Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Кузьминки – по осени поминки

Подготовили и провели,

Цель : Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником “Кузьминки”

Задачи:

· воспитать уважение к русской народной культуре;

· воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

· создание условий для развития творческих способностей школьников.

Участники: обучающиеся 5-6 классов.

Оборудование:

    костюмы героев праздника, декорации, Концертмейстер – баянист.

Использованная литература:

История культуры русского народа. Москва, Эксмо, 2007

Время и место проведения обряда: ноябрь, деревенская изба

Территория распространения обряда: деревни с русским населением

Ведущий: Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября . В народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». На Кузьминки молодежь снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра. Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

Хозяйка ставит пироги, горшок с кашей,

девочка Маша прибирается в избе.

Хозяйка: Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Маша: И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Хозяйка: Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша: А кто к нам в гости придет?

Хозяйка: Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают

Маша: Это почему же, тетушка?

Хозяйка : Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка: Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входят девушки

Девочки: Можно, хозяюшка?

Хозяйка: Входите, девицы, входите, красные!

Девочка: Здравствуйте, хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка: Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Девочка: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Девочка: Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка: Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Девочка: Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек

Хозяйка: Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

Девочки усаживаются на лавку, принимаются за работу.

Запевают песню “Светит месяц”

Раздается стук в дверь, и входят мальчики

Мальчики: Можно к вам на посиделки?

Все: можно!

Хозяйка: А сейчас давайте проверим, какие вы проворные. Угол на угол!

Проводится игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один, водящий – в центре. По сигналу водящего: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а водящий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, - проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – выбывает из игры.

Хозяйка: Запевайте, девочки! Весело поется – весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник это ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья ! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Запевают песню «Посею лебеду на берегу»

Хозяйка :

А вы знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и петушиный праздник? Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Проводится игра «Петушиный бой»

Два участника стоят в очерченном кругу, руки за спиной, каждый пытается грудью вытолкнуть соперника из круга

Хозяйка: Кузьминки – это курьи именинки! В этот день ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кушанье из курятины, а потом шли воровать кур у соседей. Соседи не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки и запевают песню «Курочка-рябушечка».

Все спрашивают, курочка отвечает

Курочка-рябушечка, куда ты пошла? – На речку!

Курочка-рябушечка, за чем ты пошла? – За водой!

Курочка-рябушечка, кому та вода? – Цыпляткам!

Курочка-рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Девочка (курочка):

Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по классу под русскую народную мелодию (Посею лебеду на берегу).

Все останавливаются, образуя круг.

Проводится игра «Куры-курченяточки»

Водящий (выходит на середину круга),

Все: Куры-курченяточки,

Хвостики-лопаточки,

Жито жнут, и гребут,

И в амбар несут,

Петушкам дают.

Петушки не едят,

И все делают вот так!

На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т. д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры.

Хозяйка:

Вот какие молодцы, наши цыплятки!

Раздается стук в дверь. Входит кузнец.

Кузнец:

Идет кузнец из кузницы.

Несет кузнец щипцы да молот.

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Варите кутью.

Поминать Кузьму.

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:

А что вы умеете делать?

Кузнец:

А вот что!

Все поют русскую народную песню «Во кузнице»

Кузнец показывает, как выковывают гвозди.

Кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится? (подает хозяйке гвоздь).

Хозяйка: Пригодится! Кузнец! Тебе помощники нужны?

Кузнец: Нужны!

Хозяйка: Ну так лови!

Проводится игра «Эй, кузнец»

Кузнец стоит в стороне от остальных игроков.

Дети (идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово):

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять

Кузнец (отвечает)

А чего не подковать (хлопок, руки развел в стороны),

Вот гвоздь (левая рука вперед, ладонью вверх),

Вот подкова (правая рука вперед, ладонью вверх),

Раз, два и готово! (два хлопка, руки развел в стороны)

Затем кузнец догоняет детей, кого поймал, тот становится кузнецом

Хозяюшка:

Ай, спасибо, кузнец-молодец! Чем же мне заплатить?

Кузнец:

Я кузнец-бессребреник, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не беру. Я только прошу, чтобы меня кормили кашей, поэтому нас - кузнецов именуют ещё «кашниками».

Хозяюшка : на Кузьминки варят славную Кузьминскую кашу из семи круп, да сладкую, с изюмом и медом. Давайте сварим кашу и мы.

Проводится игра «Сорока-ворона кашу варила»

Дети: (водят указательным пальцем правой руки по левой ладошке и говорят)

Сорока-ворона кашу варила,

На порог становила, деток кормила:

«Идите, дети, кашу есть»

Кузьма, Демьян, идите с нами кашу есть

Хозяюшка: Чтобы сварить Кузьминскую кашу, надо взять по одной столовой ложке семь разных круп, промыть, заполнить горшок, добавить изюм, соль, сахар, поставить в духовку. В готовую кашу добавить масло. Кто у нас главный повар?

Все: (хором) Я

Проводится игра «Я главный повар»

Дети встают парами, лицом друг к другу. Говорят и хлопают в ладоши. Очередность игры ладошками: хлопок, обеими ладонями, хлопок, правые ладони, хлопок, левые ладони, хлопок, обе ладони и т. д. до слов:

Алё-Алё-Алёнушка

Я главный повар

И десять поварят.

Все меня любят

И все мне говорят:

-как вкусно вы готовите,

Как вкусно вы печете,

И пальчики оближете

И песенку споете:

Затем на каждый слог слова выполняется:

А – хлопок,

Лё – ладони вместе,

А – хлопок,

Лё – ладони вместе,

А – хлопок,

Лё-нуш-ка – ладони вместе (3 раза)

И-ва-И-ва-И-ва-нуш-ка

Хозяюшка: А вы знаете, что куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма-Демьян.

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную...

Проводится русская народная игра «Жених»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Уж ты, Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

Все: Как у дядюшки у Трифона

Было семеро детей,

Семеро детей, семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Они делали вот так. После этих слов жених показывает какое-нибудь движение, остальные должны повторить. Жених смотрит и выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

Хозяйка:

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хозяйка:

Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!

Кузьминки

«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы . Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.

«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
А как вы, уважаемые читатели, «Кузьминки» отметите? Мы, конечно, не призываем вас чужих кур воровать. Но из тех, что сами вырастили или в магазине купили, почему бы на «Курьи именины» лапши не приготовить или еще чего-нибудь вкусненького. Предлагаем несколько рецептов .

Закуска «Птичка» . Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром . Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник» . В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку — отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка — обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!

В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки — куклами.

Мастерим из дерева

Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.

Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью — очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки — коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка — на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.

На каждых посиделках развлекались всяческими играми . Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.

Игра «Олень»
Это вариант игры в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате, в центре — водящий, в углу — «Олень», который сидит ко всем спиной. Водящий обходит круг игроков с песенкой, при этом собирает от каждого какие-нибудь мелкие вещички, складывая их в шапку или варежку или в лукошко. Песенка водящего про Оленя, только его здесь называют покороче — Лень:
— Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
— Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!

Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-нито ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание — прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».

Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.

Игра «Петушиные бои»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, — словом, петушиться. В «Кузьминки» дрались даже петухи, не то что мальчишки. Но мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Правила были строгие — руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Самое главное — парням можно толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на пол второй ногой, ты победил. Конечно, многое зависит от поддержки болельщиков. Болейте на здоровье!

На вечеринке. 1910
Тип народно-православный
иначе Кузьма и Демьян - рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины
также Косма и Дамиан (христ.)
Значение первая встреча зимы
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами
Дата 1 (14) ноября
Празднование девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку
Традиции обряд задабривания Домового в Ярославской губернии

Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины ) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября . По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».

Другие названия

Кузьма и Демьян - рукомесленники, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матерь их преподобную Феодотию (III); священномучеников Александра и Феодора пресвитеров (1918); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров, мученицу Елисавету (1937); мученика Петра (1941); священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мучениц Кириену и Иулианию (305-311); мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586); мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Обряды дня

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины » эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье - совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость - то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому , присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

Легенда о Кyзьмодемьяне

Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.

Поговорки и приметы

Кузьминки - об осени поминки. Кузьминки - встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян - до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца - что стукнул, то гривна.

Кузьма-Демьян - куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу - на стол, цыплёнка - попу.

Литература

  1. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. - СПб.: Респект, 1996.
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси . - М .: Индрик, 2000. - 703 с. - ISBN 5-85759-108-2
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М .: Наука, 1981. - 608 с.

Ссылки

  • 1 ноября в православном календаре // Pravoslavie.ru

Цель: познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»;
  • совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах;
  • создать зону психологического комфорта.

ХОД ПРАЗДНИКА

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка:

Мир вам гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

1 девочка:

Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.

2 девочка:

Здесь для вас обряды русские
И медовый каравай.

Хозяйка:

И места гостям приметные –
Будет праздничный вам стол
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.

3 девочка: Много мы обрядов знаем

4 девочка: А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка: Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка: А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра «Никонориха гусей пасла».

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,
Да пустила в огород козла,
Никонориха ругается,
А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка: Давно вас ждем-поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики: А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка: А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна. Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики: А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка: Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики: Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец: Идут кузнецы из кузницы.
2-й кузнец: Несут кузнецы два молота.
3-й кузнец: Галки-вороны, собирайтесь к нам.
2-й кузнец: Варите кутью.
1-й кузнец: Поминать Кузьму.

Кузнецы: Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка: А что вы умеете делать?

Кузнецы: А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…» , мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка: Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!
2 мальчик: Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!
3 мальчик: Дома сидеть – ничего не высидеть!
4 мальчик: Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка: Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка: Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка: – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка: – А много гостей – много новостей!

Хозяйка: А каких новостей?

4 девочка: Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

– Андрейка, детка, о чем плачешь?
– Об ворота ударился!
– Когда это случилось?
– А что же ты сейчас плачешь?
– Вчера!
– Да вчера дома никого не было!

– Где ты был, брат Иван?
– В горнице!
– Что делал?
– Петру помогал!
– А что Петр делал?
– Да на печи лежал!

– Я медведя поймал!
– Так веди его сюда!
– Не идет!
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!

Хозяйка:

Что это мы все сидим и гостей не веселим?
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!
(обращается к мальчикам) :
И, ребята, не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала
У прабабки Феклы –
Лучше всех румян заморских
Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Он на солнышке лежит,
От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал
К празднику записку,
М Что меня он обожает,
Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто
Под моим окошком
Все желают получить
Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал
И там запер крепко.
Ведь без мышки не собрать
В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,
Ведь близка разлука.
–Ты, подруженька, ошиблась,
Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,
Не было б ватрушки.
Как сумели, так пропели
Мы для всех частушки.

Хозяйка:

На Руси уж так идет
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец
И на дудочке игрец!

Дети: Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок: А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок: А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» (русская народная мелодия).

Хозяйка: В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…». После игры слышится стук.

Домовой:

Ох, устал я за печкой сидеть,
На ребят решил посмотреть.

Хозяйка:

Как на голову свалился
И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой:

В этом доме я живу и за печкою сижу!
Кто меня тут потревожил?

Хозяйка:

Собрались мы здесь в горнице,
девицы-красавицы, да добры молодцы.
Проводить осень, да зиму встретить!
Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы» (на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»).

1. Выходили красны девицы
Из ворот гулять на улицу.
Ой ли, ой ли да люли
Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы
Во белых руках по соловью.
Ой ли, ой ли да люли,
Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,
Красны девки разгуляются.
Ой ли, ой ли да люли,
Красны девки разгуляются.

Домовой: А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов.

Выносит каравай.

Домовой:

Свети, свети месяц, нашему караваю!
Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка:

Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,
Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют:

Дорогие гости, русское спасибо.
Мы для вас подносим, кланяемся низко,–
Полюбить нас просим, как велит обычай,
Хлеб и соль подносим.

«Кузьминки - по осени поминки»

Цель : продолжить знакомство с православными праздниками в рамках народного календаря

Задачи:


  • расширить круг знаний детей о православных праздниках,

  • познакомить с обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Димьяна, более подробно рассмотреть его как девичий праздник.,

  • содействовать развитию творческого воображения; через систему праздников народного календаря,

  • приобщать к традициям народной культуры.
Оборудование и реквизит: музыкальное сопровождение (“Тонкая рябина”, “Эй, ухнем”, “Во саду ли, в огороде”), музейные экспонаты, народные музыкальные инструменты, раздаточный материал.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие гости, добрый день, ребята! Сегодня вы познакомитесь с историей народного праздника, его традициями (звучит музыка)

И так начинаем наш праздник

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(ответ: ноябрь)

По древнерусским святцам ноябрь известен под именем грудень : от груд замерзшей земли, от грудного пути – так называлась раньше зимняя замерзшая дорога.

– Праздник Косьма и Дамиана. ПРАВИЛЬНО

А есть еще летний праздник Косьмы и Дамиана- _____________________________

Ведущий.2 Немало народных примет было связано с этим днем.

Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

Если на Кузьму- Дамиана лист остается на дереве, то год будет морозным.
Если вдруг в ноябре

Комара на окне

Видишь ты не зря,

Быть не лютой зиме

Рано инеем покрылась ива,

Это удивительно красиво.

Но явление это, знаем мы,

Верный признак затяжной зимы
Коль в ноябре заплачет небо

Дождь неожиданно пойдет,

То ожидать недолго – следом

Зима с метелями идет.
В1 Кузьма и Дамиана слывут в народе кузнецами.

Ведущий. Закует Кузьма- Дамиана так, что до весны реки не расковать!
– Не заковать реку без Дамиана!

Кроме того, Кузьма и Дамиана были известны под именем “кашников”. В предании говорится, что Кузьма и Дамиана никогда не требовали платы за свою работу, а только просили накормить их кашей, приговаривая:

Хозяину ворошок, а нам каши горшок.

У нас в музее есть экспонаты русского народного быта. Что это за предметы, вы узнаете, когда отгадаете загадки (раздаем):

Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.

(Ответ: Стол )
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас

(Ответ: Стул )
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

(Ответ: Самовар )
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!

(Ответ: Утюг )
Пляшу по горнице

С работою моею

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею. (Веретено.)
Свинка- золотая щетинка,

Льняной хвост,

По белу свету скачет,

Всех людей красит

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

(Ответ: Веник )
В1 Молодцы все загадки отгадали.

А еще в русском народе Кузьма и Демьян - зимние назывались раньше -Курятниками, эти святые считались покровителями кур.

В этот день справляли куриный праздник – петушиные именины – Кочеты.

Говорили: “Кузьма – Дамиана ” зароди цыпляток к осени!”

А еще
Кузьму и Демьяна почитают и покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни.

Во время свадебного обряда дружка или крестная мать обращались к святым покровителям свадьбы: "Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы до седой бороды" или "Кузьма-Демьян, приди к нам на помощь! Сыграй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!"

Праздник этот называли еще и девичьим праздником.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша.

Вечером девушки устраивали "кузьминскую вечеринку" ("ссыпчину", братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду. Среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво.

После угощения начинались игры, хороводы молодежи.

В2 А сейчас мы с вами тоже поиграем в те игры и попоем те песни которые исполняли на посиделках наши предки.

Сегодня на наши посиделки пришли гости из детского объединение «Горница» - учащиеся 8 класса школы № 45- аккомпаниатор Морозов Петр Иванович

Они на народных инструментах нам исполнят русскую народную песню «СВЕТИТ МЕСЯЦ»

Спасибо. Оставайтесь с нами на посиделках

Девицы -красные, молодцы- удалые выходи в игру играть

«Бояре вы к нам пришли»

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли

Бояре, а зачем пришли

Молодые, а зачем пришли

Бояре, нам невеста нужна

Молодые, нам невеста нужна

Боре, а какая нужна

Бояре, она глупая у нас,

Молодые, она глупая у нас

Бояре, не валяйте дурака

Отдавайте нам невесту навсегда
Начинается песня-игра «Бояре». Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга.

На первой строчке текста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам.

На второй строчке - они пятятся назад.

Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же.

В конце каждой строчки притопывают ногой.

В2

Девицы красные, молодцы удалые выходи в игру играть

Колечко – колечко выйди на крылечко

Выйди на крылечко

Кто с крылечка сойдет-

тот колечко найдет

В1 выходи кадриль плясать

«Прялица - кокорица моя»

Уж ты прялица - кокорица моя,

Уж я вынесу на улицу тебя

Буду прясть, да попрядовать

На подруженек поглядывать
Напряду я много пряженьки

Мне с бабулею на варежки

Я бабулю свою слушаюсь

Пирожки- оладьи кушаю

Игра «Заря» дети стоят в кругу плотно друг к другу. Водящий, ходит за кругом пока говорят слова, как только проговариваются слова – по воду пошла, ложит ленту на плечо играющему и они разбегаются в разные стороны. Кто быстрей встанет на пустое место в круге. Игра повторяется

Заря-зареница

Красная девица по полю ходила

Кольцо обронила

Кольца золотые

Ленты голубые

По воду пошла

В1 еще один танец станцуем, а называется он

«Клубок», танцуют все

Уж я улком шла

Переулком шла

Клубок ниток нашла

Клубок катится

Перекатится

Нитка тянется

Перетянется

Нитка дале, дале, дале

Клубок боле, боле, боле

Я за ниточку бралась

Тонка нитка порвалась (танцующие встают держась за руки друг за другом, водящий закручивает всех в «Клубок»)

Ну на славу повеселились, удались у нас посиделки

Проверка восприятия

Ведущий 1: А сейчас проверим, что вы запомнили из истории праздника:

КАК В СТАРИНУ НАЗЫВАЛСЯ ПРАЗДНИК В НОЯБРЕ-

Праздник КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА, Куринный праздник, Девичьи посиделки.

Ответьте на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из предложенных:

1. По древнерусским месяцесловам и православным святцам месяц ноябрь называется:

1) грудень;
2) студень;
3) травень;

3.Праздник назывался по:

1) по фамилии Кузьмин;
2) по имени Кузьма и Дамиан;
3) праздник кузнецов;

Вот и закончились наши девичьи посиделки

Желаем вам гости дорогие здоровья – отменного,

вашим семьям благополучия, помнить что благополучие страны зависит от благополучия семьи, а благополучие семьи всегда основывается на родословной памяти и культуре своего народа. Давайте помнить эти слова:

Нация не помнящая свои истоки обречена на гибель.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь