Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

I. Мастерство телеведущего:

Жанровая структура ТВ: информация, публицистика, драма, музыка; учебно-образовательная, культурно-просветительная направленность ТВ программ.
Элементы актерского мастерства и режиссура выступления у микрофона.
Прямой эфир. Ситуации прямого эфира. Особенности работы в прямом эфире.
Методика работы ведущего информационной программы. Основные типы ведущих прямых эфирных программ.
Принципы и методы работы телеведущего в кадре. Внешний вид, манеры, поведение, личное обаяние, темперамент. Особенности языка, стиля, манеры поведения ведущего в различных по тематике и жанру передачах.
Понятие телевизионного имиджа. «Дистанция доверия». Вопрос телегеничности.
Применение законов техники речи и чтецкого мастерства. Требование к языку и стилю речи телеведущего. Эмоциональная окраска речи, роль юмора и границы его использования.
Критерии оценки работы ведущего теленовостей.
Особенности проведения дискуссии на ТВ. Ведение телевизионной пресс-конференции.
Профессия - телеинтервьюер. Ведущий информационно-аналитической программы.
Ведущий ток-шоу, телеигры и викторины: особенности профессии.
Специфика закадрового чтения.
Права и обязанности ведущего ТВ. Как высказать отношение к событию, оставаясь объективным.

II. Техника речи:

Тренировка и укрепление речевого аппарата.
Дикция. Работа по исправлению недостатков и отработка легкости речи.
Постановка речевого голоса:
а) дыхание, артикуляция, резонирование
б) развитие диапазона, гибкости голоса.
Орфоэпия (правильная речь):
а) литературная норма произношения
б) работа со словарем «Голосовые фигуры» знаков препинания.
Выразительное чтение с элементами актёрского мастерства:
а) гекзаметра
б) стихотворного текста
в) художественной прозы
г) басни
Общность речевых проблем радио и телевидения.
Параметры электронных СМИ и исполнительское мастерство.
Специфика работы диктора и ведущего радио.
Выразительные средства: голос, дыхание, дикция, особенности устной речи, орфоэпия.
Логика речи: актуальное членение предложений, логическое ударение и логический центр, основные законы, знаки препинания, паузы.
Мастерство: главное и второстепенное, композиция, перспектива, подтекст.
Психотехника: сверхзадача, речевое действие, общение, диалог, видение, эмоциональность, индивидуальность, учет психологии восприятия.
Подготовка к передаче.
Особенность работы в живом эфире, импровизация.
Оптимальное творческое состояние.
Речевые недостатки и их устранение.
Дополнительные источники совершенствования.

III. Актёрское мастерство:

Школа психологического реализма и ее место в мировом театре.
Учение К.С.Станиславского. Элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие.
Евг.Вахтангов, М.Чехов: школы актерского мастерства. Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения. Перспектива актера и перспектива роли.
Зерно сценического образа. Характер и характерность. Жанр и стиль. Профессиональная этика актера. Средства актерской выразительности и способ перевоплощения в образ (в зависимости от специализации).
Анализ материала роли. Работа со специальной литературой, анализ произведений искусства и литературы при подготовке роли. Самостоятельная работа актера над ролью. Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе.
Особенности существования и приемов: психологический театр, трагедия, игровой театр, водевиль и т.д. Общение со зрительской аудиторией
Значение психотехники в успешной творческой деятельности.
Развитие внимания. Тренинг сенситивности. Развитие эмоциональной памяти. Упражнение на развитие импровизационного самочувствия. Тренинг креативности.
Игровые упражнения с короткими четверостишьями. Тренинги на развитие внутренней свободы и артистичности.

IV. Журналистское мастерство:

История ТВ. Общественные функции телевидения. Перспективные направления развития телевидения.
Язык экрана и его элементы: кадр, план, ракурс, монтаж, звучащее слово.
Социальный и должностной статус журналиста.
Типология средств массовой информации (типы информации, источники информации, сбор информации).
Информационная политика основных телеканалов, особенности их работы. Структура информационных служб телевидения.
Телевизионные новости. Критерии новостей и новостных выпусков.
Тележурналист в службе новостей: корреспондент, репортер, комментатор, стрингер, соб.корр., спец.корр., ведущий новостных программ, интервьюер.
Система информационных жанров и их характеристики.
Структура телевизионного сюжета: шпигель, подводка, лид, сюжет, отводка. Правила работы над сюжетом.
Информационные жанры: заметка, фотозаметка. отчет; выступление, пресс-конференция, интервью; репортаж.
Организация телевизионной сьёмки, подготовка съёмки, съемочный период, послесъемочный период.
Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия.
Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон, документальный телефильм.
Процесс создания телевизионной программы: прогнозирование, перспективное и календарное планирование.
Структура телевизионного сценария. Литературный сценарий. Режиссерский сценарий.
Ток-шоу. Игровые программы. Развлекательные программы. Культурно-просветительские, научно-популярные программы. Особенности жанра. Работа редактора.
Профессиональная этика журналиста.
Литературное редактирование текстов

V. Имидж телеведущего:

Понятие имиджа и его архитипическая сущность.
Имидж как многоуровневая система.
Имидж и стиль.
Стратегия работы над имиджем
Стилистические пробы и определение контекста образа
Имиджевый потенциал
Коррекция/наращивание личностных ресурсов
Поиск своего образа (внутренняя работа над образом)
Имидж-креатив (внешняя работа над образом)
Имиджевые предписания

VI. Стилистика :

Инструменты декоративной косметики.
Средства декоративной косметики
Технология макияжа (демакияж)
Типы лиц, моделирование лица, коррекция носа, коррекция лица.
Коррекция глаз и способы нанесения подводки, теней. Брови.
Коррекция губ и нанесение помады.
Железные правила телевизионного грима.
Стили. Макияж по временам года. Схема распределения цвета.
Прически. Основные правила укладки.
Самостоятельная укладка волос и нанесение телевизионного грима.










Почему Вы должны пойти в Останкинскую школу актерского мастерства?

1. Возможность находиться рядом в одном здании со всеми звездами телевидения;

2. Вы можете побывать в любой съемочной студии;

3. Есть возможность стать актером не только театра, но и кино.

Для чего Вам нужно пройти курсы в Останкинской школе актерского мастерства?

1. За год обучения Вы сможете развить свой голос, поставить дикцию и улучшить интонацию;

2. Благодаря занятиям в нашей школе, Вы начнете разбираться в звукообразовании, изучите типы дыхания и многое другое. А так же на практике Вам будет предложен комплекс эффективных голосовых упражнений;

3. Вы познаете весь внутренний и внешний мир актера.

Что Вы получите по окончанию Останкинской школы актерского мастерства?

1. Опыт и навыки работы перед камерой, на сцене и на публике;

2. Многочисленные знакомства в мире театра и кино;

3. Большое колличество видео записей с Вашим участием в спектаклях, фильмах и в клипах;

4. Свидетельство об окончании Останкинской школы актерского мастерства;

5. А так же множество положительных эмоций и уверенность в себе!

Детская группа
Расписание занятий по будням Среда; четверг с 18:00-21:00
Расписание занятий по выходным Суббота с 15:00-18:00
Стоимость обучения 10 тыс. руб/мес.

Закончив Школу Телевидения Вы станете «Телеведущим»
Длительность обучения: 9 месяцев.
Занятия обязательные для посещения 3 раза в неделю по 4 академических часа.
Факультативные занятия 2 раза в неделю по 4 академических часа. Посещая факультативные занятия вы приобретаете смежные специальности, Редактор и Продюсер программ.
Вечерние группы с 19.00 до 22.00 /// Дневные группы с 14 00 до 17 00 /// Группа выходного дня - суббота с 12 00 до 18 00.
В программу обучения "КУРС ТЕЛЕВЕДУЩИХ" входит стажировка на телеканалах. Дополнительных затрат нет.
По окончании курса слушатели сдают государственный экзамен и защищают дипломную работу.
Диплом государственного образца о профессиональной подготовке по специальности «Ведущий телевизионных программ» .
Стоимость обучения 16 000 руб в месяц. Оплата помесячно.

Гарантируем трудоустройство по специальности после получения диплома в нашей Школе телевидения.

Телеведущий обучение

Бурное развитие современного телевидения сопровождается появлением новых каналов и телепрограмм, деятельность которых невозможна без квалифицированных кадров. Успех того или иного проекта зависит от большого количества людей, но определяющее значение имеет личность телеведущего, его эрудиция, харизма и профессиональная подготовка.

На первый взгляд в профессии телеведущего нет ничего сложного: надо лишь зачитать или произнести в кадре заранее подготовленный текст. Однако за внешней простотой скрывается упорная работа: в процессе обучения будущие телевизионные ведущие учатся красиво и грамотно говорить, уверенно чувствовать себя перед камерой, осваивают мастерство интервью и умение создать на съемочной площадке психологически комфортную атмосферу. Эти и многие другие навыки преподают в Школе телеведущих.

Как стать телеведущим?

Школа телеведущих производит набор на курсы телеведущих и предлагает абитуриентам все условия для получения теоретических и практических знаний.

В рамках обширной учебной программы предусмотрены следующие дисциплины:

  • журналистика,
  • техника речи,
  • психология общения,
  • стилистика,
  • актерское мастерство и др.

Наши замечательные педагоги точно знают, как стать телеведущим, и щедро поделятся с Вами своим опытом. Школа располагает собственным телевизионным техническим центром, специалисты которого познакомят Вас с тонкостями работы ТВ и интернет-видения. Производственная база школы позволит Вам освоить телесуфлер и процесс съемки на видеокамеру.

Во время обучения Вы получите возможность повысить свою квалификацию, узнаете секреты успешного продвижения телепроектов и будете находиться в творческой образовательной среде, поскольку на параллельных курсах нашей Школы учатся режиссеры, операторы и редакторы.

Сегодня ведущие востребованы не только на ТВ, но и в интернет-среде. Продвижение каналов, блогов и страниц требует участия профессионального ведущего с индивидуальным экранным образом, собственным мировоззрением и способностью вести интересный диалог с самыми разными людьми.

Зачастую следующим этапом работы ведущего является журналистская деятельность, которая подразумевает самостоятельную подготовку сюжетов и текстов. Если вы освоили профессию «телеведущий», обучение тележурналистике станет продолжением вашего профессионального роста. В нашей школе вы можете получить необходимые для тележурналиста навыки: умение создать креативный сюжет, написать сценарий, организовать съемочный процесс и т.д.

Популярный телеведущий – медийное лицо, его зачастую приглашают в качестве гостя и участника в другие программы, телевизионные шоу и кинопроекты. Одной из «фишек» нашей Школы телеведущих является подготовка к подобным нестандартным ситуациям: мы преподаем актерское мастерство, искусство импровизации и умение презентовать себя.

В своей работе мы используем нестандартный подход, инновационные приемы и экспресс-методики, что позволяет студентам в полном объеме усваивать знания, соответствующие нормативам высшего образования.

Особенности учебно-тематического плана

Программа курсов телеведущих рассчитана на 564 часа и предназначена для обучения следующих групп слушателей:

  • работников ТВ, проходящих переподготовку;
  • лиц с высшим образованием по другим профессиям, которые получают дополнительное образование.

Программа включает в себя лекции и теоретико-практические занятия для более глубокого ознакомления с предметом. Во время обучения слушатели знакомятся с современными эстетическими ориентирами и осваивают передовые цифровые и компьютерные технологии. Особенностью программы является наличие ролевых игр, для подготовки к которым требуется внимательное изучение лекционного материала. Деловые и ролевые игры – прогрессивный способ обучения, позволяющий улучшить теоретическую подготовку, развить импровизационные способности, быстроту реакции и навыки непринужденного общения. Домашние задания дают возможность самостоятельно усваивать материал, а раздаточные материалы предоставляют всю необходимую информацию в лаконичной и легкой для восприятия форме.

Методика обучения на курсах телеведущих строится по принципу спирали: например, первые 4 часа посвящены подаче учебного материала в концентрированном виде, тогда как последующие 16 часов заняты подробным изложением темы по соответствующей специальности.

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Лекции

Практика

Преподаватели

Общепрофессиональные дисциплины

Современное телепроизводство

  1. Лекция на потоке Структура вещательной телекомпании и работа с эфиром.
    (+ раздаточные материалы)
  2. Теор-практ Состав телевизионной съемочной группы и производственная база телекомпани
    (в монтажных и звуковых аппаратных и у реж. пульта)

Культурология (кино, изобразительное и зрелищное искусство)

Лекции на потоке

  1. Язык кино: от визуальной грамотности к искусству
  2. Тенденции и тренды современного кино
  3. Путешествие стилей изобразительного искусства во времени (композиция, перспектива, ключевые образы)
  4. Человек играющий. Зрелищное искусство от народных игр до интерактива
  5. Теорет-практ Человек в изобразительном искусстве (мимика, мизансцена, поза, жест)
  1. Юридические нормы в журналистике – читает журналист.
  2. Авторское право читает юрист

Компьютерная грамотность (поиск информации в интернете).

Специальные дисциплины

Мастерство журналиста ТВ и интернет-каналов

  1. Лекция на потоке Успешные стратегии в журналистике ТВ и интернет-каналов
  2. Лекция Возможности деятельности журналиста в сфере интернета

Работа ведущего над текстом
(Основы драматургии, анализ текста, специфика стихотворного текста, стиль, лексика, речевые ошибки).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь