Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Дошкольное учебное учреждение

комбинированного типа

ясли-сад ДУУ №83 «Винни-пух»

Конспект

Занятие по математике

с детьми старшей группе

ТЕМА: Путешествие в математическую страну.

Воспитатель

Старшей группы №6

Трещева Татьяна Валерьевна

г.Симферополь

Задачи:

1. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

2.Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.

3.Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.

4.Закрепить умение различать понятия длинный – короткий.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений руки.

6.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

7.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

8.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал: доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; картинка «Цифры спрятались!»; числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта); знаки БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, РАВНО; ребусы (7я, 100г, 100лб, по2л, 100ю); картинки с задачами, две ленты разного цвета длиной 2 и 4 метра; счетные палочки на каждого ребенка; медали.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Давайте друг друга поприветствуем улыбкой.

Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)

Да, правильно.

Вам интересно от кого это письмо?

Да.

Сейчас я его открою и прочту.

« Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена, а дни недели забыли в каком порядке должны находится. Я за вами долго наблюдала как вы интересно играли на занятиях по математике и хочу вас попросить помочь мне. Королева Математической страны.»

Ребята, ну что вы согласны помочь Королеве Математической страны?

Да.

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

Ребята у меня 9 конвертов и в каждом из них находится задание.

Итак, 1-ое задание:

Игровое задание со счетными палочками.

Материалы: счетные палочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

6. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

2-ое задание:

Ребята посмотрите на доску, все числа в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку.

Отлично, теперь назовите соседей числа 5, 7, 8,9.

3-е задание:

Математические знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Скажите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно).Отлично! Математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве.

Физминутка

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (повторить 4 раза)

4-ое задание:

Ребусы от Королевы Математики. 7я, 100лб, 100г, по2л.

5-ое задание

Скажи наоборот. Игра с мячом. День-ночь.

Зима-…

Холод-…

Много-…

Начало-…

Добро-…

Радость-…

Далеко-…

6-е задание:

Ребята, давайте поиграем. Эта игра «Верно-неверно».

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

Утром солнышко встает;

По утрам нужно делать зарядку

- нельзя умываться по утрам

- днем ярко светит луна

Утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД

- ночью люди обедают

ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА

В неделе 7 дней

- За понедельником следует среда

После субботы идет воскресение

Перед пятницей стоит четверг

- всего 5 времен года

Весна наступает после лета.

Физминутка: Какую цифру покажу, столько раз задание и сделать: 5 шагов налево

3 прыжка назад

4 раза хлопнуть

7 раз топнуть.

7-е задание:

А сейчас будем решать веселые задачки, готовы? (ответы детей)

1.Сколько ушей у трех мышей?

2.Сколько лап у двух медвежат?

3.Ежик поставил в вазочку 3 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?

4. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?

5. Около моста растут 5 берез и 2 липы. Сколько всего деревьев около моста?

6. Три мышонка сели в ряд,

рядом 2 еще сидят.

Сколько всех мышей мы спросим,

Их конечно, стало…… (5).

8-е задание:

На доске расположены геометрические фигуры(круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция.) Ребята как называются эти фигуры? Молодцы!

9-е задание:

«Цифры спрятались!» Ребята, в стране математике куда-то спрятались все цифры. Давайте поможем их найти! (дети по одному выходят, и показывают найденную цифру.) Молодцы!

Вот и подошло к концу наше занятие и путешествие по математической стране. Друзья мои, вам понравилось? (ответы детей). Ну, а теперь вернемся в наш детский сад. Ребята, у нас два пути обратно- прямая дорожка и волнистая. По какой дорожке мы вернемся домой быстрее? Какой путь короче?

А в благодарность от Королевы Математики я хочу вам вручить медали (самому активному, самому внимательному, самому любознательному, самому быстрому, самому смелому и т.д)

Образовательная область: Познание

Раздел: ФЭМП

Задачи:

Закрепить знания детей о геометрических фигурах

Формировать умение соотносить количество предметов с числом.

закрепить знание количественного и порядкового счета, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов

Закрепить умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу и т.д..

Закреплять знания о днях недели,

Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Оборудование:

«Ковёр-самолёт», геометрические фигуры — «заплатки», карточки с цифрами,

Герои сказок, дорожки разной длинны,угощенье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Ребята, сегодня у нас занятие по математике и я предлагаю провести его в форме путешествия по сказкам. Вместе со сказочными героями мы будем считать, вспомним цифры, знакомые вам геометрические фигуры, будем играть и отгадывать загадки. Нам нужно сказочным героям рассказать о днях недели, но кто знает что нужно для того, чтобы справиться со всеми заданиями на занятии?(слушать внимательно вопросы воспитателя, думать, не выкрикивать, хорошо себя вести.

Но а начать занятие я предлагаю с разминки, чтобы и настроение у нас было хорошим, и легче было справляться со всеми заданиями.

1, 2, 3, 4, 5

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

2. Закрепление знаний геометрических фигур.

Воспитатель: – Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы можете назвать? Кто предложит как можно попасть в сказку?

Ребята, есть у меня волшебный «ковер-самолет» мы на нем и отправимся путешествовать.

Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур.

Ковер у нас оказался в дырках, мы не сможем отправиться на нем путешествовать.

Это мышка прогрызла наш «ковер-самолет», давайте отремонтируем, поставим заплатки.

Но дырки необычной формы, их мышка прогрызла в форме г.ф.вот нам и прийдётся ставить заплатки

На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырки на ковре. Называйте какую геометрическую фигуру вы берёте.

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Делай как я» Мирослав будет вам показывать геометрические фигуры пальчиками а вы будите повторять и называть их.

Закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова и начинаем полёт.

С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?

Сядем мы вот в этом месте -будет очень интересно!

Мы прилетели в сказку «Теремок»

Смотрите нас встречают все жители Теремка. Давайте их сосчитаем. Сколько всего?

Кто стоит между?

Кто стоит за..

Кто стоит перед?

Кто стоит около?

Кто стоит рядом с?

Кто слева около…?

Я знаю, что мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк и зайка любят играть в футбол, но у всех футболистов на майках имеются номера. Давайте и нашим игрокам прикрепим номера. Мышка стоит первая, значит и номер у неё будет первый.(прикрепляем цифры соответственно месту). Какой номер у …….?

Зверята, а вы перед футболом делаете разминку? Это не правильно — необходимо делать разминку, чтобы мышцы были развиты.

1 – подняться, потянуться.

2 – согнуться, разогнуться.

3 –нам резко повернуться.

А 4 – руки шире.

5 – руками мы помашем, мы помашем

6 — на стульчики присядем.

Вот мы и помогли героям Теремка справиться с трудностями, а теперь полетели дальше.

С вами мы опять в полёте.

На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится,

Что же с нами приключиться?

Сядем в сказке в этом месте

Будет очень интересно!

Воспитатель: А прилетели мы с вами в сказку «Гуси-лебеди». Давайте поздороваемся. Знаете, ребята,сестрица Алёнушка и братец Иванушка в этом году пошли в детский сад в среднюю группу, как и вы. В садике воспитательница дала им выполнить домашнее задание. но справиться они никак не могут. Давайте поможем брату с сестрой.

Надо, ничего не говоря, ответ показывать цифрой. Приготовьте цифры.

Сколько хвостов у двух котов?

Сколько пальцев на руке?

Сколько лап у зайчонка?

Сколько ушей усобаки?

Сколько лап у кошки?

Сколько хвостов уконя?

Сколько глаз у светофора?

Смотрите как повеселели и обрадовались Алёнушка и Иванушка.

Ну, отправляемся в следующую сказку?

Как вы думаете в какую сказку мы прилетели?

Правильно – это сказка «Маша и медведь». Маша, как всегда сидит в корзинке за спиной у Мишки. Куда вы идёте? Ребята тут у них какое-то письмо.

Машенька и Михайло Потапович! Приглашаю вас в гости во вторник после обеда.

Колобок.

Воспитатель: Но дело в том, что,ни Маша, ни Мишка не знают дней недели, а отказываться от приглашения не красиво. Я предлагаю рассказать и выучить с ними дни недели.

Мы поможем Маше и Мишке запомнить то, что мы будем говорить. А теперь давайте назовём все дни недели. Кто скажет сколько дней в неделе?(считаем) какой сегодня день недели? Завтра? Вчера? какая по счёту пятница? и т. д.

А в приглашении говорится, что прийти надо после обеда, это когда, после какого времени суток?

Вам теперь понято, когда в гости надо идти? Во вторник после обеда!

С вами мы опять в полёте на ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?

Сядем в сказке, в этом месте – будет очень интересно!

Воспитатель: В какую сказку мы попали?

Дети: Красная Шапочка.

Воспитатель: Ребята, нам нужно проводить Красную Шапочку к домику её бабушки, а для этого нужно выполнить некоторые задания. Давайте чтобы быстрее добраться до бабушки выберем самую короткую дорожку.

Какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети : декабрь, январь, февраль

Воспитатель : Сколько их?

Дети: Три.

А что бы было побыстрее поедим на лыжах, волк нас не догонит. Вот и добрались к бабушке.

Что-то Красная Шапочка мне на ухо сказать хочет. В благодарность за нашу помощь они нам оставляют угощение. Спасибо!

Пора нам возвращаться в детский сад.

С вами мы опять в полёте, на ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлится .

Вот мы и в группе. Вам понравилось путешествие по сказкам. На чём путешествовали?

В какие сказки?

Чем мы помогли героям сказки «Теремок», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь» «Красная Шапочка»

Что вам запомнилось? чему вы научились? А про гостинец от Красной Шапочки не забыли- это конфетки. Угощайтесь. Вы, ребята молодцы. Со всеми трудными заданиями справились, в беде ни кого не оставили.

Конспекты занятий ориентированы на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

Освоение программного материала происходит через игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Основное внимание на занятиях уделяется поиску самостоятельных путей для решения поставленных задач.

Конспекты занятий с детьми шестого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. Данная методика уделяет внимание не только обучению дошкольников, но и совершенствованию их познавательной деятельности, общему умственному развитию.

Главными задачами в развитии математических способностей ребенка следует считать:

Активизацию мыслительных процессов;

Стимулирование активных познавательных интересов;

Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

Совершенствование речевых умений.

Пособие содержит немало примеров из художественной литературы: загадки, стихотворения. Герои сказок, мультфильмов, авторских произведений в виде игрушек, иллюстраций — частые гости занятий. Их использование вызывает интерес к процессу познания математики.

Для успешного обучения детей математике не требуется дорогостоящее оборудование. Все, что нужно для занятий, — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы, имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.

Занятия желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества обучения и формированию творческой личности. Воспитатель сможет осуществлять индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития. Для детей, имеющих более высокий уровень развития, нагрузка (в виде дополнительного материала) увеличится. Детям с более низким уровнем развития воспитатель даст меньшую нагрузку.

Организация занятий предполагает различные варианты объединения детей. В зависимости от поставленных целей они могут объединяться в пары, тройки, шестерки. Это поможет им активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания.

Занятия проводятся один раз в неделю. Исключение составляют дошкольные каникулы: последняя неделя декабря и первая неделя января.

Для закрепления математических знаний и умений не следует ограничиваться только занятиями. Создавать игровые математические ситуации можно и в свободное от занятий время.

Если программная задача сложна для усвоения детьми, нужно организовать игру, упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.

Не все задачи математического раздела программы можно решить на занятиях. Некоторые из них лучше усвоятся во время проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр или на прогулках.

Конспекты занятий из данного пособия не стоит копировать педагогам полностью. Вы можете брать или не брать конкретную игру, можете добавлять или убирать какие-либо упражнения. Ориентируйтесь на своих детей, на их способности. Что можно провести с одной аудиторией, то невозможно с другой.

Надеюсь, что данное пособие поможет вам в работе по формированию у детей математических способностей.

Задачи математического развития детей шестого года жизни

Свойства

1. Сформировать представления:

О длине предмета;

Ширине предмета;

Высоте предмета;

Геометрических фигурах: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат;

Геометрических телах: шар, куб, цилиндр.

2. Дать представление:

О весе предмета;

Об объеме, глубине;

О вершинах, углах, сторонах геометрических фигур;

О понятиях «четырехугольник», «треугольник».

3. Учить классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации.

Отношения

Упорядочивать предметы по количеству, размеру, весу и т.д.;

Видеть отношения между числами;

Определять свое местонахождение среди объектов окружения;

Ориентироваться в пространстве.

2. Сформировать представление:

Об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей;

О плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве.

3. Закрепить знания о временных отношениях: сутки, неделя, месяц.

Числа и цифры

1. Закрепить:

Количественный счет предметов в пределах первого десятка;

Порядковый счет предметов в пределах первого десятка;

Знание цифр от 0 до 9;

Знания о составе числа из единиц;

Знания о монетах.

2. Дать представление о числе как результате измерения длины, веса, времени.

3. Учить устанавливать связи и зависимости между числами (больше, меньше, равно).

Сохранение количества, величины

Дать представление:

О неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;

О неизменности объема в результате осуществленного действия переливания;

О неизменности веса в результате осуществленного действия перекладывания;

Об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения объема;

Об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения количества.

Последовательность действий

Выполнять действия с ориентировкой на символ (стрела, стрелки);

Обнаруживать логические связи между последовательными этапами какого-либо действия.

Речевые умения

Использовать в речи слова из специальной терминологии: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все и др.;

Называть все свойства, присущие и не присущие объектам (маленькая, не красная, не квадратная и др.);

Отражать в речи основания группировки и классификации;

Самостоятельно высказываться о количестве, способах и результатах действий;

Объяснять последовательность и этапность выполнения.

В разделе представлены конспекты занятий по развитию математических способностей у детей старшей группы, которые включают в себя игровые ситуации, учебно-игровые задачи, методику работы с детьми на занятиях.

Материалы адресованы педагогам дошкольных учреждений и родителям.

Конспект игрового занятия по математике для дошкольников «Путешествие по сказкам»Описание: представленный материал может быть использован педагогами дополнительного образования, методистами, педагогами-организаторами при организации работы занятий для дошкольников по математике. Цели и задачи: 1. Закрепление счета от 0 до 10 и от 10 до 1, знания места каждой из 10 чисел в этой последовательности. 2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между ч...

Итоговое занятие по математике «По дороге в подготовительную к школе группу». Для детей старшего дошкольного возрастаЗадачи: Обучающие: - познакомить детей с порядковыми числительными в пределах 10; - продолжать закреплять навыки порядкового счета; уточнить представление о количественном составе числа из единиц в пределах 5; - упражнять в группировке геометрических фигур по разным признакам (цвету, размеру); - упражнять в нахождении в окружающей обстановке указанного числа предметов; - с...

Конспект ООД по математике в старшей группеКонспект занятия "Умники и умницы для детей 5-7 лет"Автор: Распопина Ольга Викторовна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №32" Программное содержание: поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием; развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание, находчивость, смекалку, настойчивость; закреплять знание цифр, геометрических фигур, ориентировку в простр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при знакомстве детей старшей группы с числом и цифрой 5. Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель, МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад№110", г.Петрозаводска, Республики КарелияКонспект занятия по математике в старшей группе.Тема: «Пять, пятеро, пятый» Цель: Познакомить с числом пять. Задачи: 1. Познавательное развитие. Продолжать знакомить с понятием «след...

Конспект занятия по математике в старшей группе "В гостях у Буратино"Автор: Бондаренко Нелли Александровна, воспитатель МБДОУ № 186 «Журавлик» г. Ростов на Дону. Цели: Продолжать уточнять знания о прямом и обратном счете 10, учить состав числа до 5, продолжать учить детей склдывать и вычитать примеры, называть числа соседи, уточнить знания о геометрических фигурах. Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание, считать до 10 и обратно, изучение состава числа до 5. Материа...

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Поможем Незнайке"Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности, обобщить и систематизировать знания детей. Задачи: закрепить знание цифр от 1 до 10; упражнять в количественном счете в прямом и обратном порядке; закреплять представления о геометрических фигурах; закрепить знания о днях недели; закрепить знания пространственных отношений: слева, справа; умение ориентироваться в прост...

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в Страну Чудес» в ДОУ. Старшая группаЦель: формирование элементарных математических представлений. Образовательные задачи: Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…». Познакомить с цифрой 4. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки –...

ФЭМП старшая группа на тему «Знакомство с порядковым значением чисел 8 и 9»Форма занятия: Групповое (подгруппа) Возрастная группа: 5-6 лет Продолжительность занятия: 25 минут Цель: познакомить с числом 9 Задачи: - познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; - упражнять в умении сравнивать предметы по величине,обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше (и наоборот...

Конспект познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Наталья Никитина
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе

Данная образовательная деятельность была представлена на родительском собрании в начале учебного года, как возможность для родителей увидеть активность, способности, знания, умения и навыки, а также определить проблемные зоны детей, над которыми было предложено поработать совместно родителям и педагогу.

«ПИСЬМА ИЗ КОРОЛЕВСТВА ВСЕЗНАЕК»

Вводка :

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений , которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Зачастую на занятиях по математике дети очень активны , особенно в восприятии задач-шуток и логических упражнений. Поэтому их непременно следует включать в образовательную деятельность воспитанников. Данные задания побуждают детей применять находчивость, смекалку, приобщают детей к активной умственной работе и развивают чувство юмора. Задачи – шутки также можно заменить математическими загадками .

Очень важна для общего математического и психологического развития дошкольника работа с геометрическим содержанием. Здесь значимо не только знание геометрических фигур, но и знание их свойств и особенностей.

Кроме того, дети должны уметь определять словом положение того или иного предмета (геометрической фигуры на плоскости) по отношению к другому. Например, справа от центра расположен прямоугольник, слева от центра ромб, а между верхним левым и верхним правым углом плоскости находится многоугольник. Задание по определению нахождения предмета в пространстве можно назвать : «Отгадай, кто, где живет?» , «Найди фигуру» , «Путешествие по комнате геометрических фигур» , «Кто, где в домике живет?» .

Надо заметить, что цифры, геометрические фигуры, геометрические тела прекрасно вписываются в игровое действие. Сначала мы должны заинтересовать детей. В данном случае, на начальном этапе нам помогут «волшебные» конверты, присланные из королевства Математических наук . Следующим этапом будет являться активная совместная работа воспитателя и детей по решению поставленных задач. В этом нам посодействует наглядный материал , задачи-шутки, математические разминки . И третий этап – приобретение новых знаний и навыков, а также повторение ранее усвоенного материала .

Предварительная работа : решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.

Материал к занятию :

демонстрационный – рисунки геометрических фигур, картонный домик для геометрических фигур.

раздаточный – простые карандаши, 6 конвертов (красный, коричневый, фиолетовый, желтый, а самый большой конверт наполните медалями по количеству детей и сладкими призами).

Цели :

1. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.

2. Уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание.

3. Учить определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа.

4. Развивать зрительное восприятие и внимание детей.

5. Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом .

6. Активизировать словарь детей.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями , воспитывать интерес к занятиям математики .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук - Математики . И еще 6 конвертов. Вам интересно, что же написано в письме?

Дети : Да!

Здравствуйте, ребята, я очень хочу пригласить вас в мое замечательно королевство Математических наук . Побывать у меня в гостях могут только те ребята, которые обладают крепкими знаниями в области математики , которые умеют считать, знают геометрические фигуры и геометрические тела, которые умеют решать задачи и умеют объяснить расположение предметов на плоскости.

И поэтому я хочу проверить ваши знания и пригласить в гости самых умных и любознательных ребят. Выполните все задания, представленные в конверте, и получите приглашение в мое Королевство, а также в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Я желаю вам удачи и с нетерпением жду в гости!

С любовью, королева Математика…

Воспитатель : Хорошо! Но, прежде чем мы начнем просматривать их, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?

Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

1 РАЗМИНКА

Какое сейчас время года?

Сейчас утро или вечер?

Сколько пальцев на одной руке?

Сколько углов у треугольника?

А у трапеции?

Сколько раз в году бывает день рождения?

Сколько носов у трех котов?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько месяцев в году?

Воспитатель : Молодцы, вы очень внимательны , и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за стол, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика .

Положить перед детьми конверты.

Воспитатель : Сколько писем передала Королева Математика ? Правильно – 6. Давайте откроем первый конверт . Какого он цвета? (красный) . Что вы здесь видите?

Дети : прямоугольник!

Воспитатель : Как вы думаете, какое у него настроение? Дети : Грустное, невеселое.

Воспитатель : А почему он загрустил?

Дети : Не знаем!

Воспитатель : Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей.

Воспитатель : А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?

Дети : с другими геометрическими фигурами : с кругом, квадратом, овалом, треугольником, трапецией, ромбом, многоугольником, прямоугольником, полукругом.

Воспитатель : Замечательно! А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.

Для выполнения следующего задания детям раздаются чистые листы бумаги, простые карандаши и линейки с геометрическими фигурами.

ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ГРАНЬ КУБИКА, ЧАСЫ, МАГНИТНАЯ ДОСКА, ДОЛЬКА АПЕЛЬСИНА.

Воспитатель : Ребята, чтобы вы немного отдохнули, мы с вами немного поиграем.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий , а ребенок бросая мяч обратно называет противоположность названному понятию.

Длинный - короткий Большой - маленький

Высокий - низкий Широкий - узкий

Далеко - близко Вверху - внизу

Справа - слева Вперед – назад

Один - много Снаружи – внутри

Быстро - медленно Тяжелый - легкий

Воспитатель : Дети, вернемся к вашим листочкам. Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

Воспитатель : Как их можно назвать одним словом?

Дети : Геометрические фигуры.

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.

Воспитатель : открываем следующий конверт . Какого он цвета?

Дети : Фиолетового!

Воспитатель : Зачитывает содержание задания : А сейчас необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Овал будет жить в центре листа. Квадрат – слева от овала, прямоугольник – справа от овала, ромб – справа от прямоугольника, многоугольник – слева от квадрата, круг – над овалом, трапеция – над кругом, полукруг – под овалом.

Дети поочередно размещают заранее заготовленные фигуры в домике следуя инструкции (геометрические фигуры приклеиваются благодаря двустороненнему скотчу) .

Воспитатель : Ребята, давайте наш дом сделаем еще ярче? Для этого разукрасим уголки домика разными цветами.

Желающие поучаствовать в выполнении данного задания фломастером закрашивают указанные воспитателем углы :

Верхний левый угол сделаем желтым.

Нижний правый угол раскрасим фломастером розового цвета.

Верхний правый угол будет синим.

А нижний левый сделаем оранжевым.

Воспитатель : Ребята, у меня появилась идея, давайте дадим название нашему домику?

Дети : «Дом геометрический фигур» , «Дом радости» , «Семья» , «Дом дружбы» .

Воспитатель : Кто сосчитает, сколько фигур живет в Доме дружбы?

Также можно предложить, как вариант, создать домик из геометрических фигур и геометрических жильцов по образцу. Это задание на внимательность и быстроту реакции . Усложнить задание можно, добавив геометрические фигуры других цветов, из которых необходимо будет выбрать фигуры схожие по цвету (исходя из образца) .

Воспитатель : А вам интересно, что в других конвертах?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда откроем конверт оранжевого цвета. Что там такое?

Воспитатель : А здесь цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Сейчас с цифрами мы поиграем.

Задание : «По порядку становись» или «Найди свое место» . Правила игры : пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись» , дети должны построиться по порядку. Либо на время 1-2 минуты, каждый из участников должен встать на свое место. Последняя цифра считается потерянной.

У этого задания могут быть различные условия, в зависимости от того, какие цели вы преследуете. Например : можно выбрать двух ребят и поставить перед ними задачу расставить на скорость цифры по порядку, побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием. Игра-закрепление).

После выполнения этого задания, дошколятам можно предложить назвать соседей у указанных цифр.

Задание «Кто мой сосед?»

Число 3, назови своих соседей? (2, 4)

Число 5, назови своих соседей? (4, 6)

Число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д.

А затем предлагаем игру «Наоборот» или «Запуск ракеты» .

Для этого нам надо повторить обратный счет. Вам надо соединить цифры в обратном направлении от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо дружно их назвать. (Игра-закрепление) .

Воспитатель : Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами. А теперь я вам предлагаю отдохнуть.

РАЗМИНКА :

Воспитатель : А сейчас откроем коричневый конверт . В этом конверте у нас какие-то знаки. >,<,=, +, -. Что они обозначают?

Дети рассказывают, какое значение имеют данные математические знаки . С помощью математических знаков и раннее используемых цифр составляются различные примеры, ошибки в которых дошколята должны найти и дать правильный вариант используя предложенные знаки и цифры.

Воспитатель : Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. И очень скоро мы непременно отправимся в страну Математических наук . А пока давайте откроем последний конверт , в котором, как вы помните, королева Математика спрятала для вас сюрприз.

Детям вручаются медали и сладкие призы.

После награждения родительское собрание продолжается. Обсуждается увиденное, родители задают интересующие их вопросы. Можно разработать памятки : «Развиваем память» , «Учим цифры» , «Учим геометрические фигуры» , а также раздаются заранее подготовленные задания-игры на закрепление изученного материала , для каждого ребенка индивидуально.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Играем с Машей и Медведем»

Задачи:

Образовательные:

Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Продолжать учить называть дни недели.
Соотносить цифры с количеством предметов.
Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.

Воспитательные:

Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Демонстрационный материал:

Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, цветные облака, образец домиков.

Раздаточный материал:

Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.

Ход занятия:

Часть 1

Воспитаетель:

Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несет ее домой.

Воспитаетель:

Из какой сказки гости, ребята?

Ответы детей:

Маша и Медведь.

Воспитаетель:

Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они. Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили придти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?

Ответы детей:

Воспитаетель:

У каждого их них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя?
Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать.

Берем конверт, открываем и читаем:
У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка, какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами.
(Дверь, крыша дома, огурец, кубик).

Какие геометрические фигуры выложил Дима?
- Какие фигуры выложил Максим, Ваня?
- Сколько всего фигур?

Молодцы, как быстро вы справились с заданием.

Часть 2

А теперь возьмем конверт у Мишки. Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на фланелеграфе).
- Смотрите, что это за волшебные облака?

Ответы детей:

Дни недели.

Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.
- Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета.
(Третий день недели среда, он голубого цвета).
А какой будет завтра день недели, какого он цвета.
А вчера какой был день недели? Какого цвета?

Воспитаетель:

Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши ответы.

Часть 3

Воспитаетель:

Возьмем еще конверт у Маши?
Открываю: Маша приглашает вас поиграть.
- Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?

Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!

Воспитаетель:

Хорошо отдохнули.

Часть 4

Можно и у Медведя взять еще конвертик, да?
Читаю: Поиграйте в игру «Молчанка».

Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.

Часть 5

Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем? Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске).

Что сделала Настя?
- Что сделала Даша?
- Что сделал Максим?
- Сколько палочек использовали для домика Маши?
- Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя?

Какие красивые домики у вас получились.

Часть 6

Воспитаетель:

Сейчас я возьму последний конвертик у Медведя и прочитаю. «Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед».

Анализ занятия:

Воспитаетель:

Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?
Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Молчанка», строили домики из счетных палочек, считали дни недели по волшебным облакам, ходили по лабиринту и нашли сюрприз. Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь