Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

(2 голоса : 5,0 из 5 )

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.

«Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить».

Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа.

Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека - не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска.

Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов».. Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.

Чем больше общения, тем лучше

Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге - можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».

Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.

Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.

Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также - чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) - это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.

Право выбора

Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке». Нечто похожее с нами проделывает реклама, задавая вопрос, какие гамбургеры мы предпочитаем, круглые или квадратные? Волей-неволей приходится задумываться, даже если мы особо не жалуем эти гамбургеры.

Точно так же и с ребенком: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

Поступки с последствиями

Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока - оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, - он уже сделал свои выводы.

Когда ребенка ругают и наказывают, это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я - плохой, потому я себя плохо веду». Куда разумнее использовать для решения проблем последствия его поведения. Так, в одной семье сборы на прогулку затягивались до бесконечности, потому что малыш постоянно отвлекался. Наконец, однажды мама сказала: «Видишь в окне солнышко? Когда оно спрячется вон за то дерево, на прогулку идти будет уже поздно. Собирайся поскорей, а я пока пойду попью кофе». Одна пропущенная прогулка, один скандал - и сборы стали происходить быстрее и спокойнее.

В подобных случаях ребенок, даже самый маленький, не чувствует себя «плохим» или наказанным. Он просто начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. И это невозможно ему объяснить никакими назидательными беседами, но только поступками.

Он требует помощи

Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается».

Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу - «А следующую - попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» - это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать - и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.

Не забудьте оценить то, что у него получилось, - или хотя бы его старания.

Чья это проблема?

Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема - его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрые родители решают и делают за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находятся неподалеку и готовы прийти на помощь, если их попросят.

Михаил Завалов

Инструкция

Начинайте приучать ребенка к самостоятельному одеванию примерно с 1,5 лет. С этого возраста у малыша формируется наглядно-действенное мышление. Он учится взаимодействовать с предметами, понимать их назначение. Чтобы процесс овладения навыком одевания не происходил стихийно, показывайте ребенку, как именно необходимо надевать ту или иную вещь.

Сначала покажите, как надеваются самые простые вещи, например валенки, варежки и др. То есть такие предметы одежды, в которых нет сложных застежек, замков и завязок. При успешном решении этой задачи у малыша возникнет интерес к процессу. Обязательно хвалите ребенка за его успехи в этом нелегком для него деле. В детском саду или в гостях ставьте своего ребенка в пример детям, которые еще не умеют одеваться. Это повысит самооценку малыша, что положительно скажется на его стремлении к самостоятельности.

Вызовите интерес ребенка к одеванию при помощи куклы. Она внешне наиболее похожа на человека. Применяйте игровой метод, попросите ребенка одеть куклу на прогулку. При этом скажите, что он уже взрослый, а кукла – маленькая. Она не умеет сама надевать вещи. Желательно, чтобы у куклы был полный набор одежды: майка, трусы, платье, кофта, обувь, шапка, пальто, шарф. В ходе игры ребенок будет понимать, как нужно надевать вещи. Кроме того, он усвоит последовательность надевания вещей. То есть сначала на куклу нужно надеть белье, потом платье, кофту и так далее. Пусть кукла станет для ребенка товарищем по обучению.

Наберитесь терпения. Недопустимо торопить ребенка, когда он пытается самостоятельно одеться. Поддерживайте его, подбадривайте. Пусть он видит, что вы гордитесь им. Это станет хорошим стимулом к его дальнейшим действиям. Выказывая недовольство тем, что вам приходится долго ждать ребенка, пока он оденется, вы покажете свою нервозность. Это состояние сразу передастся ребенку, и он также начнет нервничать. Как итог – ненужные капризы и нервы.

Поддерживайте малыша в его стремлении самому надевать одежду. Пусть он пробует, учится, закрепляя показанные действия. Не стоит делать за него то, чему, по вашему мнению, ему еще рано учиться. Ограничивая ребенка в его стремлениях к самостоятельности, вы сами постепенно воспитываете в нем лень. Со временем он не станет даже предпринимать попытки для того, чтобы что-то сделать самому. В будущем таким детям очень сложно адаптироваться к взрослой, самостоятельной жизни. Они не смогут сами принимать решения, а станут ждать, пока проблему за них решат родители.

Многие родителисталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: егоне допросишься одеться в сад, сложить свои игрушки вечером, почиститьзубы без "торговли". Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 разповторять, уговаривать или даже угрожать. Все это, разумеется, лишаетсил и понемногу сводит с ума...

Знакомая ситуация?

Если Вы сталкиваетесь с подобными проблемами, то в этой статье Вы можете найти множество идей, как с легкостью и удовольствием приучить ребенка к самостостоятельности.

Чтобы привлечь ребенка кмаленьким домашним делам, которые включают уход за собой и за своими
вещами, стоит придерживаться некоторых простых принципов.

1. Сформулируйте для себя, что ребенок уже может и должен делать сам.
Этот шаг часто бывает недооценен родителями. Они с легкостью обижаютсяна то, что ребенок не убирает за собой одежду, не вытирает ноги, не естсам... Однако если спросить у мамы и папы: «Так что же Ваш ребенок точно должен делать в этом возрасте, каковы его обязанности?», этот вопрос часто заводит в тупик.

Ведь, во-первых, существует миф, что ребенок никому ничего не должен... Если это действительно так, то почему же родители так сильно сердятся на его «лень» и «непослушание»?

Давайте не будем кривить душой: каждый родитель ожидает, что его ребенок будет вносить свой вклад в уход за собой, домашнее хозяйство и даже жизнь семьи. Вопросы только в том, сколько, как и когда.

Во-вторых, нет четкого представления о возможностях и возрастных этапах развития самостоятельности у ребенка. Словом, непонятно, что, в каком объеме и в каком качестве ребенок должен делать сам.

Что в итоге?
Если даже сами родители смутно представляют себе, что должен делать ихребенок, то как тогда сам малыш может контролировать свои достижения иуж тем более - стремиться к ним?

Итак, задачи и обязанности ребенка должны быть прозрачны прежде всего для самих родителей.

2. Создайте перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста. После того, как Вы задумались над тем, что может и должен делать ребенок, составьте список этих действий.

В первой колонке опишите, что ребенок должен делать по уходу за собой (каков уровень его самостоятельности). Во второй колонке перечислите действия, которые ребенок должен выполнять по уходу за своими вещами. В третьей колонке опишите то, что ребенок должен делать для всей семьи.

Не указывайте то, что ребенок уже давно "прошел", выполняет с легкостью и без напоминания. Ваш список должен содержать навыки, которые еще только предстоит освоить или усовершенствовать.

Вот произвольный пример такого списка:
1) уход за собой:

  • самостоятельно включать и выключать свет в туалете;
  • полностью раздеваться и надевать без помощи футболки и свитера;

2)уход за своими вещами:

  • складывать свои игрушки без напоминания;
  • относить грязное белье в корзину;
  • складывать вещи на стул или в шкаф (допускается помятость);

3)помощь по дому:

  • не мешать, когда взрослые разговаривают по телефону;
  • помогать маме накрыть на стол;
  • помогать вытирать пыль по просьбе и т.д

Постарайтесь описать в этом списке не только действие, но и качество его выполнения.Ведь в случае маленького ребенка достаточно, когда он просто "поелозит"тряпкой по столу и кое-как скомкает вещи в шкаф. Однако когда ребенокподрастает, стоит требовать от него более точных и аккуратных движений.

3. Двигайтесь маленькими шагами. Послетого, как Вы создали перечень обязанностей Вашего ребенка, начнитеприучать его к ним. Двигайтесь маленькими шагами, например, по одному
навыку в неделю. Для некоторых родителей "приучать" значит сказать один раз вслух и забыть об этом. Но этого совершенно недостаточно.

"Приучать" значит, вдохновлять, стимулировать, поощрять, показывать, корректировать, контролировать и хвалить.
Поэтому недельный срок нужен именно для того, чтобы сконцентрироватьвсю Вашу энергию и внимание на одной задаче, которую Вы хотитепривить Вашему ребенку.

4. Начинайте всегда вместе. Многие родители поступают так: они просят ребенка сделать что-то и уходят по своим делам.Надо сказать, что эта тактика не очень эффективна. Пока Вы неубедились, что малыш точно выполнит действие без Вашей помощи иконтроля, оставайтесь рядом с ним.

5. Давайте четкие указания, подсказывайте и помогайте.
Оставив все свои дела и морально настроившись уделить все свое вниманиеребенку, четко скажите ему, что делать. Постарайтесь, чтобы Ваш голосзвучал твердо и убедительно, а не заискивающе. Чересчур просящие илиуговаривающие интонации провоцируют ребенка на «отнекивание» или«торговлю».
Также постарайтесь избегать уговоров и аргументирования.
Во-первых, не все Ваши аргументы будут понятны ребенку, а во-вторых, налюбой аргумент «за» можно найти аргумент «против». Многие дети оченьизощренны в этом. А ведь домашние обязанности или уход за собой – совсем не должны подлежать обсуждению. Это насущные дела, которые объективно необходимо выполнять для нормальной полноценной жизни.
В период обучения важно оказывать ребенку помощь и подсказки.
Однако их нетак-то просто выполнить правильно. Часто в своем кабинете я наблюдаю,как родители «помогают» ребенку сложить игрушки. Они просто подходят ккорзине и, приговаривая «давай-ка соберем машинки» мигом укладывают все вкорзину. Ребенок, успев бросить только одну игрушку, оглядывается ивидит, что все уже собрано.

Разумеется,такая помощь не только не «настраивает» ребенка на успех и достижениерезультата, но подчас может и демотивировать его.


Чаще всегопроблема с самостоятельностью кроется не в сложности самого действия, а втом, чтобы начать его делать. Начать сложно не только для взрослых, но идля детей.
Ведь для того, чтобы начать действовать, нужно:

  • оставить то интересное, чем ребенок занимается СЕЙЧАС;
  • переключить и сфокусировать внимание на чем-то, что будет ПОТОМ;
  • сделать что-то длинное или, как правило, менее интересное;
  • напрячься непонятно ради чего.

Как же правильно оказывать ребенку помощь?
Для того, чтобы вдохновить ребенка сделать что-то полезное, можно использовать вербальные (помощь словами) и телесные (с помощью движений и жестов) подсказки.

Телесные подсказки:

  • Жесты.

    Многие недооценивают роль жестов в помощи ребенку, но на самом деле,особенно для маленьких детей, такие подсказки играют огромную роль.

Когда использовать жесты? Жесты хороши, когда слов недостаточно, чтобы побудить ребенка к действию.

Например, когда Вы говорите ребенку «возьми машину и положи в корзину»,он может продолжать стоять на месте или заниматься другими делами.Когда же Вы показываете на машину, внимание ребенка фокусируется и онможет сосредоточиться намного быстрее на задании. Жесты также помогают
начать действовать, то есть запустить цепочку последовательных шагов.Ведь если машина уже в руке, то ничего не стоит положить ее в корзину.

  • Движения. Подсказки в виде движений предполагают изменение положения тела ребенка.
    Например, если он стоит далеко от корзины с игрушками, можно, взяв егоза плечи, плавно подвести поближе. Если же ребенок стоит, а для сборамелких деталей удобнее сесть на коврик, то с помощью телесной подсказки,легко похлопав малыша по плечу, можно пригласить его сесть. Когда малышотворачивается, то с помощью телесной подсказки можно направить егокорпус в нужное русло.

Ваши помогающие движения служат не только приглашением к действию, но и хорошей, мягкой коррекцией.Вспомните, сколько бы инструктор по танцам или йоге не объяснял Вам,как встать в третью позицию или «позу собаки», пока он не покажет, алучше не «выстроит» Ваше тело, движение не получится.

  • Демонстрация. Очень хорошо приобщать ребенку к миру дел, предварительно показав ему, что и как нужно сделать.
    Однако с этой подсказкой легко переборщить, например, когда, показывая,мама выполняет все действие за ребенка. Чтобы такого не случилось,можно выполнить только часть действия, оставив его незавершенным, чтобыребенку осталось сделать только финальную часть – закрыть крышку,положить носок в уже открытую коробку и т.д.

Вербальные подсказки:

  • Подробный инструктаж, когда Вы разбиваете действие на маленькие шаги и проговариваете каждый из них (не потому что ребенок не знает, как, а чтобы помочь ему начать).

Чтобы инструкции были восприняты ребенком, нужно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, Ваши слова должны иметь мотивирующую силу, то есть способствовать тому, чтобы ребенок начал действовать.
Такие инструкции содержат конкретные глаголы, описывают простые ипонятные действия: «возьми машинку», «отнеси ее к шкафу», «положи наполку», «возьми колготы», «посмотри, чистые ли они», «сложи красиво»,«положи в ящик».

Во-вторых, для того, чтобы ребенку было проще поначалу, часть Ваших инструкций должна помогать ему сосредоточиться. Для этого Вы подсказываете ребенку, как он может сконцентрировать свое внимание, например: например, «подойди ко мне», «слушай внимательно», «посмотри сюда», «повернись», «посмотри выше» и т.д.

В-третьих, не стоит начинать говорить следующую инструкцию, пока не выполнена предыдущая. То есть пока ребенок не «посмотрел сюда», не стоит просить его «взять это». Действия должны быть простыми и легкими.

6. Хвалите ребенка.
Правильно хвалить – целое искусство. Похвала – это не просто восторг поповоду и без повода. Похвала, которая может стать ценной для ребенка,должна быть конкретной и немедленной.

Когда Вы хотите выразить своеудовлетворение ребенку, опишите, что именно он сделал хорошо,
например: «молодец, ты послушал маму», «посмотри, как быстро ты сложилэти машинки», «мне так нравится, как ты собираешь свои вещи», «сколько утебя сил, ведь ты разложил все подушки самостоятельно!»

В таком виде похвала выглядиткак комментарий, служит хорошей обратной связью для ребенка. Ведь он невидит себя со стороны, ему сложно оценить, что он делает хорошо, а что плохо. Получая похвалу-комментарий от родителей, ребенок много узнает о своих сильных качествах и об их ценности для родителей. А кто не захочет показать себя с лучшей стороны?

7. Вводите элементы соревнования и игры.
Если, несмотря на все Ваши просьбы и поощрения, ребенок все же «тяжелна подъем», можно попробовать заинтересовать его соревнованием.Состязаться можно по-разному – друг с другом, с самим собой (вчерашним),с героями мультфильмов и т.д. Например, «посмотри, как быстро ты сложил эти машинки, а сможешь так же быстро сложить конструкторы?»

Для игрового эффекта можно использовать различные «декорации» и «антураж». Многих детей «заводит» состязание по времени, когда они видят перед собой песочные часы. Другим нравится выполнять задачки, чтобы получить «приз». Интересных условий и игр может быть масса, главное – творческое вдохновение и желание родителей помочь своему ребенку.

8. Постепенно уменьшайте уровень своего контроля и помощи.
Использование игры или соревнования не значит, что Вам придется каждыйвечер развлекать ребенка для того, чтобы он научился складывать носки вшкаф. Напротив, по мере того, как ребенок начинает привыкать к своимобязанностям, Вы поэтапно убираете разные элементы помощи, подсказки,
оставляя лишь похвалу за полностью выполненное действие. Впоследствииможно уйти и от этого, в зависимости от того, переходит ли внешняямотивация ребенка во внутреннюю.

Кроме этого, если Ваш ребенокуже освоил тот или иной навык, Вы можете отлучаться по своим делам и неследить за качеством выполнения, лишь иногда проверяя, не «сбился» лималыш с пути, отвлекшись на игру или мультик.

Если же у Вас нет ни сил, ни желания мотивировать ребенка, поощрять или вдохновлять его, стоит обратить внимание на себя: возможно, Вы слишком устали, перегружены домашними и рабочими делами, нуждаетесь в отдыхе, помощи и поддежке.
Если это так, то уделите время себе. Ведь не имея внутреннего ресурса,желания и радостного настроения, так сложно вдохнуть радость вдостижения ребенка!

Терпения, сил и радости Вам, дорогие родители!

Вы ждете второго ребенка. И пока не очень представляете, как изменится ваша жизнь с двумя детьми и сколько времени и сил вы сможете уделять старшему после рождения младшего. Опытные мамы и психологи советуют подумать об этом уже сейчас — и научить старшего ребенка всему, что он в состоянии делать сам. А также предпринять другие шаги, чтобы избежать ревности между детьми.

Развитие самостоятельности старшего ребенка

Если вы запланировали очередную беременность или уже ждете прибавления в семье, не будет лишним продумать, как новые обстоятельства (беременность, а затем и сам новорожденный) ограничат ваши возможности в помощи старшему ребенку. Большинство родителей подсознательно повышают требования к старшим еще до рождения малыша. Это весьма разумно, поскольку таким образом в течение нескольких месяцев до родов развивается их самостоятельность.

Вероятно, во время беременности и после родов вы не станете, как раньше, поднимать или носить старшего ребенка. Поэтому лучше заранее приучить дочку или сына самостоятельно подниматься по лестнице, залезать на кровать, в автомобильное кресло, на стул или унитаз . В дальнейшем это поможет ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям.

Сможет ли ваша дочка поесть, одеться, сходить в туалет, если вы не будете помогать ей как раньше ? Потребности младенца в большинстве случаев имеют приоритет, к тому же трудно предугадать, в какой конкретно момент он будет в вас нуждаться. Чем большим количеством навыков овладеет старшая сестра, тем в меньшей степени ее собственные потребности будут ограничиваться потребностями младшего брата.

Иначе говоря, вы выгодно инвестируете, когда используете период беременности для того, чтобы приучить годовалого ребенка самостоятельно есть кашу, а детей постарше — готовить себе бутерброды. Когда родится малыш, все преимущества того, что ваш старший практически без помощи справляется с одеждой и обувью , скажут сами за себя. Поэтому учите детей тому, что им должно быть доступно в их возрасте. Ваши дети уже ходят в школу? Задайтесь вопросом: может быть, вы помогаете им сверх меры, и они уже могут сами справляться, например, с уборкой или мытьем головы?

Пересмотрите привычные процедуры вечернего туалета и отхода ко сну . Если вы укладываете ребенка часами, то разумнее всего поменять такой изматывающий распорядок. Самое время также приучить ребенка к мысли, что не только мама может помочь или утешить, и именно взрослые решают, чем каждый из них будет заниматься.

Разумеется, нельзя требовать от старшего ребенка слишком многого или прекращать время от времени помогать в том, что он уже умеет делать сам. Просто следите за тем, чтобы он был достаточно самостоятельным.

Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться

Попробуйте создать позитивную атмосферу во время обучения, продемонстрируйте ребенку, что вас радуют и впечатляют его успехи, и тогда его мотивация выполнять ваши просьбы заметно возрастет.

Дочка упирается и не хочет ничего делать сама? Не стоит спекулировать тем, что она теперь большая и, следовательно, должна справляться без посторонней помощи. Иначе «быть большой» будет для нее ассоциироваться с выполнением массы скучных требований и почти полным отсутствием развлечений.

Но вы можете подбодрить ее: скажите, что она ведет себя «как большая», в тот момент, когда девочка будет стараться делать что-либо в соответствии с вашими пожеланиями: «Ого, ты сама смогла подняться по лестнице! У тебя, видимо, такие же крепкие ножки, как у Матильды, хотя ей уже четыре года!».

Не ссылайтесь на беременность

«Я не могу тебя поднять, ведь у меня в животе маленький!», «Нет, мне нельзя кататься на лыжах, ведь если я упаду, ребенок может родиться раньше, чем нужно», «Нет, я не могу кататься с горки, у меня болит спина, я же беременна».

Действительно, сама по себе беременность и особенно связанные с ней болевые ощущения или какие-либо осложнения могут сильно ограничить ваше взаимодействие со старшим ребенком. Однако, отказывая ему в чем-либо, серьезно подходите к аргументации. Разумеется, вы должны себя беречь, но попробуйте не выставлять младшего брата занудой еще до его рождения. Говорите правду, но не упоминайте маленького.

Например: «Я не могу тебя поднять потому, что у меня заболит спина. Папа тебя поднимет, он же у нас силач!», «Нет, сегодня я не пойду с вами кататься на лыжах, но когда вы вернетесь, мы с тобой можем поиграть!» или «Я не могу покататься с тобой, у меня болит поясница, но я буду смотреть, как быстро ты мчишься с горки!».

Собственная комната и другие изменения

Все запланированные серьезные изменения в жизни старшего следует производить задолго до родов — минимум за несколько месяцев, чтобы потом ему не пришлось привыкать к массе нововведений одновременно. Так ребенок избежит шока, а вы — его слишком бурных, порою просто невыносимых, реакций.

К таким важным изменениям относятся, к примеру, переезд или . С другими эмоционально тяжелыми решениями — вроде отказа от использования — также не следует тянуть до последнего, не предпринимайте ничего подобного накануне рождения малыша.

Если старшему ребенку предстоит уступить свое место младенцу, скажем, в родительской спальне, важно организовать процесс перемещения задолго до появления малыша. При дневном свете новая комната, большая кровать и постельное белье с классным рисунком выглядят, конечно, привлекательно, однако, когда сгущается ночная мгла, ребенок может решить, что лучше все-таки спать рядышком с мамой и папой. И если вдруг окажется, что они его совсем не ждут, в то время как младшая сестра, напротив, спокойно почивает под родительским крылом, в душу старшего может закрасться болезненная ревность.

И как же обидно, когда на твоих глазах кто-то другой использует любимую тобою вещь! Если эти переживания окажутся напрямую связаны с новорожденным, старший ребенок может обозлиться на маленького наследника. Поэтому целесообразно на какое-то время убрать с глаз долой игрушки, детскую одежду и другие вещи, прежде чем они перейдут к новому владельцу. Таким образом у старшего не возникнет ощущения, что его имущество было отобрано у него против воли в пользу младшего братика или сестренки.

Обсуждение

Комментировать статью "Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности"

Как приучить ребенка к самостоятельности, если без помощи родителей он сделать уроки не может? Раздел: Развитие самостоятельности (Самостоятельный ребенок?) Самостоятельность - это прежде всего уверенность в своем "тыле".

Самостоятельность. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового У меня похожая ситуация, только у меня сын. Стал меняться, когда поступил в ВУЗ. Не делайте резких движений в отношении того, чтобы приучить к самостоятельности.

Что делать в ситуации, если сын 20 лет ничем не занят. Он бросил ВУЗ, неудачно пробовал работать, сейчас как будто ищет другую работу У нас полная семья, и старались приучить к самостоятельности, гоняли, заставляли, но это отчасти у человека в крови, и это видно даже...

Как научить самостоятельности????. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Вы как оцениваете внутреннее состояние своего сына, когда он сидит перед чистым листом бумаги и ничего не делает? И не только что мы начали приучать к самостоятельности.

Отселение взрослого сына. Сын 22 года планирует жить отдельно. Отношения в семье нормальные, просто хочет самостоятельности. Согласны, время пришло, да к тому же есть такая возможность. Только вот думаю, что же будет в этой квартире.

Приучать ребёнка к самостоятельности надо с младенчества. Пусть он остаётся в кроватке или Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Развитие самостоятельности старшего ребенка. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться.

Раздел: Образование, развитие (как приучить ребенка к самостоятельности в 8 лет). приучение к самостоятельности. привет, девочки, очень ребко пишу сейчас, ноан конференции с Колиного рождения уже В августе ребенку будет 10 лет.

Деточке 17,5 лет, и вот уже год он учится в оооочень облегченном режиме, почитай, что совсем не учится, а только балду гоняет. И весь год я слушаю песенку про то, что работу он ищет, вот скоро уже найдет. Через месяц и той какбыучебы не станет, и будет он свободен 24 часа в сутки.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться. Не ссылайтесь на беременность. Свобода выбора ребенка. зависит от ребенка. мой ребенок (6.5 лет) довольно не решительный и сам выбрать не может...

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Тоже раздумываю о том, что надо бы приучать к самостоятельности. И дальше спокойно сидела. Ей очень понравилось, до сих пор вспоминает, как летала с папой, мамой и пилотом.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. выдаю лекарства, в зубы - портфель, и мы мчимся, в 7.45 он...

Самостоятельность получила в 8 лет во втором классе. Стала одна ездить на автобусе в школу Лучше все-таки понемногу приучать, а то в один прекрасный день выпорхнет без царя в Советы родителям детей всех возрастов. Как воспитать в ребенке самостоятельность.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Чтобы приучить к самостоятельному засыпанию грудного ребенка, нужно с В этом случае вы знаете заранее, когда "внутренние часы" ребенка переключатся на сон.

Сыну 4,7 года. Решили отдать его в сад (без большой необходимости). Первые 3 дня приходила за ним в обед, он говорил: "мама, я бы здесь еще побыл", но забирала, т.к. положено. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Самостоятельный ребенок – до рождения брата или сестры: потом будет некогда. Как приучить ребенку лежать на животе? Чтобы научить ребенка спать нужны не пеленки, а знание особенностей сна...

Самостоятельность в 4 года. Развитие самостоятельности. Приучаем 4-хлетнего сына к самостоятельности. В детском саду, вроде, проблем нет. Ест сам.

Как учить ребенка самостоятельности?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться. Не ссылайтесь на беременность.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как приучить ребенка спать отдельно. Спящий ребенок? это не только мило, но и наконец-то. И порой маме намного проще положить ребенка рядом с собой, чем настаивать на том, чтобы малыш...

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Когда родится малыш, все преимущества того, что ваш старший как приучить ребенка к обуви?. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и...

Заключается в балансе. Вы должны быть терпеливы, но не слишком снисходительны, если хотите, чтобы он был самостоятельным.

Проблема некоторых родителей заключается в том, что они пытаются контролировать своих детей на каждом этапе пути. Так не рекомендуется делать, потому что вы не даете ребенку научиться делать выбор. Если все, в конечном счете, зависит от вас, ребенок может возмущаться и бунтовать.

1. Создайте распорядок дня

Детям необходим хороший баланс между четким распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

  • Попросите ребенка складывать в стирку свою одежду и дайте ему возможность самостоятельно одеваться утром.
  • Пусть сам выбирает себе перекус и убирает тарелку после еды.
  • Переложите столовые приборы и одежду ребенка на более низких уровнях, чтобы он мог сам их доставать, когда это нужно.

2. Научите самостоятельно решать проблемы

Если у вашего ребенка возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы тут же бросаться спасать его, дайте ему возможность решить ее самостоятельно.

  • Соперничество с братом или сестрой - это распространенная проблема в таком возрасте.
  • - один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблем.

3. Ошибка - это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Возможно, вам может быть сложно позволить ребенку совершать ошибки. Однако именно они позволяют ему чему-то научиться.

  • Например, он может забыть сделать домашнее задание и столкнуться с последствиями в школе.
  • Ошибки - это часть процесса обучения, ошибившись однажды, в следующий раз ребенок вспомнит и завершит свою задачу.
  • Не ругайте, если он пролил молоко, когда наливал его в стакан. Просто подскажите, как вытереть его и напомните, что нужно быть осторожным.

4. Будьте чуткими

Ребенок должен знать, насколько вы беспокоитесь о нем, однако вы хотите, чтобы он решал свои проблемы самостоятельно.

  • Пусть знает, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.
  • Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.
  • Хотя вы должны поощрять его быть самостоятельным, следите за тем, чтобы он не причинил себе ущерба!

5. Научите ребенка быть настойчивым

Позвольте ребенку иметь собственное мнение. Вот то, что вы можете сделать:

  • Если вы заказываете еду в ресторане, дайте ему возможность самостоятельно заказать еду для себя.
  • Если вы наряжаетесь, позвольте ему самому выбрать себе одежду.
  • Спросите его, что он хотел бы на полдник.
  • Когда он предпочитает сесть за уроки.

6. Предлагайте разумный выбор

Чтобы помочь вашему ребенку думать самостоятельно, предлагайте ему разумный выбор.

  • К примеру, позвольте ему выбрать между пиццей и пастой.
  • Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.
  • Установите ограничения. Он должен быть хорошо осведомлен о его границах и знать, что именно от него ожидают.

7. Давайте совет, но не вмешивайтесь

Если ребенок пытается решить проблему, не спешите ему на выручку. Вот что вы можете сделать вместо этого:

  • Дайте совет, а не решение.
  • Позвольте вашему ребенку подумать над тем, как найти выход из этой проблемы.
  • Вы можете быть приятно удивлены, увидев, как он нашел решение.

8. Пусть у него будут свои обязанности

Если вы упаковываете чемоданы перед поездкой, позвольте ребенку самому собрать свои вещи. Вы всегда можете научить его, как это сделать, первые несколько раз.

  • Включите его в процессе планирования поездки, чтобы ребенок понимал все о приключении и самостоятельности.
  • Попросите его самостоятельно нести свой багаж (или везти в тележке) в аэропорту и доставить его домой после поездки.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении.

По материалам momjunction.com

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь