Чтобы поймать дракона может понадобится много времени, но узнав где найти дракона в Скайриме, вы сразу же поймете все их особенности, места где их чаше всего можно встретить, узнаете какие виды драконов бывают в игре, и конечно какие ценные предметы можно получить убив одного из драконов!
Драконы в Скайриме – это разумные дети Акатоша, Великого Дракона Времени . На момент начала событий пятой части «Древних свитков» драконы считаются давно вымершими существами, что быстро опровергается. В первые десять минут игры главный герой знакомится с одним из самых старых и могущественных драконов – Алдуином.
Драконы сражаются, используя свои сильные когти, длинные, острые клыки и огненное дыхание, состоящее из трёх слов Ту`ума.
Ту’ум – это магия драконов, которой также владеют Седобородые и Довакин. Именно она позволяет драконам дышать огнём: они произносят правильную комбинацию слов и выпускают пламя. По мере прохождения игры главный герой выучит множество драконьих фраз , которые можно использовать, чтобы быстро перемещаться, или же дабы приковать дракона к земле.
В игре есть несколько драконьих логов. На карте они отображаются в форме головы дракона. Взаимодействие с этими локациями можно после прохождения квеста «Дракон в небе» — одного из сюжетных заданий. В каждом логовое расположена Стена Слов , с помощью которой Довакин сможет изучить одну из частей случайного Ту`ума.
На просторах Скайрима находится одиннадцать логов драконов:
С помощью карты всех драконьих захоронений, вы сможете отыскать без проблем всех нужных вам драконов, или Слов Силы. Также в игре имеется ее предметный аналог, который Дельфина даст вам пройдя определенный сюжетный этап игры, но там отмечены только места рядом с Рощей Кин , так что наша карта вам пригодится намного больше!
Ну вот, теперь вы знаете Где найти дракона в Скайриме, но не стоит забывать, что самый простой способ повстречаться с чешуйчатым противником – это не использовать быстрое перемещение и побольше путешествовать пешком или верхом.
Скорее всего первая маска жрецов скайрима , которую вы найдете. Находиться она в Руинах Лабиринтиана , а главным ее свойствам является перемещение во времени . Если вы оденете эту маску вне стен гробницы, то нечего не произойдет, но если одеть ее возле алтаря культа драконьих жрецов, то вы переместитесь в прошлое. Вы увидите тот же самый алтарь, но на нем будет стоять восемь бюстов, для масок всех жрецов, когда вы найдете все восемь масок, и поместите их на свои места, драконья пасть откроется, и вы сможете забрать последнюю, золотую маску. Если вы захотите вернуться в своем время, вам нужно снять с бюста деревянную маску.
Находиться в Вольскигге . Ее главными свойствами стали бесконечный запас кислорода , для плавания под водой, так же она добавляет +20 к переносимому весу. Третьим ее свойством стало 20% скидка на все товары у торговцев.
Находиться в Трибунах Лабиринтиана . Она отлично подойдет для магов, так как дает +100% к регенерации маны.
Находиться в руинах Высоких Врат . Вторая из масок, которая предназначена для магов. Ее свойства позволяют тратить на 20% меньше маны на заклинания , которые принадлежат к школе иллюзий и изменения. Если вы так и не поняли, где найти эту маску драконьих жрецов в скайриме , то задавайте свой вопрос в комментариях.
- находится в Двуглавом Пике . Эта маска предназначена для тех игроков, которые предпочитаю ведение скрытого и быстрого боя. Она добавляет 20% к навыку стрельбы из лука, и к навыкам скрытности . А так же на 20% повышает знания алхимии.
Находится на просторах Рангвальда . Эта маска своего рода бонус для всех «Танков», а точнее для людей, которые приоритетом считают защиту, а не атаку. Да-да, драконьи жрецы из скайрима позаботились и о маске для танков. Она добавляет 30% к стихийной защите , а именно добавляет сопротивление к холоду, электричеству и огню.
Находится где-то в Валтуме . Маска, которая дает вам иммунитет ко всем болезням и ядам, которые только существуют на просторах Скайрима.
Маска, которая находится в локации Форелхост . Она отлично подойдет для воинов, которые хотят увеличить свои физические возможности. Маска поднимает значение сил ее владельца на 70 едениц.
Последняя из масок, которые можно найти и находится в локации Скулдафн . Она отлично подойдет для учеников школы разрушения и восстановления, так как добавляет 50 единиц к магическому урону, и позволяет на 20% меньше расходовать маны на заклинания.
Последняя, десятая маска, которая находится в Святилище Бромьунара . Ее можно получить только в том случае, если вам удалось собрать все 8 масок, о которых написано выше. Она обладает уникальными свойствами, которые делают вас практически бессмертным. Если ваш уровень здоровья балансирует на грани жизни и смерти, то у вас появляется шанс мгновенно исцелить себя, и нанести приличный урон врагам , которые вас окружают.
Драконьи Жрецы или Присты Драконов (Dragon Priests) – отвратительные существа, встречающиеся в большинстве драконьих пещер The Elder Scrolls V: Skyrim. Они не только уродливы, но так же являются одними из самых мощных противников Скайрима. Часто Жрецы охраняют Стены Слов, где можно выучить новые слова для составления кличей.
Убив Жреца, у каждого из них выпадает особенная маска, обладающая очень сильными магическими свойствами. Надев маску, эти свойства перейдут в вас.
Сбор этих масок важен не только для получения магических бустов, но так же они являются частью квеста, наградой за который будет последняя, самая мощная маска – Деревянная. Для получения этой маски необходимо собрать 8 масок Драконьих Жрецов, с каждого по одной. Таким образом, в игре 9 масок.
Так что у вас нет других вариантов. Либо читерство, либо убийство восьми Жрецов. После сбора всех масок направляйтесь в храм рядом с Лабиринтом. Храм будет разрушен. Деревянную Маску необходимо взять со скелета рядом с храмом и после этого... спойлер! Вы переместитесь во времени. Тут устанавливаем маски на пьедестал, и голова дракона откроет девятую маску – Конарик, обладающую способностями защиты и колдовства.
Местоположение масок Драконьих Жрецов
Деревянная маска (Wooden Mask)
В павильоне, который находится напротив входа во внешний двор Лабиринтиана.
Переносит в прошлое.
Крозис (Krosis)
Находится в Пэйле (The Pale) – Ширпоинт (Shearpoint) – Вершина Южных гор.
После того как оденете, Взлом, Алхимия и обращение с Луком поднимутся на 20%.
Мороки (Morokei)
Лабиринт (Labyrinthian) в Хьялмарше (Hjaalmarch) во время выполнения квеста Посох Магнуса (The Staff of Magnus).
Восстановление маны увеличивается на +100%.
Наркиин (Nahkriin)
Скулдфан в Другой Плоскости (Skuldafn, Other Realm) получить можно только во время квеста Поедатель Мира (The World-Eater’s Eyrie)
Мана, Разрушение и Восстановление увеличиваются на 20%.
Отар (Otar)
Рагнвальд (Ragnvald), Север от Маркарта.
Иммунитет к Огню, Холоду и Шоку увеличиваются на 30%
Рагот (Rahgot)
Форелхост (Forelhost) Юго-Юго-Восток от Рифтена.
+70 Стамина
Вокун (Vokun)
Руины Высоких Врат, Пэйл. Будете там во время квеста Свиток Ански (A Scroll for Anska), находится там же.
20% к Колдовству, Иллюзии и Изменению.
Волсунг (Volsung)
Волскигг (Volskygge) в Хаафингаре. Далеко на запад от Солитьюда.
Носимый вес и дыхание под водой на 20 очков, Бартер лучше на 20%.
Хевнорак (Hevnoraak)
Валтум (Юго-Запад от Рорикстеда), во время квеста Зло в Ожидании (Evil in Waiting).
+40 к скиллу Тяжелая Броня.
Конарик (Konahrik)
При низком уровне здоровья даёт шанс исцелить носителя и нанести урон ближайшим врагам. Изредка призывает на помощь обладателю призрачного драконьего жреца.
Самыми первыми слугами драконов во вселенной "Древних Свитков" были небезызвестные Драконьи Жрецы из Скайрима. Местами их обитания считаются самые разнообразные локации, к примеру, Лабиринтиан, нордские руины и Стены Слов с изображенными на них Словами Силы. Если игрок захочет их отыскать, то в первую очередь он должен обратить внимание на те места северной провинции, где драконы когда-то были культом поклонения.
Когда игрок нарушает покой Жрецов, они восстают и нападают на него. Во время боя Драконьи Жрецы Скайрима пользуются различными заклинаниями и способностью призыва существ. То, что им удалось стать бессмертными личами-некромантами, говорит об их могущественном прошлом.
Также в игре существует специальный спелл, который позволяет Довакину призывать себе на помощь последователей Драконьего культа. Главным условием для заклинания последняя маска Жрецов — Конарик. Отметим, что призываемые таким образом личи значительно уступают в силе именным персонажам.
Подробная информация о Драконьем культе хранится в книге "Война драконов".
Любая битва требует правильной тактики, и битва с Драконьими Жрецами Скайрима не является исключением. Для начала мы рассмотрим основное поведение противника в бою. Как уже было сказано ранее, личи-некроманты любят пользоваться магическими спеллами, а также призывать различных существ. Неподготовленный игрок средних уровней вряд ли выстоит против такой силы. Именно поэтому отправляться к местоположению Драконьих жрецов Скайрима лучше на высокой прокачке или после тщательной подготовки.
Помимо огромной силы, последователи Драконьего культа обладают высокой живучестью. В ближнем бою они не столь эффективны, как на дальнем, поэтому противник будет стараться отойти от игрока как можно дальше.
Жрецы не любят стоять на одном месте, поэтому они всегда меняют свое положение. Во время передвижения они используют уникальную силу своих заколдованных посохов. Если удар попадает по Довакину, то его здоровье начнет стремительно уменьшаться.
Взяв во внимание всю вышеуказанную информацию, можно представить то, как должен проходить бой. Наиболее выигрышная стратегия заключается в нескольких несложных действиях, требующих неоднократного повторения. Для начала мы произносим ту"ум, который замедляет время, и бьем по противнику несколько раз. Лич не сможет увернуться от всех атак сразу, поэтому какой-никакой урон он все же получит. Далее подбегаем к нему поближе, чтобы воспользоваться самыми мощными артефактами, например, Сиянием Рассвета или Бритвой Мерунеса.
Если жрец успел призвать к себе на помощь нескольких существ, то можно попробовать воспользоваться спеллом Цепная Молния (либо посохом, у которого есть такой же эффект). Однако если говорить о самом эффективном оружии, то это, безусловно, заклинания школы Разрушения. Они помогут пробить не только броню Драконьих Жрецов Скайрима, но и любой другой нечисти. В свою очередь, использование ледяных заклинаний и ту"умов практически бесполезно.
Восемь Жрецов (тринадцать вместе с Dragonborn) считаются именными. Каждый из таких последователей хранит у себя уникальную маску с различными волшебными эффектами. Во всех масках Драконьих Жрецов Скайрима заключена особенная сила — это может быть способность управления большим весом, или бонус к магической энергии.
Все это делает Жрецов действительно сложными оппонентами для простого игрока. Некоторые из них могут быть наделены теми же способностями, что и Довакин. Речь идет о понимании драконьего языка, а также об умении использовать определенные ту"умы.
После обнаружения всех именных масок (плюс деревянная), у игрока появляется возможность найти последнюю и самую сильную из них — Конарика.
Собирать маски можно не только ради магических бустов — также они открывают доступ к дополнительному квесту, пройдя который можно получить последнюю, самую мощную маску.
Если надеть Деревянную маску в гробницу, неподалеку от алтаря культа, то можно отправиться назад в прошлое. Перед игроком появятся несколько пьедесталов, на которые необходимо поместить восемь масок Драконьих Жрецов Скайрима. Таким образом мы откроем проход к последнему артефакту. Для того чтобы переместиться обратно в настоящее, достаточно забрать Деревянную маску.
После того как игроку удалось собрать все существующие маски, он получает доступ к Святилищу Бромьунара. Внутри хранится главная и самая сильная маска — Конарик. Ее уникальные свойства наделяют персонажа настоящим бессмертием. Работает маска Конарика по следующему принципу: когда здоровье Довакина близится к нулю, он получает способность мгновенного исцеления. В это же время он наносит противникам весьма значимый урон.
Для расширения внутриигрового лора стараниями моддеров был создан довольно интересный мод на Драконьих Жрецов Скайрима. Он добавляет в игру новый квест о великом и ужасном Конарике, с которым может сразиться Довакин. В качестве награды за прохождение модификации игрок получает ту самую маску Конарика, правда, с более улучшенными характеристиками и бустами.
Квест начинается со святилища Бромджунаар (локация Лабиринтиан) — там, неподалеку от бретонского скелета, находится кровавая записка. Читаем ее и выполняем все условия. После этого находим Конарика и сражаемся с ним в неравном бою. Убиваем Жреца и забираем усовершенствованную Маску — квест завершен!
В Skyrim есть отдельный «фетиш», связанный с так называемыми драконьими масками. Маска драконьего жреца — могущественный артефакт, дарующий ему новые возможности или усиливающий уже имеющиеся. Хранителями масок являются драконьи жрецы: чтобы забрать артефакт, вам нужно будет сначала расправиться с сильным противником.
Вид | Название/ID | Броня | Свойства | Местонахождение и квест |
Деревянная маска
00061CCA | Легкая | Переносит в прошлое при использовании возле алтаря | Лабиринтиан | |
Вольсунг
00061CAB | Легкая | Дарует носителю возможность дышать под водой Цены выгоднее на +20% Увеличивает переносимый вес +20 | Вольскигге | |
Морокеи
00061C8B | Легкая | Восстановление магии +100% | Трибуна Лабиринтиана Коллегия Винтерхолда: «Посох Магнуса» |
|
Вокун
00061CC9 | Тяжелая | Заклинания школ колдовства, иллюзии и изменения расходуют на +20% меньше магии | Руины Высоких Врат Побочное задание: «Свиток для Ански» |
|
Кросис
00061CB9 | Легкая | Навыки скрытности, стрельбы из лука и алхимии увеличены на +20% | Двуглавый Пик | |
Отар
00061CC2 | Тяжелая23 | Сопротивляемость огню, холоду и электричеству +30% | Рангвальд Побочное задание: «Сумасшедший страж Отара» |
|
Хевнорак
00061CС1 | Тяжелая23 | Полный (+100% ) иммунитет к болезням и ядам | Валтум Побочное задание: «Зло в ожидании» |
|
Рагот
00061CC0 | Тяжелая23 | Увеличивает запас на 70 ед. | Форелхост Побочное задание: «Осада Культа Дракона» |
|
Накрин
00061CA5 | Тяжелая23 | +50
к магии Заклинания разрушения и восстановления расходуют на 20% меньше магии | Скулдафн Основной квест: «Дом пожирателя мира» |
|
Конарик
00061CD6 | Тяжелая24 | Дает шанс полностью исцелиться (исцеление: +100%
) и нанести урон ближайшим противникам при низком уровне здоровья носителя маски Дает шанс призвать на помощь призрак драконьего жреца | Святилище Бромьунара | |
*
Мирак
XX039FA3 | Тяжелая27 | Увеличение магии на 70 ед. | Солстейм, Апокриф Основной квест Dragonborn |
|
Закрисош
XX024037 | Тяжелая23 | Сопротивление электричеству 50 ед.
Увеличивает урон от электричества на +25% | Солстейм, курган Бладскал | |
Дукан
XX0240FF | Тяжелая23 | Сопротивление холоду 50 ед.
Увеличивает урон от холода на +25% | Солстейм, курган Белый Хребет. | |
Азидал
XX0240FE | Тяжелая23 | Сопротивление огню 50 ед.
Увеличивает урон от огня на +25% | Солстейм, курган Кольбьорн Побочное задание: «Раскопки» |
* — уровневый предмет; характеристики указаны для уровня 60+
Ниже приведены способы получения только тех масок, которые нельзя получить в ходе прохождения основных сюжетных линий.
Находится в локации «Двуглавый пик». Чтобы забрать маску, убейте дракона (если не убит самый первый дракон, то и этого здесь не будет), а затем и самого жреца Кросиса.
Нужна вам локация — Руины высоких врат. По ходу прохождения вам нужно будет помочь персонажу по имени Ански и убить Вокуна.
Нужная локация — руины Вольскигге. Чтобы забрать маску, вы должны преодолеть на своем пути бандитов, драугров и, наконец, самого жреца Вольсунга.
Чтобы получить маску Отара, вам нужно добраться до Рангвальда на север от Маркарта. Внутри подземелья вам нужно добыть два ключа-черепа и использовать их для дальнейшего прохождения.
Нужная локация — Форелхост. Вы можете войти в подземелье, выкрав ключ у Валмира либо просто поговорив с ним. Основной момент в этом подземелье — стеклянный коготь; не пройдите мимо.