Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Звукооператор — специалист по звукозаписи и обработке звука.

Особенности профессии

Звукооператора часто отождествляют со звукорежиссёром. Хотя на самом деле задачи звукорежиссёра значительно шире. Звукооператор не разрабатывает концепции звукового оформления, он записывает или обрабатывает звук, контролируя техническое качество фонограммы. Его задача — добиться качественного звука, удобного для восприятия. Обычно фонограмма складывается из звуков от разных источников. И делая запись, звукооператор следит, чтобы звуки были сбалансированы и не мешали друг другу. Например, музыкальное сопровождение в фильме не должно заглушать речь диктора, и т.д. В кино и на телевидении звукооператор подчиняется звукорежиссёру. Он контролирует (микширует) уровень звука в соответствии с экспликацией, которую заранее составляет звукорежиссёр. Хотя порой он составляет экспликацию сам в процессе записи. В кино звукооператор занимается звукозаписью.
На телевидении и на радио звукооператор может работать и в прямом эфире. Это особенно ответственная работа, т.к. не даёт шанса повторить неудачный эпизод и исправить ошибку. Звукооператор может работать и с живым звуком, обеспечивая хорошую акустику на концертах.

Рабочее место

Профессия звукооператора позволяет работать в кино, на телевидении, в концертных залах и т.п.

Оплата труда

Диапазон зарплат на 29.08.2017

Москва 45000—70000 р.

Важные качества

Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.

Знания и навыки

Звукооператор должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукооператор должен понимать свойства звука, акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов - в зависимости от места работы.

Где учиться на Звукооператора

Звукооператору требуется среднее профессиональное образование (квалификация «техник»), которое можно получить в одном из колледжей.

  • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С.А.Герасимова. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника». Специализация «Техника и технология аудиовизуальных программ».
  • Театрально-художественный колледж №60 (г. Москва). Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж. Специальность «Театральная и аудиовизуальная техника»
  • Колледж предпринимательства №11. Специальность «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ». Специализация «Звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».

И др. региональные театральные колледжи, колледжи культуры и искусств.

Представьте на секунду фильм без звукового сопровождения. Эмоциональная составляющая, восприятие и полнота картины сразу же теряется. Известный кинорежиссер Alfred Hitchcock утверждал, что звуковые эффекты в триллерах щекочут нервы зрителю ничуть не меньше, чем визуальное изображение.

Правильное звуковое оформление важно не только для современных фильмов. В театральных постановках, программах на радио и телевидение, культурных мероприятиях принимают участие специалисты, которые знают о звуке все - это звукорежиссеры. Представители данной профессии в равной степени сочетают два навыка: творческий и технический.

Круг обязанностей звукорежиссера зависит от масштабов проекта. Если работы много, он руководит целым отделом, который состоит из звукооператора, монтажера звука и т. д.

Во время киносъемок специалист следит за звуком, подбирает эффекты, принимает решение о переозвучивании диалогов. Качество проведения концертов и мероприятий на открытом воздухе во многом зависит от профессионализма звукорежиссера.

Работа в звукозаписывающей студии предполагает работу с музыкантами и редактирование аудиоматериалов.

Обязанности звукорежиссера

В зависимости от сферы деятельности, специалист может решать различные задачи. Среди них:

  • разработка звукового решения «под ключ», начиная от записи диалогов и заканчивая наложением на них сопутствующих шумов;
  • руководство расстановкой микрофонов в студии, аудитории, на съемочной площадке;
  • настройка специальной аппаратуры с учетом расположения источников звуков и акустических условий;
  • обеспечение специальных аудиоэффектов;
  • обучение исполнителей и участников мероприятий правилам использования микрофонов;
  • отслеживание синхронности звука и изображения;
  • запись вокала, диалогов, выступлений, закадрового текста;
  • создание аранжировок;
  • монтаж и обработка фонограмм;
  • проведение дискотек, отстройка звука на концертах и шоу.

Зарплата звукорежиссера

Зарплата разбросана по широкому диапазону, в зависимости от региона, опыта профессионала и колеблется в диапазоне от 20 до 35 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Москвы и Санкт-Петербурга.

Как стать звукорежиссером

Грамотные специалисты востребованы на радио, киностудиях, в организациях по оформлению всевозможных мероприятий.

Что бы освоить профессию, достаточно начать изучать компьютерные программы по работе со звуком. Благо, сегодня в интернете достаточно материала, а так же форумов с единомышленниками, что бы овладеть базовыми навыками.

Так же можно окончить специализированные курсы, но лучше сразу поступить в университет. Это не только сделает Вас более конкурентоспособными на рынке труда, но и поможет в продвижении по карьерной лестнице. Где учиться на звукорежиссера мы рассмотрим далее.

Не пропустите:

Среди основных качеств следует выделить:

  • безупречный музыкальный слух;
  • навыки работы с техникой и оборудованием;
  • знания особенностей звучания музыкальных инструментов;
  • навыки работы с музыкальными редакторами (MakeMusic, FinaleSibelius, Sony Vegas);
  • терпение, готовность работать сверхурочно;
  • быстрая реакций и собранность в условиях масштабных мероприятий и прямых эфиров.

Где учат на звукорежиссера?

Получить специализированное образование и освоить профессию предлагают следующие ВУЗы.

Профессия звукорежиссёр


Звукорежиссёр - это специалист, который с помощью технических звуковых средств осуществляет запись, воспроизведение, обработку, и сведение различных звуковых компонентов. Это творческая профессия, ведь звукорежиссёр всегда создаёт художественный звуковой образ, формирует драматургию и концепцию звука, а также создаёт новые звуки и занимается их обработкой.

Профессия звукорежиссёра возникла с появлением первых технических средств для записи и воспроизведения звука и развитием кинематографа. На протяжении прошлого столетия и звуковая техника, и кино стремительно эволюционировали, поэтому профессия звукорежиссёра все более усложнялась и специализировалась.…

Современный человек не мыслит свою жизнь без постоянного электронного звукового фона. Кино, радио, телевидение, шоу-программы, оформленные с помощью качественного, продуманного звукового сопровождения, всегда привлекают наше внимание. Деятельность человека, который за него отвечает, остаётся за кадром, но, тем не менее, именно он обеспечивает это сопровождение, доставляя нам массу положительных впечатлений и эмоций.

Профессия звукорежиссёра востребована, прежде всего, в производстве музыки, кинематографе, а также на телевидении и радио, в театре, проведении концертов. Звукорежиссёр также участвует в обработке или реставрации звука, занимается звуковым оформлением веб-сайтов. Наиболее востребованы звукорежиссёры в крупных городах, где существуют развитые сферы кино, телевидения и шоу-индустрии. В регионах мест трудоустройства для звукорежиссёров немного, однако столь же невелика и конкуренция между специалистами, поэтому шансы на трудоустройство тоже довольно существенны. В зависимости от места работы заработок звукорежиссёра может быть как совсем незначительным, так и весьма достойным.

Для того чтобы стать хорошим звукорежиссёром, необходимо владение как творческими, так и техническими аспектами профессии. Звукорежиссёру необходимо иметь знания в области физики, акустики, звукового технического оборудование, которые совмещаются с музыкальным образованием и отличным музыкальным слухом. Работа звукорежиссёра требует обширных творческих навыков, ведь создание уникальной звуковой среды - необычайно сложный художественный процесс. В большинстве случаев работа звукорежиссёра связана с деятельность большого числа людей смежных профессий, поэтому ему необходимы такие качества как коммуникабельность, умение работать в команде и подчинять свои творческие идеи общему режиссёрскому замыслу.

Обучиться мастерству звукорежиссуры можно на специальных курсах, которые проводятся в крупных звукозаписывающих, телевизионных, радио- и киностудиях. Во многих музыкальных, гуманитарных и технических высших учебных заведениях сегодня существует специальность «Звукорежиссура кино и телевидения».


Инструкция

Перед выбором факультета разберитесь для себя в разнице профессий звукооператора, звукорежиссера и звукоинженера. Первый занимается записью звука, второй - его концепцией, третий - технической стороной вопроса. Высшие учебные заведения предлагают кафедры и факультеты звукорежиссуры, которые включают в себя обучение навыкам работы звукооператора и звукоинженера.

В дальнейшем вы сможете работать звукооператором в различных областях: кино, радио, театр, концертная звукорежиссура, студийная работа с классикой, джазом, рок музыкой. Стоит заранее прикинуть для себя, что вам ближе, так как все факультеты предлагают те или иные области в звукозаписи: "Музыкальная звукорежиссура", "Звукорежиссура кино и телевидения", "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников".

Если в ваших планах специальность "Музыкальная звукорежиссура", то вы можете освоить профессию в следующих вузах Москвы: Российская Академия музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных), Государственный специализированный Институт Искусств (ГСИИ), Институт современного искусства. В Петербурге выдает дипломы по этой специальности Санкт-Петербургский Государственный университет Профсоюзов (СПбГУП). Самым престижным считается первый.

По специальности "Звукорежиссура кино и телевидения" вы получите диплом в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Всероссийском Государственном университете кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). В Петербурге диплом выдает Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ).

Если ваш выбор - "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников", то поступайте или в Московский Государственный университет культуры и искусства, или в Петербургский университет Профсоюзов.
Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения единственный вуз, который предлагает сугубо инженерную профессию работы со звуком на кафедре акустики и звукотехники. Это техническая должность. Вступительные испытания проходят с уклоном на знания физики и математики.

Задача отстроить звук возникает в концертной практике звук орежиссера и звук ооператора. И, если, к примеру, на стационаре (то есть на собственной сцене) звук отстраивается один раз, а дальше только корректируется, то на гастролях каждый раз приходится отстраиваться заново. Все, разумеется, зависит от зала, но на такие случаи есть довольно устойчивый алгоритм – на «раз-два-три-четыре».

Инструкция

Проверка наличия аппаратуры, имеющейся в звук оцехе этого зала – «раз». Прямо по списку проверьте наличие обязательной аппаратуры: микшера, микрофонов, коммутации, предусилителей, усилителей выхода, акустических систем (портал, сателлиты, сабвуфер), эквалайзера, процессора эффектов, компрессора/лимитера, MD-CD-плеера (или компьютера с выходом).

Вместе с местным звук ооператором определитесь, работаете вы с «местного» пульта (микшера), или со своего, или со своего через местный, в зависимости от коммутации, установленной на сцене – это «два». Как правило, на выездныве концерты усилители выхода и акустические системы с собой берут немногие; если вы входите в число этих немногих, то общее правило таково: акустика и микрофоны – только свои (если мало – дополняем местными). В этом случае вы работаете со своего пульта. Так же, со своего – но выдавая звук через местный – работаете в случае специфических условий (например, у нас цифровой пульт с набором сложных предустановок). Во всех прочих случаях лучше работать через местный пульт, дополнив набор имеющихся процессоров своими при необходимости.

Расставьте на сцене микрофоны, инструменты, подключите шнуры, скоммутируйте – это «три». Проверьте, все ли работает.

Собственно отстройка , или «саунд-чек», происходит непосредственно перед выступлением – «четыре». Ваша задача – максимальная разборчивость звук а при оптимальной плотности. Сначала установите общую акустическаую картину: выставьте уровни звук а, панораму, реверберацию. Солиста, если он один, поставьте в центр панорамы, если несколько, разнести вправо-влево. Стереобаза сопровождения (если есть) в целом выставляется не более 70 градусов, если солистов нет, то до 90-100. Общую реверберацию проверьте на самом громком звук е – должно быть аккуратное эхо, не разрушающее разборчивости. Отстойте динамический диапазон (разницу самого громкого и самого тихого звучания), в зависимости от этого установите компрессию. После этого вам остаются тонкие, «художественные » настройки. Эквалайзером выделите наиболее яркие тона голоса солиста и инструментов. Можете аккуратно добавить реверберации в отдельные каналы, перепроверить общую картину на самом громком и самом тихом звучании. Проверьте слышимость в мониторах: у солиста отдельно, сопровождения отдельно, у всех вместе. Установите точные уровни громкости и нужных эффектов. Спраосите музыкантов, все ли хорошо звучит. Если да, объявите «готово» и включите на

Профессия звукорежиссер телевидения.

Так кто же такой - звукорежиссер. Что это за увлекательная профессия?


Это творчество, связанное с созданием звукового сопровождения в кино, на радио, на телевидении, на сцене театра и концертного зала, в мультфильмах и компьютерных играх. Это и человеческая речь, и пение, крики животных, птиц, шум дождя, раскаты грома, морской прибой, музыкальные, природные, космические звуки…
Звукорежиссер, выбирая тот или иной звук, предлагая то или иное звуковое решение способен сделать более глубоким и точным смысл художественного произведения, его изображения, сделать его более объемным и выразительным, усилить эмоциональное звучание, дать возможность вслушаться в какое-либо явление или событие, позволить зрителю внимать происходящему, дополнив зрительную информацию информацией звуковой.

Я считаю, что звуковое решение например, фильма является самостоятельным художественными произведением. На кинофестивалях существует несколько номинаций имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма.
Например

  • «Матрица» (1999)
  • Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук
  • Оскар 2000 — Лучший звук
  • Оскар 2000 — Лучший звукорежиссёр

Человек, занимающийся этой профессией, как правило, владеет и техническими знаниями. Хорошо знает физику звука, разбирается в такой науке, как акустика помещений, имеет музыкальное образование.
Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, сведение (т.е. соединение) звуковых составляющих, с помощью технических средств в звуковой студии.

Когда я училась в школе, многие девочки нашего класса мечтали стать актрисами. Они мечтали о кино и телевидении. У меня тоже была похожая мечта. Почему похожая, потому что я хотела не сниматься в кино, а делать его.

После школы я поступила в Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения. Три первых курса я училась в московском отделении и параллельно работала на радио.
Сначала помощником звукооператора, потом работала самостоятельно.
Мои знания, учеба в институте и постоянное совершенствование в профессии позволили мне добиться доверия у специалистов в этой области. Мне стали доверять работу над созданием серьезных музыкальных программ, работу с известными певцами и артистами, работу в прямом эфире.

А через несколько лет я перешла на работу на телевидение. Это оказалось и сложней и интересней.
Создание телевизионных программ гораздо масштабней, чем радио - передачи. Ведь здесь и звук и изображение. Теперь в команду создателей входит очень много людей, которые должны работать совместно. И каждый по отдельности играет важную роль.



Где же происходит и как проходит съемка и выход в эфир обычной передачи.
Все вы слышали про телевизионный центр «Останкино». Это большой комплекс специальных зданий, специально созданный для создания и передачи телевизионных программ по всей стране, в каждый дом.
Он состоит из Останкинской телебашни (собственно передатчик сигнала), здания на ул. Академика Королёва 12 (АСК-1), где находятся студии для съёмок больших программ и редакции главных каналов, а также студийно-вещательный комплекс, откуда выходят в эфир программы для разных часовых поясов.
Основная работа проходит в так называемых аппаратно-студийных блоках.
Основным местом работы звукорежиссера микшерский пульт. Это своего рода стол с разными кнопочками, микшерами, ручками и тому подобными непонятными штуками. К пульту подведены многочисленные провода от разных источников звука как в студии так и в аппаратной. Звуки поступают от микрофонов, напрямую от музыкального инструмента, от видеомагнитофона и записью репортажа. И все это надо красиво обработать и смешать на пульте, и выдать в эфир.







Ну а если рассматривать весь спектр программ современного телевидения, то получиться огромнейшее количество разножанровых программ, начиная от информационных программ и заканчивая телесериалами. Казалось бы, что сложного записать интервью корреспондента в кадре? Дал ему микрофон в руки и пусть он говорит сколько захочет.
В общем да, а если это прямой эфир и корреспондент стоит в аэропорту, куда прибывает самолет с президентом страны и поднялся ветер. Мало того, что шумят турбины, да еще ветер задувает так, что не услышишь вообще ничего. И никто не будет спрашивать звукорежиссера, удобно ли ему и сможет ли он это записать. Вот так, казалось бы, из простой ситуации, возникает сложно решаемая проблема. И решить ее сможет только такой специалист, как звукорежиссер.

Не секрет, что на работу в качестве корреспондентов и телеведущих на телевидении люди приходят не из консерватории, а, как правило, с журфаков различных институтов и университетов. И владение голосом всегда оставляет желать лучшего.
И если здесь не приходит на помощь звукорежиссер, то зрителю приходиться не поглощать информацию, а вслушиваться "что они там говорят"?
Но и со многими известными телеведущими работает звукорежиссер, чтобы найти то, неповторимое звучание, к которому мы привыкли.
Так же очень важна работа звукорежиссера при обработке голоса певцов. Здесь вообще открываются необозримые горизонты. С появлением компьютерной обработки голоса возможности стали просто неограниченными. Главное чтобы хватило фантазии звукорежиссера. Но одной фантазии мало. Необходимо и умение. А это знание и компьютерных программ, и техники, и технологии в звукорежиссуре. Особенно сейчас, когда цифровые технологии позволяют создавать такое, что еще несколько лет назад казалось фантастикой.

Поэтому профессия звукорежиссера - профессия на стыке творчества, техники и технологий - профессия будущего.

Очень надеюсь, что мне удалось обратить ваше внимание на эту профессию, и, может быть, кто-то из вас, в будущем, решит пойти по этому творческому пути, создать новые шедевры мировой культуры, мировой цивилизации.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь