Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В комедии Недоросль Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.Центральная героиня пьесы госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана.

То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится. Никто не смеет противиться ее власти: Разве я не властна в своих людях. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая перезрелая фурия очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:Один ты остался у меня.Да отвяжись…Нет у меня сына…

Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет воры, канальи, бестия, собачья дочь. К Митрофану обращается: другмой сердешный, душенька.

Гостей встречает уважительно: рекомендую вам дорогого гостя, милости просим.С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: старая хрычовка. Воспитание и обучение Митрофана соответствует моде того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам отставной сержант Цыфиркин, который малую толику арихметике маракует, грамматике семинарист Кутейкин, уволенный от всякого учения.

Познания Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность за людей приниматься, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе зоологизация. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил фее с лошатками. Таким образом автор подчеркивает мысль о животной низменности окружающего мира.

Несмотря на то, что жанр пьесы Недоросль комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды честного человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе от. критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова.

Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж.

Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей Породы.Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор...

  2. Загрузка... Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому...

  3. Загрузка... Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но...

  4. Загрузка... (по комедии Фонвизина «Недоросль»)Среди славной плеяды выдающихся представителей русской литературы второй половины XVIII столетия имя Дениса Ивановича Фонвизина - одно из наиболее ярких. Талантливый...

  5. Загрузка... Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием...

Основной проблемой, поднимаемой Д. И. Фонвизиным в комедии “Недоросль”, является проблема воспитания молодых людей, будущих граждан Отечества, которые должны были стать передовыми представителями общества, и именно им отводилась роль двигать развитие страны вперед. Митрофан – персонаж произведения Фонвизина, который, по идее, должен стать именно таким гражданином, призванным творить добрые дела на благо Родины.

Однако мы видим, что этот герой с ранних лет воспитывался в семье, где царила атмосфера безнравственности и самодовольства.

В таких условиях у него не могла формироваться цель жизни и ее смысл. Все желания Митрофана ограничивались желанием вкусно поесть, погоняться за голубями и жениться.

Об учебе Митрофан не думает. К нему приставлены учителя, у которых тоже знаний немного: Кутейкин – семинарист, не окончивший учебу, Цыфиркин – отставной солдат. Однако они пытаются выполнять свои обязанности добросовестно и честно. К сожалению, в обучение недоросля постоянно вмешивается его мать – госпожа Простакова. У нее есть своя, “твердая логика” и такая же твердая мораль: деньгами ни с кем не стоит делиться, а если в условии задачи это требуется, то такой “дурацкой науке” даже и обучаться не стоит. Поэтому и предпочитает Простакова честным учителям бывшего кучера Вральмана, ведь “он дитя не неволит”, как только у Митрофанушки появляются признаки усталости, он тут же отпускает его.

В итоге Митрофан растет полным невеждой, бессердечным и жестоким человеком. Пока его мать являлась хозяйкой в доме, сын грубо льстил ей, на ходу придумывая, какую бы похвалу ей сказать, он даже жалел ее, потому что она устала, колотя батюшку. Но когда Простакова потеряла свою власть, ее имение было взято в опеку за жесткое обращение с крепостными, и она бросилась к сыну, ища в нем опору и поддержку, он показал свое истинное лицо, оттолкнув мать: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”.

Этот эпизод не вызывает смеха, он скорее трагичен, ведь такое предательство становится жестоким наказанием злому невежеству. Стародум метко подводит итог происходящему: “Вот злонравия достойные плоды!”

Лексика Митрофана отличается грубостью, что выдает в нем злую волю и жестокосердие. Его непросвещенность и невежественность ведет к лени, а грубость чувств сродни животным инстинктам. У него нет души. Как ни странно, но даже отрицательный герой Скотинин точно характеризует своего племянника, называя его в сцене драки “чушкой проклятой”. Митрофан также оправдывает слова Стародума своим поведением и речами: “Невежда без души – зверь”.

В своем произведении автор учит нас пониманию того, что детей следует воспитывать должным образом, учить выражать разумные мысли правильным языком. Лишь тогда они не вырастут невеждами и безнравственными существами, а станут достойными гражданами Отечества.


Другие работы по этой теме:

  1. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль” – проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с...
  2. На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех...
  3. Одним из самых интересных и сатирически освещенных действующих лиц комедии Фонвизина “Недоросль” является сын Простаковых – Митрофанушка. Именно в его честь названо произведение. Митрофанушка –...
  4. Митрофанушка – грубый неуч. В образе этого персонажа автор ярко показал, какими могут быть последствия “дурного воспитания”. Нельзя сказать, что недоросль испорчен воспитанием, скорее, он...
  5. Комедия “Недоросль” безоговорочно считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина. В основу произведения положена история из жизни недоросля – подростка, несовершеннолетнего. Комедия была написана автором в...
  6. Митрофанушка является достойным плодом воспитания Простаковой. Неразвитый ни умственно, ни нравственно, он в свои шестнадцать лет не идет дальше самых непосредственных переживаний, и его интересы...
  7. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене....

Комедия «Недоросль» была весьма популярной у современников Д. И. Фонвизина, так как она отражала злободневную тему крепостничества в России. Но прошло столетие, и главной проблемой, интересующей зрителя в этой пьесе, стала проблема воспитания подростков-«недорослей». Спектакль по этой пьесе предназначался главным образом молодой аудитории, которая с удовольствием его смотрела и от души смеялась над комедийными ситуациями и характерами героев.
Что же смешного в «Недоросле»? Над чем смеется взрослый зритель, а над чем - подросток? Понятно, что молодых людей смешит Митрофанушка, его обжорство, глупость, невежество. Смешно даже само его звание «недоросль» - древнерусское название подростка до 15 лет. Но так ли смешон Митрофанушка? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть его слова, мысли и отдельно чувства, поступки.
Высказывания Митрофанушки смешны, но по-своему забавны и находчивы. Чего стоит только его рассуждение о прилагательной двери и существительной, пока она «у чулана шеста неделя... стоит не навешена...». Ему все время приходится выкручиваться из затруднений, в которые ставит его чрезмерная опека матери. Отсюда его лживость, хитрость, лицемерие и недобросовестность. Комизм образа состоит и в том, что Митрофанушка, выворачиваясь из одной неприятной ситуации, попадает в другую. Не желая учиться, он демонстрирует плохое самочувствие по причине вечернего и ночного обжорства, но тут же подвергается другой опасности - осмотру врача. И снова приходится изворачиваться, что удается ему без особого труда: «Нет, нет, матушка, я уж лучше сам выздоровлю», и убегает на голубятню.
Чувства и поступки Митрофана не смешны, а отвратительны. Мы видим эгоистичного, лицемерного и безжалостного бездельника. Он хорошо знает, кто в доме хозяин, и заискивает перед матерью. Он рассказывает о жалости во сне к ней, уставшей «колотить батюшку». Ничего смешного нет и в том, что он в своем возрасте гоняет голубей и в то же время готов жениться. Митрофанушка, чувствуя одобрение матери, позволяет себе наказывать и ругать слуг. Если современному подростку смешно читать о том, как Митрофанушка ругает своих учителей, то это является сигналом о болезни школьной системы. Еще хуже, если над этим эпизодом смеются взрослые, родители или даже учителя. Может так случиться, что со временем они будут наказаны за этот легкомысленный смех горьким разочарованием в своих детях и воспитанниках. Не секрет, что Митрофанушки здравствуют и процветают по сей день.
Не смешон Простаков - «женин муж», как он представился Стародуму. Этот добрый, но глупый, невежественный, безвольный и трусливый человек вызывает только жалость. Тарас Скотинин - «сестрин брат», как в свою очередь он себя отрекомендовал Стародуму, также не смешон, а отвратителен со своей страстью к свиньям. Даже Простакова говорит брату, что хорошая свинья ему нужнее жены.
Не смешна и сама Простакова - глупая, трусливая и одновременно подлая и жестокая баба-самодур, в свою пользу толкующая законы. Слишком часто в реальной жизни встречаются подобные женщины, поэтому она, скорее, вызывает страх и желание держаться от нее подальше.
Смешным может показаться образ недоучившегося семинариста Кутейкина или рассказ Скотинина о генеалогии своего рода. Нужно обратить внимание на то, что Фонвизин осудил и высмеял предков Скотинина за то, что они не оправдали дворянского звания, жили мелкими интересами в полном невежестве. Кутейкина, который «убоялся бездны премудрости» и отказался продолжать обучение в семинарии, Фонвизин презирает за те же невежество и скудность мысли. Он ни в коем случае не смеется над священными текстами, на которые ссылается Кутейкин.
Фонвизин обнажил души своих отрицательных героев совсем не для смеха, а для «назидания». Для убедительности образов автор не побоялся выставить в комичном свете и положительных героев. Они просто «смакуют» свою добродетель, забывая, с кем имеют дело, и оттого иногда попадают в неловкое положение. Например, образованному Стародуму, объясняющему Про- стаковой практическую пользу географии: «На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь», - невежественная Простакова резонно отвечает: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж?» Положительные герои - умные, благородные люди, но они не гнушаются потешаться над дураками, причем находясь у них в гостях. Даже благородный Стародум не прочь посмеяться, наблюдая за дракой брата и сестры. Он даже заявляет Простаковой: «Я на роду ничего смешнее не видывал». Обиженная Простакова справедливо замечает: «Это, сударь, ничего не смешно». Имея в виду бестактность Софьина жениха Милона, Скотинин спрашивает: «Кто ж из нас смешон? Ха, ха, ха!»
Биограф Д. И. Фонвизина писал, что автор «Недоросля» «не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных».
Глупость, коварство, злость, преступление смешны только на сцене, но в реальной жизни они угрожают нам на каждом шагу. Поэтому после прочтения или просмотра пьесы улыбка сходит с лица мыслящего человека.

    Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места (дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои делятся...

    Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли...

  1. Новое!

    После знакомства с комедией руководитель внешней политики Русского государства, сторонник ограничения самодержавия, человек высокого ума, тонкий дипломат, Н. И. Панин заинтересовался ее автором, выясняя его «знания» и «моральные правила». Фонвизин выдержал...

  2. Автор бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это...

    Яблоко от яблони далеко не падает. Пословица Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является...

    Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал главного героя...

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль” – проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. У Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятни да жениться.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного,

Но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остается сама Простакова со своей “твердой логикой” и столь же твердой моралью: “Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке”. Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что “он дитя не неволит”.
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: “Так мне жаль стало. тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: “Да отвяжись, матушка, как навязалась.”.
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. “Вот злонравия достойные плоды!” – подводит итог Стародум.
Грубость лексики выдает в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещенность души ведет к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана “чушкой проклятой”. Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: “Невежда без души – зверь”.
Если не воспитать должным образом ребенка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется “больным неисцельно”, невеждой и безнравственным существом

  1. Первая оригинальная комедия Фонвизина “Бригадир” (закончена в 1769 году) создавалась в обстановке общественного подъема, связанного с подготовкой к открытию и работой Комиссии по составлению нового уложения. Идейный настрой комедии был...
  2. В комедии “Бригадир” представлена широкая картина нравов русского дворянства. Автор глубоко озабочен падением общественного престижа этого сословия, его невежеством, отсутствием гражданских, патриотических чувств. Уже в перечне действующих лиц Фонвизин указывает...
  3. Волшебный крап! гам в стары годы. Сатиры смелой властелин. Блистал Фонвизин, друг свободы. А. Пушкин Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в дворянской семье. Учился в гимназии при Московском университете,...
  4. Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это...
  5. Проблема воспитания детей, наследия уготовленного стране, играло важную роль в обществе в старину и остается актуальна по сей день. Члены семьи Простаковых чужие друг другу люди. Они совсем не похожи...
  6. Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения – “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что...
  7. Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее “золотой” XIX век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое...
  8. Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный...
  9. Сама афиша объясняет характеры. П. А. Вяземский о комедии “Недоросль” .Истинно общественная комедия. Н. В. Гогопь о комедии “Недоросль” Первое появление комедии “Недоросль” на театральных подмостках в 1872 г. вызвало,...
  10. “Недоросль” – антикрепостническая пьеса, и в этом ее главное значение. А между тем сам Фонвизин, как и другие представители передовой общественной мысли его времени, еще не поднялся до прямого отождествления...
  11. Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования....
  12. Это первая социально-политическая комедия на русской сцене. В комедии сочетаются яркие и правдивые сцены из жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства, “прямого, честного” гражданина. Органично...
  13. Фонвизин родился в богатой дворянской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Московском университете, а в 1761-1762 году – на философском факультете того же университета. В студенческие...
  14. В сравнении с “Бригадиром” “Недоросль” (1782) отличается большей социальной глубиной и более резкой сатирической направленностью. В “Бригадире” речь шла об умственной ограниченности героев, об их галломании, недобросовестном отношении к службе....
  15. Денис Иванович Фонвизин один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его гимназические учителя. С течением времени...
  16. Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, я в очередной раз испытал истинное Удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев...
  17. В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства Этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию Личности. Классицизм –...
  18. Софья – племянница Стародума (дочь его сестры); мать С. – сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простако-вой. София – по-гречески означает “мудрость”. Однако имя героини получает в комедии особый...
  19. (по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”) Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия “Недоросль” – идейно-художественная вершина творчества – стала...
  20. Комедия Фонвизина “Недоросль” – первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги,...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь