Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Возможно, отсутствие хитрого освещения того, что видел и пережил Геродот, - это особый подход к реальности. В любом случае ни Туцидид, ни Ксенофонт, пишущие историческую прозу, не писали в традиции Геродота. Его дар рассказчика видит в других характерных точках повествования, такие как видимость, где он ухаживает менее представить логику события, как она стремится сделать читатель сопереживать в величии и предупредит искреннее удивление и восхищение работает как греки, так а также варваров. Все это побуждает нас смотреть на Геродота как на человека, который не потерял зря десять лет своей жизни, путешествуя по суше и морю в Скифию, Персию или Египет.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности публицистического стиля. Специфика газетной речи. Публицистический стиль в процессе изменения. Функционально-прагматическая роль заголовков в газете. Функциональная характеристика языковых средств. Изучение публицистического стиля в школе.

    Действительно, параллелизм между рейсами и способом воздействия поражает. Читатель может представить себе декор событий, актеров. Согласованность маршрута рейса также служит для поиска истории в Истории. Любовь контрастов, отделяющей главного героя, и часто второе самое главное в этой истории главный герой, центр тяжести на уровне или ближе к концу истории, иногда второй фокус в начале, обилие рассказаны мечты, чудеса, приметы, Смыслов последовательность событий, подробное описание. Это другие особенности пластической техники Геродота.

    Более позднее обстоятельство из эпоса его путешественника позволяет нам делать интересные параллели с тем, как работает современный писатель. Известно, что Геродот не командовал иностранными языками, но, несмотря на это препятствие, он настаивал на настойчивости и любопытстве по отношению к зарубежным странам. Конечно, также известно, что он отправился только в страны, где эллины уже обосновались. Среди его соотечественников, поселившихся на соответствующих землях, он также отобрал своих переводчиков.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2011

    Развитие стилистических средства языка и приемов их использования. Исследований по языку и стилям массовой коммуникации - газетных жанров, языка радио, телевидения и кино. Выразительность газетной речи, экспрессивность высказывания и речевые стандарты.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2010

    С другой стороны, его романы не являются однородным, непостижимым противоречием. Сама новая форма как отдельный логотип была использована по-другому. Считается также, что организация романа осуществлялась таким образом, чтобы получить форму, в которой могли бы быть сосредоточены различные миры борьбы. Таким образом, романы о влиянии судьбы и божественного предопределения противостоят романам героя, преодолевая все трудности, преодолевая всех врагов благодаря их собственному разуму и ловкости. В романах Геродота также раскрывается наличие жанра, который в древности назывался милетским рассказом.

    Определение, история и жанровая дифференциация групп публицистического стиля: информационные (интервью, репортаж, заметка, хроника), аналитические (статья, корреспонденция) и художественно-публицистические. Языковые средства статьи и заголовка журнала.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    Функции текстов публицистического стиля, принцип отбора языковых средств. Роль модуса в диалогической речи и в газетном тексте, его квалификативные категории (авторизация, персуазивность, оценочность). Использование оценочных средств в журналистике.

    В этом смысле нам нужно ограничить наш образ романом, увидеть, в каком отношении это устное повествование, логотипы, и соответствует ли динамика драматического и повествования целостности исторической работы. Поэтому, прежде всего, мы увидим разницу в длине.

    Как мы убедились самими «Историями», есть большие нарративные выдержки, географически объединенные тематически. В такой первоначальной композиционной комбинации желание Геродота создать сюжет, типизировать и систематизировать этнокультурный материал, который он собрал, выделяется. Формально разделение было новизной, т.е. из отдельных изумительных учебных рассказов с характерными персонажами. Очевидно, есть сознательная предпосылка, что Геродот хочет изменить первоначальную структуру устного повествования и выделить в нем новые композиционные ассоциации - а именно романы.

    доклад , добавлен 18.02.2011

    Выражение экспрессивности языковыми средствами. Особенности публицистического стиля. Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис. Аналитический обзор блогов В. Соловьева: энергичные тона речи, сочетание категоричной уверенности и сомнения одновременно.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Это введение ясности и достоверности, непосредственности и беспристрастности, несмотря на симпатию Геродота к достижениям восточных культур, является типичным эллинистическим подходом. С одной стороны, по сравнению с могущественными восточными народами, эллины, с другой стороны, объединенные греческие государства полиса имеют больше шансов нарисовать примеры патриотизма и политической ориентации. Другое соображение - согласно законам фольклорного отдыха и краткого изложения урок, заключение или окончательный эффект почти никогда не преднамеренно выражаются, а лишь намекают на специфические для народного искусства средства.

    Стилистическая характеристика газетных заголовков. Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля. Роль и значение заголовков периодических изданий, их функции, виды и способы формирования. Трансформация газетных заголовков.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Определение понятия и характеристика основных видов жанра "заметка". Выделение основных особенностей публицистического стиля "заметка". Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере материалов газеты "Северная правда" за 2007 год издания.

    Это замкнутая система, в которой не индивидуум, а целое оказывает решающее влияние. Поэтому роман Геродота - это выцветшая форма с ясным морализаторским намерением, действующая в определенном мировом круге. Сердце этого круга является противоположностью эллинов с неэллиническим видением. В некотором смысле, он также может ответить на вопрос о сознательной предпосылке новой позиции. Более того, есть еще одно обстоятельство: Геродоту, никто не описал в литературной прозаической работе события прошлого.

    Конечно, мы не забываем эпопею и Гомера. Но это в другое время, в других думающих организациях, для других политических целей. Очень удобный способ выражения многосторонних отношений по различным реальным политическим вопросам, ежедневным, журналистским образом с базовой структурной формой Геродота. В художественной структуре работы Геродота важной проблемой является техника реализации композиции. Считается, что по составу или «мотивации» «Историй» Геродот не работал над ранее рассмотренным планом.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2011

Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – газетно-публицистический (язык газеты); агитационный (воззвания, призывы, листовки, прокламации и т.д.); официальный политико-идеологический (партийные постановления и т. п.); массово- политический (выступления на собраниях политического характера).

Повествование было сформировано постепенно. Большинство ученых полагают, что он обрабатывал большие фрагменты, логотипы, как мы уже говорили, географически сформированные, и таким образом дал окончательный вариант его работы. Они рассматривают аргумент для этого тезиса в повторных ссылках Геродота и ссылках на соответствующие логотипы в работе. Но также считается, что Геродот написал свою работу в памяти. Возможно, проживая в разных странах, в разных местах, Геродот сохранил свои заметки, над которыми он позже работал, используя литературные и документальные данные, устные рассказы.

В свою очередь, каждый подстиль имеет несколько разновидностей в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь весьма ощутимы. К жанрам публицистического стиля относятся:

-очерк – изложение и анализ различных фактов и явлений социальной жизни обычно с непосредственной их интерпретацией автором (стиль очерка должен быть взвешенным, спокойным, без особого выражения эмоций; объём средний);

Кажется, обработка лотоса не была поспешной, но она все еще была поэтапно, некоторые небольшие истории добавлены к основным логотипам, а повествовательные ссылки потеряли часть их логической последовательности. Отсутствие логической связи, которая нарушает представление о необходимости последовательности действий и событий, является нерегулярностью, которая, вероятно, была достоверной в глазах Геродота. Логика мышления греческого писателя с 5-го века до нашей эры есть еще более важные вехи из социально связанных отношений между событиями.

статья – стилистически неоднозначный жанр, это может быть памфлет, очерк или результат совмещения того и другого;

заметка – краткое сообщение на актуальную тему;

эссе – общие или предварительные соображения по какому-то поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, непринуждённо, показывая свою индивидуальную позицию;

В композиции Геродота важно разоблачить глубину своего исследования, которое было целью его жизни. Было также важно показать сложность отношений, бесчисленные препятствия, которые человеческий горизонт не может, наконец, успешно преодолеть, если божество не удовлетворено. С другой стороны, не все навыки письменности и способности Геродота прошли гладко. Связывание столь многих фактов требовало определенной формы для точных целей содержания. Роман на самом деле является изобретением Геродотала и, следовательно, овладением заполнением художественных мотивов этой предварительной композиции или, в противном случае, мотивация строительства далека от совершенства.

памфлет – произведение с злободневным социально-политическим обличением, с моментами сатиры;

прокламация – печатное воззвание агитационного характера или в форме листовки;

манифест – воззвание, декларация, обращение, содержащее программу и принципы деятельности организации, партии;

программа – изложение основных положений и целей деятельности партии, организации, правительства;

Поэтому, возможно, некоторые исследователи Истории смотрят на роман с разных точек зрения, в разных масштабах. Их желание, мотивированное систематическим изучением Историй, заставляет их отличать личные истории того или иного большого изображения, такого как Криз или Кир. Это девять книг, текст которых по-прежнему разделен. Каждая книга названа в честь одного из девяти муз. Так что кажется, что это слишком жестоко, и что личные «большие романы» более точны. Здесь мы должны сказать, что, помимо книг, античное деление идет в порядке убывания голов.

фельетон – острокритический жанр, сатирически или юмористически изображающий какое-то явление или лицо;

интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы;

репортаж – оперативное сообщение корреспондента о каком-либо событии, очевидцем которого является в момент сообщения.

Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) по стилевым особенностям отличаются от всех прочих. Некоторые различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.

Примерно одна книга соответствует текущей главе и главе текущего отрывка. Итак, если мы возьмем первую книгу, мы разделим две части: первую с 6-го на 94-ю главу, вторую с 94-й главы до конца первой книги. Первая часть посвящена истории Криза. И в гл. 91 в конце «Истории Кресса» мы читаем: «Так стояла работа правления Кирса и первое порабощение Ионы». Как мы убедились на этом примере, такое видение целенаправлено. Оказывается, что намерение Геродота представить отдельные фазы главного события его труда - греко-персидские войны - можно увидеть.

Итак, «История Криза» - это первая фаза конфликта. Но может быть и другое мнение. Отдельные романы в Геродоте, как правило, начинаются с представления главного героя. Крушение тщательно готовит экспонаты. Руководствуясь его амбициями и одновременно подчиняясь предложениям иллюзий своей осторожности, Кроус решает предпринять военные действия, чтобы захватить власть Кира. Не без значения пророчества Солона, в которых он ослеплен, он видит свои желания.

В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например, воздействие художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Собственно очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле, однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного стиля.

Санданис предупреждает его, но Халис река закончилась. Военные действия меняют успех, затем падает капитал Сарди. Драматика имеет свою логику, несмотря на некоторые разрушительные последствия. Оттуда все в его руках. Поэтому писатель должен был знать, как загрузить художественные строки повествования. Прежде всего, это прекрасные перипетии судьбы, где Крез похож на героя фильма в главной роли. Его богатство, его щедрость, внезапное изменение его судьбы, его высокомерие и, наконец, его искреннее раскаяние - это модель, интересная прежде всего его счастливым концом.

Газета, являясь популяризатором знаний в области науки и техники, экономики и культуры, использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного или научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи.

Так Кроз завоевывает известность среди эллинов, становится «симпатичным». Оказывается, что король людей весьма похожих на привычки к эллинской, что является благоприятным для греков, что чтит эллинских богов и дает дорогие предложения в крупных греческих святилищах, которые в конечном итоге попадает под власть общего врага - Кира. В Дельфах, Фивах, его щедрые дары показаны в Эфесе, рассказывая ему о оракулах. В Спарте они с гордостью и благодарностью вспоминают огромное количество золота для статуи Аполлона на горе Торнакс и за его любезное предложение о союзе.

Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, теле публицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь , – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка до сих пор не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей.

Афины весело проводят время с рассказом об Алкмедоне, которого Чрез дал целое состояние. Аналогичное явление наблюдается на второй книге, где в начале говорит: «После смерти Камбиза Кир вступила на престол.» Опять мы сталкиваемся с главным персонажем - Камбиз, с огромным аппетитом к власти. Книга разделена на две части. Здесь Геродот находится в элементе описания, разнообразие, которое создало его имя как дескриптор «красочного разнообразия». Следовательно, его слово называется «красочным словом».

Кажется, что события проходят без каких-либо помех один за другим. Так же и со всеми другими книгами. Итак, мы можем сказать, что состав и контент смешиваются вместе. Или, в более короткие сроки, читатель имеет дело с непрерывными «мотивациями» в том или ином случае в том или ином случае. Как мы видели, Геродот собрал для этого богатую документацию. Но что это за документированное руководство по мотивации? Если список ранее упомянутым основные факторы для строительства и роста рассказа будет видеть, что есть две большие формально значимые линии - традиции народного искусства и подвижность эллинского сознания.

Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействие на слушателей с целью достижения заранее предусмотренного эффекта.

Публицистический стиль применяется и в письменной, и в устной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются, причем основной более часто является письменная форма.

Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая. Он применяется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют общественный интерес. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Информационная функция свойственна и другим стилям, например, художественному, но характер информации здесь иной: в художественном произведении действительность предстает не прямо, не непосредственно, а в художественно-обобщенной форме, являясь результатом творческой фантазии художника; публицистика же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении. Соотношение художественной литературы и публицистики, обусловленное различным характером сообщаемой ими информации, напоминает соотношение между художественным и документальным кинофильмами.

Воздействующая функция не только объединяет публицистику и художественную литературу, но и разделяет их, так как в значительной мере определяется формой выражения позиции автора в художественном и в публицистическом произведениях: автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а позиция автора-художника обычно проявляется в сложной речевой и композиционной структуре художественного произведения.

Жанрами публицистического стиля являются: выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен, как уже отмечалось, на газетных полосах – это партийные постановления и приказы, политические доклады и речи, идеологические консультации и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально-деловому. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка.

Выразительность газетной публицистики обусловлена ее агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового читателя, широта и разнообразие тематики, периодичность и однодневность газеты, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования. Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью. С этими факторами связан конструктивный принцип публицистического стиля – сочетание стандарта и экспрессии. В зависимости от преобладания стандартно-информативных или экспрессивно-воздействующих смыслов в тексте различают его подстили.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь