Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Преимущества обучения в Институте Современного Искусства

    Открытая модель

    Факультет Режиссуры кино и телевидения ИСИ реализует открытую модель обучения, предоставляет студентам широкий выбор актуальных творческих стратегий и практик, демонстрирует весь репертуар существующих в современном кино трендов. Мы решили отказаться от традиционного для нашей страны цехового принципа обучения, когда режиссер формируется в стенах «творческой мастерской» по образу и подобию ее руководителя. Практика показывает: чем сильнее и ярче мастер, тем зачастую слабее и бесцветнее его ученики. Место закрытой системы займет открытая модель, принятая в ведущих европейских и американских киношколах.

    Ежегодная смена мастера

    Мастер курса - профессионал, активно работающий в киноиндустрии, будет меняться каждый год. Разработав и осуществив вместе со студентами курсовой проект (сценарий, видеоклип, фильм и т.п.) он передает группу следующему наставнику. Если в обычной киношколе вас пять лет учит один человек, то в нашей - вы будете учиться у четырех мастеров. Курс режиссуры на факультете кино и телевидения ведут известные российские кинематографисты - Андрей Добровольский («Сфинкс», «Присутствие»), Александр Зельдович («Москва», «Мишень»), Ираклий Квирикадзе («Кувшин», «Пловец», «Путешествие товарища Сталина в Африку»), Владимир Мосс («Царская охота», «Рай», «Сумерки»), Алексей Ханютин («ДМБ-91», «Водка»).

    Мастер-классы

    Важную роль в обучении студентов играет система мастер-классов, в ходе которых студенты могут общаться с ведущими профессионалами, определяющими лицо кинематографа. В 2011-2012 учебном году мастер-классы на факультете режиссуры кино и телевидения провели Андрей Звягинцев и Марина Разбежкина, в 2012-2013 - Сергей Урсуляк и Андрей Звягинцев, 2013-2014 - Сергей Соловьев и Александра Ершова. Мастер-классы в наступающем учебном году проведут звезды отечественной режиссуры: Андрей Звягинцев, Виталий Манский, Николай Хомерики. Будут и другие приятные сюрпризы.

    Участие в кинопроекте

    Полный цикл обучения режиссуре занимает долгие 5 лет. Студенты факультета Кино и телевидения смогут окунуться в профессию, не дожидаясь диплома - уже на первом курсе! Все первокурсники примут участие в съемках полнометражного телефильма «Профессия режиссер».

    Основное место действия - ИСИ и окрестности. Сюжет - обучение режиссуре. Актеры - педагоги и студенты факультета. Операторы, звукорежиссеры, монтажеры - они же. Съемки начнутся на вступительных экзаменах и завершатся в конце учебного года. Самые интересные моменты будут еженедельно выкладываться на сайте факультета в режиме реалити-шоу.

    К концу 2016 года из материала, снятого и отобранного студентами, будет смонтирован полнометражный фильм для кино- и телевизионного показа.

    Профессиональная карьера

    Выпускники факультета работают в качестве режиссеров на «Мосфильме», Первом канале, в государственной телекомпании «Россия», телекомпании «ТВ Центр» и на других киностудиях и телеканалах. Важную роль в творческом и карьерном становлении наших студентов играет возможность участия в профессиональных кинопросмотрах, конкурсах и фестивалях, лауреатами и призерами которых они нередко становятся.

О факультете

Факультет режиссуры кино и телевидения ИСИ был основан в 1992 г. по инициативе кинорежиссера народного артиста РФ Леонида Пчелкина. В разные годы на факультете преподавали такие известные кинематографисты, как заслуженный деятель искусств России, кинорежиссер Валерий Рубинчик, лауреат Ленинской и Государственной премий, сценарист Анатолий Гребнев, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств России, оператор Юрий Невский, киноведы доктор философских наук Валентин Михалкович и доктор искусствоведения Александр Липков.

В настоящее время руководитель факультета - заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения, известный режиссер-кинодокументалист, кандидат искусствоведения Алексей Юрьевич Ханютин.

Помимо занятий по режиссуре игрового и неигрового кино программа факультета включает основательный курс истории кино, кинодраматургию, монтаж, основы операторского мастерства и звукорежиссуры, мастерство актера. Преподавательскую работу на факультете ведут: Добровольский А.М., Квирикадзе И.М., Мосс В.А. (режиссура), Дорман О.В. (сценарное мастерство), Кабаков Д.Г., Носовский А.Н. (мастерство кинооператора), Шевченко В.В. (мастерство актера), Филиппов А.В. (монтаж), Филиппов С.А. (история кино), Петровская И.Е. (история телевидения). Все преподаватели специальных дисциплин - участники живого кинопроцесса.

Лучшим подтверждением эффективности нашего учебного процесса являются успехи студентов и выпускников факультета на профессиональных киносмотрах. Среди участников и победителей последних лет:

  • Екатерина Лунина с фильмом «Музыка трамвая» (Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна», 2011);
  • Андрей Харзеев с фильмами «Зубы на полку (Международный Кинофорум «Серебряный витязь», 2011) и «Мальчик с девочкой» (международный конкурс короткометражных фильмов «Martin Art Love Cinema», 2012);
  • Василий Закутский с фильмом «Собака» (Севастопольский международный кинофестиваль, 2012);
  • Наталья Полякова с фильмом «Асенька» (приз Гильдии кинорежиссеров России на XVIII международном кинофестивале о правах человека «Сталкер», 2012);
  • Маруся Сыроечковская с фильмом «Чистый человек («Осень», 2012). Фильм Маруси Сыроечковской «Exploration of Confinement» (снят в США) включен в программу Short Film Corner (Уголок короткого метра) Каннского кинофестиваля 2013 г.

Код специальности: 42.03.01 «Режиссер кино и телевидения»

Квалификация выпускника: Специалитет

* Порядок указания предметов определяет приоритетность вступительных испытаний при ранжировании поступающих.

** Для иностранных граждан и лиц без гражданства испытание проходить не обязательно

На базе профессионального образования

Описание специальности

Как известно, профессия режиссера кино и телевидения - ключевая единица на съёмочной площадке. Для начала разберемся, что входит в основные обязанности режиссера. Итак, в его праве проводить отбор сценария, кастинг на главные и второстепенные роли, разрабатывать сценические и художественные аспекты для образов кинокартины. Определять в каком ракурсе производить съемку, какими камерами. Заниматься четкой координацией работы всех сотрудников съемочной бригады и актеров. А в целом, над одним фильмом, могут работать несколько сотен людей. Сегодня, учится на режиссера - серьезная задача. Чтобы получить высшее образование по режиссуре необходимо поступить на специальность режиссер кино и телевидения.

Обучать этой профессии будут мастера своего дела, опытные профессионалы, которые много лет своей жизни отдали режиссуре и телевидению. Студентам присваивается определенная квалификация, в зависимости от точного названия и направления выбранной специальности.

Перечислим основные навыки, которым обучают студентов по профессии режиссера:

1. Умение сотрудничать с авторами и сценаристами текстов, а так же музыкальных произведений;
2. Проводить комплексную оценку произведений литературы, сценариев кино, которые отбираются для постановки ленты;
3. Работать над замыслом предстоящей кинокартины, заниматься ее развитием и обогащением вместе с другими участниками съемки, черпая данные из исторической документации, а так же свидетельствования очевидцев;
4. Осуществлять грамотный подбор соответствующих кадров: хороших актеров и музыкантов, операторов, звукорежиссеров, монтажеров, гримеров, костюмеров, художников и прочий персонал;
5. Заниматься утверждением состава творческого коллектива;
6. Грамотно раздавать роли;
7. Проводить поэтапную организацию съемки кинокартины, основываясь на реальные сроки по календарю и руководствуясь выделенной сметой затрат;
8. Создавать репетиции вместе с актерами;
9. Внедрять в свою постановку художественные средства - танцы, песни, стихотворения, музыку, игру света, декорации;
10. Рассчитывать стоимость продукта кино;
11. Принимать непосредственное участие в продюсировании проекта, заниматься самостоятельным поиском источников финансирования, разрабатывать рекламные компании, качественный прокат продукта кино;
12. Проводить комплексную оценку зрительского потенциала;
13. Создавать тренинги и обучающие мероприятия для молодых, начинающих актеров театра и кино;
14. Заниматься преподаванием основ актерского мастерства и режиссуры, а так же смежных областей знаний, в вузах страны;
15. Создавать произведения кино в самых разнообразных жанрах, под четким профессиональных режиссеров и содействием композиторов, художников, актеров, сценаристов, кинооператоров, звукорежиссеров, монтажеров, научных консультантов и других специалистов кинематографического процесса.

О профессии режиссера, сфера деятельности.

Режиссеру открыты двери в различных сферах деятельности, например на телевидении, радио, газетах, коммерческих структурах. После окончания университета он может занимать такие должности:

  • режиссер;
  • преподаватель;
  • звукорежиссер;
  • и другие.

Так же, режиссер может реализовать себя в театральных или цирковых постановках.

Насколько легко устроиться на работу? Конечно, если Вы приобрели известность - проекты будут находить Вас сами. Но новичкам режиссерского дела приходится не легко, как и в любом другом деле.

Для начала карьеры подойдет должность ассистента режиссера. Вы приобретете весь необходимый опыт, получите практические знания и навыки, выполняя мелкие задачи и поручения грамотного профессионала. Ведь он накапливал свой опыт годами. Следующим этапом развития и карьерного роста станет должность режиссера. Вы будете первым помощником постановщика на крупных мероприятиях и проектах и, контролируя процессы второго плана, проявите режиссерские качества.

Изучаемые дисциплины за весь срок обучения по направлению «Режиссер кино и телевидения»

  • Звуковое решение фильма
  • Изобразительное решение фильма
  • Информационные технологии в профессиональной деятельности
  • История зарубежного изобразительного искусства
  • История зарубежного кино
  • История и теория неигрового фильма
  • История отечественного кино
  • История режиссуры зарубежного театра
  • История режиссуры русского театра
  • История религии
  • Педагогика и психология
  • Правоведение
  • Практикум по иностранному языку
  • Практикум по культуре письма
  • Работа режиссера с архивами
  • Работа с актером на съемочной площадке
  • Режиссура многокамерной съемки
  • Режиссура неигрового кино
  • Режиссура телевизионного фильма
  • Русский язык и культура речи
  • Современная видеотехника и цифровые технологии в телепроизводстве
  • Современные формы монтажа
  • Телевизионная реклама и клипы
  • Тележурналистика
  • Теория и практика монтажа
  • Техника речи
  • Философия
  • Фотокомпозиция
  • Экономика

(фр. régisseur , от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу.

Особенности профессии

Режиссер-постановщик — это творческий лидер проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.

Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.

Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.

Опишем некоторые варианты этой профессии.

В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке: выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр. При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.

Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера. Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка - это не только люди, но и дрессированные животные. Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра - сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.

Кино - это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.). У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.

Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например, второй режиссёр (в западном кино - First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.

Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий. Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.

Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время - Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве. Каждый спектакль Захарова - событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других. В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

Рабочее место

Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении, в театре, цирке и пр. - в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.

Оплата труда

Диапазон зарплат на 26.09.2017

Москва 75100—87500 р.

Россия 24000—30000 р.

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества. И ещё одно важное качество - чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Где учиться на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр

  • Российский университет театрального искусства - ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

  • Российский университет театрального искусства - ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады»
    Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

Уважаемые студенты!
В ближайшее время ожидаются мастер-классы и встречи:

Факультет Режиссуры заочное отделение

Заочное отделение Факультета Режиссуры Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино» предлагает получить образование по специальности «Режиссура кино и телевидения». Большинство выбирающих заочную форму обучения режиссуре уже работает в теле- или кинокомпаниях и хочет профессионально развиваться. дает такую уникальную возможность: получать необходимые знания и использовать их на практике.

Учиться режиссуре заочно в МИТРО - невероятно интересное занятие. Студенты заочного отделения факультета Режиссуры постигают ремесло под руководством лучших представителей профессии. Преподаватели МИТРО являются не только талантливыми педагогами, но и действующими кинематографистами, чьи произведения мы видим на теле- и киноэкранах. Обучение по заочной форме построено таким образом, что студенты изучают теорию, необходимую для работы над телевизионными программами, игровыми и неигровыми фильмами, а потом закрепляют полученные знания на практике. Обладая полным арсеналом выразительных средств для работы на телевидении и в кино, обучающиеся могут выбрать специализацию и углубленно постичь ту или иную сферу современного кино- и телепроизводства. Учебный план заочного отделения факультета Режиссуры позволяет в сжатые сроки двух ежегодных сессий получить максимум полезной информации, которую обучающиеся используют в самостоятельных работах. Созданные студентами видеоэссе, видеозарисовки, сюжеты и видеофильмы подвергаются детальному анализу преподавателей заочной формы факультета Режиссуры, что помогает обучающимся отметить и исправить ошибки, глубже понять профессию. Вместе с тем приветствуется креативность и новаторство студентов в создании визуальных произведений. Особое внимание уделяется на заочном отделении обучению режиссуре телепрограмм, камерных передач и крупных развлекательных шоу. В сетке вещания современного телевидения множество самых разнообразных программ, и фундаментальные знания выпускников МИТРО позволяют им быть востребованными на крупнейших телеканалах страны. Часто преподаватели привлекают своих студентов к собственным проектам еще во время учебы, а выпускные работы заочников вуза - полноценные продукты для эфира, кинопроката или участия в фестивалях.

Практическая направленность высшего, заочного, режиссерского образования в МИТРО - прямой путь для выпускников в мир кино и телевидения.

Мастерские Факультета режиссуры

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь