Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Признается 35-летняя Лика. Ее это смущает, но выхода из ситуации она не видит. У Лики трое детей - 11 и 6 лет, а младшему 3 года. Она, конечно, знает, почему торопит их: этого требует ускоряющийся темп жизни и страх, что их опередят другие, если она позволит себе (и им) хотя бы ненадолго притормозить... «И все же я не могу избавиться от ощущения, что есть в этом бешеном ритме что-то неправильное, а средний ребенок - самый медлительный - просто откровенно страдает». Такая картина знакома многим: на детей давят взрослые, а на тех - установки общества, заставляющего жить на максимальных оборотах и показывать наивысшие результаты. «Надо признать, что современная жизнь не принимает во внимание наши естественные ритмы, - говорит детский психолог Галина Цукерман. - От этого страдают и взрослые, и дети, просто у детей меньше возможностей отстаивать собственный темп». Причины, по которым родители вынуждены торопиться, очевидны: они заботятся о детях (что занимает много времени), работают (зачастую оба), ежедневно тратят по два-три часа на дорогу, соглашаются на сверхурочные часы… К тому же многие из них пытаются решить все проблемы сразу - отводя сына в первый класс, они уже думают об институте и армии. И было бы несправедливо обвинять их в этом! «Но это не значит, что мы можем все свалить на общество, оправдывая себя тем, что у нас нет пространства для маневра», - считает Галина Цукерман. Все успеть все равно невозможно, поэтому, продолжает психолог, «важно научиться не жадничать и уметь отказаться от того, что ни нам, ни детям сейчас не по силам». А для этого нужно осознать, что можно снизить темп жизни собственных детей, притормозив в тех повседневных мелочах, на которые мы можем повлиять.

«НАЙТИ ХОТЯ БЫ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ДЛЯ «МЕДЛЕННЫХ» ЗАНЯТИЙ: ПРОГУЛЯТЬСЯ В ПАРКЕ, ВМЕСТЕ ПОЧИТАТЬ ИЛИ ПОСЛУШАТЬ МУЗЫКУ»

Страх пустоты... и будущего

Александру 42 года. Он развелся год назад и теперь видит своего 9-летнего сына Арсения раз в неделю. «Мне бы хотелось бывать у него чаще, но это невозможно - дорога в одну сторону занимает больше полутора часов. А если я приезжаю к нему после работы, он уже ложится спать, и я могу поучаствовать только в чистке зубов… Обычно все наши любимые занятия мы оставляем на субботу, но и она превращается в сущий кошмар - хочется же все успеть!» Так что ребенок вынужден приспосабливаться к ритму и давлению не только в школе. Ведь родители, чувствуя себя виноватыми в том, что не видят своих детей в будни, в выходные хотят наверстать упущенное… «Между тем именно в эти дни следовало бы не только не спешить, но и всерьез прислушаться к потребностям и желаниям ребенка», - говорит психолог Беатрис Коппер-Руайе (Beatrice CopperRoyer). Для этого взрослым придется внутренне смириться с тем, что невозможно успеть все, считает Галина Цукерман: «Существует несбывшееся: то, чего очень хотелось (и даже был шанс) получить, но не было времени. Это в равной степени относится и к тому, что родители хотят для себя, и к тому, что они хотят для своих детей. Принять эту данность проще, если мы ясно понимаем, что важнее мне (и моему ребенку) сейчас; что доставляет нам обоим наибольшее удовольствие; что точнее соответствует моим (а также его) ценностям. Но для этого нужно хорошо знать и себя, и своих детей».

А как быть, если ребенок не успел сделать даже уроки ? «Надо просто помочь ему доделать хотя бы часть заданий и объяснить учителю в вежливой записке, почему так получилось», - советует психолог. Если же подобная ситуация повторяется каждый день, возможно, ребенок просто не в состоянии справиться с нагрузкой. И может быть, ему стоит сменить школу, чтобы вся жизнь не превратилась в сплошные домашние задания. «Спросите себя: может быть, вы пытаетесь научить его тому, в чем сами не сильны? - предлагает Галина Цукерман. - Сыну не хватает усидчивости - но и отцу она не свойственна; дочь невнимательна, однако и мать часто забывает важные мелочи. В этом случае лучше обратиться за помощью к психологу».

Зачастую от детей требуют, чтобы те двигались быстрее, только ради синхронности: «мы единое целое, у нас общая жизнь, мы живем в одном ритме». Эта (часто бессознательная) установка мешает увидеть и учесть индивидуальные особенности детей. «Родители жалуются, что приходится все время бежать, но поскольку такой образ жизни ими принимается и признается условием успеха, они не могут не навязывать его своим детям», - объясняет Беатрис Коппер-Руайе. Постоянно пребывая в стрессе, они сами становятся источником стресса: родители боятся пустоты собственной жизни и начинают отчаянно вкладываться в будущее детей, превращаясь из матери и отца в коучей.

Школьники и биоритмы

В 1950-х годах немецкий педиатр Теодор Хелльбрюгге (Theodor Hellbrugge) и его коллеги описали биопсихологические ритмы детей в соответствии с их возрастом, развитием и окружением. До этого наука не проявляла интереса к детству и его особенностям, а детей считали взрослыми в миниатюре (в нашей стране первым не согласился с таким подходом педиатр Георгий Сперанский). Благодаря исследованиям Теодора Хелльбрюгге стало понятно, что в начальных классах учебная деятельность эффективна около трех с половиной часов в день. А в средней школе она возрастает до четырех с половиной часов. «Есть два пика активности школьников: утренний (в 9–10 часов) и дневной - он приходится примерно на 16 часов, - поясняет Галина Цукерман. - Но неизбежны и индивидуальные вариации - плюс-минус час. На первом и четвертом уроке часть детей находится на пике формы, а часть не слишком работоспособна. Опытные учителя знают, что наилучшие результаты класс показывает на втором-третьем уроке, и именно на это время планируют самые трудные и ответственные занятия».

Больше доверять

«Активные, быстрые дети в школе имеют преимущество: они могут первыми ответить на вопрос, проявить себя и получить поощрение, - продолжает Галина Цукерман. - А медлительный ребенок проигрывает уже потому, что его труднее заметить. Но это не значит, что он хуже соображает или не такой творческий - он просто другими темпами приходит к своим результатам». Отец и мать в этом отношении солидарны со школой, поскольку видят в скорости и активности преимущества для взрослой жизни. «Мечтательный, задумчивый ребенок их беспокоит, - замечает детский психоаналитик Кристиан Флавиньи (Christian Flavigny) . - Особенно если они зациклены на школьных успехах и сводят образование к сумме навыков, которые отчасти вытесняют процесс созревания личности».

«Обычно дети справляются с достаточно высоким темпом, но при условии, что все, что они делают, они делают с удовольствием. Хорошая школа, пара кружков (что-то для души, что-то для тела): для большинства такая нагрузка необременительна, - говорит Галина Цукерман. - А гиперактивным детям даже полезны нагрузки. Они не могут долго усидеть на месте, постоянно двигаются и переходят от одного занятия к другому, поэтому лучше, если весь их день заполнен до предела, чтобы они к вечеру просто падали с ног. Но в любом случае стоит находить хотя бы несколько часов в неделю для нарочито медленных занятий. Можно, к примеру, прогуляться в парке, разглядывая всякие мелочи - жучков, кору деревьев, прожилки листьев... Но если не получится - не настаивайте, попробуйте что-то другое: вместе почитайте или послушайте музыку».

Если мы вовремя не увидим, что ребенок перегружен, он может сообщить нам об этом в самой неожиданной форме. «Мне всегда казалось, что моя 9-летняя дочь всем довольна, - рассказывает 39-летняя Валентина. - Она никогда не возражала ни против музыкальной школы, ни против бассейна и театральной студии. И уроки английского ее воодушевляли… Но когда перед самым днем рождения она сообщила мне, что мечтает получить в подарок «хотя бы один день, когда можно вообще ничего не делать», я сначала оторопела, а потом подумала: как же тяжело ей было все это время!» «Чтобы этого не произошло, все занятия стоит планировать вместе с ребенком, даже с 3–4-летним, - советует Галина Цукерман. - Не навязывать ему то, что нам нравится, а предлагать, давать возможность пробовать и принимать решение».

Здравый смысл и игра

Что происходит с детьми, которых подгоняют годами? «У них вырабатывается нечувствительность к тому, что им говорят, или накапливается очень сильная обида», - уверена Галина Цукерман. Некоторые дети становятся беспокойными, быстрее устают. Другие стремятся изо всех сил угодить родителям и, если не получается, живут с ощущением «я плохой». А кто-то совсем ничего не хочет. Все это - проявления несформированности их собственного «Я», считает Кристиан Флавиньи: «Постоянно подгоняя детей, мы приучаем их действовать автоматически, причем не только физически, но и умственно, вместо того чтобы мыслить, вырабатывать понятия, свои представления о жизни». А для этого необходимо тратить время на игры. «Родители не дают ребенку играть, мотивируя это, например, тем, что в 10 лет играть уже поздно, - продолжает Галина Цукерман. - Но игра - это то, что создает сам ребенок. Недоигравшие дети ограничены в творческих возможностях, им сложнее мечтать и видеть перспективу. Чем полноценнее игра в 5–10 лет, тем лучше в 15 лет у них выстроено представление о том, какими они хотят быть». Позволяя ребенку играть, как ему нравится, мы даем ему доступ к миру символов, к способности отделять реальное от воображаемого. Он получает разнообразные впечатления, которые помогут ему проверить на практике самого себя, равно как и окружающих, и тем самым продвинуться в понимании мира и самопознании.

Не торопите ребенка взрослеть, дайте ему наиграться, осознать свои переживания, придумать что-нибудь новое. «Кроме игры есть и другие важные вещи, которые каждый человек (и ребенок не исключение) должен делать в своем темпе. Например, спокойно и с удовольствием завтракать, неторопливо одеваться», - говорит Галина Цукерман. Позволяя ребенку жить в своем ритме, мы показываем, что уважаем его именно таким, какой он есть, и радуемся тому, что ему уже удалось достичь - любыми темпами. Возможно, его неторопливость кажется нам тихой забастовкой, но она вполне может стать для нас хорошим уроком. Как говорил писатель Андрей Синявский: «Хорошо, когда опаздываешь, немного замедлить шаг…»

Об этом

«Курс эффективного родителя» Томас Гордон Если мы всерьез стремимся понять, чего нашим детям хочется на самом деле, и привести наши планы в соответствие с их потребностями, нам предстоит освоить искусство конструктивного взаимодействия с собственными детьми, воспользовавшись проверенным методом всемирно известного педагога и психолога Томаса Гордона (Ломоносовъ, 2010).

Проведенный выше анализ проблем, связанных с развитием человека, позволяет сделать интересные педагогические выводы.

1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто­ряющие эволюцию человека как вида, и характеризующие инди­видуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга:

органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми;

задатками и способностями отзываться на случайности, на определенные качества социокультурной среды;

врожденными программами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;

жизненным опытом, важным для критического и конструк­тивного отношения к окружающему миру;

набором деятельностей, которые выбирает для себя ребенок; внешним видом и т. д.

В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз­ные.

2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солн­ца, эволюционные закономерности), так и от специфически че­ловеческих видовых особенностей (активности, разумности, ду­ховности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.

(В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно­сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли­тельное.);

Биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.

Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы­тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока­зываются благотворны только при условии гармонических взаи­моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.

3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз­можность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значение активных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий, подвижных игр для со­зревания здорового организма ребенка. Но двигательная актив­ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ­ного здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве и времени.

4. Каждый период жизни - особая целостность и самостоятель­ная ценность - имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостью в более старшем возрасте, оказывается необ­ходимым достоинством ребенка. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра­ста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти­мизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность инте­ресов - эти возрастные особенности младшего школьника в под­ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7-10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формиро­вания прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К. Д. Ушинский.

5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится из­менение всего человека (его сознания, чувств и воли, его орга­низма и духовной сферы), а не только психики и тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе­циалистам по детской психологии, родителям.

6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем - сверст­никами, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого - научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, ибо пе­дагогика сотрудничества - это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.

Вопросы и задания

" Охарактеризуйте филогенез человека. - Раскройте основные характеристики онтогенеза. Проанализируйте отличия различных объяснительных ориентации процесса развития.

4. Обоснуйте адекватность историко-эволюционной концепции и объекту педагогической антропологии. Опишите пространственно-временное бытие человека.

6. Как связаны развитие человека и его представления о пространств и времени своего бытия?

7. Назовите основные современные идеи пространственно-временно го бытия человека.

8. Почему нельзя торопить развитие ребенка?

9. Какая педагогическая стратегия наиболее оптимально способствует развитию ребенка?

В 3-6 лет ребенок уже формирует свою систему взаимоотношений с внешним миром. Он уже самостоятельно мыслит, анализирует полученные эмоции, становится любознательным: вопросы «как», «зачем», «почему» - его основной инструмент познания мира. В этом возрасте совершенствуется память, у ребенка не просто накапливаются впечатления и обогащается жизненный опыт, но и происходит логическое осмысление того, что было получено через органы чувств. Ребенок начинает чувствовать свое эго - осознает себя как личность, критически относится к своим поступкам и мыслям.

Хочу, чтобы ты все знал

Конечно, в таком возрасте большую роль играют еще чувства и переживания, но, тем не менее, у ребенка уже развивается самодисциплина, воля, появляется возможность контролировать себя . Он начинает усваивать правила поведения в детском саду, в обществе, в семье. Появляются такие чувства, как дружелюбие, сострадание, внимание к людям, чувство долга. В процессе обучения и воспитания надо учесть возросшие возможности психики и физиологии ребенка, но нельзя их переоценивать.

В 60-70 -е годы прошлого века общественность довольно остро поставила вопрос о методах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в связи с научно-техническим прогрессом и акселерацией. В средствах массовой информации был широко освещен опыт воспитания семерых детей семьей Никитиных . В результате применения методики Никитиных, их дети в три года умели читать, в пять - считали до миллиона, решали алгебраические задачки, знали таблицу Менделеева, иностранные языки.

Этим экспериментом было вызвано много дискуссий, одни его одобряли, другие же порицали. Такие ученые, как И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребенка в раннем возрасте просто недопустимо . Психолог Л.С. Выготский писал о том, что каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребенка и плохо отразится на его умственном развитии.

Многие родители, да и педагоги, торопились в 3-4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф.А. Сохин и А.М. Фонарев называли «искусственной акселерацией»

Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.

Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.

Польский педагог Я. Корчак считал, что нельзя обучать детей «ненатуральности» - бессмысленно твердить зазубренные «взрослые» фразы. Дети не могут думать как взрослые , они по-детски вникают во взрослые проблемы, из-за недостатка опыта и знаний процесс их мышления происходит по-другому .

Эмоции, переживания, недоступные осмыслению, будут для ребенка таким же лишним балластом, как и знания, полное значение которых он не в состоянии понять.

Оценим возможности дошкольника

В возрасте 5-6 лет дети способны овладеть счетом , складывать и вычитать в пределах ста, решать несложные задачки, находить части от целого, производить измерение объемов сыпучих и жидких тел при помощи мерки, различать геометрические фигуры и тела. На развитии способностей ребенка благоприятно сказывается использование «наглядных пособий», тесно связанных с бытом, природой, являющихся объектами реальной действительности.

Бурно развивается речь дошколят. Они даже сами выдумывают новые слова. Они обогащают свой лексикон, формируют связную и эмоционально окрашенную речь, гамма их интонаций становится более насыщенной. Дети начинают свободно выражать свои чувства и мысли, с охотой читают стихи, с интересом относятся к поэтическим образам.

Старайтесь поощрять стремление детей высказываться, намеренно создавая ситуации, в которых будет развиваться и совершенствоваться их разговорная речь. Также происходит и формирование внутренней речи, когда дети оказываются в ситуациях, заставляющих их внутренне соглашаться, сомневаться, утверждать или отрицать.

Процесс развития речи обуславливает более активное включение ребенка в жизнь коллектива, семьи. Получая от взрослых какие-либо поручения, он уже мысленно составляет план действий и представляет, как должен выглядеть результат.

Одним из важных этапов психического развития детей является способность ориентироваться в пространстве и времени . Первоначально они осваивают понятия «быстро», «долго», «немедленно», «постепенно», потом начинают различать время суток, к 6-7 годам уже способны узнавать время по часам.

Как и когда учить писать и читать?

По поводу вопроса, когда же стоит начинать обучать детей чтению , профессор Н. М. Аксарина не рекомендовала делать этого до пяти лет, так как до этого возраста ребенок не осознает еще полностью смысл прочитанного. При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные педагогические правила.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей .

В. А. Сухомлинский старался превратить обучение детей чтению в радостный процесс, который бы оставлял в их жизни глубокий яркий след. Занятия с детьми до их поступления в школу он проводил на природе, в общении с ее естественной красотой.

Если привнести в обучение детей чтению и счету элементы занимательности , оно будет приносить им удовольствие. Однако если прибегать к окрикам и наказаниям, торопить детей, проявлять раздражительность, у них может сложиться отрицательное отношение к таким занятиям.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера , т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.

Нежелательна также и поспешность в желании некоторых родителей научить писать детей дошкольного возраста. В школе детей обучают по специальной методике, которая позволяет им выработать красивый почерк. Сформировавшийся до поступления ребенка в школу неправильный почерк довольно трудно исправить, иногда это чревато слезами и другими проблемами.

Достигнув возраста 3-6 лет, дети обычно проявляют творческие способности . Им интересны занятия рисованием, лепкой, музыкой, вокалом, танцами. И в детском саду, и в семье найдется много возможностей для эстетического воспитания дошколят и развития их прирожденных талантов. Этому могут способствовать экскурсии и прогулки со взрослыми, только нельзя допускать, чтобы дети перенапрягались и перевозбуждались. Самым благоприятным влиянием на их эстетическое развитие будет общение с природой.

После поступления в школу ребенку следует прививать и трудовые навыки - заниматься уборкой помещения, наведением порядка в комнатах, обращению с простейшими инструментами (ножницы, молоток). Труд ребенка по содержанию и характеру должен соответствовать его возрасту, он должен подвергаться организации и контролю. Ни в коем случае нельзя привлекать детей к тяжелым физическим работам, нельзя давать им такие поручения, в ходе выполнения которых дети могут получить травмы.

Устоять перед этим сложно. Еще и потому, что малыш всем своим поведением демонстрирует горячее желание перемен. Но по-настоящему ребенок готов к новым навыкам лишь тогда, когда способен освоить их самостоятельно. Задача родителей - не помогать: чем позже (в разумных пределах) произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник и ноги, тем лучше.

Стоит ли сажать ребенка?

Уже в 5–6 месяцев малыши могут какое-то время сидеть с опорой под спину - например, в коляске или шезлонге. Это даже скорее положение полулежа, при котором уменьшена нагрузка на мышцы спины и позвоночник. Но повторять то же самое, обложив ребенка подушками, не стоит - мягкие поверхности недостаточно поддерживают еще слабый позвоночник.

По нормативам сажать детей в стульчике или коляске стоит в возрасте шести месяцев. Если пытаться делать это раньше, можно навредить: давление на кости таза и позвоночника будет чрезмерно сильным и может вызвать искривление костей. Особенно это актуально для девочек: такие деформации таза могут в будущем осложнить роды.

Что касается с сидения без опоры под спиной, большинство детишек способно на это в 7 месяцев. Причем самостоятельно дети делают это не из положения лежа, как взрослые. Они садятся, либо постояв на четвереньках и присев, либо постояв в кроватке. В сидячем положении малыш быстро устает, ваша задача - помочь ему сменить положение тела на более удобное.

Полезно: для развития спины, рук, ног и ягодиц попробуйте упражнение "Тачка": приподнимите и поддерживайте лежащего на животе малыша под таз и колени, чтоб он, опираясь только на вытянутые руки, "шагал" ими вперед.

Когда можно ставить ребенка?

Где-то в 7 месяцев малыш впервые начинает вставать в кроватке. Сначала на минутку, потом все дольше и дольше. Усаживать ребенка обратно насильно, конечно, не получится, но и ставить его специально не стоит. Особенно это касается крупных малышей: чем больше вес, тем сильнее давление на кости ног.

Полезно: после того, как ребенок научился вставать (как правило, это происходит в кроватке), очень важно научить его опускаться обратно, передвигая ручки вниз по прутьям, сгибая коленки и становясь сначала на них, а потом садясь на попу. Самостоятельно освоить этот процесс малыш не сможет, и просто начнет плакать от усталости, а то и упадет назад и ударится.

Нужны ли ходунки?

Самый полезный и физиологичный процесс для ребенка 8–10 месяцев - это ползание. Не перегружая позвоночник, оно обеспечивает работу всем мышцам. Так что, чем больше и активней ребенок ползает, тем лучше.

Что касается хождения за ручки и тем более ходунков, педиатры в один голос называют их вредными. Вождение за руки перегружает опорно-двигательные аппарат, а ходунки нарушают понимание самого процесса ходьбы. Малыш не чувствует земли под ногами, не учится правильно ставить ступни, ведь в ходунках он отталкивается носочками, а не становится на всю стопу. Особенно это вредно для детей с повышенным тонусом нижних конечностей.

Полезно: когда малыш начинает активно перемещаться, держась за мебель, можно стимулировать самостоятельное хождение без поддержки. Но происходит это, как правило, ближе к 11–12 месяцам.

Воспитание детей никогда не было делом легким. Потому что любой ребенок, хоть и маленький, но уже самостоятельный человечек. Он обладает своими индивидуальными чертами и особенностями. Родителям же в первую очередь хочется, чтобы детки слушались, выполняли указания, лишний раз не бегали, не прыгали, не ныли и много еще всяких «не…».

Попытки сделать ребенка послушным не приводят к положительному результату, . В некоторых тонкостях правильного общения с детьми мы сейчас и разберемся, чтобы из сорванцов, которые всегда ведут себя неугомонно, при этом упрямятся и частенько обижаются, научиться воспитанию детей дисциплинированных, способных на кропотливый труд и одновременно быстрое мышление.

Воспитание детей: штрихи к портрету

Он не любит сидеть на месте, обожает подвижные игры. Покричать, пошуметь, побегать и попрыгать – самые приятные занятия. Может быть усидчивым, но заставить заниматься кропотливым трудом почти невозможно. В этом случае, как правило, отлично действует поощрение. Торгуется в награде за выполнение просьбы.

Заслышав родительское указание, упирается, как упрямый бычок, и не сдвинется с места, пока не добьется за послушание маленького приза. Порой бывает послушным, стремясь помочь любимой маме, и расцветает, услышав в свой адрес похвалу. На невыполненное родителями общение дует губы; обделенный вниманием или подарками, сильно обижается.

Ссоры с родителями приводят к агрессивному поведению. Бросить в сердцах об пол игрушку или пойти и отыграться на соседской кошке ? Степень агрессии зависит от того, насколько глубоко закрепилась обида.

Воспитание детей, обладающих таким характером, задача на первый взгляд сложная. Но разобравшись во всех тонкостях, мы легко сделаем ее простой, а ребенка счастливым.

Воспитание детей: торопить нельзя подождать

Один из ключевых моментов, с которого начинаются все конфликты, это родительская привычка торопить ребенка, когда он выполняет какое-либо задание.

Убирай игрушки быстрее, мы уходим! Иди, одевайся.

Хватить ковыряться в тарелке, тебе пора уроки делать!

Ну что ты так долго обуваешься, опаздываем ведь…

Казалось бы, такой шустрый ребенок, как ваш, должен и со всем остальным справляться быстро. Но не тут-то было. Вместо этого он начинает спешить, суетиться и, понимая, что ни с чем не справляется, бросает дело на полпути, обидевшись на вас непонятно за что.

На самом деле очень понятно. Такой ребенок обладает двумя типами психики одновременно. Это быстрый кожный вектор и неторопливый анальный вектор. Их свойства совершенно не похожи одно на другое, поэтому возникает сильная путаница в поведении.

Кожный вектор проявляется в ребенке желанием к движению, повышенной активности. Это он не дает ему спокойно усидеть на месте. Анальный вектор наоборот склонен к медленному и тщательному выполнению дел, спокойным сидячим играм.

Ребенок только с кожным вектором подходит к делам с позиции быстроты выполнения и не обращает внимания на качество. Анальный вектор требует от своего обладателя тщательности в выполнении дела.

И если оба типа психики присутствуют в одном ребенке, родителям нужно понять, что когда они дают ему задание, то обязательно необходимо дать ребенку время на его выполнение.

Поэтому, торопить, дорогие родители, нельзя! Подождать пока ваш малыш выполнит одно поручение и только затем обращаться к нему со следующей просьбой, можно. Даже если просьба касается мелочи, не спешите ставить перед ребенком несколько задач одновременно. Иначе внутренняя спешка кожного вектора начнет тормозить свойства анального типа психики, которые могут справляться с заданиями только если человека не торопят.

Воспитание детей: плохие качества, развитые родителями

Человек с анальным вектором при правильном развитии вырастает перфекционистом, любое дело доводит до конца и без единой помарки. Способен он на это естественно только в том случае, если его никто в шею не гонит, а еще в детстве ему позволили спокойно совершенствовать свои свойства.

Защитные функции анального вектора – это ступор и упрямство. Они и гарантируют выполнение любого дела на отлично или невыполнение его вообще, то есть вводят человека в ступор, если его слишком сильно торопят. И задание, таким образом, остается невыполненным, потому что у него полностью пропадает желание что-либо делать. Вместо этого ребенок начинает упрямиться, потому что «быстрее» он просто не умеет.

Но раз наш ребенок обладает и неслабым желанием двигаться, значит, это значительно уменьшает его усидчивость и желание кропотливо трудиться над уроками, например. А частое поторапливание малыша и вовсе сводит к минимуму его природную усидчивость. В этом случае родители могут совершенно не догадываться, что их ребенок вообще способен много времени посвятить одному делу.

В итоге одно из главных качеств анального вектора, перфекционизм, в ребенке совершенно не развивается, а вместо него растет и крепнет на глазах упрямство. Упрямство неразлучно с обидами. Они зарождаются в ответ на все то же неправильное обращение.

Воспитание детей: чудесное превращение

Чтобы ребенок рос без обид и гармонично развивался во всех своих свойствах, нужно правильно ставить перед ним задачи и учитывать особенности обоих векторов.

Кожный вектор требует подвижности, у него логический склад ума. Интересы такого ребенка колеблются от всевозможных активных занятий, которые включают в себя любые виды спорта, до упражнений в быстроте ума, решения логических задач, нахождение интересных путей. Кожный ребенок на это отлично способен, потому что одна из его главных природных особенностей – поиск наиболее выгодных тропинок.

Таким образом, мы видим, что и , нужно лишь правильно подобрать занятие. А свойства анального вектора прибавляют ему еще больше усидчивости и умения анализировать задачи.

Главное в этот момент не срывать ребенка с места и не переключать его внимание на что-то другое. Потому что любящие новизну его кожные свойства тут же увлекаются новым, а старое оказывается забыто.

Старайтесь подбирать для ребенка игры и задания разной направленности, чтобы оба его вектора могли проявить себя. А поощрением будет, во-первых, похвала (она отлично стимулирует анальный вектор) и что-либо материальное (для кожного вектора).

Анальный вектор, если с ребенком обращаются соответственно его свойствам, делает малыша послушным и готовым выполнять поручения по первому требованию родителей.

Кожный вектор подталкивает к действию осознание выгоды, которую он получит, и дисциплина, к которой тем же способом и необходимо приучать. Не обязательно сулить только поощрения, необходимо использовать ограничения на игры, развлечения и так далее.

Если вы сумели разобраться с анальным упрямством, значит уже на полпути к послушанию. Ребенок не станет сопротивляться вашей просьбе просто так. А небольшой акцент на том, что впереди его ждет что-то желанное, прибавит скорости в выполнении дела.

Главная задача родителей в воспитании детей, которых можно охарактеризовать как послушных непосед (при правильном развитии, конечно) сделать так, чтобы в моменты стрессовых ситуаций, а их в жизни каждого человека всегда в избытке, они могли использовать свои врожденные свойства на благо, а не во вред себе.

Потому что обычная ситуация, в которую легко попадает анально-кожный человек, будь то взрослый иои ребенок – это ступор в моменты принятия быстрых решений и мельтешение и спешка в моменты, когда, наоборот, необходимо проявить усидчивость и делать все тщательно.

Чтобы этого не произошло, изучите сочетание кожного и анального вектора и развивайте ребенка гармонично в обоих направлениях.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь