Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.

Уже в первом классе детям дают задание подготовить пересказ. Кажется, что все просто: прочитать рассказ, запомнить его и пересказать. Но технике пересказа школьников не учат, поэтому далеко не всем бывает легко справиться.

Как выучить рассказ быстро

Выучить рассказ ни в коем случае не означает вызубрить его. Ставку следует делать на другое: любопытство, образное восприятие мира, применение игровых технологий там, где это возможно. Есть правила запоминания текста рассказа, которые могут помочь школьникам разного возраста. Изложим их здесь в виде добрых советов ребятам.

Отнесись к рассказу как к новой интересной истории. Представь себя в роли сыщика Колобка или Шерлока Холмса. Предстоит разобраться в следующих вопросах:

  1. Кто участвует в рассказе, про кого он?
  2. Что он или они делают?
  3. Когда это происходит?
  4. Почему (причины)?
  5. Где случились описываемые в рассказе события?
  6. Как все произошло? Какие события оказались главными?

Прочитай рассказ вслух, так запоминать легче. Постарайся мысленно представить образы героев рассказа, понять смысл и суть их поведения и поступков. Они тебе нравятся? Чем? Если нет, то почему? Какие детали рассказа показались самыми интересными? Ты понимаешь значение всех слов? Если нет, загляни в словарь и разберись, что они означают.

Как подготовить пересказ

1. Детективу предстоит составить отчет. Кратко запиши ответы на поставленные перед чтением рассказа вопросы, просматривая его текст.
2. Отдохни, посмотри в окно, сделай упражнения для глаз: поморгай, зажмурься, поводи ими по кругу, посмотри вверх и вниз.
3. Прочитай рассказ еще раз.
4. Перескажи его своими словами, пользуясь написанным «отчетом».
5. Еще раз перескажи рассказ, уже не заглядывая в записи.
6. Проверь себя и просмотри «отчет» — ничего не пропустил? Если забыл что-то важное, перескажи еще раз.
7. Очень хорошо доложить результаты проведенного «расследования» — пересказать текст слушателям — бабушке, маме, брату или сестре.

Перед уроком можно просмотреть свой план пересказа и быстро просмотреть текст рассказа, чтобы вспомнить его.

Самые распространенные ошибки

При пересказе следи за тем, чтобы:
. не путать события в рассказе, ведь они происходили в определенной последовательности;
. не придумывать то, чего в рассказе не было, не перевирать имена и названия;
. не пересказывать какую-то часть текста слишком подробно, а другую, наоборот, слишком кратко;
. правильно использовать значения слов, строить предложения по правилам русского языка, не нарушать порядок слов и не повторять много раз одни и те же слова.

Ни одно занятие по иностранному языку не может обойтись без заучивания новой информации. И ладно, когда нужно выучить лексику с переводом, грамматические правила или списки исключений. Это все, хоть и с трудом, но получается у каждого. Но что делать, когда необходимо знать наизусть целый английский текст? Тут у учащихся часто опускаются руки. И зря, ведь это не так уж и сложно. И сегодня мы расскажем все секреты того, как быстро выучить текст на английском языке.

Какую бы методику изучения вы не выбрали, прежде чем к ней приступить, необходимо немного подготовиться.

Первым делом нужно психологически осознать, что вы должны выучить текст на английском языке. Как бы банально это ни звучало, но от этого зависит успех всего дела. Без четкого понимания необходимости и ответственности, ни одна методика не поможет вам выучить лёгким путем текст за 5 минут.

Итак, избавьтесь от всех отвлекающих предметов: телефонов, игр, музыки, телевизора и т.п. По возможности постарайтесь остаться исключительно наедине с самим собой. На серьезный лад лучше настраивает работа с бумажным материалом, т.к. просматривая файлы в электронном виде, мы часто отвлекаемся на другие приложения.

Обязательно поставьте себе строгие условия: пока я не запомню этот текст, я не … (пойду гулять, начну смотреть фильм, зайду в интернет и т.п. ). Психологическое ограничение активирует мозг на усиленную работу по решению поставленной задачи, что и приводит к эффективному запоминанию текста на английском.

Не стоит отказываться и от поощрительного мотивирования. Придумайте себе небольшое вознаграждение за успешно проведенную работу. Так у вас появится дополнительная цель, сулящая желаемые блага. Ведь согласитесь, гораздо приятнее учить английские тексты, зная, что в конце работы ждет долгожданная награда.

Психология – важный фактор. Но раз уж вы серьезно занимаетесь английским языком, то и настроить себя на заучивание текстов вам не составит труда. Теперь поговорим о более практичных делах. А именно, какие вещи должен иметь под рукой человек, изучающий какой-либо иностранный материал, с целью быстро запомнить текст.

Для того, чтобы выучить большой текст на английском вам могут понадобиться:

  • несколько чистых листов бумаги;
  • ручка, карандаш и цветные маркеры;
  • учебный блокнот;
  • англо-русский словарь;
  • диктофон.

Настроившись на серьезный подход к занятиям, и вооружившись всеми необходимыми для изучения английских текстов предметами, перейдем к выбору подходящей методики.

10 методов того, как быстро выучить текст на английском

Если вы думаете, что мы вам сейчас поведаем о том, как быстро выучить текст на английском за 5 минут или запомнить его с первого взгляда, то вы ошибаетесь. Мы не собираемся сеять пустые надежды, поэтому прямо говорим, что любой текст необходимо тщательно проработать. А вот уже после этой работы, эффективность запоминания улучшают индивидуально подобранной методикой. Но обо всем по порядку.

Прежде чем думать о том, как быстро выучить английский текст, необходимо понять, о чем же в нем рассказывается. Для этого требуется:

  • прочесть материал;
  • свериться с транскрипцией или аудио произношением трудных слов;
  • выписать новые выражения и их значение;
  • выполнить полный устный или письменный перевод;
  • вникнуть в содержание текста;
  • разбить материал на смысловые фрагменты.

После выполнения всех этих этапов можно приступать к подбору эффективной методики запоминания. Далее приводим 10 различных методов, отвечающих на вопрос как легко и быстро выучить большой текст по английскому языку.

№ 1. Круговое повторение

Методика основана на выработке автоматического запоминания.

Принцип действия прост: начинаем читать текст, доходим до конца первого абзаца и вновь возвращаемся к началу текста. Теперь читаем первый и второй абзацы, вновь переходим в начало. Далее первый, второй, третий – снова начало текста и так далее до конца материала.

Такие цикличные повторения активно включают механизмы памяти в работу и помогают быстро запомнить текст на английском.

№ 2. Включение подсознания

С помощью этого способа мы будем практиковать запоминание информации «на сон грядущий».

Итак, за полчаса до сна, максимально расслабившись, исключив воздействие внешних факторов и сосредоточившись на тексте, начинайте медленное чтение. Произносите текст вслух чуть слышно, а затем работайте с каждым высказыванием про себя.

Иными словами, снова происходит цикличный повтор, но с чередующимися способами изучения. Предложение читается вслух, напрягая слуховое и зрительное восприятие, а затем оно повторяется с закрытыми глазами про себя, включая в работу память и подсознание.

№ 3. Слуховая память

Метод для людей, которые лучше воспринимают информацию на слух.

Внимательно прочтите текст несколько раз про себя. Затем подготовьте диктофон и начинайте чтение вслух, соблюдая интонационные знаки и делая после каждого предложения небольшие паузы. Впоследствии в эти перерывы вам необходимо будет повторить прозвучавшее высказывание.

Завершив начитку, прослушайте полученную запись, стараясь повторять каждое предложение. Для большей эффективности можно слушать текст перед сном или во время его, привлекая в работу подсознание.

Способ хорош тем, что не требует особых усилий и позволяет работать с текстом вне дома: по пути на учебу/работу, на тренировке в спортзале и т.п.

№4. Улучшаем визуальное восприятие

Методика позволяет научиться хорошо ориентироваться в тексте.

Для работы потребуется несколько цветных маркеров. Выделите определенный цвет для каждой части речи и проработайте весь материал, подчеркивая трудно запоминаемые слова. Затем попробуйте пересказать текст, опираясь на сделанные пометки.

Метод позволяет не вчитываться в забытые слова, а вспоминать их, ассоциируя с определенным цветом. Минус только в том, что проработка занимает довольного много времени.

№5. Упрощенный пересказ

Логическая переделка текста.

Необходимо исправить исходное построение материала «под себя», т.е. упростить сложные обороты, заменить трудные слова синонимами, убрать лишнюю информацию. Составив упрощенные фразы для пересказа, разучивайте их по одной, произнося вслух.

После такой переработки, учащиеся обычно запоминают предложения не дольше, чем за пять минут.

№ 6. Письменное изложение

Способ включает в работу механическую память.

В идеале для этой методики требуется второй человек, который смог бы начитывать текст. Таким образом получится традиционное школьное изложение: вам диктуют, а вы по памяти записываете, автоматически получая упрощенный текст.

Но эту методику вполне можно применить и находясь в полном одиночестве. Прочтите несколько раз текст, вникните в его содержание, а затем постарайтесь записать его по памяти. Прорабатывая предложения в уме и записывая их от руки, вы автоматически выучиваете полученную информацию, так что все вопросы о том, как быстро запомнить материал на английском отпадают сами собой.

№ 7. Разработка плана

Быстрый способ логической переработки материала.

Здесь необходимо разделить текст на основные части, озаглавить их и выписать названия на отдельный лист. Прочитав материал несколько раз, пересказывайте усвоенную информацию, опираясь на составленный краткий план.

Поддержка в виде опорных пунктов позволит вам чувствовать себя уверенней и не забыть важных сюжетных линий, и при этом вам не придется тратить много времени на составление такого «скелета». Отличный способ, как выучить английский текст за ограниченный лимит времени.

№ 8. Визуальная схема-рисунок

Метод отличается от предыдущего включением в работу визуальной памяти.

Прочтите несколько раз материал и выделите в нем центральную тему или главного персонажа. Они станут опорой всей схемы. Записываем пару слов или предложений, которые помогут начать повествование. От этой основы различными цветами рисуем второстепенные обстоятельства, так же сопровождая их небольшими пометками.

Опираясь на полученную схему и вспомогательные слова, постарайтесь кратко рассказать обо всех частях.

№ 9. Перестройка текста на вопросы-ответы

Еще один способ, как быстро составить и выучить английский пересказ.

Методика заключается в том, чтобы из изучаемых предложений получить вопросы и ответы к ним. Как правило, для раскрытия сюжета хватает традиционной схемы:

  1. Кто? Что?
  2. Что делает? Что происходит?
  3. Когда?
  4. Зачем? Почему?

Ответив на все эти вопросы, вы получите упрощенную версию текста, которую уже не составит труда быстро выучить .

№10. Метод ассоциаций и визуализации

Если вам тяжело настроиться на заучивание, и текст ну никак не идет, то этот способ для вас!

Суть методики заключается в ассоциативном подходе: мысленно разделите текст на части и свяжите каждый блок с каким-либо предметом. Несколько раз прочитав текст, попробуйте пересказать его, ориентируясь взглядом по ассоциативным предметам.

На первых занятиях можно дополнить этот метод использованием стикеров. На них можно разместить несколько опорных предложений. Таким образом, они облегчат вспоминание текста и помогут заучить трудные слова.

Вообразите себя на прогулке. Каждый пройденный абзац – это новый поворот в пути. Не стесняйтесь фантазировать окружающую обстановку каждого отрезка – скамейки, люди, деревья, важные объекты. Наоборот, чем более яркий образ вы сможете создать к текстовому отрывку, тем легче он будет запоминаться.

Итак, мы познакомили вас с методиками эффективного запоминания текста. Надеемся, вы подберете подходящий вам способ и добьетесь успешных результатов. Но прежде, чем вы начнете работать, хотелось бы отметить еще несколько важных моментов.

1) Старайтесь работать с текстом в дневное время

Самые продуктивные часы – с 12 до 5. В это время мозг активно выполняет свои функции и готов осваивать большие объемы нового материала.

Если вы хотите заниматься перед сном, то все равно большую часть работы необходимо провести днем. Прочитайте и переведите текст в свободное дневное время, а вечером заучите его по одной из приведенных выше методик. И тогда утром вам останется только разок повторить уже запомнившийся материал.

2) Обязательно делайте перерывы

Усердие в учебе – хорошее свойство, но во всем нужно знать меру.

Если работа с текстом занимает более часа, то треть этого времени необходимо посвятить отдыху. Безостановочного внимания и восприятия человека хватает как раз минут на 40 усердной работы. Затем необходимо сделать минимум 15-20 минут перерыва и возвратиться к работе с новыми силами.

3) Не ленитесь повторять текст

Пословицы и поговорки не зря передаются из поколения в поколение, все-таки в них содержится народная мудрость и житейский опыт. Поэтому, без матери учения – повторения, вы никуда не продвинетесь. Даже уже полностью заученный текст рекомендуется повторять по 2-3 раза в день. Памяти свойственна разборчивость: она тут же избавляется от информации, не пользующейся частым спросом.

4) Комбинируйте разные способы изучения

Готовая методика – не инструкция с четко предписанными правилами. Смело изменяйте ее под свои потребности, чтобы достичь нужного результата. Если вам неудобно проводить занятие по такому плану, то о каких достижениях может идти речь? Поэтому фантазируйте и комбинируйте любые способы, лишь бы вам было интересно и комфортно.

Просмотры: 433

Современные школьники учатся пересказывать тексты, сначала небольшие, потом более длинные, еще в подготовительной группе детского сада, чтобы в первом классе уже уверенно демонстрировать свое умение. Тем не менее, пересказы вызывают немало проблем у многих детей и у их родителей, пытающихся научить своих чад этому процессу. Причин для возникновения таких сложностей может быть несколько: и недостаточный словарный запас, и невозможность сосредоточиться, и другие, индивидуальные особенности. Но при желании можно научиться пересказывать текст самому и/или научить этому ребенка. Существуют проверенные методики, которые можно применять не только на уроках, но и в спокойной домашней обстановке.

Пересказ прозаического текста
Пересказы текста в прозе – самый простой вариант выполнения задания, особенно для человека, легко идущего на контакт и свободно выражающего свои мысли. Если вы или ваш ученик скорее застенчивы, чем болтливы, придется потратить немного больше времени, но в итоге вы оба научитесь без проблем пересказывать текст, если усвоите такие нюансы:

  1. Пересказ текста – это воспроизведение его содержания, и оно дается намного легче, если основано не просто на механическом заучивании, а на понимании основной идеи и ведущих сюжетных линий.
  2. Прочтите или прослушайте текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий. Если текст содержит рассуждение – то постарайтесь взглянуть на него глазами автора, понять его точку зрения.
  3. Запомните имена основных действующих лиц. Определите для себя несколько ключевых моментов, от которых зависит развитие сюжета. Пусть они станут для вас «опорными точками» пересказа.
  4. Желание прочесть или услышать текст повторно – совершенно естественно, особенно если это новая для вас фабула. Иногда как раз зрительное восприятие позволяет лучше запомнить содержание, а чаще всего – сочетание аудирования и чтения глазами.
  5. Как правило, во время оценки пересказа преподаватели запрещают пользоваться конспектом текста, но никто не помешает вам записывать тезисы и план, пока вы только учитесь пересказывать текст.
  6. Прежде, чем записывать пересказ текста или проговаривать его вслух, изложите его в уме для самого себя. При этом обращайте внимание на те моменты, которые вызывают затруднения и мешают свободному течению мысли. Найдите их в оригинальном тексте и заново перечитайте.
  7. Иногда сюжет вызывает у читателя собственные ассоциации – и вам это только на руку, потому что именно они запоминаются лучше всего. И, когда вам понадобится пересказать текст даже по прошествии времени, эти ассоциативные связи восстановят в вашей памяти нужную информацию.
  8. Пересказывая текст, не бойтесь отклоняться от авторской стилистики или лексического набора. Ведь главное в пересказе – это не зазубривание, а понимание содержания текста, и, излагая его своими словами, вы демонстрируете то умение наилучшим образом.
Перечисленная технология универсальна и подходит для тренировки навыка любого пересказа: устного и письменного, краткого и подробного, свободного и близкого к оригинальному тексту. Освоив ее, вы будете уверенно чувствовать себя на занятиях по любым гуманитарным дисциплинам, предполагающим запоминание и понимание материала.

Пересказ стихотворения
Лирика обычно сложнее поддается пересказу, чем проза, потому что требует точного воспроизведения текста. Но и для стихотворений есть несколько приемов, позволяющих легче запоминать и пересказывать их:

  1. Основная методика пересказа стихотворного текста такая же, как при пересказе прозы, то есть первый шаг – уловить суть и идею текста. При первом чтении/прослушивании этого будет достаточно.
  2. Стихотворения, в силу своей структуры, лучше воспринимаются на слух: это позволяет почувствовать ритм и размер строф.
  3. Для успешного пересказа стихотворения можно воспользоваться таким трюком: записать в столбик первые буквы каждой строки. Они не считаются подсказками, планом или тезисом, но напоминают, какое слово стоит первым в строчке, и позволяют продолжить ее уже по памяти.
  4. Прочитав текст стихотворения несколько раз полностью, разбейте его на части по четверостишиям или более длинным строфам и повторяйте, прочитывая каждую из них по отдельности.
  5. Убедившись, что хорошо запомнили одну строфу, переходите к следующей, по порядку. В самом конце повторите все строфы от начала до конца и уточните те, которые вызывают наибольшие затруднения.
Пересказ текста на английском языке
Самый сложный вариант задания, связанный с ограничениями словарного запаса. Поэтому при пересказе англоязычного (или на любом другом иностранном языке) текста намного труднее импровизировать и приходится использовать те относительно немногочисленные лексические средства, которые есть в вашем арсенале. Но и это не помешает вам успешно справиться с пересказом, если воспользуетесь такими советами:
  1. Даже если задание не подразумевает перевод иностранного текста на родной вам язык, вы можете сделать это самостоятельно хотя бы для того, чтобы облегчить себе понимание содержания.
  2. Пересказ текста на малознакомом языке требует понимания сюжета еще строже, чем пересказ обычной прозы. Ведь в случае неполного понимания вы не сможете двигаться дальше, опираясь на логику событий. Мысленно «пройдите» фабулу от завязки к эпилогу и убедитесь, что вам все понятно.
  3. Перестраивайте длинные фразы и разбивайте их на более короткие, которые проще для восприятия. Это не ошибка, а демонстрация вашего умения работать с текстом и адаптировать его.
  4. Можете заменять некоторые речевые конструкции, вызывающие у вас сомнения, более знакомыми клише и оборотами. Но при этом старайтесь не нарушать идею текста, ведь фразеологизмы могут нести неочевидный, но принципиальный для идеи, смысл.
  5. Избегайте соблазна строить иноязычный текст по правилам русской стилистики. Не забывайте, что порядок слов, согласование времен и формы глагола – то ключевые и наиболее опасные точки, при воспроизведении которых нужно быть особенно внимательным. Прямую речь порой лучше заменить косвенной или наоборот, чтобы свести вероятность ошибки к минимуму.
Научиться пересказывать текст не трудно, если подойти к этому процессу творчески. Поймите, что литературное произведение, а также любой предложенный для пересказа фрагмент текста – это, как правило, не устав, обязательный к зазубриванию, а некий информационный посыл. Уловив его суть, вы легко справитесь с заданием и перескажете текст так подробно, как потребуется.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь