Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Каенкай» села Кенгер – Менеуз муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Конспект НОД в старшей группе

Пришла зима

воспитатель Биктяшева Рузиля Р.

с.Кенгер -Менеуз

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. -

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят -
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима -
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный... (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел... (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый... (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги. колен.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.

Используемая литература:

    Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И. Дубинина. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.-40с.

    Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-150с.

    Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002. -114с.

    Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

    Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству.- Москва: Творческий Центр «Сфера», 2001г.-130с.

    Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. Сост. О.И. Бочкарева и т.д.- Волгоград: «Корифей», 2009.- 26с.

    Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой–М.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.

    Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году!?.- Москва: «Гном и Д», 2000г.-56с.

Цель:
закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников.
Задачи:

● проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;
● развивать познавательный интерес;
● формировать способность видеть красоту окружающего мира;
● воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
● воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры;
● развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Оснащение образовательного процесса:
иллюстрация «Зимний лес», картинки для игровых упражнений «Снеговики», «Путаница»; подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях;
Ход деятельности:
Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает им стихотворение:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится

Ребята, о каком времени года я прочитала стихотворение?
- А почему вы думаете, что о зиме?
- Правильно, только зимой бывает снег.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие к Царице – зиме. Представьте себе, что вот это у нас волшебные сани и мы на них отправляемся в гости.
Воспитатель. Вот мы и приехали ребята послушайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?
К ребятам выходит Царица – зима.
Царица – Зима: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я. Хотите ли вы увидеть настоящую русскую зиму? (Ответы детей). Тогда смотрите!
Звучит музыка, Царица – зима рассыпает всюду «снег»
Вам нравится? Наша русская зима, словно сказочное царство. Послушайте, как пишут о красоте зимнего леса русские поэты.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою.

(С.Есенин.)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

(И.Суриков.)
Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) Молодцы!
А загадки вы умеете отгадывать? Попробуйте отгадать мои загадки, это очень сложно!
- Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
- Гость погостил – мост замостил,
Рыбам зиму жить тепло;
- Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадывали. За это я дарю вам нашу зиму на память!
Царица – зима дарит детям картину «Зимний лес» и уходит.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Какие краски использовал художник, чтобы ее нарисовать? (Ответы детей.)
Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)
Кого еще мы видим на картине в зимнем лесу?
Как изменилась жизнь животных и птиц зимой? Что стало с растениями? (Ответы детей.)
А в нашей с вами жизни, в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы?
Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.)
А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.)
Дайте с вами сейчас поиграем.
Физкультурная минутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу
А теперь бочком, бочком
Друг за другом все бегом
Ножка ножку догоняла,
Всё бочком за ней скакала.
Отставала, догоняла.
- Стоп! – сказала. – Я устала.
Ножка ножку догоняла,
Всё бочком за ней скакала.

Воспитатель. Ребята пришла пора нам поиграть свою смекалку показать.
- Упражнение «Снеговики».
Задание: сравнить двух снеговиков, найти различие между ними.
- Дидактическая игра « Назови приметы зимы»
Воспитатель: Скажите ребята, какая она, зима? Холод….
Дети: Холодная
Воспитатель: Мороз - ….
Дети: Морозная
Воспитатель: Стужа -….
Дети: Студеная
Воспитатель: Вьюга - ….
Дети: Вьюжная
Воспитатель: Лёд - ….
Дети: Ледяная
Воспитатель: Снег - ….
Дети: Снежная
Подведение итогов.
Ребята, о чем мы сегодня говорили, что делали на занятии? Что вам особенно понравилось, запомнилось? Послушайте еще одну красивую загадку о зиме.
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит – слезы льет.
Сюрпризный момент. Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку Царицы-зимы с запиской, в которой она благодарит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы.

Татьяна Деревянко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей о состоянии погоды зимой; о жизни зверей в холодное время года; закрепить знание геометрических фигур, умение из частей составлять целое; закрепить знание правил безопасного поведения зимой на реке.

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты,сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать умение работать в парах.

Словарная работа: снегопад, хлопья, заснеженные, снежная крупа, метелица, зимующие, льдинка.

Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; изготовление цветных льдинок; художественное творчество-рисование на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима», лепка из соленого теста «Снеговик», аппликация «Елочка», «Снежинка», оригами «Зайчик»; создание мини-музея «Птицы», дидактические игры «Чей дом?», «Назови птицу», «Найди такую же снежинку», разучивание физкультминуток

Подготовка к занятию: снежинки-большая и маленькие, снежинки с веселыми и грустными лицами; карточки «Узнай чей след», «Поменяй зайчику шубку»; схема зайчика, набор геометрических фигур белого цвета; «волшебная палочка», материал синего цвета.

Слайды: Зимний лес, снежинки, звери в зимнем лесу и их следы, река Вологда зимой

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, художественное творчество, физическая культура.

Ход занятия: Обратить внимание на снежинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка. Откуда она взялась? Как попала к нам в группу? (предположения детей). Вы знаете, это не простая снежинка, а волшебная. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Простая снежинка растаяла бы, потому что она из снега. На снежинке что-то написано, послушайте (чтение):

«Здравствуйте, меня зовут Снежинка. Я летала со своими сестричками, радуясь приходу зимы, но вдруг подул сильный ветер, он раздул все снежинки. Меня ветер занес к вам в группу, а где мои сестрички-снежинки, я не знаю. Помогите мне их найти, нас ждет домой мама-Тучка. Ребята, поможем Снежинке. Как мы можем ей помочь? Где мы можем поискать снежинок? (на улице, в лесу, на речке). Давайте сначала отправимся в лес. Какая зимой погода? Что нам нужно сделать перед прогулкой? (одеться). Какая одежда нам нужна? (имитация одевания).

Посмотрите, у меня есть волшебная палочка, с помощью ее мы попадем туда, куда захотим (закрывайте глаза).

Раз, два, три, обернись и в лесу ты окажись!

Вот мы и в зимнем лесу. (на экране-зимний лес).Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, какая тишина, только снег поскрипывает под ногами (использовать мешочек- шуршалку).

Послушайте, какие замечательные слова о зиме написал русский поэт Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

А под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И уснул под нею крепко, непробудно (читает ребенок).

Ребята, с чем еще можно сравнить снег на деревьях и кустах? (С шапками, валенками, с шубами).

Откуда же берется снег? (зимой капли воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки). Форма снега зависит от погоды.

В безветренный морозный день снег летит большими снежинками, похожими на звездочки. Снежинки летят медленно и их можно рассмотреть. - Как называется явление, когда падает снег? (снегопад).

При слабом морозе снежинки похожи на маленькие шарики, говорят, идет снежная крупа.

Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Что такое хлопья? (множество слипшихся снежинок).

При сильном ветре летит снежная пыль, потому что ветер обломал у снежинок красивые лучики. Как называется такое явление? (снежная метель). Чем метель отличается от вьюги? (метель метет, а вьюга метет и воет). А еще бывает снежная поземка? Что это такое? (когда метель стелется по земле).

Ребята, выходите на полянку, покажем, как метет снежок.

Физкультминутка

Снег-снежок, снег - снежок по дороге стелется,

Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица.

Снег - снежок, снег - снежок, замело дорожки,

Снег - снежок, снег-снежок тает на ладошке.

Мы налепим снежков, вместе поиграем

И в друг друга снежки весело бросаем.

А сейчас давайте сядем на пенечки (садятся на стулья).

Ребята, а для чего нужен снег? Как он помогает животным? Посмотрите, на снегу какие-то следы. Как вы думаете чьи? Какие звери живут в лесу? (показ слайда). Почему здесь не видно медведя и ежа? Давайте мы угадаем, какому животному принадлежат следы (садятся за столы).

Игра «Узнай животное по следу» (работа с карточкой)

Давайте проверим, правильно вы выполнили задание или нет (берут карточку и встают к экрану). Назовите, чьи это следы? (лисьи, волчьи, беличьи). Чьи следы похожи?

Как животные приготовились к зиме? (поменяли шубки, приготовили запасы). Зачем они это делают? Посмотрите, все правильно на нашей картинке? (зайчик серый)

Вы знаете, все звери поменяли шубку, а заяц не успел. Какого цвета должна быть у него шубка зимой? Почему? Давайте поможем зайчику. Возьмите под стульями подносы и проходите за столы.

Работа с карточками: «Поменяй зайчику шубку»

Наш заяц не простой, а математический. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит заяц? Сколько на схеме квадратов, кругов, овалов? Какой формы лапки у нашего зайчика? Поменяйте ему шубку (работа с карточками - выкладывают зайчика из геометрических фигур).

Ребята, вы помогли зайчику, теперь ему будет тепло, и его не заметят в снегу ни волк, ни лиса.

Физкультминутка про зайчика:

Из сугроба на опушке чьи –то выглянули ушки (показать ушки на голове

И помчался, скок-скок, скок белый маленький зверек. (прыжки)

Ветер у березок кружит, шевелит зайчишке уши. (махи перед собой)

Ветер, ветер, поиграй-ка, не догнать лихого зайки! (хлопки)

Сели на пеньки.

Обратить внимание на экран. Ребята, посмотрите на снежинки в лесу. Похожи они на нашу снежинку? Нет.

Давайте искать снежинки на речке.

Раз, два, три, обернись и на речке окажись. (волшебная палочка).

Слайд-река Вологда зимой.

Ребята, как называется река, которая протекает в нашем городе? Чем покрыта река зимой? Для чего реке лед? Кому он помогает? Обитатели реки благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от холода. Ребята, а что можно делать зимой на реке? Какие опасности могут ожидать человека на реке зимой? Давайте посмотрим, какие снежинки приземлились на речку? Похожи они на нашу снежинку? (нет).

Дети, а снежинка хочет поиграть с вами, она хочет, чтобы вы назвали, какая она.

Игра «Расскажи про снежинку» (Дети передают друг другу снежинку и называют прилагательные).

Не нашли мы снежинку на реке, пора возвращаться в детский сад.

Ра, два, три, обернись,в садике ты окажись! Давайте снимем одежду, чтобы нам не было жарко.

Не нашли мы сестричек - снежинок ни в лесу, ни на реке. Что же нам делать, как помочь снежинке? (предположения детей).

Посмотрите, сколько у меня маленьких снежинок. Я предлагаю составить из них снежинки, похожие на нашу. Работать будем в парах. Проходите к нашему голубому ковру, на нем мы и выложим снежинки. Посмотрите на снежинку и сравните ее с теми, которые выложили мы. Молодцы, ребята!

Мы помогли нашей снежинке обрести сестричек. А наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Что понравилось, а что нет? У меня на столе много снежинок, если вам понравилось путешествие, то возьмите себе веселую снежинку, а если нет –грустную. Спасибо всем.

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе на тему «Ох, ты зимушка-зима»

Мандрыкина Ирина Николаевна, воспитатель.
Цель: Повторение и обобщение полученных умений и навыков, уточнение полученных знаний детей в образовательных областях.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. Активизировать словарный запас детей.
3. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.
Развивающие:
1. Развивать память, мышление, внимание, чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в своей работе.
2. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
3. Развивать умение детей общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
5. Развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию.
Воспитательные:
1. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
2. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в непродолжительной игре.
3. Закреплять умение соблюдать правила в игре, строиться в круг, находить своё место при построении, двигаться сообща, не толкаться.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Методические приемы: Игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение.
Обеспечение занятия:
Для воспитателя: снеговик, картина « Волшебница Зима» картины с зимним пейзажем для оформления группы, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов.
Для детей: оборудование для рисования: кисти, краски, листы для акварели, салфетки, подставки, непроливайки, восковые мелки.

Ход совместной деятельности

Мотивационно - побудительный этап:
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель: У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Организационно - поисковый этап:
Воспитатель: Сегодня нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река) Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю. Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
Давайте мы с вами немножко поиграем.

Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).

Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.

Физминутка « Лепим снеговика» с музыкой
- Ребята, скажите, что вы любите еще делать во время прогулки? (дети называют)
- Сегодня мы с вами поговорим об одном из зимних развлечений. Послушайте внимательно загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой? (Снеговик) (показать картинку с изображением снеговика).
- А как вы думаете, интересно лепить снеговиков?

Презентация «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года»
Воспитатель: Мы будем свами продолжать осваивать смешанную технику в рисовании- восковой мелок и акварель. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по величине, сверху - самый маленький - это голова; руки можно сделать из овалов.
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.
А сначала мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра "Зима"
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали! (дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Воспитатель: Восковым белым мелком обводим контур снеговика, закрашиваем туловище, красным шапочку и морковку, коричневым ручки и можно нарисовать метелку. Голубой краской тонируем лист бумаги.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята расскажите вам понравилось наше занятие?
- Что понравилось на нашем занятии?
- Что вызвало трудности?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
Спасибо вам за занятие.

Презентация на тему: Снеговик. История возникновения символа зимы и Нового года

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему : «Зима » с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, игровых, информационно – коммуникативных технологий.

Программные задачи :

Образовательные :

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Уточнить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях;

Развивающие :

развивать умение образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций ;

развивать навыки словообразования; речевое дыхание ;

Активизировать словарь детей;

развивать тактильное восприятие, координацию движений и речи;

Логическое мышление; совершенствовать грамматический строй речи;

Воспитательные :

Прививать любовь к поэтическому слову;

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа : Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме и зимних явлениях, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, работа с календарём природы.

Ход непосредственной образовательной деятельности :

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей, давайте поздороваемся с ними и подарим им прекрасное настроение

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень!

Воспитатель :

Ребята! Отгадайте загадку :

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сиди царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Воспитатель : О какой царице говорится в загадке? (О зиме) .

А тройка скакунов — что это? (зимние месяцы-декабрь, январь, февраль) .

Молодцы! Я не случайно загадала вам именно эту загадку. Сегодня в детский сад пришло письмо от Зимы. Послушайте, что она пишет : «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы все ждёте весну, но вы так мало знаете обо мне, что я решила не уходить и остаться ещё на три месяца. Если вы хотите, чтобы весна всё-таки наступила, тогда расскажите о зиме всё, что вы знаете».

Воспитатель : Ребята, а давайте с вами расскажем зиме всё, что мы о ней знаем? (ответы детей) .

Воспитатель : Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети : Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : Зима какая ?

Дети : Зима бывает холодная , белая, хмурая, ветреная, морозная, мягкая, пушистая, сказочная, длинная, красивая и т. д.

Воспитатель : Какие приметы зимы вам знакомы?

Дети : Выпадает снег, солнышко мало греет, день короче ночи, бушуют метели, иногда бывает оттепель, появляются сугробы.

Воспитатель : В какие игры вы любите играть зимой?

Дети : Зимой дети лепят снежную бабу, катаются на санках, с горки, катаются на коньках, ходят на лыжах, играют в хоккей, лепят снежки.

Воспитатель : Какие зимние праздники вы знаете?

Дети : Новый год, 23 февраля, Масленица.

Воспитатель : Какой самый любимый праздник зимой у детей и взрослых?

Дети : Самый любимый праздник – Новый год.

Воспитатель : Кто является главными героями на новогоднем празднике?

Дети : Дед Мороз и Снегурочка.

Воспитатель : Правильно, ребята, молодцы! А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Ну что, готовы?

Упражнение на речевое дыхание «Снежинка» .

Кружатся снежинки (Дети выполняют движения по тексту.)

В воздухе морозном,

Падают на землю

Кружевные звезды. (Дети кружатся на носочках.)

Вот одна упала (Дети медленно приседают, показывая плавное падение снежинки.)

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка! (Дети делают вдохи, осторожно дуют на снежинку.)

Подожди немножко!

Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель : Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет….

Снег (что делает) - идет, летит, падает, кружится….

Дети (что делают) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Воспитатель : Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру : «Один-много» . Я вам буду называть один предмет, а вы мне много : снежинка – снежинки; сугроб – сугробы; метель – метели; сосулька – сосульки; снегирь – снегири; мороз – морозы.

Воспитатель : Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на доску и скажите, что изображено на этих картинках. Как можно назвать эти предметы одним словом? Что здесь лишнее? Почему?

Игра «Четвертый лишний»

Сарафан, юбка, шорты, шуба

Сандалии, туфли, тапочки, валенки

Панама, платок, кепка, шапка

Воспитатель : Молодцы, а теперь назовите зимние слова ласково.

Игра «Назови ласково» с мячом

Воспитатель : Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима — зимушка Санки- саночки

Игра «Доскажи словечко» .

Воспитатель : Зимой все покрыто белым пушистым снегом, предлагаю поиграть со словом зима .

(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанныесо словом зима ).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки —

Серебристые. (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается. (снежок) .

Вот веселье для ребят —

Все сильнее. (снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка —

Это девочка (Снегурка)

На снегу — то, посмотри? —

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

Воспитатель : Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи?

Подберите похожие слова к словам :

Зима — (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.) ;

Мороз — (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Лед — (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.) .

Динамическая пауза «Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)

Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)

Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)

Ну-ка, взялись все за уши : (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)

По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)

Ножками затопали! (Топают ногами.)

Воспитатель : А сейчас я загадаю вам еще одну загадку. И ее угадает тот, кто внимательно послушает и хорошо подумает.

Загадка :

Есть один такой цветок

Не вплетешь его в вено

Дунешь на него слегка

Был цветок — и нет цветка (снежинка) .

Воспитатель : Молодцы, правильно угадали загадку. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру : «Забавные звуки» , я вам буду включать мелодию, а вы должны будите угадать, что это за звуки.

Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»

Воспитатель : Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка — малютка.

Легкая, узорная звездочка — малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

Что же это за звездочка? (это снежинка)

Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

А можете вы показать, как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль) .

Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна и вот еще одна. Улыбнитесь им, они засверкают на солнышке, как звездочки.

Вот они, полюбуйтесь. (на магнитной доске – разные узорные снежинки)

Вот цветок с шестью лепестками. А вот звездочка с шестью лучами. Какие они красивые! Давайте украсим их красивыми словами. Снежинки какие? (красивые, узорные, кристальные, снежные, прекрасные, волшебные, сказочные).

Воспитатель : Ребята, вы все такие молодцы. Ну а сейчас я вам предлагаю составить небольшой рассказ о зиме, используя мнемотаблицу. Ну что, готовы, тогда приступим. Я начну, а вы продолжите.

У зимы три месяца : декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду : на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло : в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному : медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки , приносят корм. У детей зимой много развлечений : праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Рефлексия : Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие вы все молодцы, со всеми заданиями справились. Вот и зиме понравился ваш рассказ о ней, теперь она точно уступит дорогу весне.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь