перспективе относится к его продолжительности и завершению. Ему не нужна контрольная точка для того, чтобы действие было представлено как готовое или незаконченное. Аргумент содержит факты без истечения срока действия.

Все вышесказанное представляет собой грамматические рецидивы. Но они не являются единственными связующими грамматическими процедурами. Например, статья также приводит к текстуальному сплочению, поскольку имеет деиктический характер, указывает другие точки в тексте. Традиционная грамматика ограничивалась связыванием статьи с существительным и ее хрупким описанием.

А прошлое ясней, ясней, ясней.

Комментируя эти строки искусствовед Ю.М. Лотман обращает внимание на то, что повторение слова в тексте вовсе не обозначает механического удвоения, дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы. Вторая строка совсем не означает попрощаться дважды. В зависимости от интонации чтения она может означать: «Солдат, торопись, взвод уже уходит». Или: «Солдат, прощайся с ней, прощайся навсегда, ты ее больше никогда не увидишь». Или: «Солдат, прощайся с ней, со своей единственной». Поэт не избрал ни одну из наших расшифровок именно потому, что его способ выражения включает все эти смысловые оттенки. Разновидностями лексического повтора являются анафора и эпифора.

Традиция охватывает две разновидности детерминант под названием статьи: неопределенные или неопределенные, а также определенные или определенные. Тем не менее, есть много грамматистов, которые не согласны с этой классификацией, поскольку они считают, что неопределенный - это не статья, правильно указанная по разным причинам.

Неопределенный также является частью нескольких парадигм: он относится как к индефиниту, так и к цифрам. При всем этом мы говорим, что данное является настоящей статьей. Аларкос сказал, что неопределенный имеет совершенно разные функции, и единственное, в чем они совпадают, - это случаи, когда неопределенное в единственном числе, когда передача предложения во множественное число определяется, не теряя смысла. Пример: испанский джентльмен никогда не лжет = испанские рыцари никогда не лгут.

Анафора – повторение слов или группы слов в начале смежных строк стихотворного текста или в начале смежных предложений текста прозаического.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Неопределенным может быть ядро ​​существительного в качестве местоименной формы. Неопределенный выбирает пример специи, в то время как определенный принимает вид полностью. Сравните: В начале предложения В начале предложения. В текстах часто появляются эти парные слова, дающие сплоченность тексту. Когда мы вводим новое слово, мы сопровождаем его неопределенным детерминантом, тогда как, если мы его повторим, мы обновим его статьей. В этом случае современная грамматика продолжает называть их статьями для обоих классов, но не с такой простотой и для разных целей.

(К. Симонов)

Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений:

О тебе хочу думать – думаю о тебе,

О тебе не хочу думать – думаю о тебе,

О других хочу думать – думаю о тебе,

Ни о ком не хочу думать – думаю о тебе.

На­рушение смысловой сочетаемости слов. В любом предло­жении слова связаны не только грамматически, но и по смыс­лу. Вот почему с точки зрения сугубо грамматической сочетание облокотиться головой вполне возможно, как образованное по существующей в языке модели гл. + сущ. в тв. пад. (покачал головой, дернул плечом). С точки зрения смы­словой такое словосочетание в русском языке невозможно. Таким образом, существует закон смысловой совместимости слов. Нарушение его ведет к смысловым нелепостям.

Его основная функция состоит в том, чтобы идентифицировать, но это делает это четырьмя различными способами в соответствии с Хельбигом и Бушей. Собеседники знают, по их знанию мира, каково имя, на которое оно ссылается. Примеры: Доброта всегда находит награду. Пляж служит терапевтическим средством.

Выступающие и слушатели признают существительные как понятия доброты и пляжа в целом. Имя, представленное в статье, известно только тем, кто живет в той же социальной области. Примеры: Директор обеспокоен. Профсоюзы призвали правительство отказаться от своей реформы.

Однако в художественной литературе нарушение лекси­ческой сочетаемости может быть использовано как стилис­тический прием, в частности для создания комического эф­фекта. Так, множество примеров можно найти в шутливых афоризмах: Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства; Гения признали за живо. Прием несочетаемости делает яркими и броскими за головки статей, фильмов, книг: «Воспоминание о буду щем», «Жанр, обреченный на успех», «Наедине со всеми». На приеме нарушения лексической сочетаемости слов обычно построены забавные детские стишки-путаницы.

Собеседники, разделяя одну и ту же социальную сферу, знают, о каком руководителе или профсоюзе говорят. Собеседники присутствуют в той же ситуации, что позволяет распознавать имена, представленные в статье. Пример: Поместите кусочки в коробку. Только имена могут быть распознаны путем перехода к другим частям текста.

Другую часть текста. Статья, предшествовавшая гражданской войне, обновляет название через социальный контекст, так как мы все испанцы, которые знают эту войну. Первые три способа идентификации имеют экзофорическую ценность, то есть статьи указывают существительные, чьи референты прагматически распознаются, выведены из знания мира. Однако последний имеет эндофорическую деиктическую ценность, точный текст; поэтому статья также способствует достижению сплоченности.

Антономасия – вид метонимии, троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. С этим приемом мы встречаемся, когда, например, называем сильного мужчину Геркулесом, хвастуна или лгуна – Хлестаковым, злую женщину – мегерой. Образное значение обычно придается именам литературных героев – Скалозуб, Молчалин, обломов, Плюшкин, Отелло.

Он не имеет обновляющего характера. Скажем, это три значения, которые не имеют ничего общего с неопределенными. Он представляет имя представителя класса или вида, перед определенным, которое собрало весь класс. В этом случае их функции эквивалентны, хотя они отличаются небольшим нюансом. Пример: лягушка - это битра.

Показывает неизвестное имя. Это случай, когда неопределенный может чередоваться с неопределенными и цифрами. Пример: двоюродный брат пришел ко мне. Кажется, что журналист ее обнаружил. Это собственное значение неопределенного. Мы включаем его как механизм сплочения, потому что иногда обе формы появляются в тексте в паре, представляя одно и то же имя, но указывая его по-разному. Они взаимодействуют с объединением, когда неопределенный имеет значение знака, посредством которого указывается информация о имени, которое будет описано позже в тексте.

Давно замечено, что «каждое слово, помимо своего основно­го значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опу­тывающий слова, «обертоном слова».

Практический текст: «Нападающие собаки». Если мы хотим измерить лингвистическую зрелость пользователя, нам нужно только предложить ему соединить несколько предложений и посмотреть, какой результат он получит. Связь является самым важным ресурсом для достижения сплоченности с глобальной точки зрения. Кроме того, это также влияет на согласованность текста и делает его приемлемым или нет, поскольку с этой точки зрения текст определяется как набор правильно связанных частей не только в соответствии с внутренними или преднамеренными значениями, но также с внешними или экстенсиональными факторами.

Наиболее отчетливо и ясно осознается этот сложный «шлейф» поэтических ассоциаций при анализе слов, кото­рые в художественной речи (особенно в поэтической) вы­полняют особую функцию. Их переносное значение не со­всем обычно: за словом скрыт определенный поэтический символ. Это так называемая поэтическая лексика, куда обычно включают устойчивые традиционно-поэтические метафоры, слова-символы, поэтизмы (некоторые старосла вянизмы, поэтические архаизмы, «высокие слова», каки ми, например, насыщено стихотворение Пушкина «Про рок»).

Существует экстенсиональный фактор, который предотвращает соединение: дождь не может быть следствием не выхода в кино. Когда мы говорим о соединительных частях, мы ссылаемся не только на отдельные слова, но также на фразы, предложения, предложения, утверждения и параграфы. В согласованном тексте все связано, если оно явно неявно.

Мы ссылаемся не на связь в широком смысле, широкую или широкую, то есть на вклад лексических и лексических элементов текста, которые мы уже изучали в предыдущих разделах, когда речь идет о рецидивах, но связь в строгом смысле, которая это то, для чего подготовлены определенные лингвистические единицы закрытого инвентаря, которые обладают только грамматическим смыслом, но обладают большой силой сплоченности.

Каждый язык содержит определенное количество таких слов и словосочетаний с традиционно символическим содержанием. Примерно 20% слов из этой группы в русском языке связаны с древними славянскими символами. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях индивидуального литературного творчества.

В каждой связи должны выполняться определенные условия, поскольку все не может быть подключено без дальнейших церемоний. Эти условия заключаются в следующем. Тем не менее, это не является достаточным условием для правильного подключения предложений. Пример: Джон сингл; поэтому он не женат.

Пример: Джон сингл; поэтому Петр не женат. Изменение предмета становится неприемлемым. Пример: Джон сингл; поэтому вы покупаете много дисков. Пример: Джон сингл; поэтому Амстердам является столицей Голландии. Можно почти сказать, что это условие является императивом связи.

Так, дождь в народных произведениях - символ печали, слез (вспомним русскую народную песню «На улице дождик, дождик...»). Этот символ находим и в произведениях русских поэтов:

Не осенний частый дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

Слезы горькие льет молодец

На свой бархатный кафтан.

(А. Дельвиг)

Кукушка - славянский символ одинокой тоскующей женщины. «Не кукушка во сыром бору куковала, а жена горевала»,- поется в русской народной песне. В «Слове о полку Игореве» Ярославна сравнивается с зегзицею («ку­кушкой»). Позднее этот символ перешел в произведения поэтов и писателей, где это слово получило еще одно значе­ние - одиночество, тоска.

Пример: кризис подросткового возраста создает в молодых психологических проблемах и пытается избежать этих проблем с наркотиками. Существует грамматическое изменение, которое делает заявление неприемлемым. Во второй части следует продолжать говорить об одном и том же предмете, тот же предмет. Но вместо этого появляется прыжок в пустоте, отсутствие симметрии.

Пример: Сегодня знание иностранного языка позволяет путешествовать без проблем, углубляться в иностранную культуру и требуется в рабочих секторах, имеющих отношение к внешним. В третьей точке есть прыжок, где мы ожидали бесконечный объект «позволяет».

То не кукушка в роще темной

Кукует рано на заре -

В Путивле плачет Ярославна,

Одна на городской стене.

(И. Козлов)

Поэты XIX - начала XX в. использовали не только на­родную символику, но постоянно обогащали образную сис­тему своих произведений символами античной и христиан­ской литературы. Например, существительное радуга поми­мо своего прямого значения имело и символическое - «на­дежда, вера в благополучие» (связано с библейской леген­дой о том, что после всемирного потопа Бог поставил на небе радугу как знак договора с Землей о том, что больше не будет потопа). Змея {змей, змии) - христианский сим­вол дьявола - тоже очень употребительный поэтический символ в произведениях художественной литературы.

Пример: весь текст, который создается, основан на других предыдущих текстах и ​​зависит от них. Два глагола были связаны с разными режимами, и мы оба назначили одно и то же дополнение. Мы не можем присоединяться к глаголам с различным предпозиционным режимом и опускать объект первого.

Такие условия должны выполняться как при явном соединении, так и при неявном. Явное соединение проявляется наличием ссылок на поверхности текста. Когда мы говорим о ссылках, мы ссылаемся не только на грамматические слова, которые образуют закрытый инвентарь, но также и на другие формы, которые обычно не регистрируются в известных контестах коннекторов, но которые выполняют функцию соединения. Они объединяют слова, фразы, предложения, предложения, утверждения и даже абзацы.

О люди! все похожи вы

На прародительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змий зовет.

К себе, к таинственному древу.

(А. Пушкин)

Исключительно важная роль в русской поэзии принадле­жит образам деревьев, что, конечно, связано с природой Рос­сии, многовековым земледельческим укладом жизни русско­го народа. Почти за каждым названием деревьев, распростра­ненных на Руси, закрепился особый символ, поэтический смысл. Учеными установлено, например, что чаще всего поэты обращаются к образам сосны, дуба, ивы, ели, рябины, тополя, клена и липы. Но, разумеется, особое пристрастие русская поэзия имеет к березе. Поэтический культ ее начина­ется с первой половины XIX в. и достигает своей кульмина­ции в творчестве Есенина. В генетической памяти русского народа отложилась и закрепилась своеобразная поэтическая ассоциация, которая угадывается за существительным береза: это не только определенная порода лиственных деревьев, но и поэтический символ России, образ Родины, «русское дерево». Именно так воспринимается береза по мере развития национального самосознания русского народа.

Но этот список короткий, так как есть другие слова, которые традиционная грамматика не забирала в ваших исследованиях. Термины, которые мы будем использовать для сбора всех этих слов, будут терминами «текстовых маркеров» или «коннекторов». Мы классифицируем их во внутринациональном и экстракорпоральном соответствии с двумя возможностями, которые они позволяют при связывании. Внутрикорпоративные маркеры связывают слова, фразы и предложения или предложения в рамках одного и того же предложения или предложения.

С другой стороны, экстраорационные маркеры связывают более сложные единицы, такие как утверждения и абзацы. Эта классификация не предполагает строгого разделения парадигм этих слов, но одно и то же слово может работать как внеочередной и внутриротовой маркер. Например, соединение и.

Синонимы – основа такой стилистической фигуры, как градация – расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых или контекстуальных) по степени нарастания или ослабевания их смыслового или эмоционального значения:

Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

Пример: Хуан и Луиза учатся вместе, потому что они используют одни и те же книги. Телевидение является необходимой средой для всех возрастов. Однако неизбирательное созерцание всех его программ особенно вредно для детей. Молитвенная грамматика наблюдала внутригосударственную связь как единственную связь между частями предложения и проявлялась двумя способами: паратаксисом или координацией, гипотаксисом или подчинением. Теперь связь получается не только путем координации или подчинения, потому что в тексте могут быть даны другие множественные отношения, которые не принимают эти два традиционных, то есть превышают пределы синтаксиса предложения.

(В. Солоухин)

Через двести – триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.

(А. Чехов)

В качестве наиболее ярких и распространенных стилистических приемов из экспрессивного использования антонимов называют обычно антитезу и оксюморон.

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п. в художественной речи. Средствами структурного противопоставления могут быть и противительные союзы (а, но), и интонация, или только интонация:

Координационные ссылки классифицируются в соответствии с семантическими понятиями: копулятивный, дизъюнктивный, противный, объяснительный и дистрибутивный. Субординирующие ссылки классифицируются в соответствии с синтаксическими или семантическими понятиями в: существительном, прилагательном и наречии. Субординаторы, вводящие существительные субординатные предложения, также принимают имя синтаксической функции, которая выполняет предложение по отношению к главному предложению. Таким образом, они могут быть объектом, прямым объектом, косвенным объектом и т.д. они всегда будут функциями существительного.

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

(М. Ю. Лермонтов)

Оксюморон – еще одна стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, а значит, часто находящихся в антонимических отношениях: честный вор, бесчувственная эмоциональность, громкая тишина, хилый силач, живой труп.

Прилагательные предложения классифицируются в соответствии с стилистическими и смысловыми понятиями в пояснительных и указательных. И, наконец, наречие предложений классифицируется в соответствии с семантическими понятиями в временных, локативных, модальных, причинных, конечных, последовательных, концессивных, условных и сравнительных.

Это была связь, и в частности координация, триггер, который начал пересматривать традиционные теории связи. Традиционно координация рассматривалась как простая сумма элементов, однако есть что-то еще. Смысл двух скоординированных предложений заключается в том, что каждый владеет самой правильной координацией, которая является общим знаменателем, который выведен из союза.

Смысловые контрасты, усиливающие образность текста, особенно характерны для стихотворных произведений, которые отличаются особой концентрацией мыслей и эмоций, выраженных в предельно лаконичной форме:

Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль.

(М. Лермонтов)

О как мучительно тобою счастлив я!

(А. Пушкин)

Эпитет называет существенный признак явления, дает ему образное определение. Эпитетом чаще всего бывает прилагательное: под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. Эпитеты прибавляют к явлениям нечто важное для их понимания, дают возможность нам зрительно представить себе картину и проникнуться определенным настроением.

Эпитетами могут быть слова в прямом значении (под голубыми небесами), а могут – в переносном. Например. Лермонтов называет Кавказ «седым» - это прилагательное употреблено в переносном значении: снеговые вершины похожи на седины, перенос значения основан на сходстве. Такие эпитеты называют метафорическими . Постоянными эпитетами называют прилагательные в народно-поэтических произведениях: море синее, белы рученьки, чисто поле, уста сахарные.

Сравнение - изобразительное средство языка, основанное на сопоставлении одного явления (оно на­зывается предметом, или объектом сравнения) с другим (оно называется образом, или средством сравнения). Например: Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь. Свойства явления, которое служит образом - стекло, переносятся на предмет сравнения - дружба, что позволяет наглядно пока­зать его существенный признак, передать мысль, причем не в логическом умозаключении, а в ярком образе.

Вспомним, какими способами выражается сравнение:

1) сравнительным оборотом с союзами как, будто, как будто, как бы, словно, что, точно: Труслив как заяц; Недозрелый умок, словно вешний ледок; Дурака учить - что воду решетом носить;

2) придаточным сравнительным в сложноподчиненном предложении: Мечется, словно горячих углей в сапоги на­сыпали;

3) существительным в творительном падеже: Нос крюч­ком, борода клочком;.

4) существительным в роли именного сказуемого: Слово - серебро, молчание - золото;

5) сравнительной степенью прилагательного или наре­чия: Совет дороже денег;

6) наречием с приставкой по- и суффиксами -ому-, -ему-, -и-: Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому;

7) оборотом со словами: подобно, похож, кажется, напо­минает и др.: Без работы день годом кажется; Веселая песня подобна крылатой птице: уносится далеко, далеко;

8) фразеологизмом: Похожи как две капли воды;

9) параллелизмом: Много звездочек на небе, Только месяц не взошел; Много парней на беседе, Только милый не при­шел;

10) отрицательным сравнением: Не былинушка в чис­том поле зашаталася, зашаталася бесприютная моя го­ловушка.

Один из видов сравнения - параллелизм , образ, возни­кающий от сопоставления рядом стоящих предложений, и построении которых есть сходство. Вдумаемся в двусти­шие:

Не морозом ретивое сердце познобило, -

Познобило сердце тоской-кручиною.

Человеческое чувство {тоска-кручина) сравнивается с явлением природы, а отрицательная частица говорит: это не то же самое, но похожее - части сложного предложения соотносятся по смыслу и как сравнение, и как антитеза. При этом фразы построены сходно: оба простых предло­жения - безличные, а порядок слов в них зеркальный: два дополнения (одно с определением), сказуемое - сказуемое, два дополнения (одно с приложением). Сходство усиливает­ся также лексическим повтором: сердце познобило - по­знобило сердце.

В параллелизме возникает единый художественный об­раз, который позволяет представить конкретную картину, окрашенную эмоцией, увидеть сходство непохожих явле­ний. Параллелизм может быть как отрицательным (его на­зывают отрицательным сравнением ), так и по­ложительным. Приведенный выше пример параллелизма – именно отрицательный параллелизм.

Тавтологическое сравнение – сравнение, в основе которого лежит повтор:

По улице текла детская кровь, похожая на … детскую кровь. Тавтологическое сравнение здесь подчеркивает весь ужас картины, говорит о том, что детскую кровь нельзя ни с чем сравнить, потому что подобного ей по ужасу ничего не может быть.

Сравнение может строиться на сопоставлении явлений по целому ряду признаков. Это развернутое сравнение. Таково, например, стихотворение Е.А. Баратынского:

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков,

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов.

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

Первое четверостишие, будучи самостоятельной картиной, служит образом в развернутом сравнении, предмет которого – созданья поэтической мечты.

Метафора - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются:

1. Олицетворение - уподобление живому существу:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна

А.С. Пушкин

2. Овеществление - уподобление предмету:

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей

Н.С. Тихонов

Аллегория - вид иносказания (наряду с эзоповым языком и символом): изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Э то конкретный предмет, существо, изображенные в художественном произведении и представляющие названное понятие или явление. Так, в баснях, сказках трусость часто воплощается в образе Зайца, хитрость - Лисы и т. п. Старость нередко аллегорически воплощают в образе осени, вечера или заката. Аллегория может лежать в основе образной системы целого произведения (например, "Арион" А.С. Пушкина). Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа. Аллегория выражает в основном строго определенный предмет или понятие, при этом связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии.

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек ) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей. Например:

Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

(В. Маяковский).

Литота - (от греч. litotes - простота, малость, умеренность ) - вид тропа, противоположный гиперболе: художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета ("мальчик с пальчик", "мужичок с ноготок").

Ирония - в ид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки:

Уселся он [Онегин] с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку...

(А.С. Пушкин);

вопрос «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И.А. Крылов) обращен к ослу.

Парадокс (от греч. paradoxos - странный, неожиданный, противоречащий здравому смыслу ) - суждение, высказывание, отличающееся глубиной мысли, но противоречащее традиционным понятиям и представлениям, расходящееся со здравым смыслом или даже опровергающее его. Нередко парадокс имеет форму афоризма, игры слов, каламбура или остроты: "Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей" (А.С. Пушкин); "Единица - вздор, единица - ноль" (В. Маяковский); "Тише едешь - дальше будешь" (пословица).

Гротеск - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Гротеск отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п. тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется гротеск, могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

А логизм (от греч. ἀ - частица отрицания и λογισμός - рассудок, разум - неразумное, нелогическое) - стилистический прием, близкий к оксюморону; умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического). В стихотворении молодого Маяковского «Себе любимому» поэт, описывая тяжелое чувство неразделенной любви, тоски и бесприютности, говорит:

Где для меня уготовано логово?
Если б был я
маленький
как великий океан ,
на цыпочки б волн встал.
Приливом ласкался к луне бы.
Где любимую найти мне
такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо !
О если б я нищ был !
Как миллиардер !
Что деньги душе?
Ненасытный вор в ней.
Моих желаний разнузданной орде
не хватит золота всех калифорний.
Если б быть мне косноязычным
как Дант
или Петрарка !
Душу к одной зажечь!
Стихами велеть истлеть ей!
...О если б был я
тихий
как гром
,
ныл бы,
дрожью б объял земли одряхлевший скит...

С другой стороны, на алогизме строятся стихи шуточного или юмористического характера (например, басни и афоризмы Козьмы Пруткова). Известны фольклорные стихи, в которых формально соблюдена синтаксическая правильность, но все понятия взаимно переставлены, что приводит к комическому эффекту:

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из подворотни
Лают ворота.
Тпр! - сказала лошадь,
А мужик заржал.
Лошадь пошла в гости,
А мужик стоял...

Повтором называется целый ряд речевых фигур, которые основаны на неоднократном использовании каких-то (например, слов, синтаксических конструкций, морфем или звуков) в пределах одного предложения или смыслового отрезка текста. Применяются они с целью сделать высказывание более выразительным.

В зависимости от критериев, лежащих в основе деления, различают несколько видов повторов. Например, во внимание может приниматься тип единиц, которые встречаются несколько раз. Тогда выделяют звуковой, морфемный, синтаксический и лексический повтор.

Следующим критерием служит расположение тех единиц, которые встречаются несколько раз. В зависимости от этого повторы бывают:

  • дистантные (когда другие элементы текста стоят между одинаковыми словами, морфемами и т. п.);
  • контактные (когда единицы, которые повторяются идут одна за другой).

Важно и то, насколько точно воспроизводится первоначальное слово, звук или конструкция. В зависимости от этого повторы бывают частичные и полные.

На их классификацию также влияет синтаксическая позиция в конкретном отрезке речи (строфе, абзаце, предложении, строке) одинаковых единиц, которые встречаются много раз. Так в случае с упорядоченными повторами она для всех одна и та же. При неупорядоченных синтаксическая позиция не объединяет эти единицы.

В чаще всего применяется именно лексический повтор. Это преднамеренное неоднократное использование единиц речи для придания тексту экспрессивности или акцентирования внимания читателя, слушателя на каком-то определенном моменте. Чем ближе их расположение друг к другу, тем вероятнее, что адресат их заметит.

Сам термин «лексический повтор» уже дает понять, что в этом случае одинаковые единицы, которые встречаются много раз подряд, - это слова. Используют его только тогда, когда говорящий желает лишь в целом отметить применение одних и тех же лексем. Когда же касаются построения повтора, его организации, то используют термины, дающие более точную характеристику. Это, например, стык, эпифора, кольцо, анафора и многие другие.

И в художественном тексте и в лексический повтор играет огромную роль и выполняет несколько функций.

  1. Передача монотонности действий, их однообразия.
  2. Придание высказыванию ясности, благодаря чему изложение перестает быть туманным, непонятным.
  3. Лексический повтор способствует тому, что высказывание приобретает большую эмоциональную силу, она нарастает и повествование становится более напряженным.
  4. Подчеркивание, выделение в речи той группы слов, которая несет особую смысловую нагрузку.
  5. Длительность и многократность действия тоже помогает выразить лексический повтор. Примеры его использования с такой целью легко найти в фольклоре.
  6. Смягчение перехода от одной темы высказывания к другой.
  7. Повторение одинаковых единиц делает предложение более ритмичным, приближая его тем самым к стихотворению.
  8. Связывание синтаксических конструкций в тексте. Это происходит благодаря особому ритму, образующемуся при повторении словосочетаний или слов.
  9. Замедление повествования. Этот прием свойственен для устной народной поэзии. Он не просто замедляет речь, а и помогает придать сказу песенный характер.

Лексический повтор в сочинениях классиков - это средство, помогающее сделать высказывание выразительным, связать между собой фразы (по цепочке), заострить смысл, способ обратить внимание читателя на подтекст. А вот в сочинении школьника он чаще всего принимается учителем за Но всегда ли такое решение мотивированно? Использование лексического повтора в речи нельзя считать оправданным только в двух случаях:

  • когда он не служит для связи фраз в тексте;
  • когда он не выполняет эмфатическую функцию.

Только на этом основании можно принимать использование лексического повтора за ошибку, которая свидетельствует о том, что словарь ученика очень ограничен и он не в состоянии подыскать слову подходящую замену.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь