Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Даже среди первоклашек есть разделение на популярных и непопулярных одноклассников.

Хорошо, если ребенка просто игнорируют или терпят, но гораздо хуже, если нелюбовь проявляется с и насмешками.

Есть дети, которых такая ситуация совершенно не беспокоит - они живут в своем замкнутом мире, но есть такие школьники, которые сильно страдают от невозможности изменить положение вещей.

Повлиять на ситуацию можно в младшей школе , когда общение между сверстниками проходит пока еще на уровне совместных игр, и состав постоянных групп (кругов друзей) еще неясен. В этом возрасте дети прислушиваются ко взрослым, к мнению родителей и учителей, ждут от них поддержки и помощи.

Если к старшим классам скорректировать коммуникативные проблемы ребенка не удастся, то же самое ждет его и в студенческих, и в рабочих коллективах.

Основные причины недружелюбности:

  • физические дефекты или особенности внешности;
  • низкий интеллектуальный уровень, отставание в учебе;
  • одаренность ребенка;
  • неопрятный внешний вид, несоблюдение гигиенических норм;
  • застенчивость или, наоборот, навязчивое стремление к ;
  • ребенок ябедничает, стараясь привлечь внимание;
  • низкий достаток родителей;
  • гиперопека родителей;
  • переход ребенка в другую школу или другой класс;
  • этнические и национальные отличия.

Наталья Григоренко, психолог : «Довольно сложно выделить четкие причины непопулярности ребенка в школе. Общение между людьми в каждом коллективе - разное. Чтобы выяснить истинную причину и помочь школьнику, нужно пообщаться с ним лично. Конечно, многое зависит от коллектива, правильного поведения взрослых, в частности, родителей. Ни в коем случае нельзя бросать ребенка одного в такой сложной ситуации» .

Чтобы выявить истинные причины непопулярности своего ребенка, разговаривайте с ним как можно больше . Не о конкретной проблеме, а просто ни о чем и обо всём. Поговорите о том, как дела в школе, может, мимоходом всплывет информация о взаимоотношениях в классе, о зарождающихся проблемах. Проанализируйте поведение ребенка в будни и в выходные дни.

О проблемах в общении с одноклассниками могут говорить такие «сигналы» :

  • одноклассники звонят крайне редко либо не звонят вообще;
  • ребенок сам не звонит им или делает это очень редко;
  • не рассказывает об одноклассниках;
  • ребенка не зовут на вечеринки или дни рождения;
  • он сам не знает, кого позвать на свой День рожденья;
  • постоянно ищет предлоги, чтобы не ходить в школу;
  • сидит дома по выходным или гуляет только с родными;
  • не участвует в школьных мероприятиях.

Что делать?

Важно, чтобы ребенок не сломался за то время, пока он будет оставаться отвергнутым: не озлобился, не замкнулся и не опустил руки.

Коммуникативные проблемы . Учите ребенка рассказывать о себе, своих увлечениях, интересоваться желаниями и стремлениями других людей. Объясните, как поддерживать разговор. Поощряйте его желание звонить сверстникам, но предварительно обсудите, что он хочет сказать. Проговорив и осмыслив информацию, ваш младшеклассник будет чувствовать себя более спокойно во время телефонного разговора.

Если ребенок застенчив . Поговорите с учителем, чтобы он включал вашего школьника в совместную внешкольную (или школьную) деятельность. При этом важно создавать ситуацию . Такой ход поможет ребенку почувствовать себя более уверенно.

Сложности в общении могут появиться и у детей, которые навязчиво стремятся к лидерству . Научите ребенка выражать свои желания, потребности, чувства. Объясните, что это поможет окружающим понять их и более адекватно на них реагировать.

Неуспеваемость в школе тоже влияет на отношение одноклассников. У всех детей разные способности, и требовать от каждого быть отличником - по крайней мере, глупо. Чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным, найдите ему , где он сможет реализоваться. Поощряйте новые увлечения своего ученика, предлагайте новые варианты. Помогите ему найти себя.

Физические недостатки или особенности внешности . Здесь нужно сразу действовать! Когда дефект нельзя устранить сразу, компенсируйте его физически или психологически. Очень полный ребенок пусть сядет на диету и займется спортом, а слабый и худенький - усилит физические нагрузки. Если проблем с нет, то очень скоро сверстники перестанут замечать внешние недостатки у веселого и доброго друга.

Низкий достаток родителей . Если в классе устоялось мнение, что положение человека определяется его материальным достатком, то ребенку будет сложно донести, что это не самое главное в жизни. Ему же хочется быть, как все6 дорого одеваться, иметь дорогой гаджет и т.д. При выборе одежды легко можно слукавить: выбирать вещи того же стиля, но менее популярных брендов: выглядеть школьник будет не хуже. Научите ребенка копить деньги на желаемую вещь, объясните ему ценность заработанных денег.

Переход в другую школу или класс . Часто резкая смена коллектива сопровождается . Но сейчас ребенку нужно абстрагироваться: присмотреться к созданным в коллективе группам, выбрать похожие увлечения, взгляды, интересы. Ему нужно быть активным, но не навязчивым, включаться в совместную деятельность, ведь одноклассникам нужно узнать о новичке как можно больше.

Наталья Григоренко, психолог : «Если в детском саду или в другой школе проблем с коммуникацией с одноклассниками не было, то в новом классе появились некие обстоятельства, которые провоцируют защитные механизмы ребенка. Ежедневно спрашивайте, как прошел день в школе, пусть рисует картинки на тему «Моя школа», «Мой класс», «Мои школьные друзья», «Моя первая учительница», «Мой лучший друг», «Я и класс» и т.д. Конечно, не всё сразу, а постепенно. Расспрашивайте, что он нарисовал, кого изобразил черным, коричневым или серым цветом, какого размера, в какой части листа. Рисунки покажут Вам проблему».

Конечно, причин не складывающихся отношений в классе может быть гораздо больше. Но вам главное - поверить в своего ребенка, разговаривать с ним как можно больше о его жизни и возможных проблемах. Помогите ему найти друзей, ведь поддержка родных и сверстников - это важная составляющая социальной адаптации.

Будьте внимательны к своему ребенку. Успехов!

(5)

По меньшей мере, раз в жизни тебе уже приходилось вливаться в новый коллектив. А скорее всего, что и не раз, а куда больше: детский сад, первый класс, тусовка во дворе, курсы при институте...

Тогда почему таким тревожным событием представляется переход в другую школу? Давай попробуем разобраться: как быстро и просто найти общий язык с новыми одноклассниками?

Встречают по одежке...

Хоть одежда — и не главное в человеке, а все же от внешнего вида во многом зависит первое впечатление о тебе.

Важно следовать одному правилу: если в своей старой компании ты могла появиться в разорванных на коленке джинсах и ботинках на гигантской платформе, то в твоем нынешнем положении «новенькой» это может явиться толчком для впечатления о тебе, как о девушке, которая не особенно заботится о своем внешнем виде. Либо выглядеть как заявление о том, что ты - отчаянная сорвиголова, которой море по колено. А это и в самом деле так?

С другой стороны, предстать перед новыми знакомыми этакой «пай-девочкой» в оборочках и взглядом в пол - значит, броситься в другую крайность. Естественность всегда была и будет главным козырем и самым верным способом завоевать расположение людей.

Под естественностью, конечно, подразумевается не только одежда, которую ты выберешь, но и твой макияж, и манеры, и стиль общения. Не стоит пытаться сразу же стать своей с помощью жаргонных словечек, слишком громкого смеха или стремления угодить всем подряд, решив на контрольной варианты заданий за себя и соседей по партам. Все равно не получится. А то, что ты чересчур заботишься о том, что о тебе подумают, будет видно сразу - и плюсов никак не прибавит.

Понаблюдай за поведением других: кто ведет себя свободно и раскованно (в разумных, разумеется, пределах), а кто притворяется и ненатурально пытается быть лучше, чем он есть на самом деле. Ты сама быстро поймешь, с кого стоит брать пример, а с кого - нет...

На вкус и цвет...

Может получиться так, что большинство ребят и девчонок в классе объединяет общее увлечение, которое тебе абсолютно чуждо. Например, они — поклонники отечественной поп-музыки, а твоему сердцу милее звуки русского рока. Или они не пропускают ни одного футбольного матча с участием городской команды, а тебе интересна художественная гимнастика... Неужели все потеряно? Вовсе нет!

Прежде всего, стоит попытаться разделить всеобщее увлечение. А что, если не такой уж и скучный этот футбол, как тебе всегда казалось? Это не значит, что нужно ломать себя и подстраиваться под большинство. Но попробовать вникнуть глубже в то, чем живет отныне близкое тебе окружение, все-таки стоит.

Если же ты поймешь, что попса и галдящая толпа на стадионе - ну совсем не твое, тоже не стоит отчаиваться. Возможно, ребята просто не знают, как может захватывать просмотр гимнастических пируэтов? Пригласи их на чай к себе домой и между делом включи трансляцию. Или агитируй посетить концерт группы, которая тебе нравится.

Даже ситуация, когда благодаря своим интересам ты выглядишь «белой вороной», не так уж страшна, как может показаться на первый взгляд. Наверняка понимающие и поддерживающие тебя люди рядом есть, а одноклассники могут оценить совсем другое — твое чувство юмора и отзывчивость.

Учитель всегда прав.

Если учитель не прав, читай сначала.

Как бы ни сложилось твое общение с одноклассниками, от отношения к тебе школьного «начальства» в лицах учителей зависит многое. Здесь, конечно, попроще: когда ты хорошо знаешь предмет, или, по крайней мере, пытаешься как можно лучше ориентироваться в теме урока, при этом ведешь себя вежливо и корректно, учитель, несомненно, оценит это и мысленно отметит тебя как старательную и способную ученицу.

Если в твоей старой школе вам преподавали по другой программе или же выяснилось, что ты немного отстала в знаниях, ни в коем случае не нужно этого скрывать. «Хвосты» так быстро затягивают, что не успеешь оглянуться, как окажешься в рядах отстающих. Подойди к учителю и напрямую скажи, в чем твоя проблема, не бойся этого. Может быть, тебе придется посетить факультатив или взять несколько индивидуальных занятий, а еще можно договориться, чтобы в ближайшую неделю тебя не вызывали к доске, дав возможность самостоятельно догнать класс.

В то же время, как бы хорошо ни приняли тебя преподаватели, при возникновении трений с кем-то из одноклассников не стоит сразу поднимать руку и жаловаться. Ябед не любит никто, даже те, кому ябедничают!

Говорят, что самых близких и верных друзей, остающихся рядом на долгие годы, люди приобретают во время учебы в школе и институте. ВУЗ у тебя пока впереди, а вот до окончания школы остается не так уж много времени. Поэтому прожить его нужно так, чтобы потом об этом беззаботном периоде остались только легкие и светлые воспоминания.

Ты новенькая — но это ненадолго, и скоро ты окончательно освоишься в новом кругу, а вот незаменимый урок искусства дипломатии получишь, чему можно только порадоваться.

Мы живем в социуме, поэтому умения дружить и сотрудничать очень важны для человека. На протяжении жизни нам часто приходится вливаться в новый коллектив и заводить товарищей. Впервые мы самостоятельно сталкиваемся с такой необходимостью в школе. Иногда ребенку бывает очень сложно адаптироваться в новом окружении и найти друзей. Именно таким деткам мы хотим дать несколько дельных советов, которые помогут подружиться с одноклассниками и стать частью коллектива.

Конечно же, первоклассникам не обойтись без помощи первой учительницы. Хорошая классная мама сделает все, чтобы раззнакомить детей, создать новый дружный коллектив. Интересные игры на переменах с участием всех малышей, экскурсии для первоклашек и увлекательные уроки - методы, которые помогут учительнице создать сплоченную команду под названием «наш 1 класс».

Но состояние и готовность самого ребенка вливаться в коллектив (особенно если он меняет школу или класс) тоже очень важны. Малышу нужно научиться знакомиться и заводить друзей - эти умения ему не раз пригодятся.

Хочешь помочь ребенку? Тогда дай крохе такие напутствия:

1. Будь собой

Это, наверное, один из самых важных советов. Пусть не старается выглядеть лучше в глазах других. Люди ценят искренность. Врунов не любят и, когда правда выходит наружу, они теряют друзей, доверие, иногда оказываются объектами насмешек.

2. Проявляй доброту. Чаще улыбайся

«Дружба начинается с улыбки», - эти слова неспроста появились в доброй детской песенке. Утром перед школой настрой малыша на позитивный лад. Ведь знакомиться - это так интересно! Пусть ребенок готовится встречать новых одноклассников с улыбкой и открытой душой. Среди них много хороших, интересных и близких ему по духу людей. Он обязательно скоро это осознает и подружится с коллегами по классу.

3. Представься и познакомься со всеми.

Это не только правило вежливости, но и первый шаг к построению хороших отношений с новыми одноклассниками. , конечно, поможет ребятам познакомиться и узнать друг друга на первом уроке. Но пусть не стоит тихонько в углу, ожидая начала занятий. Попроси его подойти к одноклассникам и сверстникам, представиться и пообщаться.

Первоклассникам в этом нелегком деле могут помочь мамы: запланируйте какой-то совместный досуг для ребят. Поход в кино, театр, цирк или просто на прогулку в парк - отличный способ раззнакомить и сплотить детей.

4. Старайся поддержать разговор.

Малыш видит, как его новые одноклассники что-то обсуждают. Пусть не стоит в сторонке, а подключится к разговору, рассказывает ситуации со своей жизни! Тема ему не близка? Тогда пусть постарается заинтересовать сверстников, при возможности начав новый разговор.

5. Ищи общие интересы.

Ребенок узнал, что он с одноклассником/одноклассницей чем-то похож? Ура! Это хорошо, ведь у них есть общая тема для беседы и занятие, которое сближает. Посоветуй почаще спрашивать об увлечениях новых знакомых и рассказывать о своих. Таким способом можно завести дружбу со всеми одноклассниками не только в школе, а и за ее пределами.

Кстати, сосед/соседка по парте и одноклассники, живущие недалеко, - первые потенциальные друзья малыша. У них уже есть общее место за партой и общая дорога домой. С такими ребятами проще сблизиться.

6. Делай искренние комплименты, хвали.

Люди любят, когда их хвалят. Если малышу нравится прическа одноклассницы или новые кроссовки одноклассника, пусть скажет об этом. Но не нужно учить ребенка делать комплементы просто так, чтобы угодить или понравиться кому-то. Явная лесть - не лучший способ подружиться.

7. Помогай и не бойся просить о помощи.

Ребенок видит, что кому-то нужна помощь? Пусть предложит ее. Это сблизит малыша с одноклассником. Он сам не справляется с чем-то? Подскажи крохе попросить кого-то об одолжении. И пусть он обязательно поблагодарит помощника и предложит ему обращаться при необходимости. Взаимовыручка - часть дружеских отношений.

8. Делись.

Научи ребенка делиться книжками, ручками, линейками, игрушками и другими предметами (если у него есть такая возможность, конечно). Это поможет наладить хорошие отношения с ребятами и получить запасную ручку, когда она понадобится твоему крохе. Хорошо, если в портфеле окажется лишний бутерброд или конфета, чтобы угостить нового товарища (маме на заметку).

9. Не спорь и избегай конфликтов

Дети не всегда могут договориться. Иногда случаются , ссоры и даже драки. После таких нехороших инцидентов с человеком тяжело наладить отношения. Научи ребенка вовремя промолчать, не затевать споры, не лезть на рожон, мирно выходить из конфликтов. Иногда лучше уступить и сберечь хорошие отношения с одноклассником.

Надеемся, эти советы помогут ребенку стать частью нового коллектива и завести много друзей. Твоему малышу сейчас нужна поддержка: у него трудный период. Не забывай об этом и сделай все, чтобы облегчить крохе адаптацию.

Хорошо, когда дружба с одноклассниками завязывается сама собой и школа становится практически вторым домом. Но что делать, если не все так гладко? Проявлять чудеса дипломатии, быть мудрой и терпеливой! Как это сделать? Сейчас расскажем!


Единомышленники: как их найти?

Гораздо проще построить хорошие отношения с теми, кто чем-то похож на тебя. С теми, у кого такие же интересы и увлечения. Твоя одноклассница Маша, как и ты, увлекается биологией? Это отличный повод поработать вместе над докладом или проектом, даже если вы раньше не дружили. Главное, не бойся проявить инициативу, ведь большинство ровесников были бы рады новому знакомству, но стесняются сделать первый шаг, несмотря на свой гордый вид.


Кто-то из ребят слушает музыку, которая нравится тебе? Отлично! Спроси у них о новых группах и песнях или расскажи сама. Музыкальные предпочтения - это вообще очень важная тема, она про чувства, эмоции и даже моду, и она всегда объединяет, а это очень ценно!


Но что делать, если твои увлечения никто в классе не разделяет, а твои чувства и мысли не понимают? Не расстраивайся и не спеши меняться только для того, чтобы угодить окружающим.


В первую очередь, нужно понять: ты чем-то отличаешься от остальных, или тебе просто хочется выделяться на их фоне?


Если ты гоняешь на лонгборде, пока остальные рисуют розочки на ногтях, или читаешь и перечитываешь книги, пока другие обсуждают сериалы, то у нас для тебя хорошие новости: быть особенной - это повод для гордости! Ведь это значит, что ты мыслишь нестандартно и занимаешься тем, что нравится.


Помни о том, что всё в жизни меняется. Твои вкусы тоже могут измениться, и ты сможешь найти единомышленников среди одноклассников. А может быть, кто-то из них скоро начнёт разделять твои интересы!


Жизнь непредсказуема: сейчас у тебя нет ничего общего с соседом по парте, а завтра он создаст фан-чат твоего любимого сериала. Учись открывать новое в людях!


Комплименты и поддержка: как не переборщить?

Ты любишь, когда тебя хвалят и говорят приятные слова? Так вот, другие тоже! Увидела красивое платье у одноклассницы? Обязательно сделай комплимент, ей будет приятно! Одноклассник подготовил интересный доклад по истории? Не завидуй, а похвали его. Видишь, что у кого-то плохое настроение или слёзы на глазах? Подойди, предложи помощь или просто выслушай - иногда этого достаточно.


Почему же нельзя перебарщивать? Если ты будешь хвалить всех и успокаивать «для галочки», твои одноклассники это заметят или почувствуют. Неискренность видна за километр и всегда усугубляет ситуацию, а ещё ты можешь получить репутацию подлизы. Поэтому проявляй участие искренне и только тогда, когда это действительно уместно.

Эмпатия – что это, и зачем она мне нужна?

Эмпатия – это понимание чувств другого человека и умение встать на его место. А ты представляешь, что в голове у твоей подруги, когда она получила плохую оценку, или у сестры, когда она поссорилась с кем-то? Умеешь не подливать масло в огонь? Чтобы лучше понимать людей и быстрее находить с ними общий язык, почаще представляй себя на месте других и старайся поступать с ними так, как хотела бы, чтобы поступали с тобой.

Сплетни: как быть выше этого?

Одно дело – говорить о человеке только хорошее, но совсем другое – распространять слухи за его спиной и устраивать настоящую эпидемию. Если кто-то рассказал тебе сплетню, задай себе вопрос: «Хотелось бы мне, чтобы обо мне рассказывали такое?» И если нет, сделай так, чтобы на тебе цепочка закончилась. А если ты сама стала жертвой неприятных наговоров, сработает совет, знакомый с детства: не обращай внимания.


Сплетнику нужна твоя реакция: слёзы, крики... Но, в общем-то, неважно, что это будет. А вот если в дискомфортной для себя ситуации ты сумеешь сохранить самообладание, то в будущем никому и в голову не придёт смеяться над тобой. Ведь ты выше этого. А значит, твои обидчики быстро потеряют свой интерес.


Но что делать, если игнор совсем не помогает? Ты ведь не будешь переводиться в другую школу из-за парочки сплетниц! Другого выхода нет - придется разговаривать со своими обидчиками. Постарайся поговорить с тем, кто распускает про тебя сплетни наедине, лишние уши здесь ни к чему. Сохраняй самообладание и ни в коем случае не повышай голос. Выясни причину, почему про тебя распускают сплетни. Вполне возможно, что ты чем-то обидела того, кто говорит о тебе гадости сейчас. А может быть, это просто зависть? В любом случае, знание причины таких разговоров помогут тебе быстрее с ними справиться.


Травля: как её избежать?

Почти все знакомы с ситуацией, когда класс делится на несколько обособленных групп, которые не воспринимают друг друга. Или и того хуже: когда все начинают травить кого-то одного из учеников. Сейчас это называется модным словом «буллинг». И тут нам снова поможет упражнение на эмпатию. Поставь себя на месте того, кого все дразнят, обижают, унижают. Каково ему учиться в таком классе? Нравится ли ему ходить в школу? С каким настроением он просыпается по утрам? Уверена, что хочешь участвовать в этом безобразии?


Попробуй сохранить нейтралитет и здравомыслие. И если это в твоих силах, то попытайся помочь тому, кого обижают. Для начала привлеки друзей на свою сторону. И обязательно обрати внимание своего классного руководителяна то, что происходит. Если все травят одного, совсем не обязательно, что проблема именно в нём. Гораздо чаще оказывается, что и другие отношения в классе не так уж хороши, как ты могла подумать раньше.


Что делать, если объектом травли являешься ты? К сожалению, универсального рецепта не существует. Выяснять отношения один на один со своим обидчиком нельзя, это совершенно неэффективно. Работать нужно со всей компанией, потому что в травле всегда больше двух участников. Ведь твой класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.


Главное, что тебе нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены, и ты хочешь это прекратить. Ни в коем случае не отмалчивайся! Если ты будешь молчать и терпеть, потому что тебя могут посчитать стукачкой, ситуация станет только хуже! Сообщи о том, что тебя травят своему классному руководителю или школьному психологу. Говорить со всем классом - это не только твоя забота, но и прямая обязанность взрослых и опытных педагогов.


А какие у тебя отношения с одноклассниками?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь