Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

ВАРИАНТ 4 ОГЭ - 2017

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)Однажды множество мудрых притч собрались вместе, как это бывает и у людей, и стали беседовать. (2)Каждая рассказывала себя, а остальные слушали, радуясь мудрости сестры. (3)Лишь одна из них сидела тихонько в уголке и грустно улыбалась. (4)И даже когда все притчи высказались, она так и не произнесла ни слова.

(5)Несколько соседок удивлённо спросили её:

- (6)Почему ты молчишь, словно горюешь?

- (7)Разве тебе не понравилось всё то, что ты от нас услышала?

-(8) Что ты можешь всем поведать?

(9)Грустная притча отвечала:

- (10)Можно я сначала кое-что спрошу у вас, мудрые мои подруги?

- (11)Конечно! Спрашивай! - зашумели притчи.

- (12)Вот послушали вас люди. Что они после этого говорили?

- (13)Хвалили…

- (14)Восхищались…

- (15)Радовались…

- (16)Качали головами…

- (17)Улыбались…

- (18)Говорили: «Правда!»…

(19)Долго ещё притчи описывали реакцию людей, а их подруга внимательно слушала. (20)Когда все замолчали, она снова заговорила:

- (21)Это хорошо, что они остались довольны.(22) Хорошо и то, что они поняли вас, оценили вашу мудрость и правду.(23) Но разве после этого они стали вести себя иначе? (24)Или же так и остались такими, как были?

(25)Ответом ей было дружное молчание.

- (26)Так вот, сёстры мои и подруги, я и есть грустная притча об этом.
(По Александр Бэллу)

При́тча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость) По содержанию притча близка к басне.

Ответами к заданиям 2–14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2 . В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему грустная притча долго молчала?»

    Грустная притча не хотела говорить.

    У неё не было слов, чтобы описать себя.

    Она была не такой мудрой, как все другие притчи.

    Ждала, когда все её сёстры выскажутся, чтобы подвести итог.

Ответ:___________

3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора

    Это хорошо, что они остались довольны.

    Долго ещё притчи описывали реакции людей, а их подруга внимательно слушала.

    Хорошо и то, что они поняли вас,оценили вашу мудрость и правду.

    Говорили: «Правда!»

Ответ:___________

4 . Из предложений № 1-4 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от глухости - звонкости последующего согласного звука.

Ответ:___________

5 . Из предложений № 5-11 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В наречии пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано» .

Ответ:___________

6 . Замените книжное слово « поведать » из предложении №8 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ:___________

7. Замените словосочетание « мудрых притч »(предложение №1) , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:___________

8 . Выпишите грамматическую основу предложения №8

Ответ:___________

9. Среди предложений №1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________

10 . В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.

«Так вот, (1) сёстры мои и подруги,(2) я и есть грустная притча об этом."

Ответ:___________

11 . Укажите количество грамматических основ в предложении № 19. Ответ запишите цифрой.

Ответ:___________

12 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Однажды множество мудрых притч собрались вместе, (1) как это бывает и у людей,(2) и стали беседовать. Каждая рассказывала себя,(3) а остальные слушали, (4) радуясь мудрости сестры.

Ответ:___________

13 .Среди предложений найдите №1-6 сложносочинённое предложение . Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________

14 . Среди предложений№1-4 найдите сложное предложение с подчинительной связью, в котором придаточная часть находится внутри главной. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Я. Солганика: « Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Я. Солганика

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений из текста : «… Когда все замолчали, она снова заговорила:

- Это хорошо, что они остались довольны. Хорошо и то, что они поняли вас, оценили вашу мудрость и правду. Но разве после этого они стали вести себя иначе? Или же так и остались такими, как были?

Ответом ей было дружное молчание.

- Так вот, сёстры мои и подруги, я и есть грустная притча об этом.» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как вы понимаете значение слова МУДРОСТЬ?? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Мудрость-это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Часть 2

Проверка заданий 2–14

За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы

экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный

ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

задания

Правильный ответ

2

4

3

2

4

рассказывала

5

удивлённо

6

рассказать

7

Притч о мудрости или притча о мудрости

8

Ты можешь поведать

9

2

10

12

11

2

12

3

13

2

14

1

.

В 2017 году содержание итоговой аттестации по русскому языку для девятиклассников практически не изменилось. Структура контрольных материалов, содержание и алгоритм оценивания остались прежними. По уровню сложности задания распределяются следующим образом: 14 базовых заданий и одно задание высокой сложности.

Структура и содержание ОГЭ по русскому языку в 2017 году

Контрольно измерительные материалы состоят из трех частей, в каждой из них содержатся задания, отличающиеся по форме, степени сложности и способу их выполнения.

На всю работу выделено 3 часа 55 минут (никто не имеет права лишать несовершеннолетних учащихся возможности принимать пищу более четырех часов!).

Первая часть. Краткое изложение

В первой части ребята должны сделать одно задание с полным ответом. Девятиклассникам прочитают (в записи) текст, при прослушивании которого можно делать заметки в черновике. Только не надо увлекаться и писать все подряд, записывайте важные детали, имена, названия.

Потом у вас будет 3-4 минуты на обдумывание и работу с черновиком.

Потом ученики слушают текст еще раз, после чего начинают писать изложение. Требуется написать текст объемом не меньше семидесяти слов аккуратно и разборчиво, передавая общий смысл и содержание микротем. На эту часть работы выделяется 90 минут. Следует помнить, что текст объемом меньше 70 слов не оценивается, это 0 баллов.

Вторая часть. Анализ текста

Данный раздел состоит из 13 заданий, для выполнения которых учащимся предлагается текст. Его следует проанализировать и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Третья часть. Сочинение

На основе текста из второй части экзаменационной работы выполнить один из трех вариантов заданий. При этом следует написать развернутый ответ как сочинение-рассуждение объемом не меньше семидесяти слов. Сочинение меньшего объема не засчитывается.

Во время экзаменационной работы по русскому языку разрешается использовать орфографический словарь.

Баллы и оценки

Максимальное число первичных баллов ОГЭ по русскому в 2017 г. - 39 баллов.

  • Успешно выполненная первая часть работы дает максимальный результат - 7 баллов;
  • Вторая часть - 13 очков;
  • Третья - 9 баллов.
  • За грамотность при написании сочинения и изложения начисляется 10 баллов.
  • Итого - максимум 39 баллов.
  • «2» ставить за результат менее 14 баллов;
  • «3» - от 15 до 24 баллов;
  • «4» - от 25 до 33;
  • «5» - от 34 до 39 баллов.

В 2017 году оценки за ОГЭ по русскому языку отражаются на итоговой отметке в аттестате. Не получив удовлетворительного результата за этот экзамен, учащийся не получает аттестат.

Пересдача

Если девятикласснику не удалось сдать ОГЭ по русскому, ему дается возможность пересдачи данного экзамена. По правилам учащийся может сдать госэкзамен второй раз только по двум дисциплинам из всех ОГЭ (как обязательных, так и выбранных на собственное усмотрение) в период до 1 сентября 2017 г.

Желающие пересдать три и более ОГЭ получат такую возможность только после 1 сентября.

Likes(2 ) Dislikes(0 )

ВАРИАНТ 3

Часть 2

.

(1)Хлеб... (2)Это слово шелестит, как спелые ко­лосья под лёгким ветерком. (З)Оно тёплое, словно про­гретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. (4)Я помню хлеб блокадного Ленинграда - маленькие, серые, похожие на глину комочки.

(5)Мы - счастливые. (6)Мы живём в садике- интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками. (7)Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. (8)Мы видим, что горбушка всегда больше. (9)И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь.

(10)3а ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. (11)А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно. (12)И как только воспита­тельница отворачивается, сую хлеб в карман платья.

(13)Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. (14)Мы накалываем маленькие кусочки, прикладыва­ем их к раскалённому боку печи. (15)Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который пахнет так вкусно, что желудок сразу сводит судорогой. (16)Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. (17)Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. (18)Кусаю не просто так - где попало, а сначала медленно откусываю угол­ки, потом - оставшиеся между ними края, потом - опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать просто нечего. (19)С тоскою смотрю тогда на оставшиеся в ладони крошки хлеба. (20)Вздохнув, аккуратно кладу их на язык, долго рас­сасываю и незаметно для самой себя проглатываю...

(21)Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. (22)На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец - дядя Саша. (23)Он не то сторож, не то кочегар, не то просто доб­рый дед из хорошей, но грустной сказки. (24)Я под­хожу, сажусь возле его тёплого, пахнущего махор­кой бока, молчу. (25)Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священно­действовать над своими порциями хлеба.

(26)Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ла­донью мою голову. (27)Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают. (28)Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит тяжёлую руку, то раздавит меня. (29)Говорит тёплыми, как его бок, словами:

Вот погоди, птаха, кончится война, наеди­тесь хлебца досыта. (30)Ох как досыта! (31)Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..»

- (32)Никогда так не скажу!.. - угрюмо заве­ряю я.

- (ЗЗ)И-и, скажешь!.. - тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. - (34)3абудется всё. (35)Так, останется что-то, будто страшный сон виде­ла. (36)Потому что мала ты ещё, птаха...

(37)Но я помню всё...

(По Л. Фатеевой)

2. обоснованияответа на во­прос: «Почему дядя Саша считает, что после вой­ны девочка будет отказываться от хлеба? »

    Пока воспитанники садика-интерната маленькие и поэтому не так остро нуж­даются в других продуктах питания, как подростки.

    В годы войны воспитанники садика- интерната ели один хлеб, поэтому он не мог им не надоесть.

    После войны хлеб будет выпекаться по- другому и будет иметь другой вкус.

    После войны люди наконец насытятся хлебом, и тогда им захочется попробо­вать чего-нибудь ещё.

3.Укажите предложение, в котором нет сравни­тельного оборота как средства выразительности.

    Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёр­на, мягкое и вкусное, как сдобный каравай.

    Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит ог­ромной, как ковш, ладонью мою голову.

    Говорит тёплыми, как его бок, словами: - Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта.

    Так, останется что-то, будто страшный сон видела.

4. Из предложений 13-14 выпишите слово, в котором правописание приставки

суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -Н-, пишется одно Н»? Напишите это слово.

6. Замените разговорное слово «провести» в пред­ложении 7 стилистически нейтральным сино­нимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «с тоскою смотрю», по­строенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напи­шите этот синоним.

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 16.

9. Среди предложений 14-23 найдите предложе­ние с однородными обособленными обстоятель­ствами

Говорит тёплыми,(1) как его бок,(2) словами:

- Вот погоди,(3) птаха,(4) кончится вой­на, (5) наедитесь хлебца досыта. Ох как досы­та! Ещё,(6) чего доброго,(7) скажешь: «Не хочу хлебца,(8) мяска давай или конфет каких!..»

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.

подчинительной связью.

Исподлобья поглядываю в ту сторону,(1) где мои товарищи продолжают священно­действовать над своими порциями хлеба.

Дядя Саша вынимает изо рта трубку,(2) что-то невнятно бормочет,(3) гладит ог­ромной ладонью мою голову. Его скрючен­ные,(4) неразгибающиеся пальцы вздрагива­ют. Он едва касается ими моей стриженой головы,(5) точно боится,(6) что если опустит тяжёлую руку,(7) то раздавит меня.

13. Среди предложений 2-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого пред­ложения.

14. Среди предложений 14-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчини­тельной связью

Часть III . Сочинение ПАМЯТЬ?

ВАРИАНТ 4

Часть 2

(1)Я долго думала, что мне надеть на школьный вечер.

(2)Сначала я почти решила, что синее платье со стойкой будет в самый раз: просто и элегантно! (3)Но моя подруга Ася сказала, что я сошла с ума и что это моё платье можно надевать только на утренники в младших классах.

(4)Кроме Аси, у меня в школе нет друзей - я имею в виду, настоящих. (5)Так получилось, что все за один год, даже за лето после восьмого, умудрились вы­расти и повзрослеть, а я так и осталась маленькой...

-(6)Оля, ну должно же у тебя быть хоть какое-то вечернее платье! - сказала мне Ася. - (7)То зе­лёное с вырезом ещё куда ни шло!

(8)Зелёное с вырезом, о котором напомнила мне Ася, делает меня похожей на малышку, нацепившую наряд старшей сестры. (9)Мы с бабушкой купили это платье случайно, даже без примерки. (10)В магазине платье мне очень понравилось, а дома я его один раз надела и тут же сняла и повесила в шкаф.

-(11)Наверное, я не пойду на вечер, - сказала я бабушке. - (12)Мне надеть нечего.

- (13)Как это нечего? - не поняла бабушка и только, видимо, хотела рассказать, что у неё в моём возрасте было всего одно платье, да и то перешитое из старого, но посмотрела на меня и передумала.

(14)Пока я запихивала в шкаф бесполезные тряпки, бабушка пошла к соседке тёте Ане Ершовой и через пять минут принесла кучу модных журналов.

- (15)Давай с тобой посмотрим и подумаем, - сказала бабушка, и мы с ней сели на мою кровать и стали перелистывать страницы. (16)Все девочки на картинках были ослепительно красивыми, и у всех у них было то, что у нас в классе называют «супер», а бабушка определяет как «стиль».

- (17)Вот посмотри-ка внимательно на эту девочку, - вдруг сказала бабушка и пододвинула ко мне журнал. - (18)Правда, на тебя похожа?

(19)Я посмотрела - а ведь точно! (20)Не совсем, конечно, копия я, но и веснушки, и нос курносый, и волосы недлинные... (21)И даже очки почти как у меня!

- (22)Нравится? - спросила бабушка. - (23)Вот такой стиль тебе и пойдёт! (24)Мы ещё раз внимательно рассмотрели девочку на обложке, и я отнесла журналы тёте Ане.

- (25)Самое главное, Олечка, - найти свой стиль! - сказала тётя Аня. - (26)Одежда - это отражение твоего внутреннего мира, того, как ты себя ощущаешь. (27)А ощущаешь ты себя подростком, а не взрослой девушкой на высоких каблуках, ведь так? (28)До твоего вечера сколько ещё? (29)Неделя? (30)Да за неделю мы из тебя такую красавицу сделаем - все просто ахнут! (31)Когда я примерила платье, которое сшила для меня тётя Аня, я минут пять молчала, недоверчиво рассматривая знакомую девочку в зеркале, а потом подпрыгнула, покружилась и бросилась к тёте Ане обниматься.

- (32)Тётечка Анечка, спасибо!!!

(По Е. Липатовой)

Елена Липатова - современный детский поэт, писатель, переводчик, преподаватель.

Ответами к заданиям 2 – 16 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.

    В каком варианте ответа содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабушка Оли, посмотрев на внучку, не стала рассказывать ей о том, что в юности у неё самой было одно платье, причём перешитое из старого? »

    Бабушка подумала о том, что её рассказ может не понравиться внучке и та мо­жет резко высказаться, а ссориться с Олей ей не хотелось.

    У Оли было несколько вечерних платьев, а у бабушки в её возрасте - только одно, поэтому бабушка не хотела, чтобы внуч­ка начала ей сочувствовать.

    Бабушка рассказчицы сумела понять, что для её внучки очень важно то, что для неё самой важным не является.

    Внучка, как считала бабушка, не стала бы слушать её рассказ.

3. Укажите предложение, в котором средством вы­разительности речи является фразеологизм.

    В магазине платье мне очень понравилось, а дома я его один раз надела и тут же сня­ла и повесила в шкаф.

    Пока я запихивала в шкаф бесполезные тряпки, бабушка пошла к соседке тёте Ане Ершовой и через пять минут принес­ла кучу модных журналов.

    Сначала я почти решила, что синее пла­тье со стойкой будет в самый раз - про­сто и элегантно!

    Давай с тобой посмотрим и подумаем, - сказала бабушка, и мы с ней сели на мою кровать и стали перелистывать стра­ницы.

4. Из предложений 13 - 15 выпишите слово, в котором правописание приставки опреде­ляется её значением - «приближение»?

5. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется прави­лом: «В непроизводных именах прилагатель­ных с основой на -Н пишется одно Н»?

«умудриться» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «вечернее платье» , построенное на основе согласования, синони­мичным словосочетанием со связью управле­ние . Напишите получившееся словосочетание

8. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

9. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным распространённым согласо­ванным определением . Напишите номер этого предложения

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове) .

-Наверное,(1) я не пойду на вечер,(2) - сказала я бабушке. - Мне надеть нечего.

-Как это нечего? - не поняла бабушка и только,(3) видимо,(4) хотела рассказать,(5) что у неё в моём возрасте было всего одно платье,(7) да и то перешитое из старого,(8) но посмотрела на меня - и передумала.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую ме­жду частями сложного предложения, связан­ными сочинительной связью.

Мы ещё раз внимательно рассмотрели девочку на обложке,(1) и я отнесла журналы тёте Ане.

- Самое главное,(2)Олечка,(3) - найти свой стиль! - сказала тётя Аня. - Одеж­да - это отражение твоего внутреннего ми­ра,(4) того,(5) как ты себя ощущаешь. А ощущаешь ты себя подростком,(6) а не взрослой девушкой на высоких каблуках,(7) ведь так?

13. Среди предложений 25-31 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 14-24 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть III . Сочинение Как вы понимаете значение слова СТИЛЬ?

ВАРИАНТ 5 Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-16

(1)Галстук-бабочку Славке подарил друг Валь­ка. (2)То была прекрасная бабочка! (3)Плотная, с двумя парами мощных крыльев из какого-то лосня­щегося материала. (4)Валька помог надеть её поверх белой сатиновой рубашки, отошёл в сторону, при­чмокнул: вещь!

(5)После праздника последнего звонка Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассника­ми. (6)Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фо­нарные столбы, у ярких макушек которых суетилась настырная мошка. (7)Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседст­ву с посёлком, через дорогу, раздался крик:

(8)И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розо­вым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. (9)Славка почувствовал жёсткий комок в гор­ле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня. (10)А тут ещё девчонки заволновались:

Ой, пойдёмте отсюда!

(11)Лучше бы их здесь сейчас не было.

(14)Славка подбежал к веранде, схватился за ручку двери, но дёрнуть не успел - какой-то мужик осадил его:

Голову ниже, балбес! (15)Глаза спалишь!

(16)И вдвоём, пригибаясь, они рванули дверь на себя. (17)Огонь - только не вниз, а вверх, в небо, - полыхнул из глубины веранды. (18)Кто-то плеснул ведро воды вперёд по ходу, кто-то добавил ещё одно, а мужик толкнул Славку в плечо:

Вон лежит! (19)Потащили. (20)Ниже голову!

(21)Славка схватил лежащего на диване человека, потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги. (22)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы - не пускали.

- (23)На крышу, на крышу надо! - загудели вокруг, когда сладили с огнём на веранде.

- (24)На крышу, - буркнул Славка, хотя зачем надо лезть на крышу, кого там спасать, он даже не догадывался.

(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, полез. (26)За ним - всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял допоздна, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!

(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы остались.

-(33)Если б сразу пришёл, - вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, - мо­жет, и отстиралась бы. (34)Ничего, не расстраи­вайся. (35)Я её в чёрный цвет покрашу. (36)Тебе чёрное идёт.

-(37)Да ну! - только и сказал он ей в ответ.

(38)Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку. (39)Но Валька вовремя образумил его:

Да куда ты в ней пойдёшь! (40)Не носят ба­бочку каждый день!

-(41)А зачем же их тогда сейчас везде прода­ют? - удивился Славка.

-(42)Чтобы ты купил! - рассмеялся Валька. - (43)Для коллекции!

(По А. Торопцеву)

Александр Петрович Торопцев (род. в 1949 г.) - писатель, философ, публицист; автор книг историческо­го содержания для детей и взрослых.

обоснования ответа на вопрос: «Чем руководствовался Славка, дейст­вуя во время пожара? »

    Юноша стремился произвести сильное впечатление на одноклассниц, вызвать у них восхищение.

    Славка оказывался на самых опасных уча­стках, потому что на пожаре было много людей, перед которыми Славка не хотел показать себя трусом.

    Юноше хотелось испытать себя, доказать самому себе, что он способен на многое.

    Славка действовал не раздумывая, стре­мясь спасти людей, которые могли по­страдать.

сравнение.

    Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы - не пускали.

    Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожар­ных машин, и верхолазы оказались под хо­лодными струями ржавой, тухлой воды.

    И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкра­шенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей.

    Славка схватил лежащего на диване чело­века, потащил по полу к двери, мешая водо­носам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги.

4. Из предложений 32-35 выпишите слово, в котором правописание приставки определя­ется её значением - «приближение»э

5. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется прави­лом: «В суффиксе - ЕНН- имени прилагательно­го, образованного от основы имени существи­тельного, пишется НН»?

6. Замените просторечное слово «настырный » в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «фонарные столбы управле­ние. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 15.

9. Среди предложений 1-9 найдите предложение с уточняющим обособленным обстоятельством места . Напишите номер этого предложения.

обращении .

Славка подбежал к веранде,(5) схватился за ручку двери,(6) но дёрнуть не успел - ка­кой-то мужик осадил его:

-Голову ниже,(7) балбес! Глаза спалишь! И вдвоём,(8) пригибаясь,(9) они рванули дверь на себя.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, свя­занными подчинительной связью.

Как вдруг из частных домов,(1) которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком,(2) через дорогу,(3) раздался крик:

- Пожар!

И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку,(4) заворочалась,(5) подкра­шенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. Славка почувство­вал жёсткий комок в горле,(6) будто его ба­бочка с испуга дёрнулась от огня.

13. Среди предложений 21-31 найдите сложное предложение с последовательным и однород­ным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 25-33 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочини­тельной связью между частями. Напишите но­мер этого предложения.

Часть III . Сочинение Как вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ?

ВАРИАНТ 6 Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-16

(1)Моя подруга Ася получила приглашение на два лица на бал старшеклассников и предложила мне пойти с ней.

(2)У дверей трое старшеклассников в костюмах и галстуках проверяют у нас пригласительные биле­ты, и мы входим в школу.

-(3)Привет! - раздаётся над самым моим ухом, и рядом с нами как из-под земли вырастает высокий парень в очках с затемнёнными стёклами.

-(4)Привет, - равнодушно отвечает Ася. (5)Она не знакомит нас, хотя парень идёт рядом, и я чувствую себя лишней.

(6)В школьном фойе Ася куда-то сразу исчеза­ет, а я стою у колонны и делаю вид, что изучаю при­клеенную к ней афишу.

(7)Когда раздаётся звонок, я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю - всё-таки мы с ней лучшие подруги! (8)Но в зале гаснет верхний свет, и вот уже появляется несколько тан­цующих пар.

(9)Снова медленный танец... (10)Сколько, ин­тересно, времени я тут торчу у стенки - час или больше? (11)Говорили, что будет бал, а это - обыч­ный школьный вечер, разница только в том, что все тут старше меня.

-(12)Танец ретро! - объявляет в микрофон распорядитель. - (13)Кавалеры приглашают дам - танцуем вальс!

(14)И тут вспыхнули сразу все люстры и в зал выпорхнули десять пар: мальчики в строгих костю­мах, девочки в пышных бальных платьях до колен. (15)А пока они летали по залу, все просто стояли и смотрели на них, потому что никто сейчас не умеет по-настоящему танцевать вальс. (16)А я - умею, потому что до восьмого класса нас с Асей водили на хореографию и учили всем этим бальным танцам, даже полонезу и мазурке!

-(17)Разрешите вас пригласить?

(18)Я оглядываюсь по сторонам, но рядом нет никого, к кому бы мог обратиться этот совершенно фантастический парень с кудрявыми волосами. (19)Я кладу руку на его плечо и - раз-два-три! - мы легко и плавно кружимся вместе с танцорами. (20)Я танцую на носочках, чтобы казаться выше, а партнёр уверенно направляет меня, то ускоряя, то замедляя кружение.

-(21)Вы очень хорошо танцуете, - говорит парень, и мне неловко оттого, что он говорит мне « вы ».

(22)Почему он не спросил, как меня зовут? (23)Наверное, просто не успел, потому что его сразу же после вальса окликнули ребята из оркестра.

(24)А ко мне подошла Ася и позвала погулять по коридору. (25)Она берёт меня под руку, и мы про­хаживаемся по залу, как будто ничего не случилось и Ася вовсе не бросила меня одну на целый вечер...

-(26)Как тебе Вадик, ну, тот парень в тёмных очках? - спрашивает Ася. - (27)Он учится в деся­том - в одном классе с Юрой Аристовым. (28)Кстати, это я попросила Вадика, чтобы Юра при­гласил тебя на вальс. (29)А то просто жалко смот­реть: стоишь у стенки, как сирота казанская...

(30)Ну да, всё правильно: Ася - моя лучшая под­руга и поэтому позаботилась обо мне... (31)Наверное, она даже ждёт, что я скажу ей за это спасибо?

-(32)Спасибо, - говорю я с самым равнодуш­ным видом. - (33)Ты знаешь, я, наверное, пойду домой... (34)Очень разболелась голова.

-(35)Даже и не думай, - встревожилась Ася. - (36)Куда ты одна пойдёшь?

(37)Я упрямо трясу головой и иду в гардероб.

-(38)Оль, ты что, обиделась? - кричит мне вслед Ася. - (39)Ну хочешь, мы с Вадиком тебя про­водим?

(40)Я надеваю плащ и выбегаю из школы. (41)Пахнет мокрыми листьями и осенью.

(По Е. Липатовой)

2. В каком варианте ответа содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Оля - рассказчица - благо­дарит подругу? »

    Оля действительно испытывает чувство глубокой благодарности по отношению к Асе.

    У рассказчицы прекрасное настроение, она счастлива, что побывала на вечере для старшеклассников.

    Рассказчица оценила способность Аси ис­пытывать по отношению к ней чувство жалости.

    Оля догадывается, что подруга ждёт от неё благодарности.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

    Когда раздаётся звонок, я иду вслед за все­ми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю - всё-таки мы с ней лучшие подруги!

    А пока они летали по залу, все просто стояли и смотрели на них, потому что никто сейчас не умеет по- настоящему танцевать вальс.

    Я танцую на носочках, чтобы казаться выше, а партнёр уверенно направляет меня, то ускоряя, то замедляя кружение.

    - Привет! - раздаётся над самым моим ухом, и рядом с нами как из-под земли вырастает высокий парень в очках с затемнёнными стёклами.

4. Из предложений 26-34 выпишите слово, в котором правописание приставки опреде­ляется глухостью-звонкостью последующего согласного.

5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется прави­лом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?

торчать » в пред­ложении 10 стилистически нейтральным сино­нимом . Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «в школьном фойе », построенное на основе согласования, синони­мичным словосочетанием со связью управле­ние

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 41.

9. Среди предложений 14-23 найдите предложе­ние с обособленными однородными обстоятель­ствами . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

- Как тебе Вадик,(1) ну,(2) тот парень в тёмных очках? - спрашивает Ася. - Он учится в десятом - в одном классе с Юрой Аристовым. Кстати,(3) это я попросила Ва­дика(4) чтобы Юра пригласил тебя на вальс. А то просто жалко смотреть: стоишь у стенки(5) как сирота казанская...

Ну да(6) всё правильно: Ася - моя луч­шая подруга и поэтому позаботилась обо мне... Наверное(7) она даже ждёт(8) что я скажу ей за это спасибо?

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

12.В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые ме­жду частями сложного предложения, связан­ными подчинительной связью.

В школьном фойе Ася куда-то сразу исче­зает(1) а я стою у колонны и делаю вид(2) что изучаю приклеенную к ней афишу. Когда раздаётся звонок(3) я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю - всё-таки мы с ней лучшие подруги! Но в зале гаснет верхний свет(4) и вот уже по­является несколько танцующих пар.

Снова медленный танец... Сколько(5) ин­тересно(6) времени я тут торчу у стенки - час или больше?

13. Среди предложений 18-25 найдите сложное предложение с однородным

14.Среди предложений 6-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочини­тельной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть III . Сочинение Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

ВАРИАНТ 7 Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-16

(1)Этим летом стояла небывалая жара. (2)Дым, смог, мгла - как только её не называли. (3)Горели торфяники. (4)В саду у нас на даче все жасмины стояли серые, со скрученными листьями. (5)3емля под ними потрескалась и превратилась в пыль. (6)Улитки в кустах валялись белые, как мел, - вы­литые окаменелости.

(7)Но жизнь продолжалась. (8)Стрекоза-пират усиленно патрулировала свою территорию, кот ино­гда уходил гулять, где ему вздумается, собака побрёхивала из-за забора на машины и велосипеды. (9)А огромный вертолёт то и дело проносился над нами с ужасным рокотом, причём так низко, что Ниночка сумела разглядеть свисающую лестницу.

(10)Возле зелёного сарайчика стоял Микин на­дувной бассейн. (11)Из него пили кошки и собака, в воде плавала сухая хвоя и всякая шелуха, приле­тавшая с неба. (12)Поэтому Мика в нём не купался, а купались пластилиновые лягушки и крокодилы, а ещё вертушка на палке, которая, если водить ею по воде, умела пускать красивые волны.

(13)Утром и вечером мы с Микой брали кувши­ны, ведёрки и шли к колодцу. (14)Там стоял таз, большой белый бак, старое ведро из-под краски и раз­ные другие ёмкости. (15)Они были уже с водой и жда­ли, когда мы начнём свои поливочные работы. (16)Ждала и птичка Робин, она же малиновка, она же зарянка, - самая красивая из всех птичек нашего са­да. (17)Как только вокруг бака с водой появлялись лу­жицы, она прилетала и принималась радостно прыгать между вёдрами и тазами. (18)Я говорила: «Здравствуй, птичка Робин, как дела?» (19)Она кивала головой и косилась на нас круглым внимательным глазком.

(20)Вечером никакой прохлады не было - был накопившийся за день зной и дым. (21)Как будто об­давало жаром из печки. (22)Кот с собакой валялись на земле бок о бок, как неживые. (23)Стрекоза сиде­ла на деревянном перильце крыльца с выпученными глазами и никуда не улетала.

(24)Ниночка, заходя в дом, подивилась на неё и сказала:

Ты знаешь, Танюш, сегодня птицы как будто посходили с ума: прыгали сверху в жасмин, потом вспархивали и слушали, как звенят сухие трубочки листьев. (25)И так делали по многу раз - видно, по­нравилось. (26)А птичка Робин мыла ножки в твоём, Мика, бассейне.

-(27)А как? - спросили мы с Микой.

-(28)Сидела на краю, потом вспархивала, с налёту мочила ножки в середине бассейна и садилась на край с другой стороны.

-(29)А Сандюра её не трогал?

-(30)Нет, конечно. (31)Котам сейчас не до того.

(32)Перед тем как лечь спать, я включила ра­дио. (33)Кто-то рассказывал о том, как трудно пере­носят аномальную жару птицы.

(34)А ночью разверзлись с треском небеса, зашу­мел ливень, и я, проснувшись, лежала как во сне и не верила своим глазам и ушам. (35)А потом представила себе наших птиц. (36)Счастливые, они сидят сейчас, зажмурившись, в кустах полуживого жасмина и слу­шают вместе с ним его давно забытую музыку.

(По Т. Стамовой)

Татьяна Стамова - поэт, переводчик.

Ответами к заданиям 2 – 16 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.

    В каком варианте ответа содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчица, услышав шум дождя, вспомнила о птицах? »

    Рассказчица заволновалась, смогут ли птицы укрыться от дождевых потоков.

    Днём птицы прыгали в жасмин, развле­каясь шумом его сухих листьев, а теперь рассказчица не сможет увидеть, как это происходило.

    Рассказчица была рада за птиц: её волно­вало, что им приходится с таким трудом переносить аномальную жару.

    Рассказчице захотелось вместе с птица­ми оказаться в этот момент под кустом жасмина.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

    Возле зелёного сарайчика стоял Микин надувной бассейн.

    Из него пили кошки и собака; в воде плава­ла сухая хвоя и всякая шелуха, приле­тавшая с неба.

    Там стоял таз, большой белый бак, ста­рое ведро из-под краски и разные другие ёмкости.

    Счастливые, они сидят сейчас, зажму­рившись, в кустах полуживого жасмина и слушают вместе с ним его давно забытую музыку.

4. Из предложений 23-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определя­ется глухостью-звонкостью последующего согласного.

5. Из предложений 20-23 выпишите слово, в котором правописание суффикса не опре­деляется общим правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"

6. Замените разговорное слово «валяться» в пред­ложении 22 стилистически нейтральным сино­нимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «садовому колодцу», построенное на основе согласования, синонимич­ным словосочетанием со связью управление. На­пишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 22.

9. Среди предложений 4-12 найдите предложение с обособленным распространённым согласован­ным определением , выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.

Ниночка,(1) заходя в дом,(2) подивилась на неё и сказала:

- Ты знаешь,(3) Танюш,(4) сегодня птицы как будто посходили с ума: прыгали сверху в жасмин,(5) потом вспархивали и слушали,(6) как звенят сухие трубочки листьев. И так по многу раз - видно,(7) понравилось. А птичка Робин мыла ножки в твоём,(8) Ми­ка,(9) бассейне.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

подчинительной связью.

Этим летом стояла небывалая жара. Дым,(1) смог,(2) мгла - как только её не на­зывали. Горели торфяники. В саду у нас на даче все жасмины стояли серые,(3) со скру­ченными листьями. Земля под ними потре­скалась и превратилась в пыль. Улитки в кустах валялись белые,(4) как мел,(5) - вы­литые окаменелости.

Но жизнь продолжалась. Стрекоза-пират усиленно патрулировала свою террито­рию,(6) кот иногда уходил гулять,(7) где ему вздумается,(8) собака побрёхивала из-за забо­ра на машины и велосипеды.

    Среди предложений 8-17 найдите сложное предложение с последовательным подчинени­ем придаточных. Напишите номер этого пред­ложения.

14.Среди предложений 20-26 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

Часть III . Сочинение Как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ?

ВАРИАНТ 8 Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-16

(1)3яка появился в квартире Емелиных не слу­чайно. (2)Его подарил Наде на День рождения одно­классник Колька.

(3)Проблемы начались сразу, как только за Колькой закрылась дверь: было непонятно, где будет спать Зяка, из чего будет есть и что делать, если за­болеет... (4)На ночь кролика посадили в картонную коробку из-под телевизора. (5)Но спать он не желал, поэтому встал на задние лапки и начал скрестись, пытаясь выбраться. (6)И выбрался: прогрыз в короб­ке отверстие и, счастливый, оказался на свободе.

(7)3яку закрыли в ванной: и тише для всех, и надёжнее. (8)Он немного побушевал в темноте, но вскоре затих. (9)А на следующий день - свобода! (10)Изучая квартиру, Зяка пробирался очень осто­рожно, с опаской. (11)Лапки на линолеуме распол­зались, и это было смешно. (12)Он действительно был потешен, его хотелось гладить и тормошить, но в руки он не давался, забираясь туда, где достать его было почти невозможно: под кухонный стол, за ди­ван и особенно часто - под кровать в спальне. (13)Правда, отлёживался Зяка недолго. (14)Когда, успокоившись, Надя переставала звать кролика и все принимались за свои дела, он выходил из укры­тия и начинал бродить по квартире. (15)Кролик бы­стро подружился с котом и так же, как и тот, цара­пал диван и грыз обои. (16)3яку прогоняли, но он настойчиво продолжал свою работу. (17)Его прямо-таки тянуло что-нибудь погрызть или порвать.

-(18)Надо купить клетку, - предложила Надя.

-(19)Ну уж нет, достаточно расходов на новые обои, - решил папа. - (20)Куда хотите, туда его и девайте.

(21)В воскресенье все вместе повезли Зяку в маленький частный зоопарк.

(22)На улице, у изгороди, несмотря на солнеч­ный день, стояла сонная лошадь. (23)В помещении, в котором было очень душно, в нос им ударил запах, характерный для всех зоопарков. (24)3десь жили две тощие лисицы, несколько кроликов и старый дико­браз; в коробке с опилками копошились хомячки, а в пустом аквариуме дремал тоже декоративный, но не рыжий, как Зяка, а рябой кролик.

(25)Симпатичная женщина в спецовке и рука­вицах сказала, что денег на покупку кролика у них нет. (26)Мама объяснила, что они хотят отдать Зяку просто так.

-(27)Тогда сажайте вашего к тому рябому, - женщина показала на аквариум. - (28)И если они уживутся...

-(29)Мамочка, он же не рыба, - расстроилась Надя.

-(30)Ничего страшного, временно посидит и в аквариуме.

(31)На следующий день, когда папа пришёл с работы, в квартире было тихо и как-то пусто. (32)Никто не путался под ногами, не трепал нервы. (33)Но ещё не один день папа по привычке вскакивал с места - ему казалось, что кто-то грызёт обои. (34)3асыпал он с головной болью. (35)Но прежде все­го болела душа: как там Зяка?

(36)Дома мама с Надей его кормили, купали, потом сушили феном, расчёсывали пушистые бакен­барды и чёлочку между ушей, а там никто и за уш­ком не почешет.

(37)И, не вытерпев, папа поехал в зоопарк.

(38)Грязный, худой и всклокоченный, Зяка си­дел, забившись в угол клетки. (39)Рядом стояла миска с нетронутой едой.

-(40)Воды даже почему-то не было, - вер­нувшись, рассказывал папа.

-(41)А я уже заказала большую птичью клет­ку, - радостно сообщила мама. - (42)Мы тоже были у Зяки и всё видели.

(43)В понедельник у мамы был выходной. (44)Она купила на рынке пластмассовую корзину для перевозки животных. (45)В зоопарке их ждал Зяка.

(По О. Корниенко)

2. В каком варианте ответа содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему папа девочки изменил своё отношение к Зяке?»

    Кролик подрос и уже не будет царапать диван и обгрызать обои.

    Мама девочки заказала для Зяки большую клетку, чтобы он больше не стучал ла­пами по полу по ночам.

    Папа девочки почувствовал, что скучает по Зяке и переживает за кролика.

    Папа Нади понял, что на самом деле он любит купать кролика, сушить его феном и расчёсывать ему шёрстку.

3. Укажите пример, в котором нет фразеологизма.

    Никто не путался под ногами, не трепал нервы.

    В помещении, в котором было очень душ­но, в нос им ударил запах, характерный для всех зоопарков.

    Дома они его кормили, купали, потом су­шили феном, расчёсывали пушистые ба­кенбарды и чёлочку между ушей, а там никто и за ушком не почешет.

    Но прежде всего болела душа: как там Зяка?

4. Из предложений 33-37 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.

5. Из предложений 4-12 выпишите слова,в которых правописание суффикса определяется правилом: «В именах прилагательных, образованных от имен существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН»?

6. Замените разговорное слово «потешный » в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «картонную коробку », построенное на основе согласования, синони­мичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 8.

9. Среди предложений 3-14 найдите все предло­жения с обособленным распространенным обстоятельством . На­пишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции (вводном слове).

Правда,(1) отлёживался Зяка недолго. Ко­гда,(2) успокоившись,(3) все принимались за свои дела,(4) он выходил из укрытия и начи­нал бродить по квартире. Кролик быстро подружился с котом и так же,(5) как и тот,(6) царапал диван и грыз обои. Зяку прогоняли,(7) но он настойчиво продолжал свою работу.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые ме­жду частями сложного предложения, связан­ными подчинительной связью.

Он действительно был потешен,(1) его хотелось гладить и тормошить,(2) но в руки он не давался,(3) забираясь туда,(4) где дос­тать его было почти невозможно: под ку­хонный стол,(5) за диван и особенно часто - под кровать в спальне. Правда,(6) отлёживался Зяка недолго. Когда,(7) успокоившись,(8) все принимались за свои дела,(9) он выходил из укрытия и начинал бродить по квартире.

13. Среди предложений 12-23 найдите сложное предложение с однородным подчинением при­даточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 29-38 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчини­тельной связью между частями. Напишите но­мер этого предложения.

Часть III . Сочинение Как вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

ВАРИАНТ 9 Часть 2

(1)Однажды Михаська опоздал на первый урок. (2)Хорошо, что математика была: Иван Алексеевич пустил. (3)Михаська сел на своё место, достал тет­радку. (4)Смотрит: Сашка ему семафорит. (5)Михаська не понял. (6)Так Сашка до конца урока всё ёрзал и на него оглядывался. (7)В переменку он кивнул Михаське, подозвал к себе.

- (8)Смотри, - сказал Сашка.

(9)На дне его кирзовой сумки лежал настоящий кинжал. (10)Михаська представил себе фашиста, ко­торый таким кинжалом замахивается на партиза­на - связанного, избитого, - и мурашки пошли у него по спине. (11)Таким огромным - почти в две ладони - и в человека... (12)Сашка рассказал, что вчера был на военной свалке, и, если Михаська хо­чет, можно ещё сегодня сходить, только тихо, без разговоров, а то мальчишки увяжутся, и тогда не проберёшься - свалку охраняют.

(13)Охранял свалку один старик с берданкой и в военной фуражке. (14)С трёх сторон свалку окру­жала колючая проволока, с четвёртой было свободно. (15)Но там, рядом с железнодорожным тупиком, стояла будка охранника. (16)Мальчишки лежали под кустом и ждали, когда деду в фуражке надоест ходить и он уйдёт в сторожку. (17)Да дед оказался неутомимым - всё топал и топал вокруг колючки, которой была загорожена свалка.

(18)А за колючей проволокой чего только не бы­ло: исковерканные танки с белыми крестами, пушки с расщеплёнными и загнутыми стволами, разбитые лафеты и даже хвост самолёта. (19)Горы разломанно­го немецкого оружия валялись тут - нестрашные, разбитые навсегда. (20)Наконец ребята дождались своего: ушёл старик с берданкой в сторожку.

(21)Они поползли к проволочному ограждению. (22)Михаська сразу представил, что он разведчик и ему надо взорвать склад оружия. (23)Извиваясь как змея, работая локтями и коленками, он пополз по тра­ве, оставляя чуть приметный след. (24)Вот и туго на­тянутая проволока - не отогнёшь. (25)Натянута ту­го - не отогнёшь. (26)В одном месте под проволокой была какая-то ложбинка. (27)Михаська перевернулся на спину, прижался к земле и прополз под колючкой. (28)Лазать по железу приходилось осторожно: и не только потому, что можно было наступить на что- нибудь и загрохотать на всю свалку, но и потому, что железо во многих местах было рваное, безжалостно ра­зодранное, видно, снарядами, с острыми зазубринами, и очень легко можно было порезаться.

(29)Михаська с Сашкой поцелились из разби­той пушки, поискали, нет ли где-нибудь пистолета, и залезли в люк разбитого танка без гусениц.

(30)Ржавые танковые колёса врезались глубоко в землю и уже обросли травой. (31)Сашка сел за ка­кие-то рычаги - наверное, там место водителя, а Михаська стал командовать, как на корабле: «Право руля! Лево руля!» (32)Он просто не знал, как коман­дуют на танке. (33)Они уже совсем решили выхо­дить, и вдруг за танком что-то загудело, загрохотало.

(34)На железнодорожный тупичок возле свал­ки подогнали товарный поезд. (35)Мальчишки быст­ро проползли под проволокой, а дальше побежали, уже не таясь.

(36)Огромный кран на платформе скрипнул, развернулся и склонил свой клюв к танку, в котором они только что сидели.

(37)Было слышно, как натужно застонали тро­сы, и вот танк нехотя вздрогнул и пополз вверх.

-(38)Всё, - сказал Сашка, - капут!

(39)Михаська представил, как этот танк кинут в огромную кипящую печь и он тотчас исчезнет, рас­плавится, сделается жидким...

(40)И он сжал зубы. (41)Ему ни капли не было жалко фашиста. (42)Ведь из своего танка он стрелял по нашим! (43)Может, даже по Ленинграду стрелял, по нашим бойцам, по таким ребятам, как Сашка.

(44)Пушки с загнутыми и расщеплёнными стволами, лафеты, хвост самолёта, горы фашистско­го железа медленно перебирались на платформу.

(45)Война кончилась, и теперь увозили в печь её остатки. (46)Как хорошо, что увозили всё это!

(47)Михаська вспомнил День Победы. (48)Все обнимались и целовались. (49)Он думал, будет что-то необыкновенное, удивительное. (50)Может, земля всколыхнётся?

(51)Но ничего такого не было. (52)Даже день самый обыкновенный - серый, не весенний.

(53)Михаська орал, обнимался, радовался, как все, но он пока только чувствовал её и знал, что она пришла.

(54)А теперь он увидел её. (55)Вот она какая, победа! (56)Торжественная. (57)Тихая. (58)И какая могучая!

(59)В тишине поскрипывали тросы крана, гудел мотор, а железины, которые убивали, покорно подни­мались на свою гибель. (60)Они никому не страшны, эти военные обломки, когда-то убивавшие людей. (61)А теперь они должны перестать существовать вообще.

(62)Михаська лежал, поражённый всем этим. (63)Сашка толкнул его в бок и вдруг крикнул:

Смерть фашистским захватчикам!

(64)Они побежали. (65)Они отдали свой салют победе. (66)Из ста двадцати двух артиллерийских ору­дий.

(По А. Лиханову)

2. В каком варианте ответа содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Михаська вспомнил о Дне По­беды, когда вместе с другом Сашкой побывал на военной свалке? »

    Мальчик представил, что он разведчик, взрывает склад оружия, убивает кинжа­лом фашиста.

    Друзья вообразили себя на месте танки­стов, воевавших с фашистами и победив­ших врагов в бою.

    Михаська ненавидел фашистов, стреляв­ших из валявшегося на свалке оружия по нашим бойцам, по городам.

    Михаська радовался, что в печи будут расплавлены обломки оружия, из которо­го когда-то убивали людей, и это означало для него победу, конец войны.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

    Ржавые танковые колёса врезались глу­боко в землю и уже обросли травой.

    Ему ни капли не было жалко этого фаши­ста.

    Михаська представил, как этот танк ки­нут в огромную кипящую печь, и он тотчас исчезнет, расплавится, сделается жидким.

    Он думал, будет что-то необыкновенное, удивительное.

4. Из предложений 4-10 выпишите слово, в котором правописание приставки опреде­ляется глухостью-звонкостью последующего согласного.

5. Из предложений 52-62 выпишите слово, в котором правописание суффикса определя­ется правилом: «В полных страдательных при­частиях прошедшего времени пишется НН»?

6. Замените разговорное слово «ёрзать» в пред­ложении 6 стилистически нейтральным сино­нимом.

7. Замените словосочетание «танковые колёса», построенное на основе согласования, синони­мичным словосочетанием со связью управле­ние . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 34.

9. Среди предложений 49-60 найдите предложе­ние с обособленным распространённым согла­сованным определением. Напишите номер это­го предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции (вводном слове).

Он думал,(1) будет что-то необыкновен­ное,(2) удивительное. Может,(3) земля вско­лыхнётся?

Но ничего такого не было. Даже день са­мый обыкновенный - серый,(4) не весенний.

Михасъка орал,(5) обнимался(,6) радовал­ся,(7) как все,(8) но он пока только чувствовал её и знал,(9) что она пришла.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые ме­жду частями сложного предложения, связан­ными сочинительной связью.

Сашка сел за какие-то рычаги - навер­ное,(1) там место водителя,(2) а Михасъка стал командовать,(3) как на корабле: «Право руля! Лево руля!» Он просто не знал,(4) как командуют на танке. Они уже совсем реши­ли выходить,(5) и вдруг за танком что-то за­гудело,(6) загрохотало.

13. Среди предложений 19-27 найдите сложнопод­чинённое предложение с однородным подчине­нием придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 1-7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть III . Сочинение Как вы понимаете значение слова ДЕНЬ ПОБЕДЫ?

ОГЭ по русскому языку является одним из двух обязательных для сдачи экзаменов (наряду с математикой). Во-первых, без него не выдадут аттестат о неполном среднем образовании. Во-вторых, результаты ОГЭ по русскому языку необходимы при подаче документов в средние специальные заведения и колледжи вне зависимости от выбора факультета. Поэтому готовиться к нему нужно всем без исключения. На нашем сайте вы найдете по русскому языку. А теперь давайте разберемся, что представляет собой ОГЭ по русскому языку.

Задания ОГЭ по русскому языку 2017

Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку включает в себя три части: изложение, тестовые задания с кратким ответом и сочинение на одну из предложенных тем. Всего девятиклассникам нужно выполнить 15 заданий, на это отводится 3 часа 55 минут (235 мин.)

ОГЭ по русскому языку 2017: изложение

Часть 1 (задание 1) – это изложение. Предлагается дважды прослушать аудиозапись с текстом (между прослушиваниями дается несколько минут на то, чтобы сделать пометки в черновике) и написать его сжатое изложение. Необходимо обязательно выделить три микротемы. Объём изложения – не менее 70 слов (лучше уложиться в диапазон 80-100). Максимально за изложение можно получить 7 баллов.

ОГЭ 9 русский язык 2017: тесты

Часть 2 (задания 2-14) – это 13 заданий (тестовых или с кратким ответом) к тексту, который необходимо прочитать. Ответ нужно записать в виде слова, словосочетания, цифры или последовательности цифр. Остановимся на них подробнее:

Задание 2 ОГЭ по русскому языку 2017 – нужно выбрать, в каком из четырех предложенных вариантов ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на заданный вопрос. Нужно внимательно прочитать вопрос и утверждения, сопоставить их с текстом и выбрать правильный ответ.

Задание 3 русский язык 2017 – проверяется знание основных средств выразительности языка. Нужно указать, в каком из четырех предложенных предложений средством выразительности речи является, например, метафора или олицетворение. Нужно разбираться в основных терминах, касающихся языка художественной изобразительности (тропы, фигуры речи).

Задание 4 по русскому языку ОГЭ 2017 – необходимо выписать слово из ряда предложений, в котором правописание приставки определяется её значением. Вспоминаем типы приставок и их написание в зависимости от значения.

Задание 5 в ОГЭ по русскому языку – проверяется знание правописания различных суффиксов, -Н и –НН в разных частях речи. Как правило, рассматриваются суффиксы прилагательных, причастий (как полных, так и кратких) и деепричастий.

Задание 6 по русскому языку 2017 – работа с лексикой и стилистикой. Необходимо подобрать нейтральный синоним к какому-либо просторечному слову или, наоборот, слову высокого стиля. Проверяется словарный запас и умение находить синонимы.

Задание 7 – рассматриваются виды связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Типичная формулировка такого задания: «Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление».

Задание 8 ОГЭ по русскому языку 2017 — необходимо выписать грамматическую основу предложения. Проверяется умения определять подлежащее и сказуемое. Стоит вспомнить сложные случаи, когда подлежащее и сказуемое выражаются одной и той же частью речи, либо сказуемое может быть составным (именным или глагольным).

Задание 9 ОГЭ по русскому языку 2017 — работа с обособленными членами предложений. Среди ряда предложений необходимо найти предложение с обособленными членами. Вспоминаем, что такое обособленные определения (согласованные и несогласованные), обстоятельства, приложения, дополнения.

Задание 10 ОГЭ 9 русский язык 2017 – расстановка знаков препинания при вводных словах и обращениях. Вам нужно прочитать одно или несколько предложений из прочитанного текста, в которых пронумерованы все запятые, и выписать цифру (цифры), обозначающую (обозначающие) запятую (запятые) при вводном слове. Нужно помнить, что вводные слова и конструкции, равно как и обращения, всегда отделяются запятыми.

Задание 11 ОГЭ 9 русский язык 2017 – снова работа с определением грамматической основы предложения: необходимо указать количество грамматических основ в одном из предложений из прочитанного текста. Здесь стоит вспомнить о таких понятиях, как назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения, а также как выглядит основа таких предложений.

Задание 12 Русский язык ОГЭ 2017 – сочинительная и подчинительная связь в сложных предложениях. Оперируем такими понятиями, как сложносочиненное (ССП) и сложноподчиненное (СПП) предложение; какие типы придаточных предложений встречаются в составе СПП; чем различаются сочинительные и подчинительные союзы. Типичная формулировка задания: «В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью». Крайне важно правильно задавать вопросы от главного предложения к придаточному, чтобы определить его тип (если того требует задание).

Задание 13 ОГЭ по русскому языку 2017 – нужно определить способ подчинения придаточных предложений в составе СПП. Вспоминаем, что всего таких способов три: последовательное, однородное и параллельное (неоднородное) подчинение придаточных. Задание на порядок сложнее предыдущих: нужно хорошо ориентироваться в теории и уметь правильно задавать вопросы от главного предложения к придаточному.

Задание 14 Русский язык ОГЭ 2017 – типы связи в сложных предложениях. Вспоминаем, что связь между простыми предложениями в составе сложного бывает союзной (сочинительной или подчинительной) и бессоюзной (запятые, двоеточия и тире). Необходимо найти одно или несколько предложений с разными типами связи. Нужно внимательно читать задание!

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 балл, если ответа нет или он неверный - 0 баллов. На этом часть 2 заканчивается, после чего переходим к завершающей 3 части.

Русский язык ОГЭ 2017 9 класс: сочинение

Часть 3 (задание 15.1, ЛИБО 15.2, ЛИБО 15.3) – это сочинение на одну из предложенных тем. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Задание 15.1 в ОГЭ по русскому языку 2017 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Вам необходимо прочитать высказывание, приведенное в задание и написать сочинение, как правило, о роли и значении каких-либо частей речи или знаков пунктуации в русском языке и литературе.

Задание 15.2 в ОГЭ по русскому языку 2017 – Это сочинение-рассуждение с опорой на прочитанный текст. Необходимо интерпретировать фразу из текста (как правило, финальную, но не всегда), выразить свою точку зрения и привести два примера-аргумента из прочитанного текста. Приводя примеры, необходимо указывать номера нужных предложений или применять цитирование.

Задание 15.3 в ОГЭ по русскому языку 2017 – сочинение-рассуждение на морально-этическую или философскую тему. Дается какое-либо понятие (например, любовь, человечность, сострадание, милосердие и пр.) и предлагается проинтерпретировать его значение. То есть, нужно сформулировать определение этого понятия в виде тезиса (ваше личное понимание) и прокомментировать его. Аргументируя тезис, нужно привести 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример — аргумент — из прочитанного текста, а второй – из личного жизненного опыта.

Максимальное количество баллов за сочинение – 9.

Не забывайте, что изложение и сочинение также оцениваются по критерию «Грамотность»: от этого зависит, какую оценку вы получите. Даже если вы идеально решите тестовые задания, правильно отразите все микротемы в изложении и напишете хорошее по содержанию сочинение, но допустите много грамматических, пунктуационных, орфографических и речевых ошибок, то итоговый балл может существенно снизиться. Поэтому будьте внимательны и тщательно проверяйте работы перед сдачей.

На нашем сайте вы найдете репетиторов по подготовке к ОГЭ по русскому языку , и .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь